Источником психологического развития ребенка является

Источником психологического развития ребенка является thumbnail

5.1
Источники психического развития

В
психологических теориях можно выделить
два направления, которые по-разному
рассматривают источники психического
развития – биологизаторское и
социологизаторское:

Биогенетическая
концепция развития. Представители этой
концепции считают, что ведущей в развитии
человека является наследственность.
Человек рассматривается как существо
биологическое, наделенное от природы
определенными способностями, чертами
характера, формами поведения.
Наследственность определяет весь ход
его развития – и его темп, быстрый или
замедленный, и его предел – будет ребенок
одаренным, многого достигнет или окажется
посредственностью. Американский ученый
Э. Торндайк утверждает, например, что
все духовные качества личности, ее
сознание – это такие же дары природы,
как и наши глаза, уши, пальцы и другие
органы нашего тела. Все это наследственно
дается человеку и механически воплощается
в нем после зачатия и рождения. Американский
педагог Джон Дьюи считает, что человек
рождается даже с готовыми моральными
качествами, чувствами, духовными
потребностями. Представители теории,
известной под названием «биогенетический
закон» (Ст.Холл, Гетчинсон и др.), считают,
что ребенок в своем развитии постепенно
воссоздает все этапы исторического
развития человека: период скотоводства,
земледельческий период, период
торгово-промышленный. Только затем он
включается в современную жизнь. Ребенок
живет жизнью своего исторического
периода. Это проявляется в его склонностях,
интересах, стремлениях и действиях.
Сторонники теории «биогенетического
закона» отстаивали свободное воспитание
детей для того, чтобы они могли полноценно
развиваться и включаться в жизнь того
общества, в котором живут.

Социогенетическая
концепция развития. Согласно
социогенетическим теориям, развитие
человека определяется социальными
условиями. Джон Локк (ХVII в.) считал, что
ребенок появляется на свет с душой
чистой, как белая восковая доска: на
этой доске воспитатель может написать
все, что угодно, и ребенок, не отягощенный
наследственностью, вырастет таким,
каким его хотят видеть близкие взрослые.
Социологизаторские идеи о неограниченных
возможностях формирования личности
ребенка получили достаточно широкое
распространение. Они созвучны идеологии,
господствующей в нашей стране до середины
80-х годов, поэтому их можно найти во
многих педагогических и психологических
трудах.

В
начале ХХ столетия возникла педологическая
концепция психического развития.
Педология придерживалась теории двух
факторов развития: биологического и
социального, считая, что эти два фактора
конвергируют, то есть, взаимодействуя,
не всегда находят надлежащее теоретическое
обоснование, оставляя открытым вопрос
о движущих силах психического развития.

Современные
представления о соотношении биологического
и социального, принятые в отечественной
психологии, в основном, базируются на
положениях Л.С.Выготского. Л.С. Выготский
подчеркивал единство наследственных
и социальных моментов в процессе
развития: «…Наследственность присутствует
в развитии всех психических функций
ребенка, но имеет как бы разный удельный
вес. …Элементарные вещи (начиная с
ощущений и восприятия) больше обусловлены
наследственностью, чем высшие (произвольная
память, логическое мышление, речь).
Высшие функции – продукт
культурно-исторического развития
человека, и наследственные задатки
здесь играют роль предпосылок, а не
моментов, определяющих психическое
развитие. С другой стороны, среда тоже
всегда «участвует» в развитии. …Никогда
никакой признак детского развития не
является чисто наследственным. Психическое
развитие не определяется механическим
сложением двух факторов, а лишь их
взаимодействием».

Психическое
развитие, таким образом, – это
дифференцированное, изменяющееся в
процессе развития единство наследственных
и социальных влияний.

5.2
Движущие силы психического развития

Теория
психического развития личности в
отечественной психологии базируется
на признании того, что движущие силы ее
развития проявляются в противоречиях
между потребностями, которые постоянно
изменяются (усложняются) в деятельности
человека, и реальными (которые не отвечают
новыми требованиями) возможностями их
удовлетворения.

