Изобразительная деятельность в эмоциональном развитии ребенка

Елена Хромцова
Эмоциональное развитие через изобразительную деятельность

Эстетические чувства находят свое выражение в эмоциональном отношении человека к прекрасному в искусстве окружающей жизни, природе, которые могут вызвать особое чувство восхищения.

Очевидно, что эмоции оказывают на все стороны личности, на ее активность, тем или иным образом влияют на ее деятельность.

В жизни ребенка эмоции играют огромную роль. Для малыша эмоции — своеобразный эталон качества предметов и явлений окружающего мира, определить их ценности.

К трем годам начинают проявляться эстетические чувства: радость может вызывать красивым платьем, цветущим растением. Но если в младенческом возрасте радость вызывает все яркое и блестящее, то в раннем возрасте малыш уже пытается отличать действительно красивое от вычурного и безвкусного, основываясь на оценках взрослого.

Но если в младенческом возрасте радость вызывает все яркое и блестящее, то в раннем возрасте малыш уже пытается отличать действительно красивое от вычурного и безвкусного, основываясь на оценках взрослого. Постепенно оценки становятся все более независимыми от мнения взрослых. Очень часто у детей этого возраста активизируется потребность выразить себя и свои чувства через движение, пение, рисунок.

Эстетические чувства развиваются в связи с собственной художественно – творческой деятельности ребенка. Л. С. Выготский считал, что «эмоциональное развитие детей – одном из важнейших направлений профессиональной деятельности педагога. Эмоции являются «центральным звеном» психической жизни человека и прежде всего ребенка».

Чувства и эмоции оказывают влияние на все компоненты познание, мышление, внимание, воображение, восприятие, ощущение. Переживание положительных эмоций способствует яркому восприятию окружающего мира, улучшает процесс запоминания, так как эмоционально окрашенные события дольше сохраняются в памяти. Положительные эмоции стимулируют человека к активной познавательной деятельности, увеличивая все мотивационные механизмы.

Рисование — любимое детское занятие, на котором дети образно познают окружающий мир. Ребенок получает возможность передавать свои впечатления, переживания на бумаги, создавать образы которые его волнуют и интересуют. Только методически грамотное руководство изобразительной деятельностью детей обеспечивает развитие художественного детского творчества. Радость творчества у детей появляется тогда, когда они овладевают средствами и способами изобразительной деятельности. Для этого надо превратить обучение основам изобразительной деятельности в осознанное и интересное для ребенка дело, на основе эстетического восприятия и эмоционально – нравственных переживаний. Методика работы построена на использовании игровых методов обучения. Чтобы возникло у детей желание выполнять учебную задачу, формируется игровая мотивация. Большое значение для создания творческой атмосферы имеет речь педагога (эмоциональная, выразительная, образная). В итоге ребенок получает удовольствие от полученного результата, созданные им рисунки вызывают чувство радости. Постепенно формируются художественные интересы, развиваются творческие способности в изображении. Использование игровых приемов применима в работе со всеми возрастами дошкольников. Ребенок стремиться отразить в рисунке то, что на него произвело наибольшее впечатление, что его волнует. В игре. Интересно и увлекательно можно прививать детям и желание рисовать, и изобразительные навыки.

Изобразительное творчество специфическая детская активность, направленная на эстетическое освоение мира посредствам изобразительного искусства. Основу художественного образа составляют «ри кита «- эмоциональность, интерес, активность (Е. А. Флерина). Специфика формирования эстетического отношения определяется в первую, очередь способами восприятия мира ребенком (А. В. Бакушинский); и обуславливается особенностями его внутреннего мира – таким, как повышенная эмоциональная отзывчивость (О. Л. Некрасова – Каратаева); глубина художесвенных впечатлений, обусловлено их первичностью и новизной (К. Д. Ушинский).

«Детское творчество научает ребенка овладевать системой своих переживаний, побеждать и преодолевать их и учит психику восхождения» (Л. С. Выготский).

Таким- образом на протяжении дошкольного детства, развитие способности к восприятию и созданию художественных образов проходит путь от элементарного наглядно – чувственного впечатления до возможности передачи стилизованного образа выразительными средствами.

