История развития ребенка в рк

История развития ребенка в рк thumbnail

Какие формы медицинской карты для ребенка утверждены в РК, где применяются и какие требования предъявляются к их заполнению, читайте в нашей статье.

Из этой статьи вы узнаете:

Формы медицинской карты ребенка

Медицинская карта ребенка  — форма 026/у в Казахстане — утверждена приказом Министра здравоохранения РК № 907 от 23.11.2010г. (с изменениями и дополнениями по состоянию на 29.12.2018 г.) «Об утверждении форм первичной медицинской документации организаций здравоохранения».

В практике нужна и часто используется медицинская карта ребенка для школы, школы-интерната, детского дома, детского сада, яслей-сада (дошкольных учреждений).

«История развития ребенка (мальчик)» — форма № 112 у-м – исключена приказом МЗ РК от 29.12.2018г. № ҚР ДСМ-48 «О внесении изменений и дополнений в приказ МЗ РК от 23 ноября 2010 года № 907 «Об утверждении форм первичной медицинской документации организаций здравоохранения»».

Форма № 112/у-д «История развития ребенка (девочка)» изложена в новой редакции согласно приложению 9 приказа МЗ РК от 29.12.2018г. № ҚР ДСМ-48.

Заполнить медкарту ребенка или историю развития ребенка нужно используя достоверные, всесторонние и точные данные для обеспечения безопасного и непрерывного лечения пациента — ребенка. Cкачать медкарту ребенка 026/у, 112/у-д можно в приложении 3 приказа МЗ РК № 907.

Медицинская карта ребенка (история развития  ребенка): формы, требования к оформлению, законодательные документы

Процесс оформления медицинской карты ребенка

Персоналу при оформлении медицинской документации, в частности медкарты ребенка 026 у или истории развития ребенка 112 у, надлежит следовать документированному процессу управления медицинскими записями, включающему:

  • присвоение пациентам идентификатора;
  • использование только общеизвестных символов и сокращений;
  • поддержание стандартного формата с целью облегчения поиска информации в медицинских записях; 
  • своевременное оформление медицинской документации медперсоналом;
  • хранение, защиту, восстановление и архивирование медицинской документации пациента.

Необходимо контролировать корректность оформления медицинской карты (история развития) ребенка /пациента (при проведении внутренних проверок). Например, проверять полноту, точность и  своевременность записей, выявлять долю медицинских карт ребенка с не полностью заполненным протоколом операции от общего числа проверенных медицинских карт ребенка в месяц и др. 

Следует в каждой медицинской организации разработать проверочный лист для стандартизации экспертизы медицинских карт ребенка. Утвердить график проводимых экспертиз медкарт (например, не менее 100 медицинских карт ребенка в месяц).

Электронный документооборот в медорганизациях

Медицинская карта ребенка (история развития  ребенка): формы, требования к оформлению, законодательные документы

Владимир Огарков эксперт ЭС “ACTUALIS: Медицина“, автор ряда изданий Цифрового издательства “МЦФЭР-Казахстан”, к. м. н, доцент, г. Караганда

Законодательные акты, регламентирующие оформление медицинской карты ребенка

  • Приказ Министерства здравоохранения РК от 23.11.2010г. № 907 (с изменениями и дополнениями по состоянию на 29.12.2018г.) «Об утверждении форм первичной медицинской документации организаций здравоохранения»;
  • Приказ Министерства здравоохранения РК от 29.12.2018г. № ҚР ДСМ-48 «О внесении изменений и дополнений в приказ исполняющего обязанности Министра здравоохранения Республики Казахстан от 23 ноября 2010 года № 907 «Об утверждении форм первичной медицинской документации организаций здравоохранения»;
  • Приказ МЗ РК от 05.06.2018г. № 325 «О внесении изменения и дополнения в приказ Министра здравоохранения Республики Казахстан от 2 октября 2012 года № 676 «Об утверждении стандартов аккредитации медицинских организаций»»;
  • Приказ Министерства здравоохранения РК от 02.10.2012г. № 676 (с изменениями от 05.06.2018г.) «Об утверждении стандартов аккредитации медицинских организаций».v

