Использование народных игр в развитии ребенка

Валентина Корсакова
Значение народных игр в воспитании дошкольников

«Значение народных игр для детей дошкольного возраста«

Ведущей деятельностью детей дошкольного возраста является игра. Именно она помогает освоить ребенку опыт человеческой деятельности. В игровых условиях отношения между детьми являются практическими умениями их первых коллективных взаимодействий. Нельзя забывать, что игра является важным средством воспитания. Она — уникальный феномен общечеловеческой культуры, поскольку у каждого века, у каждой эпохи, у каждого конкретного этноса, у любого поколения есть свои любимые игры.

С введением нового Закона РФ «Об образовании», Федеральных государственных образовательных стандартов, с определением новых целей образования, предусматривающих достижение не только предметных, но и личностных результатов, ценность игры ещё больше возрастает. Использование игры в образовательных целях в процессе реализации программ психолого-педагогического сопровождения позволяет развивать коммуникативные навыки, лидерские качества, формировать компетенции и учить ребенка учиться в эмоционально комфортных для него условиях и сообразно задачам возраста.

Воспитание с помощью народных игр в дошкольных организациях реализуется через воспитательный процесс, т. е. взаимодействия педагогов и детей с целью их ориентации на саморазвитие, самовоспитание, самообразование. Русские народные игры для детей носят педагогическую ценность, оказывают большое влияние на воспитание ума, характера, воли, развивают нравственные чувства, физически укрепляют ребёнка, создают определённый духовный настрой, интерес к народному творчеству.

Выдающийся советский педагог Надежда Константиновна Крупская отмечала: «Игра есть потребность растущего детского организма. В игре развиваются физические силы ребёнка, твёрже делается игра, гибче тело, вернее глаз, развиваются сообразительность, находчивость, инициатива. В игре вырабатываются у ребят организационные навыки, развиваются выдержка, умение взвешивать обстоятельства».

Актуальность нашей работы заключается в том, что в последние годы современные дошкольники отдают предпочтение компьютерным играм, занятиям с конструкторами, просмотру мультфильмов и другим малоподвижным видам деятельности. Народные игры почти исчезают сегодня из детства. Воспитателям дошкольных организаций надо помнить, что народные игры являются национальным богатством. Мы должны сохранить их в дошкольном детстве.

Трудно себе представить ребячью жизнь без игр, весёлых, шумных, нередко с песнями, считалками, загадками.

Родина впервые предстаёт перед ребёнком в образах, звуках, и красках, в играх. Всё это изобилие несёт в себе народное творчество, богатое и разнообразное по своему содержанию.

Весёлые игры – это наше детство. Все мы помним прятки, салочки, ловишки! Когда они возникли, кто придумал эти игры? Так же как сказки и песни, игры создал народ.

Игра – непременный спутник детства. Игра, — говорил А. М. Горький, — путь детей к познанию мира, в котором они живут и который признаны изменить».

Рассмотрим понятие «русские народные игры». Народная игра – это одно из средств сохранения и передачи общечеловеческих ценностей и традиций народа. Посредством народной игры входит в социум, осваивает нравственный, трудовой и эстетический опыт предыдущих поколений. Она связана с песней, плясками, потешками, загадками, сказками

Народные игры являются традиционным средством педагогики. В них отражается образ жизни народа, его быт, труд, обычаи. Участие в них формирует у участников представления о чести, смелости, мужестве, желание стать сильными, ловкими, выносливыми; способность проявлять смекалку, выдержку, выдумку, находчивость, волю, стремление к победе. Игры являются не только развлечением и забавой, но и приучают к труду, дисциплине, соблюдению правил, формируют умение контролировать свои действия, правильно и объективно оценивать поступки других, развивают чувство справедливости.