Изобразительная деятельность (рисование, лепка и аппликация) является одним из важнейших средств познания мира и развития эстетического восприятия, связанным с самостоятельной практической и творческой деятельностью ребенка. В обучении изобразительной деятельности в дошкольном возрасте предполагает решение двух основных задач. Пробудить у детей положительную эмоциональную отзывчивость как к окружающему миру, к родной природе, к событиям жизни. Сформировать у детей изобразительные навыки и умения. В процессе изобразительной деятельности у дошкольников совершенствуются наблюдательность, эстетическое восприятие и эмоции, художественный вкус, творческие способности.

Читайте также:  Роль продуктивных видов деятельности на развитие личности ребенка

Радость общения с цветами – одно из самых сильных чувств, подаренных человеком природой. Педагоги и психологи установили, что при общении с искусством у детей пробуждаются особые эмоции, совсем не похожие, совсем не похожие на те, которые они испытывают, когда радуются или грустят.

Специальные исследования убедительно показали, что эмоции вызванные искусством, способы творить чудеса: они приобщают детей к высшим духовным ценностям, развивают их способности и раздвигают горизонты сознания. Благодаря цвету даже самые несовершенные работы преображаются, и дети испытывают радость и чувство удовлетворения от определенной работы.

Источник

Елена Тютюнник
«Развитие эмоциональной сферы ребёнка дошкольного возраста, через инновационные техники изобразительной деятельности»

Изобразительная деятельность имеет большое значение в решении задач детского поведения и эмоций, так как по своему характеру является художественной деятельностью.

Специфика занятий изобразительным творчеством дает широкие возможности для познания прекрасного, для развития у детей эмоционально-эстетического отношения к действительности. Каждый вид изобразительной деятельности, кроме общего эстетического влияния, имеет свое специфическое воздействие на ребенка. Рисование имеет большое значение для обучения и воспитания детей дошкольного возраста. Оно способствует формированию и развитию многих личностных качеств личности, ее психических и эстетических возможностей.

Маленькие дошкольники часто находятся «в плену эмоций», поскольку еще не могут управлять своими чувствами, что может приводить к импульсивности поведения, осложнениям в общении со сверстниками и взрослыми. Лишь по мере личностного развития у них постепенно формируется способность осознавать и контролировать свои переживания, понимать эмоциональное состояние других людей, развивается произвольность поведения, чувства становятся более устойчивыми и глубокими.

Для успешного развития детей в данном направлении рекомендуется придерживаться следующих условий:

— обновить и обогатить окружающую среду детей самыми разнообразными новыми для них предметами и стимулами с целью развития их чувства прекрасного, создать условия для проявления творческой активности и развития изобразительных действий;

— широко использовать в работе нетрадиционные материалы и техники (рисование на смятой, мокрой, различных видах бумаги, рисование пальцами, ватой, колосками и др.);

— создать в группе благоприятную атмосферу. Предоставить детям возможность активно задавать вопросы, поощрять высказывание оригинальных эмоциональных идей;

— не сдерживать инициативу ребенка, не давать четких наставлений, помогать действовать независимо. Не делать за него то, что он может сделать (или научиться делать) самостоятельно. Давать задания по собственному эмоциональному замыслу;

— доброжелательно относиться к детям, учить детей симпатии. Воспитывать чувство коллективизма, давать задания на сплочение группы.

Таким образом, надо сказать, что развития у детей дошкольного возраста можно достигнуть чувства прекрасного, эмоционально – положительных чувств, равновесие в поведение и выплеск негативных эмоций через произведения изобразительного искусства.

Все дети в детстве рисуют, но это получается не у всех детей одинаково, одному ребёнку достаточно небольшой помощи, а другому требуется длительная тренировка. Не сформированность графических навыков и умений мешает ребенку выразить в рисунке задуманное и затрудняет развитие познавательных способностей и эстетического восприятия.

Сложной для дошкольников является методика изображения предметов тонкими линиями. Далеко не все дети справляются с поставленной перед ними задачей. Это влечет за собой отрицательное эмоциональное отношение ко всему процессу рисования и ведёт к детской неуверенности. Решить данные проблемы помогают нетрадиционные способы рисования.

Целью моей работы является изучение процесса развития творческих способностей детей средствами нетрадиционных техник рисования, помочь реализовать себя, уметь соединять в одном рисунке различные материалы для получения выразительного образа

Читайте также:  Развитие речи ребенка шаг за шагом

Поставленная мною цель привела к решению следующих задач:

-Расширять представления о многообразии техник рисования.

