Истории развития ребенка в казахстане

Какие формы медицинской карты для ребенка утверждены в РК, где применяются и какие требования предъявляются к их заполнению, читайте в нашей статье.
Из этой статьи вы узнаете:
Формы медицинской карты ребенка
Медицинская карта ребенка — форма 026/у в Казахстане — утверждена приказом Министра здравоохранения РК № 907 от 23.11.2010г. (с изменениями и дополнениями по состоянию на 29.12.2018 г.) «Об утверждении форм первичной медицинской документации организаций здравоохранения».
В практике нужна и часто используется медицинская карта ребенка для школы, школы-интерната, детского дома, детского сада, яслей-сада (дошкольных учреждений).
«История развития ребенка (мальчик)» — форма № 112 у-м – исключена приказом МЗ РК от 29.12.2018г. № ҚР ДСМ-48 «О внесении изменений и дополнений в приказ МЗ РК от 23 ноября 2010 года № 907 «Об утверждении форм первичной медицинской документации организаций здравоохранения»».
Форма № 112/у-д «История развития ребенка (девочка)» изложена в новой редакции согласно приложению 9 приказа МЗ РК от 29.12.2018г. № ҚР ДСМ-48.
Заполнить медкарту ребенка или историю развития ребенка нужно используя достоверные, всесторонние и точные данные для обеспечения безопасного и непрерывного лечения пациента — ребенка. Cкачать медкарту ребенка 026/у, 112/у-д можно в приложении 3 приказа МЗ РК № 907.
Процесс оформления медицинской карты ребенка
Персоналу при оформлении медицинской документации, в частности медкарты ребенка 026 у или истории развития ребенка 112 у, надлежит следовать документированному процессу управления медицинскими записями, включающему:
- присвоение пациентам идентификатора;
- использование только общеизвестных символов и сокращений;
- поддержание стандартного формата с целью облегчения поиска информации в медицинских записях;
- своевременное оформление медицинской документации медперсоналом;
- хранение, защиту, восстановление и архивирование медицинской документации пациента.
Необходимо контролировать корректность оформления медицинской карты (история развития) ребенка /пациента (при проведении внутренних проверок). Например, проверять полноту, точность и своевременность записей, выявлять долю медицинских карт ребенка с не полностью заполненным протоколом операции от общего числа проверенных медицинских карт ребенка в месяц и др.
Следует в каждой медицинской организации разработать проверочный лист для стандартизации экспертизы медицинских карт ребенка. Утвердить график проводимых экспертиз медкарт (например, не менее 100 медицинских карт ребенка в месяц).
Электронный документооборот в медорганизациях
Владимир Огарков эксперт ЭС “ACTUALIS: Медицина“, автор ряда изданий Цифрового издательства “МЦФЭР-Казахстан”, к. м. н, доцент, г. Караганда
Законодательные акты, регламентирующие оформление медицинской карты ребенка
- Приказ Министерства здравоохранения РК от 23.11.2010г. № 907 (с изменениями и дополнениями по состоянию на 29.12.2018г.) «Об утверждении форм первичной медицинской документации организаций здравоохранения»;
- Приказ Министерства здравоохранения РК от 29.12.2018г. № ҚР ДСМ-48 «О внесении изменений и дополнений в приказ исполняющего обязанности Министра здравоохранения Республики Казахстан от 23 ноября 2010 года № 907 «Об утверждении форм первичной медицинской документации организаций здравоохранения»;
- Приказ МЗ РК от 05.06.2018г. № 325 «О внесении изменения и дополнения в приказ Министра здравоохранения Республики Казахстан от 2 октября 2012 года № 676 «Об утверждении стандартов аккредитации медицинских организаций»»;
- Приказ Министерства здравоохранения РК от 02.10.2012г. № 676 (с изменениями от 05.06.2018г.) «Об утверждении стандартов аккредитации медицинских организаций».v
Требования к медицинской карте ребенка и истории развития ребенка
На каждого пациента — ребенка оформляется медицинская карта, содержащая информацию от врачей и благодаря которой возможна эффективная коммуникация и непрерывность лечения и ухода, включая:
- дату и время обращения;
- оценку состояния ребенка;
- анамнез заболевания;
- оформленный документально диагноз по каждой записи, сделанной другой службой;
- клинический осмотр;
- план лечения и ухода за ребенком, включая цели и ожидаемые результаты;
- план последующих действий в лечении;
- назначения лекарственных средств;
- планирование лечебно-диагностических исследований и интерпретация полученных результатов;
- прочие детали лечения.
