Избранные психологические труды запорожец психологическое развитие ребенка

Избранные психологические труды запорожец психологическое развитие ребенка thumbnail
Избранные психологические труды запорожец психологическое развитие ребенка

Александр Владимирович Запорожец 334k

(30.08.1905 — 07.10.1981)

Большая советская энциклопедия: Запорожец Александр Владимирович [р. 30.8(12.9).1905, Киев], советский психолог, действительный член АПН СССР (1968). Окончил педагогический факультет 2-го МГУ (1930). С 1960 директор института дошкольного воспитания АПН СССР. Основные исследования по проблемам генезиса сознательного управления поведением человека, роли практической деятельности и усвоения общественного опыта в онтогенетическом развитии произвольных движений, восприятия и мышления, условий формирования эмоционального отношения субъекта к действительности. З. разрабатывает также психолого-педагогические вопросы дошкольного обучения и воспитания.

.
Избранные психологические труды запорожец психологическое развитие ребенка
  • Запорожец А.В. Избранные психологические труды: В 2-х томах. Том 1. Психическое развитие ребенка. [Djv- 5.2M] [Pdf-12.6M] Под редакцией В.В. Давыдова, В.П. Зинченко. Составители: Т.И. Гиневская, Я.З. Неверович. Авторы очерка о А.В. Запорожце Л.А. Венгер, В.П. Зинченко. Автор комментариев В.П. Зинченко.
    (Москва: Издательство «Педагогика», 1986. — Академия педагогических наук СССР. Серия «Труды действительных членов и членов-корреспондентов Академии педагогических наук СССР»)
    Скан, OCR, обработка, формат Djv, Pdf: ivbasul, 2014
    • СОДЕРЖАНИЕ:
      От редакторов (5).
      О творческом пути А.В. Запорожца (6).
      Мастер: Воспоминание о Лесе Курбасе (24).
      Раздел I. РАЗВИТИЕ ВОСПРИЯТИЯ (36).
      Ленинская теория отражения и проблемы умственного развития ребенка (37).
      Особенности и развитие процесса восприятия (52).
      Психология восприятия ребенком-дошкольником литературного произведения (66).
      Некоторые психологические вопросы развития музыкального слуха у детей дошкольного возраста (78).
      О действенном характере зрительного восприятия предмета (85).
      Развитие ощущений и восприятий в раннем и дошкольном детстве (91).
      Роль Л.С. Выготского в разработке проблем восприятия (100).
      Развитие восприятия и деятельность (112).
      Восприятие, движение, действие (119).
      Раздел II. РАЗВИТИЕ МЫШЛЕНИЯ (154).
      Роль элементов практики и речи в развитии мышления у детей (155).
      Действие и интеллект (177).
      Мышление и деятельность ребенка (191).
      Развитие мышления (200).
      Учение Ж. Пиаже и советские исследования психического развития ребенка (216).
      Раздел III. ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ПСИХИКИ (222).
      Основные проблемы онтогенеза психики (223).
      Развитие эмоциональной регуляции действий у ребенка (258).
      К вопросу о генезисе, функции и структуре эмоциональных процессов у ребенка (260).
      Роль Л.С. Выготского в разработке проблемы эмоций (276).
      Комментарии (285).
      Литература (298).
      Именной указатель (308).
      Предметный указатель (312).

Аннотация издательства: Том содержит работы по трем тематическим разделам: «Развитие восприятия», «Развитие мышления» и «Проблемы развития психики», в которых представлены теоретические и экспериментальные исследования формирования психических процессов в деятельности ребенка; выявлена роль практической деятельности — примат реальных действий ребенка по отношению к его психическому развитию.
Для психологов и педагогов.

.
Избранные психологические труды запорожец психологическое развитие ребенка
  • Запорожец А.В. Избранные психологические труды: В 2-х томах. Том 2. Развитие произвольных движений. [Djv- 5.1M] [Pdf-12.8M] Под редакцией В.В. Давыдова, В.П. Зинченко. Составители: Т.И. Гиневская, Я.З. Неверович. Автор комментариев В.В. Давыдов.
    (Москва: Издательство «Педагогика», 1986. — Академия педагогических наук СССР. Серия «Труды действительных членов и членов-корреспондентов Академии педагогических наук СССР»)
    Скан, OCR, обработка, формат Djv, Pdf: ivbasul, 2014
    • СОДЕРЖАНИЕ:
      Раздел IV. РАЗВИТИЕ ПРОИЗВОЛЬНЫХ ДВИЖЕНИЙ (5).
      Развитие произвольных движении (6).
      Глава первая. История вопроса. Задачи исследования (6).
      Глава вторая. О возникновении произвольных движений (25).
      Глава третья. Зависимость развития произвольных движений человека от содержания и структуры его деятельности (47).
      Глава четвертая. Особенности ориентировочно-исследовательской деятельности и ее роль в формировании и осуществлении произвольных движений (82).
      Глава пятая. Формирование произвольных движений путем подражания (127).
      Глава шестая. Роль речи в формировании и осуществлении произвольных движений (146).
      Глава седьмая. Установка и ее роль в регуляции человеческих движений. Моторика и личность (189).
      Роль ориентировочной деятельности и образа в формировании и осуществлении произвольных движений (228).
      Восстановление движения (главы из книги) (234).
      Часть третья (234).
      Глава VIII. Психологические вопросы организации восстановительной трудотерапии (234).
      Глава IX. Основы методики восстановительной трудотерапии (243).
      Изменение установок при периферических травмах верхней конечности (253).
      Комментарии (265).
      Литература (271).
      Список основных научных трудов А.В. Запорожца (283).
      Именной указатель (291).
      Предметный указатель (294).

