Исследование развития мышления ребенка дошкольного возраста

Татьяна Кукарская
Развитие мышления дошкольника

СОДЕРЖАНИЕ

Введение Стр. 3

1. Виды мышления Стр. 3

2. Мыслительные операции как основные механизмы мышления. Стр. 6

3. Возрастные особенности развития мышления дошкольника. Стр. 8

4. Значение усвоения знаний детьми для развития их мышления. Стр. 11

Заключение Стр. 11

Литература Стр. 12

Введение

Дошкольное детство – очень короткий отрезок в жизни человека, всего первые семь лет, однако он имеет непреходящее значение. Это период, когда ребенок развивается бурно и стремительно. С каждым годом он изменяется физически и приобретает совершенно новые психические способности и качества. Из беспомощного малыша он превращается в относительно самостоятельную, активную личность. Дошкольный период является сензитивным для развития многих психических процессов. В раннем детстве закладываются основы развития мышления ребенка. На основе наглядно-действенной формы мышления начинает складываться наглядно-образная форма мышления.

В дошкольном детстве ребенку приходится разрешать все более сложные и разнообразные задачи, требующие выделения и использования связей и отношений между предметами, явлениями, действиями. В игре, рисовании, конструировании, при выполнении учебных и трудовых заданий он не просто использует заученные действия, но постоянно видоизменяет их, получая новые результаты. Развивающееся мышление дает детям возможность заранее предусматривать результаты своих действий, планировать их.

Следует отметить, что, несмотря на многочисленные теоретические поиски и экспериментальные исследования, единого мнения о структуре и природе мышления нет. Таким образом, мышление в современной психологии понимается как высшая форма отражения действительности, высшая по отношению к сенсорному и эмоциональному отражению объектов неживой природы. Бесспорным в настоящее время является то, что мышление – это один из высших познавательных психических процессов, оказывающий существенное влияние на всю деятельность человека.

1. Виды мышления

В психологии существует несколько подходов к классификации видов мышления. Рассмотрим их подробнее.

Так,по типу решаемых задач выделяют:

• теоретическое (познание законов, правил) и практическое (подготовка физического преобразования действительности) мышление.

По времени протекания процесса, по его членению на этапы и по уровню протекания, осознанности или неосознанности –различают:

• интуитивное (протекает быстро, четко выраженные этапы отсутствуют, осознается минимально) и аналитическое (развернуто во времени, имеет четко выраженные этапы, в значительной степени представлено в сознании) мышление.

Также выделяют:

• реалистическое (регулируемое законами логики и направленное в основном на внешний мир) и артистическое (связанное с реализацией желаний человека, склонное к искажению действительности) мышление.

По степени новизны получаемого в процессе мыслительной деятельности продукта познания мышление подразделяется на

• продуктивное и репродуктивное.

По степени активности субъекта мыслительной деятельности различают

• произвольные и непроизвольные мыслительные процессы.

Наиболее распространенной классификацией является подразделение мышления, в зависимости от характера (формы представления условий)и способа решения задач на следующие виды:

1. наглядно-действенное (практическое,

2. наглядно-образное (образное,

3. и понятийное (словесно-логическое) мышление [11].

Раньше всего в филогенезе, как и в процессе индивидуального развития, возникает наглядно-действенное мышление. Это мышление, осуществляющееся в процессе действий во внешне заданной предметной ситуации. Соответственно, решение задачи происходит при помощи реального преобразования ситуации, посредством наблюдаемого двигательного акта, а результатом решения задачи является преобразование предметной ситуации в соответствии с целью субъекта. При этом построение и проверка гипотез происходит непосредственно в процессе практической деятельности. Речь в наглядно-действенном мышлении участвует в меньшей степени, чем в других видах мышления. Практическое мышление присутствует не только у человека, но и у высших животных. Наглядно-образное мышление, начинающее свое развитие в рамках практического мышления, является следующим этапом развития мыслительной деятельности.

