История о психическом развитии ребенка

Ранее уже говорилось о существовании большого числа теорий, объясняющих ход психического развития ребенка. Говорилось и о том, что все это множество укла­дывается в три возможных подхода — биогенетический, социогенетический и персонологический. Наиболее ярки­ми представителями биогенетического подхода являют­ся теории рекапитуляции Э.Геккеля и Ст.Холла и теория психосексуального развития З.Фрейда.

Исторически первыми получили признание в науке теории биогенетического направления, и первая среди них

Глава 1. Психология развития ребенка 37

теория рекапитуляции Э.Геккеля. Постулировалось, что человеческий организм в своем внутриутробном разви­тии повторяет весь ряд форм, которые прошли его жи­вотные предки за сотни миллионов лет, от простейших одноклеточных существ до первобытного человека. Од­нако другие ученые расширили временные рамки биоге­нетического закона за пределы утробного развития. Так, С.Холл полагал, что если зародыш за 9 месяцев повторя­ет все стадии развития от одноклеточного существа до че­ловека, то ребенок в период детства проходит весь ход развития человечества от первобытной дикости до совре­менной культуры. Наиболее ярко эта мысль развита Гет-чинсоном. Он выделил 5 периодов человеческой культу­ры, соответственно которым сменяются интересы и по­требности ребенка от рождения к взрослости’.

Первый из них — это период дикости. У ребенка в этот период наблюдается стремление к копанию в земле, все, что ни попадется, тащится в рот. Съедобность стано­вится мерилом всего. Длится период дикости до 5 лет, а своего максимума в развитии достигает в 3 года.

Следующий период — это период охоты и захвата до­бычи. Для него характерен страх ребенка перед чужими, дей­ствия тайком, жестокость, составление детских шаек, пре­обладают игры в пленных, засады, прятки. Длится он с 4 до 12 лет, но главные свои черты проявляет в возрасте 7 лет.

Третий период назван периодом пастушества. Вы­ражена нежность к животным, стремление иметь собствен­ное домашнее животное, дети в этот период любят стро­ить хижины, шалаши, подземелья. Длится от 9 до 14 лет, а пик приходится на 10 лет.

Четвертый период — земледельческий. Преобладаю­щей страстью ребенка является садоводство. Продолжа­ется с 12 до 16 лет, а пик падает на 14 лет.

Цит. по: Педология/Под ред. А.Залкинда. М.-Л., 1934.

38 Аверин В.А. Психология детей и подростков________

Последний период назван промышленно-торговым. На первый план выступают денежные интересы. Люби­мые занятия — обмен, продажа, торговля. Начинается с 14 лет и продолжается у взрослого. Максимального разви­тия достигает в 18-20 лет.

Завершая обзор теорий биогенетического направ­ления, кратко остановимся на психоаналитическом под­ходе к развитию ребенка.

З.Фрейд считал источником психического развития влечения и инстинкты. Ребенок рождается с определен­ным запасом энергии — «либидо», которая лежит в основе сексуальных влечений человека. Весь процесс развития в детстве он укладывал в 5 стадий: оральная (младенчес­кий возраст), анальная (до 6 лет), генитальная, латентная и пубертатная.

На каждой из стадий «либидо» сосредоточивается в той или иной области тела ребенка, раздражение кото­рой приводит к удовлетворению значимых для ребенка потребностей. Так, например, в младенчестве либидо со­средоточено в области рта, языка и губ и связано с кор­млением грудью. Поэтому недостаточное удовлетворе­ние потребностей, связанных с оральной областью, мо­жет затормозить ребенка на последующих стадиях, вызвать у него состояние депрессии и т.п. Если же по­требности удовлетворяются избыточно, у ребенка может развиться излишняя зависимость от окружения (конфор­мизм). Таким образом, неудовлетворение потребностей приводит к фиксации влечений, создает предельное на­пряжение, вызывает либо неврозоподобные состояния, неуверенность, капризы и другие болезненные симпто­мы, либо явления регрессии — возврат к низшему уров­ню мотивации поведения. Чрезмерное удовлетворение потребностей также может вызвать нежелательные эф­фекты, которые мы отмечали на примере оральной ста­дии развития».

Глава 1. Психология развития ребенка 39

Наиболее ярко основные взгляды социогенетическо-го подхода представлены в эпигенетической концепции Эрика Эриксона. В ней каждая стадия развития опреде­ляется той кризисной ситуацией, которая должна быть разрешена для дальнейшего беспрепятственного течения процесса развития.