Движущие
силы психического развития – это
противоречия: между потребностями
личности и внешними обстоятельствами,
между ее возросшими физическими
способностями, духовными запросами и
старыми формами деятельности; между
новыми требованиями деятельности и
несформированными умениями и навыками.

Преодоление
противоречий в деятельности через
овладение соответствующими способами
ее выполнения (умениями, навыками,
приемами, знаниями) ведет к развитию и
представляет собой его суть. Ведущая
роль в овладении новыми эффективными
способами удовлетворения потребностей
принадлежит обучению и воспитанию.
Отбор, развитие и культивирование
потребностей, имеющих общественную и
личностную ценность, является одним из
центральных заданий в формировании
личности. Этот процесс длительный,
происходит в течение всей сознательной
жизни человека и характеризуется рядом
особенностей.

Предпосылки
психического развития личности – это
то, что оказывает определенное влияние
на индивида, т.е. внешние и внутренние
обстоятельства, от которых зависят
особенности, уровень ее психического
развития. Они бывают внешними и
внутренними.

Внешними
предпосылками психического развития
личности выступают качество и особенности
воспитания человека.

Внутренними
предпосылками развития личности
выступают активность и желание, а также
мотивы и цели, которые перед собой ставит
человек в интересах своего совершенствования
как личности.

Уровни
психического развития – степень и
показатели психического развития
человека (ребенка) в процессе и на
различных этапах формирования его
личности.

Уровень
актуального развития личности —
показатель, характеризующий способность
человека. выполнять различные
самостоятельные задания. Он показывает,
какова обученность, навыки и умения
личности, какие ее качества и как развиты.
Современное состояние развития психологии
и ее экспериментальных прикладных
исследований дают возможность постоянно
замерять и определять с помощью конкретной
аппаратуры их важнейшие характеристики.

Уровень
ближайшего развития личности – показатель
того, что человек может выполнить
самостоятельно, но с чем справляется с
небольшой помощью других.

Источником психологического развития ребенка является

Рис.2.
Движущие силы психического развития
личности.

5.3
Условия психического развития личности.
Взаимосвязь обучения, воспитания и
развития

Развитие
личности – сложный процесс, в котором
уровни развития постоянно изменяются.
Развитие познавательных психических
процессов, эмоций и чувств, воли,
потребностей, интересов, идеалов и
убеждений, сознания и самосознания,
способностей, темперамента и характера,
умений, навыков и привычек находится в
сложном межэтaпном взаимодействии.

Высшие
уровни развития зарождаются на предыдущих
этапах, но и особенности предыдущих
возрастных этапов проявляются на
следующих этапах. Чтобы способствовать
своевременному зарождению и успешному
развитию всего прогрессивного, нового
на всех этапах формирования ребенка
как личности, нужно знать возрастные
особенности физического и духовного
его развития. Каждый возрастной этап
развития личности имеет свои
анатомо-физиологические и психологические
особенности и возможности. В соответствии
с этими особенностями планируется и
осуществляется учебно-воспитательная
работа в яслях, детских садах и в школе.

Читайте также:  Ребенок и его развитие после года

Для
педагогической практики имеет большое
значение правильное понимание и
профессионально грамотное применение
принципа, утверждающего ведущую роль
обучения и воспитания в психическом
развитии ребенка на всех возрастных
этапах (П.П. Блонский, Л.С. Выготский,
В.В. Давыдов, Л.В. Занков, А.А. Смирнов,
С.Л. Рубинштейн, Д.Б. Эльконин и др.). Л.С.
Выготский писал, что процессы развития
не совпадают с процессом обучения…
процессы развития идут вслед за процессами
обучения, создающего зоны ближайшего
развития.

Иными
словами, обучение должно быть ориентировано
не на зону актуального развития, т.е. не
на то, что уже сложилось и составляет,
по выражению Л.С. Выготского, «вчерашний
день», а на зону ближайшего развития –
на «завтрашний день».

