История развития защиты прав ребенка

История развития защиты прав ребенка thumbnail

В древнейший период развития первых государств основополагающей позицией в отношении прав детей была позиция полной власти взрослого (чаще отца) над ребенком практически любого возраста.

Например, в Римском государстве власть отца была абсолютной. Гай в Институции Гая (II-I век до нашей эры, 3-я книга, пар. 1) называет институт отцовской власти «ius proprium civium romanorum» (строго национальным институтом римских граждан).

Самостоятельным лицом был только отец (personas ui iuris, pater familias); сыновья и дети были  лицами чужого права

(persona ealieni iuris). Власть над детьми принадлежала именно отцу, а не обоим родителям.

Центральным полномочием домовладыки было право жизни и смерти (iusvitae ас necis), которое оставалось в силе весь классический период (17 год до нашей эры — 235 год нашей эры). В личном отношении от воли отца зависело прежде всего, сохранить ли жизнь своему новорожденному ребенку или нет: он мог даже выбросить его. Отец имел право продавать своих детей или в полное рабство, или в рабство внутри государства. Конечно, фактическое положение детей могло быть иным, но юридически отец признавался неограниченным властелином самой личности ребенка.

Дальнейшее развитие прав ребенка на жизнь и охрану здоровья в римском законодательстве заключается в постепенном ослаблении абсолютной власти домовладыки. Право выбрасывать новорожденных детей (jux exponendi), по сообщению Дионисия Галикарнасского (30 год до н.э.), было запрещено (кроме случаев явного уродства) уже Ромулом. Но вероятно, в этом сообщении имеется в виду только веление обычая и религии, а не права, т.к. jux exponendi существовало и в более позднюю эпоху и окончательно будет уничтожено только в период империи.

Наконец, рядом указов императора Константина у отца было отнято право «жизни и смерти» ребенка — сыноубийство стало приравниваться к убийству. Vita en ecis que potestas ограничивается при Константине наказанием провинившегося сына. За произвольное убийство домочадца назначается смертная казнь (poenacullei) как за убийство кровного родственника (parricidium). В 395 году власть домовладыки наказывать подвластных вообще ограничивается только воспитательными целями, а применение суровых мер запрещается. Кодекс Юстиниана говорит о vita en ecis que potestas как об уже не существующем древнем порядке.

В то же время начинает подвергаться контролю и дисциплинарная власть отца. Согласно указу императора Траяна власти могут принудить отца, злоупотребляющего своими правами, освободить сына от отеческой власти patria potestas (fr.5. D.37.12). В императорское время также стали возможны жалобы детей магистратам. Благодаря всем этим ограничениям patria potestas над личностью детей к концу развития императорского периода утратила почти всю свою патриархальную остроту.

В законодательстве Древней Месопотамии мы также встречаем закрепление приоритета родительского права над правом детей. И если наказание отца за злоупотребление своей властью в семье не осуждается, то провинности детей караются крайне строго: «Если сын ударит своего отца, то ему должно отрезать пальцы. Если приемный сын евнуха или приемный сын зикрум скажет своему отцу, вырастившему его, или своей матери, вырастившей его: «Ты не мой отец» или «Ты не моя мать», то ему должно отрезать язык» (ЗХ, пар. 192, пар. 195, ЗХ)».

Положение детей в семье было различным в северной и южной частях Франции. В стране обычного права (XVI-XVII века) родительская власть рассматривалась как своеобразная опека и сохранялась в основном до совершеннолетия детей. На юге под влиянием римского права утвердилась сильная отцовская власть над детьми. В период позднего средневековья отец даже получил право просить у королевской администрации заключения в тюрьму непокорных детей.
Французский Гражданский кодекс (Code Napoleon) 1804 года говорит о праве ребенка так:

«Параграф 371. Ребенок в любом возрасте обязан оказывать повиновение и уважение своему отцу и матери.

