История развития правового статуса ребенка в россии

ИСТОРИЧЕСКИЙ АСПЕКТ РАЗВИТИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА В ОБЛАСТИ ПРАВ РЕБЕНКА В РОССИИ
Арутюнян Анжелика Эдуардовна
курсант 2 курса, кафедра теории и истории государства и права ФГБОУ ВПО «ГМУ имени Ф.Ф. Ушакова, г. Новороссийск
Каракашьян Орнела Арновна
курсант 2 курса, кафедра теории и истории государства и права ФГБОУ ВПО «ГМУ имени Ф.Ф. Ушакова, г. Новороссийск
Голубкина Ксения Вячеславовна
научный руководитель, канд. юрид. наук, доцент, начальник кафедры теории и истории государства и права ФГБОУ ВПО «ГМУ имени Ф.Ф. Ушакова», г. Новороссийск
Дети — это абсолютна особая каста людей. Они совершенны, как любое творение природы; удивительны, потому что пока неизвестно, что за люди из них вырастут. Дети — это цветы жизни. Будущее нашей страны зависит именно от этих беззащитных представителей своих родителей. Именно поэтому каждый ребенок должен иметь особенные права, которые должны защищаться государством и обществом в целом.
На протяжении всей человеческой истории, концептуальные права ребенка поддавались изменению. В зависимости от влияния религии, идеологий, развития нравственности и морали, менялось и отношение к детям, их место в семье и среди других членов общества.
Спустя много лет, современное общество, наконец-то пришло к выводу, что такие неотъемлемые права ребенка, как права на жизнь, право на имя, образование, право на судебную защиту и многие другие права требуют законодательного закрепления. Сегодня уже никого не надо убеждать в том, что дети во всем мире нуждаются в специальной правовой защите. Ребенок и его права должны защищаться законом. К сожалению, проблема реализации таких прав является актуальной и требует тщательного изучения со стороны правоведов и социологов. В связи этим, необходимо глубоко изучить историю законодательного закрепления прав ребенка на примере нашей страны. В истории России ребенку, его правам и положению в обществе всегда уделялось определенное внимание.
Истоки становления прав ребенка берут свое начало глубоко в Древней Руси, когда все отношения в семье строились на принципе патриархальности, отец имел безграничную власть над своим детьми. Все это объяснялось особенностью традиционного уклада русской семьи. Но, несмотря на безграничную власть отца, дети в семье всегда были в радость, забота о каждом ребенке была долгом родителей и государства.
В Киевской Руси особую заботу проявляли по отношению к детям, оставшимся без родителей. Она осуществлялась из моральных и религиозных положений. Существовали и конкретные способы защиты осиротевшего ребенка путем его передачи под опеку или усыновления.
С Xвека основную роль по воспитанию и содержанию ребенка несла его семья. Положение детей фактически было бесправным. Им свободно мог наноситься психический и физический вред, так как ответственности за это никто не нес. Согласно Русской Правде (Пространная редакция) — каких-либо составов преступлений против несовершеннолетних не существовало, так же как и не содержалось каких-либо запретов на применение насилия по отношению к ребенку со стороны родителей. Так же данный источник права не знал еще возрастного ограничения уголовной ответственности, поэтому дети могли быть к ней привлечены. Однако данный документ регулировал имущественные отношения в отношении наследства, и возраст детей, которые могли стать наследниками, не конкретизировался [2, с. 11].
В период феодальной раздробленности некоторые права детей были закреплены в Русской Правде, Новгородской и Псковской судных грамот.
В период образования единого государства основными законодательными актами считались Судебники 1497 года и 1550. Для сохранения княжеской власти, строгие меры наказания принимались к боярам (из-за своих отъездов, они были прозваны крамольниками), а, следовательно, и к их детям. Совершая такие поступки, они лишались боярского чина и права на имущество.
