Изобразительная деятельность как развитие личности ребенка

Изобразительная деятельность как развитие личности ребенка thumbnail

Библиографическое описание:

Яковлева Е. В. Как влияет изобразительная деятельность на всестороннее развитие ребенка [Текст] // Актуальные задачи педагогики: материалы VII Междунар. науч. конф. (г. Чита, апрель 2016 г.). — Чита: Издательство Молодой ученый, 2016. — С. 67-70. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/189/10185/ (дата обращения: 11.03.2020).



В дошкольном детстве большое место занимает изобразительная деятельность, имеющая неоценимое значение для всестороннего развития детей. Являясь для них самой интересной, она позволяет передать то, что дети видят в окружающей жизни, то, что их взволновало, вызвало положительное отношение.

Ведущая роль в становлении личности ребенка, формировании его духовного мира принадлежит эмоциональной сфере. Именно с этой особенностью психики маленького человека связана высокая сила воздействия на него искусства — явления эмоционально-образного по своей сути. Специфика искусства, различных его видов делают художественную деятельность уникальным средством воспитания, обучения и развития детей.

Особенностью изобразительной деятельности является то, что результат ее (рисунок, скульптура, аппликация) не исчезает в момент прекращения ребенком действий по созданию изображения. Более того, изображение можно рассматривать, показывать, совершенствовать.

Исследования ученых (Л. С. Выготский, Б. М. Теплова, Е. А. Флерина, Н. П. Саккулина, Н. А. Ветлугина, Т. С. Комарова, Г. Г. Григорьева и др.) показывают, что занятия рисованием в детстве положительно влияют на развитие интеллектуальных, эмоциональных, моторных и других способностей ребенка.

Художественное развитие дошкольника, которое происходит в изобразительной деятельности, обусловлено наследственными и врожденными факторами, осуществляется на фоне роста и созревания организма и зависит от социокультурной среды.

Л. С. Выготский писал о том, что движущей силой развития ребенка является обучение как необходимый путь «присвоения» им общечеловеческих способностей. При этом важно, чтобы система обучающих занятий была ориентирована на «зону ближайшего развития», на созревающие, а не уже созревшие функции.

Что такое детская изобразительная деятельность? Как, почему она возникает и как развивается? В чем ее смысл? Зачем крохе ею заниматься?

Разве нельзя полноценно жить сейчас и потом без рисования? Конечно, можно. Но как много потеряет человек в своем развитии, пройдя мимо этой деятельности! Как много возможностей к развитию, которыми наделила его природа, не будет реализовано!

Дети очень рано начинают проявлять интерес к изобразительной деятельности. Их привлекают не только действия с изобразительными материалами, но и результаты этой деятельности. Малыша восхищает след от карандаша, измененная форма пластилина, в них он видит знакомые образы окружающего мира. Активизирует детскую изобразительную деятельность игра. Сказочные сюжеты возбуждают воображение, а рассматривание художественных произведений обогащает новыми изобразительными средствами. Важно поддерживать в ребенке интерес к изобразительной деятельности в течение всего дошкольного детства. Художественное воспитание детей необходимо начинать в самом раннем возрасте. Виды творчества могут быть совершенно любыми: изобразительное искусство, музыка, литература, танцы — главное, чтобы ребенок с малых лет впитывал художественную культуру. Чтобы она стала неотъемлемой частью его жизни и оказала формирующее воздействие на его личность.

Изобразительная деятельность зарождается в раннем возрасте ребенка. Рисование — это один из важных средств в познании мира, развитии знаний эстетического восприятия, так как непосредственно связано с творческой самостоятельно-практической деятельностью дошкольника.

Чем может быть полезна изобразительная деятельность для развития ребенка?

Изобразительная деятельность дошкольников играет ключевую роль в развитии детской личности, поскольку для ребенка это радость познания и творчества. Необходимым условием умения изображать является зрительное восприятие окружающего мира. Чтобы вылепить или нарисовать какой-нибудь объект, с ним необходимо познакомиться, запомнить его величину, цвет и форму.

Изобразительная деятельность дошкольников — это развитие мысли, анализа, синтеза, сравнения и обобщения. Она способствует овладению связной речью, обогащению словарного запаса и развитию сенсорики. Расширение запасов познания, наблюдения и сравнения положительно сказывается на общем интеллектуальном развитии ребенка.