Параграф 372. Он находится под их властью до того, как станет совершеннолетним или приобретет полную дееспособность

».«Параграф 375. Отец, у которого имеются достаточные и серьезные основания сомневаться в достойном поведении своего ребенка, обладает следующим средством для его наказания:

Параграф 376. Если ребенку исполнилось 16 лет, то отец может поместить его в тюрьму на срок, который, однако, не может превышать одного месяца. Во исполнение этого президент окружного суда обязан выдать ордер на его содержание в тюрьме по требованию отца.

Параграф 377. Если ребенку до 16 лет, отец может только попросить поместить ребенка в тюрьму. Причем такое прошение органы власти должны рассмотреть и принять решение: удовлетворить его или отклонить».

Ни в первом, ни во втором случае от суда не требовались никакие письменные документы, — даже не соблюдались какие бы то ни было формальности, за исключением выдачи ордера на содержание в тюрьме. Считалось, что вообще нет необходимости предъявлять объяснения для содержания ребенка в тюрьме. Всю конструкцию власти отца над домашними можно охарактеризовать как слабую форму patria potestas домовладыки в римском праве.

Средневековое право Германии (Салическая правда, V-VI века нашей эры) закрепляло власть отца в семье, но она была не столь широка, как, например, в Риме, напоминая скорее строгую пожизненную опеку над дочерью или сыном, которая прекращалась по достижении ими 14 лет.

Феодальное брачно-семейное право Англии (Правда Этельберта VI век нашей эры, Правда Инэ VII век нашей эры, Правда Альфреда IX век,  Законы Кнута XI век) определяло патриархальный характер семьи, строящейся под управлением отца.

В Индии (Законы Ману, II век до нашей эры — II век нашей эры) потомство, как и скот, признавалось основным видом богатства (ЗМ, IX, 52-55). В силу этого законным отцом ребенка считался муж матери независимо от того, кто был им фактически. Допускалась, хотя и считалась грехом, продажа детей (ЗМ, XI, 69); при этом продажа сыновей не влекла, как правило, обращения их в рабов. Подаренные и проданные в крайних обстоятельствах сыновья получали права прямых родственников в новых семьях.

Моисеево право (Израиль) содержится в Ветхом завете: во второй (Exodus), третьей (Leviticus) и пятой (Deuteronomion) книгах. Представленные в них правовые нормы расположены  не систематизированно, а вразброс, в виде совокупности большого количества различных правил, фигурирующих в форме предписаний, относящимся более к религиозным церемониям и обрядам, чем к собственно правовым нормам и правилам поведения.

Этот теократический взгляд на право наказания через гнев Бога (Jahve) приобрел большое влияние в период Средневековья, распространяясь через католическую церковь и особенно усилившись после Реформации в протестантских странах (например, в Швеции). Право соответствующего наказания господствовало в этих странах вплоть до середины XVIII века. Например, пятая Книга Моисеева (Второзаконие), глава 21.18-21, гласит: «Если у кого будет сын буйный и непокорный, неповинующийся голосу отца своего и голосу матери своей, и они наказывали его, но он не слушает их; То отец его и мать его пусть возьмут его и приведут его к старейшинам города. И скажут старейшинам города своего: «сей сын наш буен и непокорен, не слушает слов наших, мот и пьяница»; Тогда все жители города его пусть побьют его камнями до смерти; и так истреби зло из среды себя, и все Израильтяне услышат и убоятся…».

Право Древнего Китая определяло главу семьи как ее властителя. В древности отец мог продавать детей, кроме старшего сына, пользовавшегося рядом преимуществ перед другими детьми. Безнаказанность убийства отцом, матерью, дедом и бабкой по отцу сына или внука вследствие нанесения им побоев сохранилась до XIX века. Наказывались также сыновья и внуки, пытавшиеся без разрешения отселиться от большой семьи или присвоить часть семейного имущества.

Кража отца у сына не считалась преступлением, но донос на старшего в семье, даже совершившего преступление, строго наказывался. Вообще положение старших и младших в семье влияло на тяжесть наказания как за семейные, так и за другие преступления (Ли Цзы, кн.1). В то же время отсутствие детей рассматривалось как проявление сыновней непочтительности и считалось наиболее тяжким из других видов непочтения к родителям.

