Исследование развития восприятия ребенка дошкольного возраста

Исследование развития восприятия ребенка дошкольного возраста thumbnail

На чтение 12 мин.

Период с трех до шести (семи) лет в возрастной периодизации называют периодом дошкольного детства.

Этапы дошкольного детства

  • младший (3-4 года);
  • средний (4-5 лет);
  • старший (6-7 лет).

Три периода дошкольного возраста

Дошкольное детство — один из самых динамичных и интересных, с точки зрения всестороннего развития ребенка, периодов.

В течение дошкольного возраста ребенок совершает колоссальный «скачок» в физическом и интеллектуальном развитии: формируются и активно развиваются все познавательные функции. Основу этого развития составляет восприятие.

Восприятие, что это такое

В психологии под восприятием понимается процесс отражения действительности во всех ее взаимосвязях. Сигналы из окружающей среды человек принимает посредством различных органов чувств. От них информация поступает в головной мозг, где «перерабатывается» и «порождает» ощущения.

Немаловажную роль в восприятии играет деятельность человека, его речь и «багаж» накопленного жизненного опыта.

Все это позволяет видеть не только свойства отдельных взятых предметов, но и воспринимать полноценную картинку окружающей нас действительности.

Сенсорное восприятие у детей младшего возраста

Умение человека воспринимать информацию, в отличие от способности это делать, не является врожденным. Появившись на свет, ребенок учится это делать. Он видит предметы, слышит определенные звуки, чувствует прикосновения и ощущает запахи. Это является свидетельством сформированности механизма восприятия. Вот только использовать его ребенок не может — еще не умеет.

Значение восприятия

Значение процесса восприятия трудно переоценить. Это основа познания человека, фундамент для его дальнейшего развития. С восприятия начинается познание мира, предполагающее включение в работу других мыслительных операций: внимания, мышления и памяти. Вот почему так важно знать его особенности развития и быть заинтересованным в этом развитии.

Познание мира ребенком начинается с восприятия

Особенности развития в младшем дошкольном периоде

Возраст характеризуется:

  • активной двигательной и игровой деятельностью, позволяющей взаимодействовать с предметами и познавать их свойства;
  • началом использования речи и ее активным развитием.

Все это служит катализатором для развития всех процессов познания, и, в частности, восприятия.

Особенности восприятия детей 3-4 лет

Предметность восприятия

  • Для детей этого возраста свойства предметов еще неотделимы от самих предметов. Например, лимон всегда желтый и если ребенок увидит фрукт желтого цвета, то он будет убежден, что это лимон.
  • Рассматривая изображения предметов, дети трех и четырех лет фиксируют внимание на одной, выделяющейся размером, цветом или формой, детали и от нее «домысливают» весь предмет. Например, видя компьютер, ребенок всего скорее заметит его большую часть (монитор) и решит, что это телевизор.

Информация и ее восприятие в 3-4 года только конкретно предметные

Отсутствие четкости восприятия

Восприятие детей этого возраста несколько «размыто», ему не хватает четкости. Например, дети этого возраста не узнают близких и хорошо знакомых людей, одетых в карнавальные костюмы, даже при условии «открытого лица». Трех и четырехлетки видят общую картинку, затрудняясь ее анализировать и сопоставлять факты.

Родители (воспитатели) способны оказать существенную помощь в развитии восприятия ребенка, активизируя процесс и направляя его.

Особенности восприятия у дошкольников

Основные развивающие задачи периода

  1. Способствовать познанию детьми новых предметов и явлений.
  2. Учить детей манипуляциям с предметами с целью обнаружения их свойств, назначения, особенностей.
  3. Развивать умение узнавать предметы и явления по их свойствам, сравнивать, выделять сходство и отличия, находить особенности.
  4. Развитие восприятия формы и цвета предметов.
  5. Способствовать расширению кругозора детей, развитию их любознательности.

Обратите внимание: На протяжении всего дошкольного периода основным видом деятельности ребенка является игра, она и должна стать основой развивающей работы.

Игры, способствующие развитию восприятия младших дошкольников

«Собираем капельки»

Игра способствует:

  • развитию умения объединять предметы по наличию у них общего признака (цвета);
  • развитию восприятия цвета и мелкой моторики рук.