Функционирование образного мышления связано с представлением в уме ситуаций и тех изменений в них, которые человек хочет получить при помощи своего преобразующего воздействия на ситуации; но, в отличие от наглядно-действенного мышления, ситуация при использовании образного мышления преобразуется только в плане образа. Происходит оперирование образами-представлениями предметов или их изображений, при этом может воссоздаваться все многообразие различных фактических характеристик предметов.

Наконец, словесно-логическое мышление, прежде всего привлекшее внимание психологов, отличается тем, что задачи предъявляются и решаются в вербальной (словесной) форме. При этом используются понятия (как конкретные, так и отвлеченные, логические конструкции, функционирующие и вообще существующие на базе языковых средств. Конечным результатом словесно-логического мышления служит выведение нового знания. Понятийное мышление позволяет решать мыслительные задачи обобщенно и является, в рамках данной классификации, завершающей стадией развития мышления [1].

2. Мыслительные операции как основные механизмы мышления

В структуре мышления следует также выделить мыслительные операции оказывающие существенное влияние на всю деятельность человека.Рассмотрим основные мыслительные операции: анализ, синтез, сравнение, абстракцию, конкретизацию и обобщение.

1. Анализ — это мысленное разложение целого на части или мысленное выделение из целого его сторон, действий, отношений. В элементарной форме анализ выражается в практическом разложении предметов на составные части. Стол, например, можно расчленить на такие части, как крышка, ножки, ящики, распорки и т. д. При знакомстве детей с каким-нибудь растением им предлагают показать его часть (ствол, ветви, листья, корни). Анализ бывает практическим (когда мыслительный процесс непосредственно включен в речевую деятельность) и умственным (теоретическим). Если анализ оторван от других опер он становится порочным, механистичным. Элементы такого анализа наблюдаются у ребенка на первых этапах развития мышления, когда ребенок разбирает, ломает игрушки на отдельные части, никак не используя их дальше.

2. Синтез — это мысленное объединение частей, свойств, действий в единое целое. Операция синтеза противоположна анализу. В его процессе устанавливается отношение отдельных предметов или явлений как элементов или частей к их сложному целому, предмету или явлению. Синтез не является механическим соединением частей и поэтому не сводится к их сумме. При соединении отдельных частей машины, при их синтезе получается не груда металла, а машина, способная передвигаться. При химическом соединении кислорода и водорода получается вода. И синтез, и анализ занимают важное место в учебном процессе. Так, при обучении чтению звуков и букв составляются слоги, из слогов — слова, из слов — предложения.

3. Сравнение— это установление сходства или различия между предметами и явлениями или их отдельными признаками. Практически сравнение наблюдается при прикладывании одного предмета к другому; например, одного карандаша к другому, линейки к парте и т. п. Процесс сравнения происходит, когда мы измеряем пространство или взвешиваем тяжести. Сравнение бывает односторонним (неполным, по одному признаку) и многосторонним (полным, по всем признакам); поверхностным и глубоким; неопосредствованным и опосредованным. Для более глубокого и точного познания деятельности особенно большое значение имеет такое качество мышления как способность находить различие в наиболее сходных предметах и сходство — в различных.

Читайте также:  Консультация значение дидактических игр в развитии ребенка

4. Абстракция состоит в том, что субъект, вычленяя какие-либо свойства, признаки изучаемого объекта, отвлекается от остальных. Можно говорить о зеленом цвете как о благотворно действующем на зрение человека, не указывая конкретно предметов, имеющих зеленый цвет. В этом процессе признак, отделяемый от объекта, мыслится независимо от других признаков предмета, становится самостоятельным предметом мышления. Абстрагирование обычно осуществляется в результате анализа. Именно путем абстрагирования были созданы отвлеченные, абстрактные понятия длины, широты, количества, равенства, стоимости и т. д. Абстракция — сложный процесс, зависящий от своеобразия изучаемого объекта и целей, стоящих перед исследователем. Благодаря абстракции человек может отвлечься от единичного, конкретного. В то же время абстракция не существует без чувственной опоры, иначе она становится бессодержательной, формальной. Среди видов абстракции можно выделить практическую, непосредственно включенную в процесс деятельности; чувственную или внешнюю; высшую, опосредованную, выраженную в понятиях.