Зона
ближайшего развития определяется
содержанием тех задач, с которыми ребенок
еще не может справиться самостоятельно,
но решает с помощью взрослого. Это тот
следующий шаг в развитии ребенка, к
которому он уже готов, и требуется лишь
небольшой толчок, чтобы шаг был сделан.
Обучая ребенка чему-то новому, взрослый
помогает ему решить ту самую задачу, к
пониманию и овладению которой он уже
готов, но самостоятельно с ней еще не
справился. Л.С. Выготский подчеркивал,
что если ребенок с помощью взрослого
не справляется с задачей, значит, она
находится за пределами зоны ближайшего
развития и никакого развивающего эффекта
иметь не будет; в лучшем случае удастся
лишь натаскать ребенка на выполнение
подобных заданий или действий. Зона
ближайшего развития, демонстрируя еще
скрытую от внешнего наблюдения меру
зрелости психических процессов, имеет
гораздо большее значение в плане прогноза
и обучения, чем зона актуального развития,
показывающая лишь то, что ребенок уже
может.

В
становлении личности существенную роль
играет преемственность в обучении и
воспитании. Базируясь на достигнутом
ребенком уровне развития, детские ясли,
детские сады и школа готовят ребенка к
освоению им общественного опыта и знания
на следующем этапе обучения и воспитания.
Детский сад готовит ребенка к обучению
в школе, а средняя школа — к обучению в
высшей школе, к труду.

Возрастные
особенности развития не являются чем-то
устойчивым статичным в пределах возраста,
механически заменяющимся особенностями,
свойственными следующему этапу развития.
Направляя развитие личности, надо иметь
в виду и то, что характерные для
определенного возраста особенности
развития не всегда совпадают с паспортным
возрастом ребенка. Есть дети, которые
в развитии опережают свой возраст или
отстают от него. Это обусловливается
врожденными анатомо-физиологическими
особенностями организма, но преимущественно
причинной отставания являются условия
жизни и воспитания ребенка: они или
способствуют развитию или тормозят
его. Задачи учебного заведения и
преподавателя — выявлять эти причины,
укреплять то, что способствует успешному
развитию, и устранять все, что негативно
сказывается на воспитании личности
молодого человека.

В
формировании личности важную роль
играет подражание ребенка взрослым.
Дети подражают как положительному, так
и негативному, поскольку у них еще
недостаточно опыта и нет критического
отношения к действиям, поступкам
взрослых. Подражание особенно ярко
проявляется у детей дошкольного возраста.
Дети этого возраста еще не имеют
собственного отношения к поступкам,
поведению, мнениям, высказываниям
взрослых и механически повторяют их. С
развитием личности в подростковом и
юношеском возрасте, с ростом умственного
развития и самостоятельности дети
критически оценивают поступки и поведение
взрослых, и подражают только тому, что
соответствует их идеалам и ценностям.
Если положительный опыт окружающей
действительности не станет доминирующим
в их жизни и не сформируется
морально-этическое отношение к поступкам
других и самому себе, то укоренятся
вредные привычки и негативные черты
характера.

С.Л.
Рубинштейн писал, что психические
функции формируются в процессе
функционирования и существенно зависят
от того объективного содержания, на
котором они формируются. У ребенка это
функционирование неразрывно связано
с освоением содержания человеческой
культуры и установившейся в данном
обществе системы межлюдских отношений.
Освоение содержания культуры совершается
в процессе обучения; освоение межлюдских
отношений… в процессе воспитания,
неразрывно связанного с обучением.

Единство
развития и обучения, развития и воспитания
означает взаимосвязь и взаимопроникновение
этих процессов. Развитие не только
обусловливает обучение и воспитание,
но и само обусловливает ход созревания
и развития. Таким образом, психические
свойства ребенка следует рассматривать
не только как предпосылку, но и как
результат всего хода его развития в
процессе обучения и воспитания.

Образовательная
среда, которую организуют взрослые и в
которой обитает ребенок, состоит:

1)
с одной стороны, из знаний, умений,
правил, деятельностей и т.п., которые
как бы присваивает ребенок;

2)
с другой стороны, из его отношений к
этим знаниям, умениям, правилам,
деятельностям и т.п.;

3)
с третьей — из отношений ребенка к самому
себе, к окружающим его сверстникам и
взрослым, из понимания им своего места
в этой обетованной среде, его эмоционального
самоощущения в ней.

