Избранные психологические труды запорожец психологическое развитие ребенка

![]() | Александр Владимирович Запорожец 334k—(30.08.1905 — 07.10.1981)Большая советская энциклопедия: Запорожец Александр Владимирович [р. 30.8(12.9).1905, Киев], советский психолог, действительный член АПН СССР (1968). Окончил педагогический факультет 2-го МГУ (1930). С 1960 директор института дошкольного воспитания АПН СССР. Основные исследования по проблемам генезиса сознательного управления поведением человека, роли практической деятельности и усвоения общественного опыта в онтогенетическом развитии произвольных движений, восприятия и мышления, условий формирования эмоционального отношения субъекта к действительности. З. разрабатывает также психолого-педагогические вопросы дошкольного обучения и воспитания. | . |
![]() |
Аннотация издательства: Том содержит работы по трем тематическим разделам: «Развитие восприятия», «Развитие мышления» и «Проблемы развития психики», в которых представлены теоретические и экспериментальные исследования формирования психических процессов в деятельности ребенка; выявлена роль практической деятельности — примат реальных действий ребенка по отношению к его психическому развитию. | . |
![]() |
Аннотация издательства: В томе публикуется монография «Развитие произвольных движений», содержащая материалы изучения формирования у детей дошкольного возраста различных типов двигательных навыков как модели овладения навыками, новыми видами поведения. Эта работа является значительным вкладом в психологическую теорию строения деятельности. В том включены также отдельные главы из совместной с А.Н. Леонтьевым работы «Восстановление движений». | . |
Источник
Александр Владимирович Запорожец | |
---|---|
Дата рождения | 30 августа (12 сентября) 1905 |
Место рождения |
|
Дата смерти | 7 октября 1981 (76 лет) |
Место смерти |
|
Страна |
|
Научная сфера | психология, педагогика |
Место работы | НИИ ОПП АПН СССР, НИИ дошкольного воспитания АПН СССР |
Альма-матер | 2-й МГУ |
Учёная степень | доктор педагогических наук |
Учёное звание | профессор, член-корреспондент АПН РСФСР, академик АПН СССР |
Научный руководитель | Л. С. Выготский |
Известные ученики | Д. М. Арановская-Дубовис, Л. А. Венгер, В. П. Зинченко, А. А. Катаева-Венгер, Н. Н. Поддьяков, Л. С. Цветкова |
Известен как | психолог и педагог |
Награды и премии |
Алекса́ндр Влади́мирович Запоро́жец (30 августа [12 сентября] 1905, Киев, Российская империя — 7 октября 1981, Москва) — советский психолог, доктор педагогических наук (1958), профессор (1960), действительный член АПН СССР (1968; член-корреспондент АПН РСФСР с 1959).
Биография[править | править код]
Окончил педагогический факультет 2-го МГУ (1925—1930).
В 1929—1931 гг. сотрудник Академии коммунистического воспитания.
В 1920—1930-е годы входил в состав мифологической пятёрки московских учеников Выготского (Запорожец, Божович, Морозова, Левина, Славина).
С 1931 года в Харькове в Украинской психоневрологической академии; одновременно с 1933 года — доцент, с 1938 года — заведующий кафедрой психологии Харьковского педагогического института.
В 1941—1943 годах работал в экспериментальном госпитале восстановления движений при Институте психологии (Свердловская область).
В 1943—1960 годах — доцент, профессор кафедры психологии МГУ; в 1944—1960 годах — заведующий лаборатории психологии детей дошкольного возраста НИИ ОПП; организатор, с 1960 года — директор НИИ дошкольного воспитания.
В 1965—1967 годах — академик-секретарь отделения психологии и возрастной физиологии, в 1968—1981 годах — член Президиума АПН СССР.
Научная деятельность[править | править код]
Разрабатывал вопросы общей и детской психологии, психологии сенсорных процессов и движения; внёс вклад в психологическую теорию деятельности. Вместе с учениками создал теорию сенсорного и умственного развития ребёнка, способствующую решению проблем воспитания и обучения дошкольников. Критиковал тенденцию к искусственному «подстёгиванию» умственного развития, преждевременному включению ребёнка в сложные формы учебной деятельности. Ввёл в дошкольную педагогику понятие амплификации (обогащения) развития ребёнка за счёт оптимального использования специфически детских видов деятельности. В этой связи переход к школьному обучению детей с 6-летнего возраста воспринял критически, считая, что удлинение детства — величайшее завоевание человеческой цивилизации.
Основные работы[править | править код]
- Леонтьев А. Н., Запорожец А. В. Восстановление движений. Исследование восстановления функций руки после ранения. М., 1945;
- Развитие произвольных движений. М., 1960;
- Психология. М., 1955 (3-е изд. 1965);
- Восприятие и действие. М., 1967 (в соавт.);
- Избранные психологические труды: В 2-х т. М., 1986;
- Психология действия. М., — Воронеж, 2000.