Аннотация издательства: В томе публикуется монография «Развитие произвольных движений», содержащая материалы изучения формирования у детей дошкольного возраста различных типов двигательных навыков как модели овладения навыками, новыми видами поведения. Эта работа является значительным вкладом в психологическую теорию строения деятельности. В том включены также отдельные главы из совместной с А.Н. Леонтьевым работы «Восстановление движений».
Для психологов и педагогов.

.

Источник

Александр Владимирович Запорожец
Дата рождения 30 августа (12 сентября) 1905
Место рождения
  • Киев, Российская империя[1]
Дата смерти 7 октября 1981 (76 лет)
Место смерти
  • Москва, СССР
Страна
  •  Российская империя
  •  СССР
Научная сфера психология, педагогика
Место работы НИИ ОПП АПН СССР, НИИ дошкольного воспитания АПН СССР
Альма-матер 2-й МГУ
Учёная степень доктор педагогических наук
Учёное звание профессор, член-корреспондент АПН РСФСР, академик АПН СССР
Научный руководитель Л. С. Выготский
Известные ученики Д. М. Арановская-Дубовис,
Л. А. Венгер, В. П. Зинченко, А. А. Катаева-Венгер,
Н. Н. Поддьяков,
Л. С. Цветкова
Известен как психолог и педагог
Награды и премии

Алекса́ндр Влади́мирович Запоро́жец (30 августа [12 сентября] 1905, Киев, Российская империя — 7 октября 1981, Москва) — советский психолог, доктор педагогических наук (1958), профессор (1960), действительный член АПН СССР (1968; член-корреспондент АПН РСФСР с 1959).

Биография[править | править код]

Окончил педагогический факультет 2-го МГУ (1925—1930).

В 1929—1931 гг. сотрудник Академии коммунистического воспитания.

В 1920—1930-е годы входил в состав мифологической пятёрки московских учеников Выготского (Запорожец, Божович, Морозова, Левина, Славина).

С 1931 года в Харькове в Украинской психоневрологической академии; одновременно с 1933 года — доцент, с 1938 года — заведующий кафедрой психологии Харьковского педагогического института.

В 1941—1943 годах работал в экспериментальном госпитале восстановления движений при Институте психологии (Свердловская область).

В 1943—1960 годах — доцент, профессор кафедры психологии МГУ; в 1944—1960 годах — заведующий лаборатории психологии детей дошкольного возраста НИИ ОПП; организатор, с 1960 года — директор НИИ дошкольного воспитания.

В 1965—1967 годах — академик-секретарь отделения психологии и возрастной физиологии, в 1968—1981 годах — член Президиума АПН СССР.

Научная деятельность[править | править код]

Разрабатывал вопросы общей и детской психологии, психологии сенсорных процессов и движения; внёс вклад в психологическую теорию деятельности. Вместе с учениками создал теорию сенсорного и умственного развития ребёнка, способствующую решению проблем воспитания и обучения дошкольников. Критиковал тенденцию к искусственному «подстёгиванию» умственного развития, преждевременному включению ребёнка в сложные формы учебной деятельности. Ввёл в дошкольную педагогику понятие амплификации (обогащения) развития ребёнка за счёт оптимального использования специфически детских видов деятельности. В этой связи переход к школьному обучению детей с 6-летнего возраста воспринял критически, считая, что удлинение детства — величайшее завоевание человеческой цивилизации.

Основные работы[править | править код]

  • Леонтьев А. Н., Запорожец А. В. Восстановление движений. Исследование восстановления функций руки после ранения. М., 1945;
  • Развитие произвольных движений. М., 1960;
  • Психология. М., 1955 (3-е изд. 1965); 
  • Восприятие и действие. М., 1967 (в соавт.);
  • Избранные психологические труды: В 2-х т. М., 1986;
  • Психология действия. М., — Воронеж, 2000.

Статьи

  • Запорожец, А. В., Луков, Г. Д. Развитие рассуждений у ребёнка младшего школьного возраста // Научные записки Харьковского гос. пед. института (Про розвиток міркування у дитини молодшого віку // Наукові Записки Харк. Держ. Педаг. Инст.), т. VI, 1941;
  • Развитие рассуждений в дошкольном возрасте // Дошкольное воспитание, 1947. № 8;
  • Эльконин Д. Б., Запорожец А. В., Гальперин П. Я. Проблемы формирования знаний и умений у школьников и новые методы обучения в школе // Вопросы психологии. — 1963. — № 5.