Данный период времени характеризуется заметной ролью Русской православной церкви в судьбе детей всех сословий. Она предоставляла помощь нуждающимся, специальные церковные училища в Москве и других городах, заботилась об их обучении грамоте, ремеслам по книгам.
Основным источником Семейного права в XVIвека является «Домострой». Согласно ему дети были обязаны слушаться отца и ни в чем ему не перечить. Разрешалось бить их железом, наказывать плетью, но за это ребенок не мог никому пожаловаться на своего родителя.
Дальнейшее развитие законодательства ознаменовалось созданием Соборного Уложения 1649 года. Данный законодательный акт признает такое понятие, как «незаконнорожденный». Такой ребенок не мог быть усыновлён, в силу чего не имел права принимать участие в наследовании недвижимого имущества. Отношения между родителями и детьми не становились мягче. Наоборот происходило ожесточение. Теперь отец и мать могли обратиться к публичным властям для наказания своего ребенка, досрочно записать его в кабальное холопство, договориться о браке, подстричь в монахи [1, с. 2].
Запрещалось узаконение внебрачных детей даже в случае брака родителей, поэтому ребенок не состоял в правовой связи со своим отцом, а внебрачное рождение являлось уголовно наказуемым деянием для обоих родителей. Поэтому очень часто такие дети подвергались убийству сразу после рождения. Отношение к детям-сиротам было двоякое. С одной стороны их брали в богатые дома, обучали различному ремеслу и отпускали, с другой бытовало и преступное отношение. Для подавления такого отношения в 1682 году был подготовлен проект Указа, где ставился вопрос об открытии для них специальных домов с целью обучения их грамоте и ремеслам и наукам.
В эпоху становления абсолютной монархии, в отношении детей, было изменено наследственное право, что нашло отражение в Указе Петра I «О порядке наследования в движимых и недвижимых имуществах».
В этот период отношения между родителями и детьми начали изменяться. Уже отец и мать обязаны были предоставлять содержание детям в соответствии со своими возможностями. Однако родители могли отдавать непослушных детей в смирительные дома и подавать на них жалобы в суд.
Государство впервые взяло под свою опеку незаконнорожденных детей. Петр I предписал в 1715 году устраивать в Москве и других городах госпитали для «зазорных младенцев» по сформулированным им правилам Артикула 176 Устава воинского. По данному предписанию мальчиков воспитывали до 7 лет и посылали в определенные школы, а девочек обучали грамоте и ремеслу.
В эпоху правления Екатерины II были открыты воспитательные дома для детей, оставшихся без попечения родителей; отношение к незаконнорожденным было подвержено изменению. Теперь такие дети поступали до совершеннолетия в ведомство приказов общественных учреждений, после чего становились вольными. Крестьянские дети, оставшиеся без родителей, поступали на воспитание родственников или посторонних людей вместе с наследством.
В 1763 г. и 1770 г были открыты воспитательные дома для детей, оставшихся без попечения родителей, которым должно было предоставляться образование и профессия. Усыновление ребенка было возможно только с согласия самой императрицы.
В 1775 году были учреждены сословные органы опеки, Приказы общественного призрения, основной задачей которого было организация и предоставление социальной помощи нуждающимся детям и подросткам.
Так же была разрешена передача детей из одной семьи в другую, однако нужно было соблюдать сословный принцип. Такая система была придумана для того, чтобы ребенок научился науке, промыслу или ремеслу, и предоставлен был ему способ стать добрым гражданином, согласно Указу «Учреждения для управления губерний Всероссийской Империи» 1775 года.
В начале XIXвека отношения между родителями и детьми особых изменений не потерпели.Cогласно Своду законов гражданских, «родители обязаны давать несовершеннолетним детям пропитание, одежду и воспитание, доброе и честное, по своему состоянию». Родители «должны обращать внимание на нравственное образование своих детей и стараться домашним воспитанием приготовить нравы их и содействовать видам правительства». Отец и мать сами решали, как и где им воспитывать ребенка. Либо это делалось дома, либо в общественных местах или же в учреждения правительства или частных лиц. По отношению к родителям дети «должны оказывать чистосердечное почтение, послушание, покорность и любовь; служить им на самом деле, отзываться о них с почтением, и сносить родительские увещевания и исправления терпеливо и без ропота».