Статьи
- Запорожец, А. В., Луков, Г. Д. Развитие рассуждений у ребёнка младшего школьного возраста // Научные записки Харьковского гос. пед. института (Про розвиток міркування у дитини молодшого віку // Наукові Записки Харк. Держ. Педаг. Инст.), т. VI, 1941;
- Развитие рассуждений в дошкольном возрасте // Дошкольное воспитание, 1947. № 8;
- Эльконин Д. Б., Запорожец А. В., Гальперин П. Я. Проблемы формирования знаний и умений у школьников и новые методы обучения в школе // Вопросы психологии. — 1963. — № 5.
Примечания[править | править код]
Литература[править | править код]
- Венгер Л. А. А. В. Запорожец и его вклад в советскую психологию / / Вопросы психологии, 1985. № 4. C. 121—125
- Дубовис Д. М., Хоменко К. Е. Вопросы художественного восприятия в трудах А. В. Запорожца (К 80-летию со дня рождения) (idem) // Вопросы психологии, 1985. № 5. С. 117—123
- Елагина М. Г., Рузская А. Г. Выдающийся советский психолог // Советская педагогика. 1988. № 3.
- Арановская-Дубовис Д. М., Заика Е. В. Идеи А. В. Запорожца о развитии личности дошкольника // Вопросы психологии, 1995. № 5. С. 87-99
- Зинченко В. П. Становление психолога (К 90-летию содня рождения А. В. Запорожца) // Вопросы психологии. 1995
- Титова Н. И. Гуманистические основы воспитания детей в научном наследии А. В. Запорожца 2001
- Международная конференция «Наука о детстве и современное образование», посвящённая 100-летию со дня рождения А. В. Запорожца, 6-8 декабря 2005 г.
- Кудрявцев В. Т. А. В. Запорожец: от идеи самоценности детства — к принципам самодетерминации и амплификации детского развития (idem) 2005
- Зинченко В. П. Александр Владимирович Запорожец: жизнь и творчество (от сенсорного действия к эмоциональному) // Культурно-историческая психология, 2006(1): doc/zip
Ссылки[править | править код]
- Запорожец, Александр Владимирович. На сайте «Хронос».
- Статья на сайте «Летопись Московского университета»
- Статья на сайте факультета психологии МГУ
Источник
Статья из сборника статей
1. Троян, А.Н. Основные подходы к управлению дошкольными образовательными учреждениями / А.Н. Троян // Управление образовательными учреждениями и качеством образования : сб. ст. по материалам регион. науч.-практ. конф., посвященной 70-летию дошкольного образования г. Магнитогорска / под ред. С.Ф. Багаутдиновой, А.Н. Троян. – Магнитогорск : МаГУ, 2000. – С. 5-7.
Статья из журнала
1. Юдина, Е. Практическая оценка развития и актуального состояния ребенка / Е. Юдина // Дошкольное воспитание. – 1997. – № 11. – С. 7-13.
Статья из энциклопедии, словаря
1. Концепция поэтапного формирования умственных действий // Г.М. Коджаспирова, А. Ю. Коджаспиров. Педагогический словарь для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений. – М. : Издательский центр «Академия», 2000. – С. 65.
Официальные материалы
1. Российская Федерация. Министерство образования. Об утверждении правил оказания платных образовательных услуг в сфере дошкольного и общего образования : постановление от 5 июля 2002 // Обруч. – 2005. – № 2.
Диссертация
1. Паклина, А.В. Методика формирования речевой готовности дошкольников к обучению в школе : автореф. дис. …канд. пед. наук / А.В. Паклина. – Екатеринбург, 2006.
Электронные ресурсы
1. Художественная энциклопедия зарубежного классического искусства [Электронный ресурс]. – Электрон. текстовые, граф., зв. дан. и прикладная прогр. (546 Мб). – М. : Большая Рос. энцикл., 1996. – 1 электрон. опт. диск (CD-ROM).
Отзыв
Научного руководителя на курсовую работу
ФИО студента(ки)______________________________________________________________
Курс, форма обучения__________________________________________________________
Тема _________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
Характеристика отношения студента к выполнению работы __________________________
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Качество оформления работы ____________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
Особые примечания (публикации, участие в конкурсах, конференциях, выполнение по заказу ДОУ)__________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
Оценка (дифференцированная) научного руководителя ______________________________
Научный руководитель ________________________________________________
(должность, расшифровка подписи и подпись)
Дата _________________
Date: 2015-10-18; view: 892; Нарушение авторских прав
Источник
Çàïîðîæåö À.Â. ñêà÷àòü
Àëåêñàíäð Âëàäèìèðîâè÷ Çàïîðîæåö (12 ñåíòÿáðÿ 1905, Êèåâ, Ðîññèéñêàÿ èìïåðèÿ — 7 îêòÿáðÿ 1981, Ìîñêâà) — ïñèõîëîã, äåéñòâèòåëüíûé ÷ëåí ÀÏÍ ÑÑÑÐ, äîêòîð ïåäàãîãè÷åñêèõ íàóê, ïðîôåññîð.
