Изменения в развитии ребенка детского сада

Анжела Ткаченко
Роль детского сада в воспитании и развитии ребёнка
Первым социальным институтом в жизни ребенка является семья. Из общения с близкими взрослыми ребенок получает свои первые знания.
Вторым социальным институтом в жизни ребенка является детский сад. От того, в каких условиях будет развиваться ребенок, зависит его будущее.
В период дошкольного возраста очень важно развить основные психические процессы, такие как память, восприятие, мышление, речь. В этот период у ребенка непрерывно обновляются знания об устройстве мира, он развивает свой словарный запас, перенимает культурно-исторический опыт.
Когда ребенок приходит в детский сад у него возникает представления о новом мире социальных отношений, где царят другие нормы, чем в близком окружении. В этот момент наступает начало подготовки к будущей взрослой (социальной) жизни. Основная функция детского сада, как социально-образовательного учреждения, оказывать педагогическую помощь и поддержку семьям своих воспитанников, а также компенсирование проблемы в их поведении и развитии. Одной из основных задач детского сада вовлечь в процесс обучения каждого ребёнка в детском саду, подготовить его к школе.
Детский сад — первое общественное учреждение, куда попадает ребенок. Там он с помощью воспитательного подхода легко усваивает все нормы и принципы общения. Стремление к общению заложено в природе человека. До поры до времени, для удовлетворения этой потребности ребенку достаточно близких взрослых. Но в возрасте около трех лет у него появляются и усиливаются потребности в таком общении, которого с взрослым быть не может. Ребенку сложно общаться со взрослым на равных, потому что куда пойти и что делать решает взрослый. Взрослый сам выбирает правила общения с ребенком. Находясь в детском саду в компании сверстников и общаясь с ними, ребенок общается со сверстниками по общим правилам. Среди сверстников он находит себе товарищей равных по интеллекту, силе, детей со схожими интересами. Вместе они выбирают правила игры, учатся согласовывать и прислушиваться к требованиям других детей. К тому же, родителям не так часто, как ребенку, хочется играть в детские игры, как нужно это ребенку. Со сверстниками ребенок играет чаще. Его сверстники, как и он, так же полны сил и энергии, поэтому ребенку в их компании играть, намного интересней, чем с быстро утомляемым взрослым. С помощью игры ребенок развивает коммуникативные навыки, учиться подчиняться и выполнять правила других, учиться считаться с чужим мнением. Но общаться с ровесниками труднее, чем с близким взрослым. Взрослый угадывает чувства, и желания своего ребенка, а сверстники же плохо понимают и формулируют даже собственные чувства и желания. Поэтому маленькие дети часто ссорятся между собой. Они не умеют знакомиться, не знают, как обратиться к другому ребенку, когда и как надо отказать. Всем этим правилам ребенок легко научается в детском саду. Дети в детском саду находятся в одновозрастной группе. Не удивительно, что время от времени возникают конфликты интересов. Конечно, это неприятно, но именно благодаря таким эпизодам ребенок осознает необходимость отстаивать свои интересы, учится давать сдачи. Воспитатели в легкой ненавязчивой форме помогают развить ребенку основные качества общения:
— деловые (другой человек как партнер по совместной деятельности);
— познавательные (другой человек как источник информации);
— личностные (интерес к другому человеку как к личности).
В детском саду ребенок учится общаться с другими взрослыми. Ребёнок получает интеллектуальное и физическое развитие.
Если вдуматься, то детский сад дает ребенку, в общем-то, немало. В детском саду проводятся разнообразные занятия, направленные на всестороннее развитие ребенка: занятия по рисованию, лепке, конструированию, развитию речи, ознакомление с художественной литературой, формированию основ математических представлений. Присутствуют и занятия, направленные на физическое развитие ребенка: музыкальные и физкультурные занятия. Помимо знаний, в детском саду ребенок учится соблюдать дисциплину, слушаться взрослых, убирать за собой, проявлять самостоятельность и придерживаться определенного режима дня.