Записи в медицинской карте ребенка, включая изменения, должны вноситься только уполномоченными лицами и быть:
- разборчивыми;
- производиться своевременно;
- подписаны с указанием ФИО врача;
- содержать дату и время проводимых мероприятий.
Закрытые медицинские карты ребенка должны храниться в архиве (быть защищены от просмотра посторонних лиц).
Источник
Документ показан в сокращенном демонстрационном режиме! |
Получить полный доступ к документу
Для покупки документа sms доступом необходимо ознакомиться с условиями обслуживания
Я принимаю Условия обслуживания
Продолжить
Утратила силу в соответствии с приказом и.о. Министра здравоохранения РК от 23 ноября 2010 года № 907
1.1. СТАЦИОНАРДА ҚОЛДАНЫЛАТЫН МЕДИЦИНАЛЫҚ ЕСЕПКЕ АЛУ ҚҰЖАТТАМАСЫ
1.1. МЕДИЦИНСКАЯ УЧЕТНАЯ ДОКУМЕНТАЦИЯ, ИСПОЛЬЗУЕМАЯ В СТАЦИОНАРЕ
Форма № 112/у изложена в редакции приказа и.о. Министра здравоохранения РК от 27.07.07 г. № 450
Формат А5 | Нысаның БҚСЖ бойынша коды Код формы по ОКУД ___________________ КҰЖЖ бойынша ұйым коды Код организации по ОКПО _______________ | |
Қазақстан Республикасы Денсаулық сақтау министрлігі Министерство здравоохранения Республики Казахстан | Қазақстан Республикасы Денсаулық сақтау министрінің 2005 жылғы «8» шілдедегі № 332 бұйрығымен бекітілген № 112/е нысанды медициналық құжаттама | |
Ұйымның атауы Наименование организации | Медицинская документация Форма № 112/у Утверждена приказом Министра здравоохранения Республики Казахстан от 8 июля 2005 года № 332 |
БАЛАНЫҢ ДАМУ ТАРИХЫ
ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА
Қан тобы (Группа крови) _______________________________________________________________________________________________
Резус-тиістілігі (Резус принадлежность) ___________________________________________________________________________________
Назар аударыңыз (Внимание): Өзгерген реактивтік (Измененная реактивность) _________________________________________________
_____________________________________________________________________________________________________________________
1. Баланың (фамилия ребенка) __________________ Аты (Имя) _____ Әкесінің аты (Отчество) _________ 2. Туған күні (Дата рождения) «__» ________ 20 г. 3. Жынысы: ер, әйел (астын сызыңыз) (Пол: муж., жен. (подчеркнуть)) 4. Мекен-жайы: (Место жительства): аудан (район) ______ қала, ауыл (город, село) ___________ көшесі (улица) __________ № _____ пәт (кв.) _____ телефон _________ 5. Тұрақты (уақытша) тұрады (Проживает постоянно (временно)): басқа қаладан, ауылдан келген (приезжий из другого города, села) астын сызыңыз (подчеркнуть) _________________________________ | 8. Ауруына байланысты диспансерлік бақылануына керсетімдері Показания к диспансерному наблюдению в связи с заболеванием | ||||||
Есепке алыну күні Дата взятия на учет | Баланың жасы Возраст ребенка | Диагноз | |||||
Источник
Инструкция по заполнению учетной формы № 112/у «ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА»
«История развития ребенка» является основным медицинским документом детской поликлиники, а также детских яслей, ясельных групп яслей-садов, домов ребенка. Она предназначена для ведения записей наблюдения за развитием и состоянием здоровья ребенка и об его медицинском обслуживании от рождения до 14 лет включительно (школьников — до окончания средней школы).
