История развития ребенка психологический анамнез

История развития ребенка психологический анамнез thumbnail

Категория развития, в каком бы возрасте ни находился ребенок, предусматривает обязательное обращение к ее истории, то есть до того пути, который она прошла до момента обращения к специалисту. Исследование определенных индивидуальных особенностей одних и тех же детей в течение нескольких лет, во время которого используются методы эксперимента, наблюдения и тестирования, называется лонгитюдным (от англ. Longitude — продолжительность).

В соответствии с принципами интегративного оценки развития ребенка сбора психологического анамнеза является, с одной стороны, неотъемлемой частью построения психологической диагностической гипотезы, а с другой — это система объективных данных, что позволяет предположить причину и возможные механизмы возникновения того или иного варианта нарушенного развития. Следует отметить, что почти все специалисты уделяют большое внимание сбору анамнестических данных, реализуя тем самым принцип динамического подхода (Л. С. Выготский, Л.Т. Журба, С.Д. Забрамна, Л.В. Кузнецова, К.С. Лебединская , В.И. Лубовский, А.Н. Масткжова, А.С. Никольская, Н.Я. Семаго, М.М. Семаго, С.Я. Рубинштейн и др.).

Сбор психологического анамнеза, бесспорно, может основываться на уже известных фактах из истории развития ребенка (данные медицинского анамнеза). Однако нельзя эти данные отождествлять, поскольку процесс сбора данных о психологическом развитии ребенка имеет конкретную цель и задачи и достаточно специфической совокупностью «тем», в отношении которых проводится беседа.

Как показывает практика, часто психолог — первый специалист, к которому обращаются за помощью, он не располагает данными о медицинском анамнез, в связи с чем должен оценивать историю развития ребенка (в том числе и период развития до рождения) самостоятельно. В любом случае умение анализировать и оценивать информацию, считается прерогативой медицинских работников, является показателем профессионализма специалиста, особенно если речь идет о специальном (в частности логопсихолога) или клинического психолога, который работает с детьми с нарушениями в развитии.

Даже при условии условно нормативного развития можно и даже нужно оценивать закономерности нейробиологического развития, важным компонентом которого является оценка соматического состояния, его динамики в процессе развития ребенка как одного из факторов каузального (причинного) уровня индивидуально-типологических особенностей ребенка.

Чрезвычайно важным для изучения истории развития ребенка является состояние матери (не только в период беременности, но и в первые годы жизни ребенка). Бывают случаи, когда нужно исследовать состояние отца и других членов семьи. Тем или иным причинам болезненного состояния родителей (особенно матери) в первые годы жизни ребенка — принципиально важная информация для психолога, так как появляется возможность выдвинуть гипотезу об особенностях родительско-детских отношений в этот период, о гипо- или гиперафективну взаимодействие в диаде «мать — ребенок «, даже о возможных трудностях формирования ощущения привязанности (по Дж. Боулби) или базового доверия (по Б. Эриксону). Поэтому в современном подходе к изучению истории психологического развития ребенка предусматривается обязательное исследование психологом тех данных, которые рассматриваются исключительно в парадигме медицинского подхода, но касаются и психологического анамнеза.

Безусловно, до начала собственного обследования, в том числе сбора психологического анамнеза, психологу нужно ознакомиться с результатами всех предыдущих обследований и проанализировать эти данные с точки зрения психологического развития ребенка.

Опираясь на условия нормального психогенеза, психолог при изучении истории развития ребенка должен уделить особое внимание узловым моментам развития. Анализируя их, можно установить несогласованность составляющих психического развития в их качественных изменениях (опоздание или ускорение формирования определенной составляющей и т.д.). Знание о узловые моменты развития дает возможность оценить отклонения, недостаточность развития отдельных функций или процессов.

Итак, в процессе анамнеза особое внимание психолог должен обращать на особенности развития в периоды: 2,5-3 месяцев, 7-8 месяцев, одного года, 18-24 месяцев, 2,5- С лет, 5,5-6,5 лет, 9-10 лет.

Конечно, оценить все условия и факты развития ребенка, его семьи в целом за короткий период опроса родителей невозможно. В зависимости от уже имеющихся данных о развитии собственной диагностической гипотезы специалиста в каждом конкретном случае те или иные составляющие сбора психологического анамнеза (условия и особенности течения беременности и родов; ранней моторный и психоэмоциональное развитие, история развития ребенка до трех лет, от трех до пяти лет и др.) могут сокращаться или, наоборот, расширяться и детализироваться. Но указанные узловые моменты нужно проанализировать в любом случае.