Îêîí÷èë ïåäàãîãè÷åñêèé ôàêóëüòåò2-ãîÌÃÓ. Ïðîôåññîð êàôåäðû îáùåé è ïðèêëàäíîé ïñèõîëîãèè ôàêóëüòåòà ïñèõîëîãèè(1966–1970). Ìîñêîâñêîì óíèâåðñèòåòå ÷èòàë êóðñ ëåêöèé «Äåòñêàÿ è ïåäàãîãè÷åñêàÿ ïñèõîëîãèÿ».
Îñíîâàòåëü Èíñòèòóòà äîøêîëüíîãî âîñïèòàíèÿ ÀÏÍ ÑÑÑÐ. Àêàäåìèê ÀÏÍ ÑÑÑÐ.
Íàãðàæäåí îðäåíàìè Ëåíèíà, Îêòÿáðüñêîé Ðåâîëþöèè, Òðóäîâîãî Êðàñíîãî Çíàìåíè, ìåäàëÿìè.
Îáëàñòü íàó÷íûõ èíòåðåñîâ: îñíîâû îáùåïñèõîëîãè÷åñêîé òåîðèè äåÿòåëüíîñòè â îíòîãåíåòè÷åñêîì àñïåêòå. Ðàñêðûë ðîëü ïðàêòè÷åñêèõ äåéñòâèé â ãåíåçèñå ïîçíàâàòåëüíûõ ïðîöåññîâ (âîñïðèÿòèè, ìûøëåíèè è äð.); âûäâèíóë òåîðèþ ïåðöåïòèâíûõ äåéñòâèé, íà îñíîâå êîòîðîé âïîñëåäñòâèè áûëà ðàçðàáîòàíà ñèñòåìà ñåíñîðíîãî âîñïèòàíèÿ. Çàíèìàÿñü èññëåäîâàíèåì ïðîèçâîëüíûõ äåéñòâèé ðåáåíêà, âûÿâèë çíà÷åíèå îðèåíòèðîâî÷íîé äåÿòåëüíîñòè â ðåãóëèðîâàíèè ïîâåäåíèÿ.  ïîñëåäíèå ãîäû æèçíè ðàçðàáàòûâàë òåîðèþ ýìîöèé êàê îñîáîãî çâåíà ñìûñëîâîé ðåãóëÿöèè äåÿòåëüíîñòè. Âíåñ áîëüøîé âêëàä â îáùóþ è ãåíåòè÷åñêóþ ïñèõîëîãèþ, â ïñèõîëîãèþ äîøêîëüíèêîâ.
Òåìà êàíäèäàòñêîé äèññåðòàöèè: «Ðîëü ýëåìåíòîâ ïðàêòèêè è ðå÷è â ðàçâèòèè ìûøëåíèÿ ðåáåíêà». Òåìà äîêòîðñêîé äèññåðòàöèè: «Ðàçâèòèå ïðîèçâîëüíûõ äâèæåíèé».
Îïóáëèêîâàë îêîëî 200 íàó÷íûõ ðàáîò.
Èçáðàííûå ïñèõîëîãè÷åñêèå òðóäû. Òîì 1. Ïñèõè÷åñêîå ðàçâèòèå ðåáåíêà
Òîì «Ïñèõè÷åñêîå ðàçâèòèå ðåáåíêà» ñîäåðæèò ðàáîòû ïî òðåì òåìàòè÷åñêèì ðàçäåëàì: «Ðàçâèòèå âîñïðèÿòèÿ», «Ðàçâèòèå ìûøëåíèÿ» è «Ïðîáëåìû ðàçâèòèÿ ïñèõèêè», â êîòîðûõ ïðåäñòàâëåíû òåîðåòè÷åñêèå è ýêñïåðèìåíòàëüíûå èññëåäîâàíèÿ ôîðìèðîâàíèÿ ïñèõè÷åñêèõ ïðîöåññîâ â äåÿòåëüíîñòè ðåáåíêà; âûÿâëåíà ðîëü ïðàêòè÷åñêîé äåÿòåëüíîñòè — ïðèìàò ðåàëüíûõ äåéñòâèé ðåáåíêà ïî îòíîøåíèþ ê åãî ïñèõè÷åñêîìó ðàçâèòèþ.