Источник
Людмила Бартенева
Изменения в работе педагога дошкольного образования с введением федерального государственного образовательного стандарта
Дошкольные учреждения вступают сегодня в период глубоких качественных изменений. В новом Федеральном образовательном стандарте (далее – ФГОС ДО) изменены содержание и структура образования в целом.
Внедрение ФГОС ДО, профессионального стандарта педагога дошкольного образования диктует повышенные требования к квалификации педагога, его ответственности, готовности осваивать новые подходы к профессиональной деятельности.
Изменились функции педагога: главная -создавать условия к самостоятельному познанию и развитию детей.
Педагог в детском саду – ключевая фигура в организации образовательного процесса. Ни на одном другом возрастном этапе взрослый не играет такой роли в развитии ребенка. Поэтому целью деятельности взрослого в условиях дошкольного образовательного учреждения является конструирование такого взаимодействия с ребенком, которое будет способствовать формированию его активности в познании окружающей действительности, раскрытию его неповторимой индивидуальности
Отношение воспитателя к ребёнку как к субъекту, личности, партнёру, имеющему собственное мнение. Естественно учитывается возраст детей и необходимая бесконфликтная коррекция и воспитание.
Cовременный дошкольник не только должен усваивать определенный объем знаний, но и учиться сотрудничать, планировать свою деятельность, оценивать результаты работы, работать с разными видами информации, свободно высказываться в устной и письменной форме, осознавать и понимать различия между людьми и культурами, понимать ценность такого различия и многое другое.
Стандарт дошкольного образования связан с ведущими стандартами мирового сообщества, направлен, прежде всего, на индивидуальную успешность ребенка, на творчество, на формирование предпосылок учебной деятельности, а не то, чтобы в детских садах всех детей учили читать – писать, т. е. на результат в развитии самого ребёнка.
Современные дети более активны, подвижны, информированы во многом, каждый ребенок индивидуален и неповторим. Чтобы соответствовать современным требованиям, понимать детей, быть участником процесса формирования личности ребенка, воспитателю также необходимо быть готовым и способным к изменениям, активным, компетентным.
Сегодня востребован не просто воспитатель, а воспитатель-исследователь, воспитатель-психолог, воспитатель-технолог. Овладение более высоким уровнем профессионального мастерства рассчитано на высоко развитое профессиональное мышление, активизацию творческого потенциала.
Таким образом, современному обществу требуется уже не воспитатель-исполнитель, а воспитатель исследователь, инициативный, широко образованный, умеющий создать ситуацию успеха и успешности, поэтому в своей работе ДОУ воспитатели должны стараться творчески, нетрадиционно, по-новому преподнести материал, интересно организовать педагогическую работу, предоставлять детям дошкольного возраста возможность проявить себя как творческим личностям.
Родители ребенка – ключевая фигура в организации воспитания, образования и развития ребенка в условиях семьи. В связи с введением Стандарта, необходимо взаимодействие с родителями, их умения организовать «зону ближайшего развития» ребенка, учитывать возрастные особенности и рационально сопровождать развитие малыша. Педагогу необходимо находить новые нетрадиционные формы работы с родителями:
нетрадиционные формы работы с родителями:
предполагают диалог, установление «обратной связи»:
Информационно — аналитические (проведение социологических срезов, опросов «почтовый ящик»)
Досуговые (совместные досуги, праздники, участие родителей и детей в выставках)
Познавательные (участие в семинарах -практикумах, игры с педагогическим содержанием, совместные экскурсии, прогулки,проведение родительских собраний в нетрадиционной форме (КВН, «круглый стол», «Что? Где? Когда?») и др.
Наглядно-информационные (организация дней открытых дверей, мини — библиотек, др. видов деятельности…
Таким образом, нетрадиционные формы работы с родителями создают единый, сплоченный, дружный коллектив детей, родителей и педагогов, раскрывают широчайшие возможности для организации совместной работы в триаде «Семья – ребенок – детский сад».
Источник
Обучение, воспитание и развитие детей дошкольного возраста остается одним из главных направлений развития отечественной системы образования. Современным педагогическим подходам и практикам в этой сфере будет посвящен ряд мероприятий в рамках Московского международного салона образования-2017 (ММСО), который пройдет в Москве с 12 по 15 апреля. О наиболее острых темах дискуссий, которые сегодня проходят среди педагогов дошкольного образования, корреспонденту РИА Новости рассказала директор ФГНУ «Институт психолого-педагогических проблем детства» РАО Татьяна Волосовец.