-Формировать эстетическое отношение к окружающей действительности на основе ознакомления с нетрадиционными техниками рисования.

-Создать условия для свободного экспериментирования с нетрадиционными художественными материалами и инструментами.

-Формировать эстетический вкус, творчество, фантазию.

Развивать ассоциативное мышление и любознательность, наблюдательность и воображение.

-Совершенствовать технические умения и навыки рисования.

-Воспитывать художественный вкус и чувство гармонии

Занятия с детьми я начинаю со второй младшей группы. Использую разработки Р. Г. Казаковой. Начинаю со способов, не требующих от маленьких художников профессионально чётких линий, несущих важную художественную нагрузку. Неотъемлемой частью работы становятся экспериментирование с красками (создание новых оттенков) и совместное разрабатывание способов рисования.

Данный вид деятельности позволяет сделать работы детей более интересными, выразительными и красочными.

Дети особенно подвержены своим эмоциям. Возникающие в их непосредственном воображении образы и сюжеты поражают своим необъяснимым сочетанием цвета, формы, невероятностью событий. В их рисунках можно увидеть голубого слона, шагающий дом, красный дождь и многое другое. Что же побуждает человека к творчеству?

При организации работы по формированию творческих способностей я уделяю внимание социально – эмоциональному развитию. Важно стимулировать проявление детьми самостоятельности и творчества в изобразительной деятельности.

Результатами моей работы в данном направлении стали:

— активность и самостоятельность детей в изо деятельности;

— умение находить новые способы для художественного изображения;

— умение передавать в работах свои чувства с помощью различных средств выразительности

Коллаж, пальчиковая живопись, кляксография, монотипия и другие технологии нетрадиционного рисования способствуют развитию у ребенка творчества, пробуждают фантазию, активизируют наблюдательность, внимание и воображение, развивают ручные умения, чувства формы и цветоощущение, способствуют воспитанию художественного вкуса у детей.

Мною были составлены конспекты занятий по рисованию, и по нетрадиционному рисованию «Разноцветная радуга», «Добрым людям на загляденье», «Музыка русских узоров», «Волшебная страна красок» и т. д.

Совместно с родителями были подготовлены выставки детских рисунков:

«Мой любимый герой»;

«Город, в котором я живу»;

«Зимушка — зима»

«Чёрное море моё» и другие

Моя работа проходила в тесном сотрудничестве с родителями

Для родителей подготовила несколько консультаций, памяток, буклетов

«Развитие любознательности», «Польза рисования», «В игры играем, восприятие развиваем», «Рисование пальчиковыми красками» и другие

Также проводилось анкетирование по разным темам.

В дружной обстановке творчества, выдумки, фантазии прошло родительское собрание «Развитие творчества у детей». На котором я провела мастер- класс «Опускаем руки в краску», пользуясь нетрадиционными техниками рисования, родители рисовали портрет своего ребёнка.

На педсоветах делилась опытом работы со своими коллегами, проводила практические занятия, познакомила с квилингом. Подготовила и показала презентации на тему «Мастер карандаш», «Развитие творческих способностей» и др.

Нетрадиционные методы рисования использую не только на занятиях по изо деятельности, но и на других занятиях и в свободное от занятий время.

Результатом моей работы являются результаты мониторинга по изо деятельности, которые показывают чему научились мои дети. Видеть окружающее, передавать чувства, настроение. Работая по этой методике, отметила, что у детей повышается интерес к изобразительной деятельности. Имея опыт рисования различными способами, дети уже сами предлагают их, стоит только предложить им тему рисования. А самое главное дети научились работать в коллективе, осознавать и контролировать свои переживания, понимать эмоциональное состояние других детей.

Источник

Екатерина Алчинова
Консультация для педагогов «Изобразительная деятельность как средство развития эмоциональной сферы дошкольника»

Проблема развития эмоциональной сферы детей является насущной потребностью сегодняшнего времени. И дело здесь не только в необходимости понимания своих и чужих чувств, умения сопереживать людям, адекватно реагировать в сложных ситуациях, находить выход из к5онфликтов. Эмоции есть механизм, реализующий сопричастность ребенка специфически человеческому миру, формирующий базовую экзистенциальную потребность – потребность в другом человеке, образующий своеобразную «мелодию жизни» ребенка. Часто эта «мелодия» характеризуется подавленностью, настороженностью, недоверием, снижением настроения, что затрудняет приобщение ребенка к культуре человеческих отношений.