Д.Б. Бльконин заметил, что психологическая диагностика должна направляться не в отбор детей, а на контроль за ходом их психического развития с целью коррекции имеющихся отклонений.

Схема и подбор диагностических и психокоррекционных методов должны соответствовать характеру заболевания ребенка, учитывая структуру основного дефекта и вторичных отклонений, а также особенности, присущие определенному возрасту ребенка, включая специфику ведущей деятельности.

Психологическая диагностика и психологическая коррекция — процессы, дополняющие друг друга. При этом в структуре психологической коррекции заложен огромный диагностический потенциал. Например, ни одно психологическое тестирование не может обнаружить коммуникативные способности личности, так как это наблюдается в процессе групповых психокоррекционных занятий. Во время игровой психокоррекции лучше отражаются психогенные переживания ребенка. В то же время психологическая диагностика имеет значительные коррекционные возможности, особенно в процессе использования учебного эксперимента. Прежде чем решить вопрос о необходимости психологической коррекции, следует проявить особенности психического развития ребенка, уровень сформированности определенных психологических новообразований, соответствие уровня развития умений, знаний, навыков, личностных и межличностных связей возрастным периодам.

Источник

Анализ каждого конкретного случая представляет собой довольно объемную работу, требующую определенной организации. Наиболее рациональной представляется такая последовательность этапов исследования конкретного случая.

Этап сбора предварительной информации. Получение информации о жалобах и запросе в первичной беседе с родителями, а также имеющихся сведений от врачей, педагогов или других заинтересованных в ребенке лиц; здесь же проводится подробная беседа с родителями, направленная на получение сведений о предшествующих периодах развития ребенка, его здоровье, внутрисемейных отношениях и обстоятельствах социально-бытового плана (психологический анамнез ребенка); изучение практического запроса к психологу и формулирование гипотез относительно психологической проблемы ребенка. Здесь также может иметь место наблюдение за ребенком в школьной или иной обстановке (обязательно для психологов, работающих в детских учреждениях).

Этап экспериментально-психологического обследования. Определение общей стратегии обследования и составление конкретного комплекса методик для проведения экспериментально-психологического обследования ребенка. Собственно проведение обследования и анализ продуктов деятельности ребенка (рисунки, школьные тетради, поделки, предметы увлечений и т.д.); проверка выдвинутых гипотез относительно сущности, характера и причин имеющихся трудностей и нарушений.

Аналитический этап. Обработка совокупности полученных данных, постановка психологического диагноза, составление условно-вариантного прогноза и разработка рекомендаций для программы психокоррекционной работы.

Заключительный этап. Беседа с родителями или иными лицами, обратившимися к психологу, относительно результатов обследования, обсуждение психологического заключения и прогноза развития, совместная выработка программы психолого-коррекционных мероприятий.

Обратим внимание на то, что для квалифицированного решения психологической проблемы специалисту требуется собрать сведения по следующим основным разделам:

1) информация об истории развития ребенка и состоянии его здоровья;

2) сведения об особенностях социальной обстановки, в которой растет ребенок, и характере его общения и взаимоотношений со значимыми лицами (семья, коллектив сверстников в детском саду, школе или других посещаемых учреждениях);

3) особенности поведения и деятельности ребенка (в процессе обследования, а также в семье, школе или иных ситуациях);

4) дифференцированная характеристика развития познавательной и эмоционально-личностной сфер ребенка.

Основе такой информации психолог-консультант может дать общую оценку уровня развития ребенка, определить сущность трудностей ребенка, оценив степень их сложности и глубины, выделить факторы, связанные с их появлением, определить сферы воздействия с целью устранения или ослабления остроты проблемы и, наконец, разработать коррекционную программу или предложения по психотерапии.