Русские народные игры имеют многовековую историю, они сохранились и дошли до наших дней из глубокой старины, передавались из поколения в поколение, вбирая в себя лучшие национальные традиции. Собирались мальчишки и девчонки вечером на деревенской улице или за околицей, водили хороводы, пели песни, без устали бегали, играя в горелки, салочки, состязались в ловкости, играя в лапту.Зимой развлечения носили иной характер: устраивались катания с гор, игры в снежки; на лошадях катались по деревням с песнями и плясками. Для всех народных игр характерна любовь русского человека к веселью, удальству.

Русские народные игры для детей дошкольного возраста ценны в педагогическом отношении, оказывают большое влияние на воспитание ума, характера, развивают нравственные чувства, физически укрепляют ребёнка, создают интерес к народному творчеству.

Народные игры являются неотъемлемой частью интернационального, художественного и физического воспитания дошкольников. Радость движения сочетается с духовным обогащением детей. У них формируется устойчивое, заинтересованное, уважительное отношение к культуре родной страны, создаётся эмоционально положительная основа для развития патриотических чувств: любви и преданности Родине.

По содержанию все народные игры классически лаконичны, выразительны и доступны ребёнку. Они вызывают активную работу мысли, способствуют расширению кругозора, уточнению представлений об окружающем мире, совершенствованию всех психических процессов, стимулируют переход детского организма к более высокой ступени развития. Именно поэтому игра признана ведущей деятельностью ребёнка – дошкольника.

Воспитательное значение народных игр трудно переоценить, вот почему педагог должен уметь использовать их в учебно-воспитательном процессе.При организации и выборе игр необходимо учитывать многие факторы:

Возраст играющих.

Место для проведения игр.

Количество участников игры.

Наличие инвентаря для игр.

В большинство русских народных игр играют на свежем воздухе. Игры эти очень разнообразны, требуют много движения, находчивости, смекалки, дают массу всяких физических навыков и умений! Поэтому они отлично закаляют тело и душу. Такие игры не только полезны для здоровья, но и необходимы для воспитания смелости, ловкости, упорства в достижении цели, то есть для становления характера человека.

Игры русских детей были очень разнообразны, классифицировать их довольно сложно. Учёные, занимавшиеся их изучением, обычно выделяют игры пальчиковые, драматические, состязательные, хороводные и орнаментальные.

В пальчиковых играх движения пальцев ребёнка соединяются с короткими ритмичными стихами. Обычно в такие игры играли взрослые с маленькими детьми. Во время совместных игр ребёнок испытывал радость от тесного контакта со взрослыми.

В основе драматических игр лежало действие, развивающееся в диалоге персонажей. Это маленькие, разыгрываемые детьми пьески, персонажами их могут быть люди, животные, птицы, причём все они сохраняют свои природные качества: силу, храбрость, ум, хитрость, трусливость. Игра сопровождается пением песенок.

Отличительной особенностью состязательных игр является установка на победу, утверждение превосходства. Состязание может быть простым, например в беге, прыжках, в ловкости, и усложнёнными, то есть с применением какого –либо инвентаря: верёвок, мячей, шаров, палок, камешков, костей. В состязательных играх распределение ролей происходит с помощью различных жеребьёвок, считалок. Во многих из них практикуется наказание побеждённого или проигравшего.

Орнаментальные и хороводные игры представляют собой коллективное песенно-хореографическое действо. Игроки двигаются хореографическим шагом по кругу или навстречу друг другу двумя шеренгами под пение песен. В хоровод часто включается пантомима, элементы драматического действия, а так же элементы плясок, прыжки, хлопанье в ладоши, притопы, присядки, кручения.

Итак, мы охарактеризовали детей дошкольного возраста, дали понятие игра, познакомились с историей возникновения народных игр, рассмотрели классификацию и типологию народных игр. Можно сделать вывод, что народные игры важны в жизни ребёнка. Они разнообразны и интересны детям. Поэтому их использование в дошкольном детстве необходимо.

Многие народные игры мы применяем в своей практике. Играем с детьми во время прогулки, в свободное время, а также не исключаем народные

игры в дни, когда музыкальные и физкультурные занятия. В такие дни подбирались игры с менее активными действиями. Подвижные игры проводятся на улице во время прогулки, а в группе используем игры малой подвижности.

