История индивидуального психического развития ребенка

История индивидуального психического развития ребенка thumbnail

Воссоздание
особенностей хода и условий развития
ребенка на пройденных им этапах онтогенеза
с полным основанием относится к числу
обязательных методов, применяемых в
возрастно-психологическом консультировании.
Наряду с данными наблюдений и
экспериментально-психологического
обследования ребенка его история
развития, или психологический анамнез,
является важнейшим источником информации,
необходимой для оценки его развития и
характера возникших проблем. Как писал
Л. С. Выготский, на основе данных о
развитии и воспитании ребенка психолог
должен создать не просто «летопись»
различных событий, т.е. перечисление
отдельных обстоятельств, повлиявших
на развитие ребенка, а причинное
жизнеописание его развития и воспитания
[36]. Другими
словами, психолог должен выявить
источники, факторы и механизмы наиболее
существенных влияний на формирование
личности ребенка, проследить
причинно-следственные связи событий
детства с особенностями психического
развития ребенка, учесть специфику
содержания и реального состава необходимых
условий развития в каждом возрастном
периоде детства.

3.3.1.Понятие и значение психологического анамнеза

Особое значение
условий, в которых развивается ребенок,
вытекает из разрабатываемой в отечественной
психологии концепции онтогенеза как
процесса прижизненного формирования
психической деятельности и личности
ребенка. Кроме того, неоднозначность
многих особенностей поведения и
психической деятельности ребенка,
ограниченность возможностей исследования
их в ситуации однократных и довольно
кратковременных встреч с
консультантом-психологом также приводят
к необходимости придавать большое
значение анамнестическим данным при
интерпретации результатов обследования.
Дети с существенно разными по своему
происхождению психологическими
нарушениями и трудностями могут
обнаруживать не только сходную картину
поведения, но и давать близкие результаты
в диагностическом обследовании (например,
эмоциональные нарушения у детей в
результате так называемых «стертых
форм госпитализма» и в связи с некоторыми
формирующимися акцентуациями характера
или нарушения познавательной деятельности
у детей, страдающих легкой мозговой
дисфункцией, и у детей с педагогической
запущенностью и т.д.). Как правило,
наличное состояние психического развития
ребенка, его «психологический статус»
может быть правильно оценен и истолкован
только в свете всей предшествующей
истории его развития. Именно поэтому
психолог-консультант должен с особым
вниманием отнестись к анализу сложного
комплекса жизненных условий, в которых
рос ребенок.

В литературе,
посвященной исследованиям психологии
личности и вопросам консультирования,
история развития ребенка или взрослого
часто называется психологическим
анамнезом [183]. Как известно, анамнез
— понятие
медицинское, в узком смысле слова
обозначающее историю развития болезни.
В более широком значении анамнез включает
не только данные о начале и развитии
заболевания, сообщаемые больным (или
его близкими), но и сведения об условиях
его жизни, работы и т.д. Медики выделяют
личный и семейный анамнез, анамнез
пренатального периода, периода
новорожденное™ и т.д. в зависимости от
того, кто сообщает сведения и к какому
периоду развития они относятся. Таким
образом, если о собственно анамнезе
уместно говорить в связи с наличием
аномалий или заболеваний, то понятие
«психологический анамнез» свободно от
обязательной связи с болезненными
процессами и употребляется как синоним
понятия «история индивидуального
психического развития ребенка».

Значение
анамнестического метода в различных
областях медицины существенно различно.
Оно весьма велико, например, в детской
психиатрии. Считается, что при установлении
умственной недостаточности «точный и
детальный анамнез может оказаться
наиболее важной частью диагноза. В
результате искусного собирания нередко
можно поставить предположительный
диагноз до получения объективных данных»
[66, с.
67].
Закономерно, однако, что заимствование
термина «анамнез» из медицины не может
означать переноса в психологию принципов
сбора и анализа анамнестических данных.
Вполне естественно, что представителей
этих наук интересуют разные стороны
развития ребенка, даже если речь идет
об одних и тех же фактах. Так, для психолога
на первый план выдвигается процесс
усвоения ребенком социального опыта,

а значит, механизмы и условия формирования
его деятельности и общения.