Примечания[править | править код]

Литература[править | править код]

  • Венгер Л. А. А. В. Запорожец и его вклад в советскую психологию / / Вопросы психологии, 1985. № 4. C. 121—125
  • Дубовис Д. М., Хоменко К. Е. Вопросы художественного восприятия в трудах А. В. Запорожца (К 80-летию со дня рождения) (idem) // Вопросы психологии, 1985. № 5. С. 117—123
  • Елагина М. Г., Рузская А. Г. Выдающийся советский психолог // Советская педагогика. 1988. № 3.
  • Арановская-Дубовис Д. М., Заика Е. В. Идеи А. В. Запорожца о развитии личности дошкольника // Вопросы психологии, 1995. № 5. С. 87-99
  • Зинченко В. П. Становление психолога (К 90-летию содня рождения А. В. Запорожца) // Вопросы психологии. 1995
  • Титова Н. И. Гуманистические основы воспитания детей в научном наследии А. В. Запорожца 2001
  • Международная конференция «Наука о детстве и современное образование», посвящённая 100-летию со дня рождения А. В. Запорожца, 6-8 декабря 2005 г.
  • Кудрявцев В. Т. А. В. Запорожец: от идеи самоценности детства — к принципам самодетерминации и амплификации детского развития (idem) 2005
  • Зинченко В. П. Александр Владимирович Запорожец: жизнь и творчество (от сенсорного действия к эмоциональному) // Культурно-историческая психология, 2006(1): doc/zip

Ссылки[править | править код]

  • Запорожец, Александр Владимирович. На сайте «Хронос».
  • Статья на сайте «Летопись Московского университета»
  • Статья на сайте факультета психологии МГУ

Источник

Статья из сборника статей

1. Троян, А.Н. Основные подходы к управлению дошкольными образовательными учреждениями / А.Н. Троян // Управление образовательными учреждениями и качеством образования : сб. ст. по материалам регион. науч.-практ. конф., посвященной 70-летию дошкольного образования г. Магнитогорска / под ред. С.Ф. Багаутдиновой, А.Н. Троян. – Магнитогорск : МаГУ, 2000. – С. 5-7.

Статья из журнала

1. Юдина, Е. Практическая оценка развития и актуального состояния ребенка / Е. Юдина // Дошкольное воспитание. – 1997. – № 11. – С. 7-13.

Статья из энциклопедии, словаря

1. Концепция поэтапного формирования умственных действий // Г.М. Коджаспирова, А. Ю. Коджаспиров. Педагогический словарь для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений. – М. : Издательский центр «Академия», 2000. – С. 65.

Официальные материалы

1. Российская Федерация. Министерство образования. Об утверждении правил оказания платных образовательных услуг в сфере дошкольного и общего образования : постановление от 5 июля 2002 // Обруч. – 2005. – № 2.

Диссертация

1. Паклина, А.В. Методика формирования речевой готовности дошкольников к обучению в школе : автореф. дис. …канд. пед. наук / А.В. Паклина. – Екатеринбург, 2006.

Электронные ресурсы

1. Художественная энциклопедия зарубежного классического искусства [Электронный ресурс]. – Электрон. текстовые, граф., зв. дан. и прикладная прогр. (546 Мб). – М. : Большая Рос. энцикл., 1996. – 1 электрон. опт. диск (CD-ROM).

Отзыв

Научного руководителя на курсовую работу

ФИО студента(ки)______________________________________________________________

Курс, форма обучения__________________________________________________________

Тема _________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

Характеристика отношения студента к выполнению работы __________________________

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Качество оформления работы ____________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

Особые примечания (публикации, участие в конкурсах, конференциях, выполнение по заказу ДОУ)__________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

Оценка (дифференцированная) научного руководителя ______________________________

Научный руководитель ________________________________________________

(должность, расшифровка подписи и подпись)

Дата _________________

Date: 2015-10-18; view: 892; Нарушение авторских прав

Источник

Çàïîðîæåö À.Â. ñêà÷àòü

Çàïîðîæåö À.Â. ñêà÷àòüÇàïîðîæåö À.Â. ñêà÷àòü

Àëåêñàíäð Âëàäèìèðîâè÷ Çàïîðîæåö (12 ñåíòÿáðÿ 1905, Êèåâ, Ðîññèéñêàÿ èìïåðèÿ — 7 îêòÿáðÿ 1981, Ìîñêâà) — ïñèõîëîã, äåéñòâèòåëüíûé ÷ëåí ÀÏÍ ÑÑÑÐ, äîêòîð ïåäàãîãè÷åñêèõ íàóê, ïðîôåññîð.

Îêîí÷èë ïåäàãîãè÷åñêèé ôàêóëüòåò2-ãîÌÃÓ. Ïðîôåññîð êàôåäðû îáùåé è ïðèêëàäíîé ïñèõîëîãèè ôàêóëüòåòà ïñèõîëîãèè(1966–1970). Ìîñêîâñêîì óíèâåðñèòåòå ÷èòàë êóðñ ëåêöèé «Äåòñêàÿ è ïåäàãîãè÷åñêàÿ ïñèõîëîãèÿ».

Îñíîâàòåëü Èíñòèòóòà äîøêîëüíîãî âîñïèòàíèÿ ÀÏÍ ÑÑÑÐ. Àêàäåìèê ÀÏÍ ÑÑÑÐ.

Íàãðàæäåí îðäåíàìè Ëåíèíà, Îêòÿáðüñêîé Ðåâîëþöèè, Òðóäîâîãî Êðàñíîãî Çíàìåíè, ìåäàëÿìè.