Оборудование: пластмассовые емкости основных цветов: красный, синий, зеленый, желтый. У каждого участника игры набор цветных кружков разного цвета.

Посади зайчика в вагон по цвету – игра

Инструкция: просим детей собрать кружочки-капельки в аналогичного цвета стакан.

«Спрятались под зонтики»

Игра развивает:

  • умение объединять предметы по общему существенному признаку (форма);
  • восприятие формы и цвета.

Оборудование: иллюстрации зонтиков трех (четырех) цветов: красный, зеленый и синий. Треугольник, квадрат, круг для каждого ребенка, участвующего в игре.

Создание игровой ситуации:

  1. «В солнечный денек пошли геометрические фигурки на прогулку. Вдруг тучка «закрыла» солнышко и закапал дождик. Куда нашим фигуркам спрятаться?»
  2. Предполагаемый ответ детей: «Под зонтики».
  3. «Конечно! Пусть все кружочки скорее прячутся под красный зонтик, а квадратики — под зеленый, треугольнички — под синий».

Играя, дети учатся отделить свойства от предмета, проводя их сравнение.

Восприятие детей в среднем дошкольном периоде

Четырех и пятилетние дети уже имеют определенные успехи в развитии восприятия:

  • легко узнают базовые фигуры: круг, треугольник, квадрат, прямоугольник;
  • знают и хорошо различают 7 основных цветов;
  • имеют представление об изменяемости насыщенности цвета: более светлый или темный;
  • знают и используют деление цвета на теплый и холодный оттенки;
  • разбираются в мягких и резких сочетаниях красок.

Виды и свойства восприятия

Восприятие средних дошкольников

Особенности восприятия предметов (явлений)

К 5 годам формируется представление о величине предметов и умение их сравнивать. Дети этого периода начинают использовать при сравнении такие абстрактные понятия, как высота, ширина и длина. Они могут сравнивать два или три предмета относительно друг друга, применяя понятия: «самый большой» и «больше», «средний».

Игра на ориентирование в пространстве “верх-низ, вправо-влево”

Особенности восприятия времени и пространства

Восприятие этих величин формируется у детей достаточно долго. У средних дошкольников оно только «складывается». Как правило, дети запоминают основные величины, обозначающие временные промежутки (час, минута, сегодня, вчера, завтра), но адекватно пользоваться ими еще не умеют. Это вполне объяснимо: время неподвластно непосредственному манипулированию, а потому все понятия, связанные с его обозначением, относительны.

Читайте также:  Для беременных для развития ребенка

Ориентировка во времени – сложная задача для 4-5 лет

По этой же причине ребенок 4-5 лет пока не способен усвоить систему мер: сантиметр, метр, километр.

Особенности художественного восприятия

В течение дошкольного периода все дети — творцы. Они много и с большим удовольствием занимаются художественным творчеством, лепкой, аппликацией, увлекаются различными видами конструирования. Для них художественное творчество — способ познания мира, возможность восприятия чувств, рождения переживаний. Дети этого периода очень эмоциональны и возможность творить для них играет еще и терапевтическую роль.

Особенности восприятия себя и окружающих людей

Восприятие людей детьми в этом возрасте отличается оценочностью суждений, связанных с внешностью человека и его нравственными качествами. Например, о воспитателе дети могут сказать: «Она всегда красивая (нарядная)». О людях, проявляющих к ним теплые чувства: «Всегда меня обнимает (целует)», или «Она добрая, ласковая». Особенно эмоционально ярко дети говорят о тех, к кому наиболее привязаны.

В 5 лет для ребенка мама самая красивая и самая молодая

Восприятие детьми сверстников зависимо от популярности ребенка в детском обществе (группе) и его оценки другими детьми. На это мы можем повлиять косвенно.

Совет: Проявляйте похвалу за достижения вашего чада дома. Таким образом, уже с раннего детства можно заложить важную основу уверенности в себе, что станет хорошим подспорьем при общении в группе.

Игра “Цвет + форма” – для малышей 5-6 лет

Игры, развивающее восприятие средних дошкольников

«Мешочек с секретами»

Игра способствует развитию:

  • умения узнавать предметы по их основным признакам;
  • на основе тактильных ощущений, словесно описывать свойства предмета.