Этап Задачи Содержание, формы и методы работы Методики (возможные варианты)
Сбор предварительной информации Установление доверительных отношений с клиентом. Снятие эмоционального напряжения. Ориентирование клиента в правилах и ксловиях обследования. Получение информации о социальной ситуации развития ребенка. Формулирование гипотез относительно психологической проблемы ребенка. Первичная беседа с родителями, получение информации от врачей, учителей. Наблюдение за ребенком в школьной или иной обстановке. Анализ продуктов творчества ребенка (поделки, рисунки, школьные тетрадив динамике). Опросник АСВ («Стиль семейного воспитания») Эйдемиллера, Юстицкого. Опросник родительского отношения. Анкета по сбору данных о ребенке. Методика «Родительское сочинение». Сбор психологического анамнеза по прилагаемой схеме.
Этап эксперимен-тально-психоло-гического обследования Проверка выдвинутых гипотез относительно сущности, характера и причин имеющихся трудностей и нарушений. Установление основных психологических характеристик ребенка Сочетание тестового и клинического методов обследования. Наблюдение за ребенком в естественной для него обстановке и обстановке консультации. Изучение личностных особенностей родителей (при необходимости) Беседа с подростком по предлагаемой схеме, тест Векслера, ШТУР, прогрессивные цветные матрицы Равена, «рисунок человека» Ф. Гуденаф-Харриса, зрительно-моторный гештальт-тест Л. Бендер, рисунок семьи, шкала самооценки Дембо-Рубенштейн, «Пиктограмма», проба на совместную деятельность ребенка с родителем: «Архитектор-строитель», «Рисуночный диалог». Диагностика межличностных отношений и мотивационной сферы (методика З. Жиля и др.)
Аналитический этап Окончательная отработка гипотез. Постановка психологического диагноза. Сосиавление условно-вариативного прогноза развития. Разработка рекомендаций для программы коррекционной работы . Составление проэкта заключения. Обработка совокупности полученных данных. Консультации со смежными специалистами. Углубленное изучение литературы. 
Заключительный этап Выработка реалистического взгляда родителя(или другого обратившегося лица) на ребенка. Совместная выработка мер помощи, программы психолого-коррекционных мероприятий. Преодоление установок клиента на «готовый рецепт». Повышение уверенности клиента в своих силах по решению проблемы Совместное обсуждение психологического заключения и прогноза развития. Иллюстрирование ключевых моментов заключения результатами (рисунки). Получение обратной связи от родителей при обсуждении выводов. Рекомендации (при необходимости) проконсультироваться у смежных специалистов. 

23. История развития ребенка и психологический анамнез.

Психологический анамнез — совокупность сведений о ребёнке, полученных с целью организации с ним эффективной работы. Получение информации о значимых этапах развития и жизненных событиях, повлиявших на проявление симптомов расстройства. Обстоятельства рождения и развития ребёнка, состояние здоровья, образование (сад, школа, кружки), хобби, отношения с окружающими, условия в семье, ожидания в отношении ребёнка, как пытались справляться в расстройством до психолога.

В ходе всего консультирования следует дополнять «портрет» личности ребёнка новыми деталями. Собирание анамнеза начинается с рассказа клиента о себе и своих проблемах. Дополнительная информация – из наблюдения за внешним видом и поведением, тестирования, беседы и других средств (рассказ ребёнка о себе, сны, рисунки, сочинения).

Источники анамнеза:

— Опрос родителей, учителей, друзей, одноклассников;

— Анализ продуктов деятельности и творчества (сны, рисунки, сочиненеия);

— Тестирование (результаты);

— Наблюдение за внешним видом, поведением и деятельностью ребёнка;

— Беседа с ребёнком.

Л.С.Выготский подчеркивал, что психолог должен составить причинное описание развития ребенка:

1) Необходимо выявить источники и механизмы наиболее существенного влияния на формирование личности.

2) Проследить связь событий детства с теми особенностями психологического развития, которые фиксируются теперь.

3) По возможности учитывать специфику содержательного и реальной картины в каждом возрастном периоде.

Это необходимо так как:

1) Знание условий помогает понять психологическое развитие ребенка (вытекает из концепции онтогенеза).

2) Часто разные по происхождению психологические нарушения и трудности обнаруживают не только сходство, но и дают близкие диагностические результаты.

Психологический анализ применяется в достаточно широком смысле – ведется сбор данных обо всех условиях жизни ребенка, от усвоения социального опыта, условий формирования его деятельности и общения. Поэтому при сборе информации необходимо учитывать следующее:

1) Систематизация всех данных о деятельности ребенка, его психологических новообразований.

2) Психолог не должен зацикливаться на сборе информации о негативных, нежелательных особенностей ребенка.

При сборе анамнеза возникают трудности:

1) Сведения предоставленные родителями хранятся в их памяти, а так как запоминается самое яркое и значимое, то факты имеющие непосредственное отношение к проблеме ограниченные. Не всегда можно восстановить реальную картину.

2) При сборе анамнеза важно установить реакцию ребенка на изменения, затем характер приспособления. Сложно получить эти сведения.

3) При сборе анамнеза необходимо выявить роль стрессовых факторов и факторов риска в нервно-психологических заболеваниях. Нужна откровенность.

4) Психологу при сборе анамнеза необходимо отделить фактические сведения о жизни ребенка сообщаемые родителями от интерпретации или оценки этих сведений.