Читайте также:  Художественно эстетическое воспитание и развитие ребенка

Наблюдая за детьми, мы замечаем, что они стали знать больше игр, возрос интерес к народным играм. Дошкольники стали с удовольствием играть в такие игры. Они стали выносливее, ловчее. При организации народных игр у детей развивается гибкость, быстрота, сила, а так же образное мышление, самостоятельность, в целом, укрепляется здоровье.

Мы заметили, что дети получают огромное удовольствие, играя в народные игры. Они активны, веселы, дружелюбны, готовы прийти в игре друг другу на помощь. Продолжая в дальнейшем эту работу, ребёнок будет постоянно совершенствовать свои навыки и умения.

Народные игры вызывают активную работу мысли, способствуют расширению кругозора, уточнению представлений об окружающем мире, совершенствованию всех психических и физических процессов, стимулирует переход детского организма к более высокой ступени развития. Игровая ситуация увлекает и воспитывает ребенка. В народных играх много познавательного материала, содействующего расширению сенсорной сферы ребенка, развитию его мышления и самостоятельности действий, а также в них много юмора, шуток, соревновательного задора; движения точны и образны, часто сопровождаются неожиданными веселыми моментами, заманчивыми и любимыми детьми считалками, жеребьевками, потешками. Они сохраняют свою художественную прелесть, эстетическое значение и составляют ценнейший, неоспоримый игровой фольклор.

На современном этапе народные игры являются таким же важным и сильным фактором воздействия на личность ребенка, как

Источник

Людмила Лебединская
Роль народных игр в развитии ребёнка дошкольного возраста

Роль народных игр в развитии ребёнка

дошкольного возраста

Подвижная игра – естественный спутник жизни ребёнка, источник радостных эмоций, обладающий великой воспитательной силой. В народных подвижных играх ярко отражается образ жизни людей, их быт, труд, национальные устои, представление о чести, смелости, мужестве, желание обладать силой, ловкостью, выносливостью, быстротой и красотой движений, проявлять смекалку, творческую выдумку, находчивость, волю и стремление к победе.

Народные игры являются неотъемлемой частью интернационального, художественного и физического воспитания дошкольников. У них формируется устойчивое, заинтересованное, уважительное отношение к культуре родной страны, создается эмоционально положительная основа для развития патриотических чувств.

Дети разных национальностей, посещая детские сады, повседневно общаются, рассказывают сказки, рисуют, играют в разные игры, поют и танцуют, внося в свою деятельность элементы национальной культуры. Педагог помогает детям понять, что людей разных национальностей объединяет интерес к культуре и искусству, дружба, взаимопомощь, уважение к человеку. По содержанию все народные игры выразительны и доступны ребёнку. Они вызывают активную работу мысли, способствуют расширению кругозора, уточнению представлений об окружающем мире, стимулируют переход детского организма к более высокой ступени развития. Именно поэтому игра признана ведущей деятельностью ребёнка – дошкольника. В народных играх много шуток, юмора, соревновательного задора; движения точны и образны, часто сопровождаются неожиданно весёлыми моментами, заманчивыми и любимыми детьми считалками, жеребьёвками, потешками.

Основным условием успешного внедрения игр в жизнь дошкольников всегда было и остаётся глубокое знание и свободное владение обширным игровым репертуаром. Педагог, творчески используя игру как эмоционально – образное средство влияния на детей, пробуждает интерес, воображение, добиваясь активного выполнения игровых действий. В ходе игры педагог привлекает внимание детей её содержанию, следит за точностью движений, которые должны соответствовать правилам, за дозировкой физической нагрузки, поддерживает и регулирует эмоционально – положительное настроение и взаимоотношения играющих, приучает их ловко и стремительно действовать в создавшейся игровой ситуации, добиваться достижения общей цели и при этом испытывать радость.