Так, основной задачей первой стадии является ус­тановление доверия ребенка к внешнему миру; наличие чувства доверия является основой формирования поло­жительного самоощущения. Ребенок при этом узнает, мо­жет ли он положиться на взрослых, способны ли они за­ботиться о нем, любить его, поддерживать позитивные эмоции. Если этого нет, ребенок не сможет овладевать но­выми видами деятельности. Если же ребенок испытывает положительные самоощущения, то мир выступает для него непротиворечивым и предсказуемым. Длится этот период от рождения до 1 года.

Задача второй стадии -дать ребенку почувствовать себя самостоятельным. Для этой стадии характерно про­тиворечие между продолжающейся зависимостью ребен­ка и развивающейся у него автономией. Ребенок начина­ет осознавать себя активно действующим существом. Он постепенно переходит от состояния полной зависимости от взрослых к относительной самостоятельности. Если же ребенок сталкивается с неодобрением своего поведения, запретами, негативным к нему отношением, у него появ­ляются сомнения в самой возможности что-либо сделать самостоятельно, сомнения в собственных возможностях. Продолжительность этой стадии от 1 года до 3-х лет.

Третья стадия начинается с разворачивания конф­ликта между инициативой и чувством вины. У ребенка в

‘ Подробное изложение теории З.Фрейда см. В кн. Л.Хьелла и Д.Зиглера «Теории личности» гл. 3, Л.Ф.Обуховой «Детская психология:теории, факты, проблемы».

40 Аверин В. А. Психология детей и подростков_______

Читайте также:  Содержание и технологии социально личностного развития ребенка

начале этой стадии появляются первые представления о том, каким он может стать человеком. Он ставит перед собой в связи с этим определенные задачи и пытается их решить. Поэтому для него характерны энергичная и на­стойчивая познавательная деятельность. Он весьма лю­бознателен. У него развивается чувство уверенности в себе и в своих возможностях еще и потому, что он уже умеет ходить, бегать, говорить, осмысливает происходящее. По­этому так важна нормальная и адекватная реакция родите­лей и других взрослых на поддержку такого исследователь­ского поведения ребенка. Главная опасность — это появле­ние у ребенка чувства вины за совершенные им действия. Возрастные границы периода от 3 до 6 лет.

Четвертая стадия приходится на первые школьные годы (6-12 лет). На этой стадии ребенок психологически готов к освоению действий, которые выполняют родите­ли, но для того, чтобы он мог их выполнять биологичес­ки, он должен трудиться. Таким образом, на этом этапе ребенок осуществляет разнообразную продуктивную де­ятельность, в результате которой у него складывается чув­ство трудолюбия и способность к самовыражению. Если же он все время не успевает, у него постоянно что-то не получается, уверенность в себе падает, развивается чувство неполноценности.

Основная трудность пятой стадии состоит в конф­ликте между формирующимся чувством идентичности и ролевой неопределенностью. Главная задача подростково­го периода, на который приходится эта стадия — поиск ответа на вопросы «Кто Я?» и «Каков мой дальнейший путь?». Главная опасность, которой должен избежать под­росток — это размывание чувства «Я». При этом подрос­ток может либо избегать слишком тесных межличност­ных контактов, оказаться неспособным строить планы на будущее, либо оказаться неспособным найти в себе силы и сосредоточиться на чем-либо или с головой уйти в работу,

Глава 1. Психология развития ребенка 41

пренебрегая всем остальным. Сформировать идентичность — значит научиться верно идентифицировать себя со взрос­лыми. В обобщенном виде этапы развития, их содержание и приобретения личности ребенка представлены в табл.2′.

Таблица 2

Возраст.
 
Результат
 
Нормальная
 
Аномальная
 
Область
 
развития
 
линия развития
 
линия развития
 
отно­
 
 
 
 
 
 
 
шений
 
 
 
 
 
/
 
0-1 год;
 
энергия и
 
Доверие к людям:
 
Недоверие к лю­
 
мать
 
жизненная
 
взаимная любовь
 
дям: как резуль­
 
 
 
радость
 
и признание ро­
 
тат плохого об­
 
 
 
 
 
дителей и ребен­
 
ращения матери с
 
 
 
 
 
ка, привязан­
 
ребенком, игно­
 
 
 
 
 
ность, удовлетво­
 
рирования, пре­
 
 
 
 
 
рение потребно­
 
небрежения им,
 
 
 
 
 
стей детей в об­
 
лишения любви.
 
 
 
 
 
щении и других
 
Слишком раннее
 
 
 
 
 
жизненно важных
 
или резкое отлу­
 
 
 
 
 
потребностей
 
чение ребенка от
 
 
 
 
 
 
 
груди, его эмо­
 
 
 
 
 
 
 
циональная изо­
 
 
 
 
 
 
 
ляция.
 