Îáëàñòü íàó÷íûõ èíòåðåñîâ: îñíîâû îáùåïñèõîëîãè÷åñêîé òåîðèè äåÿòåëüíîñòè â îíòîãåíåòè÷åñêîì àñïåêòå. Ðàñêðûë ðîëü ïðàêòè÷åñêèõ äåéñòâèé â ãåíåçèñå ïîçíàâàòåëüíûõ ïðîöåññîâ (âîñïðèÿòèè, ìûøëåíèè è äð.); âûäâèíóë òåîðèþ ïåðöåïòèâíûõ äåéñòâèé, íà îñíîâå êîòîðîé âïîñëåäñòâèè áûëà ðàçðàáîòàíà ñèñòåìà ñåíñîðíîãî âîñïèòàíèÿ. Çàíèìàÿñü èññëåäîâàíèåì ïðîèçâîëüíûõ äåéñòâèé ðåáåíêà, âûÿâèë çíà÷åíèå îðèåíòèðîâî÷íîé äåÿòåëüíîñòè â ðåãóëèðîâàíèè ïîâåäåíèÿ.  ïîñëåäíèå ãîäû æèçíè ðàçðàáàòûâàë òåîðèþ ýìîöèé êàê îñîáîãî çâåíà ñìûñëîâîé ðåãóëÿöèè äåÿòåëüíîñòè. Âíåñ áîëüøîé âêëàä â îáùóþ è ãåíåòè÷åñêóþ ïñèõîëîãèþ, â ïñèõîëîãèþ äîøêîëüíèêîâ.

Òåìà êàíäèäàòñêîé äèññåðòàöèè: «Ðîëü ýëåìåíòîâ ïðàêòèêè è ðå÷è â ðàçâèòèè ìûøëåíèÿ ðåáåíêà». Òåìà äîêòîðñêîé äèññåðòàöèè: «Ðàçâèòèå ïðîèçâîëüíûõ äâèæåíèé».

Îïóáëèêîâàë îêîëî 200 íàó÷íûõ ðàáîò.

Èçáðàííûå ïñèõîëîãè÷åñêèå òðóäû. Òîì 1. Ïñèõè÷åñêîå ðàçâèòèå ðåáåíêà

Òîì «Ïñèõè÷åñêîå ðàçâèòèå ðåáåíêà» ñîäåðæèò ðàáîòû ïî òðåì òåìàòè÷åñêèì ðàçäåëàì: «Ðàçâèòèå âîñïðèÿòèÿ», «Ðàçâèòèå ìûøëåíèÿ» è «Ïðîáëåìû ðàçâèòèÿ ïñèõèêè», â êîòîðûõ ïðåäñòàâëåíû òåîðåòè÷åñêèå è ýêñïåðèìåíòàëüíûå èññëåäîâàíèÿ ôîðìèðîâàíèÿ ïñèõè÷åñêèõ ïðîöåññîâ â äåÿòåëüíîñòè ðåáåíêà; âûÿâëåíà ðîëü ïðàêòè÷åñêîé äåÿòåëüíîñòè — ïðèìàò ðåàëüíûõ äåéñòâèé ðåáåíêà ïî îòíîøåíèþ ê åãî ïñèõè÷åñêîìó ðàçâèòèþ.

ñêà÷àòüÎáùàÿ ïñèõîëîãèÿ

Èçáðàííûå ïñèõîëîãè÷åñêèå òðóäû. Òîì 2. Ðàçâèòèå ïðîèçâîëüíûõ äâèæåíèé

 òîìå ïóáëèêóåòñÿ ìîíîãðàôèÿ «Ðàçâèòèå ïðîèçâîëüíûõ äâèæåíèé», ñîäåðæàùàÿ ìàòåðèàëû èçó÷åíèÿ ôîðìèðîâàíèÿ ó äåòåé äîøêîëüíîãî âîçðàñòà ðàçëè÷íûõ òèïîâ äâèãàòåëüíûõ íàâûêîâ êàê ìîäåëè îâëàäåíèÿ íàâûêàìè, íîâûìè âèäàìè ïîâåäåíèÿ.

Ýòà ðàáîòà ÿâëÿåòñÿ çíà÷èòåëüíûì âêëàäîì â ïñèõîëîãè÷åñêóþ òåîðèþ ñòðîåíèÿ äåÿòåëüíîñòè.  òîì âêëþ÷åíû òàêæå îòäåëüíûå ãëàâû, èç ñîâìåñòíîé ñ À.Í.Ëåîíòüåâûì ðàáîòû «Âîññòàíîâëåíèå äâèæåíèé».

ñêà÷àòüÎáùàÿ ïñèõîëîãèÿ

Ïñèõîëîãèÿ äåòåé äîøêîëüíîãî âîçðàñòà

Ðàçâèòèå ïîçíàâàòåëüíûõ ïðîöåññîâ.

Ïîä ðåä. Çàïîðîæöà À.Â., Ýëüêîíèíà Ä.Á.

Êíèãà ïîñâÿùåíà ïðîáëåìàì ðàçâèòèÿ ïîçíàâàòåëüíûõ ïðîöåññîâ â ðàííåì è äîøêîëüíîì äåòñòâå.

Îíà ïðåäñòàâëÿåò ñîáîé ïåðâóþ ÷àñòü êîëëåêòèâíîé ìîíîãðàôèè «Ïñèõîëîãèÿ äåòåé äîøêîëüíîãî âîçðàñòà», ïîäãîòîâëåííîé ñîòðóäíèêàìè ëàáîðàòîðèè ïñèõîëîãèè äåòåé äîøêîëüíîãî âîçðàñòà Èíñòèòóòà ïñèõîëîãèè ÀÏÍ ÐÑÔÑÐ.