ñêà÷àòüÎáùàÿ ïñèõîëîãèÿ
Èçáðàííûå ïñèõîëîãè÷åñêèå òðóäû. Òîì 2. Ðàçâèòèå ïðîèçâîëüíûõ äâèæåíèé
 òîìå ïóáëèêóåòñÿ ìîíîãðàôèÿ «Ðàçâèòèå ïðîèçâîëüíûõ äâèæåíèé», ñîäåðæàùàÿ ìàòåðèàëû èçó÷åíèÿ ôîðìèðîâàíèÿ ó äåòåé äîøêîëüíîãî âîçðàñòà ðàçëè÷íûõ òèïîâ äâèãàòåëüíûõ íàâûêîâ êàê ìîäåëè îâëàäåíèÿ íàâûêàìè, íîâûìè âèäàìè ïîâåäåíèÿ.
Ýòà ðàáîòà ÿâëÿåòñÿ çíà÷èòåëüíûì âêëàäîì â ïñèõîëîãè÷åñêóþ òåîðèþ ñòðîåíèÿ äåÿòåëüíîñòè.  òîì âêëþ÷åíû òàêæå îòäåëüíûå ãëàâû, èç ñîâìåñòíîé ñ À.Í.Ëåîíòüåâûì ðàáîòû «Âîññòàíîâëåíèå äâèæåíèé».
ñêà÷àòüÎáùàÿ ïñèõîëîãèÿ
Ïñèõîëîãèÿ äåòåé äîøêîëüíîãî âîçðàñòà
Ðàçâèòèå ïîçíàâàòåëüíûõ ïðîöåññîâ.
Ïîä ðåä. Çàïîðîæöà À.Â., Ýëüêîíèíà Ä.Á.
Êíèãà ïîñâÿùåíà ïðîáëåìàì ðàçâèòèÿ ïîçíàâàòåëüíûõ ïðîöåññîâ â ðàííåì è äîøêîëüíîì äåòñòâå.
Îíà ïðåäñòàâëÿåò ñîáîé ïåðâóþ ÷àñòü êîëëåêòèâíîé ìîíîãðàôèè «Ïñèõîëîãèÿ äåòåé äîøêîëüíîãî âîçðàñòà», ïîäãîòîâëåííîé ñîòðóäíèêàìè ëàáîðàòîðèè ïñèõîëîãèè äåòåé äîøêîëüíîãî âîçðàñòà Èíñòèòóòà ïñèõîëîãèè ÀÏÍ ÐÑÔÑÐ.
 ýòîé êíèãå îáîáùåíû è ïîäâåðãíóòû òåîðåòè÷åñêîìó îáñóæäåíèþ ðåçóëüòàòû ìíîãîëåòíèõ èññëåäîâàíèé íàøåé ëàáîðàòîðèè, òðóäîâ äðóãèõ ñîâåòñêèõ àâòîðîâ, à òàêæå ðàáîò ðÿäà çàðóáåæíûõ ïñèõîëîãîâ.
ñêà÷àòüÂîçðàñòíàÿ ïñèõîëîãèÿ
Áåñïëàòíûå ïî÷òîâûå ðàññûëêè ïî ñàìîðàçâèòèþ îò àâòîðîâ áèáëèîòåêè.
Ïîäïèñàòüñÿ
Источник
35. Запорожец, А.В. Психология восприятия сказки ребенком дошкольником.// Психология дошкольника. Хрестоматия. / Сост. Г. А.Урунтаева. – М.: Педагогика, 1998. – 138 с.
36. Зеньковский, В.В. Психология детства. – Екатеринбург: Деловая книга, 1995. – 347 с.
Зинкевич-Евстигнеева, Т.Д. Практикум по сказкотерапии. – СПб.: Речь, 2002.
38. Зинкевич-Евстигнеева, Т.Д., Грабенко, Т.М. Игры в сказкотерапии. — СПб.: Речь, 2006. – 208 с.
39. Зинков, Е.Г. Руральные основания формирования социокультурного пространства региона // Е.Г. Зинков. М-во образования Рос. Федерации, Сев.-Кавк. науч. центр высш. шк. – Ростов н/Д: Изд-во СКНЦ ВШ, 2001. – 106 с.
40. Зинченко, В.П. Большой психологический словарь. – СПб.: Прайм-Еврознак; М.: ОЛМА-Пресс, 2003. – 672 с.
41. Иванова, В.В. Общие вопросы самосознания личности. – М.: 1999. – 312 с.
42. Колошина, Т.Ю. Арт-терапия. Методические рекомендации. – М.: Изд-во Института психотерапии и клинической психологии, 2002. – 84 с.
43. Кон, И.С. Детство как социальный феномен // Журнал исследований социальной политики. – 2004. – Т. 2. – № 2. – С. 151-174.
44. Кондаков, И.В. Культурология: история культуры России. – М.: Омега-Л: Высш. шк., 2003. – 616 с.