Читайте также:  Играть в игры раннее развитие ребенка

Несовершеннолетние дети в патриархальных обществах стран обычного права тропической Африки также были полностью зависимы от отца, имевшего над ними неограниченную власть. В этом отношении положение мальчиков мало отличалось от положения девочек, исключая разве правоспособность мальчика сделаться в свою очередь главой семьи или основать семью за пределами дома. Кроме того, на мальчика ложилась обязанность поддержания культа предков, продолжения традиционной группы. Только по достижении половой зрелости они приобретали дееспособность: могли реализовывать некоторые наиболее общие права и обязанности.

В древней Аравии до Ислама родители избавлялись от нежеланных новорожденных дочерей, закапывая их в землю живьем (поскольку научный прогресс позволил людям узнать пол ребенка еще в утробе матери, даже сегодня некоторые китайцы и индийцы предпочитают сделать аборт, узнав, что плод женского пола).

Исламское право характеризуется устойчивостью теократического взгляда на жизнь и здоровье человека и строится на положениях Корана. Как и в Моисеевом праве, основные постулаты базируются на исполнении Божественной воли, провозглашенной людям в письменных источниках. «Жизнь — это дар, дающийся Богом, а право на жизнь гарантировано каждому человеческому существу» — сохранение человеческой жизни на срок, назначенный Богом, — обязанность, предписанная Шариатом. «Новорожденные беспомощны и беззащитны, они не способны оградить себя от посягательств на жизнь и здоровье». Именно по этой причине с самых истоков Ислама право на жизнь и здоровье распространяется на всех детей независимо от их пола, расы или происхождения. В соответствии с Хадисом, традицией времен Пророка Мухаммеда, одним из самых больших грехов является убийство детей из страха, «что они разделят вашу пищу». Священный Коран строго запретил детоубийство, широко распространенное в языческой Аравии: «Из страха обеднеть, своих детей не убивайте. Мы пропитаем их и вас. Ведь убивать их — грех великий». Обычай детоубийства в основном применялся к девочкам, чье появление на свет означало позор и бремя для их отцов, как мы узнаем из Корана. Вообще, насилие над детьми как в стенах родного дома, так и за его пределами несовместимо с учением Ислама: «Чрезмерно строгая дисциплина вредна и презирается Исламом».

Родительская власть на Руси была весьма сильна, хотя права жизни и смерти над детьми родители, по-видимому, формально никогда не имели. Однако убийство детей не рассматривалось в качестве серьезного преступления. По Уложению 1648 года за убийство ребенка отец приговаривался к году тюремного заключения и церковному покаянию. Дети же, убившие своих родителей, подвергались смертной казни.

Принуждение детей к повиновению осуществлялось отцом с помощью домашних наказаний. «Домострой» рекомендует в этом случае «биение жезлом и сокрушение ребер». Государство принципиально в эти отношения не вмешивалось. Жаловаться на родителей дети не могли. За одну только попытку подать жалобу Уложение 1648 года предписывало «бить их кнутом нещадно».

Родители могли обратиться для наказания детей и к публичным властям. Дело в этом случае по существу не рассматривалось и в суть обвинений никто не вдавался. Достаточно было одной только жалобы родителей, чтобы приговорить ребенка к порке кнутом. Родители имели право отдавать детей в холопство; несмотря на осуждение церкви, практиковалось и пострижение их в монахи.

В петровские времена родительская власть смягчается — родители уже не вправе насильно венчать своих детей или отдавать их в монастырь.

Право родителей применять физические наказания в отношении детей не было отменено до 1917 года, хотя начиная с XVIII века оно постепенно стало ограничиваться запретом калечить и ранить их, а также введением ответственности за доведение несовершеннолетних до самоубийства. Но и в конце XIX века, если за умышленное убийство своих детей родители наказывались даже строже, чем за убийство постороннего лица, то за неосторожное убийство детей в процессе наказания они подвергались гораздо менее тяжкой каре, чем другие неосторожные убийцы (за особо жестокое обращение с детьми родители отделывались внушением за закрытыми дверями).

