Использование унт в развитие речи ребенка

Использование унт в развитие речи ребенка thumbnail

Использование элементов устного народного творчества как средство развития речи детей дошкольного возраста.

Анонс статьи: данный материал будет полезен старшим воспитателям, воспитателям, родителям.
К. Д. Ушинский писал «Воспитание, созданное самим народом и построенное на народных началах, имеет ту воспитательную силу, которой нет в самых лучших системах, основанных на абстрактных идеях или заимствованных у других народов»
Важнейшим источником развития выразительности детской речи являются произведения устного народного творчества, в том числе малые фольклорные формы (загадки, потешки, пословицы, поговорки). 
Овладение родным языком является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. Замечательно если мама с детства ребенку напевает колыбельные, проговаривает потешки, прибаутки все это легко и просто вплетается в общение и незаметно учит малыша родному языку. 
Именно дошкольное детство наиболее благоприятно для усвоения речи.
Поэтому проблема речи детей дошкольного возраста средствами малых форм фольклора на сегодняшний день очень актуальна.
Устное народное творчество обладает удивительной способностью пробуждать в людях доброе начало. Использование в работе с детьми создает уникальные условия для развития речи, мышления детей, мотивации поведения, накопления положительного морального опыта в межличностных отношениях.
Отсутствие эпитетов, сравнений, образных выражений обедняет, упрощает речь, превращает её в маловыразительную, скучную, однообразную и малоприятную, без яркости и красочности речь блекнет, тускнеет. В устном народном творчестве как нигде сохранились особенности, черты русского характера, присущие ему нравственные ценности, представление о добре, красоте, правде, храбрости, трудолюбии, верности. Знакомя детей с поговорками, загадками, пословицами, сказками, мы тем самым приобщаем их к общечеловеческим нравственным ценностям. В русском фольклоре каким то особенным образом сочетается слово, музыкальный ритм, напевность. Адресованные детям потешки, прибаутки, звучат как ласковый говорок, выражая заботу, нежность, веру в благополучное будущее. В пословицах и поговорках метко оцениваются различные жизненные позиции, высмеиваются недостатки, восхваляются положительные качества людей. Особое место в произведениях устного народного творчества занимают уважительное отношение к труду, восхищение мастерством человеческих рук. Благодаря этому, фольклор является богатейшим источником познавательного и нравственного развития.
Потешки очень помогают мне наладить эмоциональный контакт с детьми при приеме, одевании, кормлении, укладывании спать и в игровой деятельности: 
Одевание на прогулку 
Раз, два, три, четыре, пять 
Собираемся гулять. 
Если хочешь прогуляться, 
Нужно быстро одеваться, 
Дверцу шкафа открывай, 
И одежду доставай. 
Обед 
На того кто ест опрятно, 
И смотреть всегда приятно, 
Мы едим всегда красиво, 
После скажем всем «спасибо». 
Вот и полдник подошел, 
Сели дети все за стол. 
Чтобы не было беды, 
Вспомним правила еды: 
Наши ноги не стучат, 
Наши язычки молчат, 
За обедом не сори, 
Насорил — так убери. 
Умывание 
Нужно мыться непременно 
Утром, вечером и днем, 
Перед каждою едою, 
После сна и перед сном. 
Щечки мыли? 
Глазки мыли? 
Ручки мыли? 
ДА!!! 
И теперь мы чистые- 
Зайчики пушистые! 
Расчёсывание 
Дружат волосы с расческой, 
Хороша моя прическа. 
Расти коса до пояса, 
Не вырони ни волоса. 
Расти, коса, не путайся, 
Маму, дочка, слушайся. 
Перед сном 
Баю-баю, баиньки 
В огороде заиньки, 
Зайки травушку едят 
Детке спать велят 
Спят медведи и слоны, 
Заяц спит и ежик. 
Все давно уж спать должны, 
Наши дети тоже 