В процессе занятий изобразительной деятельностью у дошкольников формируются нравственно-волевые качества. Дети учатся сосредотачиваться, доводить начатое дело до конца, преодолевать трудности и поддерживать товарищей. Быстрее происходит физическое развитие, поскольку изобразительная деятельность требует от ребятишек активных движений и регулярных прогулок на свежем воздухе.

Эстетическое воспитание дошкольников происходит посредством развития у них чувства красоты, формы, цвета, яркости и насыщенности красок. Движущей силой такого многостороннего развития является детский интерес.

В изобразительной деятельности идет интенсивное познавательное развитие, у ребенка раннего возраста уже формируются первые сенсорные ориентировки в цвете, форме, величине, фактуре предметов, развивается способность всматриваться, вслушиваться, анализировать предметы, явления, видеть в них общее и отличное, быть внимательным. Идет первоначальное освоение орудийных действий с изобразительным материалом. Эти действия имеют ярко выраженную сенсорную основу: темп, размах, ритм, направление движений, ощущение характера изобразительного материала — все это требует еще и координации в работе зрительных и двигательных анализаторов. Изображая простейшие предметы и явления, ребенок познает их, у него формируются первые представления.

Изучение изобразительной деятельности детей имеет большую историю, существует множество различных теории, начиная с рассмотрения рисунка как средства педагогического воздействия и кончая признанием за ним серьезного диагностического и прогностического значения.

В творчестве ребенка отражается его внутренний мир: настроение, переживания, фантазии, влечения, которые он не всегда сам осознает и не всегда высказывает. Для ребенка рисунок является формой выражения мыслей, представлений об окружающей действительности, эмоциональных переживаний.

Посредством рисунка устанавливается контакт при наличии замкнутости, негативистических тенденций у больных детей, которые либо сами мало говорят, либо не хотят обсуждать свои переживания.

Художественное творчество детей представляет интерес не только для педагогов, искусствоведов, но и для психологов, педиатров, психоневрологов, дефектологов. Анализ творчества ребенка может многое дать для понимания его внутренних переживаний и служить диагностическим целям.

Для руководства изодеятельностью детей основой является данные педагогики, психологии, эстетики и искусствоведения, т. к. известно, что процесс изображения предметов и явлений окружающего мира сложен по своей природе и связан с развитием личности ребенка, с формированием его чувств и сознания. В круг вопросов по детскому рисунку входит определение таких методов воспитания и обучения, которые наилучшим образом влияли бы на развитие детей. Для этого нужно хорошо знать своеобразие и закономерности развития психики ребенка.

Знание процессов восприятия, мышления, воображения у детей от 2 до 7 лет дает основание правильно строить — работу с детьми, т. е. определить содержание, метода и приемы их воспитания и обучения. Знания психологии ребенка помогают лучше понять его склонности, желания, выявить способности; знание анатомии, физиологии и гигиены позволяет строить обучение детей соответственно их возрастным особенностям. Необходимо знание высшей нервной деятельности детей, которая определяет все психические процессы в том числе и способность к творчеству. Нужно знать, что для ребенка дошкольного возраста характерно недостаточное развитие анализаторов, слабая координация руки и глаза, быстрая утомляемость. Основной недостаток детского мышления заключается в хаотичности, отрывочности знаний, в неумении детей объединять отдельные частные результаты мыслительных действий в целостный продукт.

В своих работах дети отражают впечатления от окружающей жизни — жизни природы, людей, вещей, явлений и т. д.

Изобразительная деятельность является самым доступным видом творчества ребенка. Это самый первый вид, который осваивает маленький человечек. Ребенок не может еще ни читать, ни писать, но уже с удовольствием на бумаге вырисовывает каракули. Если поддерживать и направлять ребенка в этом занятии, можете добиться развития тела, души, ума. Поэтому так важны в дошкольном возрасте занятия изобразительной деятельности. Важно научить детей видеть прекрасное, богатство и красоту природы, ценить различные произведения искусства. Так же в процессе рисования развивается зрительно-двигательная координация, ручная умелость к письму.