5. Конкретизация предполагает возвращение мысли от общего и абстрактного к конкретному с целью раскрыть содержание. К конкретизации обращаются в том случае, если высказанная мысль оказывается непонятной другим или необходимо показать проявление общего в единичном. Когда нас просят привести пример, то, по сути дела, просьба заключается в конкретизации предшествующих высказываний.

6. Обобщение — мысленное объединение предметов и явлений по их общим и существенным признакам[12]. Например, сходные признаки, имеющиеся в яблоках, грушах, сливах и т. п., соединяются в одном понятии, которое определяется словом «фрукты». Мыслительная деятельность всегда направлена на получение результата. Человек анализирует предметы с тем, чтобы выявить в них общие закономерности и предсказать их свойства. Психолог изучает людей, чтобы вскрыть общие закономерности их развития. Повторяемость определенной совокупности свойств в ряде предметов указывает на более или менее существенные связи между ними. При этом обобщение вовсе не предполагает отбрасывания специфических особенных свойств предметов, а заключается в раскрытии их существенных связей. Существенное, т. е. необходимо между собой связанное и именно в силу этого неизбежно повторяющееся. Простейшие обобщения заключаются в объединении объектов на основе отдельных, случайных признаков. Более сложным является комплексное обобщение, при котором объекты объединены по разным основаниям. Наиболее сложно обобщение, в котором четко выделяются видовые и родовые признаки и объект, включается в систему понятий.

Все указанные операции не могут проявляться изолированно, вне связи друг с другом. На их основе возникают более сложные операции, такие как классификация, систематизация, сериация [2].

3. Возрастные особенности развитии мышления дошкольника

В три- четыре года ребенок пытается проанализировать, то. Что видит вокруг себя; сравнивать предметы друг с другом и выводить заключение об их взаимозависимостях. В быту и на занятиях, в результате наблюдений за окружающим, сопровождаемых объяснениями взрослого, дети постепенно получают элементарное представление о природе и быте людей. Ребенок и сам стремится объяснить то, что видит вокруг. Но понять его порой бывает трудно, так как следствие он зачастую принимает за причину факта.

Сравнивают, анализируют младшие дошкольники в наглядно-действенном плане. Но у части детей уже начинает проявляться способность решать задачи по представлению. Дети могут сравнивать предметы по цвету и форме, выделять отличия по другим признакам. Могут обобщать предметы по цвету (это все синее, по форме (это все круглое, величине (это все маленькое).

На четвертом году жизни дети чаще пользуются в разговоре родовыми понятиями типа игрушки, одежда, овощи, животные, посуда, включают в каждое из них большее число конкретных наименований. Отношение общего к частному и частного к общему понимается ребенком своеобразно. Так слова посуда, овощи являются для него лишь собирательными названиями для групп предметов, а не отвлеченными понятиями, как это бывает при более развитом мышлении.

У детей 4 – 5 лет начинает развиваться образное мышление. Дети уже способны использовать простые схематизированные изображения для решения несложных задач. Они могут строить по схеме и решать лабиринтные задачи. Развивается предвосхищение. Дети могут сказать, что произойдет в результате взаимодействия объектов, на основе их пространственного расположения. Однако при этом при этом им трудно встать на позицию другого наблюдателя и во внутреннем плане совершить. мысленное преобразование образа. Для детей этого возраста характерны известные феномены Ж.Пиаже: сохранение количества, объема и величины.

Например,если ребенку предъявить три черных кружка из бумаги и семь белых и спросить: «Каких кружков больше — черных или белых?», большинство ответят, что белых больше.Но если спросить: «Каких больше – белых или бумажных?», ответ будет таким же – больше белых.