Значит,
эффективность образования, а, следовательно,
и психического развития зависит от
того, насколько средства, содержание,
методы обучения и воспитания разрабатываются
с учетом психологических закономерностей
возрастного и индивидуального развития.
При этом они не только опираются на уже
имеющиеся возможности, способности,
умения детей, но и задают перспективу
их дальнейшего развития. Взрослые в
работе с детьми разного возраста должны
акцентировать внимание на формировании
у них интереса к окружающей жизни,
интереса и умения учиться, способности
к самостоятельному добыванию знаний,
потребности в активном отношении к той
деятельности, в процесс которой они
включаются.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

    22.02.20151.18 Mб13возростная психология.doc

  • #
  • #

Источник

Источники психического развития

В психологических теориях можно выделить два направления, которые по-разному рассматривают источники психического развития — биологизаторское и социологизаторское:

1. Биогенетическая концепция развития. Представители этой концепции считают, что ведущей в развитии человека является наследственность. Человек рассматривается как существо биологическое, наделенное от природы определенными способностями, чертами характера, формами поведения. Наследственность определяет весь ход его развития — и его темп, быстрый или замедленный, и его предел — будет ребенок одаренным, многого достигнет или окажется посредственностью. Американский ученый Э. Торндайк утверждает, например, что все духовные качества личности, ее сознание — это такие же дары природы, как и наши глаза, уши, пальцы и другие органы нашего тела. Все это наследственно дается человеку и механически воплощается в нем после зачатия и рождения. Американский педагог Джон Дьюи считает, что человек рождается даже с готовыми моральными качествами, чувствами, духовными потребностями. Представители теории, известной под названием «биогенетический закон» (Ст.Холл, Гетчинсон и др.), считают, что ребенок в своем развитии постепенно воссоздает все этапы исторического развития человека: период скотоводства, земледельческий период, период торгово-промышленный. Только затем он включается в современную жизнь. Ребенок живет жизнью своего исторического периода. Это проявляется в его склонностях, интересах, стремлениях и действиях. Сторонники теории «биогенетического закона» отстаивали свободное воспитание детей для того, чтобы они могли полноценно развиваться и включаться в жизнь того общества, в котором живут.

Читайте также:  Презентация физическое воспитание и развитие ребенка

2. Социогенетическая концепция развития. Согласно социогенетическим теориям, развитие человека определяется социальными условиями. Джон Локк (ХVII в.) считал, что ребенок появляется на свет с душой чистой, как белая восковая доска: на этой доске воспитатель может написать все, что угодно, и ребенок, не отягощенный наследственностью, вырастет таким, каким его хотят видеть близкие взрослые. Социологизаторские идеи о неограниченных возможностях формирования личности ребенка получили достаточно широкое распространение. Они созвучны идеологии, господствующей в нашей стране до середины 80-х годов, поэтому их можно найти во многих педагогических и психологических трудах.

В начале ХХ столетия возникла педологическая концепция психического развития. Педология придерживалась теории двух факторов развития: биологического и социального, считая, что эти два фактора конвергируют, то есть, взаимодействуя, не всегда находят надлежащее теоретическое обоснование, оставляя открытым вопрос о движущих силах психического развития.

Современные представления о соотношении биологического и социального, принятые в отечественной психологии, в основном, базируются на положениях Л.С.Выготского. Л.С. Выготский подчеркивал единство наследственных и социальных моментов в процессе развития: «…Наследственность присутствует в развитии всех психических функций ребенка, но имеет как бы разный удельный вес. …Элементарные вещи (начиная с ощущений и восприятия) больше обусловлены наследственностью, чем высшие (произвольная память, логическое мышление, речь). Высшие функции — продукт культурно-исторического развития человека, и наследственные задатки здесь играют роль предпосылок, а не моментов, определяющих психическое развитие. С другой стороны, среда тоже всегда «участвует» в развитии. …Никогда никакой признак детского развития не является чисто наследственным. Психическое развитие не определяется механическим сложением двух факторов, а лишь их взаимодействием».