Соседние файлы в папке консультирование литература

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

    09.06.20157.62 Mб515Глэддинг С.Т. — Психологическое консультирование.doc

  • #
  • #
Читайте также:  Неблагополучная семья как фактор риска в развитии ребенка

Источник

Предмет
и методы психологии развития основаны
на закономерностях формирования психики,
исследуя механизмы и движущие силы
этого процесса, анализируя различные
подходы к пониманию природы, функций и
генезиса психики, различные стороны
становления психики — ее изменение в
процессе деятельности, при общении,
познании. Она рассматривает также
влияние различных видов общения,
обучения, разных культур и социальных
условий на динамику формирования психики
в разном возрасте и на разных уровнях
психического развития.

Как
известно, психология связана с
разнообразными областями науки и
культуры, что помогает выделить предмет
и методы психологии развития, выдвинув
гипотезы и экспериментальные исследования
динамики становления психики. Главными
областями научного знания, на которые
опираются предмет и методы психологии
развития, являются философия и
естествознание. В то же время в работах
многих психологов четко просматривается
связь с этнографией, социологией, теорией
культуры, искусствоведением, математикой,
логикой, языкознанием.

Методы
психологии развития, используемые в
генетических исследованиях (наблюдение,
тесты, эксперимент), тесно связаны с
методами общей психологии, но имеют
специфику, обусловленную изучением
процесса развития, изменения того или
иного психического процесса или качества.
Естественно, что в психологии развития
нельзя использовать самонаблюдение,
которое долгое время было ведущим
психологическим методом. Собственно,
психология развития и появилась со
становлением новых, объективных методов
изучения психики, которые могли
применяться при исследовании детей,
животных, примитивных народов. Наблюдение
со стороны, так же как и дневниковые
наблюдения, стали, особенно на первых
порах, основными методами психологии
развития. Позднее появились тесты,
анализ продуктов творческой деятельности
(рисунков, рассказов и т.д.), а также
эксперимент.

Помимо
лабораторного и естественного
экспериментов большое распространение
в психологии развития получили лонгитюдные
и срезовые исследования. Лонгитюдный
эксперимент применяется в том случае,
когда есть возможность изучить
определенную группу в течение длительного
периода времени, например исследовать
развитие памяти, или самооценки, или
какого-то другого параметра у детей с
пятилетнего возраста до 10 или 15 лет.
Срезовый эксперимент используется для
той же цели, но позволяет сэкономить
время, так как можно одновременно изучать
динамику становления определенной
функции у детей разного возраста. Однако,
так как все дети имеют индивидуальные
особенности, эти данные менее точны,
чем при лонгитюдном исследовании, хотя
большое число испытуемых позволяет
получить объективные значения.

Среди
методов в психологии развития применяется
и формирующий эксперимент, который
позволяет понять, какой параметр
оказывает наибольшее воздействие на
становление того или иного психического
процесса или психологического качества.
При этом испытуемых всегда разделяют
на контрольную и экспериментальную
группы, а работа проводится только с
экспериментальной группой. Уровень
развития изучаемого параметра замеряется
в обеих группах до начала эксперимента
и в конце, а потом анализируется разница
между ними. На основании этого анализа
и делается вывод об эффективности
формирующего воздействия.

Начальные
этапы становления возрастной и
педагогической психологии в России
также относятся ко второй половине XIX
в.

Для
российской культуры дореволюционного
периода была органична идея гуманизма,
идея интереса к внутреннему миру
человека, в том числе ребенка (достаточно
вспомнить «Детство», «Отрочество»,
«Юность» Л.Н. Толстого, «Детские годы
Багрова внука» СТ. Аксакова и многое
другое). Политические и экономические
реформы 60-х гг. XIX в., подъем культурной
и научной жизни, всплеск интереса к
просвещению и надежд, связанных с
образованием, привели к осознанию
необходимости построения научной теории
воспитания и обучения. Постоянным
вниманием в отечественной психологии
пользовались проблемы формирования
нравственного мира личности.

Ученые
этого периода Н.И. Пирогов, К.Д. Ушинский,
П.Д. Юркевич, Н.Х. Вессель подняли вопрос
о широком комплексном междисциплинарном
(психологическом, физиологическом,
медицинском и др.) изучении ребенка и
научных основах руководства его
развитием. Н.И. Пирогов первым обратил
внимание на то, что дело воспитания
имеет не прикладной, а философский смысл
— воспитания человеческого духа,
Человека в человеке. Он настаивал на
необходимости признания, понимания и
изучения своеобразия детской психологии.
Детство имеет свои законы, и их надо
уважать: «Если дети не имеют ни силы, ни
способов нарушать законы нашей жизни,
то и мы не имеем права безнаказанно и
произвольно ниспровергать столь же
определенные законы мира детей». Был
дан мощный толчок изучению возрастных
особенностей детей, выявлению условий
и факторов, обусловливающих детское
развитие.