Медицинская карта ребенка (история развития  ребенка): формы, требования к оформлению, законодательные документы

Требования к медицинской карте ребенка и истории развития ребенка

На каждого пациента — ребенка оформляется медицинская карта, содержащая информацию от врачей и благодаря которой возможна эффективная коммуникация и непрерывность лечения и ухода, включая:

  • дату и время обращения;
  • оценку состояния ребенка;
  • анамнез заболевания;
  • оформленный документально диагноз по каждой записи, сделанной другой службой;
  • клинический осмотр;
  • план лечения и ухода за ребенком, включая цели и ожидаемые результаты; 
  • план последующих действий в лечении;
  • назначения лекарственных средств; 
  • планирование лечебно-диагностических исследований и интерпретация полученных результатов;
  • прочие детали лечения.

Медицинская карта ребенка (история развития  ребенка): формы, требования к оформлению, законодательные документы

Записи в медицинской карте ребенка, включая изменения, должны вноситься только уполномоченными лицами и быть:

  • разборчивыми;
  • производиться своевременно;
  • подписаны с указанием ФИО врача;
  • содержать дату и время проводимых мероприятий.

Закрытые медицинские карты ребенка должны храниться в архиве (быть защищены от просмотра посторонних лиц).

Источник

Документ показан в сокращенном демонстрационном режиме!

Получить полный доступ к документу

Для покупки документа sms доступом необходимо ознакомиться с условиями обслуживания

Я принимаю Условия обслуживания

Продолжить

Утратила силу в соответствии с приказом и.о. Министра здравоохранения РК от 23 ноября 2010 года № 907

1.1. СТАЦИОНАРДА ҚОЛДАНЫЛАТЫН МЕДИЦИНАЛЫҚ ЕСЕПКЕ АЛУ ҚҰЖАТТАМАСЫ

1.1. МЕДИЦИНСКАЯ УЧЕТНАЯ ДОКУМЕНТАЦИЯ, ИСПОЛЬЗУЕМАЯ В СТАЦИОНАРЕ

Форма № 112/у изложена в редакции приказа и.о. Министра здравоохранения РК от 27.07.07 г. № 450

Формат А5

Нысаның БҚСЖ бойынша коды

Код формы по ОКУД ___________________

КҰЖЖ бойынша ұйым коды

Код организации по ОКПО _______________

Қазақстан Республикасы

Денсаулық сақтау министрлігі

Министерство здравоохранения Республики Казахстан

Қазақстан Республикасы

Денсаулық сақтау министрінің 2005 жылғы «8» шілдедегі № 332 бұйрығымен бекітілген № 112/е нысанды медициналық құжаттама

Ұйымның атауы

Наименование организации

Медицинская документация

Форма № 112/у

Утверждена приказом Министра здравоохранения Республики Казахстан от 8 июля 2005 года № 332

БАЛАНЫҢ ДАМУ ТАРИХЫ

ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА

Қан тобы (Группа крови) _______________________________________________________________________________________________

Резус-тиістілігі (Резус принадлежность) ___________________________________________________________________________________

Назар аударыңыз (Внимание): Өзгерген реактивтік (Измененная реактивность) _________________________________________________

_____________________________________________________________________________________________________________________

1. Баланың (фамилия ребенка) __________________

Аты (Имя) _____ Әкесінің аты (Отчество) _________

2. Туған күні (Дата рождения) «__» ________ 20 г.

3. Жынысы: ер, әйел (астын сызыңыз) (Пол: муж., жен. (подчеркнуть))

4. Мекен-жайы: (Место жительства): аудан (район) ______ қала, ауыл (город, село) ___________ көшесі (улица) __________ № _____ пәт (кв.) _____ телефон _________

5. Тұрақты (уақытша) тұрады (Проживает постоянно (временно)): басқа қаладан, ауылдан келген (приезжий из другого города, села) астын сызыңыз (подчеркнуть) _________________________________

8. Ауруына байланысты диспансерлік бақылануына керсетімдері

Показания к диспансерному наблюдению в связи с заболеванием

Есепке алыну күні

Дата взятия на учет

Баланың жасы

Возраст ребенка

Диагноз

Источник

Инструкция по заполнению учетной формы № 112/у «ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА»

«История развития ребенка» является основным медицинским документом детской поликлиники, а также детских яслей, ясельных групп яслей-садов, домов ребенка. Она предназначена для ведения записей наблюдения за развитием и состоянием здоровья ребенка и об его медицинском обслуживании от рождения до 14 лет включительно (школьников — до окончания средней школы).