Родители по-прежнему могли использовать  публично-правовые меры против непокорных детей. Уложение о наказаниях (статья 1593) разрешало по требованию родителей заключение детей в тюрьму на срок от трех до четырех месяцев за неповиновение родителям или развратную жизнь.

В XIX веке такое положение стало настолько противоречить существующим в обществе представлениям, что губернаторы, к которым родители все еще изредка обращались с подобными требованиями, отказывались их осуществлять.

Для рассмотрения жалоб родителей на детей был создан специальный совестной суд, который не только вел разбирательство, но и примирял стороны. При этом родители не должны были представлять какие бы то ни было доказательства вины детей. Исследование этого вопроса считалось неуместным. У детей спрашивали, что они могут сказать в свое оправдание, но если в их ответах содержалось что-либо, что могло бы квалифицироваться как «наветы на родителей» или «выражение непочтения», это только усугубляло вину.

В своде законов Российской империи (статья 161 Законов гражданских) было записано, что «власть родителей простирается на детей обоего пола и всякого возраста с различием в пределах, законом для сего поставляемых». Родительская власть только несколько ограничивалась с поступлением сыновей на службу и выходом дочерей замуж, поскольку дочь не могла одновременно находиться под неограниченной властью мужа и родителей.

Справедливости ради надо заметить, что практически во всех странах мира в разные исторические периоды, несмотря на то, что родители имели право распоряжаться своими детьми, они же были обязаны их воспитывать и предоставлять им необходимую заботу.

В Законах царя Хаммурапи (1792-1750 годы до нашей эры) выше имущества и богатства ставилось здоровье, долголетие и дети. Сурово наказывались похищение и подмена ребенка (ЗХ, 14, 194). так как жизнь человека в древней Месопотамии считалась неполной, если у него не было нескольких детей.

В Англии XII века Законом Генриха II предписывалось, чтобы всякая девушка, забеременевшая вне брака, сообщала об этом властям. Если она этого не делала, то при гибели ребенка (вне зависимости от причин) она подлежала смерти.

Французская Салическая правда (Lex Salica) V-VI века гласила:

«Параграф 1. XXIV. Если кто лишит жизни мальчика до 10 лет включительно и будет уличен, присуждается к уплате 24 000 ден., что составит 600 сол.».

«Параграф 4 . Если кто лишит жизни ребенка в утробе матери раньше, чем он получит имя, и это будет доказано, присуждается к уплате 4 000 ден, что составляет 100 сол.».

Средневековое право Германии — Каролина, 1525 год:

«Ст. С XXX. Женщина, которая злоумышленно, тайно и по своей воле убьет своего ребенка, уже получившего жизнь и сформировавшего члены, да будет согласно обычаю заживо погребена и забита кольями».

«Ст. С XXXIII. Если кто-нибудь изгонит живой плод у женщины путем насилия, вредной пиши или напитка, а также, если кто сделает бесплодным мужчину или женщину и если подобное деяние учинено умышленно и по злой воле, то мужчина должен быть казнен (путем отсечения головы) мечом, а женщина, хотя бы она учинила это сама над собой, должна быть утоплена или подвергнута иной смертной казни».

Под воздействием идей Возрождения и гуманизма в Беларуси, входившей в XVI века в состав Великого княжества Литовского, были приняты три Статута (1529, 1566 и 1588 годов), которые являлись выдающимися правовыми документами всего европейского континента. В них взаимоотношения детей и родителей урегулированы уже с позиций признания ценности человеческой жизни.

Статут ВКЛ 1529 года: «13. Если бы сын ударил отца или оскорбил, или как-либо притеснял и унижал, то отец может такого сына лишить наследства. Таким же образом поступает и мать

».«Раздел 7.14. Если бы кто-либо убил своего родного отца или мать, тот приговаривается к бесчестью и смертной казни».

«Раздел 11.10. Если бы кто-нибудь из-за голода продал в рабство… своего сына, то такой договор не должен иметь силы, и когда прекратится голод, тот человек, достав деньги, отдаст их кредитору, а сам снова станет свободным».