 ýòîé êíèãå îáîáùåíû è ïîäâåðãíóòû òåîðåòè÷åñêîìó îáñóæäåíèþ ðåçóëüòàòû ìíîãîëåòíèõ èññëåäîâàíèé íàøåé ëàáîðàòîðèè, òðóäîâ äðóãèõ ñîâåòñêèõ àâòîðîâ, à òàêæå ðàáîò ðÿäà çàðóáåæíûõ ïñèõîëîãîâ.

ñêà÷àòüÂîçðàñòíàÿ ïñèõîëîãèÿ

Áåñïëàòíûå ïî÷òîâûå ðàññûëêè ïî ñàìîðàçâèòèþ îò àâòîðîâ áèáëèîòåêè.

Ïîäïèñàòüñÿ

Источник

35. Запорожец, А.В. Психология восприятия сказки ребенком дошкольником.// Психология дошкольника. Хрестоматия. / Сост. Г. А.Урунтаева. – М.: Педагогика, 1998. – 138 с.

36. Зеньковский, В.В. Психология детства. – Екатеринбург: Деловая книга, 1995. – 347 с.

Зинкевич-Евстигнеева, Т.Д. Практикум по сказкотерапии. – СПб.: Речь, 2002.

38. Зинкевич-Евстигнеева, Т.Д., Грабенко, Т.М. Игры в сказкотерапии. — СПб.: Речь, 2006. – 208 с.

39. Зинков, Е.Г. Руральные основания формирования социокультурного пространства региона // Е.Г. Зинков. М-во образования Рос. Федерации, Сев.-Кавк. науч. центр высш. шк. – Ростов н/Д: Изд-во СКНЦ ВШ, 2001. – 106 с.

40. Зинченко, В.П. Большой психологический словарь. – СПб.: Прайм-Еврознак; М.: ОЛМА-Пресс, 2003. – 672 с.

41. Иванова, В.В. Общие вопросы самосознания личности. – М.: 1999. – 312 с.

42. Колошина, Т.Ю. Арт-терапия. Методические рекомендации. – М.: Изд-во Института психотерапии и клинической психологии, 2002. – 84 с.

43. Кон, И.С. Детство как социальный феномен // Журнал исследований социальной политики. – 2004. – Т. 2. – № 2. – С. 151-174.

44. Кондаков, И.В. Культурология: история культуры России. – М.: Омега-Л: Высш. шк., 2003. – 616 с.

45. Концепция духовно-нравственного воспитания российских школьников. – 2009. – Режим доступа: [https://www.lomonholding.ru/articles/detail/?catalogue_id=12&item_id=1525

от 12.11.2011].

46. Концепция непрерывного образования (дошкольное и начальное звено). – 2003. – Режим доступа: [https://www.obruch.ru/ от 12.11.2011].

47. Комисаренко, Т.И. Влияние общения детей со взрослыми на формирование типов взаимоотношений со сверстниками / Т.И. Комисаренко // Новые исследования в психологии. 1977. – №1. – С.45-48.

48. Кравченко, Е.И. Теория социального действия: от Макса Вебера к феноменологам // Социологический журнал. – 2001. – № 3. – С. 83-97

49. Кричевский, Р.Л., Дубовская, Е.М. Социальная психология малой группы: Учебное пособие для вузов. – М.: Аспект Пресс, 2001. – 318 с.

50. Кузнецов, В.Н. Немецкая классическая философия: учебник. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Высш. шк., 2003. – С. 159-214 (гл. III «Шеллинг»). – 438 с.

51. Культурология: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений // Под ред. Г.В. Драча. Изд. 8-е. – Ростов н/Д: Феникс, 2005. – 576 с.

52. Культурология. // Под ред. А.А. Радугина. – М.: Центр, 2005. – 304с.

53. Кун, М., Макпартленд, Т. (модификация Т.В.Румянцевой) / Румянцева Т.В. Психологическое консультирование: диагностика отношений в паре. – СПб.: Речь, 2006. – 176 с.

54. Леонтьев, Д.А. Ценность как междисциплинарное понятие. Опыт многомерной реконструкции / Д.А. Леонтьев. // Вопросы философии. – 1996. – №4. – С. 15-26.

55. Локк, Дж. Сочинения в 3 томах. Т. 1. – М.: Мысль, 1985. – 611 с.

56. Лосский, Н.О. Характер русского народа. – М.: «ДАРЪ», 2005. – 336 с.

57. Лютова, Е.К., Монина, Г.Б. Шпаргалка для взрослых: Психокоррекционная работа с гиперактивными, агрессивными, тревожными и аутичными детьми. – М.: Генезис, 2000. – 136 с.

58. Идентификация как механизм общения / МГПИ им. В.И. Ленина.; Сост. Л.В. Попова. – М.: Мысль, 1989. – 37 с.

59. Медведев, В.А. Прикладной психоанализ – глобальная миссия и российская судьба. ВАПП. – Режим доступа: [https://www.vapp.ru/docs/missud от 20.02.12].

60. Мид, Дж.Г. Избранное: Сб. переводов / РАН. ИНИОН. Центр социал. научн.-информ. исследований. Отд. социологии и социал. психологии; Сост. и переводчик В.Г. Николаев. Отв. ред. Д.В. Ефременко. – М.: Просвещение, 2009. – 290 с.

61. Мухина, В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: учеб. для студ. вузов. — 6-е изд., стереотип. – М.: Академия, 2000. – 456 с.

