Исследования развития памяти ребенка дошкольного возраста

Виктория Прядкина
Развитие памяти детей дошкольного возраста. Методики исследования и развития

Памятью — называется познавательный процесс, в ходе которого происходит запоминание, сохранение и последующее воспроизведение индивидуумом его опыта, ранее приобретенных знаний. Память — это интегральная следовая форма отражения. Память лежит в основе любого психического процесса. Память является одной из основных форм организации психической жизни.

«Память — это процессы организации и сохранения прошлого опыта, делающего возможным его повторное использование в деятельности или возвращение в сферу сознания. «

Память связывает прошлое человека с его настоящим и будущим и является важнейшей познавательной функцией, лежащей в основе развития и обучения.

Физиологические основы памяти.

В основе памяти лежат физиологические процессы, которые у человека протекают в полушариях головного мозга. Всякое поражение коры в той или иной мере нарушает возможность выработки новых навыков. Амнезии (расстройства памяти) вызываются обычно нарушениями нормального функционирования коры.

Согласно теории Геринга, всякий раздражитель оставляет физиологический след, или отпечаток, который и лежит в основе последующего воспроизведения.

Для понимания физиологических основ памяти существенное значение имеет учение И. П. Павлова об условных рефлексах . В нервных механизмах условного рефлекса, в принципе нервного замыкания как основы образования временных связей Павлов вскрыл физиологический механизм ассоциаций по смежности, которые являются существенной основой элементарных форм памяти. При этом исследования Павлова вскрыли процессы, составляющие физиологическую основу образования условно временных – ассоциативных – связей во всей их реальной сложности, обусловленной открытыми Павловым закономерностями возбуждения и торможения, концентрации, иррадиации и индукции в деятельности коры.

Основные процессы памяти

Воспроизведение– это запечатление в сознании человека полученной информации, которая является необходимым условием обогащения опыта человека новыми знаниями и формами поведения.

Запоминание– это активизация закреплённого ранее содержания психики.

Забывание— активный процесс, заключающейся в потере доступа к запомненному ранее материалу, в невозможности воспроизвести или узнать то, что было усвоено.

Сохранение– удержание в памяти полученных знаний в течение относительно длительного периода времени.

Формы воспроизведения

Узнавание — проявление памяти, которое возникает при повторном восприятии объекта;

Воспоминание — которое осуществляется при отсутствии восприятия объекта;

Припоминание — представляющее собой наиболее активную форму воспроизведения, во многом зависящую от ясности поставленных задач, от степени логической упорядоченности запоминаемой и хранимой в ДП информации;

Реминисценция — отсроченное воспроизведение ранее воспринятого, казавшегося забытым;

Интерференция — усвоение нового материала влияет на припоминание ранее усвоенного материала.

Эйдетизм — зрительная память, долго сохраняющая яркий образ со всеми деталями воспринятого.

Виды памяти

Непроизвольная

Информация запоминается сама собой без специального заучивания, а в ходе выполнения деятельности, в ходе работы над информацией. Сильно развита в детстве, у взрослых ослабевает.

Произвольная

Информация запоминается целенаправленно с помощью специальных приёмов.

Имплицитная память

память без осознания предмета запоминания, или бессознательная память.

Эксплицитная память

осознаваемая память.

Виды памяти

1. Наглядно-образная память, которая помогает хорошо запоминать лица, звуки, цвет, форму предмета и т. д.

2. Словесно-логическая память, при которой запоминается информация на слух.

3. Эмоциональная память, при которой запоминаются пережитые чувства, эмоции и события.

Критерии памяти

1. Объект запоминания, т. е. то, что запоминается, Это предметы и явления, мысли, движения, чувства. Соответственно этому различают такие виды памяти, как образная, словесно-логическая, двигательная и эмоциональная;

2. Степень волевой регуляции памяти. С этой точки зрения различают произвольную и непроизвольную память;

3. Длительность сохранения в памяти. В данном случае имеют в виду кратковременную, долговременную и оперативную память.