Подчеркивая важность новых концепций в законодательстве, канцлер Великого княжества Литовского Лев Сапега в предисловии к Статуту 1588 года так определял иерархию ценности прав человека, закрепленных волей государства: «…Целью и результатом всех прав есть и должны быть на свете, чтобы каждый человек добрую славу свою, здоровье и имущество в целости имел, а на так всякого ущерба не терпел».

Читайте также:  Развитие музыкальных способностей у ребенка 4 лет

Источник

ИСТОРИЧЕСКИЙ АСПЕКТ РАЗВИТИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА В ОБЛАСТИ ПРАВ РЕБЕНКА В РОССИИ

Арутюнян Анжелика Эдуардовна

курсант 2 курса, кафедра теории и истории государства и права ФГБОУ ВПО «ГМУ имени Ф.Ф. Ушакова, г. Новороссийск

Каракашьян Орнела Арновна

курсант 2 курса, кафедра теории и истории государства и права ФГБОУ ВПО «ГМУ имени Ф.Ф. Ушакова, г. Новороссийск

Голубкина Ксения Вячеславовна

научный руководитель, канд. юрид. наук, доцент, начальник кафедры теории и истории государства и права ФГБОУ ВПО «ГМУ имени Ф.Ф. Ушакова», г. Новороссийск

Дети — это абсолютна особая каста людей. Они совершенны, как любое творение природы; удивительны, потому что пока неизвестно, что за люди из них вырастут. Дети — это цветы жизни. Будущее нашей страны зависит именно от этих беззащитных представителей своих родителей. Именно поэтому каждый ребенок должен иметь особенные права, которые должны защищаться государством и обществом в целом.

На протяжении всей человеческой истории, концептуальные права ребенка поддавались изменению. В зависимости от влияния религии, идеологий, развития нравственности и морали, менялось и отношение к детям, их место в семье и среди других членов общества.

Спустя много лет, современное общество, наконец-то пришло к выводу, что такие неотъемлемые права ребенка, как права на жизнь, право на имя, образование, право на судебную защиту и многие другие права требуют законодательного закрепления. Сегодня уже никого не надо убеждать в том, что дети во всем мире нуждаются в специальной правовой защите. Ребенок и его права должны защищаться законом. К сожалению, проблема реализации таких прав является актуальной и требует тщательного изучения со стороны правоведов и социологов. В связи этим, необходимо глубоко изучить историю законодательного закрепления прав ребенка на примере нашей страны. В истории России ребенку, его правам и положению в обществе всегда уделялось определенное внимание.

Истоки становления прав ребенка берут свое начало глубоко в Древней Руси, когда все отношения в семье строились на принципе патриархальности, отец имел безграничную власть над своим детьми. Все это объяснялось особенностью традиционного уклада русской семьи. Но, несмотря на безграничную власть отца, дети в семье всегда были в радость, забота о каждом ребенке была долгом родителей и государства.

В Киевской Руси особую заботу проявляли по отношению к детям, оставшимся без родителей. Она осуществлялась из моральных и религиозных положений. Существовали и конкретные способы защиты осиротевшего ребенка путем его передачи под опеку или усыновления.

С Xвека основную роль по воспитанию и содержанию ребенка несла его семья. Положение детей фактически было бесправным. Им свободно мог наноситься психический и физический вред, так как ответственности за это никто не нес. Согласно Русской Правде (Пространная редакция) — каких-либо составов преступлений против несовершеннолетних не существовало, так же как и не содержалось каких-либо запретов на применение насилия по отношению к ребенку со стороны родителей. Так же данный источник права не знал еще возрастного ограничения уголовной ответственности, поэтому дети могли быть к ней привлечены. Однако данный документ регулировал имущественные отношения в отношении наследства, и возраст детей, которые могли стать наследниками, не конкретизировался [2, с. 11].

В период феодальной раздробленности некоторые права детей были закреплены в Русской Правде, Новгородской и Псковской судных грамот.

В период образования единого государства основными законодательными актами считались Судебники 1497 года и 1550. Для сохранения княжеской власти, строгие меры наказания принимались к боярам (из-за своих отъездов, они были прозваны крамольниками), а, следовательно, и к их детям. Совершая такие поступки, они лишались боярского чина и права на имущество.