62. Мухина, В.С. Проблема генезиса личности: учеб. пособие к спецкурсу. – М.: Просвещение, 1985. – 104 с.

63. Мухина, В.С. Феноменология развития и бытия личности. – М.: МПСИ, Воронеж: НПО МОДЭК, 1999. – 380 с.

64. Непомнящая, Н.И. Ценностность как личностное основание: Типы. Диагностика. Форминование : учеб.пособие / Н. И. Непомнящая. – М.–Воронеж: МПСИ: НПО «МОДЭК», 2000. – 176 с.

65. О национальных ценностях как основах жизнеустроения России. – Режим доступа: [https://www.km.ru/news/o-natsionalnykh-tsennostyakh-kak-osnovakh-zhizneustroeniya-rossii от 2.05.12]

66. Обозов, Н.Н. Психология межличностных отношений. – К.: Лыбидь, 1990. – 192с.

67. Обухова, Л.Ф. Возрастная психология. Учебник. – М.: Российское педагогическое агентство, 1996. – 374 с.

68. Одиссей.Человек в истории. Культурно-антропологическая история сегодня. / Под ред. А.Я. Гуревич. – М.: Наука, 1991. – 192 с.

Осорина, М. В. «Черная простыня летит по городу», или зачем дети рассказывают страшные истории // Знание-сила. – 1986. – №10. – С. 43-45.

70. Пазухина, И.А. Развитие навыков общения у детей младшего дошкольного возраста / И. А. Пазухитина // Дошкольная педагогика. – 2004. – №3. – С. 36-39.

71. Пазухина, И.А. Ступеньки к самопознанию / И.А. Пазухина // Дошкольная педагогика. – 2002. – № 3 – С. 35.

72. Парсонс, Т.О структуре социального действия / Т. Парсонс; Пер. с англ. И. Банпггейн и др. – М.: Акат. проект, 2002. – 979 с.

73. Петровский, А.В., Ярошевский, М.Г. Психология. – М.: Академия, 2002. – 512 с.

74. Поршнев, Б.Ф. Социальная психология и история. – М.: Наука, 1999. – 232 с.

75. Практикум для детского психолога / Г.А. Широкова, Е.Г. Жадько. – Изд. 6-е. Ростов н/Д: Феникс, 2008. – 314 с.

76. Практика сказкотерапии / Под ред. Н.А. Сакович. – СПб.: Речь, 2004. – 224 с.

77. Пропп, В.Я. Морфология «волшебной» сказки. – М.: Лабиринт, 2009. – 128 с.

78. Пропп, В.Я. Русская сказка. – М.: Изд. «Лабиринт», 2000. – 416 с.

79. Психодиагностическая методика «Близнец издалека» // А.Я. Психология (azps.ru). – Режим доступа: [https://azps.ru/tests/kit/kit1009.html от 19.12.2008].

80. Психология. Словарь / Под ред А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. 2-е изд., испр. и доп. – М.: Политиздат, 1990. – 494 с.

81. Рогов, Е.И. Выбор профессии: Становление профессионала. – М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. – 336 с.

82. Рубинштейн, С.Л. Бытие и сознание. Человек и мир / С.Л. Рубинштейн. – М.: Питер, 2003. – 508 с.

83. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии. – СПб.: Изд. «Питер», 1998. – 453 с.

84. Сарджевеладзе, Н.И. Личность и ее взаимодействие с социальной средой. – Тбилиси: Мецниереба, 1989. – 204 с.

85. Семеновских, Т.В. К вопросу о культурно-личностной идентификации развивающегося человека // Индивидуально-личностное развитие детей дошкольного, младшего школьного и подросткового возраста: материалы XII Всероссийской научно-практической конференции педагогов, психологов. Красноярск, 15-17 февраля 2010 г.: в 2 т. Т.1 /Отв. ред. О. В. Груздева, Краснояр. гос. пед. ун-т им. В. П. Астафьева. – Красноярск, 2010. – С. 13-17. – 336 с.

86. Славина, Л.С. Понимание устного рассказа детьми раннего возраста / Л.С. Славина // Дошкольное воспитание. – 2002. – № 7 – С.3-7.

87. Словарь практического психолога. – Режим доступа: [https://www.syntone.ru/library/books/content/1707.html?current_book_page=18 от 15.03.2012].

88. Собкин, В.С. К формированию представлений о механизмах процесса идентификации в обществе // Теоретические и прикладные проблемы психологии познания людьми друг друга. – Краснодар: Изд-во КГУ, 1975. – С. 34-39.

89. Софронова, Л.А. О проблемах идентичности // Культура сквозь призму идентичности. – М.: Индрик, 2006. – С. 8-24.

90. Социальная идентификация личности. Книга 2. – М.: ИС РАН, 1994. – 380 с.

91. Столин, В.В. Самосознание личности Текст. – М.: МГУ, 1989. – 304 с. Режим доступа: – [https://www.psylib.ukrweb.net/books/stolv01/index.htm от 08.05.11].

92. Стрелкова, Л.П. Уроки сказки. – М.: Педагогика, 1989. – 128 с.

93. Тэджфел, Г. Социальная идентичность и межгрупповые отношения / Г. Тэджфел. – М., 1982. – 413 с.

