История развития ребенка с зпр
Инфоурок
›
Другое
›Презентации›История изучения ЗПР в России
Описание презентации по отдельным слайдам:
1 слайд
Описание слайда:
История изучения детей с ЗПР в России
2 слайд
Описание слайда:
Российская история дефектологии взаимосвязана с европейской дефектологической наукой, учитывает и использует ее обширный научный и практический опыт. В то же время в истории развития теории и практики коррекционной педагогической деятельности в России мы имеем некоторое своеобразие, отличительные особенности. Советская дефектология сложилась в борьбе с идеалистическими концепциями в области закономерностей развития аномального ребёнка, порождавшими теории о крайней ограниченности возможностей развития аномальных детей, сводившими основную задачу дефектология к приспособлению аномальных детей к элементарному физическому труду
3 слайд
Описание слайда:
Как область научного знания дефектология начала развиваться в начале ХХ века в связи с задачами строительства в разных странах государственных систем специального образования, ядро которого составили школы для слепых, глухих и умственно отсталых детей. В середине XXв., когда стали бурно развиваться различные области науки и техники и усложнились программы общеобразовательных школ, появилось большое число детей, испытывающих трудности в обучении. Тестирование таких учащихся показало, что их интеллектуальные показатели нередко занимают промежуточное положение между «нормой» и умственной отсталостью.
4 слайд
Описание слайда:
Выготский Л.С. Изучение дефектологии неразрывно связано с именем выдающегося отечественного психолога и дефектолога Льва Семеновича Выготского (05.11.1896 – 11.06.1934гг.), который внес неоценимый вклад в развитие дефектологии. Л.С.Выготского по праву считают “отцом” современной дефектологической науки.
5 слайд
Описание слайда:
Решение вопросов диагностики осложнило появление среди детей с трудностями в обучении «невоспитанных» учеников, с отклонениями в поведении, с сенсорной патологией. Позднее специалисты стали описывать и изучать детей без видимых сенсорных нарушений, которые упорно не овладевали техникой чтения и письма (дети с дислексией и дисграфией), а в ряде случаев и счета (дискалькулия). Практика обучения «субнормальных» детей позволила выделить категорию учеников с заметным отставанием от сверстников в развитии эмоциональной и волевой сфер при сохранных интеллектуальных способностях (дети с психофизическим инфантилизмом), что тоже осложняло решение специалистами вопросов отбора детей в школу, поиск содержания психо-коррекционной работы.
6 слайд
Описание слайда:
Начало изучения проблемы ЗПР было положено в 50-е годы работами Г.Е.Сухаревой и других отечественных психологов и психиатров. Сам термин «задержка психического развития» был введен классиками отечественной дефектологии Т.А.Власовой и М.С.Певзнер в 60-70-х годах. В их работах этот термин звучал как «временная задержка психического развития», что предполагало компенсацию задержки: через короткий срок ребенок догонит своих сверстников и его развитие войдет в нормальное русло.
7 слайд
Описание слайда:
Уже в 70 х годах ХХ века дети с задержкой психического развития начинают изучаться такими учеными как:,Лебединской Кларой Самойловной, Шевченко Светланой Гавриловной, Лубовским Владимиром Ивановичем. Именно тогда вводится определение ЗПР, основные особенности и этиологическая классификация.
8 слайд
Описание слайда:
Одним из выдающихся дефектологов 20 века является В.И. Лубовский Основное направление научных исследований В.И. Лубовского связано с проблемами общих и специфических закономерностей психического развития детей с аномалиями развития. Продолжая и развивая идеи Л.С. Выготского, касающиеся основ психического развития, Владимир Иванович изучал развитие произвольных действий умственно отсталых детей и детей с задержкой психического развития разных возрастов. Им исследована слуховая и зрительная чувствительность у детей с физическими недостатками; сконструирована методика объективной оценки слуха у детей дошкольного и школьного возрастов с недостатками в его развитии. Рассмотрены особенности световой чувствительности у слабовидящих разной этиологии. Результаты исследований В.И. Лубовского легли в основу его работы над общими вопросами организации обучения и воспитания детей с недостатками развития, создания для них специальных условий обучения. Также он занимается исследованием проблем психологической диагностики аномального развития детей. Им разработан новый подход к психологической диагностике нарушений развития, основанный на представлениях об общих и специфических закономерностях психического развития, первичных и вторичных дефектах, о зонах актуального и ближайшего развития.
9 слайд
Описание слайда:
В.И. Лубовский Г.Е. Сухарева
10 слайд
Описание слайда:
Существует общепринятая классификация К.С. Лебединской, в основе которой лежит причина возникновения задержки психического развития, то есть, классификация можно считать этиологической. К.С. Лебединская
11 слайд
Описание слайда:
Классификация ЗПР по К.С. Лебединской С учетом этиологии различают 4 основных варианта задержки психического развития: 1. конституционального происхождения; 2. соматогенного происхождения; 3. психогенного происхождения; 4. церебрально – органического генеза.
12 слайд
Описание слайда:
Классификации ЗПР (наиболее часто применяемые в практике медицины и дефектологии). М.С. Певзнер и Т.А. Власовой (1966, 1971) были выделены две осн. формы ЗПР: 1) ЗПР, обусловленная психофизическим и психическим инфантилизмом; 2) ЗПР, обусловленная длительными астеническими состояниями, возникшими на ранних этапах развития ребёнка (см. Астения).