Читайте также:  Значение детской книги для развития ребенка

История развития ребенка заполняется на каждого ребенка при взятии его на учет: в детской поликлинике — при первичном патронаже (вызове на дом) или первом обращении в поликлинику; в яслях, яслях-садах и домах ребенка — с момента поступления в дошкольное учреждение.

Паспортная часть истории развития ребенка, в т. ч. касающаяся сведений о составе семьи, заполняется в регистратуре поликлиники при взятии его на учет на основании сведений родильного дома, родильного отделения больницы о новорожденном (форма № 113/у) «Обменная карта» (родильного дома, родильного отделения больницы) или медицинского свидетельства о рождении (ф. № 103/у) и опроса родителей.

Отсутствие медицинского свидетельства о рождении или данных о прописке не является основанием для отказа в обслуживании ребенка.

В детских яслях, ясельных группах яслей-садов и домах ребенка паспортная часть заполняется медицинской сестрой.

Медицинская сестра (в детской поликлинике — участковая) заполняет также раздел «Сведения о семье» при первом посещении ребенка на дому или первом обращении его в детскую поликлинику в части, касающейся наличия хронических заболеваний в семье. Для регистрации данных текущих наблюдений патронажной медицинской сестры за ребенком предназначен последний раздел истории развития ребенка.

Все остальные записи производятся врачами всех специальностей в порядке текущих наблюдении. Все записи, сделанные врачами, должны быть ими подписаны.

Истории развития ребенка хранятся в картотеке регистратуры по годам рождения и передаются врачу в день посещения ребенком поликлиники или посещения врачом ребенка на дому.

Истории развития ребенка на детей до 1 года, как правило, хранятся в кабинете участкового педиатра для оперативного использования их в целях обеспечения систематического наблюдения за ребенком и своевременного проведения профилактических мероприятий.

При выбытии ребенка из-под наблюдения данной детской поликлиники на титульном листе «Истории развития ребенка» делается соответствующая отметка: указывается дата снятия с учета и причина (переезд, смерть; выбытие из детского учреждения). При переезде указывается обязательно — куда выбыл (адрес). В этом случае в целях обеспечения преемственности в наблюдении за ребенком его «История развития» по запросу с нового места жительства должна передаваться в соответствующую детскую поликлинику. При отсутствии запроса «История» хранится в картотеке регистратуры 3 года, а затем сдается в архив.

При достижении ребенком возраста 15 лет (или после окончания школы) «История развития» передается в поликлинику для взрослых по месту жительства.

«История развития ребенка» не только медицинский, но и юридический документ. В ней не разрешается производить подчистки, зачеркивания, изменения и дополнения в записях текущих наблюдений.

«История развития ребенка» используется для составления годового «Отчета лечебно-профилактического учреждения» — форма № 30 и отчета № 31 «О медицинской помощи детям и подросткам-школьникам».

Источник

ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ КАЗАХСТАН

научный руководитель д. социол. н., профессор

Жетысуский государственный университет имени И. Жансугурова, г. Талдыкорган

*****@***ru

Исследование становления образования составляет крупный раздел в современной науке и все более активно проводятся во многих странах мира, начиная с середины ХХ века.

Так, одним их самых сильных утверждений о нем является тезис, что ХХ век – это век образования. Действительно, успехи образовательной политики большинства развитых стран в ХХ веке порождают своей масштабностью. В период после второй мировой войны практически все развитые страны перешли ко всеобщему обязательному среднему образованию. Ныне в мире около 60 млн. человек обучается в вузах.