45. Концепция духовно-нравственного воспитания российских школьников. – 2009. – Режим доступа: [https://www.lomonholding.ru/articles/detail/?catalogue_id=12&item_id=1525
от 12.11.2011].
46. Концепция непрерывного образования (дошкольное и начальное звено). – 2003. – Режим доступа: [https://www.obruch.ru/ от 12.11.2011].
47. Комисаренко, Т.И. Влияние общения детей со взрослыми на формирование типов взаимоотношений со сверстниками / Т.И. Комисаренко // Новые исследования в психологии. 1977. – №1. – С.45-48.
48. Кравченко, Е.И. Теория социального действия: от Макса Вебера к феноменологам // Социологический журнал. – 2001. – № 3. – С. 83-97
49. Кричевский, Р.Л., Дубовская, Е.М. Социальная психология малой группы: Учебное пособие для вузов. – М.: Аспект Пресс, 2001. – 318 с.
50. Кузнецов, В.Н. Немецкая классическая философия: учебник. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Высш. шк., 2003. – С. 159-214 (гл. III «Шеллинг»). – 438 с.
51. Культурология: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений // Под ред. Г.В. Драча. Изд. 8-е. – Ростов н/Д: Феникс, 2005. – 576 с.
52. Культурология. // Под ред. А.А. Радугина. – М.: Центр, 2005. – 304с.
53. Кун, М., Макпартленд, Т. (модификация Т.В.Румянцевой) / Румянцева Т.В. Психологическое консультирование: диагностика отношений в паре. – СПб.: Речь, 2006. – 176 с.
54. Леонтьев, Д.А. Ценность как междисциплинарное понятие. Опыт многомерной реконструкции / Д.А. Леонтьев. // Вопросы философии. – 1996. – №4. – С. 15-26.
55. Локк, Дж. Сочинения в 3 томах. Т. 1. – М.: Мысль, 1985. – 611 с.
56. Лосский, Н.О. Характер русского народа. – М.: «ДАРЪ», 2005. – 336 с.
57. Лютова, Е.К., Монина, Г.Б. Шпаргалка для взрослых: Психокоррекционная работа с гиперактивными, агрессивными, тревожными и аутичными детьми. – М.: Генезис, 2000. – 136 с.
58. Идентификация как механизм общения / МГПИ им. В.И. Ленина.; Сост. Л.В. Попова. – М.: Мысль, 1989. – 37 с.
59. Медведев, В.А. Прикладной психоанализ – глобальная миссия и российская судьба. ВАПП. – Режим доступа: [https://www.vapp.ru/docs/missud от 20.02.12].
60. Мид, Дж.Г. Избранное: Сб. переводов / РАН. ИНИОН. Центр социал. научн.-информ. исследований. Отд. социологии и социал. психологии; Сост. и переводчик В.Г. Николаев. Отв. ред. Д.В. Ефременко. – М.: Просвещение, 2009. – 290 с.
61. Мухина, В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: учеб. для студ. вузов. — 6-е изд., стереотип. – М.: Академия, 2000. – 456 с.
62. Мухина, В.С. Проблема генезиса личности: учеб. пособие к спецкурсу. – М.: Просвещение, 1985. – 104 с.
63. Мухина, В.С. Феноменология развития и бытия личности. – М.: МПСИ, Воронеж: НПО МОДЭК, 1999. – 380 с.
64. Непомнящая, Н.И. Ценностность как личностное основание: Типы. Диагностика. Форминование : учеб.пособие / Н. И. Непомнящая. – М.–Воронеж: МПСИ: НПО «МОДЭК», 2000. – 176 с.
65. О национальных ценностях как основах жизнеустроения России. – Режим доступа: [https://www.km.ru/news/o-natsionalnykh-tsennostyakh-kak-osnovakh-zhizneustroeniya-rossii от 2.05.12]
66. Обозов, Н.Н. Психология межличностных отношений. – К.: Лыбидь, 1990. – 192с.
67. Обухова, Л.Ф. Возрастная психология. Учебник. – М.: Российское педагогическое агентство, 1996. – 374 с.
68. Одиссей.Человек в истории. Культурно-антропологическая история сегодня. / Под ред. А.Я. Гуревич. – М.: Наука, 1991. – 192 с.
Осорина, М. В. «Черная простыня летит по городу», или зачем дети рассказывают страшные истории // Знание-сила. – 1986. – №10. – С. 43-45.
70. Пазухина, И.А. Развитие навыков общения у детей младшего дошкольного возраста / И. А. Пазухитина // Дошкольная педагогика. – 2004. – №3. – С. 36-39.
71. Пазухина, И.А. Ступеньки к самопознанию / И.А. Пазухина // Дошкольная педагогика. – 2002. – № 3 – С. 35.