Развитие памяти от 0 до 1 года

Появляется узнавание. В возрасте четырех месяцев ребенок может отличить знакомое лицо от незнакомого. К году ребенок может уже что-то вспомнить даже если перед ним нет сходного объекта.  

Развитие памяти ребёнка от 1 до 2 лет

Годовалый ребенок живет сегодняшним днем. Он не помнит того, что было вчера, и не способен нарисовать в воображении «завтра». Все его внимание сконцентрировано на том, что его окружает в данный момент. Малыш способен различать знакомые предметы, звуки, запахи, вкусы, поверхности. Опираясь на знания, полученные от органов чувств, он учится быстрее распознавать предметы вокруг себя.

Развитие памяти ребёнка от 2 до 3 лет. Упорные исследователи

В этот период развитие памяти у детей идет очень активно: ребенок осваивает связи между предметами, их свойствами, признаками и действиями. Например, если малыш заинтересовался предметом, теперь мало его назвать – нужно сказать, что он делает (плавает, летает, ездит, лает, чирикает и т. д.)  С 2 лет малыш хорошо запоминает небольшие стишки; знает некоторые цифры, буквы, геометрические фигуры, животных, фрукты, овощи, ягоды. По пути на детскую площадку вы можете описывать все, что видите.

Развитие памяти ребёнка от 3 до 4 лет. Начинающие аналитики.

В этом возрасте ребенок учится четко различать основные цвета, знает основные геометрические формы, начинает сравнивать предметы по разным признакам: величине, форме, цвету, количеству. И учится подбирать пару по заданному признаку. Овладевает такими понятиями, как «мало-много», «большой-маленький», «высоко-низко». Может соотнести цифры до 3 (иногда до 5) с количеством пальцев на руке.

Развитие памяти ребёнка от 4 до 5 лет. Младшие дошкольники.

В этом возрасте уже ясно, какими «талантами» обладает ребенок, что ему легче дается. Также видны слабые места – то, чего не знает или не может понять ребенок и что нужно постараться ему объяснить. У младших дошкольников непроизвольное воспроизведение и запоминание — единственная форма работы памяти, даже к концу дошкольного возраста непроизвольная память остается господствующей.

Развитие памяти ребёнка от 5 до 6 лет

В этом возрасте ребенок бьет все рекорды запоминания. Ничего, абсолютно ничего не способно пройти мимо него без того, чтобы он запомнил хотя бы малую часть данного события. Интересной особенностью психического развития ребенка 5 лет является непроизвольность процесса «запечатления» в памяти. Это значит, что механизмы запоминания работают «сами по себе», без приложения усилий.

Главным видом памяти является образная память. Именно конкретные, наглядные, детальные образы предметов, их свойств, действий, т. е. представления, составляют основное содержание детской памяти. Они являются тем строительным материалом, которым пользуется ребенок в своих играх, рисунках, рассказах.

Читайте также:  Седьмой коридор развития ребенка хорошо или плохо

Развитие памяти ребёнка от 6 до 7 лет

могут запоминать достаточно большое количество информации. Однако, как и на другие процессы нервной деятельности, на память огромное влияние оказывает отношение (эмоциональное восприятие) к материалу.

дети помнят очень многое, они с удовольствием читают стихотворения, пересказывают любимые сказки, сюжеты мультфильмов. Однако сохранение учебной информации происходит намного сложнее и во многом зависит от запоминания.

Методики исследования памяти

Методика «Образная память».

Цель: Изучение кратковременной памяти.

Описание:

В качестве единицы объёма памяти принимается образ (изображение предмет, геометрическая фигура, символ). Испытуемому предлагается, за 20 сек. Запомнить максимальное количество образов из предъявляемой таблицы  Затем, в течение одной минуты он должен воспроизвести запомнившееся.

Методика «Узнавание фигур».

Цель: Исследование процессов восприятия и узнавания.