Выготский писал, что вместо фактов в психологии сообщают эмоционально-окрашенные выводы.

Строя беседу с педагогом в доверительной форме, не нужно поддаваться его эмоциональным реакциям на отрицательные факты поведения ребенка. К обследованию ребенка психолог должен приступить без предубежденности.
В работе с родителями психолог должен помнить, что далеко не все из них имели опыт общения с психологами, адекватно представляют себе ситуацию, процесс и методы консультирования. Не все из них готовы сразу на откровенную беседу. Все эти вопросы консультанту необходимо обсудить с родителем после знакомства.
В случае принятия условий начинается беседа по существу.
Реализуя принцип анализа целостного жизненного пути ребенка, психолог ведет первичную беседу, собирая так называемый психологический анамнез. Ориентировочная схема беседы прилагается ниже:

Жалоба __________________________________________________________
Запрос ___________________________________________________________

1. Анкетные данные. Основные сведения о семье:
— Полный состав семьи — круг лиц, которые реально участвуют в воспитании ребенка.
— Характер работы — сменность работы, «вредная» работа при беременности.
— Изменения в составе семьи с момента рождения ребенка.
— Жилищные условия, если неблагоприятные — уточнить.

2. Особенности пренатального периода развития ребенка:
— Токсикозы первой и второй половины беременности.
— Другие осложнения беременности.
— Рождение (в срок, раньше, позже).
— Осложнения при родах (гипоксия, асфиксия, обвитие пуповиной, родовые травмы и др.).
— Статус по шкале Апгар.

3. Состояние ребенка к моменту обследования, перенесенные заболевания (характер приспособления, эмоциональная реакция):
Состоит ли на учете у:
— психиатра,
— невропатолога,
— других специалистов.
Особенности сна и питания с момента рождения; как установилась регулярность функций.

4. Где и кем воспитывался ребенок, начиная с рождения.
ГРАФИК:
— Где и кем воспитывался на каждом этапе.
— В каком учреждении (обычном, круглосуточном, логопедическом и др.).
— Как складываются отношения с детьми, воспитателями.
— Были ли жалобы воспитателя.

5. Развитие в раннем возрасте:
— Развитие моторики, когда ребенок начал
— сидеть,
— стоять,
— ходить.
— Общий эмоциональный фон развития.
— Сроки появления первых слов, фраз. Активность речи.
— Отношение:
1) к близким
2) незнакомым взрослым.
— Овладение предметными действиями
— Воспитывают ли родители самостоятельность у ребенка или делают все за него.
— Трудности в поведении ребенка в три года
— Любимые занятия и игры.
— Характер совместной деятельности: игры, чтения, рисование, слушание сказки.
— Что делаете вместе.

6. Дошкольный возраст:
— Любимые занятия ребенка. Какие игры, с кем любит играть (какой уровень развития игры).
— Любит ли ребенок рисовать. С какого возраста, что рисует.
— Любит ли слушать сказкиг
— Любит ли смотреть телепередачи, какие.
— Умеет ли ребенок читать. Когда и как, по чьей инициативе учился.
— Совместная деятельность со взрослыми.
— Как развит физически.
— Какая рука является ведущей.
— Имеются ли домашние обязанности. Совместная деятельность со взрослыми.
— Взаимоотношения со сверстниками.
— Особенности характера ребенка (впечатлительность, неадекватное отношение к неудаче — группа риска по невротическим заболеваниям).
— Кружки, секции (обсудить, не перегружен ли ребенок).
— Проявляет ли ребенок инициативу, в чем состоит воспитательная позиция родителей по этому поводу.

7. Младший школьный возраст:
— Поступление в школу в лет.
— Тип школы.
— Особенности адаптации.
— Смена класса, школы.
— Успеваемость.
— Выполнение домашних заданий (сколько времени, кто помогает и др.).
— Отношения с одноклассниками.
— Отношения с учителями.
— Участвует ли в общественной жизни школы, класса.
— Увлечения, секции.
— Степень самостоятельности.
— Домашние обязанности.
— Наиболее типичные конфликты.

8. Предподростковый и подростковый возраст:
— Физическое развитие.
— Особенности перехода к среднему звену школы.
— Изменения в интересах.
— Особенности взаимоотношений в семье.
— Как проявляются тенденции к самостоятельности и взрослости.
— Формы общения со сверстниками.
— Проведение досуга.
— Участие в неформальных организациях.

9. Что еще, с точки зрения родителей, важно отметить в истории жизни ребенка.



Источник