«Образование в ХХ веке превратилось в одну из важнейших отраслей человеческой деятельности. В настоящее время в развитых странах в эту область вкладывают от 5 до 8% ВНП. Образование сегодня стало делом большой политики. Теперь всем понятно, что именно в этой сфере закладываются основы стратегии развития каждой страны, да и всего человечества» [1, с.57].

В Казахстане массовое развитие всех форм и уровней образования началось в 20-е годы ХХ в.

Сразу после установления советской власти задачи культурного строительства, ликвидации неграмотности населения, по созданию широкой сети общеобразовательных школ, средне-специальных учебных заведений, вузов. Главным в деле народного образования было создание и развитие единой системы, а также охват детей школьного возраста обучением. На всех этапах жизни республики этому вопросу уделялось постоянное внимание. По данным переписи 1911 г. на территории Казахстана грамотного населения было мало. Например, было 350 русско-казахских школ преимущественно с двухлетним курсом обучения, в которых училось 7 тысяч мальчиков, то есть 1% детей школьного возраста. Трудности в создании школ заключались в том, что не было учебников, учебных программ, школьных зданий, не хватало учителей, особенно национальных педагогических кадров.

В 7 училищах и школах, выпускавших специалистов сельского хозяйства средней квалификации, обучалось в 1913 году всего 300 человек. Людей имевших специальное образование были единицы, да и те получали его за пределами родного края. Высшая и средняя специальные школы в Казахстане, как и во всех национальных республиках бывшего СССР созданы и получили развитие только после Октября 1917 г. [1, с.271].

Если процент в 1920 г. грамотного населения республики составил 14,4%, то в 1935 г. он сравнивался с общесоюзным в то время – 61%. В 1927 г. начальным обучением было охвачено 226 тысяч детей, 1932 г. – 490,6 тысячи [1, с.271].

Быстрый темп – школьной сети требовал большого количества педагогов. К 1 июля 1921 г. в Казахстане начали работать четыре института народного образования. Русский в Оренбурге, с контингентом 130 человек, Татарский – 223 человек, Казахский – 140 человек, смешанный в Семипалатинске – 90 человек. Всего их охват составил лишь 593 человек. Постепенно складывалась сеть профессионального образования [2, с.194].

Двадцатые годы ХХ века в нашем регионе, как и во всей науке и образовательной практике Советской страны, были годами подъема, поиска новых технологий, годами перестройки содержания образования. Новые парадигмы образования рождались из революционных идей свободного развития личности как условия общественной гармонии и передовой педагогической практики, смелого экспериментирования, поиска условий для воспитания гармоничной и свободной личности. Связь образования и культуры в эти годы выступала практическим основанием для организации учебно-воспитательного процесса. Особенно очевидна, эта связь проявляла себя в образовании детей, принадлежащих разным этносам, разным национальным культурам. В многонациональном регионе, которым всегда был Казахстан, поиск национально-культурных оснований образования оставался практической задачей. Именно эти годы стали годами развития и национального образования коренных народов, и национальных школ других народов, населяющих Казахстан.

Читайте также:  Особенности развития ребенка детского дома

2 августа 1918 г. подписывает Декрет Совнаркома РСФСР «О правилах приема в высшие учебные заведения», согласно которому предусматривался прием в вузы всех граждан обоего пола, достигших 16 лет. Воспрещалось требовать от поступающих каких бы ни было удостоверения, кроме удостоверения об их личности и возрасте. Отменялась плата за обучение, была установлена государственная стипендия студентам. Все это сразу же вызвало огромный наплыв трудящейся молодежи в высшую школу [3, с.2].

В 1919 году по инициативе Оренбургского губернского отдела народного образования был создан для подготовки педагогических кадров восточный национальный (татар, башкир и др.) институт. Восточно-татарский институт народного образования в составе социально-исторического и восточного факультетов. Он разместился в помещении бывшего медресе «Хусаиния». В 1922 году в Татарском институте обучалось 190 человек, в их числе 75 женщин, из которых 46 крестьянок, 19 работниц, 6 – из мещанского сословия. В 1922 г. – 223 человек, а в 1923 году – училось уже 250 человек. Однако было много трудностей, не хватало мест в общежитии, слушатели испытывали материальные трудности. Определенная часть их получала пособия. Например, из 22 человек, которым оказывал помощь Кирнаркомпрос, были 4 женщин [4, л.107-155].