Психическое развитие, таким образом, — это дифференцированное, изменяющееся в процессе развития единство наследственных и социальных влияний.

Источник

Важнейшей составной частью возрастной психологии является ________ психология.

детская

общая

экспериментальная

сравнительная

В контексте интимно-личного общения со сверстниками формируется основное новообразование психики подростка – его …

самосознание

произвольность

активность

характер

В концепции Скиннера агентами социализации и источниками подкрепления на ранних этапах развития ребенка выступают …

родители

соседи

учителя

сверстники

Л. С. Выготский отводил в юношеском возрасте центральную роль развитию …

самосознания и личности

познавательных интересов

интеллекта

общения со сверстниками

Л. С. Выготский утверждал, что развитие происходит бурно и стремительно в _________ возрастные периоды.

критические

стабильные

эволюционные

разрушительные

В качестве исследовательских стратегий возрастной психологии выделяют …

констатацию и формирование

формирование и развитие

констатацию и коррекцию

наблюдение и констатацию

В качестве трех ступеней в развитии ребенка К. Бюлер определял: инстинкт, _________ и интеллект.

дрессуру

научение

навык

поведение

Возрастная психология опирается на представления о психике человека, разработанные в _________ психологии.

общей

генетической

педагогической

дифференциальной

Ведущим типом деятельности в дошкольном возрасте является ________ игра.

сюжетно-ролевая

предметно-манипулятивная

предметно-ролевая

компьютерная

В отечественной психологии считается, что потребность в социальном контакте основана на удовлетворении взрослым потребности ребенка в …

новых впечатлениях

пище

безопасности

признании

Гипотеза о периодичности процессов развития Д. Б. Эльконина заключается в закономерном чередовании периодов преимущественного развития личностной и ___________ сферы.

умственной

эмоциональной

волевой

бессознательной

В. В. Давыдов сформулировал положение о том, что содержание и формы организации учебной деятельности проектируют определенный тип сознания и ______________ учащегося.

мышления

памяти

восприятия

характера

Деятельность, в которой происходит формирование моральных норм и ценностей подростка, – это …

интимно-личное общение со сверстниками

учебная деятельность

ролевая игра

исследовательская деятельность

Для эффективной организации обучения младшего школьника важно, чтобы мотив имел ________ характер.

внутренний

внешний

содержательный

функциональный

Зрительное и слуховое сосредоточение младенца на лице говорящего взрослого является _____________ компонентом комплекса оживления.

сенсорным

аффективным

голосовым

моторным

Концепции, относящиеся к ___________ подходу, полагают, что движущей силой психического развития является борьба внутренних противоречий.

психогенетическому

биогенетическому

социогенетическому

двухфакторному

Концепция развивающего обучения школьников была разработана под общим руководством …

Д. Б. Эльконина и В. В. Давыдова

Д. Б. Эльконина и А. Н. Леонтьева

А. Н. Леонтьева и В. В. Давыдова

П. Я. Гальперина и В. В. Давыдова

Мелкая моторика и крупные движения рук представляют _________ компонент психологической готовности к школьному обучению.

двигательный

физиологический

интеллектуальный

эмоциональный

Начальные этапы становления возрастной психологии в России относятся к(ко) …

второй половине XIX века

второй половине ХХ века

первой половине XIX века

первой половине ХХ века

Новообразованием, знаменующим начало развития теоретического мышления у младших школьников, является …

интеллектуальная рефлексия

аналитическая деятельность

способность к обобщению

синтезирующая функция

Некоторые абстрактные качества, характеризующие особые компоненты Я -концепции, или самости как всеобщности, называются …

измерениями

плоскостями

областями

компонентами

Одна из основных линий развития мышления в раннем детстве, связанная с усвоением речи, – это формирование …

обобщений

понятий

терминов

знаков

Особенность развития, заключающаяся в том, что периоды резких качественных скачков сменяются постепенным накоплением количественных изменений, характеризует …