Описание:

Экспериментатор предъявляет испытуемому таблицу с изображением 9 фигур и предлагает внимательно рассмотреть и запомнить эти фигуры в течение 10 секунд. После чего испытуемому показывают вторую таблицу, с большим количеством фигур  Испытуемый должен обнаружить среди них фигуры из первой таблицы.

Методика «Опосредованное запоминание».

(Методика предложена Л. С. Выготским и А. Р. Лурия, разработана А. Н. Леонтьевым).

Цель: Исследование уровня опосредованного запоминания, особенностей мышления.

Методика «Заучивание 10 слов».

(Методика предложена А. Р. Лурия)

Цель: Оценка состояния памяти, утомляемости, активности внимания.

Методика «Запомни цифры».

Цель: Определение объёма кратковременной слуховой памяти ребёнка.

«Фигуры» (тренировка зрительной памяти).

Дети разбиваются на пары. Сначала один в паре раскладывает спички на столе и накрывает их листом бумаги, затем, подняв его на 10 секунд, показывает своему товарищу полученную фигуру. Посмотрев, второй игрок закрывает глаза и старается усчитать количество использованных спичек. Затем открывает глаза и выкладывает из своих спичек «сфотографированную» фигуру. После этого первый игрок поднимает лист и сверяет количество и правильность расположенных спичек с оригиналом. Затем играющие меняются ролями. По мере тренированности к количеству и месту расположения добавляется для упоминания еще и цвет. Переходить к следующему упражнению можно в случае, если ребенок свободно удерживает в воображении не менее 10 спичек.

«Осознание словесного материала» (используется как для тренировки зрительной памяти, так и слуховой).

Цель этого упражнения — заставить детей поразмышлять о словах. Ведущий говорит: «Сейчас я буду читать (показывать) (в зависимости от тренируемого типа памяти) слова, услышав (увидев) каждое слово, представляйте себе внешний вид данного предмета, его вкус, запах, звуки, которые он может издавать, и т. п. Например, зубная паста на вид белая и блестящая, с мятным запахом и вкусом острым и сладким одновременно».

Бумага Гнездо Кот Колесо Палка Шерсть Телега Волосы Роза Платок Сапог Палец Лимонад Слон Поцелуй Фильм Блин Счастье Слеза Ботинок Птица Автобус Доктор Мороженое

В качестве предварительной тренировки можно предложить детям сначала описывать вслух вызываемые при помощи чувств образы и лишь после этого переходить к работе «только в уме».

упражнение на узнавание

Ребенку предлагают запомнить предметы, изображенные на 3-4 картинках, и назвать их по памяти. Затем ребенок должен отыскивать их изображение на 5-10 похожих картинках, но беспорядочно разбросанных. Постепенно количество запоминаемых картинок можно увеличивать. Описанные выше упражнения помогут детям научиться упорядочивать запоминаемую информацию. Для извлечения же информации необходимо «ушко» или «ниточка», за которую ее можно было бы вытаскивать. Таким инструментом являются ассоциации. Ассоциация — это психический процесс, в результате которого одни представления и понятия вызывают появление в уме других. Обычно ассоциации устанавливаются скорее интуитивно, чем логично, хотя сама подобная работа невозможна без умения находить сходства или различия.

«Двойная стимуляция памяти».

Перед ребенком раскладывают 15-20 карточек с изображением отдельных предметов (например, яблоко, троллейбус, чайник, самолет, ручка, рубашка, автомобиль, лошадь, флажок, петух и т. д.). Ребенку говорят: «Я сейчас назову тебе несколько слов. Посмотри на эти картинки, выбери из них ту, которая поможет тебе запомнить каждое слово, и отложи ее в сторону. Затем читается первое слово. После того, как ребенок отложит картинку, читается второе слово и т. д. Далее он должен воспроизвести предъявленные слова. Для этого он берет по очереди отложенные в сторону картинки и с их помощью припоминает те слова, которые ему были названы. 37 Примерный набор слов: «пожар», «завод», «корова», «стул», «вода», «отец», «кисель», «сидеть», «ошибка», «доброта» и т. д.

Игра «Кто больше запомнит?»