Читайте также:  Ребенок 3 года социальное развитие

В
этот период были сформулированы
принципиальные положения возрастной
и педагогической психологии как
самостоятельных научных дисциплин,
обозначены проблемы, которые должны
быть исследованы, чтобы поставить
педагогический процесс на научную
почву. Среди важнейших направлений:
изучение общих законов, закономерностей
детского развития и индивидуальных
различий между детьми; выяснение значения
природных предпосылок и возможностей
воспитания; разработка методов познания,
учитывающих специфику психики ребенка.

В
70—80-х гг. XIX в. складываются два типа
исследований: наблюдения родителей за
своими детьми (дневники развития ребенка)
и наблюдения ученых за детским развитием
(по определенной программе). Проводится
изучение взаимосвязи психического и
физического развития ребенка, анализ
условий правильной организации
умственного труда и становления
познавательной деятельности, путей
нравственного формирования личности
(работы П.Ф. Каптерева, П.Ф. Лесгафта,
И.А. Сикорского, Н.Н. Ланге и др.).

Наряду
с изучением общих закономерностей
детского развития шло накопление
материала, помогающего понять траектории
развития отдельных сторон психической
жизни: памяти, внимания, мышления,
воображения. Особое место отводилось
наблюдениям за развитием детской речи,
оказывающей влияние на формирование
различных сторон психики. Важные данные
были получены в результате изучения
физического развития детей (И. Старков).
Делались попытки определить психологические
особенности мальчиков и девочек (К.В.
Едьницкий).

Широкий
интерес к изучению ребенка и к научному
обоснованию педагогических воздействий
положительно сказался на развитии общей
психологии. Задача изучения детской
психики исключала самонаблюдение как
главный способ познания, требовала
новых методов исследования, стимулировала
внедрение эксперимента в область
психологии. Использование эксперимента
в условиях обучения, впервые предпринятое
И.А. Сикорским в 1879 г., сначала не получило
широкого отклика в российской науке.
Но с образованием психологических
лабораторий начиная с середины 1880-х
годов эксперимент стал полноправным
методом отечественной психологии.

Значительное
развитие в науке получил генетический
подход. «Понятие развития, — отмечал
П.Ф. Каптерев, — в настоящее время играет
весьма видную роль в науке, всюду изучают
развитие существ и явлений; без понимания
истории развития представляется
невозможным правильно и глубоко понять
самое явление, природу существ. По
отношению к воспитанию детей признается
та же истина: чтобы с успехом воздействовать
на детей, укреплять их силы, нужно
предварительно знать историю их
развития».

Знание
психологии ребенка, происхождения и
первоначального развития психики стало
рассматриваться как неоценимое средство
познания человека и решения основополагающих
философских вопросов. Накопление фактов
об особенностях детского развития
поставило вопрос о нормах общего развития
ребенка, о законах, управляющих этим
развитием.

Были
сформулированы общие положения о главных
чертах детскою развития:

— Развитие
совершается постепенно и последовательно.
В целом оно представляет собой непрерывное
поступательное движение вперед, но не
является прямолинейным, допускает
отклонения от прямой линии и остановки.—
Между духовным и физическим развитием
существует неразрывная связь. Такая же
неразрывная связь существует между
умственной, эмоциональной и волевой
деятельностью, между умственным и
нравственным развитием. Правильная
организация воспитания и обучения
предусматривает гармоническое,
всестороннее развитие.—
Отдельные телесные органы и различные
стороны психической деятельности
участвуют в процессе развития не все
сразу, скорость их развития и энергия
не одинаковы.—
Развитие может идти средним ходом, может
ускоряться и замедляться в зависимости
от целого ряда причин.—
Развитие может останавливаться и
принимать болезненные формы.—
Нельзя делать ранних прогнозов о будущем
развитии ребенка. Специальный талант
должен опираться на широкое общее
развитие.—
Нельзя искусственно форсировать детское
развитие, надо дать каждому возрастному
периоду «изжить» себя.