неравномерность развития

зигзагообразность развития

тенденцию к устойчивости

переход стадий развития в уровни

Одним из важных механизмов формирования идентичности Э. Эриксон считает …

ритуализацию

интеграцию

кризис

взаимозависимость

Одной из основных мировых теорий развития интеллекта, мышления, повлиявших на осмысление педагогического процесса, является …

операциональная концепция Ж. Пиаже

прагматическая функциональная психология У. Джеймса

теория проб и ошибок Э. Торндайка

ассоциативная психология Д. Гартли

Читайте также:  Центр развития ребенка программа скачать

Основное направление развития мышления в школьном возрасте – переход от конкретно-образного к _________ и рассуждающему мышлению.

словесно-логическому

оперативно-действенному

словесному

логическому

Основными психологическими потребностями подростка являются: стремление к самостоятельности и независимости, «эмансипация» от взрослых, признание своих прав со стороны других людей и стремление к

общению со сверстниками

общественно-полезной деятельности

профессиональному самоопределению

поиску смысла жизни

Относительная самостоятельность ребенка в сочетании с потребностью в освоении предметного мира определяют особенности социальной ситуации развития ребенка ______________ возраста.

раннего

дошкольного

подросткового

младшего школьного

Понятие «Я-концепция» как представление человека о самом себе было введено …

Ч. Кули

Г. Зиммелем

Дж. Морено

По мнению З. Фрейда, Эдипов комплекс обнаруживается на ________ стадии психического развития.

фаллической

оральной

анальной

генитальной

По мнению Л. С. Выготского, источником психического развития ребенка являются ____________ формы бытия взрослого.

идеальные

реальные

простые

сложные

По Л. С. Выготскому, проявление ребенком инициативы собственного действия, стремление все делать самому является одним из симптомов проявления кризиса трех лет и называется …

своеволием

упрямством

негативизмом

деспотизмом

Первым целенаправленным действием грудного ребенка является _________ предмета.

захватывание

восприятие

ощупывание

осознание

Прогноз стабильности и изменчивости свойств личности как задача возрастной психологии предполагает ответ на вопрос …

«что будет, если?»

«как это возникло?»

«что должно быть?»

«как могут быть достигнуты цели?»

Психофизиологический процесс последовательных возрастных изменений, обеспечивающий условия для возникновения и реализации психических функций, рассматривается как …

созревание

рост

развитие

становление

Психическое развитие ребенка представляет собой лишь процесс накопления опыта с позиции …

социогенетического подхода

биогенетического подхода

персоногенетического подхода

концепции конвергенции двух факторов

Поведение подростка, проявляющееся в противопоставлении требованиям других людей, в демонстративной браваде, прогулах и даже нелепых на первый взгляд поступках, представляет поведенческую реакцию …

оппозиции

отказа

имитации

компенсации

Развитие памяти в ______________ возрасте проходит три этапа: моторная, эмоциональная, образная память.

младенческом

раннем

дошкольном

подростковом

Развивающийся, изменяющийся в онтогенезе нормальный, здоровый человек является _________ изучения возрастной психологии.

объектом

предметом

целью

задачей

Рассмотрение личности в аспекте ее поэтапного становления, включающего ряд психосоциальных кризисов, которые требуют от индивида активного самоопределения, характерно для ________ теории Э. Эриксона.

эпигенетической

индивидуальной

аналитической

гуманистической

Своеобразное, специфическое для данного возраста, неповторимое отношение между ребенком и окружающей его действительностью Л. С. Выготский назвал …

социальной ситуацией развития

возрастным новообразованием

динамикой развития возраста

условием психического развития

Способность различать противоречия между мыслями, словами и поступками является важным аспектом интроспекции в ___________ возрасте.

юношеском

младшем подростковом

младшем школьном

старшем подростковом

Стремление подростка к самостоятельности, к освобождению из-под опеки взрослых характеризует реакцию …

эмансипации

оппозиции

имитации

группирования

Социальная ситуация развития в младшем школьном возрасте характеризуется …

особым типом отношений «ребенок – учитель»

интимно-личностным общением со сверстниками

формированием соподчинения мотивов

рождением «жизненной перспективы»

Согласно Э. Эриксону, в дошкольном периоде от 3 до 6 лет, названном «возрастом игры», разворачивается конфликт между _________ и виной.