1-3 года;
 
контроль над
 
Самостоятельное
 
Сомнение в себе,
 
родители
 
собой;
 
ть, уверенность в
 
гипертрофирован­
 
 
 
стремление к
 
себе: ребенок
 
ное чувство сты­
 
 
 
власти
 
смотрит на себя
 
да: ребенок чув­
 
 
 
 
 
как на самостоя­
 
ствует свою не­
 
 
 
 
 
тельного, но еще
 
приспособленное
 
 
 
 
 
зависимого от
 
ть, сомневается в
 
 
 
 
 
родителей чело­
 
способностях,
 
 
 
 
 
века.
 
испытывает не­
 
 
 
 
 
 
 
достатки в разви­
 
 
 
 
 
 
 
тии элементар­
 
 
 
 
 
 
 
ных двигатель­
 
 
 
 
 
 
 
ных навыков.
 
 
 
 
 
 
 
Слаборазвита
 
 
 
 
 
 
 
речь, развито же­
 
 
 
 
 
 
 
лание скрыть
 
 
 
 
 
 
 
свою ущербность
 
 
 
 
 
 
 
от окружающих.
 

‘ Цит. по Немое Р. С. Психология. Учебное пособие для студен­тов высших педагогических учебных заведений. В 2 кн. Кн. 1. Общие основы психологии. М., 1994.

42 Аверин В.А. Психология детей и подростков_______

Продолжение Таблицы 2

3-6 лет;
 
целеустремде
 
Активость: живое
 
Пассивность: вя­
 
родители,
 
нность; уве­
 
воображение, ак­
 
лость, отсутствие
 
братья,
 
ренность в
 
тивное изучение
 
инициативы, ин­
 
сестры
 
себе
 
окружающего
 
фантильное чув­
 
 
 
 
 
мира, подража­
 
ство зависти к
 
 
 
 
 
ние взрослым,
 
другим детям,
 
 
 
 
 
включение в по-
 
подавленность,
 
 
 
 
 
лоролевое пове­
 
отсутствие npt-
 
 
 
 
 
дение.
 
знаков полороле-
 
 
 
 
 
 
 
вого поведения.
 
6-12 лет;
 
овладение
 
Трудолюбие: вы­
 
Чувство неполно­
 
школа,
 
методами и
 
раженное чувство
 
ценности: слабо­
 
соседи,
 
умениями
 
долга и стремле­
 
развитые трудо­
 
знако­
 
 
 
ние к достижени­
 
вые навыки, избе­
 
мые
 
 
 
ям, развитые
 
гание сложных
 
 
 
 
 
коммуникативны
 
заданий, сорев­
 
 
 
 
 
е умения. Ставит
 
новательных си­
 
 
 
 
 
перед собой и
 
туаций, острое
 
 
 
 
 
решает реальные
 
чувство неполно­
 
 
 
 
 
задачи, нацелен­
 
ценности, обре­
 
 
 
 
 
ность фантазии и
 
ченности. Кон­
 
 
 
 
 
игр на активное
 
формность, раб­
 
 
 
 
 
усвоение инстру­
 
ское поведение,
 
 
 
 
 
ментальных и
 
чувство тщетно­
 
 
 
 
 
предметных дей­
 
сти прилагаемых
 
 
 
 
 
ствий, ориента­
 
усилий при реше­
 
 
 
 
 
ция назадачу.
 
нии разных задач.
 
1^-18 лет;
 
преданность
 
Жизненное само­
 
Путаница ролей:
 
группа
 
и верность
 
определение: раз­
 
смещение и сме­
 
сверст­
 
 
 
витие временной
 
шение временных
 
ников
 
 
 
перспективы —
 
перспектив: мыс­
 
 
 
 
 
планов на буду­
 
ли не только о
 
 
 
 
 
щее, самоопреде­
 
будущем, но и
 
 
 
 
 
ление: каким
 
прошлом. Кон­
 
 
 
 
 
быть? Кем быть?
 
центрация ду­
 
 
 
 
 
Активный поиск
 
шевных сил на
 
 
 
 
 
себя и экспери­
 
самопознание,
 
 
 
 
 
ментирование в
 
сильно выражен­
 
 
 
 
 
разных ролях.
 
ное стремление
 
 
 
 
 
Четкая половая
 
разобраться в
 
 
 
 
 
поляризация в
 
себе в ущерб от­
 
 
 
 
 
формах поведе­
 
ношений с внеш­
 
 
 
 
 
ния. Лидерство в
 
ним миром. По-
 
 
 
 
 
группах сверст­
 
лоролевая фикса­
 
 
 
 
 
ников и при не­
 
ция. Смешение
 
 
 
 
 
обходимости
 
форм полороле-
 
 
 
 
 
подчинение им.
 
