Использование круп в развитии мелкой моторики ребенка

Использование круп в развитии мелкой моторики ребенка thumbnail

Консультация для родителей

Тема беседы «Развитие мелкой моторики посредством использования крупы»

Использование круп в развитии мелкой моторики ребенка

Автор: Орехова Вера Александровна, воспитатель МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида № 125», г. Воронеж
Описание: данный материал будет интересен и полезен педагогам для проведения консультаций и работы с родителями.
Цель:
Привлечение внимания родителей к осознанию важности развития мелкой моторики в жизни ребенка.
Вопросы для обсуждения:
1.Значимость и важность развития мелкой моторики в жизни ребенка;
2.Как можно использовать крупу для развития мелкой моторики;
3.Рекомендации, советы и примеры по использованию круп в творческой деятельности с детьми.

Педагог-классик В.А. Сухомлинский писал, что «истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев, от них, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Чем больше уверенности и изобретательности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие руки с орудием труда, тем сложнее движения необходимые для этого взаимодействия, тем ярче творческая стихия детского разума, чем больше мастерства в детской руке, тем ребенок умнее».
Одним из важных аспектов развития дошкольника , является развитие мелкой моторики и координации движений пальцев рук.
Значимость развития мелкой моторики пальцев рук получила научное обоснование.
Исторические исследования дают понять: развитие функции руки и речи шло одновременно, ведь первой формой общения первобытных людей были именно жесты. Можно говорить о том, что ход развития речи ребенка аналогичен: сначала развиваются тонкие движения пальцев рук, затем появляется артикуляция слогов, а все последующие совершенствования речевых реакций стоят в прямой зависимости от степени тренировки движения пальцев рук.

Сегодня я хочу рассказать, как можно использовать крупы для развития мелкой моторики в домашних условиях.
Крупа — очень полезный и приятный материал для занятий с ребенком.
Первое что надо сделать – познакомить ребенка с крупами. Для этого можно взять несколько небольших емкостей – и насыпать в каждую – какую-то крупу. Для этого подойдут любые крупы, которые есть в доме: фасоль, горох, греча, пшено, манка.

Использование круп в развитии мелкой моторики ребенка

Познакомьте ребенка с крупами, дайте ребенку потрогать фасоль, горох, гречку, поиграть с ней. Пусть вытащит на стол и сложит обратно.
Играя с крупами, мы делаем пальчики ребенка более чувствительными и ловкими. Ведь взять в руки крупинку – очень сложно для ребенка.

Предлагаю несколько игровых упражнений.
1.Насыпьте в ёмкость гречку, пусть ребенок опустит в нее свои ручки и пальчиками перетирает крупинки, зажимает поочередно в кулачки. Отличный массаж пальчиков. Предложите пересыпать гречку из одной ладошки в другую.

Использование круп в развитии мелкой моторики ребенка

2.Можно спрятать в крупу маленькую игрушку, например из киндера, и предложить отыскать «клад».

Использование круп в развитии мелкой моторики ребенка

3.Смешайте, например две крупы в одной миске и дать задание ребенку разделить их и разложить по своим тарелочкам.

Использование круп в развитии мелкой моторики ребенка

4.Насыпьте в мелкую тарелочку, можно использовать небольшой поднос, манку и предложите ребенку что-нибудь нарисовать. Детям очень нравится данное упражнение, их фантазии просто нет предела.

Использование круп в развитии мелкой моторики ребенка

Использование круп в развитии мелкой моторики ребенка

Использование круп в развитии мелкой моторики ребенка

5.Можно завязать ребенку глаза и предложить на ощупь определить вид крупы.

Использование круп в развитии мелкой моторики ребенка

Играя в эти игры, мы развиваем: мелкую моторику рук, значит, развиваем речь, память, внимание.
Пальчиковая гимнастика.
Игра с горошком.
Дома я одна скучала,
Горсть горошинок достала.
Прежде чем игру начать,
Надо пальчику сказать:
-Пальчик, пальчик, мой хороший,
Ты прижми к столу горошек,
Покрути и покатай
И другому передай.

Теперь, хочу предложить несколько самых простых примеров использования крупы для творческой деятельности, в результате которой, развивается мелкая моторика рук.