Изобразительная деятельность оказывает большое влияние на развитие ребёнка. С раннего детства любят рисовать. Этот вид деятельности их увлекает и радует. Благодаря своей доступности, наглядности и конкретности выражения он приближает к игре.Изобразительная деятельность заключает в себе большие возможности. Она является средством умственного, эмоционального, эстетического и волевого развития детей. В процессе этой деятельности совершенствуются все психические функции: зрительное восприятие, память, мыслительные операции. А развитие мелкой моторики руки развивает мышление и речь, ведь рука, по словам Канта, является выдвинутым вперёд мозгом человека. Рука познаёт, а мозг фиксирует ощущения и восприятия, соединяя их в образы и представления.

Познавая красоту окружающего мира и произведения искусства, ребёнок испытывает положительные эмоции, на основе которых возникают более глубокие чувства: радость, восхищение, восторг, любовь и красота окружающего. Более полному восприятию окружающего мира помогает интеграция музыки, слова и изобразительной деятельности.

Литература:

  1. Григорьева Г. Г. Развитие дошкольника в изобразительной деятельности: Учебное пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. — М., 1999. — 344 с.
  2. Веракса Н. Е., Веракса А. Н. Развитие ребенка в дошкольном детстве. — М.: Мозаика — Синтез, 2006
  3. Ветлугина Н. А. Развитие художественного творчества детей. // Художественное творчество и ребенок. — М.: Педагогика, 1972. — 264с.
  4. Иванова О. Л., Васильева И. И. Как понять рисунок и развивать творческие способности ребёнка. — СПб.: Речь; Образовательные проекты; М.; Сфера, 2010. — 92 с.

Основные термины (генерируются автоматически): изобразительная деятельность, ребенок, окружающий мир, развитие ребенка, развитие детей, изобразительный материал, изобразительная деятельность дошкольников, зрительное восприятие, дошкольное детство, детская изобразительная деятельность.

Похожие статьи

Развитие воображения в изобразительной деятельности детей

изобразительная деятельность, ребенок, окружающий мир, развитие ребенка, развитие детей, изобразительный материал, изобразительная деятельность дошкольников, зрительное восприятие

изобразительная деятельность, ребенок, окружающий мир

Развитие воображения в изобразительной деятельности детейребенок, изобразительная деятельность, дошкольный возраст, творческая деятельность, рисование, окружающий мир, развитая личность, процесс рисования, образ воображения, вид деятельности.

Особенности развития эмоциональной сферы ребенка

изобразительная деятельность, ребенок, окружающий мир, развитие ребенка, развитие детей, изобразительный материал, изобразительная деятельность дошкольников, зрительное восприятие, дошкольное детство

Коллективное творчество в изобразительной деятельности

ребенок, изобразительная деятельность, творческая деятельность, дошкольный возраст, развитие творчества, впечатление, творчество.

Изобразительная деятельность как один из способов подготовки…

Разносторонняя подготовка детей к обучению в школе начинается задолго до поступления ребенка в школу. Условием успешного осуществления задачи подготовки детей к школе зависит, прежде всего, от семьи и дошкольного учреждения.

Роль изобразительного искусства в гармоничном развитии

Анализ литературы, посвященной изобразительной деятельности детей, показывает, что наиболее важной задачей является творческое развитие ребенка средствами изобразительного искусства.

изобразительная деятельность, ребенок, окружающий мир

Как влияет изобразительная деятельность на всестороннее… изобразительная деятельность, ребенок, окружающий мир, развитие ребенка, развитие детей, изобразительный материал, изобразительная деятельность дошкольников, зрительное

изобразительная деятельность, ребенок, окружающий мир

Как влияет изобразительная деятельность на всестороннее… изобразительная деятельность, ребенок, окружающий мир, развитие ребенка, развитие детей, изобразительный материал, изобразительная деятельность дошкольников, зрительное

Цвет в изобразительной деятельности дошкольников

Цвет в изобразительной деятельности дошкольников. Авторы: Красильникова Елена Михайловна, Кузьмина Юлия Владимировна.

Изобразительная деятельность не может осуществляться без наличия разнообразия материала: литературы, произведений искусства…

Источник

Понятие
«изобразительной деятельности». Виды
и своеобразие изобразительной деятельности
дошкольников: рисование, лепка, аппликация,
конструирование.

Динамика
изменения содержания изобразительной
деятельности на протяжении дошкольного
возраста. Значение изобразительной
деятельности для других направлений
развития и воспитания детей дошкольного
возраста. Его отражение в современных
образовательных программах для детского
сада.