Игра “Угадайка” или “Что в мешочке”

Оборудование: непрозрачный мешочек из любого материала, не более 6 игрушек или просто предметов небольшого размера, сделанных из разных материалов.

Инструкция: выбираем водящего. Ему предстоит отгадать название игрушки (предмета) по его свойствам. Предлагаем одному из детей нащупать рукой игрушку в мешочке, назвать ее основные свойства. После верного ответа дети меняются местами.

«Чей это звук?»

Игра развивает:

  • слуховое восприятие;
  • способность узнавать предметы по определенным свойствам (звукам).

Оборудование: около 10 предметов, выполненных из различных материалов. Это может быть ложка и чашка, стакан с водой, листок бумаги, целлофановый пакет: все то, что способно при манипуляции издавать характерные звуки.

Инструкция: взрослый прячется за ширмой и издает, с помощью предметов, звуки: рвет лист бумаги, имитирует звук перемешивания ложкой жидкости, хрустит целлофановым пакетом, стучит в дверь, переливает воду из одной емкости в другую.

Дети должны догадаться, какому предмету принадлежит каждый звук.

Возможно усложнение задачи: дети должны назвать другие предметы, издающие подобные звуки.

«Угадай по запаху»

Задачи игры:

  • развитие обоняния как формы восприятия;
  • закрепление умения узнавать предметы по их существенным признакам (запаху).

Игра “Угадай по запаху” с закрытыми гразами

Оборудование: зерна кофе, апельсин или лимон, духи, эфирные масла с запахом хвои, земляники и любые другие предметы с характерным запахом.

Инструкция: водящему ребенку завязывают глаза платком и просят узнать и назвать предмет по его запаху. Если задание трудно, можно использовать подсказки в виде обозначения других характерных свойств этого предмета.

Обратите внимание: Большинство детей дошкольного возраста много и с удовольствием рисуют и это можно и нужно использовать как один из способов развития восприятия. Например, игру «Угадай по запаху» можно завершить, предложив детям выбрать понравившийся запах и изобразить его на бумаге с помощью карандашей или красок.

Возрастные особенности восприятия старших дошкольников

  1. Доминирование зрительных ощущений: шести и семилетние дети запоминают информацию «глазами», поэтому ему так важно видеть то, о чем ему рассказывают.
  2. Достаточно высокая слуховая чувствительность: дети легко узнают знакомые им музыкальные произведения, чувствуют ритм и темп. Однако слуховое восприятие слабее зрительного и ему еще предстоит совершенствоваться.
  3. Особенности самооценки: как правило, она несколько завышена и это не страшно, более того, это нормально для данного периода жизни. Главное, чтобы эту особенность знали окружающие ребенка люди, понимали и принимали ее. Это вовсе не означает, что ребенка нужно постоянно хвалить или закрывать глаза на его возрастное хвастовство. Критика необходима, только вот донести ее нужно так, чтобы ребенку не стало обидно. Важно не сбить положительную самооценку. Для этого вместо фраз — «ты не сделал…», «ты не старался» лучше произнести: «ты справился, но…», «ты старался, но…».

Развивающие кубики-конструктор для детей 5-7 лет

Важным фактом развития адекватной самооценки является использование ситуации успеха. С этой целью ребенку нужно предлагать только те задания, с которыми он в силах справиться в силу своего возраста или особенностей. Только в ситуациях успеха можно воспитать адекватную самооценку и уверенность в себе и своих силах.

  1. В старшем дошкольном возрасте формируются поведенческие эталоны. В этот период важно участие в жизни ребенка взрослых: читая и обсуждая прочитанное, поступки окружающих людей, взрослый формирует их эмоциональное отношение к окружающим, собственную позицию или точку зрения, по которой он будет сверять свое поведение и оценивать поступки окружающих.
  2. Новообразованием возраста является появление произвольности. Шести, семилетний ребенок в состоянии ставить себе задачи и осознанно стремиться к ее выполнению. Появление этого качества позитивно сказывается на его общем познавательном развитии.
  3. Еще одно важное приобретение этого возраста — появление и развитие познавательной мотивации, постепенно замещающей игровую. Успешная смена ведущих мотивов поведения свидетельствует о готовность ребенка к началу нового, не менее значимого, этапа в его развитии, к обучению в школе.
Читайте также:  Памперс развитие ребенка по неделям видео

Карточки “Назови, что нарисовано” для детей 6 лет

Готовясь к столь ответственному переходу, нужно подвести итоги: оценить развитие восприятия. Помогут в этом методики, предложенные психологами.