История развития ребенка заполняется на каждого ребенка при взятии его на учет: в детской поликлинике — при первичном патронаже (вызове на дом) или первом обращении в поликлинику; в яслях, яслях-садах и домах ребенка — с момента поступления в дошкольное учреждение.
Паспортная часть истории развития ребенка, в т. ч. касающаяся сведений о составе семьи, заполняется в регистратуре поликлиники при взятии его на учет на основании сведений родильного дома, родильного отделения больницы о новорожденном (форма № 113/у) «Обменная карта» (родильного дома, родильного отделения больницы) или медицинского свидетельства о рождении (ф. № 103/у) и опроса родителей.
Отсутствие медицинского свидетельства о рождении или данных о прописке не является основанием для отказа в обслуживании ребенка.
В детских яслях, ясельных группах яслей-садов и домах ребенка паспортная часть заполняется медицинской сестрой.
Медицинская сестра (в детской поликлинике — участковая) заполняет также раздел «Сведения о семье» при первом посещении ребенка на дому или первом обращении его в детскую поликлинику в части, касающейся наличия хронических заболеваний в семье. Для регистрации данных текущих наблюдений патронажной медицинской сестры за ребенком предназначен последний раздел истории развития ребенка.
Все остальные записи производятся врачами всех специальностей в порядке текущих наблюдении. Все записи, сделанные врачами, должны быть ими подписаны.
Истории развития ребенка хранятся в картотеке регистратуры по годам рождения и передаются врачу в день посещения ребенком поликлиники или посещения врачом ребенка на дому.
Истории развития ребенка на детей до 1 года, как правило, хранятся в кабинете участкового педиатра для оперативного использования их в целях обеспечения систематического наблюдения за ребенком и своевременного проведения профилактических мероприятий.
При выбытии ребенка из-под наблюдения данной детской поликлиники на титульном листе «Истории развития ребенка» делается соответствующая отметка: указывается дата снятия с учета и причина (переезд, смерть; выбытие из детского учреждения). При переезде указывается обязательно — куда выбыл (адрес). В этом случае в целях обеспечения преемственности в наблюдении за ребенком его «История развития» по запросу с нового места жительства должна передаваться в соответствующую детскую поликлинику. При отсутствии запроса «История» хранится в картотеке регистратуры 3 года, а затем сдается в архив.
При достижении ребенком возраста 15 лет (или после окончания школы) «История развития» передается в поликлинику для взрослых по месту жительства.
«История развития ребенка» не только медицинский, но и юридический документ. В ней не разрешается производить подчистки, зачеркивания, изменения и дополнения в записях текущих наблюдений.
«История развития ребенка» используется для составления годового «Отчета лечебно-профилактического учреждения» — форма № 30 и отчета № 31 «О медицинской помощи детям и подросткам-школьникам».
Источник
1.
Ф.И.О. (при его наличии) беременной:
Дата рождения и возраст (полных лет)
ЖСН/ИИН________________________
Место прописки беременной
Место фактического проживания
Место работы, профессия
Профессиональная вредность: влажность, запыленность, химикаты, тяжести, другая (подчеркнуть)_________________________________________________________________
2.
Биологический анамнез беременной:
Срок настоящей беременности
Беременность по счету_______, запланированная, желанная, нежеланная (нужное подчеркнуть)
Предыдущих беременностей было всего_______________, в том числе:
закончились родами —
искусственным прерыванием беременности-y
выкидышем-
всего детей в семье-
другая информация о детях в семье (умершие от заболеваний, в каком возрасте, инвалиды детства)________________________________
Межродовый интервал при настоящей беременности
3.