Главная задача педагога заключается в том, чтобы научить детей играть активно и самостоятельно. Только в этом случае они приучаются сами в любой игровой ситуации регулировать степень внимания и мышечного напряжения, находить выход из критического положения, быстро принимать решения и приводить его в исполнение, проявлять инициативу, дошкольники приобретают важные качества, необходимые им в будущей жизни.

Работая с детьми педагогу надо помнить, что впечатления детства глубоки и неизгладимы в памяти человека. Они образуют фундамент для развития его нравственных чувств, создания и дальнейшего проявления их в общественно полезной и творческой деятельности.

Источник

Жанна Рагимова
Особенности использования народных игр в работе с дошкольниками

«Особенности использования народных игр в работе с дошкольниками»

Инструктор по ФК: Рагимова Ж. Е.

Цель: приобщение детей к культуре народов России.

Задачи:1. Изучить влияние народных игр на развитие детей дошкольного возраста.

2. Внедрение народных игр в работу с детьми дошкольниками.

3. Организация и проведение народных подвижных игр с воспитателями дошкольного учреждения.

Каждому народу на нашей планете принадлежат свои традиции, песни и конечно же игры. Вот уже многие века эти игры присутствуют в повседневной жизни детей и взрослых, вырабатывают жизненно важные качества: выносливость, силу, ловкость, быстроту, прививают честность, справедливость и достоинство.

Русские народные игры своими корнями уходят на несколько тысячелетий назад, и испокон веков передавались от поколения к поколению, впитывая в себя лучшие традиции нашего народа.

Народные игры не только несут в себе традиции народа, но и оказывают большое влияние на воспитание характера, силы воли, интереса к народному творчеству у подрастающего поколения и развивают детей физически.

Народная игра – это игра, которая широко распространена в

национальном сообществе в определенный исторический период,

отражающая особенности этого сообщества.

Народные игры выражают ментальность и культуру своей нации,

поэтому на них влияют такие внешние факторы как : экономические, социальные, политические, и прочие процессы.

Народная игра- феномен народной культуры, служащая одним из инструментов приобщения детей к традициям своего народа, что, безусловно, способствует воспитанию духовности, формирования системы общечеловеческих ценностей у детей.

Народная игра формирует высокие моральные качества у ребенка параллельно развивая его физически, умственно и в многих других направлениях. Многие народные игры используются для становления культуры общения у детей дошкольного возраста. Таким образом, вводить детей в мир народной культуры, обучая детей культуре общения можно включив народную игру в учебно-воспитательный процесс.

Народная игра, как воспитательное средство, привлекательна тем, что она прививает ребенку такие народные традиции как: трудовые, семейные, празднично-игровые и прочие. Благодаря этому воспитатель может ненавязчиво приобщить детей к народной культуре, этике, поведенческим нормам. Именно поэтому в народных играх используются устоявшиеся прибаутки, подвижные и развивающие элементы, которые интересны детям разного возраста.

Игры передаются детям не только от старшего поколения, но и от сверстников, и именно благодаря этому народные игры сохранились в нашей культуре. Мало кто даст ответ на вопрос: «Когда они возникли?» Но, безусловно, можно утверждать, что они созданы народом так же, как песни, сказки, поговорки и т. п. По этому признаку они и называются – народными.

В народном фольклоре существует множество хороводных игр. В них действие завязано на особых ритмах и текстах, которые дети изображают движениями. Песня тесно связана с народной игрой.

С течением времени народная педагогика определила принадлежность народных игр, к определенным возрастным категориям, хотя многие народные игры очень гибки в возрастном отношении.

Используя народные игры как инструмент развития, необходимо выполнять следующие  задачи:

Познакомить детей с народными праздниками, их историей. Привить желание хранить и передавать народные традиции

Способствовать развитию  творческих и организаторских способностей, инициативы.

Развивать координацию движений, мышечный тонус, артистические умения.

Читайте также:  Лисина м и психология развития ребенка

Завлекая ребенка в яркий мир народных игр, соревнований и национальных праздников, мы воспитываем детей физически и духовно здоровыми.