Методики диагностики уровня развития восприятия для детей 6-7 лет

«Назови предметы»

Оборудование: 3 рисунка, на которых «спрятаны» разные, но хорошо известные детям, предметы. Всего на картинках изображено 14 предметов. Секундомер. Задание выполняется в течение минуты. Если ребенок затратил более минуты, результат не засчитывают.

Инструкция: ребенку показывают картинку, он должен последовательно назвать все предметы, спрятанный на ней. Следующая картинка предъявляется только в случае полного и правильного ответа.

Тест “Назови предметы” для 6-7 лет

Оценка результатов:

Количество балловЗатраченное время

(сек)

Вывод

об уровне развития восприятия

10менее 20Очень высокий
8-921-30Высокий
6-731-40Средний* (верхняя граница нормы)
4-541-50Средний (нижняя граница номы)
2-351-60Низкий

*Средний уровень соответствует возрастной норме.

«Что забыл нарисовать художник?»

Оборудование: 7 рисунков (картинок) предметов, на каждой недостает одной существенной детали. Секундомер.

Тест “Что забыл художник” для детей 6-7 лет

Инструкция: посмотри внимательно. На каждой картинке отсутствует важная деталь. Назови ее. Результат засчитывается в том случае, если названы недостающие детали на всех картинках.

Количество балловЗатраченное время (сек)Вывод

об уровне развития восприятия

10менее 25Очень высокий
8-926-30Высокий
6-731-35Средний (верхняя граница нормы)
4-536-40Средний (нижняя граница номы)
2-341-45Низкий
0-145 и болееОчень низкий

Источник

Карина Иванова
Методика развития восприятия

ВОСПРИЯТИЕ

Основу восприятия составляет работа наших органов чувств. Восприятие — это

основной познавательный процесс чувственного отражения действительности,

ее предметов и явлений при их непосредственном действии на органы чувств.

Оно является основой мышления и практической деятельности как взрослого

человека, так и ребенка, основой ориентации человека в окружающем мире, в

обществе. На основе восприятия человека человеком строятся отношения меж-

ду людьми.

В структуре восприятиявыделяют две основные подструктуры: виды

восприятия и свойства восприятия.

Виды восприятия: простые, сложные, а также специальные. К специальным

видам относятся восприятие пространства, времени, движения. К более

простым видам относятся восприятие величины, формы предметов, их цвета.

Свойства восприятия: объем, целостность, структурность, осмысленность.

Развитие познавательных способностей дошкольников

ВОСПРИЯТИЕ

Восприятие следует рассматривать как интеллектуальный процесс. В основе его

лежит активный поиск признаков, необходимых для формирования образа

предмета.

Последовательность данного процесса можно представить следующим,

образом:

а) выделение из потока информации какой-то определенной группы сигналов и

вывод, что эти сигналы относятся к одному предмету;

б) поиск в памяти близкого по составу ощущений комплекса признаков, затем

сравнение с ним воспринятого предмета;

в) последующий поиск дополнительных признаков предмета, который позволит

подтвердить правильность результата восприятия или опровергнуть решение.

Особенности восприятия детей дошкольного возраста

Восприятие ребенка дошкольного возраста носит непроизвольный характер.

Дети не умеют управлять своим восприятием, не могут самостоятельно анали-

зировать тот или иной предмет. В предметах дошкольники замечают не главные

признаки, не самое важное и существенное, а то, что ярко выделяет их на фоне

других предметов: окраску, величину, форму.

Процесс развития детского восприятия в дошкольном возрасте был детально

исследован Л. А. Венгером. В возрастной период от 3 до 7 лет у ребенка

формируется способность мысленно

расчленять видимые предметы на части, а затем объединять их в единое целое.

Ребенок дошкольного возраста учится, помимо контура, выделять структуру

предметов, их пространственные особенности и соотношения частей.