Мышление в целом и более простые процессы его составляющие, нельзя рассматривать в отрыве от общего содержания деятельности ребенка, от условий его жизни и воспитания. Решение задач может происходить в наглядно-действенном, наглядно-образном и словесном планах и главная задача педагога – формирование разнообразных конкретных представлений. Необходимо также учить детей и обобщать.

В старшем дошкольном возрасте продолжает развиваться у детей образное мышление. Дети способны решать задачу не только в наглядном плане, но и в уме совершить преобразование объекта. Развитие мышления сопровождается освоением мыслительных средств, совершенствуется способность к обобщению, что является основой словесно-логического мышления. Как было показано в исследованиях отечественных психологов, дети старшего дошкольного возраста способны рассуждать, давая адекватные причинные объяснения, если анализируемые отношения не выходят за пределы их наглядного опыта.

У детей 6 – 7 лет ведущим по-прежнему является наглядно-образное мышление, но к концу дошкольного возраста начинает формироваться словесно-логическое мышление. Оно предполагает развитие умения оперировать словами, понимать логику рассуждений. В дошкольном возрасте начинается развитие понятий. Полностью словесно-логическое, понятийное, или абстрактное мышление формируется к подростковому возрасту.

Старший дошкольник может устанавливать причинно-следственные связи, находить решения проблемных ситуаций. Может делать исключения на основе всех изученных обобщений, выстраивать серию из 6-8 последовательных картинок.

К концу дошкольного возраста дети начинают решать довольно сложные задачи, требующие понимания некоторых физических и других связей и отношений, умения использовать знания об этих связях и отношениях в новых условиях.

4. Значение усвоения знаний для развития мышления

Читайте также:  Развитие ребенка через творческие занятия

Расширение круга задач, доступных мышлению ребенка, связано с усвоением им все новых и новых знаний. Получение знаний является обязательным условием развития мышления детей. Усвоение знаний происходит в результате мышления, представляет собой решение мыслительных задач. Ребенок попросту не поймет объяснений взрослого, не извлечет никаких уроков их собственного опыта, если не сумеет выполнить мыслительных действий, направленных на выявление тех связей и отношений, на которые ему указывают взрослые и от которых зависит успех его деятельности. Когда новое знание усвоено, оно включается в дальнейшее развитие мышления и используется в мыслительных действиях ребенка для решения последующих задач. Основу развития мышления составляют формирование и совершенствование мыслительных действий. От того, какими мыслительными действиями владеет ребенок, зависит, какие знания он может усвоить и как он их может использовать.

Заключение

Формирование мышления у детей происходит в основном посредством процесса обучения и в зависимости от того, в какой системе знаний реализуется весь внешний и внутренний опыт ребенка, состоит и в том, каким психическим аппаратом расчленяется, анализируется, связывается, обрабатывается его внешний и внутренний опыт. Мышление ребенка перестраивается и поднимается на новую ступень по мере того, как в процессе обучения ребенок овладевает системой знания различных «предметов», которая заключает обобщенный опыт, накопленный человечеством, и совсем по-иному расчленяет свое содержание, чем оно расчленено в восприятии. На эмпирической основе этого опытного знания формируется «рассудочная» мыслительная деятельность. Она характеризует следующий этап в развитии мышления, за которым следует высшая ступень «разумного», теоретического мышления. И так, мы увидели, какой сложный путь проходит развитие мышления дошкольника, и какое значение оно имеет для его дальнейшего развития.