— Татьяна Владимировна, какие темы, связанные с дошкольным образованием, будут освещаться на ММСО-2017?
— Палитра вопросов, обсуждаемых на «дошкольном кластере», будет очень многообразной, начиная с новых нормативно-правовых документов в сфере управления дошкольным образованием, и заканчивая изменениями в педагогических программах и взаимоотношениях педагогов, детей и родителей.
Есть изменения, которые коснутся детей с ограниченными возможностями здоровья, их образования и организации образования в детском саду. Будут рассматриваться вопросы, связанные с комфортом пребывания ребенка в детском саду, с его психологической безопасностью. Речь пойдет о взаимоотношениях в детском коллективе и развитии игры и других детских видов деятельности.
В этом году началось поэтапное введение профессионального стандарта педагога (учителя и воспитателя), которое будет продолжаться до конца 2019 года. Каждый этап, наверное, принесет изменения в жизнь дошкольных образовательных организаций. Педагоги очень заинтересованы в обсуждении ключевых вопросов профессионального стандарта, каким образом он повлияет на их жизнь.
— Прошло три года с момента вступления в силу Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. Что изменилось за это время в работе детских садов?
— Как известно, дошкольный стандарт – это стандарт «условий», а не «результатов». Мы не требуем от дошкольников академических результатов, было бы странно устраивать ЕГЭ для дошкольников.
Мы говорим о создании наиболее комфортных условий пребывания ребенка в детском саду. Прежде всего, речь идет о повышении профессиональной подготовки воспитателей, их не только профессиональном, но и личностном росте. И здесь ситуация за последние три года начала постепенно меняться в верном направлении.
Кроме того, в детских садах поменялись программы в сторону социализации и индивидуализации образовательного процесса. Педагоги начали видеть не только группу детей, но и каждого ребенка в отдельности как некую индивидуальность, развивающуюся личность. Это очень важно, хотя подобная смена восприятия педагога — очень сложный и длительный процесс.
— Насколько индивидуальное внимание к ребенку возможно в переполненной группе детского сада?
— Действительно, работа по индивидуализации образовательного процесса хорошо идет в тех группах, где не больше 20 детей. Но сегодня есть группы и по 30, 35, 40 и даже по 45 детей. Там, конечно, говорить об индивидуальном подходе к каждому ребенку почти невозможно. Сейчас вопрос предельной численности детей в группе стоит на повестке дня.
Дело в том, что еще три года назад главной задачей в дошкольном образовании была необходимость как можно скорее избавиться от очередей в детский сад. По всей стране была организована стройка. Детские сады строились, пристраивались, надстраивались, группы укрупнялись. В результате было введено в эксплуатацию более 1400 мест для дошкольников.
Сейчас, мне кажется, самая главная задача – сделать группу более комфортной и для ребёнка, и для воспитателя.
— Вице-премьер правительства РФ Ольга Голодец на днях призвала регионы развивать и расширять сеть ясельных групп в детских садах. Насколько остро стоит сегодня проблема доступности мест в яслях?
— Группы для детей до трех лет – одна из самых острых проблем. В советский период десятки лет ясельные группы работали по всей стране. Потом, в связи с изменением социально-экономических условий, мамы стали оставаться с детьми до трех лет дома, и эти группы начали закрываться. Сейчас они снова востребованы: после того, как ребенку исполняется полтора года, на него перестают выплачивать денежное пособие, и перед многими мамами встает вопрос выхода на работу.
Но групп для детей младенческого и раннего возраста осталось очень-очень мало, и сегодня надо как можно скорее удовлетворить возросший спрос. Причем нужно не только открыть группы, но и создать современные развивающие программы для детей до 3 лет. Эту проблему, наряду с другими, мы будем обсуждать в рамках дискуссии «Перспективы развития дошкольного образования: государственные и частные формы».