В 1920 году в городе Урде открылся Букеевский институт народного образования. 15 ноября здесь начали занятия 11 преподавателей и 22 слушателя. Читались лекции по русскому языку, общей педагогике, психологии, истории культуры, математике, геологии, почвоведению, физике, немецкому и казахскому языкам. С осени 1930 года приступил к работе институт народного образования в Семипалатинске.

В 1920 года 2 декабря было опубликовано постановление Совнаркома Туркестанской ССР об открытии в Ташкенте Казахского института народного образования с преподаванием на казахском языке.

В 1921 году открыли еще два вуза: Казахский институт народного хозяйства в Оренбурге – позднее он был переведен в г. Кызыл-Орду и Казахский институт просвещения в г. Верном. Однако с организацией первых вузов возникли и огромные трудности с подбором слушателей и преподавателей. Например, первый набор в Оренбургский казахский институт народного образования составил – 50 слушателей, но к концу учебного года их осталось 20 человек. Уровень преподавателей оставлял желать много лучшего. К педагогической работе привлекались люди, окончившие Оренбургскую русско-киргизскую школу. Лишь один преподаватель института имел высшее образование.

Первые выпуски учителей состоялись в 1924-25 году в Кызыл-Ординском и Ташкентском институтах. Причем в 1925 году и в 1927-28 учебном годах выпущено всего 20 человек.

После образования в 1920 году Казахской Автономной Советской Республики предлагалось открыть с 15 октября 1921 года в Оренбурге Государственный университет, а осенью 1922 года – Политехнический институт. Время, однако, показало, что такое решение было преждевременным. Требовалось сначала укрепить и расширить сеть аульных школ, открыть рабочие факультеты. 17 сентября 1920 года подписан декрет Совнаркома о рабочих факультетах, основной задачей которых была подготовка пролетарских и крестьянских масс к обучению в высшей школе. В этот период создавались рабфаки и льготные условия для поступления молодежи и, особенно из районов сначала на рабочие факультеты, а затем в вузы. В Казахстане первый рабочий факультет с казахским отделением был создан в Оренбурге в 1921 году. Первый рабфак в СССР был открыт в г. Москве 2 февраля 1919 году (ныне институт народного хозяйства имени ), где обучались и представители Казахстана, предварительно пройдя его рабфак.

С каждым годом возрастало число студентов-казахстанцев, обучавшихся в вузах и рабфаках РСФСР и Узбекистана [5, л.9-10].

В ноябре 1920 года в Ташкенте декретом Совнаркома РСФСР был учрежден Туркестанский государственный университет, позже, в 1923 году, переименованный в Среднеазиатский. Этот университет, созданный благодаря всесторонней помощи России, явился кузницей квалифицированных кадров для всех республик Средней Азии и Казахстана. При университете были организованы специальные подготовительные курсы для казахской молодежи. Здесь получили образование сотни молодых казахов.

Особое внимание в эти годы обращалось на привлечение в университет девушек-казашек, узбечек, таджичек, киргизов.

В 1922 году медицинский факультет Туркестанского университета окончила первая девушка казашка – Акказ Досжанова.

Возникновение и развитие высшей и средней специальной школы в Казахстане имели свои особенности: первоначально создавались педагогические техникумы и институты, так как нужно было в первую очередь готовить учительские кадры для национальных школ, которые могли дать выпускников, подготовленных к поступлению в высшие учебные заведения. На это потребовались годы. И лишь после того, как вновь созданные средние школы начали давать подготовленные пополнения для вузов, стало возможным и целесообразным открытие медицинских, сельскохозяйственных, технических институтов и техникумов.