Детям последовательно, одна за другой, показывают картинки с изображением различных предметов, которые они должны рассмотреть и запомнить, и просят назвать, кто что вспомнит. Выигрывает тот, кто назовет максимальное количество.

Все материалы собраны на просторах интернета и скомпонованы в презентацию.

Источник

Явления памяти могут в равной мере относиться к эмоциональной сфере и сфе­ре восприятий, к закреплению двигательных процессов и интеллектуального опы­та.

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение

Глава I. Научно — теоретические подходы к изучению развития памяти у дошкольников

1.1. Особенности памяти как психологического процесса
1.2. Возрастные особенности дошкольников
1.3. Специфика развития памяти у дошкольников

(Далее смотрите в этой же статье)

Глава 2. Опытно экспериментальная работа по развитию памяти у дошкольников средствами  дидактической игры

2.1. Констатирующий эксперимент
2.2. Формирующий эксперимент
2.3. Контрольный эксперимент

Выводы
Библиография
Приложение

Введение

Память представляет собой форму психического отражения прошлого опыта во всем его многообразии. Она лежит в основе обучения и воспитания, приобретения знаний, личного опыта, формирования навыков. Память связывает прошлое, настоящее и будущее человека, обеспечивая единство его психики и придавая ей индивидуальность. Память включается во все виды и уровни деятельности, поскольку, действуя человек, опирается на собственный и исторический опыт. Особое место память занимает в системе познавательных процессов, объединяя восприятие, воображение и мышление в единую систему, направленную на познание окружающей действительности.

Читайте также:  Индивидуальная программа развития ребенка с особенностями развития

Явления памяти могут в равной мере относиться к эмоциональной сфере и сфе­ре восприятий, к закреплению двигательных процессов и интеллектуального опы­та. Все закрепление знаний и навыков и возможность пользоваться ими относится к разделу памяти. Соответственно этому перед психологической наукой стоит ряд сложных про­блем, входящих в раздел изучения процессов памяти. В частности: как запечатлеваются следы; каковы физиологические механизмы этого запечатления, или «записи» следов; какие условия содействуют этому запечатлению; каковы его границы; какие приемы позволяют расширить объем запечатленного материала. Она также ставит перед собой задачу ответить на вопросы: как долго могут храниться эти следы; каковы механизмы сохранения следов на короткие и длинные отрезки вре­мени; каковы те изменения, которые претерпевают следы памяти, находящиеся в скрытом состоянии; какое влияние они могут оказывать на протекание познавательных процес­сов человека.

В дошкольном возрасте значительные изменения происходят во всех сферах  психического развития ребенка. Как  ни в каком другом возрасте ребенок осваивает широкий круг деятельности, формируется как их техническая сторона, так и мотивационно-целевая. В познавательной сфере главным достижением является основание средств и способов познавательной деятельности. Чтобы ребенок осваивал успешно учебную деятельность, был подготовлен к школе, у него должны быть хорошо развиты познавательные процессы, в том числе все виды памяти.

Важнейшей особенностью в раз­витии познавательной сферы дошкольника, – подчеркивал Л. С. Выготский, –  является то, что в ходе детского развития складывается совершенно новая система функций ребенка, которая характеризуется в первую очередь тем, что в цен­тре сознания становится память. Памяти в дошкольном возрасте при­надлежит доминирующая роль. Этим обусловлена актуальность исследуемой нами темы: особенности развития памяти дошкольников».

Объект исследования: память детей дошкольного возраста.

Предмет исследования: особенности развития памяти у дошкольников.

Цель: выявить характерные особенности развития памяти у детей дошкольного возраста.

Задачи:

  1. Изучение теоретических подходов развития памяти.
  2. Выявление особенностей развития памяти у дошкольников 6 лет.
  3. Разработка развивающе-коррекционной работы средствами дидактической игры.
  4. Определение эффективности развивающе-коррекционной работы.

Гипотеза: предполагаем, что память у дошкольников 6 лет эффективно развивается в процессе развивающе-коррекционной работы средствами дидактической игры.