Лучшие результаты развития восприятия у ребенка дошкольного возраста

получаются только тогда, когда ребенку для сравнения предлагаются эталоны,

воздействующие на органы чувств (сенсорные эталоны). Именно с такими

материальными эталонами ребенок должен учиться сравнивать

воспринимаемый объект в процессе работы с ним. Такими сенсорными эта-

лонами при восприятии формы являются геометрические фигуры, при

восприятии цвета — спектральная гамма цветов и др. Работа с эталонами —

первый этап восприятия.

В дошкольном возрасте дети знакомятся с пространственными свойствами

предметов с помощью глаза и ориентировочно-исследовательских движений

рук. Практические действия с воспринимаемыми предметами ведут к

перестройке процесса восприятия и представляют собой второй этап развития

этой познавательной способности.

На третьем этапе внешнее восприятие предмета превращается в умственное.

Развитие восприятия дает возможность детям дошкольного возраста узнавать

свойства объектов, отличать одни предметы от других, выяснять существующие

между ними связи и отношения.

Предлагаемые нами задания, упражнения, игры позволят развивать восприятие

ребенка, сделают его более точным, предметным, структурным, целостным. А

это просто необходимо для развития интеллектуальных и художественно творческих способностей каждого ребенка. Игры и упражнения для развития восприятия у детей дошкольного возраста

Игра «УЗНАЙ ПРЕДМЕТ»

Предлагаемая игра учит сравнивать предметы между собой, предназначена для

развития восприятия у детей 4—6-летнего возраста.

Для проведения игры необходимо положить в полотняный мешочек разные

мелкие предметы: пуговицы разной величины, наперсток, катушку, кубик,

шарик, конфету, ручку, ластик и др.

ЗАДАНИЕ РЕБЕНКУ: Определи на ощупь, что это за вещи. Если в игре уча-

ствуют несколько детей, то надо попросить одного ребенка описывать каждый

предмет, ощупывая его, а второго (если детей несколько, то всех остальных)

Читайте также:  Анамнеза развития ребенка в доу

угадать, назвать и зарисовать вещь по предлагаемому описанию.

Игра «СОБЕРИ ПИРАМИДКУ» Для развития восприятия ребенка 3—5-летнего

возраста. Для игры потребуется две одинаковые пирамидки. Одна пирамидка

предназначена для работы ребенку, а вторая будет выступать в роли эталона.

ЗАДАНИЕ 1: Попросите ребенка собрать последовательно сужающуюся кверху

пирамиду по готовому эталону.

ЗАДАНИЕ 2: Организуйте сложное конструирование по эталону, то есть

собирание неправильной пирамиды, башни необычной конфигурации.

Игра «СДЕЛАЙ ТАК»

Для развития восприятия детей 4—6 лет можно предложить и следующие

задания:

а)по образцу построить из кубиков такое же строение:

б)по образцу нарисовать узоры:

Повторять упражнения можно с более усложненными фигурами из кубиков, с

более сложными Узорами.

НАПРИМЕР:

в)по образцу построить такое же строение:

г)по образцу нарисовать такие же узоры:

Игра «НАЙДИ ИГРУШКУ»

Направлена на развитие восприятия, а также внимания детей 4—5-летнего

возраста.

Несколько игрушек (до 10) может быть расставлено в комнате так, чтобы не

бросались в глаза. Ведущий, а им может быть и взрослый, и ребенок, облюбовав

какую-либо игрушку, начинает рассказывать, какая она, что может делать,

какого цвета, какой формы, какой величины. Участники игры могут задавать

вопросы, а затем отправляются на поиски этой игрушки. Тот, кто находит игрушку, игрушку, сам становится ведущим.

Новый ведущий описывает свойства уже другой игрушки.

Игра продолжается до тех пор, пока все дети не пройдут через роль ведущего.

Игра «СОСТАВЬ КАРТИНКУ»

Направлена на развитие восприятия у детей 3— 5-летнего возраста. Возьмите

пару простых картинок с изображением яблока, огурца, матрешки. Одна

картинка целая, а другую разрежьте на 3 части.

В приложении (с. 99—101) даны как целые карточки, так и те карточки,

которые надо разрезать.

ЗАДАНИЕ РЕБЕНКУ: по образцу собрать разрезанную картинку.