Данный период времени характеризуется заметной ролью Русской православной церкви в судьбе детей всех сословий. Она предоставляла помощь нуждающимся, специальные церковные училища в Москве и других городах, заботилась об их обучении грамоте, ремеслам по книгам.

Основным источником Семейного права в XVIвека является «Домострой». Согласно ему дети были обязаны слушаться отца и ни в чем ему не перечить. Разрешалось бить их железом, наказывать плетью, но за это ребенок не мог никому пожаловаться на своего родителя.

Дальнейшее развитие законодательства ознаменовалось созданием Соборного Уложения 1649 года. Данный законодательный акт признает такое понятие, как «незаконнорожденный». Такой ребенок не мог быть усыновлён, в силу чего не имел права принимать участие в наследовании недвижимого имущества. Отношения между родителями и детьми не становились мягче. Наоборот происходило ожесточение. Теперь отец и мать могли обратиться к публичным властям для наказания своего ребенка, досрочно записать его в кабальное холопство, договориться о браке, подстричь в монахи [1, с. 2].

Запрещалось узаконение внебрачных детей даже в случае брака родителей, поэтому ребенок не состоял в правовой связи со своим отцом, а внебрачное рождение являлось уголовно наказуемым деянием для обоих родителей. Поэтому очень часто такие дети подвергались убийству сразу после рождения. Отношение к детям-сиротам было двоякое. С одной стороны их брали в богатые дома, обучали различному ремеслу и отпускали, с другой бытовало и преступное отношение. Для подавления такого отношения в 1682 году был подготовлен проект Указа, где ставился вопрос об открытии для них специальных домов с целью обучения их грамоте и ремеслам и наукам.

В эпоху становления абсолютной монархии, в отношении детей, было изменено наследственное право, что нашло отражение в Указе Петра I «О порядке наследования в движимых и недвижимых имуществах».

В этот период отношения между родителями и детьми начали изменяться. Уже отец и мать обязаны были предоставлять содержание детям в соответствии со своими возможностями. Однако родители могли отдавать непослушных детей в смирительные дома и подавать на них жалобы в суд.

Государство впервые взяло под свою опеку незаконнорожденных детей. Петр I предписал в 1715 году устраивать в Москве и других городах госпитали для «зазорных младенцев» по сформулированным им правилам Артикула 176 Устава воинского. По данному предписанию мальчиков воспитывали до 7 лет и посылали в определенные школы, а девочек обучали грамоте и ремеслу.

В эпоху правления Екатерины II были открыты воспитательные дома для детей, оставшихся без попечения родителей; отношение к незаконнорожденным было подвержено изменению. Теперь такие дети поступали до совершеннолетия в ведомство приказов общественных учреждений, после чего становились вольными. Крестьянские дети, оставшиеся без родителей, поступали на воспитание родственников или посторонних людей вместе с наследством.

В 1763 г. и 1770 г были открыты воспитательные дома для детей, оставшихся без попечения родителей, которым должно было предоставляться образование и профессия. Усыновление ребенка было возможно только с согласия самой императрицы.

В 1775 году были учреждены сословные органы опеки, Приказы общественного призрения, основной задачей которого было организация и предоставление социальной помощи нуждающимся детям и подросткам.

Так же была разрешена передача детей из одной семьи в другую, однако нужно было соблюдать сословный принцип. Такая система была придумана для того, чтобы ребенок научился науке, промыслу или ремеслу, и предоставлен был ему способ стать добрым гражданином, согласно Указу «Учреждения для управления губерний Всероссийской Империи» 1775 года.

В начале XIXвека отношения между родителями и детьми особых изменений не потерпели.Cогласно Своду законов гражданских, «родители обязаны давать несовершеннолетним детям пропитание, одежду и воспитание, доброе и честное, по своему состоянию». Родители «должны обращать внимание на нравственное образование своих детей и стараться домашним воспитанием приготовить нравы их и содействовать видам правительства». Отец и мать сами решали, как и где им воспитывать ребенка. Либо это делалось дома, либо в общественных местах или же в учреждения правительства или частных лиц. По отношению к родителям дети «должны оказывать чистосердечное почтение, послушание, покорность и любовь; служить им на самом деле, отзываться о них с почтением, и сносить родительские увещевания и исправления терпеливо и без ропота».