В 1902 года вступил в силу закон, который заменил термин «незаконнорожденный» на «внебрачный», так же он отменял запрет на узаконение детей, рожденных от прелюбодеяния, но, как и узаконение других детей, оно было возможно только в случае заключения брака между родителями. Законом от 19 октября 1915 года «О допущении некоторых отступлений от правил о работе женщин, подростков и малолетних, а также о продолжительности и распределении рабочего времени» разрешалось в период военных действий на предприятиях, выполняющих военные заказы, допускать к работе детей, однако с некоторыми ограничениями рабочего времени.
Уравнивание прав ребенка с людьми произошло после выхода «Декларации прав ребенка» К.Н. Вентцеля от 25 сентября 1917 года. На ее основе для Учредительного собрания был написан документ под названием «Отделение школы от государства и декларация ребенка» [3, с. 23].
В период становления советской власти одним из первых декретов «О гражданском браке, о детях и о ведении книг актов состояния» от 18 декабря 1917 года было ликвидировано понятие «родительская власть», согласно которому, дети, рожденные от лиц, не состоящих в браке между собой, и дети, рожденные в браке, приобрели равное правовое положение в семейных отношениях. С 1918 года все население советской России в возрасте от 8 до 50 лет, было обязано учиться грамоте на родном или на русском языке. Дабы избавиться от технической неграмотности на предприятиях, где не были организованы фабрично-заводские школы для подростков-учеников, учебная повинность распространялась на лиц старше 14-летнего возраста.
С 1922 года гражданам был открыт доступ в аудитории высших учебных заведений. Студентами вузов могли стать как мужчины, так и женщины, достигшие 16 лет и удовлетворяющие правилам приема. Так же предусматривалось право детей, достигших 14 лет, совершать сделки с согласия своих законных представителей. Декретом от 22 марта 1923 года от взимания платы за обучение в учреждениях народного комиссариата просвещения освобождались круглые сироты.
С 1926 году глухонемые, слепые, умственно отсталые дети и подростки получили право на обучение в специально созданных для них учреждениях; ребенок имел право на имя, фамилию, гражданство, заботу, воспитание, защиту интересов и содержание родителями.
Охрана детей продолжала развиваться по линии обеспечения условий труда будущей матери, женщины, имеющей маленьких детей. Правовые основы различных звеньев системы органов, предназначенных для охраны материнства и детства, нашли отражение в Конституции РСФСР 1937 года. Они заключались в государственной охране интересов матери и ребенка; в наличии сеть родильных домов, детских яслей и садов; во всеобще обязательном восьмилетнем, бесплатном образовании, на родном языке, включая высшее. В годы Великой Отечественной войны и после неё деятельность государственных органов в отношении детей сводилась к их устройству, если они оставались без родителей и к борьбе с беспризорностью и безнадзорностью.
Широкими и полезными обязанностями в отношении несовершеннолетних обладало государство. Оно должно было расширять сеть школ-интернатов с группами продленного дня, принимать меры к улучшению внешкольного досуга подростков, привлечению их в спортивные секции, кружки по интересам.
С принятием Кодекса о браке и семье РСФСР 1969 года оба родителя в отношении своих детей по вопросам воспитания, защиты прав и интересов даже в случаях расторжения брака имели равные права и обязанности. Помимо тех прав, которые уже имел ребенок, он так же имел право на общение с дедушкой и бабушкой, алиментные обязательства с родителей и других членов семьи. Опека устанавливалась над детьми, не достигшими 15 лет, попечительство — над несовершеннолетними в возрасте от 15 до 18 лет.
