Использование природы во всестороннем развитии ребенка

Ирина Нарзулаева
Роль природы во всестороннем развитии личности ребенка дошкольного возраста

Общение с природой положительно влияет на человека, делает его добрее, мягче, будит в нем лучшие чувства. Особенно велика роль природы в воспитании детей. Экологическое развитие затрагивает весь комплекс присущих каждой личности субъектно- личностных свойств и качеств, психических процессов и психологических образований. В процессе взаимодействия с окружающим миром формируются соответствующие черты характера, манеры поведения, формы реакции, представления, убеждения, интересы, склонности. Характерными чертами личности становятся самосознание, ценностные отношения, ответственность за свои поступки.

В дошкольном учреждении ребят знакомят с природой, происходящими в ней в разное время года изменениями. На основе приобретенных знаний формируются такие качества, как реалистическое понимание явлений природы, любознательность, умение наблюдать, логически мыслить, эстетически относится ко всему живому. Любовь к природе, навыки бережного отношения к ней, забота о живых существах рождают не только интерес к природе, но и способствуют формированию у детей лучших черт характера, таких, как патриотизм, трудолюбие, гуманность, уважение к труду взрослых, охраняющих и умножающих природные богатства.

Познание природы имеет многообразное значение для умственного воспитания ребенка. Природа способствует обогащению представлений о мире, расширяет кругозор, раскрывает связи и закономерности в природе, развивает умственные способности: сообразительность, критичность и самостоятельность мышления, целенаправленное внимание, анализирующее восприятие, образную память, наблюдательность.

Ребенок учится сопоставлять факты, анализировать их, делать несложные умозаключения и выводы, т. е. учится активно, творчески и самостоятельно мыслить. С развитием мышления тесно связано и развитие речи ребенка, расширение словарного запаса. Неотъемлемая часть умственного воспитания — сенсорная культура. Она направлена на совершенствование анализаторов, накопление у детей чувственного опыта, что является основой для последующих обобщений, формирования элементарных природоведческих понятий.

Изучение объектов и явлений природы способствует развитию памяти — свойства сохранять в сознании воспринимаемую информацию и воспроизводить ее. Наблюдения в природе развивают образную память и логическую память.

Общение с природой развивает мышление детей — процесс сознательного отражения действительности в ее объективных свойствах, связях и отношениях, недоступных не-посредственному чувственному восприятию.

Дошкольники овладевают разнообразными мыслительными операциями: анализом, синтезом, сравнением, обобщением, абстрагированием и др. Развитие мыслительных операции помогает систематизировать и интерпретировать информацию, поступающую из окружающего мира.

В непосредственном соприкосновении с природой развивается наблюдательность и любознательность.

Природа выступает как средство нравственного воспитания. Ухаживая и наблюдая за птичкой, рыбками, белкой, ежом, дети учатся заботливому и бережному отношению к ним. Ответная реакция животного на заботу и ласку ребенка, его привязанность к ребенку воспитывает в детях доброту и сердечность. Наблюдая жизнь естественной природы, дети постигают суть категорий добра и зла, учатся любить родную природу, у них формируются навыки поведения, соответствующие этическим нормам.

Природа способствует эстетическому воспитанию. «Природа — источник творческого вдохновения, источник подъема всех духовных сил человека, не только взрослого, но и ребенка». Природа помогает окрашивать в эмоциональные тона все восприятия окружающей действительности. Вот это эмоциональное отношение к окружающей природе, неисчерпаемому источнику красоты, и должна воспитывать система образовательных учреждений у детей. Во все времена и эпохи природа оказывала огромное влияние на человека, на развитие его творческих способностей, являясь в то же время неиссякаемым источником для всех самых смелых и глубоких дерзаний человека. Великий критик Белинский считал природу «вечным образцом искусства». Композитор Чайковский, высоко ценя искусство в жизни человека, писал: «Восторги от созерцания природы выше, чем от искусства». Многоголосое звучание земли русской нашло отражение в творчестве талантливых русских композиторов С. В. Рахманинова, Н. А. Римского-Корсакова, М. П. Мусоргского и других. Неповторимое богатство красок природы запечатлели в своих полотнах И. И. Левитан, И. И. Шишкин, И. Грабарь и другие.