Читайте также:  Оно я сверх я в развитии ребенка

В 1902 года вступил в силу закон, который заменил термин «незаконнорожденный» на «внебрачный», так же он отменял запрет на узаконение детей, рожденных от прелюбодеяния, но, как и узаконение других детей, оно было возможно только в случае заключения брака между родителями. Законом от 19 октября 1915 года «О допущении некоторых отступлений от правил о работе женщин, подростков и малолетних, а также о продолжительности и распределении рабочего времени» разрешалось в период военных действий на предприятиях, выполняющих военные заказы, допускать к работе детей, однако с некоторыми ограничениями рабочего времени.

Уравнивание прав ребенка с людьми произошло после выхода «Декларации прав ребенка» К.Н. Вентцеля от 25 сентября 1917 года. На ее основе для Учредительного собрания был написан документ под названием «Отделение школы от государства и декларация ребенка» [3, с. 23].

В период становления советской власти одним из первых декретов «О гражданском браке, о детях и о ведении книг актов состояния» от 18 декабря 1917 года было ликвидировано понятие «родительская власть», согласно которому, дети, рожденные от лиц, не состоящих в браке между собой, и дети, рожденные в браке, приобрели равное правовое положение в семейных отношениях. С 1918 года все население советской России в возрасте от 8 до 50 лет, было обязано учиться грамоте на родном или на русском языке. Дабы избавиться от технической неграмотности на предприятиях, где не были организованы фабрично-заводские школы для подростков-учеников, учебная повинность распространялась на лиц старше 14-летнего возраста.

С 1922 года гражданам был открыт доступ в аудитории высших учебных заведений. Студентами вузов могли стать как мужчины, так и женщины, достигшие 16 лет и удовлетворяющие правилам приема. Так же предусматривалось право детей, достигших 14 лет, совершать сделки с согласия своих законных представителей. Декретом от 22 марта 1923 года от взимания платы за обучение в учреждениях народного комиссариата просвещения освобождались круглые сироты.

С 1926 году глухонемые, слепые, умственно отсталые дети и подростки получили право на обучение в специально созданных для них учреждениях; ребенок имел право на имя, фамилию, гражданство, заботу, воспитание, защиту интересов и содержание родителями.

Охрана детей продолжала развиваться по линии обеспечения условий труда будущей матери, женщины, имеющей маленьких детей. Правовые основы различных звеньев системы органов, предназначенных для охраны материнства и детства, нашли отражение в Конституции РСФСР 1937 года. Они заключались в государственной охране интересов матери и ребенка; в наличии сеть родильных домов, детских яслей и садов; во всеобще обязательном восьмилетнем, бесплатном образовании, на родном языке, включая высшее. В годы Великой Отечественной войны и после неё деятельность государственных органов в отношении детей сводилась к их устройству, если они оставались без родителей и к борьбе с беспризорностью и безнадзорностью.

Широкими и полезными обязанностями в отношении несовершеннолетних обладало государство. Оно должно было расширять сеть школ-интернатов с группами продленного дня, принимать меры к улучшению внешкольного досуга подростков, привлечению их в спортивные секции, кружки по интересам.

С принятием Кодекса о браке и семье РСФСР 1969 года оба родителя в отношении своих детей по вопросам воспитания, защиты прав и интересов даже в случаях расторжения брака имели равные права и обязанности. Помимо тех прав, которые уже имел ребенок, он так же имел право на общение с дедушкой и бабушкой, алиментные обязательства с родителей и других членов семьи. Опека устанавливалась над детьми, не достигшими 15 лет, попечительство — над несовершеннолетними в возрасте от 15 до 18 лет.