Цели
и задачи изо деятельности

Задачи
обучения

1)
Одна из основных задач обучения детей
— воспитание умения правильно передавать
свои впечатления от окружающей
действительности в процессе изображения
конкретных предметов и явлений. Большое
значение в правдивой передаче впечатлений
имеет способ изображения. Дети учатся
передавать форму предмета, соотношение
его частей, расположение объектов в
пространстве, их цвет и т. д.

2)
Следующая задача обучения — развитие
умений изображения нескольких предметов,
объединенных общим содержанием. Задача
создания тематической композиции
требует изображения группы предметов,
логически связанных между собой. В жизни
ребенок легко улавливает связи и
отношения между предметами, однако для
передачи этих отношений в рисунке или
лепке дошкольник должен овладеть целым
рядом изобразительных умений и навыков,
требующих большой работы мысли и
воображения.

3)
Важной задачей обучения является
развитие умения составлять узоры,
учитывая ритм, симметрию, цвет. Решение
этой задачи связано с особенностями
эстетического развития дошкольника.
Детям доступно выполнение простейших
ритмических построений и использование
ярких, контрастных сочетаний цветов (в
старшем возрасте — оттенков) для создания
выразительной композиции. Эта задача
осуществляется по преимуществу на
занятиях декоративным рисованием и
аппликацией. В лепке — это украшение
вылепленной посуды и декоративных
пластин узором, выполненным в виде
росписи красками или лепным способом.

4)
Одна из важных задач обучения
изобразительному искусству — овладение
техническими приемами работы с различными
материалами. Изобразительные умения
заключаются в способности передавать
форму предмета, его строение, цвет и
другие качества, создавать узор с учетом
украшаемой формы. С изобразительными
умениями тесно связаны технические
навыки. Для изображения любого предмета
надо уметь свободно и легко проводить
линии в любом направлении, а как передать
форму предмета посредством этих линий
— это
уже изобразительная задача.

Задачи
художественного воспитания:
формирование интереса к произведениям
искусства; приобщение к элементарным
знаниям в этой области; знакомство с
изделиями художественных промыслов;
развитие творческих способностей. 

Задачи
художественно-творческого
развития
детей: 1.)формировать
способы зрительного и тактильного
обследования хорошо знакомых предметов
для уточнения представлений о внешнем
виде игрушек, предметов посуды, одежды,
скульптуры малых форм;

2.)
учить детей
находить связь между хорошо знакомыми
предметами и явлениями окружающего
мира и их отражениями в рисунке, лепке,
апликации, на картинках в детских
книжках;

3.)
учить детей
видеть цельный художественный образ в
единстве изобразительно-выразительных
средств (цвет, форма, линия и т.д.)

Таким
образом, задачи обучения изобразительной
деятельности тесно связаны со спецификой
данного вида искусства и одновременно
способствуют осуществлению воспитательных
задач, развитию художественных
способностей детей.

Восприятие
окружающего как основа изобразительной
деятельности детей

Детская
изобразительная деятельность базируется
на познании окружающей действительности,
поэтому вопрос о развитии восприятий
является одной из основных проблем
методики обучения детей рисованию,
лепке, аппликации. В
своих работах дети отражают впечатления
от окружающей жизни. Изобразительная
деятельность служит средством расширения
и закрепления их представлений о
действительности, способствует воспитанию
чувств и формированию понятий.

Развитие
восприятий, предшествующих изобразительной
деятельности, имеет две цели. Во-первых,
обогащение познавательного и эстетического
опыта ребенка в процессе ознакомления
с окружающей действительностью,
во-вторых, уточнение представлений о
различных предметах. Опыт ребенка
постепенно расширяется в процессе всей
воспитательной работы на занятиях,
прогулках, экскурсиях, при восприятии
радио- и телепередач. Эти восприятия
могут быть связаны с задачей последующего
изображения, но могут иметь и другие
цели. Важно, чтобы воспитатель учитывал
их на занятиях лепкой, рисованием и т.
п.. Накопление впечатлений об окружающем
является широкой базой для проведения
занятий по изобразительной деятельности.

Вводится
рисование с натуры, показ приемов
рисования проводится реже.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

    11.02.2015248.32 Кб56.DOC

  • #
  • #
  • #

Источник