— Вы упомянули изменения, которые коснутся дошкольного образования детей с ограниченными возможностями здоровья. В чем они состоят?
— Закон об образовании дал возможность родителям выбирать образовательную организацию для своих детей. Поэтому бывает, что ребенок с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) попадает в детский сад, где для него нет специальных условий, и их необходимо создавать.
У детских садов возникает с этим масса проблем. С одной стороны, нужно нести материально-технические затраты. Это достаточно сложно, но, все-таки, регионы и муниципалитеты находят деньги.
Следующая проблема в том, что по закону дети с ОВЗ должны получать образование по адаптированным образовательным программам. Эти программы, к сожалению, в каких-то детских садах не разработаны вообще, а в каких-то разработаны с ошибками. Педагогам очень не хватает примерных основных образовательных программ, которые можно было бы взять за ориентир. Они сейчас на доработке. У самих же педагогов нет достаточных знаний и компетенций самим написать адаптированные программы.
В результате дети с ОВЗ не имеют возможности заниматься в детском саду по программе, которая не только способствовала обучению, воспитанию и развитию, но и имела бы коррекционную часть, что крайне важно для детей с нарушениями слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата, речи, интеллекта. Эта проблема сейчас находится на острие актуальности, и мы уделим ей особое внимание в дни работы ММСО в рамках мероприятия «Анонс нововведений в системе дошкольного образования и комментарии к ним».
— Какие другие аспекты дошкольного образования станут предметом обсуждения на салоне?
— Например, тема игры и игрушки. Мы все знаем, что игра – это ведущая деятельность в дошкольном возрасте, ребенок в игре познает мир, в процессе игры в нем формируются человеческие качества.
Но какие игрушки сегодня попадают в руки нашего ребенка? Хорошо, если это традиционные игрушки – куклы, мишки, зайчики, машинки, мячики. А если это игрушки, которые вызывают у ребенка немотивированные слезы, которые пугают ребенка? Мы видим в магазинах довольно широкий ассортимент монстров, злых роботов и так далее.
На салоне мы будем обсуждать с воспитателями, каким образом донести до родителей необходимость оценивать пользу или вред от игрушки еще перед покупкой. Будем говорить и на тему информационной безопасности дошкольников.
В дни работы салона родители смогут обратиться со своими вопросами к психологам и получить консультацию. Мне кажется, это очень интересная форма работы, которая сможет привлечь на салон не только профессиональное сообщество, но и семьи с детьми.
Источник
Наталья Трушина
Современные тенденции развития дошкольного образования
Введение
Происходящие трансформации в системе дошкольного образования обусловлены объективной потребностью в адекватном общественному развитию и развитию образовательной системы изменении, что отражается в осознании педагогической общественностью необходимости существенных изменений прежнего хода функционирования учреждения. Основным механизмом оптимизации развития системы дошкольного образования является поиск и освоение инноваций, способствующих качественным изменениям в деятельности дошкольного образовательного учреждения (ДОУ, что выражается в переходе учреждений в режим развития. На сегодняшний день можно с уверенностью констатировать факт формального или содержательного перехода большинства дошкольных образовательных учреждений в режиме поиска. Данный режим является переходным на пути к качественным изменениям и переводу ДОУ в режим развития. Другой аспект связан с качественными признаками данного перехода: насколько инновации, реализуемые в ДОУ, соответствуют насущным потребностям и возможностям его развития, удовлетворяют интересы и потребности детей, родителей, педагогов, способствуют достижению устойчивых высоких показателей развития. Поэтому вопрос определения актуальных проблем в развитии ДОУ становится наиболее важным.
4
Современные тенденции развития дошкольного образования
Происходящие трансформации в системе дошкольного образования обусловлены объективной потребностью в адекватном общественному развитию и эволюции образовательной системы изменении, что отражается в осознании педагогической общественностью необходимостью серьезных изменений в функционировании учреждения.
Поиск и освоение инноваций, способствующих качественным изменениям в деятельности ДОУ – основной механизм оптимизации развития системы дошкольного образования.
Современные тенденции в развитии дошкольного образования.