База исследования: Подгородне-Покровский детский сад “Ручеек”.

Глава 2. Опытно экспериментальная работа по развитию памяти у дошкольников средствами дидактической игры

2.1. Констатирующий эксперимент

Констатирующий эксперимент проводился с 10.09.2004 по 20.09.2004 в Покровском ДОУ “Ручеек”. В эксперименте участвовали 10 дошкольников подготовительной группы.

Цель: выявление особенностей развития памяти у дошкольников 6–7-летнего возраста.

Методики исследования:

  • изучение слуховой памяти;
  • изучение зрительной памяти;
  • изучение образной памяти;
  • изучение природной памяти;

Источники:

  • Симонова Л. Ф. Память детей 5–7 лет. – Ярославль, 2000. – С. 31–52.
  • Урунтаева Г. А., Афонькина Ю. А. Практикум по дошкольной психологии – М: Академия, 1998. – С. 62-81.

1. Изучение слуховой памяти по методике «10 слов»

Описание методики 10 слов.

Имя ребенка

Количество
воспроизведенных слов

Уровень

1. Илья М.

4

средний

2. Люда В.

1

низкий

3. Катя У.

4

средний

4. Лиля Я.

2

низкий

5. Настя М.

7

высокий

6. Настя С.

4

средний

7. Аня Н.

4

средний

8. Даша А.

5

средний

9. Максим Б.

4

средний

10. Рома Я.

2

низкий

В среднем по группе

4

средний

Итак,

  • высокий уровень – 1 человек (10%);
  • средний уровень – 6 человек (60%);
  • низкий уровень – 3 человека (30%).

В целом по группе дети имеют средний уровень слуховой механической памяти. Люда В. хуже всех справилась с заданием. Одно слово назвала правильно, остальные назвала не из предложенного списка, путалась. Лиля Я. и Рома Я. при выполнении задания отвлекались, были не сосредоточены, потому у них низкие показатели, всего по 2 слова. Настя М. выполнила задание на высоком уровне, четко запомнила 7 слов.

2. Изучение зрительной памяти по методике Д. Векслера

Описание методики Векслера.

Имя ребенка

Количество баллов

Уровень

1. Илья М.

8

средний

2. Люда В.

6

средний

3. Катя У.

7

средний

4. Лиля Я.

5

низкий

5. Настя М.

9

средний

6. Настя С.

4

низкий

7. Аня Н.

9

средний

8. Даша А.

10

высокий

9. Максим Б.

10

высокий

10. Рома Я.

4

низкий

В среднем по группе

7,2

средний

Итак,

  • высокий уровень – 2 человека (20%);
  • средний уровень – 5 человек (50%);
  • низкий уровень – 3 человека (30%).

В целом по группе дети имеют средний уровень зрительной памяти.

3. Методика «Изучение образной памяти»

Описание методики изучения образной памяти.

Имя ребенка

Кол-во правильных

ответов

Уровень

1. Илья М.

8

высокий

2. Люда В.

3

средний

3. Катя У.

2

низкий

4. Лиля Я.

4

средний

5. Настя М.

7

средний

6. Настя С.

3

низкий

7. Аня Н.

4

средний

8. Даша А.

6

средний

9. Максим Б.

7

средний

10. Рома Я.

4

средний

В среднем по группе

4,8

средний

Итак,

  • высокий уровень – 1 чел (10%).
  • средний уровень – 7 чел (70%).
  • низкий уровень – 2 чел (20%).

В целом по группе дети имеют средний уровень образной памяти. Затруднялись в ответах Катя У., Люда В., Настя С. Они старались придумывать те предметы, которых в таблице не было. Данные дети отличаются не внимательностью, не могут сконцентрироваться на задании. Остальные дети старались сосредоточиться, показывали средние результаты.

4. Методика «Изучение природной памяти»

Описание методики изучения природной памяти.

Имя ребенка

Время, затраченное на выполнение задания (сек)

Уровень

1. Илья М.