Согласно Закону РСФСР «О народном образовании» от 2 августа 1974 года, граждане имели право на бесплатность всех видов образования: среднее образование молодежи, профессионально-технического, среднего специального и высшего образования, получение заочного и вечернего образования; предоставление государственных стипендий и льгот учащимся и студентам; бесплатную выдачу школьных учебников; возможность обучения в школе на родном языке; создание условий для самообразования.
Существенные изменения на права детей внесла Конституции РСФСР 1978 года. Предметом ее регулирования стали материальная и моральная поддержка материнства и детства; защита семьи и особая забота о здоровье подрастающего поколения, включая запрещение детского труда, не связанного с обучением и трудовым воспитанием; обязанность граждан заботиться о воспитании детей, готовить их к общественно полезному труду, растить достойными членами общества, а также обязанность детей, независимо от их возраста, заботиться о родителях и оказывать им помощь.
22 ноября 1991 года была принята Декларация прав и свобод человека и гражданина. Данный документ гарантировал государственную защиту материнства и младенчества, а также прав детей.
Следующим этапом развития прав ребенка стал распад СССР. Первым нормативным документом, регламентирующим деятельность Российской Федерации в области государственной политики в отношении детей, стал Указ Президента РФ от 1 июня 1992 года № 543 «О первоочередных мерах по реализации Всемирной декларации об обеспечении выживания, защиты и развития детей в 90-е годы». Согласно ему предусматривалась финансирование целевых мероприятий по проблемам детства; разработка неотложных мер, направленных на улучшение положения детей в РФ, а так же он признавал проблему выживания, защиты и развития детей одной из главных.
Важным источником прав ребенка на сегодняшний день детей стала Конституция Российской Федерации. В России обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства.
В свою очередь ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» 1998 года, з устанавливает основные гарантии прав и законных интересов ребенка, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, в целях создания правовых, социально-экономических условий для реализации прав и законных интересов ребенка.
Закон устанавливает основные цели государственной политики в интересах детей, это: формирование правовых основ гарантий прав ребенка; осуществление прав детей, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, недопущение их дискриминации, упрочение основных гарантий прав и законных интересов детей, а также восстановление их прав в случае нарушений; содействие физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию детей, воспитанию в них патриотизма и гражданственности, а также реализации личности ребенка в интересах общества и в соответствии с не противоречащими Конституции Российской Федерации и федеральному законодательству традициями народов Российской Федерации, достижениями российской и мировой культуры; защита детей от факторов, негативно влияющих на их физическое, интеллектуальное, психическое, духовное и нравственное развитие.
Также он предусматривает: меры по защите прав ребенка при осуществлении деятельности в области его образования и воспитания; обеспечение прав детей на охрану здоровья, на отдых и оздоровление; защиту прав и законных интересов детей в сфере профессиональной ориентации, профессиональной подготовки и занятости; защиту прав и законных интересов ребенка при формировании социальной инфраструктуры для детей; защиту ребенка от информации, пропаганды и агитации, наносящих вред его здоровью, нравственному и духовному развитию; защиту прав детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.
Прошло уже несколько лет, как Россия присоединилась к Международной Конвенции о правах ребёнка. За эти годы много сделано для разработки законов, охраняющих и реализующих права детей в различных сферах общественной жизни.
Истоки зарождения уходят далеко в прошлое, однако, несмотря на такой продолжительный период времени, данный вопрос остается актуальным. Многие дети в современном обществе лишены всякой радости в жизни. Они не имеют полноценную семью, не получают должного воспитания, образования, им не хватает заботы и тепла. Такие дети чужие в нашем обществе, они постоянно ищут укрытия от преследуемых их трудностей. Поэтому, каждое государство должно ставить перед собой цель улучшить положение детей в своей стране, чтобы каждый ребенок стал желанным и получил те минуты счастья, которые он заслуживает.
Список литературы:
- Аширова Э. День без защиты детей // Российская газета, 2002, 1 июня. С. 2.