За многовековую историю России создано огромное количество пословиц и поговорок. Язык пословиц прост и доступен даже детям, излучает остроту и юмор. С незапаметных времен эти маленькие жемчужины народной мудрости живут в разговорной речи, выражая все оттенки отношения людей в обществе, друг к другу.
Пословицы и поговорки украшают речь ребенка, делая ее более образной и живой, расширяется словарный запас, развивается воображение. 
Пословицы и поговорки использую в процессе повседневного общения с детьми.
— подбадриваю робкого: «Смелость города берет»;
— если ребенок ленится: «Люди жать — а он с поля бежать», «У лодыря Егорки всегда отговорки»;
— во время приема пищи: «Когда я ем, я глух и нем»;
— во время одевания на прогулку: «Семеро одного не ждут»;
— а если неаккуратно оделся: «Поспешишь — людей насмешишь»;
— кто отвлекается от работы, в зависимости от конкретной ситуации, говорю: «Где много слов, там мало дела» или «Большой говорун, плохой работун»;
— во время наблюдения за цветами: «Весна красна цветами»;
— пословицы о труде: «Сделал дело — гуляй смело», «Любишь кататься, люби и саночки возить» .
Широко использую в своей деятельности загадки, как в непосредственно-образовательной деятельности, так и в трудовой и игровой деятельности детей, в быту. Они пробуждают ребенка к наблюдению, размышлению, познанию. Средствами загадки формируется любовь к родному языку, живому, образному и точному слову, вводят ребенка в мир народной поэзии. Они обогащают слух ребенка разнообразными рифмами и мелодиями. Ритмико-мелодическая основа жанра загадки тесно связана с другими жанрами народного творчества-сказками , песнями, пословицами. Иногда четкий ритм загадки совпадает с ритмом считалочки: 
Принялась она за дело,
Завизжала и запела.
Ела, ела дуб, дуб
Поломала зуб, зуб (пила)
В других случаях плавная мелодия загадки напоминает напевный речетатив народной сказки. В темной темнице
Красны девицы
Без нитки, без спицы
Вяжут вязеницы (пчелы в улье)
Или присказки:
Летит птица,
Ни перната,
Ни крылата,
Носик долог,
Голос тонок,
Кто ее убьет,
Человечью кровь прольет (комар)
Напевность народных загадок, их эпическое спокойствие, лирическую задумчивость учитывают и современные авторы
Как по небу с севера
Плыла лебедь серая,
Плыла лебедь сытая,
Вниз кидала – сыпала
На поля — озерушки
Белый пух да перышки (туча) А.Рождественская
Эта загадка по ритму и мелодии напоминает плавную народную песню или былину.
Былинный ритм создается повторением, одного и того же слова плыла, характерной для народной речи тавталогией кидала-сыпала и объединением предметов по смежности-на поля — озерушки.
Отгадывание загадок способствует активному развитию речи детей. Сама природа загадки, ее назначение требуют от разгадывающего вдумчивого отношения к ее языковой форме: словарю, морфологии, синтаксису. Загадки дают ребенку большое число новых или малознакомых для него слов: кушак, кафтан, хоромы, сито, лыко, хлев и др .Они помогают увидеть вторичные значения слов. «Идут часы», льет дождь «идет дождь» В загадке дети воспринимают слова сопоставлено, объединено: Стучат, стучат, не велят скучать, идут, идут, а все тут да тут (часы) Загадки развивают детские языковые представления о возможностях переносного употребления слова: Без ног бегут , без крыльев летят, без паруса плывут (облака) 
Под влиянием загадок у ребенка складывается привычка рассматривать слово как живое и многогранное речевое средство. Это совершенствует не только языковую подготовку ребенка, но успешно развивает мыслительные способности.
Таким образом, через устное народное творчество ребёнок не только овладевает родным языком, но и, осваивая его красоту, лаконичность приобщается к культуре своего народа, получает первые впечатления о ней, устанавливает преемственность между прошлым и будущим.