Прекрасное в природе безгранично и неисчерпаемо. Поэтому природа -источник для искусства. Прекрасное в природе было и остается предметом художественного освоения ее. Поэтому великие художники — всегда первооткрыватели прекрасного в окружающем мире. Умение видеть природу — первое условие воспитания мироощущения единства с ней, первое условие воспитания через природу. Оно достигается лишь при постоянном общении с природой. Чтобы ощущать себя частью целого, человек должен не эпизодически, а постоянно находиться во взаимоотношениях с этим целым. Вот почему гармония педагогических воздействий требует постоянного общения с природой.

Природа является одним из факторов, влияющих на развитие и формирование эстетических чувств, она неисчерпаемый источник эстетических впечатлений и эмоционального воздействия на человека. В жизни людей природа занимает значительное место, способствует формированию и развитию эстетических чувств и вкусов. Любовь к родной природе воспитывается с раннего возраста. «Именно в

это время необходимо прививать детям любовь к красоте, гармонии, целесообразности, единству, которые царят в ней».

Природа — средство трудового воспитания. Дошкольники овладевают практическими умениями и навыками: уход за растениями и животными в уголке природы, на участке; экологическая забота о природных объектах в своем микрорайоне, фенологические наблюдения и фиксация их результатов, изготовление простейших коллекций, макетов. На основе сочетания умственного и физического труда у детей воспитываются личностные качества: трудолюбие, добросовестное отношение к труду.

Читайте также:  Центр развития ребенка я сам курган

Общение детей с природой оказывает благотворное влияние и на их физическое развитие. Прогулки с детьми в природу улучшают общее физическое состояние ребенка. Движения на свежем воздухе, игры в лесу и парке, труд на огороде и в цветнике развивают мышцы и укрепляют нервную систему. В процессе знакомства со своим организмом у детей формируются гигиенические навыки, развивается стремление быть здоровым.

Т. е. в процессе ознакомления детей с природой осуществляются всестороннее развитие личности ребенка дошкольного возраста.

Источник

Роль природы во всестороннем развитии личности ребенка             

дошкольного возраста.

Общение с природой положительно влияет на человека, делает его добрее, мягче, будит в нем лучшие чувства. Особенно велика роль природы в воспитании детей. Экологическое развитие затрагивает весь комплекс присущих каждой личности субъектно- личностных свойств и качеств, психических процессов и психологических образований. В процессе взаимодействия с окружающим миром формируются соответствующие черты характера, манеры поведения, формы реакции, представления, убеждения, интересы, склонности. Характерными чертами личности становятся самосознание, ценностные отношения, ответственность за свои поступки.

В дошкольном учреждении ребят знакомят с природой, происходящими в ней в разное время года изменениями. На основе приобретенных знаний формируются такие качества, как реалистическое понимание явлений природы, любознательность, умение наблюдать, логически мыслить, эстетически относится ко всему живому. Любовь к природе, навыки бережного отношения к ней, забота о живых существах рождают не только интерес к природе, но и способствуют формированию у детей лучших черт характера, таких, как патриотизм, трудолюбие, гуманность, уважение к труду взрослых, охраняющих и умножающих природные богатства.

Познание природы имеет многообразное значение для умственного воспитания ребенкаПрирода способствует обогащению представлений о мире, расширяет кругозор, раскрывает связи и закономерности в природеразвивает умственные способности: сообразительность, критичность и самостоятельность мышления, целенаправленное внимание, анализирующее восприятие, образную память, наблюдательность.

Ребенок учится сопоставлять факты, анализировать их, делать несложные умозаключения и выводы, т. е. учится активно, творчески и самостоятельно мыслить. С развитием мышления тесно связано и развитие речи ребенка, расширение словарного запаса. Неотъемлемая часть умственного воспитания — сенсорная культура. Она направлена на совершенствование анализаторов, накопление у детей чувственного опыта, что является основой для последующих обобщений, формирования элементарных природоведческих понятий.

Изучение объектов и явлений природы способствует развитию памяти — свойства сохранять в сознании воспринимаемую информацию и воспроизводить ее. Наблюдения в природе развивают образную память и логическую память.

Общение с природой развивает мышление детей — процесс сознательного отражения действительности в ее объективных свойствах, связях и отношениях, недоступных не-посредственному чувственному восприятию.