Социальный анамнез и здоровье семьи:
Семья полная, неполная__________________________
Образовательный уровень матери___________________ отца______________________
Психологический микроклимат в семье: неблагоприятный, благоприятный
Наличие алкоголизма, наркомании в семье
Да________________________ нет
Наличие курящих членов семьи
Да________________________ нет
Курящая мать
Да________________________ нет
Физическая активность матери низкая, достаточная
Материальное положение семьи: удовлетворительное, неудовлетворительное (скученность, сырость, холод, малообеспеченность, низкий уровень доходов, другие факторы)
Санитарная культура семьи: низкая_________________________достаточная__________
Наличие заболеваний инфекционных заболеваний в семье (ВИЧ, ИППП, туберкулез, краснуха, другие)_____________________________________________________________
Наличие наследственных заболеваний (какие, степень родства, поколение)_____________________________ ___________________________________________________
Наличие врожденных пороков развития у других детей да: врожденные пороки сердца, ЖКТ, ЦНС, мочеполовой системы, легких, другие_____________________нет
Флюорография членов семьи (муж): да нет
4.
Состояние здоровья беременной:
Наличие хронических соматических заболеваний да _______________________нет
Наличие экстрагенитальных заболеваний да______________________________нет
Наличие осложненной беременности да__________________________________нет
УЗИ пройдено (в какой срок)________________________где____________________
Выявленная патология на УЗИ да_______________________________________нет
АД _______________
Заключение терапевта ____________________________________________________
Беременность протекает на фоне:
дефицита массы тела (ИМТ до беременности менее 19)
нормальной массы тела (ИМТ до беременности 19-24)
избыточной массы тела (ИМТ до беременности 25-30)
ожирения (ИМТ до беременности свыше 30)
5
Наличие одного из 7 тревожных признаков, требующих срочной медицинской помощи:
1.Кровотечение из половых путей
2.Судороги
3.Сильная головная боль, боль в животе, обильная и непрекращающаяся рвота
4.Редкое или отсутствие шевеления плода
5.Высокая температура
6.Излитие околоплодных вод
7.Наличие выраженных отеков на конечностях и других частях тела
6
Прочие сведения:
Заключение
Степень и направленность риска:
По материально-бытовым условиям и санитарному состоянию жилья: нет риска, умеренный риск, высокий риск
По вредным привычкам у родителей: нет риска, умеренный риск, высокий риск
По состоянию здоровья беременной: нет риска, умеренный риск, высокий риск
По течению настоящей беременности: нет риска, умеренный риск, высокий риск
По другим факторам:
Кто адресно оповещен о высоких рисках:
Заведующий женской консультацией_____________________________________________
Заведующий поликлиникой (терапевтическая служба)______________________________
Другие ведомства или местная власть_____________________________________________
Рекомендации:
По соблюдению оптимального режима дня, отдыха, сна, физической активности
По поддержанию оптимального питания (пирамида питания)
Профилактическому приему препаратов (железа, фолиевой кислоты, йодсодержащих)
Профилактика ВИЧ, ИППП и туберкулеза
О соблюдении личной гигиены и благоустройстве жилья
О влиянии курения, употребления алкоголя и наркотиков на развитие плода
Источник
Posted May 24th, 2012 by renat & filed under Вестник КазНМУ, Русский.
Резюме: Статья посвящена краткому историческому анализу работы с одаренными детьми. Мы выделили четыре исторических этапа теоретических и практических аспектов проблемы работы с одаренными детьми, которые всегда занимали важное место в исследованиях ученых.
Ключевые слова: проблема одаренности детей и молодежи, отечественная психолого-педагогическая мысль, психологическая литература, влияние врожденных способностей на успешное выполнение учебной деятельности учащихся.
Истоки проблемы психолого-педагогической работы с одаренными детьми следует искать в недрах философии, социологии, педагогики и психологии, которые с давних времен были известны как науки, занимающиеся осмыслением жизни, поиском ответов на вопросы о цели существования человека, его роли и месте в обществе, подготовке к осуществлению своего назначения в жизни.
Великий мыслитель Аль-Фараби в своих трактатах «Указание пути к счастью», «Большая книга о музыке» обращает внимание читателей на психолого-педагогические аспекты обучения и воспитания. Вызывают особый интерес доступность, системность и прочность приобретаемых знаний, развитие интеллекта, характер, формирование способностей детей, а также приемы и методы работы наставников со своими одаренными опекунами, которые нашли свое отражение в этих призведениях.