вого поведения.
 
Читайте также:  Центр развития ребенка солнечный лучик

Глава 1. Психология развития ребенка 43

Какие же выводы можно сделать из приведенных выше теорий психического развития ребенка?

Смысл теорий рекапитуляции (теория З.Фрейда тоже относится к ним) точно выразил Э.Геккель: «Онто­генез есть краткое и сжатое повторение филогенеза». Ко­нечно, нельзя не признать действия наследственных фак­торов, о чем уже говорилось выше. Но при этом в рамках этих теорий полностью игнорируется внешняя стимуляция развития ребенка. А хорошо известно, что стимуляция и депривация влияют на процессы созревания и развития психических функций. Что касается теории Эриксона, то она как раз учитывает оба этих фактора, а, кроме того, выделяет основной конфликт в рамках каждого этапа. Кстати говоря, теория Э.Эриксона наиболее близка к той, о которой сейчас пойдет речь, именно потому, что он ис­пользует те же критерии периодизации, которые нам уже хорошо известны: кризис развития, ведущая деятельность, психические новообразования, социальная ситуация раз­вития.

Источник

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 18 марта 2020;
проверки требуют 4 правки.

Возрастная психология — отрасль психологии, изучающая психологические изменения человека по мере взросления. Она состоит из трёх подотраслей: геронтопсихологии, детской психологии, пре- и перинатальной психологии. Исследует психику и человеческий организм во все возрастные периоды и на всех стадиях, принимая во внимание биологические, антропологические, социологические и психологические факторы, влияющие на его развитие.

Психология развития включает в себя целый ряд областей, таких как педагогическая психология, детская психопатология[en], судебная психология, психология развития ребёнка, когнитивная психология, экологическая психология и культурная психология[en]. Среди влиятельных психологов развития XX века — Ури Бронфенбреннер, Эрик Эриксон, Зигмунд Фрейд, Жан Пиаже, Барбара Рогофф и Лев Выготский.

История[править | править код]

В качестве основателей современной психологии развития обычно называются Жан-Жак Руссо и Джон Б. Уотсон[1]. В середине XVIII века Жан-Жак Руссо описал три стадии развития: младенцы (младенчество), пуэр (детство) и юность в книге Эмиль или о Воспитании[en]. В то время идеи Руссо были активно восприняты педагогами.

В 1882 году вышла в свет книга немецкого физиолога и психолога Вильгельма Прейера «Душа ребёнка», посвящённой детской психологии.

Читайте также:  Психическое развитие ребенка дошкольного возраста реферат

В 1920-х годах психология развития оформилась как отрасль психологических знаний, как самостоятельная наука.

Истоки психологии развития как науки:

  1. Развитие философских теорий
  2. Открытия эволюционной биологии в XIX веке
  3. Социально-исторические изменения
  4. Развитие естественных и гуманитарных наук

60-70 гг. XX в. — термин «психология развития» прочно утвердился в мировой науке (синоним генетическая психология).

Предмет, задачи и методы[править | править код]

Предмет психологии развития и возрастной психологии[править | править код]

  1. Условия и движущие причины онтогенеза человеческой психики
  2. Развитие психических процессов (познавательных, эмоциональных, волевых)
  3. Развитие различных видов деятельности (активности)
  4. Формирование качеств личности
  5. Возрастные и индивидуальные психологические особенности

Объект психологии развития — сложная динамическая система взаимосвязанных процессов и явлений.

Научная цель психологии развития — постижение психологических явлений путём анализа их происхождения, поэтому она входит в область общей психологии[источник не указан 3014 дней]. Это часть общей психологии, которая изучает сходство и различия психологического функционирования человека на протяжении всей его жизни[источник не указан 3014 дней].

Функции психологии развития[править | править код]

  1. Описание — описывает особенности развития человека в разные возрастные периоды с точки зрения внешнего поведения и внутренних переживаний
  2. Объяснение процесса развития — понимание причин, факторов, условий изменения в поведении и переживаний человека в разные возрастные этапы.
  3. Прогнозирование тех или иных изменений в поведении и переживаниях человека как следствие его развития
  4. Коррекция психического развития — создание оптимальных условий для управления развитием

Методы исследования[править | править код]