18

средний

2. Люда В.

28

средний

3. Катя У.

15

средний

4. Лиля Я.

30

средний

5. Настя М.

6

высокий

6. Настя С.

25

средний

7. Аня Н.

21

средний

8. Даша А.

10

высокий

9. Максим Б.

8

высокий

10. Рома Я.

24

средний

В среднем по группе

18,5

средний

Итак,

  • высокий уровень – 3 человека (30%);
  • средний уровень – 7 человек (70%);
  • низкий уровень – нет.

В целом по группе дети имеют уровень выше среднего. Дети быстро ориентировались в задании и с успехом его выполняли. Особенно удачно получилось у Насти М. и Максима Б. Более замедленный темп работы был у Лили Я., так как девочка рассеянная и медлительная.

Читайте также:  Развитие ребенка 4 года уралмаш

Анализ результатов исследования по всем методикам

Имя ребенка

Уровень

Слуховая память

Зрительная память

Образная память

Природная память

1. Илья М.

средний

средний

высокий

средний

2. Люда В.

низкий

средний

средний

средний

3. Катя У.

средний

средний

низкий

средний

4. Лиля Я.

низкий

низкий

средний

средний

5. Настя М.

высокий

средний

средний

высокий

6. Настя С.

средний

низкий

низкий

средний

7. Аня Н.

средний

средний

средний

средний

8. Даша А.

средний

высокий

средний

высокий

9. Максим Б.

средний

высокий

средний

высокий

10. Рома Я.

низкий

низкий

средний

средний

По группе

средний

средний

средний

средний

Итак, результаты получились следующие:

  • Высокий уровень развития памяти: Настя М., Даша А. – 20%;
  • Средний уровень развития памяти: Илья Р., Катя У., Настя С., Аня Н., Максим Б. – 50%.
  • Низкий уровень развития памяти:  Люда В., Лиля Я., Настя С. – 30%.

Для данной группы детей рекомендована развивающе–коррекционная работа по развитию памяти средствами дидактической игры.

2.2. Формирующий эксперимент

В ходе формирующего эксперимента нами был проведен комплекс упражнений, используемых на занятиях с дошкольниками, имеющими недостаточный уровень развития памяти. Сам факт записи информации заключался: в ее переводе в образную форму. Поскольку абстрактный образ запомнить сложнее, то первоочередной задачей являлось научить детей преобразовывать эту информацию в конкретную зрительную форму. Такое зрительное представление (визуализация) какой-либо идеи состояло в мысленном создании картины — иллюстрации. Это занимало меньше 15 секунд, но гарантировало великолепное извлечение информации в будущем.

Наши занятия проводились 2 раза в неделю по 30 минут.

Упражнения для развития способности к воссозданию мысленных образов

Упражнение № 1. Мысленные образы, отвечающие понятиям прямо или косвенно (тренировка образной памяти, воображения) 

Упражнение № 2. Мысленные образы и эмоции (развитие воображения, тренировка образной памяти)

Упражнение № 3. Мысленные образы и их эмоциональная окраска (тренировка слуховой и зрительной памяти)

Упражнение № 4. Фигуры (тренировка зрительной и слуховой памяти)

Упражнение № 5. Осознание визуального материала (тренировка зрительной памяти)

Упражнение № 6. Осознание словесного материала (тренировки слуховой и зрительной памяти)

Упражнение № 7. Оживление (развитие воображения, тренировка зрительной и слуховой памяти)

Упражнение № 8. Развитие восприятия, мышления, закрепление следов в памяти

Упражнение № 9. Тренировка зрительной и слуховой памяти, объема памяти посредством ассоциаций

2.3. Контрольный эксперимент

В ходе контрольного эксперимента нами была проведена повторная диагностика уровня развития памяти у дошкольников.

Динамика развития памяти дошкольников  приведена в таблице:

Итак по результатам исследования развития памяти у детей:

  • высокий уровень (8 и выше);
  • средний уровень (7-5 баллов);
  • низкий уровень (4 и ниже).