- Зайцева Н.Г. Основные направления государственной социальной политики в интересах детей // Власть. — 2011. — № 4. С. 11—13.
- Король И.Г. Личные неимущественные права и обязанности ребенка //Российское правосудие. — 2010. — № 4 (48). — С. 23—28.
Источник

КАТЕГОРИИ:
Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)
Важнейшей гарантией гармоничного развития общества на пути формирования правового государства является обеспечение прав несовершеннолетних. Значительные изменения в общественно-политической жизни и экономическом развитии России требуют совершенствования всех общественных отношений. В первую очередь это относится к отношениям, обеспечивающим личную безопасность несовершеннолетних граждан, защиту их жизни, здоровья, личные права и свободы, как этого требует Конституция Российской Федерации[7].
История развития прав несовершеннолетних уже неоднократно привлекала внимание исследователей[8]. В данной статье предпринята попытка соединить исследования системы ювенальной юстиции[9], международной[10] и национальной систем защиты прав детей[11] для формирования полной, объективной картины данного правового института.
Человеческое общество на ранних этапах своего развития относилось к слабейшим своим членам, в том числе и к несовершеннолетним, по-разному. «Многочисленные работы, посвященные предыстории человечества, говорят о том, что убийства детей (видимо, используемых в качестве пищи в голодные годы) и отказ в помощи престарелым, больным и раненым членам орды были тогда в порядке вещей, повседневной практикой… Безусловно, полуживотное состояние человека делало неизбежным преобладание биологического начала над социальным…»[12] — пишет Г.П. Медведев.
Позднее общество нашло применение подрастающему поколению. Это происходит тогда, когда человечество научилось добывать огонь и возникла необходимость его сохранения, и тогда несовершеннолетним наряду с женщинами поручалось охранять очаг — источник жизни. «Постепенное усложнение труда повлекло за собой необходимость обучения подрастающего поколения приемам профессиональной деятельности, передачи трудовых навыков и хитрости охоты…»[13].
В итоге общество перешло от инстинктивного к осознанному пониманию необходимости защиты и воспитания своих будущих членов. А когда появились нормы права, то, понятно, возникла необходимость их применения в отношении младших членов общины[14].
В древнейший период развития первых государств основополагающей позицией в отношении прав детей была позиция полной власти взрослого (чаще отца) над ребенком практически любого возраста. Например, в Римском государстве власть отца была абсолютной. Гай в Институции Гая (II — I вв. до н.э., 3-я книга, § 1) называет институт отцовской власти «ius proprium civium romanorum» (строго национальным институтом римских граждан).
Родительская власть на Руси была весьма сильна, хотя права жизни и смерти над детьми родители, по-видимому, формально никогда не имели. Однако убийство детей не рассматривалось в качестве серьезного преступления. По Уложению 1648 г.[15] за убийство ребенка отец приговаривался к году тюремного заключения и церковному покаянию. Дети же, убившие своих родителей, подвергались смертной казни.
Принуждение детей к повиновению осуществлялось отцом с помощью домашних наказаний. «Домострой» рекомендует в этом случае «биение жезлом и сокрушение ребер». Государство принципиально в эти отношения не вмешивалось. Жаловаться на родителей дети не могли. За одну только попытку подать жалобу Уложение 1648 г. предписывало «бить их кнутом нещадно».
В петровские времена родители уже не вправе насильно венчать своих детей или отдавать их в монастырь. Таким образом, можно констатировать улучшение положения детей.
Право родителей применять физические наказания в отношении детей не было отменено до 1917 г., хотя начиная с XVIII в. оно постепенно стало ограничиваться запретом калечить и ранить их, а также введением ответственности за доведение несовершеннолетних до самоубийства. Но и в конце XIX в. если за умышленное убийство своих детей родители наказывались даже строже, чем за убийство постороннего лица, то за неосторожное убийство детей в процессе наказания они подвергались гораздо менее тяжкой каре, чем другие неосторожные убийцы (за особо жестокое обращение с детьми родители отделывались внушением за закрытыми дверями).