Согласно Закону РСФСР «О народном образовании» от 2 августа 1974 года, граждане имели право на бесплатность всех видов образования: среднее образование молодежи, профессионально-технического, среднего специального и высшего образования, получение заочного и вечернего образования; предоставление государственных стипендий и льгот учащимся и студентам; бесплатную выдачу школьных учебников; возможность обучения в школе на родном языке; создание условий для самообразования.

Существенные изменения на права детей внесла Конституции РСФСР 1978 года. Предметом ее регулирования стали материальная и моральная поддержка материнства и детства; защита семьи и особая забота о здоровье подрастающего поколения, включая запрещение детского труда, не связанного с обучением и трудовым воспитанием; обязанность граждан заботиться о воспитании детей, готовить их к общественно полезному труду, растить достойными членами общества, а также обязанность детей, независимо от их возраста, заботиться о родителях и оказывать им помощь.

22 ноября 1991 года была принята Декларация прав и свобод человека и гражданина. Данный документ гарантировал государственную защиту материнства и младенчества, а также прав детей.

Следующим этапом развития прав ребенка стал распад СССР. Первым нормативным документом, регламентирующим деятельность Российской Федерации в области государственной политики в отношении детей, стал Указ Президента РФ от 1 июня 1992 года № 543 «О первоочередных мерах по реализации Всемирной декларации об обеспечении выживания, защиты и развития детей в 90-е годы». Согласно ему предусматривалась финансирование целевых мероприятий по проблемам детства; разработка неотложных мер, направленных на улучшение положения детей в РФ, а так же он признавал проблему выживания, защиты и развития детей одной из главных.

Важным источником прав ребенка на сегодняшний день детей стала Конституция Российской Федерации. В России обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства.

В свою очередь ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» 1998 года, з устанавливает основные гарантии прав и законных интересов ребенка, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, в целях создания правовых, социально-экономических условий для реализации прав и законных интересов ребенка.

Закон устанавливает основные цели государственной политики в интересах детей, это: формирование правовых основ гарантий прав ребенка; осуществление прав детей, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, недопущение их дискриминации, упрочение основных гарантий прав и законных интересов детей, а также восстановление их прав в случае нарушений; содействие физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию детей, воспитанию в них патриотизма и гражданственности, а также реализации личности ребенка в интересах общества и в соответствии с не противоречащими Конституции Российской Федерации и федеральному законодательству традициями народов Российской Федерации, достижениями российской и мировой культуры; защита детей от факторов, негативно влияющих на их физическое, интеллектуальное, психическое, духовное и нравственное развитие.

Также он предусматривает: меры по защите прав ребенка при осуществлении деятельности в области его образования и воспитания; обеспечение прав детей на охрану здоровья, на отдых и оздоровление; защиту прав и законных интересов детей в сфере профессиональной ориентации, профессиональной подготовки и занятости; защиту прав и законных интересов ребенка при формировании социальной инфраструктуры для детей; защиту ребенка от информации, пропаганды и агитации, наносящих вред его здоровью, нравственному и духовному развитию; защиту прав детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.

Прошло уже несколько лет, как Россия присоединилась к Международной Конвенции о правах ребёнка. За эти годы много сделано для разработки законов, охраняющих и реализующих права детей в различных сферах общественной жизни.

Истоки зарождения уходят далеко в прошлое, однако, несмотря на такой продолжительный период времени, данный вопрос остается актуальным. Многие дети в современном обществе лишены всякой радости в жизни. Они не имеют полноценную семью, не получают должного воспитания, образования, им не хватает заботы и тепла. Такие дети чужие в нашем обществе, они постоянно ищут укрытия от преследуемых их трудностей. Поэтому, каждое государство должно ставить перед собой цель улучшить положение детей в своей стране, чтобы каждый ребенок стал желанным и получил те минуты счастья, которые он заслуживает.

Список литературы:

  1. Аширова Э. День без защиты детей // Российская газета, 2002, 1 июня. С. 2.
  2. Зайцева Н.Г. Основные направления государственной социальной политики в интересах детей // Власть. — 2011. — № 4. С. 11—13.
  3. Король И.Г. Личные неимущественные права и обязанности ребенка //Российское правосудие. — 2010. — № 4 (48). — С. 23—28.

Источник