72. Парсонс, Т.О структуре социального действия / Т. Парсонс; Пер. с англ. И. Банпггейн и др. – М.: Акат. проект, 2002. – 979 с.
73. Петровский, А.В., Ярошевский, М.Г. Психология. – М.: Академия, 2002. – 512 с.
74. Поршнев, Б.Ф. Социальная психология и история. – М.: Наука, 1999. – 232 с.
75. Практикум для детского психолога / Г.А. Широкова, Е.Г. Жадько. – Изд. 6-е. Ростов н/Д: Феникс, 2008. – 314 с.
76. Практика сказкотерапии / Под ред. Н.А. Сакович. – СПб.: Речь, 2004. – 224 с.
77. Пропп, В.Я. Морфология «волшебной» сказки. – М.: Лабиринт, 2009. – 128 с.
78. Пропп, В.Я. Русская сказка. – М.: Изд. «Лабиринт», 2000. – 416 с.
79. Психодиагностическая методика «Близнец издалека» // А.Я. Психология (azps.ru). – Режим доступа: [https://azps.ru/tests/kit/kit1009.html от 19.12.2008].
80. Психология. Словарь / Под ред А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. 2-е изд., испр. и доп. – М.: Политиздат, 1990. – 494 с.
81. Рогов, Е.И. Выбор профессии: Становление профессионала. – М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. – 336 с.
82. Рубинштейн, С.Л. Бытие и сознание. Человек и мир / С.Л. Рубинштейн. – М.: Питер, 2003. – 508 с.
83. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии. – СПб.: Изд. «Питер», 1998. – 453 с.
84. Сарджевеладзе, Н.И. Личность и ее взаимодействие с социальной средой. – Тбилиси: Мецниереба, 1989. – 204 с.
85. Семеновских, Т.В. К вопросу о культурно-личностной идентификации развивающегося человека // Индивидуально-личностное развитие детей дошкольного, младшего школьного и подросткового возраста: материалы XII Всероссийской научно-практической конференции педагогов, психологов. Красноярск, 15-17 февраля 2010 г.: в 2 т. Т.1 /Отв. ред. О. В. Груздева, Краснояр. гос. пед. ун-т им. В. П. Астафьева. – Красноярск, 2010. – С. 13-17. – 336 с.
86. Славина, Л.С. Понимание устного рассказа детьми раннего возраста / Л.С. Славина // Дошкольное воспитание. – 2002. – № 7 – С.3-7.
87. Словарь практического психолога. – Режим доступа: [https://www.syntone.ru/library/books/content/1707.html?current_book_page=18 от 15.03.2012].
88. Собкин, В.С. К формированию представлений о механизмах процесса идентификации в обществе // Теоретические и прикладные проблемы психологии познания людьми друг друга. – Краснодар: Изд-во КГУ, 1975. – С. 34-39.
89. Софронова, Л.А. О проблемах идентичности // Культура сквозь призму идентичности. – М.: Индрик, 2006. – С. 8-24.
90. Социальная идентификация личности. Книга 2. – М.: ИС РАН, 1994. – 380 с.
91. Столин, В.В. Самосознание личности Текст. – М.: МГУ, 1989. – 304 с. Режим доступа: – [https://www.psylib.ukrweb.net/books/stolv01/index.htm от 08.05.11].
92. Стрелкова, Л.П. Уроки сказки. – М.: Педагогика, 1989. – 128 с.
93. Тэджфел, Г. Социальная идентичность и межгрупповые отношения / Г. Тэджфел. – М., 1982. – 413 с.
94. Урунтаева, Г.А., Афонькина, Ю.А. Практикум по детской психологии: Пособие для студентов педагогических институтов, учащихся педагогических училищ и колледжей, воспитателей детского сада / Под ред. Г.А. Урунтаевой. – М.: Просвещение, 1995. – 293 с.
95. Учителю о педагогической технике / Под. ред. Л.И. Рувинского. – М.: Педагогика, 1987. – 160 с.
96. Фесюкова, Л.Б. Воспитание сказкой. – М.: АСТ, 2000. – 464 с.
97. Филиппов, Ю.В. Сказка как ирреальная структура и игра как реальное действие в реальном воспитательном процессе / Ю.В. Филиппов, И.Н. Кольцова // Мир психологии. – 2003. – № 3. – С. 160-173.
98. Философский словарь. – Режим доступа: [philosophydic.ru. от 14.03.12].
99. Фрейд, А. Психология «Я» и защитные механизмы. – М.: Педагогика-Пресс, 1993. – Режим доступа: [https://www.modernlib.ru/books/freyd_anna/psihologiya_ya_i_zaschitnie_mehanizmi/read от 10.04.2010].
100. Фрейд, З. Введение в психоанализ. – СПб.: Алетейя, 1999. – 279 с.