Тенденции Процесс
Управление Педагогическая деятельность Сопровождение и обеспечение
Гуманизация Рефлексивное. Соуправление. Самоуправление. Личностно-ориентированный, личностно-деятельностный подходы. Расширение комплекса услуг для удовлетворения потребностей и интересов личности.
Демократизация Расширение состава коллективного субъекта управления. Расширение горизонтальных связей. Новые отношения и позиции:
— субъект-субъктные;
-возможность гибкой смены позиции объекта и субъекта каждым участником. Расширение полномочий и состава субъектов воспитательно-образовательного процесса
Диверсификация Расширение типов и уровней управления. Индивидуализация и дифференциация. Вариативность в реализации образовательных услуг. Расширение структур сопровождения:
-медико-валеологическая;
-социально-педагогическая;
— психологическая;
-коррекционно-педагогическая.
Трансформация дошкольного воспитания в дошкольное образование отражает мировую тенденцию развития. В. Т. Кудрявцев отмечает, что в России дошкольное воспитание находится в подчинении структур управления образованием: это фактически свидетельствует о том, что ребенок дошкольного возраста нуждается в воспитании, обучении и развитии. Таким образом, дошкольное образование становится исходной, неотъемлемой и полноправной ступенью образовательной системы в целом, как это и определено законом «Об образовании».
На сегодняшний день можно с уверенностью констатировать факт формального или содержательного перехода большинства ДОУ в режим поиска, что является переходным этапом на пути к качественным изменениям и переводу ДОУ в режим развития.
Другой аспект связан с качественными признаками данного перехода: насколько инновации соответствуют насущным потребностям и возможностям в ДОУ. Поэтому вопрос определения актуальных проблем в развитии дошкольных учреждений становится наиболее важным.
6
По мнению В. Т. Кудрявцева, положение, которое в настоящее время сложилось в дошкольном образовании, можно назвать умеренно-критическим в силу отсутствия вразумительных стратегий и доктрины развития дошкольного образования как отчетливой, жестко выраженной системы связанных воедино социальных, организационных, экономико-финансовых, психолого-педагогических и прочих приоритетов. Эти приоритеты должны определять реалистическую программу действий на исторически обозримый срок. Многолетние блуждения, связанные с разработкой государственного стандарта дошкольного образования, свидетельствуют о значимости этой проблемы.
В итоге же ДОУ вынуждены ориентироваться на «примерные требования», выдержанные в традиционном административном духе. По мнению ученого, те действия, которые предпринимаются работниками дошкольного образования по увеличению бюджетного финансирования, открытию ряда экспериментальных площадок с дополнительным финансированием их деятельности (с каждым годом это становится все труднее, проведению совещаний по обмену опытом и т. п., малоэффективны, пока не решена главная проблема.
Проведенный анализ существующих концепций, проектов и программ в сфере дошкольного образования позволяет выделить ряд базовых тенденций в развитии системы.
Гуманизация устанавливает приоритет личностного развития субъектов (родителей, педагогов, детей, центрацию образовательного процесса на ценностях человеческого развития, ориентацию на всестороннее и гармоничное формирование личности, перевод субъекта на позицию самоуправляемого развития. Гуманизация образования, по В. А. Сластенину, — процесс, направленный на развитие личности как субъекта творческой деятельности, что «составляет важнейшую характеристику образа жизни
7
педагогов и воспитанников, предполагающую установление подлинно человеческих (гуманных) отношений ними в педагогическом процессе» и является ключевым компонентом педагогического мышления, сфокусированного на идее развития личности.
Ведущим направлением гуманизации образования считается самоопределение личности в культуре, её приобщение к национально-культурным традициям, обогащенным современными идеями. Гуманизация проявляется в усилении внимания к личности каждого ребенка как высшей ценности общества, в формировании гражданина с высокими интеллектуальными, моральными и физическими качествами (табл. 1.2.).
Демократизация связывается с расширением прав и полномочий участников образовательного процесса, направленностью на удовлетворение индивидуальных потребностей и запросов субъектов. Это предполагает создание предпосылок для развития активности, инициативы и творчества воспитанников и педагогов, их заинтересованного взаимодействия, а так же широкое участие общественности в управлении дошкольным образованием.