Для детей 5—6 лет можно предложить следующее задание:

а) собрать более сложные картинки;

б) взять две одинаковые открытки, одну из которых оставить в виде эталона, а

другую разрезать на 4—5 частей, затем, перемешав их, собрать по образцу;

в) для ребенка 5—6 лет можно усложнить задание, попросив складывать

картинку по памяти, без эталона.

Игра «БЕЛЫЙ лист»

Направлена на развитие восприятия формы предметов у детей 3—5-летнего

возраста, а также развитие мелкой моторики рук.

На листе бумаги (приложение, с. 95—97) нарисованы фигуры, часть закрашена

зеленым цветом, другие только обведены по контуру. Нами приведена схема

задания, работать ребенок будет с картинками, вынесенными в приложение.

ЗАДАНИЕ: Вырезать из листа фигурки, обведенные по контуру, а затем закрыть

ими зеленые фигуры на другом листе бумаги. При правильном располо

жении фигур в результате должен получиться белый лист бумаги.

Для детей 5 лет задание можно несколько усложнить, поместив наклеенные на

листок картона фигурки в полотняный мешочек. А затем просим ребенка на

ощупь отыскать нужную «заплатку», чтобы закрыть ту или иную зеленую

фигурку.

Игра «КРУГ, ТРЕУГОЛЬНИК, КВАДРАТ»

Направлена на развитие восприятия цвета, формы и величины у детей 4—6 лет.

Диагностика уровня восприятия у детей дошкольного возраста

Методика «Чего не хватает?» (Немое Р. С.)

Ребенку дошкольного возраста предлагается 7 рисунков, на каждом из которых

не хватает чего-то очень важного.

ИНСТРУКЦИЯ: на каждой из картинок не хватает какой-то важной детали,

посмотри внимательно и назови отсутствующую деталь.

Проводящий психодиагностику с помощью секундомера или секундной стрелки

часов фиксирует время, затрачиваемое на выполнение всего задания.

ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТА:

10 баллов — ребенок назвал все 7 недостающих предметов менее, чем за 25 се-

кунд;

8—9 баллов — время поиска всех недостающих предметов заняло 26—30

секунд;

6—7 баллов — время поиска всех недостающих предметов заняло 31—35

секунд;

4—5 баллов — время поиска всех недостающих предметов составило 36—40 се-

кунд;

2—3 балла — время поиска всех недостающих предметов составило 41—45 сек. кунд;

О—1 балл — время поиска всех недостающих предметов составило в целом больше чем 45сек.

Методика «Какие предметы спрятаны в рисунках?» (Немое Р. С.)

Ребенку представляется несколько рисунков, ;

которых как бы спрятаны предметы, которые хорони

ему известны.

Время выполнения задания ограничено 1 минутой Последовательно

представляется 3 картинки. Каждая следующая картинка дается ребенку только

после того, как он нашел все предметы на предыдущей

ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ:

10 баллов — названы 14 предметов, время —

20 сек. ;

8—9 баллов — названы все предметы за 21—

30 сек. ;

6—7 баллов — названы все предметы за 31—

40 сек. ;

4—5 баллов — ребенок решил задачу поиска за

41—50 сек. ;

2—3 балла — ребенок справился с задачей за 51—|

60 сек. ;

О—1 балл — за время большее 60 сек. ребенок не смог решить задачу по

поиску и названию всех 14 предметов.

10 баллов — очень высокий уровень;

д_9 баллов — высокий;

4—7 баллов — средний;

2—3 балла — низкий;

О—1 балл — очень низкий.

Методика для диагностики уровня развития наблюдательности у детей

дошкольного возраста.

Надо приготовить две картинки, несложные по сюжету и количеству деталей.

Картинки эти должны быть одинаковы, кроме заранее предусмотренных 5—10

деталей-различий (для ребенка дошкольного возраста 5—7 различий в

зависимости от возраста).

Ребенок рассматривает 1—2 минуты обе картинки, затем он должен рассказать о найденных им отличиях.ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ:

Подсчитывается количество правильно отмеченных Различий, из них

вычитаются указанные ошибочно. Разность делится на число фактически

имеющихся Различий. Чем ближе результат к 1, тем выше Уровень наблюдательность ребенка.

Источник