В ходе занятий с детьми мы решаем следующие задачи:

• знакомим дошкольников с нравственно-этическими ценностями, традициями и обычаями народов населяющих территорию России;

•формируем устойчивый интерес к народной культуре;

• вызываем неподдельный интерес к национальным видам спорта;

• укрепляем здоровье, а так же развиваем детей физически ;

•обогащаем лексикон своих воспитанников;

• воспитываем патриотизм к родному краю.

Структура организации досуга с детьми содержит следующие составляющие:

•Изготовление инвентаря для игры. Подготовка (изготовление) инвентаря для народных игр.

• Беседа. Перед озвучиванием игры проводится беседа, активирующая ранее приобретенные знания детей о национальной игре на предыдущих занятиях.

• Проведение игры.

•Творческие задания. Составление рассказов, стихотворения, рисунки узоров с использованием орнаментов, организовать выставку работ дошкольников и родителей.

Проведение народной игры преследует три основные цели:

•познавательная (приобщает детей к народной культуре, расширяет круг знаний школьников о традициях, обычаях, укладе жизни народов России);

•развивающая (способствует развитию навыков налаживания межкультурных отношений);

• воспитательная (налаживает межэтнические взаимоотношения и взаимопонимания).

Источник

Наталья Игнатьева
Использование русских народных игр в развитии двигательной активности детей

ВВЕДЕНИЕ

Весёлые подвижные игры – это наше детство. Кто не помнит неизменных салочек, ловушек, пряток! Кто придумал эти игры? Когда они возникли?На этот вопрос есть только один ответ: они созданы народом, так же как сказки и песни.

Русские народные игры имеют давнюю историю, они сохранились и дошли до наших дней из глубокой старины, передавались из поколения в поколение, вбирая в себя лучшие национальные традиции.

Народные игры оказывают большое внимание на воспитание ума, характера, воли, развивают нравственные чувства, физически укрепляют ребёнка, создают определенный духовный настрой, интерес к народному творчеству. Так же игры являются универсальным средством формирования взаимоотношений взрослых с ребёнком и детей между собой. Способствуют развитию навыков общения, пространственной ориентировки, речи, расширению кругозора, уточнению представлений об окружающем мире. Народные игры включают в единое действие и детей, и взрослых, они классически лаконичны, выразительны и доступны ребёнку. В них много юмора, шуток, соревновательного задора. В детском саду используются народные игры на музыкальных и физкультурных занятиях, прогулках, при проведении народных праздников («Масленица», «Троица» и других).

Народные подвижные игры влияют на воспитание воли, нравственных чувств, развитие сообразительности, быстроты реакции, физически укрепляют ребёнка. Через игру воспитывается чувство ответственности перед коллективом, умение действовать в команде.

Классификация народных подвижных игр

По возрасту (для детей младшего, среднего и старшего дошкольного возраста). Различают игры по содержанию, тематике и организации.

Народные подвижные игры имеют правила. Народные подвижные игры различаются по двигательному содержанию (игры с бегом, игры с прыжками, метание и т. д.). Некоторые из них можно проводить как в теплое, так и в холодное время года.

По образному содержанию подвижные игры делятся на сюжетные и бессюжетные.

Особую группу составляют игры-хороводы – это маленькие театрализованные представления, где Вы как будто переноситесь в иной мир, становитесь царевичем и царевной, серым зайкой или злым волком.

По динамическим характеристикам различаются игры большой и малой подвижности, пригодные для проведения в ненастную погоду на ограниченной площадке.

Выбор игры

Подбирая игру, воспитатель обращается, прежде всего к программе воспитания и обучения в детском саду. Программный перечень игр составлен с учетом общей и двигательной подготовленности детей конкретного возраста и направлен на решение соответствующих учебно-воспитательных задач. Программные требования являются критерием и для подбора народных и традиционных для данного региона подвижных игр, для варьирования двигательных заданий в знакомых играх.

Каждая игра должна давать наибольший двигательный и эмоциональный эффект. Поэтому не следует выбирать среди них такие, которые содержат незнакомые движения, чтобы не задерживать детей.