Источник

Светлана Степаненко
Развитие мышления в дошкольном возрасте

Развитие мышления в дошкольном возрасте. Мышление- психический процесс. В процессе мышления происходит отражение предметов и явлений действительности в их существенных признаках, связях и от-ношениях. Выделяя в процессе мышления основное, существенное в явлениях, человек проникает в глубь вещей, познаёт разнообразные зависимости между явлениями и их закономерностями. Развитие мышления у ребёнка начинается со второго года жизни. Оно связано с освоением ходьбы, совершенствованием движений, расширением кругозора и овладением речью. И. М. Сеченов показал, ранние формы мышления возникают на основе мускульно- суставного чувств. Это практическое (действенное мышление)— решение задачи путём практического действия на первом году жизни средством ознакомления с вещами. Ощупывая их и манипулируя игрушками, ребёнок узнаёт свойства предметов, устанавливает простейшие связи между ними, осваивает различные действия, которые выполняет всё более разумно и успешно. Действия полуторогодовалого ребёнка имеют ориентировочно-пробовательный характер. Если решаемая задача (посильная) поставлена перед детьми в речевой форме в форме вопроса, его практические пробовательные действия при-обретают исследовательский, нацеленный характер- дети накапливают опыт обращения с вещами и спешно применяют рациональные способы действия с ними. Овладение ходьбой и речью изменяет весь образ жизни ребёнка и всю его познавательную деятельность. В повседневной жизни ребёнок встречается с разными задачами, которые вынужден решать сам. Если привлекательный предмет находится высоко на полке, ребёнок ищет скамеечку, подставляет её к шкафу, и влезая, достаёт игрушку. Овладевая действием как практическим способом решения конкретных за-дач, ребёнок делает шаг вперёд по пути развития мышления. С овладением речью начинается интенсивное развитие словесного мышления ребёнка. Задолго до того, как он сумеет логически рассуждать и строить правильные умозаключения, преддошкольник обнаруживает способность к элементарным обобщениям чувственно воспринимаемых вещей. Уровень обобщений зависит от полноты и богатства опыта ребёнка. Он может относить слова «мяч», «машина», к любым мячам, машинам, поскольку встречается со многими аналогичными предметами. Но словом «папа» обозначает только своего отца, «шубка»— только мамино меховое пальто, поскольку других аналогичных объектов в его опыте ещё не было. Такое различие уровня обобщений встречается на втором и частично на третьем году жизни. Элементарные мыслительные операции выступают у преддошкольника в различении, а за-тем в сравнении цветов, величин, удаленности, формы предметов. Операция сравнение доступна только человеку. Сравнение требует целенаправленного анализа каждого из сравниваемых предметов, установления различия и сходства их признаков. Как всякий мыслительный процесс, операция сравнения приводит ребёнка к решению задачи — к новым знаниям. На основе сравнения однородных предметов разных видов, размеров, расцветок путём отвлечения и обобщения характерных для всех них черт, ребёнок к концу третьего года научается обобщать. Двухлетние дети могут объединять разные предметы лишь по общему признаку цвета или по мате-риалу, например к резиновой рыбке подбирать резинового попугая. Словесное мышление проявляется у детей старшего преддошкольного возраста не только в операции сравнения, но и в виде единичных, примитивных суждений и умозаключений. Они имеют ещё свёрнутую форму, поэтому в них не всегда легко увидеть мыслительную активность ребёнка.

Дошкольный возраст. Мышление и действие.

У детей в этом возрасте всё ещё играет значительную роль действенная форма мышления, однако в мыслительном процессе происходят заметные изменения. Ребёнок 3-6 лет занимается разными видами деятельности, которые обогащают его знания о предметах и их свойствах. Специальные исследования мышления дошкольника показали, что на этом возрастном этапе происходит перестройка отношений практического действия к умственному.Пример: предлагая детям 3-6 лет составить из плоскостных фигурок на фоне «сад, полянка, комната» картинку, починить испортившуюся игрушку,исследователи сделали выводы: *младшие дошкольники (3-4лет) не всегда используют действие, адекватное поставленной задаче. Не видя в действительности пространственных связей и грубо нарушая их, дети составляют порой совершенно бессмысленные картины. Располагая фигурки на фоне поляны, дети младшего дошкольного возраста спокойно помещают фигурку лошади вверх ногами, а снизу, также головой вниз, располагают всадника. При этом ребёнок удовлетворённо заключает, что у него получилась хорошая картинка. Конкретную данную задачу дети этого возраста решают пробовательными действиями, а получаемый результат осмысливают после завершения действия.