Читайте также:  Тест на развитие ребенка готовность к школе

Появились
пособия по организации исследования
развития ребенка, рекомендации по уходу
за здоровым и больным ребенком, общие
руководства по воспитанию и обучению
в семье и в школе, основанные на широком
использовании данных о физическом,
умственном, эмоциональном, волевом и
духовном детском развитии.

Конец
XIX в. отмечен наметившимся стремлением
психологов и педагогов объединить свои
усилия в реальной практике школьной
жизни. «Первые являются обладателями
тонких приемов исследования при полном
отсутствии исследуемого материала, а
вторые — богаты материалом, но без
ясного осознания, как надо его оценивать»,
— писал о необходимости сотрудничества
специалистов А.П. Нечаев.

К
началу XX в. русская возрастная и
педагогическая психология вошла в
тесный контакт с мировой психологической
наукой. Русские ученые регулярно следили
за развитием научной мысли на Западе,
совершенствовали свое экспериментальное
мастерство в зарубежных лабораториях,
многие иностранные работы переводились
на русский язык, реферировались и
рецензировались в русских журналах. В
свою очередь, труды русских ученых стали
публиковаться в зарубежных изданиях
(исследования И.А. Сикорского, А.П. Нечаева
и др.). Русские ученые активно включились
в исследование проблем, волновавших
ученых и общественных деятелей во всем
мире.

Развитие
возрастной психологии в России с начала
XX в. прочно встало на научные основы,
исследования в этой области заняли
ведущее место в русской психологической
и педагогической науке. В разработку
этих проблем включились ученые разных
специальностей, лучшие русские умы,
выдающиеся теоретики и организаторы
науки, пользовавшиеся большим авторитетом,
в частности В.М. Бехтерев, П.Ф. Лесгафт,
И.П. Павлов и др. Сформировалась целая
плеяда русских психологов, активно
занявшихся теоретическими и организационными
вопросами изучения детского развития
и построения научных основ воспитания
и обучения. В их числе П.П. Блонский, П.Ф.
Каптерев, А.Ф. Лазурский, Н.Н. Ланге, А.П.
Нечаев, М.М. Рубинштейн, Н.Е. Румянцев,
И.А. Сикорский, Г.И. Челпанов и др.

По
их инициативе стали создаваться
специализированные научные центры,
обеспечивающие научно — исследовательскую
и просветительскую деятельность и
подготовку кадров для них. Развернулась
интенсивная теоретическая, методологическая
и научно — организационная деятельность.
Получили распространение небольшие
лаборатории, кружки, кабинеты по изучению
детей при некоторых учебных заведениях
и т.п.

Было
налажено издательское дело. В XX в.
значительно возросло число публикаций
по возрастной и педагогической психологии.
Работали съезды и конференции, на которых
обсуждались проблемы детской и
педагогической психологии. В результате
творческих поисков было осознано
первостепенное значение теории и вместе
с тем оценена важная роль накопления
научно — достоверных фактов, полученных
с помощью объективных методов.

Был
сделан существенный вклад в разработку
методов исследования как важнейшего
условия перехода возрастной и
педагогической психологии в разряд
самостоятельных научных дисциплин.
Получил развитие метод наблюдения, в
частности метод «дневников»; были
предложены программы и планы наблюдения
за поведением и психикой ребенка. Метод
эксперимента вводился в практику
эмпирических исследований; специально
для детской психологии предназначался
естественный эксперимент (А.Ф. Лазурский).
Тщательно обсуждались возможности
метода тестов. Разрабатывались и другие
методы. Существенное дополнение к
сведениям о психологических особенностях
детей давали результаты анализа
художественных произведений.

Основные
направления исследований того времени
— пути формирования всесторонне развитой
личности и совершенствования научных
основ системы обучения. В начале XX в. на
передний план были выдвинуты фундаментальные
проблемы образования, которые были
поставлены в тесную связь с общественными
преобразованиями, с необходимостью
социальных перемен. После Октябрьской
революции вся наука, в том числе возрастная
(детская) психология, стала развиваться
на новой методологической марксистской
основе.

Краткий
обзор исторического развития возрастной
психологии на рубеже XIX — XX вв. в России
не претендует на полноту картины, но
все же позволяет представить существовавший
тогда огромный научный и общественный
интерес к проблемам психического
развития.

Соседние файлы в папке Психология

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Источник