Из Казахстана в эти годы молодежь направлялась для обучения в основном в различные крупные города, как Москва, Ленинград, Ташкент, Омск, Томск, Саратов и др. Многие казахи и казашки направлялись на учебу в Ташкент, в Среднеазиатский университет и в первый казахский вуз – Казахский высший педагогический институт. Занятия в нем шли в основном на русском языке, так как педагогов-казахов по существу еще не было. Преподавателями и профессорами его работали по совместительству ученые и педагоги из различных ташкентских вузов и научных учреждений. Были приглашены также известные специалисты из центра, в частности профессор – видный тюрколог, академик . Первоначально этот институт был организован в составе общественно-экономического и физико-математического факультетов. Первый год его существования показал, что задача создания полноценного казахского вуза является вполне реальной, но вместе с тем обнаружились и трудности, вызванные в основном тем, что руководство его находилось за пределами Казахстана. Поэтому Наркомпрос республики поднял вопрос о переводе института в г. Алматы. Вопрос этот был решен весной 1928 года Совнаркомом РСФСР. В октябре 1928 года в Казахстане открылось первое высшее учебное заведение – Казахский педагогический институт ныне КазНПУ имени Абая. Первый вуз привлек в Казахстан высококвалифицированных научных работников, посвятивших себя созданию национальной высшей школы, национальных научных кадров и изучению огромных природных богатств республики [6, с.191].

Второй этап – развитие школы в условиях победившего социализма (1930-1950-е годы). Восемнадцатый съезд ВКП(б) наметил комплексную программу развития культуры и образования на новом этапе социалистического строительства, отметил при этом, что повышается роль интеллигенции в стране. Было признано необходимым осуществление всеобщего среднего образования в городе и завершение в деревне и всех национальных республиках всеобщего семилетнего обучения. В этот период создана единая общегосударственная система профессионально-технического образования. В 1943-1944 годах были созданы школы для обучения рабочей и сельской молодежи без отрыва от производства, на базе которых впоследствии сформирована единая система вечерних (сменных) средних общеобразовательных школ. Характерной чертой этого этапа стало сближение общеобразовательного и профессионального уровня мужчин и женщин. Вместе с тем, в это время проявились противоречия, тормозящие развитие системы образования:

Читайте также:  Дошкольный центр развития ребенка 1 г барановичи гудо

– рост числа учащихся, студентов часто сопровождался отставанием качества их подготовки;

– школа по-прежнему была ориентирована на подготовку выпускников к обучению в вузе, а число поступавших в них было несопоставимо с основной массой. Увеличивался отрыв школы от жизни, снижалось значение экономической функции образования;

– темпы подготовки специалистов оказалось значительно выше темпов подготовки квалифицированных рабочих, при этом рабочие готовились для узких, конкретных специальностей;

– проявилась недооценка роли дневной подготовки специалистов как основной, т. к. качество подготовки специалистов по вечерней и заочной формам подготовки было хуже;

– развитие вузовской науки, ее влияние на народное хозяйство не было связано с подготовкой специалистов, вузовская наука и процесс обучения студентов существовали автономно;

– темпы роста вузов значительно отставали от их материальной обеспеченности.

В 1929, 1930, 1931 годы в республике один за другим начали работать Алматинский зооветеринарный, Казахский государственный сельскохозяйственный и Казахский государственный медицинский институты. В то же время продолжало расти и число казахстанцев, получавших высшее и техническое образование в других республиках бывшего Союза. Так, только в 1931-1932 учебном году во вне казахстанских вузах училось около 4,5 тысяч представителей нашей республики. Длительное время важным каналом пополнения студенчества высшей школы оставались рабфаки. Основную массу учащихся составляли рабочие. В 1933 году выпускников школ в вузах было только 13 %, а рабочих факультетов – 43,5%. С 1934 года общеобразовательная школа стала наращивать темпы выпуска молодежи со средним образованием. В 1938-1939 учебном году среди поступивших в вуз было уже больше половины. Число казахстанцев, получавших высшее и среднее специальное образование за пределами республики ежегодно возрастало. Для Казахстана во всех вузах и техникумах бывшего Союза бронировались места, создавались подготовительные группы, предоставлялись большие льготы. Каждая область Казахстана, получала ежегодно места в вузы и техникумы. Так, в 1923 г. только Актюбинская область получила 12 мест в Самарский областной университет, а слушатели Урало-Казахской промышленной академии (г. Свердловск) набирались из рабочих Караганды, Карсакпая, Коунрада, Риддера и других промышленных районов республики. О численности обучавшихся казахстанцев в учебных заведениях других республик имеются, например, такие сведения за 1927-1928 учебный год [7, с.12-76].