Дошкольники овладевают разнообразными мыслительными операциями: анализом, синтезом, сравнением, обобщением, абстрагированием и др. Развитие мыслительных операции помогает систематизировать и интерпретировать информацию, поступающую из окружающего мира.

В непосредственном соприкосновении с природой развивается наблюдательность и любознательность.

Природа выступает как средство нравственного воспитания. Ухаживая и наблюдая за птичкой, рыбками, белкой, ежом, дети учатся заботливому и бережному отношению к ним. Ответная реакция животного на заботу и ласку ребенка, его привязанность к ребенку воспитывает в детях доброту и сердечность. Наблюдая жизнь естественной природы, дети постигают суть категорий добра и зла, учатся любить родную природу, у них формируются навыки поведения, соответствующие этическим нормам.

Природа способствует эстетическому воспитанию. «Природа — источник творческого вдохновения, источник подъема всех духовных сил человека, не только взрослого, но и ребенка». Природа помогает окрашивать в эмоциональные тона все восприятия окружающей действительности. Вот это эмоциональное отношение к окружающей природе, неисчерпаемому источнику красоты, и должна воспитывать система образовательных учреждений у детей. Во все времена и эпохи природа оказывала огромное влияние на человека, на развитие его творческих способностей, являясь в то же время неиссякаемым источником для всех самых смелых и глубоких дерзаний человека. Великий критик Белинский считал природу «вечным образцом искусства». Композитор Чайковский, высоко ценя искусство в жизни человека, писал: «Восторги от созерцания природы выше, чем от искусства». Многоголосое звучание земли русской нашло отражение в творчестве талантливых русских композиторов С. В. Рахманинова, Н. А. Римского-Корсакова, М. П. Мусоргского и других. Неповторимое богатство красок природы запечатлели в своих полотнах И. И. Левитан, И. И. Шишкин, И. Грабарь и другие.

Прекрасное в природе безгранично и неисчерпаемо. Поэтому природа -источник для искусства. Прекрасное в природе было и остается предметом художественного освоения ее. Поэтому великие художники — всегда первооткрыватели прекрасного в окружающем мире. Умение видеть природу — первое условие воспитания мироощущения единства с ней, первое условие воспитания через природу. Оно достигается лишь при постоянном общении с природой. Чтобы ощущать себя частью целого, человек должен не эпизодически, а постоянно находиться во взаимоотношениях с этим целым. Вот почему гармония педагогических воздействий требует постоянного общения с природой.

Читайте также:  Развитие для ребенка 5 месяцев

Природа является одним из факторов, влияющих на развитие и формирование эстетических чувств, она неисчерпаемый источник эстетических впечатлений и эмоционального воздействия на человека. В жизни людей природа занимает значительное место, способствует формированию и развитию эстетических чувств и вкусов. Любовь к родной природе воспитывается с раннего возраста. «Именно в

это время необходимо прививать детям любовь к красоте, гармонии, целесообразности, единству, которые царят в ней».

Природа — средство трудового воспитания. Дошкольники овладевают практическими умениями и навыками: уход за растениями и животными в уголке природы, на участке; экологическая забота о природных объектах в своем микрорайоне, фенологические наблюдения и фиксация их результатов, изготовление простейших коллекций, макетов. На основе сочетания умственного и физического труда у детей воспитываются личностные качества: трудолюбие, добросовестное отношение к труду.

Общение детей с природой оказывает благотворное влияние и на их физическое развитие. Прогулки с детьми в природу улучшают общее физическое состояние ребенка. Движения на свежем воздухе, игры в лесу и парке, труд на огороде и в цветнике развивают мышцы и укрепляют нервную систему. В процессе знакомства со своим организмом у детей формируются гигиенические навыки, развивается стремление быть здоровым.

Т. е. в процессе ознакомления детей с природой осуществляются всестороннее развитие личности ребенка дошкольного возраста.

Источник

Екатеррина Видова
Природа как субъект всестороннего развития личности ребенка

Выступление

на методическом объединении педагогов дополнительного образования МБОУ ДОД СЮТур

по теме «Природа как субъект всестороннего развития личности»

Всё хорошее в людях — из детства!

Как истоки добра пробудить?

Прикоснуться к природе всем сердцем:

Удивиться, узнать, полюбить!