Двигательное содержание игр должно сочетаться с условиями проведения. Игры с бегом на скорость, с метанием в подвижную цель или вдали не удастся как следует провести в помещении. Важно также учитывать погодные условия. Для зимней прогулки, например, подойдут динамичные игры.

Регламентируем выбор игры и её место в режиме дня. Игры более динамичные целесообразны на первой прогулке, особенно если ей предшествовали занятия со значительным умственным напряжением и однообразным положением тела.

На второй прогулке можно проводить разные по двигательной характеристике игры, но, учитывая общую усталость детей к концу дня, не следует разучивать новые.

Создание интереса к игре

Во всех возрастных группах во время игры надо поддерживать интерес детей к ней. Особенно важно создать его в самом начале, чтобы придать целенаправленность игровым действиям. Приёмы создания интереса тесно примыкают к приёмам сбора детей. Иногда это одно и то же. Можно, например,задать детям интригующий вопрос: «Хотите быть лётчиками? Бегите на аэродром.»

Огромные эффект имеет использование атрибутов. Например,воспитательница надевает маску-шапочку: «Смотрите, дети, какой большой косолапый мишка пришёл к вам играть!» — или «Сейчас я кому-нибудь надену шапочку, и у нас будет зайчик… Ловите его! Или «Угадайте, кто прячется за моей спиной?» — говорит воспитательница, манипулируя звучащей игрушкой.

В старших группах приёмы создания интереса используются главным образом при разучивании. Это могут быть стихи, песенки, загадки (в том числе и двигательные) на тему игры, рассматривание следов на снегу или значков на траве, по которым нужно найти спрятавшихся, переодевание и др.

Объяснение игры

Объяснение игры должно быть кратким и понятным, интересным и эмоциональным. Все средства выразительности – интонация голоса, мимика, жесты, а в сюжетных играх и имитация – должны найти целесообразное применение в объяснениях, для того чтобы выделить главное, создать атмосферу радости и придать целенаправленность игровым действиям. Таким образом, объяснение игры – это и инструкция, и момент создания игровой ситуации. Содержание объяснения зависит от возраста, подготовленности детей и вида игры.

Для детей младшего возраста объяснение ведётся поэтапно, т. е. в ходе игровых действий. Оно может иметь форму двигательного рассказа. Например, игра «Самолёты». Сидят на скамейке лётчики, ждут команды, чтобы отправиться в полёт. Вот приходит командир –воспитательница надевает фуражку: — готовьтесь к полёту! Или игра «Воробушки и кот»: «Лежит на лавочке кот, греется на солнышке. Очень хочется ему поймать какую-нибудь птичку. А в это время воробушки расправили крылышки и полетели искать зёрнышки…»

Представительное объяснение игры для старших дошкольников происходит с учётом возросших психологических возможностей детей. Это учит их планировать свои действия. Принципиально важно является последовательность объяснения,аналогичная арифметической задаче: сначала условие, потом вопрос. На практике, к сожалению,распространена такая ошибка: воспитатель сначала назначает ребёнка на главную роль, и когда он начинает объяснять правила, дети уже теряют интерес, и игра не удаётся. То же самое получается, когда перед объяснением правил детям раздают атрибуты.

Нужно использоватьследующую последовательность объяснения: назвать игру и её замысел, предельно кратко изложить содержание, подчеркнуть правила, напомнить движение (если нужно, распределить роли, раздать атрибуты, разместить играющих на площадке, начать игровые действия. Специально разучивать слова при объяснении не следует – дети естественно запомнят их в ходе игры.

Если игра знакома детям, то вместо объяснения нужно вспомнить с ними отдельные важные моменты. В остальном схема действий воспитателя сохраняется.

Читайте также:  Развитие экспрессивной и импрессивной речи ребенка

Распределение ролей в игре

Роли определяют поведение детей в игре. Ведущая роль – всегда соблазн. Поэтому при распределении ролей могут случится различные конфликты.