13 слайд
14 слайд
Описание слайда:
Крупным достижением советского периода стала разработка научно-методических основ дифференцированной системы специального образования аномальных детей школьного возраста. Были созданы восемь видов специальных школ (для глухих, слабослышащих, слепых, слабовидящих, умственно отсталых, детей с нарушениями речи, задержкой психического развития, нарушениями опорно-двигательного аппарата); разработаны шестнадцать типов специального обучения. Возникли специальные дошкольные учреждения, а также учебные заведения, в которых выпускники специальных школ могли получать дальнейшее общее и профессиональное образование. Для каждой категории детей, обучающихся в специальном образовательном учреждении соответствующего вида, были определены принципы, задачи, содержание обучения, формы организации учебного процесса, разработаны методы, приемы и средства педагогического воздействия.
15 слайд
Описание слайда:
В 1970 г. на базе одной школ города Горького (Н. Новгород) был начат эксперимент по обучению детей с ЗПР. Исследование проводили сотрудники НИИ дефектологии (в настоящее время это ИКП[6] РАО) под руководством Т.А.Власовой и В.И. Лубовского. Эксперимент продолжался 10 лет и завершился в 1980 г., а в 1981 г. был утвержден новый тип специальных школ – для детей с задержкой психического развития. Однако широкого распространения этот тип школ не получил в силу ряда причин: было недостаточно разработано программно-методическое обеспечение, отсутствовали специально подготовленные кадры. Поскольку нарушения развития у детей с ЗПР выражены нерезко, далеко не каждая семья может согласиться с рекомендацией обучать ребенка в специальной школе-интернате.
16 слайд
Описание слайда:
МКОУ общеобразовательная школа-интернат №10
17 слайд
Описание слайда:
На основании Постановления коллегии Министерства СССР и Президиума АПН СССР от 08.06.1973 г. «Об опыте работы Автозаводского РОНО г. Горького по созданию классов индивидуального обучения» и Решения Исполнительного Комитета Горьковского Областного Совета депутатов трудящихся от 15.06.1974 г. 01.09.1974 г. в здании средней школы № 10 по ул. Школьной, 10 была открыта первая в СССР экспериментальная школа-интернат №10 для категории детей с ЗПР, подчиненная непосредственно Отделу Народного образования Автозаводского района г. Горького.
18 слайд
Описание слайда:
Исследование проводили сотрудники НИИ дефектологии (в настоящее время это ИКП[6] РАО) под руководством Т.А.Власовой и В.И. Лубовского. Эксперимент продолжался 10 лет и завершился в 1980 г., а в 1981 г. был утвержден новый тип специальных школ – для детей с задержкой психического развития. Однако широкого распространения этот тип школ не получил в силу ряда причин: было недостаточно разработано программно-методическое обеспечение, отсутствовали специально подготовленные кадры. Поскольку нарушения развития у детей с ЗПР выражены нерезко, далеко не каждая семья может согласиться с рекомендацией обучать ребенка в специальной школе-интернате.
19 слайд
Описание слайда:
В соответствии с «Типовым положением о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся воспитанников с отклонениями в развитии», утвержденным постановлением Правительства РФ № 288 от 12 марта 1997 г., организуется учебно-воспитательная деятельность по обучению и реабилитации в рамках реализуемых образовательных программ специальными образовательными учреждениями I-VIII видов
20 слайд
Описание слайда:
В последние годы все актуальней становится интегрированное обучение, т.е. совместное обучение детей с ограниченными возможностями здоровья и детей, не имеющих таких ограничений, посредством создания специальных условий для получения образования (специальных средств и методов, при участии педагогов-специалистов). Интегрированное обучение возможно в обычном классе (группе) с получением индивидуальной помощи или с получением помощи в коррекционном, в том числе логопедическом, кабинете (пункте), а также обучение в специальном (коррекционном) классе (группе) в образовательных учреждениях общего типа. Образовательное учреждение интегрированного обучения не вправе отказать детям с ограниченными возможностями здоровья в приеме на обучение в связи с наличием у них физических и (или) психических недостатков при отсутствии противопоказаний к обучению. Совместное обучение лиц с недостатками и лиц, не имеющих их, не должно отрицательно сказываться на результатах обучения последних.
21 слайд
Описание слайда:
Литература: Буфетов, Д. В. Роль установки в развитии межличностной компетентности детей с нарушенным психическим развитием [Текст] // Практическая психология и логопедия. — 2004. — № 1. — С. 63 — 68. Виноградова, О. А. Развитие речевого общения дошкольников с задержкой психического развития [Текст] // Практическая психология и логопедия. — 2006. — № 2. — С.53 — 54. Зайцев, Д. В. Развитие навыков общения у детей с ограниченными интеллектуальными возможностями в семье [Текст] // Вестник психосоциальной и коррекционно — реабилитационной работы. — 2006. — № 1. — С. 62 — 65. Никишина, В. Б. Практическая психология в работе с детьми с задержкой психического развития: пособие для психологов и педагогов [Текст] // М.: ВЛАДОС, 2004. — 126с. Основы специальной психологии: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений [Текст] / Под ред. Кузнецовой Л. В. — М.: Академия, 2003. — 480с. Анохин, П. К. Эмоции [Текст] // Психология эмоций. — М.:Просвещение, 1993. — 209с.
Выберите книгу со скидкой:
БОЛЕЕ 58 000 КНИГ И ШИРОКИЙ ВЫБОР КАНЦТОВАРОВ! ИНФОЛАВКА
Инфолавка — книжный магазин для педагогов и родителей от проекта «Инфоурок»
Курс повышения квалификации
Курс профессиональной переподготовки
Педагог-библиотекарь
Курс профессиональной переподготовки
Библиотекарь
Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
также Вы можете выбрать тип материала:
Общая информация
Номер материала:
ДБ-1041020
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Источник