*у детей среднего дошкольного возраста осмысливание задачи и способы её решения совершаются в самом процессе действия. Речь пяти, шестилетних детей обычно служит опорой, или аккомпанементом, выполняемого действия. Расставляя фигурки на фоне,девочка говорит: «Этот дядя пришёл домой, а эта тётя его встречает…. Нет, она тут готовит обед, а он ещё не пришёл. Такая речь-аккомпанемент имеет прямое отношение к выполняемому действию. *у детей старшего дошкольного возраста (6-7л.) снова изменяются отношения чувственного восприятия, практического действия и речи. Теперь, лишь взглянув на картинки, ребёнок мысленно их комбинирует. Он может, не прибегая к практическим манипуляциям фигурками, решить в уме предложенную задачу. Не начиная действовать,он говорит: «Я сложу, как дяденька везёт тележку, а на тележке лежит чемодан»или: «Я сложу, как двое военных скачут друг за другом на лошадях». После та-кого решения, найденного в уме, ребёнок быстро располагает фигурки на определённом фоне. Психологи в ряде исследований доказали, что 4-летние дети пытаются найти причину явлений, которые ему понятны и доступны действенному решению. Получив игрушку, которая ломается, 3, 4-летние дети обычно не ищут причины поломки. Они пытаются восстановить действие игрушки прямым путём: трясут, стучат об стол и делают множество беспорядочных действий. 5,6-летние рассматривают игрушку, пробуют задвигать или вытягивать штифтики, поворачивать колёсики, пытаясь найти причину бездействия игрушки. Более нацеленными становятся действия старших дошкольников, которые не приступая к манипуляциям, осматривают игрушку и при-бегают к действию лишь после того, как уже найдено в уме решение. В дошкольном возрасте продолжается развитие наглядно-действенной формы мышления. Оно не исчезает, а совершенствуется, переходя на более высокий уровень.

Читайте также:  Календарь развития ребенка по месяцам воз

Наглядно-образное мышление-вид мышления, характеризующийся опорой на пред-ставления и образы. С некоторыми предметами он встречается часто и многообразно действуя с ними, рано выделяет их разные качества. С другими предметами он встречается реже и более односторонне познаёт их. Образы этих вещей долго сохраняют слитность и конкретность. Оперирование такими образами придаёт мышлению маленького ребёнка конкретно-образный характер.Это подтверждают детские суждения: Нина(4г. 2м, увидев у девочки очки,спрашивает: «Почему эта девочка-бабушка? «Характерной чертой такой образности является синкретизм. По случайным признакам и чертам дошкольник узнаёт тот или другой предмет. Синкретизм, по мнению Ж. Пиаже, — качество мышления, оно характеризует доаналитическую ступень мышления. Ребёнок мыслит слитными, нерасчленёнными ситуациями в соответствии с тем образом, который у него сохраняется на основе восприятия, без его членения, без последовательного анализа. Путём соединения наиболее броских частей.