Распределение ролей следует использовать в воспитательных целях. Выбор на главную роль дети должны воспринимать как поощрение со стороны воспитателя, который доверяет им выполнить важное поручение. Назначение на главную роль – наиболее распространённый приём. Выбор воспитателя должен быть обязательно мотивирован.Например: «Дети, пусть первым ловишкой будет Алёша – у него сегодня день рождения. Это наш ему подарок. Согласны?» или «Маша первая услышала зазывалочку и быстро прибежала. Она будет затейница…» или «Ульяночка загадала лучшую загадку про нашу игру. Пусть она назначит лису…»

Для назначения на ведущую роль часто используются считалочки.Они предупреждают конфликты: на кого выпало последнее слово, тот и будет водить.По-настоящему считалочки понятны старшим детям: за рукой считающего ревниво следят все. Поэтому делить слова на части нельзя. Считалочка должна быть безукоризненной в педагогическом смысле.

Распределить роли можно при помощи «волшебной палочки», всевозможных вертушек (юлы, обруча, кеглей и др., при помощи перехваток и т. д.

Руководство ходом игры

В целом контроль за ходом игры направлены на выполнение её программного содержания. Это обусловливает выбор конкретных методов и приёмов.

Педагогу необходимо следить за движениями дошкольников: поощрять удачное исполнение, подсказывать лучший способ действия, помогать личным примером.

То же самое касается правил. Охваченные радостным настроением или образом, особенно в сюжетных играх, дети нарушают правила. Не надо упрекать их за это, а тем более исключать из игры. Лучше похвалить того, кто действовал правильно.

Повторение и продолжительность игр для каждого возраста регламентированы программой, но воспитатель должен уметь оценивать и реальную ситуацию. Если дети во время бега покашливают, значит, они устали и не могут перевести дыхание. Необходимо переключиться на другую, более спокойную игру.

Важным моментом руководства является участие воспитателя в игре. С детьми младшего возраста обязательно непосредственное участие педагога,который чаще всего сам выполняет главную роль: в знакомых играх исполнение главной роли поручается детям. Руководство детьми старшего возраста непосредственное. Но иногда воспитатель участвует в игре, если, например, по условиям игры требуется определенное число играющих.

Итог игры должен быть оптимистичным, коротким и конкретным. Малышей надо обязательно похвалить.

Варьирование и усложнение подвижных игр

Подвижные игры – школа движений. Поэтому по мере накопления детьми двигательного опыта игры нужно усложнять. Кроме того, усложнение делает хорошо знакомые игры более интересными. Варьируя игру, нельзя менять замысел и композицию игры,но можно:

• Увеличить количество повторений и общую продолжительность игры;

• Усложнить двигательное содержание («воробушки» из домика не выбегают, а выпрыгивают);

• Изменить размещение играющих на площадке (ловишка находится не сбоку, а в середине площадки);

• Сменить сигнал (вместо словесного – звуковой или зрительный);

• Провести игру в нестандартных условиях 9по песку бежать труднее; в лесу, убегая от ловишки, можно повиснуть, обхватить ствол дерева руками и ногами);

• Усложнить правила (в старшей группе можно выручать пойманных, увеличить число ловишек и т. п.).

Задачи, решаемые при проведении подвижных игр

В формировании разносторонне развитой личности ребёнка подвижным играм отводится важнейшее место. Опираясь на общие цели физического воспитания дошкольников, выделим основные задачи, решаемые при проведении подвижных игр. К ним оздоровительные, воспитательные, образовательные.

Оздоровительные задачи подвижных игр. При правильной организации занятий с учётом возрастных особенностей и физической подготовленности, занимающихся подвижные игры оказывают благоприятное влияние на рост, развитие и укрепление костно-связочного аппарата, мышечной системы, на формирование правильной осанки у детей, а также повышают функциональную деятельность организма.

Воспитательные задачи подвижных игр.Подвижные игры в большой степени способствуют воспитанию физических качеств: быстроты, ловкости, силы, выносливости, гибкости, и что немаловажно, эти физические качества развиваются в комплексе.