Читайте также:  Развитие концентрации внимания у ребенка

Общение взрослых с ребенком-дошкольником порой сводится к трансляции когнитивных образов, наряду с режимными требованиями: соблюдение ритма сна – бодрствования, питания, прогулок и др., что само по себе не обогащает эмоциональную сферу, а скорее, ставит под сомнение «базовое доверие к миру» (Э. Эриксон, поскольку не предполагает инициативы ребенка. Ребенок познает мир отчужденно, неличностно, собственный внутренний мир остается закрытым для него.

Адекватное проживание кризиса трех лет происходит при таком развитии эмоциональной сферы, когда строится особый артифициалистского типа вид причастности к миру, в результате чего у ребенка возникает специфическая детская картина мира и свого места в нем. Вместе с тем необходимо отметить, что такая причастность стихийна и неустойчива, поэтому требуется специальная воспитательная работа по обогащению эмоционального общения взрослого с ребенком, помогающая ощутить радость бытия, полноту жизни, согласие с миром и самим собой. Такая воспитательная работа основывается на использовании различных форм искусств и, в частности, изобразительной деятельности. В ходе такой деятельности возникает эмоционально выраженная потребность в эстетическом самоощущении, ребенок становится сопричастен к миру как целому, он чувствует себя творцом.

Педагогические условия, развивающие эмоциональную сферу в ходе изобразительной деятельности:

1. Совместное переживание удовольствия воспитателя и детей в ходе изобразительной деятельности.

2. Обучение передаче эмоциональной выразительности изобразительных образов.

3. Обучение выражению эмоциональных состояний человека в изобразительных образах.

Первое педагогическое условие опирается на тезис, что деятельность ребенка – дошкольника должна быть желанной и радостной (В. В. Давыдов). Иначе говоря, действенно – экспрессивная форма переживаний является исходной формой человеческих эмоций. Как известно, в процессе рисования достижение сенсомоторной координации (рука-глаз) сопровождается интенсивным удовольствием: «радость появления нового бытия, отделяющегося от ребенка» (В. В. Зеньковский).

Необходимо помогать детям «дружить с карандашом», узнавать его свойства, учить технике держания карандаша, давать первичную ориентацию в мире цвета, форм, линий; поддерживать любые проявления активности: проведение простой линии, рисование кружка или какой – либор цветовой гаммы; самим принимать участие в рисовании, предлагая различные образцы. Все это создает атмосферу свободного творчества, ощущение успеха («Я могу сам»). Взрослые и дети переживают радость от рисования, заражаются эмоциональной энергией, у детей возникает эмоциональная сопричастность к человеческому миру.

Второе педагогическое условие опосредуется явлениями детского анимизма (стремление наделить неодушевленной душой, эмоциями, чувствами и т. д.) и способствует проявлению предметных эмоций. В ходе рисования дети на эмоционально-чувственном уровне пытаются изображать какой-либо предмет, наделяя его эмоцией («веселая линия», «грустная линия», «веселый цыпленок», «важный цыпленок» и т. д., что позволяет сопереживать изображаемым образам, как живым существам, дает возможность детям рассказывать с помощью рисунка о своих чувствах.

Третье педагогическое условие помогает детям понять собственно человеческие эмоции: различать и дифференцировать эмоциональные состояния, узнавать мимические и пантомимические проявления эмоций. Сначала дети рассматривают лица и части тела друг друга (глаза, нос, рот, волосы, уши, руки, ноги, туловище). Затем детям показывают лицо и фигуру человека с такими эмоциональными состояниями, как радость, печаль, страх, спокойствие. После этого дети пытаются изобразить в рисунке эти эмоции.

Соблюдение этих педагогических требований способствует тому, что изобразительная деятельность развивает эмоциональную сферу детей. В процессе такой деятельности создается эмоциональная ориентация ребенка на сверстников, у детей развивается способность к сопереживанию, они учатся «читать» человеческие чувства и лучше понимать себя.

Литература: Шик С. В. Изобразительная деятельность как средство развития эмоциональной сферы ребенка четвертого года жизни // Психолог в детском саду, 2005, № 1, с. 94-98.

Источник