Трактаты Ю. Баласагуни «Кудагу білім», М. Кашгари «Дивани лугат ат-тюрк», А. Яссави «Ақиқат сыйы» (ХI-ХII вв.), где говорится о приемах психолого-педагогической работы наставника и учителя, внесли неоценимый вклад в сокровищницу мировой цивилизации, состовляющую общечеловеческую, этико-филосовскую культуру народов Центральной Азии.
Велик вклад в развитие отечественной психолого-педагогической мысли выдающегося казахского мыслителя А. Кунанбаева (1845-1904). Во всех своих высказываниях, обращенных к подрастающему поколению, Абай выражал основную мысль: «Процесс овладения знаниями или искусством какого-нибудь ремесла – высшее благо, для овладения чего необходим живой ум, сильная воля и благородные стремления» /1с.19/. Кунанбаев высоко ценил труд тех, кто занимался обучением детей:
«Тверже ногу, шагай смелей,-
И тогда не погибнет труд.
Речи тех, кто учит детей,
Как зерно в земле прорастут» /2 с 34/.
В своих трудах один из первых казахских педагогов И. Алтынсарин (1841-1889) всю образовательную систему рассматривал как процесс формирования личности ученика под влиянием личности учителя. Эти положения нашли свое отражение в его знаменательном труде «Вопросы общественной психологии» /3/.
В первое десятилетие ХХ в. в Казахстане получает распространение течение «за новый метод», одним из основных принципов, работы которого был следующий: «Нашим детям нужны лучшие наставники». Это течение было связано с развитием торговых отношений с Россией и поддержано некоторыми муллами и муаллимами (учителями), получившими образование в «новометодных» мектебах и медресе Казани, Оренбурга и других городов Поволжья и Урала /4/.
Образование в 1920 году Казахской автономной республики стало исходным моментом для целенаправленного развития в республике системы народного образования. Задачи народного образования, строительства новой школы и обеспечения ее педагогическими кадрами, владеющими знаниями основ психологии, потребовали выдвижения на первый план разработки вопросов, связанных с педагогической психологией. Появилась острая потребность в психологических знаниях, в разработке научной психологической литературы, в частности о проблеме развития способностей /5/.
Важную роль в решении этих проблем сыграли ученые В.Я. Струмский и А.П. Нечаев. Так, В.Я. Струмский явился автором первого изданного в Казахстане психологического труда, книги «Психология» (1923 г.) В книге была высказана мысль, созвучная с идеями Л.С. Выготского, о необходимости перестройки психологии на основе диалектического материализма, что позволяет говорить о ее методологическом характере. В следующем своем труде «Настольная книга для работников просвещения трудовой школы» (1925), В.Я. Струмский описывает приемы, активизирующие способности детей. Несмотря на определенные методические недочеты, все же эти издания снижали недостаток психологической литературы в республике.
Значительной вехой в деле подготовки казахстанских психологов для работы с детьми является период деятельности известного психолога А.П. Нечаева (1935-1948), который на протяжении многих лет возглавлял кафедру психологии Семипалатинского педагогического института. Так С.Л.Рубинштейн в труде «Основы психологии», отмечая большую работу А.П.Нечаева по педагогической психологии, выводит его из рядов представителей официальной университетской науки. Нечаевым, в частности была выдвинута концепция «синдромной психологии», раскрывающая вопросы экспериментальной педагогики и психологии в свете развития способностей.
Наиболее значительную роль в решение проблемы становления работы с одаренными школьниками в отечественной психологической науке сыграла деятельность представителя казахской творческой интеллигентности, передового общественного деятеля и видного ученого Жусупбека Аймаутова. Ж. Аймаутов являлся разносторонне одаренной личностью. Он известен как поэт-переводчик, лингвист, один из основоположников казахского романа, а также автор педагогических и психологических трудов. Несмотря на огромную работу по организации дела народного образования в тяжелейших условиях послевоенной разрухи и гражданской войны, Ж. Аймаутов в эти годы довольно глубоко и основательно вел научные поиски, экспериментальные исследования и создал ряд оригинальных трудов.