Источник

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

«Развитие речи детей через устное народное творчество» Выполнила: Орлова Е.В

Описание слайда:

«Развитие речи детей через устное народное творчество» Выполнила: Орлова Е.В. воспитатель МДОАУ детский сад общеразвивающего вида с. Наумовка

2 слайд

Актуальность использования фольклора в ДОУ Овладение родным языком является

Описание слайда:

Актуальность использования фольклора в ДОУ Овладение родным языком является одним из важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. В конце 20 в. в нашу жизнь начала вливаться огромная лавина заимствованных терминов из иностранных языков, что угрожает языку, а значит культуре. Поэтому проблема развития речи детей дошкольного возраста средствами разных форм фольклора имеет особую значимость.

3 слайд

Целью моей работы – формирование интереса к фольклору и обогащение словарног

Описание слайда:

Целью моей работы – формирование интереса к фольклору и обогащение словарного запаса воспитанников, развитие грамматической стороны речи, диалогической и монологической связной речи. Задачи: 1.Познакомить с малыми фольклорными жанрами; 2.Формировать устную речь и навыки речевого общения с окружающими; 3.Создать благоприятные условия для эмоционального контакта с воспитанниками; 4.Способствовать развитию речи через использование малого фольклорного жанра; 5.Развивать речь воспитанников с помощью различных методов и приемов работой со сказкой; 6.Формировать представления о сказке; 7.Воспитывать интерес к УНТ.

4 слайд

Устное народное творчество нужно нам для: - развития просодической стороны р

Описание слайда:

Устное народное творчество нужно нам для: — развития просодической стороны речи (дыхание, темпы, ритм, тембр, интонационная выразительность) ; — автоматизации звуков; — развития связной речи; -развития фонематического слуха (звуковой анализ, дифференциация звуков); -развития умения играть; -развития юмора и воображения; -усвоения нравственных заповедей; -воспитания любви к народному творчеству, формирования умения воспринимать фольклорные тексты, слушать и слышать силу народного слова.

5 слайд

Жанры детского фольклора, используемые в работе: колыбельные песни; потешки;

Описание слайда:

Жанры детского фольклора, используемые в работе: колыбельные песни; потешки; пословицы и поговорки; скороговорки; загадки; считалки, мирилки; заклички; приговорки; народные игры; сказки.

6 слайд

 Развивающая среда

Описание слайда:

Развивающая среда

7 слайд

Колыбельные песни (спутники детства) Развивает речь детей Образное восприяти

Описание слайда:

Колыбельные песни (спутники детства) Развивает речь детей Образное восприятие Обогащают словарь Развивают грамматический строй речи (кот – котенька – коток – котя — котик) Котя, котенька-коток, Котя — серенький хвосток! Приди, котик, ночевать, Мои детоньку качать, прибаюкивать. Уж как я тебе, коту, За работу заплачу: дам кусок пирога да кувшин молока.

8 слайд

Потешки Установить контакт с ребенком Вызвать положительные эмоции Развивает

Описание слайда:

Потешки Установить контакт с ребенком Вызвать положительные эмоции Развивает речь в период адаптации; в режимных моментах; на прогулке; в непосредственно образовательной деятельности: в игре; в свободной деятельности.

9 слайд

Пословицы и поговорки Учатся выражать свои мысли и чувства Учатся творчески

Описание слайда:

Пословицы и поговорки Учатся выражать свои мысли и чувства Учатся творчески использовать слово Развивается умение образно описывать предмет Пектаграммы Мышление Развивают память Воображение Пектагарммы использую и при составление загадок

10 слайд

Способствует эмоционально положительному овладению родной речью Народные, хо

Описание слайда:

Способствует эмоционально положительному овладению родной речью Народные, хороводные игры. «Заинька, выйди в круг, серенький, выйди в круг… Еще не балуйся, лучше поцелуйся…» «Каравай, каравай, кого хочешь выбирай….»