101. Хухлаева, О.В. Тропинка к своему Я. Дошкольники. – М.: Генезис, 2009. – 175 с.
102. Хайдеггер, М. Идентичность и дифференциация / М. Хайдеггер // Бытие и время. – М.: Мысль, 1997. – С. 215-413.
103. Цирульников, А.М. Социокультурные основания развития системы образования. Метод социокультурной ситуации. // Вестник образования. – 2009. – №2. – С.40-65.
104. Шнейдер, Л.Б. Профессиональная идентичность: монография. – М.: МОСУ, 2001. 272 с.
105. Эльконинова, Л., Эльконин, Д.Б. Знаковое опосредование, волшебная сказка и субъектность действия. // Вестник МГУ, серия 14. – М., 1993. – №1. – C. 73-78.
106. Эриксон, Э. Идентичность: юность и кризис. Пер. с англ. – М.: Флинта, 2006. – 342 с.
107. Эриксон, Э. Детство и общество. – СПб.: Летний сад, 2000. – 416 с.
108. Юм, Д. Трактат о человеческой природе. – Минск: ООО «Попурри», 1998. – 720 с.
Список публикаций автора
1. Горлова, О.Н. Феномен культурно-личностной идентификации в психологической науке. // Проблемы формирования и развития личности в современном социокультурном информационном образовательном пространстве: Сборник научных работ молодых ученых. Часть 1. – Тюмень: Печатник, 2011. – С. 14-16.
2. Горлова, О.Н. Проблема культурно-личностной идентификации в зарубежной и отечественной психологии. Филофеевские образовательные чтения: Всероссийская научно-практическая конференция «Просвещение и нравственность: забота церкви, общества и государства»: сб. науч. ст. – Тюмень, – 2011. – С. 128 -133.
3. Горлова, О.Н., Пяткова, Н.Ю., Маслякова, В.А. Проект психолого-педагогического сопровождения становления социальной компетентности студентов. // Психология образовательного пространства: сб. науч. ст. VIII Всерос. студ. олимпиады по спец. «Психология и педагогика», г. Екатеринбург, 18-21 окт., 2011 г. / Урал. гос. пед. ун-т; сост. А.М. Скотникова; отв. ред. С.А. Минюрова. – Екатеринбург, 2011. – С. 70-73.
4. Горлова, О.Н. Матрица культурно-личностной идентификации дошкольника. / Материалы XIX международной научной конференции студентов, аспирантов и молодых ученых «Ломоносов» / Материалы Международного молодежного научного форума «ЛОМОНОСОВ-2012» / Отв. ред. А.И. Андреев, А.В. Андриянов, Е.А. Антипов, М.В. Чистякова. [Электронный ресурс] – М.: МАКС Пресс, 2012. – 1 электрон. опт. диск (DVD-ROM); 12 см.
Приложение 1
Диаграмма 1
Показатели-компоненты идентичности (тест «Кто я?»)
Социальное Я:
1. – Имя
2. – Пол
3. – Учебно-профессиональная ролевая позиция
4. – Этническо-региональная идентичность
5. – Семейная принадлежность
6. – Коммуникативное «Я»
Рефлексивное «Я»:
7. – Персональная идентичность
8. – Глобальное, экзистенциональное «Я»
9. – Перспективное «Я»
Приложение 2
Диаграмма 2
Шкала дифференцированности идентичности (тест «Кто я?»)
Диаграмма 3
Ведущие ценностные ориентации детей старшего дошкольного возраста
Приложение 3
Диаграмма 4
Направленность мотивационных предпочтений детей
старшего дошкольного возраста
Диаграмма 5
Распределение исследуемых по сферам мотивационных предпочтений
Приложение 4
Диаграмма 6
Осознанность мотивационных предпочтений в контексте их разнообразия в желаниях для Других
Диаграмма 7
Осознанность мотивационных предпочтений в контексте способности детей понять желания Других
Приложение 5
Диаграмма 8
Уровень сформированности нравственных представлений
у старших дошкольников
Диаграмма 9
Уровень осознанности действий старшими дошкольниками в контексте
их ценностных ориентаций
Приложение 6
Диаграмма 10
Уровень выраженности эмоционального отношения к нравственным нормам
у старших дошкольников
Приложение 7
Содержание развивающей программы «Диалог со сказкой»
I блок программы – эмоциональный.
Реализуется 8 занятиями.
Цель: развитие эмпатии у дошкольников.
Задачи:
1. Создать психологически комфортный климат в группе для эмоционального принятия педагога и раскрепощения детей;
2. Продиагностировать актуальный уровень развития эмпатии у детей;
3. Создать условия для дальнейшего развития эмпатии;
4. Проконтролировать и закрепить полученный результат.