В 1926 году была опубликована книга Ж. Аймаутова «Психология и выбор профессии», в которой дается анализ работы психолога с детьми, в том числе одаренными школьниками. «Способности к искусству не формируются в процессе жизни, обучения и деятельности. Человек появляется на свет с врожденными способностями к искусству» /5 с.7/. Главная идея книги – помочь молодежи правильно выбрать профессию. Автор совершенно обоснованно подчеркивает, что для правильного выбора профессии важную роль играет учет психологических особенностей молодого человека, его темперамента, способностей, характера и др. Книга интересна еще и тем, что в ней приводятся данные других исследователей: автор ссылается на труды выдающегося русского психолога начала 20 века А.Ф. Лазурского, а также экспериментальные исследования видных зарубежных психологов Джемса, Мюстерберга, Штерна. Следует отметить актуальность, остроту и недостаточную разработанность данной проблемы как в отечественной, так и зарубежной психологии того времени. Это говорит о теоретической и практической значимости исследований Ж. Аймаутова.
В Республиканском Институте школ (впоследствии Казахский научно-исследовательский институт педагогики им. И.Алтынсарина) проводилась большая работа, связанная с подготовкой и выпуском учебников и программ для школ и методических разработок для учителей. Кроме того, были организованы краткосрочные курсы, различные по тематике и продолжительности. Они обеспечивали дифференцированный подход к обучению.
Старший научный сотрудник этого института, Ш. Альжанов, проанализировав умственные способности школьников, пришел к выводу: «Есть ученики, которые быстро схватывают и быстро отвечают на вопросы, а другие очень хладнокровны, спокойны, отвечают неспеша. Однако не подлежит сомнению, что и они могут отвечать правильно и глубоко» /4с.14/.
В результате он был осужден во время сталинских репрессий за педологический аспект разделения всех детей на три категории: передовых, средних, слабых. В конце 80 гг. ХХ в. был реабилитирован.
Т.Т. Тажибаев был избран действительным членом (академик) АН Казахской ССР по специальности «Психология и педагогика» в 1954 г.. В сентябре 1958 г. учреждено Казахстанское отделение Общества психологов СССР, где впервые с научной точки зрения рассматривались вопросы работы со способными учащимися.
Один их выдающихся психологов Казахстана М.М. Муканов в своем труде «Выявление и развитие способностей у детей» (1960) особое внимание уделял квалификации и опыту психолога, который работает со способными детьми.
В середине 60-годов ХХ в. возобновились исследования в таких областях психологии, как возрастная, практическая психология и психодиагностика, результаты исследований которых начали применяться в школе. В порядке эксперимента в системе народного образования начали работать психологи – сотрудники научно-исследовательских институтов, преподаватели вузов, проводившие в ПТУ и школах психолого-педагогические исследования, а также студенты, проходившие практику. Во время первого Республиканского семинара по педагогике, психологии и методике обучения, прошедшем в 1966 г. в Алма-Ате, подобно рассматривались проблемы подготовки профессиональных психологов к работе одаренными школьниками (А. Темирбеков, С. Балаубаев, Т.С. Садыков, М.Э. Кудайкулов, Т.С. Сабыров, Е.О. Жуматаева. и др.).
Сотрудники академии педагогических наук: Пригожин И., Князева Е., Жанабаев З. под руководством Даринского А.В. в 1970 г. начали изучать влияние врожденных способностей на успешное выполнение учебной деятельности учащихся.
После длительного перерыва возобновились попытки разработать модели квалификации школьного психолога, который, по сути дела, выявляет одаренных детей и организует работу с ними. В числе интересных работ, появившихся в конце 1990-х гг., следует упомянуть труды таких казахстанских ученых, как: «Методические основы выявления и развития интеллектуального потенциала одаренных детей в процессе обучения математике (на примере начальных классов)» Ж.О. Умбетовой, «Психологические основы профессиональной подготовки педагогов и психологов дошкольного образования» Шерьяздановой Х.Т.
О необходимости совершенствования системы работы с одаренными школьниками говорится в распоряжении Президента РК Н.А. Назарбаева 1996 г. «О государственной поддержке и развитии школ для одаренных детей». На основании данного документа в республике была разработана государственная программа поддержки молодых талантов «Дарын» (1996).