  1. Организационный метод.
    • сравнительный метод — сопоставление различных групп; данные по каждой группе сравниваются между собой и делаются выводы о том, какие тенденции развития здесь наблюдаются и чем они обусловлены.
    • лонгитюдный метод — длительный, предполагает несколько методик. Метод применяется в различных видах исследования, например, в выборочном или комплексном исследовании.
    • комплексный — сочетание сравнительного и лонгитюдного метода
  2. Эмпирический метод.
    • метод наблюдения
    • экспериментальный метод
    • психологическая диагностика (беседа, тестирование, анкета, опрос)
    • биографический метод
    • обсервационный метод(наблюдение и самонаблюдение)
  3. Интерпретационный метод
    • генетический метод
    • структурный метод

Теории развития[2][править | править код]

  • Ранние теории: преформизм, конформизм Локк и Руссо
  • Теория созревания Гезелла
  • Этологические и эволюционные теории Дарвина, Лоренца и Тинбергена
  • Теории привязанности — Боулби и Эйнсуорт
  • Философия образования Монтессори
  • Теория организма и сравнительная теория Вернера
  • Теория когнитивного развития Пиаже: Швейцарский психолог Жан Пиаже утверждал, что дети активно учатся и получают знания через практический опыт, он также  выдвинул предположение, что роль взрослого заключается в том, чтобы предоставить ребенку необходимые материалы для осуществления своей практической деятельности.  Жан использовал  в работе с детьми метод Майевтика, созданный Сократом, для того чтобы дети могли задуматься о собственных действиях и могли, тем самым, увидеть противоречия в своих объяснениях. [3] Пиаже считал, что интеллектуальное  развитие детей имеет несколько стадий, которые он изложил в своей теории когнитивного развития. Каждый этап состоит из шагов, которые ребенку необходимо освоить, прежде чем перейти к следующему шагу. Он считал, что каждый этап взаимосвязан друг с другом, например,  каждый новый этап строится на основе предыдущего в непрерывном процессе обучения. Жан предложил несколько  стадий развития интеллекта : период сенсо-моторного интеллекта (0—2 года), период подготовки и организации конкретных операций (2—11 лет), период формальных операций (11—15 лет), которые по его теории проходят строго в определенном возрастном порядке.[4]
  • Стадии нравственного развития по Колбергу
  • Теории научения: Павлов, Уотсон, Скиннер
  • Теория социального научения Бандуры
  • Культурно-историческая теория Выготского и Лурии
  • Психосексуальное развитие Зигмунда Фрейда
  • Теория сепарации-индивидуации Маргарет Малер
  • Восемь стадий жизни Эриксона
  • Теория аутизма Беттельгейма
  • Теория детских переживаний Шахтеля
  • Теория зрелости Юнга
  • Теория развития на основе привязанности Ньюфелда

Примечания[править | править код]

См. также[править | править код]

  • Развитие
  • Когнитивное развитие

Литература[править | править код]

на русском языке

  • Карабанова О. А. Возрастная психология. Конспект лекций. — М.: «Айрисс-пресс», 2005 г., С.238. ISBN 5-8112-1353-0
  • Кон И. С. Психология ранней юности. — М.: Просвещение, 1989. — 256 с. ISBN 5-09-001053-6.
  • Тылец Н. Н. Эффект резонанса в психическом развитии школьников: теория и эксперимент. — СПб.: Наука, 2010. — 200 с.

на других языках

  • Bjorklund, D.F.; Pellegrini, A.D. Child Development and Evolutionary Psychology (неопр.) // Child Development (англ.)русск.. — 2000. — Т. 71, № 6. — С. 1687—1708. — doi:10.1111/1467-8624.00258. — PMID 11194266.
  • Bornstein, M.H. & Lamb, M.E. (2005). Developmental science: An advanced textbook. Mahwah, NJ: Erlbaum, 2005.
  • Johnson-Pynn, J.; Fragaszy, D.M.; Cummins-Sebree, S. Common territories in comparative and developmental psychology: The quest for shared means and meaning in behavioral investigations (англ.) // International Journal of Comparative Psychology : journal. — 2003. — Vol. 16. — P. 1—27. Архивировано 24 мая 2013 года.
  • Lerner, R.M. Concepts and theories of human development. Mahwah, NJ: Erlbaum, 2002.
  • Reid, V.; Striano, T. & Koops, W. Social Cognition During infancy. Psychology Press. 2007

Ссылки[править | править код]

  • Макогон И. К. Этапы развития и возрастные кризисы.
  • Статьи о детской психологии
  • Из истории становления и развития российской возрастной психологии во второй половине 19 — начале 20 в.
  • Характеристика возрастной психологии, психологии развития как науки
  • Growth and Development
  • Шапарь В. Б. Современный курс практической психологии, или Как добиваться успеха
  • Возрастная психология — Предмет, задачи, и методы возрастной психологии

Источник