11 слайд

Считалки (помогают распределять роли в игре так, чтобы всем было весело и ни

Описание слайда:

Считалки (помогают распределять роли в игре так, чтобы всем было весело и никому не обидно). Катилось яблочко Мимо сада, Мимо огорода, Мимо чистокола, Кот вон выйдет. Тот его поднимет Дразнилки (использую, чтобы научить не обижаться на других, дать ответ не обидев другого, подмечать плохое.) Мирилки (Использую для того чтобы помирить воспитанников). Мизинчик, мизинчик, Пойдем в магазинчик, Купим конфетки, Чтоб не ругались детки!

12 слайд

Сказка развивает воображение, фантазию; побуждает воспитанников к сочинитель

Описание слайда:

Сказка развивает воображение, фантазию; побуждает воспитанников к сочинительству.

13 слайд

Использование фольклора в театрализованной деятельности. «…колобок, колобок,

Описание слайда:

Использование фольклора в театрализованной деятельности. «…колобок, колобок, я тебя съем…» «…внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку…»

14 слайд

Использование фольклора в театрализованной деятельности. «…колобок, колобок,

Описание слайда:

Использование фольклора в театрализованной деятельности. «…колобок, колобок, я тебя съем…» «…внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку…»

15 слайд

Использование фольклора в театрализованной деятельности. «…колобок, колобок,

Описание слайда:

Использование фольклора в театрализованной деятельности. «…колобок, колобок, я тебя съем…» «…внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку…»

16 слайд

 Спасибо за внимание!

Описание слайда:

Спасибо за внимание!

Выберите книгу со скидкой:

Использование унт в развитие речи ребенка

БОЛЕЕ 58 000 КНИГ И ШИРОКИЙ ВЫБОР КАНЦТОВАРОВ! ИНФОЛАВКА

Инфолавка — книжный магазин для педагогов и родителей от проекта «Инфоурок»

Использование унт в развитие речи ребенка

Курс профессиональной переподготовки

Воспитатель детей дошкольного возраста

Использование унт в развитие речи ребенка

Курс повышения квалификации

Использование унт в развитие речи ребенка

Курс повышения квалификации

Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

также Вы можете выбрать тип материала:

Общая информация

Номер материала:

ДВ-464014

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Источник

Татьяна Жучкова
Использование устного народного творчества в развитии речи детей

Актуальность

Интерес современной науки к проблемам устного народного творчества, его природе, способам обогащения очень велик. Существует прямая зависимость между использованием в процессе обучения и воспитания устного народного творчества в развитии речи детей. Велико значение русских народных сказок, шуток, потешек, пословиц, прибауток для пробуждения любви к Родине, родному языку, для нравственного и художественного воспитания детей. Тема развития речи была всегда очень важной в воспитании дошкольников. А в последние годы ее актуальность носит все более значимый характер, потому что развитие речи и мышления – это один из важных разделов педагогики, направленный на умственное развитие ребенка.

Цель исследования:

Изучение методических аспектов обучения пересказу посредством русских народных сказок.

Объект исследования: Устное народное творчество в развитие речи детей.

Предмет исследования: Использование устного народного творчества в развитие речи детей старшего дошкольного возраста.

Гипотеза:

Обучение пересказу будет более эффективным, если использовать в работе русские народные сказки.

Задачи исследования

Изучить психолого-педагогическую литературу по теме.

Осуществить отбор методических критериев и средств для проведения экспериментальной работы.

Разработать и провести педагогический эксперимент по теме.

Проанализировать получившиеся результаты; сформировать педагогические выводы.

Глава 1. Теоретические основы использования устного народного творчества

в развитии речи детей.

1.1. Устное народное творчество.

1.2. Сказка, как методическое средство обучения связной речи.

1.3. Пересказ, как метод развития связной монологической речи.

Глава 2. Педагогический эксперимент

2.1. Констатирующий этап

Опытная работа была проведена в городе Бор Нижегородской области, МБДОУ №8 «Жемчужинка».