«Яблочко»
Вырезать круг из картона, приклеить трафарет яблочка. Размазать пластилин, снять трафарет. Теперь можно украшать крупами.

Использование круп в развитии мелкой моторики ребенка

Можно просто предложить ребенку самому придумать сюжет и воплотить его при помощи пластилина и крупы на лист бумаги.

Использование круп в развитии мелкой моторики ребенка

«Баночка»
Насыпать слоями в баночку разные крупы и украсить баночку. Замечательный подарок маме или близким людям. Так же такая баночка станет прекрасным украшение любой кухни.

Использование круп в развитии мелкой моторики ребенка

Использование круп в развитии мелкой моторики ребенка

Использование круп в развитии мелкой моторики ребенка

«Грибок»
Распечатайте картинку грибочка. Пусть ребенок размажет пластилин и украсит крупами.
Получается замечательный грибок, и такая работа очень нравится детям.

Использование круп в развитии мелкой моторики ребенка

Использование круп в развитии мелкой моторики ребенка

Использование круп в развитии мелкой моторики ребенка

«Уточка»
Работа выполняется аналогично грибочку.

Использование круп в развитии мелкой моторики ребенка

«Сердечко»

Использование круп в развитии мелкой моторики ребенка

Для самых маленьких.

Использование круп в развитии мелкой моторики ребенка

К Пасхе можно сделать вот такие яички.

Использование круп в развитии мелкой моторики ребенка

Использование круп в развитии мелкой моторики ребенка

Я предложила несколько вариантов, это лишь малая часть того, как можно с пользой занять ребенка.
Поверьте, детям очень нравится игры с крупами, нравится делать поделки, используя крупы.
Уважаемые родители, уровень развития речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений рук-движений, которые способствуют развитию внимания, мышления, памяти, зрительного и слухового восприятия, речи.
Следовательно, работа по развитию мелкой моторики должна проводиться регулярно. Только тогда может быть достигнут наибольший эффект.

Читайте также:  Рекомендации родителям по развитию воображения ребенка

Рекомендуем посмотреть:

Использование круп в развитии мелкой моторики ребенка
Воспитание и развитие дошкольников. Советы для родителей

Использование круп в развитии мелкой моторики ребенка
Конспект НОД в младшей группе «В мире игрушек»

Использование круп в развитии мелкой моторики ребенка
Игровые технологии в логопедической работе с дошкольниками

Использование круп в развитии мелкой моторики ребенка
Игровое пособие по развитию мелкой моторики для младшей группы детского сада

Источник

Татьяна Киселева
Игры-упражнения с крупами на развитие мелкой моторики рук и развитие речи

Игры — упражнения с крупами на развитие мелкой моторики рук и развитие речи.

Игры с крупами — не только отличное развивающее занятие для детей. Они оказывают еще и успокоительный эффект. Игры с крупой — это важнейший этап в развитии для детей любого возраста, ребенку нужно развивать мелкую моторику и мышление. В этом очень помогают простые игры и развлечения с крупами. Игры для детей легко организовать дома, так как все необходимые материалы есть на кухне у каждой хозяйки. — Игры с крупой развивают мелкую моторику ребенка. Он старательно держит предметы и пытается не просыпать ничего мимо — Развиваются тактильные, осязательные чувства ребенка. Когда он достает игрушку, которая погружена в крупу, не видя ее он чувствует ее форму, ее текстуру и мозг додумывает, как выглядит предмет и что это такое — — Рисование на крупе развивает фантазию ребенка и образное мышление, ведь рисунки на крупе — это образы, которые мозг должен додумать, чтобы понять, что на ней изображено. — — Переливая жидкости и крупы, малыш задействует все свое внимание и концентрацию на предмете, старается удержать его и понимает, что каждое вещество имеет свои свойства, одни из них пересыпать легко, а другие могут пролиться мимо. — Важно после таких игр ребенка включать в процесс уборки за собой. Во-первых, он понимает, как собрать крупу и воду другим способом, а во-вторых, он понимает, что сам должен прибирать последствия своих игр, а это может помочь в будущем в сборе игрушек и уборке комнаты. Пусть малыш воспринимает уборку, как часть игры, а не как скучное обязательное занятие. Для таких игр подойдет любая крупа, имеющаяся в доме — фасоль, горох, гречка, пшено, рис, манка, а также макароны и соль. Также пусть у вас будут под рукой орехи, пуговицы, мелкие игрушки, небольшие машинки, миски разного размера, ситечко, игрушечная посуда, пинцет, мерные ложки. Чтобы потом крупа не валялась по всему дому, выделите для игры специальное место — Играть можно в стульчике для кормления либо за обычным столом. — Можно поставить миски с крупой в неглубокий тазик или на поднос с бортиками, чтобы крупа не разбежалась по полу. – А, можно посадить ребенка играть в ванну, постелив на дно коврик. Кроме простого перебирания крупы, можно предложить ребенку и другие интересные и полезные игры. С их помощью можно не только развивать мелкую моторику, но и практические навыки, координацию движений, логическое мышление, фантазию, умение считать и даже читать. Я предлагаю перечень игр с крупой:

1. Перекладывать крупу из миски в миску с помощью ложки.

2. Пересыпать крупу из миски в миску с помощью небольшой кружки.

3. Пересыпать крупу в бутылку с помощью воронки.

4. Сгребать крупу маленьким игрушечным экскаватором.

5. Перекладывать крупу с помощью пинцета.

6. Бросать крупинки в небольшое отверстие, например, в горлышко бутылки или в отверстие в коробке, баночке.

Чтобы было интереснее, можно на коробку наклеить изображение птички,которую будем кормить зернышками:

7. Искать руками в крупе клад — мелкие игрушки.

8. Искать в манке, соли или муке игрушки, макароны, орехи, фасоль, крупу с помощью ситечка.

9. Нанизать макароны с широким просветом на шнурок так, чтобы получились бусы или браслет.

10.Сортировать: смешать, например, макароны и фасоль, а затем предложить малышу разложить их по разным мискам.

11. Сортировать разную крупу по цвету, форме, размеру.

12. Заготовить один ряд различных круп в лотке для яиц и такие же крупы в отдельные миски. Задание — найти пару, сложить такой же ряд круп.

13. Муку, манку или соль насыпать на поднос ровным слоем и рисовать на ней пальчиком или палочкой образы или дорожки между игрушками.

14. Выкладывать из крупы дорожки – короткую и длинную, различные рисунки, геометрические фигуры, буквы и т. д.

Читайте также:  Психологические отклонения в развитии ребенка

15. Выкладывать из фасоли дорожки разной длины, считать и сравнивать фасоль — на сколько в одной дорожке больше, чем в другой.

16. Сыпать мелкую крупу или соль щепоткой.

17. Когда ребенок научится сыпать щепоткой, предложите ему рисовать таким образом дорожки от одного предмета к другому.

18. Провести клеем-карандашом невидимые линии или рисунок, насыпать сверху манку, а потом сдуть лишнее.

19. Нанести на бумагу клей ПВА, насыпать хаотично разные виды круп — получится абстрактная интересная аппликация.

20. Использовать крупу в аппликациях в сочетании с цветной бумагой и другими материалами.

21. Нанести клей на раскраску и заполнить каждую ее часть крупой определенного цвета.

22. Покрасить соль или рис краской или пищевыми красителями. Насыпать слоями в прозрачную банку или бутылку.

23. Делать аппликации с покрашенной солью или рисом.

24. Насыпать крупу тазик и топтаться в ней ногами.

25. Вдавливать крупу в пластилин или тесто.

26. Насыпать крупу в мешочки или носочки. Мы играем с шитыми подушечками и мячиками, которые наполнены крупой. Малышам первых трех месяцев вкладывать в кулачки.

27. Искать мешочки с одинаковым наполнителем из крупы.

28. Кидать мешочки с крупой в цель — ведерко, миску, обруч, лежащий на полу.

29. Размешивать соль, сахар в воде.

30. Макать макароны, фасоль в краску и оставлять отпечатки на бумаге.

31. Сделать погремушки из крупы и контейнеров от киндер-сюрприза или небольших пластиковых бутылок. Искать одинаково звучащие.

32. Заполнить крупой формочки для печенья или пластилина.

33. Сделать тактильное домино, наклеив на картон не картинки, а разную крупу.