94. Урунтаева, Г.А., Афонькина, Ю.А. Практикум по детской психологии: Пособие для студентов педагогических институтов, учащихся педагогических училищ и колледжей, воспитателей детского сада / Под ред. Г.А. Урунтаевой. – М.: Просвещение, 1995. – 293 с.

95. Учителю о педагогической технике / Под. ред. Л.И. Рувинского. – М.: Педагогика, 1987. – 160 с.

96. Фесюкова, Л.Б. Воспитание сказкой. – М.: АСТ, 2000. – 464 с.

97. Филиппов, Ю.В. Сказка как ирреальная структура и игра как реальное действие в реальном воспитательном процессе / Ю.В. Филиппов, И.Н. Кольцова // Мир психологии. – 2003. – № 3. – С. 160-173.

98. Философский словарь. – Режим доступа: [philosophydic.ru. от 14.03.12].

99. Фрейд, А. Психология «Я» и защитные механизмы. – М.: Педагогика-Пресс, 1993. – Режим доступа: [https://www.modernlib.ru/books/freyd_anna/psihologiya_ya_i_zaschitnie_mehanizmi/read от 10.04.2010].

100. Фрейд, З. Введение в психоанализ. – СПб.: Алетейя, 1999. – 279 с.

101. Хухлаева, О.В. Тропинка к своему Я. Дошкольники. – М.: Генезис, 2009. – 175 с.

102. Хайдеггер, М. Идентичность и дифференциация / М. Хайдеггер // Бытие и время. – М.: Мысль, 1997. – С. 215-413.

103. Цирульников, А.М. Социокультурные основания развития системы образования. Метод социокультурной ситуации. // Вестник образования. – 2009. – №2. – С.40-65.

104. Шнейдер, Л.Б. Профессиональная идентичность: монография. – М.: МОСУ, 2001. 272 с.

105. Эльконинова, Л., Эльконин, Д.Б. Знаковое опосредование, волшебная сказка и субъектность действия. // Вестник МГУ, серия 14. – М., 1993. – №1. – C. 73-78.

106. Эриксон, Э. Идентичность: юность и кризис. Пер. с англ. – М.: Флинта, 2006. – 342 с.

107. Эриксон, Э. Детство и общество. – СПб.: Летний сад, 2000. – 416 с.

108. Юм, Д. Трактат о человеческой природе. – Минск: ООО «Попурри», 1998. – 720 с.

Список публикаций автора

1. Горлова, О.Н. Феномен культурно-личностной идентификации в психологической науке. // Проблемы формирования и развития личности в современном социокультурном информационном образовательном пространстве: Сборник научных работ молодых ученых. Часть 1. – Тюмень: Печатник, 2011. – С. 14-16.

2. Горлова, О.Н. Проблема культурно-личностной идентификации в зарубежной и отечественной психологии. Филофеевские образовательные чтения: Всероссийская научно-практическая конференция «Просвещение и нравственность: забота церкви, общества и государства»: сб. науч. ст. – Тюмень, – 2011. – С. 128 -133.

3. Горлова, О.Н., Пяткова, Н.Ю., Маслякова, В.А. Проект психолого-педагогического сопровождения становления социальной компетентности студентов. // Психология образовательного пространства: сб. науч. ст. VIII Всерос. студ. олимпиады по спец. «Психология и педагогика», г. Екатеринбург, 18-21 окт., 2011 г. / Урал. гос. пед. ун-т; сост. А.М. Скотникова; отв. ред. С.А. Минюрова. – Екатеринбург, 2011. – С. 70-73.

4. Горлова, О.Н. Матрица культурно-личностной идентификации дошкольника. / Материалы XIX международной научной конференции студентов, аспирантов и молодых ученых «Ломоносов» / Материалы Международного молодежного научного форума «ЛОМОНОСОВ-2012» / Отв. ред. А.И. Андреев, А.В. Андриянов, Е.А. Антипов, М.В. Чистякова. [Электронный ресурс] – М.: МАКС Пресс, 2012. – 1 электрон. опт. диск (DVD-ROM); 12 см.

Приложение 1

Диаграмма 1

Показатели-компоненты идентичности (тест «Кто я?»)

Социальное Я:

1. – Имя

2. – Пол

3. – Учебно-профессиональная ролевая позиция

4. – Этническо-региональная идентичность

5. – Семейная принадлежность

6. – Коммуникативное «Я»

Рефлексивное «Я»:

7. – Персональная идентичность

8. – Глобальное, экзистенциональное «Я»

9. – Перспективное «Я»

Приложение 2

Диаграмма 2

Шкала дифференцированности идентичности (тест «Кто я?»)

Диаграмма 3

Ведущие ценностные ориентации детей старшего дошкольного возраста

Приложение 3

Диаграмма 4

Направленность мотивационных предпочтений детей

старшего дошкольного возраста

Диаграмма 5

Распределение исследуемых по сферам мотивационных предпочтений

Приложение 4

Диаграмма 6

Осознанность мотивационных предпочтений в контексте их разнообразия в желаниях для Других

Диаграмма 7

Осознанность мотивационных предпочтений в контексте способности детей понять желания Других

Приложение 5

Диаграмма 8

Уровень сформированности нравственных представлений

у старших дошкольников

Диаграмма 9

Уровень осознанности действий старшими дошкольниками в контексте

их ценностных ориентаций

Приложение 6

Диаграмма 10

Уровень выраженности эмоционального отношения к нравственным нормам

у старших дошкольников

Приложение 7

Содержание развивающей программы «Диалог со сказкой»

I блок программы – эмоциональный.