Родители по-прежнему могли использовать публично-правовые меры против непокорных детей. Уложение о наказаниях (ст. 1593) разрешало по требованию родителей заключение детей в тюрьму на срок от трех до четырех месяцев за неповиновение родителям или развратную жизнь. В XIX в. такое положение стало настолько противоречить существующим в обществе представлениям, что губернаторы, к которым родители все еще изредка обращались с подобными требованиями, отказывались их осуществлять.
В Своде законов Российской империи (ст. 161 Законов гражданских) было записано, что «власть родителей простирается на детей обоего пола и всякого возраста с различием в пределах, законом для сего поставляемых». Родительская власть только несколько ограничивалась с поступлением сыновей на службу и выходом дочерей замуж, поскольку дочь не могла одновременно находиться под неограниченной властью мужа и родителей.
Справедливости ради надо заметить, что практически во всех странах мира в разные исторические периоды, несмотря на то что родители имели право распоряжаться своими детьми, они же были обязаны их воспитывать и предоставлять им необходимую заботу.
Особую роль в вопросе прав несовершеннолетних традиционно играло правосудие. Становление и развитие уголовного судопроизводства по делам несовершеннолетних в разных странах и в разные периоды истории происходило неодинаково. В России до XVII в. не было гарантий защиты прав данной категории лиц. Уместно упомянуть работу Бычкова, одну из немногих рассматривающих данный институт всесторонне и полно[16].
В начале XVIII в. одной из гарантий защиты прав несовершеннолетних являлся запрет пыток в их отношении (ч. 10 главы 6 Краткого изображения процессов и судебных тяжб 1715 г. [17]), но возрастные границы не указываются.
Впервые об особом статусе малолетних и несовершеннолетних по вопросу применения наказания говорится в ст. ст. 143 — 150 Уложения о наказаниях уголовных и исправительных 1845 г.[18]. В данном документе гарантируется смягчение наказания несовершеннолетним либо освобождение от наказания несовершеннолетних в зависимости от возраста и от тяжести совершенного преступления.
В XX в. были зафиксированы небывало высокие темпы преступности молодежи и подростков. Поэтому в конце XIX в. прогрессивные юристы Европы и Америки подняли голоса в защиту детей и подростков, поставили вопрос о необходимости создания для них специальных судов. В России специализированные суды по делам несовершеннолетних были созданы в 1910 — 1917 гг.
Первый такой суд начал действовать еще в 1910 г. в Санкт-Петербурге[19]. Суды для несовершеннолетних просуществовали в России недолго. Вскоре после Октябрьской революции 1917 г. Декретом от 14 января 1918 г. суды для несовершеннолетних были упразднены.
После издания Постановления ВЦИК и СНК СССР от 7 апреля 1935 г. в Москве и ряде других городов СССР дела о преступлениях несовершеннолетних были переданы в ведение общих судов с созданием специальных камер (участков) для рассмотрения дел подростков до 16 лет. Однако специальные камеры (участки), созданные при общих судах, просуществовали недолго, так как были упразднены Законом «О судоустройстве СССР, союзных и автономных республик» от 16 августа 1938 г. (ст. 5), вводившим унифицированные организационные формы судебной деятельности страны.
Постановлением СНК СССР и ЦК ВКП(б) от 31 мая 1935 г. «О ликвидации детской беспризорности и безнадзорности» в целях повышения ответственности самих несовершеннолетних и их родителей были ликвидированы комиссии по делам несовершеннолетних[20].
В 1948 г. Генеральная Ассамблея ООН принимает Всеобщую декларацию прав человека, провозгласившую право на защиту семьи, естественной и основной ячейки общества, со стороны общества и государства. Кроме того, п. 5 ст. 25 этой Декларации посвящался праву на особое попечение и помощь материнству и младенчеству. Одна из норм Декларации гласит: «Все дети, родившиеся в браке или вне брака, должны пользоваться одинаковой социальной защитой»[21].