Ещё античные мыслители Аристотель, Демокрит, затем классики мировой и отечественной педагогики Ян Амос Коменский, Ж. Ж. Руссо, Константин Дмитриевич Ушинский считали совершенной саморазвивающую природу ребёнка, а в природной среде видели идеальные условия для проявления человеческой натуры и развития личности. Отсюда — необходимость целенаправленного организованного приобщения детей к природе, которая находит свою реализацию в процессе экологического воспитания.

Природа — важнейшее средство воспитания и развития детей. Сколько открытий делает ребенок, общаясь с ней! Неповторимо каждое живое существо, увиденное малышом.

Разнообразны и природные материалы (песок, глина, вода, снег и т. д., с которыми дети так любят играть. Ни один дидактический материал не сравнится с природой по разнообразию и силе развивающего воздействия на ребенка. Предметы и явления природы наглядно предстают перед детьми. Таким образом, малыш непосредственно, с помощью органов чувств, воспринимает многообразие свойств природных объектов: форму, величину, звуки, краски, пространственное положение, движение и т. д. У него формируются первоначальные конкретные и яркие представления о природе, которые в дальнейшем помогают ему увидеть и понять связи и отношения природных явлений, усвоить новые понятия. Многие связи и отношения между природными явлениями дети познают в процессе наблюдений.

Воспитание злобы или добра начинается в раннем детстве, задолго до того, как малыш скажет «мама» или начнет ходить.

Его погремушки изображают рыбку, птичку, на его чашечке и распашонке нарисованы цыплята, мишки и зайчики.

Природа, которую наблюдает ребенок, оставляет в нем неизгладимое впечатление, формирует эстетические чувства. Очень важно учить ребенка с самого раннего детства понимать красоту живой природы, любоваться пестрым оперением птиц, радоваться их пению, удивляться догадливости собаки. В общении с живой природой воспитывается у детей любовь к родному краю.

Прививать с раннего возраста любовь к природе необходимо по двум причинам: во-первых, для воспитания заботливого отношения к животному и растительному миру; во-вторых, для развития более сложных нравственных чувств и качеств: гуманизма, добросердечности, сочувствия. Поведение ребёнка в природе порой противоречиво: положительно относясь к объектам природы, дети часто совершают отрицательные поступки (рвут понравившиеся цветы и тут же бросают их, мучают — «ласкают» котенка и пр.)

Иногда ошибочно думают, что эмоциональное воздействие природы является естественной основой для положительного к ней отношения. Из внешнего отношения к природе не рождается, а только может родиться глубокое осознанное чувство любви и гуманного отношения к ней.

Интересный пример приведен в книге Б. Рябинина «О любви к живому». «Ребенок пугает голубей. На первый взгляд невинное занятие. Но ведь он развлекается, пугая, ему нравится, что голуби при его приближении взмахивают крыльями и улетают, что его боятся, — и вот тут-то, как говорится, и зарыта собака, здесь корень и первопричина зла».

Необходимо руководство взрослого, чтобы внешнее эмоциональное отношение к природе переросло в нравственно-эстетическое чувство, предполагающее активную, действенную позицию ребёнка.

Важно создать эмоциональный контакт ребенка с природой: пусть самостоятельно побродит, отыщет что-то необычное, тихо посидит на пригорке, послушает пение птиц или журчание ручья, просто поглядит вокруг себя.

Читайте также:  Развития ребенка в доу для психолога

Познание ребёнком природы затрагивает не только область ума, но и область нравственных чувств.

Природа является важнейшим источником для развития речи ребенка. Дает не только нравственное и духовное развитие, но и благоприятно влияет на здоровье ребенка.

Огромную пользу здоровью оказывают наши леса. Выделяемый листьями деревьев кислород крайне необходим для дыхания.

О пользе солнца известно еще с древних времен, особенно с закаливающей целью. В солнечном спектре наряду с видимыми световыми лучами присутствуют и невидимые инфракрасные и ультрафиолетовые лучи. Под влиянием инфракрасных лучей расширяются сосуды, усиливается кровообращение, улучшается питание тканей, что способствует устранению воспалительных процессов. Ультрафиолетовые лучи, в отличие от инфракрасных, не обладают согревающим действием, они не ощутимы телом и проникают в кожу на значительно меньшую глубину. Вместе с тем биологическая активность их значительно выше, так как под действием ультрафиолетовых лучей в коже образуется витамин Д, предупреждающий развитие рахита у детей. Кроме того, ультрафиолетовые лучи обладают бактерицидным (убивающим микробов) действием, оказывают благоприятное влияние не только на кожу, но и способствуют укреплению организма в целом.