инициативой

автономией

доверием

трудолюбием

Согласно Э. Эриксону, основы здоровой личности в виде общего чувства доверия, «уверенности» закладываются в …

младенчестве

раннем детстве

возрасте игры

зрелости

Стадия развития личности по Э. Эриксону, которой присуще трудолюбие, выраженное чувство долга и стремление к достижениям успеха, называется …

латентной

локомоторно-генитальной

ранней взрослостью

Согласно Л. С. Выготскому, движущей силой развития является …

обучение

саморазвитие

наследственность

среда

Согласно Л. С. Выготскому, критерий выделения возрастных периодов должен быть внутренним по отношению к самому развитию и …

объективным

субъективным

целостным

наблюдаемым

Согласно учению Л. С. Выготского, характерным для кризиса семи лет изменением в поведении ребенка является потеря детской …

непосредственности

рассудительности

самостоятельности

чувствительности

Согласно Л. С. Выготскому, ведущую роль в познавательном развитии ребенка в дошкольном детстве играет …

память

внимание

воображение

восприятие

Согласно Л. С. Выготскому, в ___________ фазе подросткового возраста происходит свертывание, отмирание прежней системы интересов, появляются первые сексуальные влечения.

негативной

позитивной

латентной

промежуточной

Согласно точке зрения А. Н. Леонтьева, к концу дошкольного возраста у ребенка впервые наблюдается феномен «_________», связанный с осознанием незаслуженной награды.

горькой конфеты

эмоционального выгорания

этической речи

аномального поведения

Согласно теории трех ступеней развития К. Бюлера, высшей стадией развития, на которой происходит приспособление к ситуации путем изобретения, открытия, обдумывания и осознания проблемной ситуации, является …

интеллект

инстинкт

дрессура

поведение

Самооценка младшего школьника отличается …

недифференцированностью

дифференцированностью

парциальностью

непоследовательностью

мышечно-анальной

Симптом кризиса трех лет, описанный Л. С. Выготским и заключающийся в стремлении сделать что-то вопреки предложению взрослого, даже вразрез с собственным желанием, называется …

негативизмом

упрямством

строптивостью

своеволием

Стержневой линией психического развития ребенка, от которой зависят все другие психические процессы, Ж. Пиаже рассматривал становление …

интеллекта

самостоятельности

воли

эмоциональности

Теория конвергенции двух факторов В. Штерна учитывает роль наследственности и ________ в психическом развитии ребенка.

среды

социума

семьи

культуры

Уровень развития мотивационной сферы, стремление занять свое особое место в системе социальных отношений, выполнять важную, оцениваемую деятельность характеризуют ___________ готовность ребенка к школьному обучению.

личностную

интеллектуальную

двигательную

эмоциональную

Учение, в котором организм рассматривается как «биологическая матрешка», заключающая в себе зародыши всех последующих поколений, называется …

преформизмом

нативизмом

антропологизмом

дуализмом

Утверждение, что новорожденный ребенок подобен tabula rasa (чистой доске), принадлежит …

Дж. Локку

А. Гезеллу

В. Штерну

С. Холлу

Целью формирующего эксперимента является …

изучение закономерностей происхождения того или иного психического новообразования

выявление наличного уровня психологического явления или качества

сравнение результатов испытуемых, первоначально сходных во всех отношениях

тестовое обследование детей

Центральной задачей младшей школы является формирование …

«умения учиться»

практических навыков чтения

практических навыков письма и счета

межличностных отношений

Центральным психологическим новообразованием юношеского возраста является …

построение жизненных планов на будущее

возникновение стержневых личностных интересов

аффект неадекватности

чувство взрослости

Д. Б. Эльконин считал, что у ребенка в раннем детстве, младшем школьном возрасте и ранней юности развивается ________ сторона деятельности.

операционная

мотивационная

инструментальная

функциональная

Источник