Данный блок предполагает: формирование положительных эмоций по отношению к сверстнику; отсутствие отрицательных ожиданий со стороны партнера по совместной деятельности; понимание своих собственных чувств и чувств другого; активное проявление эмоциональной отзывчивости, способность к сопереживанию, сочувствию; признание интересов сверстника; сдерживание ребенком своих негативных побуждений.
Решение поставленных задач, невозможно без использования механизмов эмоционального заражения и проекции. Первый позволяет установить доверительные отношения, тогда как, второй обеспечивает бессознательный перенос собственных переживаний и состояний на объект.
Содержание занятий
ЗАНЯТИЕ 1.
Цель: создание психологически комфортных условий в группе для эмоционального принятия педагога и раскрепощения детей.
Стимульный материал: «волшебная палочка», 0,5-метровая палочка с мячиком, привязанным лентой к ее концу, маленькая игрушка (тигр).
Ход занятия:
Вводная часть.
v «Ласковое имя» (О. Хухлаева).
Учитель спрашивает имя ребенка, затем дети придумывают, как его можно называть ласково, и учитель им помогает. Затем просит всех детей хором назвать ребенка ласково. Игра продолжается до тех пор, пока все дети не представятся.
v «Если он медведь, назови его ласково!» (О. Хухлаева).
Учитель дотрагивается до ребенка волшебной палочкой, превращая его в какое-либо животное. Ребенок старается изобразить это животное, а остальные дети придумывают, как можно назвать его ласково. Например, мишутка, мишенька, медвежонок и т.п. Используются известные детям животные: заяц, лиса, кошка, собака.
Основная часть.
v «Лови-лови!» (Р.Калинина).
Позволяет снять эмоциональное напряжение.
Выбирают ведущего, вручают ему палочку, затем становятся в круг, а ведущий – в центр круга. Ведущий подходит к детям со словами: «Лови-лови!». Задача играющих – поймать мяч, который все время подлетает вверх. Ловить мяч могут сразу несколько участников.
v «Если «да» — похлопай, если «нет» – потопай» (О. Хухлаева).
Позволяет развивать коммуникативные навыки и слуховое внимание.
Взрослый называет предложения, а дети должны оценить их и показать свое отношение, похлопав в ладоши, если они согласны, или потопав ногами, если утверждение неверно.
¾ «Рома навестил бабушку и так обрадовался, что обиделся на нее».
¾ «Лене очень нравился Сережа, поэтому она его побила».
¾ «Максим подарил Даше конфеты, и она очень обрадовалась».
¾ «Сережа увидел, что Максим подарил Даше конфеты, обиделся, что сам этого не сделал и поэтому поссорился с Максимом».
v «Охота на тигров» (Е. Карпова, Е. Лютова).
Позволяет развивать коммуникативные навыки.
Дети встают в круг, водящий отворачивается к стене и громко считает до 10-ти. Пока водящий считает, дети передают друг другу игрушку. Когда ведущий заканчивает считать, ребенок, у которого оказалась игрушка, прячет ее в ладони и вытягивает вперед руки. Остальные дети делают точно так же. Водящий должен найти тигра. Если он угадал, то водящим становится тот, у кого была игрушка.
Заключительная часть.
v «Тихий час для тигрят» (О. Хухлаева).
Позволяет детям расслабиться после активного веселья, почувствовать себя значимыми, закрепляет положительное восприятие педагога.
Учитель предлагает детям превратиться в тигрят. Показать, как они обедают. Гладят свои животики — наелись. Умываются после обеда. Показывают сонным мурлыканием, что хотят спать, и укладываются на коврик «спать» под музыку для релаксации. В это время, учитель, тоже играть роль тигренка, может по очереди ласкает каждого ребенка (лапками гладит их по голове) со словами: «Хороший (ая) Сашенька, Машенька» и т.д.
Подведение итогов направлено на выяснение отношения детей к занятию: что им понравилось, хотели бы еще подобное занятие или нет.
Групповое объятие.
ЗАНЯТИЕ 2.
Цель: понимание своих собственных чувств и чувств другого; активное проявление эмоциональной отзывчивости, способности к сопереживанию, сочувствию.
Стимульный материал: «волшебные палочки», изображения героев сказки.
Ход занятия:
Вводная часть.
v «Приветствие».
Позволяет создать в группе эмоционально благоприятный фон и настроить детей на работу.
Ведущий поочередно садиться перед каждым ребенком, глядя ему в глаза, соединяет поднятые вверх свои ладони с ладошками ребенка со словами: «Здравствуй,..имя..».
Основная часть.
v «Сотворение чуда».
Позволяет развивать коммуникативные навыки, эмпатийные способности.
Дети разбиваются на пары, у одного из них в руках волшебная палочка. Дотрагиваясь до партнера, он спрашивает его: «Чем я могу тебе помочь? Что я могу для тебя сделать?» Тот отвечает: «Спой, станцуй, посмейся…»
Источник