В 1959 г. ООН принимает Декларацию прав ребенка, в которой были провозглашены основные принципы, касающиеся защиты и благополучия детей[22]. При всей своей краткости эта Декларация заложила основополагающие начала, имеющие принципиальный характер.
Следующим документом, регламентирующим правовое положение несовершеннолетних, является Декларация о социальных и правовых принципах, касающихся защиты и благополучия детей, особенно при передаче детей на воспитание и их усыновлении на национальном и международном уровнях[23].
Одним из первых шагов Генеральной Ассамблеи ООН по защите прав детей было образование в 1946 г. Детского фонда ООН (ЮНИСЕФ). Через два года, в 1948 г., Генеральной Ассамблеей была принята Всеобщая декларация прав человека. В ее положениях и положениях Международных пактов 1966 г., касающихся прав человека, признается, что дети являются объектом особой защиты.
В настоящий момент 193 страны либо подписали Конвенцию о правах ребенка 1989 г., либо стали участниками Конвенции в результате ратификации или присоединения к ней. СССР ратифицировал данную Конвенцию (дата ратификации Верховным Советом СССР — 13 июня 1990 г.), Конвенция вступила в силу для Российской Федерации 15 сентября 1990 г.[24]. В 1996 г. по инициативе Франции 20 ноября, день принятия Генеральной Ассамблеей ООН текста Конвенции, было решено ежегодно отмечать как День прав ребенка.
В 1991 г. был создан Комитет ООН по правам ребенка. Это международный избираемый орган, куда входят эксперты с опытом работы в области защиты прав детей.
В 1992 г. Россия представила в этот Комитет свой первый Государственный периодический доклад. В январе 1993 г. Комитет принял «Заключительные замечания», в которых, в частности:
— рекомендовал государству-участнику провести всеобъемлющую судебную реформу в том, что касается отражения правосудия в отношении несовершеннолетних;
— выразил озабоченность практикой направления детей, лишенных семейного окружения, в интернатные учреждения и рекомендовал активно развивать альтернативные формы ухода за детьми, заменяющие уход в интернатных учреждениях;
— выразил озабоченность случаями грубого и жестокого обращения с детьми как в семье, так и вне ее и предложил «разработать процедуры и механизмы для рассмотрения жалоб детей на грубое и жестокое обращение с ними».
Все перечисленные рекомендации и выражения озабоченности Комитет ООН по правам ребенка был вынужден повторить в 1999 г. в «Заключительных замечаниях» Комитета на второй Государственный периодический доклад РФ. Третий периодический доклад России был представлен в конце 2002 г. Однако, несмотря на имеющиеся проблемы, Россия, безусловно, стремится к исполнению своих международных обязательств.
Итак, завершая краткий обзор истории прав несовершеннолетних, следует отметить, что любое сравнительное исследование, в котором речь идет об изучении юридических институтов, должно включать в них исторически-правовой анализ, оценку исторического пути развития. Применение исторического подхода способствует полноте изучения взаимосвязи институтов правосудия по делам несовершеннолетних, их преемственности и противоречий. Лишь при таком подходе можно ожидать определенных позитивных результатов, сравнения и использования их для выработки модели правосудия, приближающейся к оптимальной. Бедственное положение несовершеннолетних в современной России еще больше усугубляется и ввиду того, что отечественное законодательство до настоящего времени в должной мере не гарантировало им надежную правовую защиту от жестокого обращения взрослых: в семье, в воспитательных учреждениях, обществе. Недостаточно разработаны также правовые меры борьбы с детской проституцией, наркоманией, алкоголизмом. Остается надеяться, что обращение к истории позволит с большей эффективностью решать указанные проблемы.
Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 4600; Нарушение авторских прав?;
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
Рекомендуемые страницы:
Читайте также:
Источник