Диверсификация предполагает необходимое и достаточное разнообразие типов и видов учреждений, услуг и подходов к их реализации в целях удовлетворения запросов участников образовательного процесса в ДОУ.
Проекция данных оснований на воспитательно-образовательный процесс в ДОУ по-новому представляет все его подсистемы. В связи с этим выделяется ряд базовых принципов, обеспечивающих реализацию названных направлений в процессе развития ДОУ и его участников:
— человекосообразности (единство культуро- и природосообразности);
— целостности педагогического процесса и комплексности целей;
8
— активности и равнопартнерства в педагогическом взаимодействии всех субъектов педагогического процесса. Модернизация управления ДОУ предполагает многообразие видов и технологий управления, обеспечивающих комплексное и всестороннее воздействие управляющей системы на управляемую систему ДОУ в рамках мотивационного и программно-целевого подходов к соуправлению, рефлексивному управлению и самоуправлению.
Показателями качественной трансформации управления ДОУ в первую очередь являются новые принципы:
— демократизации и гуманизации;
— системности и целостности управления;
— централизации/децентрализации;
— взаимосвязи и разделения стратегического, тактического и оперативного уровней управления и соответствующих им видов управления (традиционное, рефлексивное, самоуправление);
— единоначалия и коллегиальности;
— объективности и полноты информации в принятии управленческих решений.
На современном этапе существует ряд проблем в развитии инновационного процесса в ДОУ, в частности:
— совмещение инновационных программ с уже существующими;
— сосуществование представителей различных педагогических концепций;
— раскол педагогического сообщества;
— несоответствие новых типов образовательных учреждений требованиям родителей;
9
— потребность в новом научно-методическом обеспечении;
— потребность в новых педагогических кадрах;
— приспособление новшеств к конкретным условиям;
— проблема изменения, оптимизации, замены новшеств;
— проблема воспроизводства инновационности и формирования условий, способствующих этому.
В. Т. Кудрявцев выделяет четыре ведущих направления инноваций ДОУ:
1. Рассмотрение дошкольного образования в качестве не подготовительной к школе ступени, а относительно самостоятельной, ценной, развивающейся и развивающей системы, направленной на амплификацию (обогащение) детского развития за счет возможностей, которые присущи дошкольным видам деятельности (творческий характер игры, активное восприятие сказок, различная продуктивная деятельность и т. д.). Культивируя творчество на занятиях и вне их, мы тем самым способствуем не только общему психологическому созреванию ребенка, но и созданию фундамента полноценной школьной готовности на основе развития творческих возможностей, интеллектуальных сил воспитанников. Достаточно просто внимательно относится к главной психологической особенности дошкольного возраста – продуктивному или творческому воображению, которое должно развиваться во всем многообразии детской деятельности. Развитие воображения связано с обретением человечности в самом широком смысле этого слова путем приобщения ребенка к культуре. Поэтому нужны образовательные программы, направленные на развитие воображения дошкольников.
10
2. Утверждение гуманных субъект-субъектных отношений в процессе равнопартнерского взаимодействия и сотрудничества детей и взрослых посредством диалога в педагогическом процессе.
3. Развитие связи между практиками и теоретиками в области инноватики.
4. Широкая поисковая и экспериментальная деятельность, организуемая с позиции исследовательского подхода.
11
Заключение
В заключение можно сделать следующие выводы.
Основными функциями дошкольного учреждения являются:
— охрана и укрепление физического и психического здоровья детей;
— обеспечение интеллектуального и личностного развития ребенка;
— забота об эмоциональном благополучии каждого ребенка;
— взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития ребенка. Следует подчеркнуть, что задачи и функции дошкольного учреждения, основаны на отношении к дошкольному возрасту как к уникальному периоду развития личности. В отличие от всех последующих возрастных этапов именно в этот период формируются представления ребенка об окружающем мире, происходит его интенсивное физическое и психическое развитие. Важное значение имеет поддержка и всемерное развитие таких качеств личности, которые специфичны для дошкольников, так как в дальнейшем наверстать упущенное не только трудно, но порой и невозможно.
Источник