Для определения уровня развития речевых навыков была отобрана группа детей в составе 20 человек, 9 мальчиков и 11 девочек. Для констатирующего эксперимента была подобрана методика- «Пересказ текста» (В. И. Яшина)

Качественно-количественный анализ данных позволяет сделать вывод о том, что у большинства детейвозникают трудности при пересказе произведения: им сложно осуществить смысловую переработку текста, выделить основную мысль автора, не все достаточно полно владеют лексическими и синтаксическими средствами.

Эти данные легли в основу формирующего эксперимента.

Рисунок — График обследования по пересказу русской народной сказки «У страха глаза велики».

2.2. Формирующий этап

Цель: повышение уровня развития связной речи детей старшего дошкольного возраста за счет проведения ряда мероприятий.

Произведение для чтения и пересказа тщательно подбирались в соответствии с определёнными требованиями (хорошо выраженная последовательность действий, чёткая композиция сюжета, доступный детям словарь, включение в текст прямой речи).

Чтение русской народной сказки и игра –драматизация русской народной сказки «Лиса и козёл»

Пересказ русской народной сказки «Петух и собака».

 Пересказ русской народной сказки «Колосок»

Театрализованная деятельность детей по русской народной сказки «Колосок»

Рассказывание и пересказ сказки Р. Киплинга «Слоненок»

 Пересказ рассказа П. Бажова «Серебряное копытце»,

 Пересказ рассказа В. Бианки «Купание медвежат»

На протяжение всего педагогического эксперимента проводилась работа с родителями. Очень важно было убедить родителей в значимости устного народного творчества как средства формирования ценностных личностных ориентиров, заручиться

их поддержкой и помощью.

Консультация «Устное народное творчество, как средство развития речи детей».

Статья «Что за прелесть эти сказки» .

Изготовление буклета «Пословицы, поговорки-жемчужины народного творчества».

Оформить альбом «Устное народное творчество или Роль фольклора в развитии детей».

Совместное творческоесотрудничество позволило сделать следующие выводы: Родительский коллектив стал главным заинтересованным лицом и помощником по приобщению детей к истокам устного народного творчества способствующей развитию личностных качеств ребенка, раскрытию его творческого потенциала средствами фольклорной игры и различных видов музыкальной деятельности.

2.3. Контрольный этап

Цель: выявления влияния разработанной системы руководства деятельностью пересказывания на повышение уровня связной монологической речи детей старшего дошкольного возраста.

Для пересказа был взят рассказ В. Бианки «Купание медвежат».

Цель методики: выявить понимание темы произведения, умение связно, логично, последовательно передавать его содержание.

Оценка результатов осуществлялась по тем же критериям, что и в констатирующем эксперименте. Обобщение результатов эксперимента, позволяет сделать следующие выводы.

Контрольный эксперимент выявил положительную динамику в развитии связной монологической речи дошкольников у шестерых детей.

Обращает на себя внимание тот факт,

что дети стали ориентироваться

в композиционном строении текста,

сохранять логику в процессе

усложнения содержания произведения,

использовать обороты авторского

текста и продуктивно оформлять высказывание. Все это свидетельствует о том, что выдвинутая нами гипотеза правомерна и получила свое подтверждение.

Вывод :

В процессе обучения пересказу литературных произведений у детей старшей группы сформировался комплекс речевых навыков в области монологической речи, словаря, грамматики, что объясняется особенностями вариативного обучения предсказыванию, которое обеспечивает речевую активность детей, осмысленность при передаче литературного образца, осознанное использование образных языковых средств, передаче собственных мыслей и развернутых речевых высказываний, обогащенных разнообразными лексическими и грамматическими категориями.

Развитие родной речи детей, овладение богатствами родного языка, составляет один из основных элементов формирования личности, освоения выработанных ценностей национальной культуры, тесно связано с умственным, нравственным, эстетическим развитием, является приоритетным в языковом воспитании и обучении дошкольников.

Источник