В 2000 г. выходит на казахском языке книга К.Б. .Жарикбаева «Введение в психологию» для средней школы, где автор дает характеристику основных аспектов работы психолога со способными учениками /6/.
В настоящее время защищены научные диссертации и опубликованы труды известных казахстанских ученых, посвященных работе с одаренными детьмии: «Концепция выявления, поддержки и развития одаренных детей в Республике Казахстан»- авторский коллектив Жексенбаева, У.Б., Жампеисова К.К., Иванова Н.Д., Лактионова С.И.; «Теория и практика работы с одаренными детьми» Жексенбаеваевой У.Б.; «Теоретико-методологические основы развития одаренных старшеклассников и студентов» Сатовой А.К.; «Формирование готовности будущих учителей к работе с одаренными детьми в условиях сельской школы», Нурмагамбетовой Б. «Развитие профессиональной одарённости будущего специалиста в высшей педагогической школе», Нарикбаевой Л.М. «Дарындылықтың психологиялық диагностикасы (әдістемелер жинағы)», под редакцией Джакупова С.М. и др.
Таким образом, теоретические и практические аспекты проблемы работы с одаренными детьми всегда занимали важное место в исследованиях Казахстанских ученых.
Литература:
- Кунанбаев А. Лирика и поэмы /перевод Соболева А.И. — Л.-М.: Госполитиздат, 1940. – 128 с.
- Кунанбаев А. Слова назидания. — 2-е изд. – Алма-Ата.: Жалын, 1982. – 131 с.
- Жарикбаев К.Б. Развитие психологической мысли в Казахстане (со второй половины XIX в. до наших дней). – Алма-Ата: Казахстан, 1968.
- Акажанова А.Т. Становление и развитие возрастной и педагогической психологии в Казахстане: Автореф. дис. анд. психол. наук. — Алма-Ата, 1989. – 23 с.
- Сатова А.К. Становление психологической науки и психологического образования в Казахстане. Вестник АГУ им. Абая №1. (1) с. 37-41.
- Айтмауытов Ж. Психология и выбор профессии. — М.: Изд. Народов СССР, 1926.
- Ногайбаева Л. Основные вехи в истории становления психологической науки Казахстана. Мектептегі психология в школе. – 2000. — №4.
Қазақстандағы психологиялық-педагогикалық ғылымның даму тарихынан
Г.А. Давлетова, А. А. Давлетова
Түйіндеме: Мақала дарынды балалармен жұмыс істеутін қысқа тарихи талдаудан тұрады. Біз қағидалы және тәжірибелі аспекті мәселелерін төрт тарихи кезеңге бөліп қарастырдық.
Тірек сөздер:бала-шағаның және жастың дарындылығының мәселесі, отандық психология-педагогикалық санасы, психологиялық әдебиет, оқу қызметінің табысты орындалуына туа біткен ықпалы.
From the history of psychological and pedagogical science of Kazakhstan
G.A.Davletova, A.A. Davletova
The Abstract: Article is devoted the short historical analysis of work with exceptional children. We have allocated four historical stages of theoretical and practical aspects of a problem of work with exceptional children who always took an important place in researches of scientists.
Keywords: a problem of endowments of children and youth, domestic psihologo-pedagogical thought, the psychological literature, influence of knacks on successful performance of educational activity of pupils.
ИЗ ИСТОРИИ РАЗВИТИЯ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ НАУКИ КАЗАХСТАНА
Г.А. Давлетова
к.и.н., доцент, КазНТУ им. К.И.Сатпаева
А. А. Давлетова
старший преподаватель, университет «Кайнар», г. Алматы
Поисковые слова:
- развитие психологии в казахстане
- история развития психологии в казахстане
- психологиялық әдістемелер жинағы
- Развитие психологической мысли в казахстане
- развитие психологической науки в казахстане
- проблемы истории психологии в казахстане
- развитие педагогики в казахстане
- Известные казахстанские психологи
- казахстанские ученые психологи
- история психологии в казахстане
- отандық психология
- развитие педагогической мысли в казахстане
- История развития психолого-педагогической науки
- развитие педагогической науки в казахстане
- известные психологи казахстана
Источник