В январе 1934 года в республике произошло знаменательное событие: состоялось открытие Казахского государственного университета (ныне Казахский Национальный университет им. аль-Фараби). Его первый контингент был определен в 170 человек с разбивкой по факультетам: физико-математический – 30, биологический –30, исторический – 50, химический – 60 человек. Университет сыграл важную роль в развитии науки и культуры республики, в подготовке квалифицированных кадров по многим специальностям. Большой вклад внес он в подготовку специалистов из числа женщин. Осенью того же года вошел в строй еще один вуз горнометаллургический институт – первое техническое высшее учебное заведение республики, ныне Казахский национальный технический университет (в прошлом Политехнический институт) в Алматы. Создан он на базе Семипалатинского геологоразведочного института. На первые курсы было принято 75 человек.

С ростом студенческих рядов в самой республике росло число обучавшихся за ее пределами. В 1933-1934 учебном году только в высших учебных заведениях Москвы обучалось из Казахстана 1500 человек. Много казахской молодежи училось в вузах и техникумах Ленинграда, Баку, Днепропетровска, Саратова, Свердловска, Омска, Ташкента и других городов. Всего же за пределами республики в том году обучалось 17690 студентов [7, с.12]. В их числе было немало женщин.

В 1934 году были созданы двухгодичные учительские институты, как правило, при педагогических институтах. Они готовили учителей для семилетних школ, куда принимались люди со средним и неполным средним образованием. Выпускникам таких двухгодичных институтов выдавались дипломы о незаконченном высшем образовании. В это время педагогические институты и учительские институты работали в Алматы, Уральске, Караганде, Петропавловске, Семипалатинске, Чимкенте, Кызыл-Орде, Актюбинске. По архивным данным мы знаем, что на 1 сентября 1927 года в Казахстане работало всего 14 педагогических техникумов, а также 16 школ II ступени и девятилеток с педагогическим уклоном. Всего обучалось тогда 2398 человек, в том числе 1546 казахов [8, л.34].

Росло число вузов, увеличивалось количество ученых. В 1940 году было 10 докторов и 50 кандидатов наук в 110 научно-исследовательских учреждениях, где работало в целом 1727 научных работников [9, с.44]. В системе КазНарКомПроса к началу 1940-41 учебного года работало 13 педагогических и учительских институтов. Общее количество студентов достигло 5 тысяч человек [10,с.208]. Все студенты учительских институтов и педагогических вузов получали стипендии, а также нуждающиеся получали материальную помощь. На 1 сентября 1940 г. учителей по Казахстану было 44597 человек. В том числе учителей казахов 16516, из них 2500 составляли казашки.

Таким образом, развитие образования в Республике Казахстан одним из приоритетных задач и в настоящее время.

ЛИТЕРАТУРА

1.Образование Казахской АССР. – Алма-Ата, 1957. – С.271.

2.20 лет Казахской ССР (1920-1940гг.). – Алма-Ата, 1940. – С.194.

3.Декрет Совнаркома РСФСР. О правилах приема в высшие учебные заведения. – М., 1921. – С.2.

4.ЦГА КазССР, ф.81, оп.1.. – л.107-155.

5.ЦГА КазССР, 81. оп.1.. л.9-10.

6.Плоды великого содружества. – Алма-Ата: Казахстан, 1975. – С.191.

7. К вершинам знаний. – Алма-Ата, 1978. – С.12-76.

8.ЦГА КазССР, 81, оп.1. св.94. д.1198. – л.34.

9. Наука Казахстана за 40 лет Советской власти. – А., 1969. – 44.

10.Социалистическое строительство Казахской ССР за 20 лет – Алма-Ата, 1940. – С.208.

Источник