Важным природным лечебным фактором является песок. Лечение нагретым песком издавна применялось как лечебное средство при рахите, хронических заболеваниях суставов.

Чистый морской воздух также обладает целебными свойствами. В нем большое содержание микрокристаллов солей (хлорида, сульфата, бромида, йодида натрия, кальция и магния, что улучшает восстановительные процессы в слизистой оболочке дыхательных путей, стимулирует местный иммунитет, способствует устранению воспалительных процессов в бронхах и легких. Более того, насыщенный йодидами и бромидами морской воздух способствует улучшению сна, уменьшению раздражительности ребенка.

Красота природы играет большую роль в воспитании духовного благородства. Природа является источником добра, ее красота влияет на духовный мир человека. Красота природы воспитывает утонченность чувств, помогает ощущать красоту человека.

Легкий плеск воды и шум прибоя, птичьи голоса, журчание ручья, тихий шелест листвы всегда приятны человеку. Они успокаивают его, снимают стрессы.

Человек всегда стремится в горы, на берег моря, реки или озера, в лес.

Здесь он чувствует прилив сил, бодрости. Недаром говорят, что лучше всего отдыхать на лоне природы. Окружающий ландшафт может оказывать различное воздействие на психоэмоциональное состояние. Созерцание красот природы стимулирует жизненный тонус и успокаивает нервную систему.

Без помощи взрослого ребенок не всегда может увидеть красоту природы, и поэтому взрослые должны помочь увидеть выразительность природы, ее красоту, настроить душу ребенка на ее восприятие.

Во время прогулок интересно показать ребенку растения, занесенные в Красную книгу, познакомить с лекарственными растениями, деревьями и кустарниками рассказать, почему их так называют.

Наблюдения, прогулки в природу целесообразно связывать с чтением книг о растениях и животных, рисованием, рассказыванием. Хорошо, когда в доме часто звучат стихи о природе, а вечером дети вместе с родителями рассматривают репродукции картин И. И. Левитана, И. И. Шишкина, сами придумывают незатейливые стишки и зарисовывают увиденное в природе.

Очень полезно в доме иметь какое — нибудь животное: собаку, кошку, рыбок и других; с которым ребенок может общаться, разговаривать, играть. При этом родители являются примером заботливого, внимательного отношения к живым объектам и поясняют детям, что благополучие животного зависит от выполнения ребенком поручения по уходу за ним.

Наличие знаний ещё не говорит об осознанном и устойчивом положительном отношении ребёнка к природе. Поэтому так важно включать ребёнка в ежедневную заботу о растениях и животных.

Таким образом, дети будут знать, что они живые существа и у них есть потребности в определенных условиях жизни. Без этих условий они не могут оставаться живыми, здоровыми и радовать нас.

Ребенок, встречаясь с природой, в силу своей эмоциональной непосредственности, живет реакцией, не только созерцает прекрасное, но и действует, стремится все увиденное рассмотреть, обследовать со всех сторон, может нанести вред.

Задача взрослых: объяснить, что только бережное отношение каждого человека к каждому растению и животному поможет всем людям сохранить нашу планету красивой и уютной. Люди – это часть природы. Все существа, живущие на Земле, взаимосвязаны и важны друг для друга. Вместе все мы отвечаем за то, чтобы природа сохранялась везде: в лесу, в реке, в городе. Научить детей любить и охранять природу родного края – наша общая задача.

Подводя итог, мы понимаем, что в природе нет мелочей. И важно, чтобы дети научились не только оберегать и любить все живое, но и прослеживать последствия действий человека. Наша цель – вырастить молодое поколение ответственным, мудрым, экологически мыслящим. Вся надежда на наших детей, им предстоит исправлять ошибки прошлых поколений и спасать такую маленькую, хрупкую и такую большую нашу планету. И, кто знает, может быть, через пятьдесят или сто лет человечество обретет «потерянный рай», научится жить в гармонии и дружбе со всеми живыми существами. Давайте надеяться.

Источник