20.09.04.

10.03.05.

2 человека

5 человек

5 человек

5 человек

3 человека

Диаграмма развития памяти у детей до и после формирующего эксперимента

Выводы

Память детей стала особенно богата образами отдельных конкретных предметов. В этих образах воедино слиты существенные, общие черты, свойственные целой группе предметов (животным, птицам, деревьям, цветам и т.д.), а также и несущественные признаки, частные детали, которые ребенок подметил у отдельного дома, у отдельного животного, у одного дерева и т.д.

У детей возможность самоконтроля в процессе запоминания значительно увеличились. Макарова Н., Буханцов М. успешно используют самоконтроль при запоминании наглядного и словесного материалов, а это очень важно в дальнейшем для успешного овладения учебной деятельностью.

Дети овладели приемами логического запоминания: смысловым соотнесением и смысловой группировкой. В целом результаты исследования в динамике улучшились это дает нам возможность подтвердить гипотезу о том, что память дошкольников 6 лет эффективно развивается в процессе развивающее – коррекционной работы средствами дидактических игр.

Библиография

  1. Бадалян Л., Миронов А. Память и нервно-психическое развитие // Дошкольное воспитание. — 1976. — №4. — С. 23-31.
  2. Власова Т.А., Повзнер М.С. О детях с отклонениями в развитии. – М. 1973
  3. Ермолаева М.В., Миланович Л.Г. Методы работы психолога с детьми дошкольного возраста. М., 1996.
  4. Житникова Л.М. Учим детей запоминать. — М, 1985.
  5. Зинченко П.И. Непроизвольное запоминание. — М., 1961.
  6. Забрамная С.Д. Наглядный материал для психолого-педагогического обследования детей в медико-педагогических комиссиях. М.: Просвещение, 1985.
  7. Игры для интенсивного обучения / Под ред. В. В. Петрусинского. М.: Прометей, 1991. Казаков В.Г., Кондратьева Л.Л. Психология. М.; Высшая школа, 1989.
  8. Казаков В.Г., Кондратьева Л.Л. Психология. М.; Высшая школа, 1989.
  9. Коломинский Я.Л., Панько Е.А. Учителю о психологии детей шестилетнего возраста: Книга для учителя. М.: Просвещение, 1988.
  10. Лебедева С.О. О возможностях развития образной памяти // Дошкольное воспитание. — 1985. — № 8. — С. 52-54.
  11. Лапшин В.А., Пузанов Б.П. Основы дефектологии – м. 1991.
  12. Матюгин И.Ю. Тактильная память. М.: Центр Эйдос, 1991.
  13. Немов Р.С. Психология в 3-х т. T. 1, 3. M., 1993.
  14. Психология дошкольника. Хрестоматия /Сост. Г. А. Урунтаева. М.: Академия, 1998.
  15. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога. В 2-х кн. 2-е изд. Кн. I. Система работы психолога с детьми разного возраста. М.: Владос, 1998.
  16. Рубинштейн С.Я. Психология умственно отсталого школьника – М. 1979.
  17. Рошка Г. Что и почему запоминает ребенок//Дошкольное воспитание. — 1986. — № 3. — С. 30-33.
  18. Трошихина Ю.Г., Гизатулина Д.Х. Развитие кратковременной памяти у детей раннего возраста //Вопросы психологии. — 1979.- №4.-С. 127-130.
  19. Тихомирова Л.Ф. Развитие познавательных способностей детей. Ярославль: Академия развития, 1996.
  20. Тихомирова Л.Ф. Упражнения на каждый день. Логика для дошкольников. Ярославль: Академия развития, 1997.
  21. Урунтаева Г.А. Дошкольная психология: Учебное пособие. М.: Академия, 1998.
  22. Урунтаева Г.А. Диагностика психологических особенностей дошкольника. М.: Академия, 1997.
  23. Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А. Практикум по дошкольной психологии – М. 1998.
  24. Черемошкина Л.В. Развитие памяти детей. Ярославль: Академия развития, 1996.

Источник