Мышление и речь. Конкретная образность детского мышления проявляется в процессе развития словесных форм мышления, прежде всего в процессе овладения понятиями. Понятие- это обобщённое отражение целой группы однородных предметов, имеющих общие существенные признаки. Дети рано заучивают слова, обозначающие предметы, явления, признаки, действия, однако понятия, обозначенные этими словами, они усваивают постепенно. Это сложный процесс отношений мышления и языка. Если двухлетнего ребёнка спросить, что такое вилка? Карандаш? Он укажет на конкретный предмет. Пятилетние дети способны выделить признак в предмете, который приобрёл для них наибольшее значение. Это назначение предмета, то как он используется человеком.Поэтому пятилетние дети отвечают: карандаш, чтобы писать, вилка, чтобы есть. Более старшие дети описывают предмет,называя внешние при-знаки без всякого порядка: «Кукла — это голова, руки, ноги, волосы», «Лошадь – это голова, спина, хвост и четыре ноги по углам». Лишь в старшем дошкольном возрасте дети научаются выделять в предмете существенные признаки, по которым единичный предмет может быть отнесён к группе: «Лошадь – это животное», «Кукла-это игрушка», «Вилка-это посуда». Однако, встречая малознакомые предметы, шести-, семилетний ребёнок вновь опускается на уровень беспорядочного перечисления. Правильно группировать предметы дети могут только в том случае,когда им известно соответствующее слово-термин: транспорт, посуда и т. д. Моральные понятия, названия которых дети слышат в раннем детстве («честность», «храбрость», они привязывают к конкретным поступкам определённых людей: «Честный-это который, если что взял без спросу, сам скажет».

Ребёнок 3-5 лет может делать правильные выводы путём индуктивных и дедуктивных умозаключений.В таз с водой опускались последовательно различные предметы: спичка, гвоздик, булавка,пробка, дощечка. Прежде чем опустить предмет в воду, у ребёнка спрашивали, поплывёт этот предмет или нет. Дети сначала лишь гадали и их предположения часто оказывались неправильными. Но постепенно дети начина-ли выделять признаки, которые, по их мнению, были либо существенны для плаву-чести предмета, либо вели к тому, что предмет тонул, многие выделили величину предмета, но проверка на практике показала,что гвоздик хоть и маленький, всё равно тонет, а большой коробок держится на воде.Постепенно дети пришли к выводу: всё деревянное плавает, а железное тонет. Это индуктивное заключение.Отсюда они легко сделали вывод дедуктивного порядка: деревянный ящичек, хотя и большой, всё равно поплывёт, а плоская металлическая коробочка утонет, но она держалась на воде. Так на практике выяснили соотношение площади, веса и объёма плавающего тела. После 3 лет резко возрастает количество и многообразие вопросов. У дошкольника возникает желание узнать неизвестное, он ищет и пытается понять это неизвестное. Вопросы- это форма активного общения со взрослыми. Трёхлетние дети, часто даже не выслушав ответа, убегают или получив ответ, вновь повторяют свой вопрос. Познавательный характер вопросы приобретают позже. Пятилетние дети стремятся открыть то, что не видят. Ребёнок пяти-, семилетнего возраста ждёт ответа, выражает сомнение, возражает. Старшие дошкольники уже сопоставляют полученные от взрослых ответы с тем, что им известно, они сравнивают, вступают в спор. Чтобы рассуждать, делать выводы, сравнивать и обобщать, необходимо владеть не только отдельной операцией, но и общим способом умственной деятельности.Мыслительный процесс включает три обязательных звена: синтез 1-первичный (восприятие задачи как целого,анализ (дробление задачи на части, выделение её условий, данных, синтез- 2 вторичный (решение, новое пони-мание всей задачи). Мыслительный процесс у маленького ребёнка движется от син-теза1 прямо к синтезу 2. Анализ сводится у дошкольников к вычленению какого-то одного. Часто совершенно случайного признака предмета или условия. Проведённые исследования и педагогическая практика раскрывают богатые возможности детей дошкольного возраста в освоении ими элементарных форм логического мышления. Наиболее отчётливо проявляется логическое мышление у дошкольников при установлении ими различных связей между предметами и явлениями. Раньше других ребёнок устанавливает связи функциональные (назначение, использование предметов). Наиболее трудным для детей оказывается раскрытие связей пространства и времени в логическом, их значение. Развитие мышления ребё нка-дошкольника обеспечивается обогащением и усложнением его практики и освоением способов самой мыслительной деятельности. Огромную роль в развитии мышления ребёнка играет речь. Накопление словаря, освоение простых, а затем сложных грамматических структур, умение слушать других, понять и самому построить нужное предложение- необходимые условия развития логических форм мышления у дошкольников.

Источник