Реализуется 8 занятиями.

Цель: развитие эмпатии у дошкольников.

Задачи:

1. Создать психологически комфортный климат в группе для эмоционального принятия педагога и раскрепощения детей;

2. Продиагностировать актуальный уровень развития эмпатии у детей;

3. Создать условия для дальнейшего развития эмпатии;

4. Проконтролировать и закрепить полученный результат.

Данный блок предполагает: формирование положительных эмоций по отношению к сверстнику; отсутствие отрицательных ожиданий со стороны партнера по совместной деятельности; понимание своих собственных чувств и чувств другого; активное проявление эмоциональной отзывчивости, способность к сопереживанию, сочувствию; признание интересов сверстника; сдерживание ребенком своих негативных побуждений.

Решение поставленных задач, невозможно без использования механизмов эмоционального заражения и проекции. Первый позволяет установить доверительные отношения, тогда как, второй обеспечивает бессознательный перенос собственных переживаний и состояний на объект.

Содержание занятий

ЗАНЯТИЕ 1.

Цель: создание психологически комфортных условий в группе для эмоционального принятия педагога и раскрепощения детей.

Стимульный материал: «волшебная палочка», 0,5-метровая палочка с мячиком, привязанным лентой к ее концу, маленькая игрушка (тигр).

Ход занятия:

Вводная часть.

v «Ласковое имя» (О. Хухлаева).

Учитель спрашивает имя ребенка, затем дети придумывают, как его можно называть ласково, и учитель им помогает. Затем просит всех детей хором назвать ребенка ласково. Игра продолжается до тех пор, пока все дети не представятся.

v «Если он медведь, назови его ласково!» (О. Хухлаева).

Учитель дотрагивается до ребенка волшебной палочкой, превращая его в какое-либо животное. Ребенок старается изобразить это животное, а остальные дети придумывают, как можно назвать его ласково. Например, мишутка, мишенька, медвежонок и т.п. Используются известные детям животные: заяц, лиса, кошка, собака.

Основная часть.

v «Лови-лови!» (Р.Калинина).

Позволяет снять эмоциональное напряжение.

Выбирают ведущего, вручают ему палочку, затем становятся в круг, а ведущий – в центр круга. Ведущий подходит к детям со словами: «Лови-лови!». Задача играющих – поймать мяч, который все время подлетает вверх. Ловить мяч могут сразу несколько участников.

v «Если «да» — похлопай, если «нет» – потопай» (О. Хухлаева).

Позволяет развивать коммуникативные навыки и слуховое внимание.

Взрослый называет предложения, а дети должны оценить их и показать свое отношение, похлопав в ладоши, если они согласны, или потопав ногами, если утверждение неверно.

¾ «Рома навестил бабушку и так обрадовался, что обиделся на нее».

¾ «Лене очень нравился Сережа, поэтому она его побила».

¾ «Максим подарил Даше конфеты, и она очень обрадовалась».

¾ «Сережа увидел, что Максим подарил Даше конфеты, обиделся, что сам этого не сделал и поэтому поссорился с Максимом».

v «Охота на тигров» (Е. Карпова, Е. Лютова).

Позволяет развивать коммуникативные навыки.

Дети встают в круг, водящий отворачивается к стене и громко считает до 10-ти. Пока водящий считает, дети передают друг другу игрушку. Когда ведущий заканчивает считать, ребенок, у которого оказалась игрушка, прячет ее в ладони и вытягивает вперед руки. Остальные дети делают точно так же. Водящий должен найти тигра. Если он угадал, то водящим становится тот, у кого была игрушка.

Заключительная часть.

v «Тихий час для тигрят» (О. Хухлаева).

Позволяет детям расслабиться после активного веселья, почувствовать себя значимыми, закрепляет положительное восприятие педагога.

Учитель предлагает детям превратиться в тигрят. Показать, как они обедают. Гладят свои животики — наелись. Умываются после обеда. Показывают сонным мурлыканием, что хотят спать, и укладываются на коврик «спать» под музыку для релаксации. В это время, учитель, тоже играть роль тигренка, может по очереди ласкает каждого ребенка (лапками гладит их по голове) со словами: «Хороший (ая) Сашенька, Машенька» и т.д.

Подведение итогов направлено на выяснение отношения детей к занятию: что им понравилось, хотели бы еще подобное занятие или нет.

Групповое объятие.

ЗАНЯТИЕ 2.

Цель: понимание своих собственных чувств и чувств другого; активное проявление эмоциональной отзывчивости, способности к сопереживанию, сочувствию.

Стимульный материал: «волшебные палочки», изображения героев сказки.

Ход занятия:

Вводная часть.

v «Приветствие».

Позволяет создать в группе эмоционально благоприятный фон и настроить детей на работу.

Ведущий поочередно садиться перед каждым ребенком, глядя ему в глаза, соединяет поднятые вверх свои ладони с ладошками ребенка со словами: «Здравствуй,..имя..».

Основная часть.

v «Сотворение чуда».

Позволяет развивать коммуникативные навыки, эмпатийные способности.

Дети разбиваются на пары, у одного из них в руках волшебная палочка. Дотрагиваясь до партнера, он спрашивает его: «Чем я могу тебе помочь? Что я могу для тебя сделать?» Тот отвечает: «Спой, станцуй, посмейся…»



Источник