Большинство подвижных игр требует от участников быстроты. Это игры построенные на необходимости мгновенных ответов на звуковые, зрительные, тактильные сигналы, игры с внезапными остановками, задержками и возобновлением движений, с преодолением небольших расстояний в кратчайшее время.

Для воспитания силы хорошо использовать игры, требующие проявления умеренных по нагрузке, кратковренных скоростно-силовых напряжений. Совершенствование гибкости происходит в играх, связанных с частым изменением направления движений.

Соревновательный характер коллективных подвижных игр также может активизировать действия игроков, вызывать проявление решительности, мужества и упорства для достижения цели.

Подвижная игра носит коллективный характер. Мнение сверстников, как известно, оказывает большое влияние на поведение каждого игрока. В зависимости от качества выполнения роли тот или иной участник подвижной игры может заслужить поощрение или, наоборот, неодобрение товарищей; так дети приучаются к деятельности в коллективе.

Кроме того, занятия играми вырабатывает координированные, экономичные и согласованные движения; игроки приобретают умения быстро входить в нужный темп и ритм работы, ловко и быстро выполнять разнообразные двигательные задачи, проявляя при этом необходимые усилия и настойчивость, что важно в жизни.

Образовательные задачи подвижных игр.Игра оказывает большое воздействие на формирование личности: это такая сознательная деятельность, в которой проявляется и развивается умение анализировать, сопоставлять, обобщать и делать выводы. Занятия играми способствуют развитию у детей способностей к действиям, которые имеют значение в повседневной практической деятельности, в самих занятиях играми, а также в гимнастике, спорте и туризме.

Оздоровительные, воспитательные и образовательные задачи надо решать в комплексе, только в таком случае каждая подвижная игра будет эффективным средством разностороннего физического воспитания детей. Таким образом, подвижная игра – независимое средство пополнения ребёнком знаний и представлений об окружающем мире, развития мышления, ценных морально-волевых и физических качеств. Однако следует помнить, что при проведении подвижных игр в силу их специфики, прежде всего, решаются задачи собственного физического воспитания.

Основная задача подвижных игр — укреплять здоровье занимающихся, способствовать их правильному физическому развитию; содействовать овладению жизненно необходимыми двигательными навыками, умениями и совершенствованию в них; развитие реакции, развитие ловкости, познание движения и новых возможностей тела.

Конспект

Тема занятия: «Колобок»

Фольклорное содержание: использование на занятии сюжета русской народной сказки «колобок». Проведение русских народных игр «Лиса», «Пятнашки».

Инвентарь: сундук, письмо, мячи, кубики, обручи.

Основные задачи:

1. Учить детей прокатывать мычи вокруг кубиков.

2. Закреплять умение прыгать из обруча в обруч на двух ногах.

3. Учить детей перебрасывать друг другу мяч, прокатывать мяч по гимнастической скамейке.

Ход занятия:

Воспитатель: Показывает детям сундучок и письмо, читает его.

Посылаю тебе, внук,

Замечательный сундук.

В нём найдёшь ты колобок!

Но висит на нём замок.

Чтоб открыть его ты смог,

Нужно знать простое слово.

Только скажешь – и готово.

Какое же это слово, ребята?

Дети: пожалуйста.

Дети открывают сундук. Берут каждый по мячу (колобку).

Воспитатель: Сейчас мы с вами отправимся в сказку «Колобок».

Влево, вправо повернись,

В этой сказке очутись.

Покатились колобки по полянам, по лесам. Дети катят мячи «змейкой» вокруг кубиков. Катятся колобки, катятся, а навстречу им зайчики.

Влево, вправо повернись,

И в зайчаток превратись.

Дети закатывают мычи в обруч. Проводится русская народная игра «Пятнашки».

Воспитатель:

Зайчики перебегают

То лужок, то лесок.

В лесу хворост собирают,

Скок да скок, скок да скок.

Дети прыгают из обруча в обруч.

Зде?