34. Наклеить на бутылочки, стаканчики или спичечные коробки цифры и складывать в эти емкости нужное количество зернышек или макарон.

35. Наклеить на спичечные коробки картинки и названия злаков и складывать в них соответствующую крупу.

36. Промывать крупу.

37. Замочить и прорастить крупу.

Прежде чем приступить к играм позвольте ребенку удовлетворить свое любопытство и рассмотреть крупу. Ему необходимо время, чтобы исследовать свойства крупы, попробовать её на вкус, пересыпать с ладони на ладонь, возможно, ваше предложение порисовать вызовет протест. Поэтому первое занятие можно посвятить тому, что ребенок просто поиграют с крупой и не обязательно все время стаять над ним, можно объяснить ему правила – играй только на подносе, что упало на стол собери и положи обратно. Этим самым вы приучаете к самостоятельности, и спустя некоторое время можно приступить к рисованию. Разровняйте крупу и проведите по ней пальцем. Обратить внимание, что ваш пальчик оставляет след и попросить ребенка повторить. Так, от занятия к занятию, ребенок научатся рисовать не сложные рисунки. Не торопите его, дайте больше самостоятельности.

Источник

Ирина Волкова
Игры с крупами для развития мелкой моторики детей раннего возраста

Развитие мелкой моторики у детей – это длительный беспрерывный процесс, в ходе которого ребёнок познает мир, начинает с ним общаться, набирается ловкости и начинает говорить. Наукой доказано существование связи между развитием мелкой моторики и логическим мышлением, памятью, интеллектом и речью у детей. Поэтому специалисты рекомендуют развивать мелкую моторику с самого раннего возраста. Для развития моторики рук создано много специальных игрушек. Это мозаики и всевозможные конструкторы, шнуровки и пазлы, специальные лабиринты, фигуркивкладыши, пирамидки и аппликации. Но, кроме игрушек, выпускаемых промышленно, в современной педагогике большой популярностью пользуются пособия для развития моторики рук, сделанные своими руками, в которых используются различные подручные средства и бытовые предметы. Во второй группе раннего возраста «Воробушки» ребята с большим интересом играют с крупами. Крупа – это очень полезный и приятный материал для занятия с детьми. Мелкая моторика является скоординированной работой мышечной, костной и нервной систем организма. Рука имеет самое большое представительство в коре головного мозга, поэтому игры с крупами положительно сказываются на развитии речи ребенка, а также его общем умственном развитии.

Игры с крупами помогают: — совершенствовать сенсорное познание предметов и веществ; — развитию чувственного восприятия; — развитию фантазии и воображения; — успокоиться малышу. Вот почему так полезно играть с крупами. Для таких игр подойдет любая крупа,имеющаяся в доме: фасоль, горох, гречка, пшено, рис, манка, а также макароны и соль. Также пусть у вас будут под рукой орехи, пуговицы, мелкие игрушки, небольшие машинки, миски разного размера, ситечко, игрушечная посуда, пинцет, мерные ложки. Для игры используем: миски разного размера для пересыпания круп; маленькие баночки, баночки, в которых в крышке проделана дырка, для опускания в неё круп, бусинок, пуговиц; для просеивания крупы используем разного размера ложки и ситечки; воронка и различные баночки с крышками, подносы. Из круп мы используем: фасоль (белую и красную, горох, манную крупу, рис и гречку.

Читайте также:  Развитие ребенка по месяцам советы

Чтобы потом крупа не валялась по всему дому, выделите для игры специальное место: Играть можно в стульчике для кормления либо за обычным столом. Можно поставить миски с крупой в неглубокий тазик или на поднос с бортиками, чтобы крупа не разбежалась по полу. А можно посадить ребенка играть в ванну, постелив на дно коврик, чтобы было теплее.

Игра «Прячем ручки» Взять большую миску, высыпать в неё крупу, опустить в неё ручки и пошевелить пальцами. Ребенок непременно захочет присоединиться.

Игра «Ищем клад» В большую ёмкость насыпаем крупу и бросаем туда мелкие игрушки, пуговицы, монеты или любые другие мелкие предметы. Богатство! Далее просим ребенка отыскать клад и сложить его в специальный сундук для сокровищ. Искать клад можно с помощью маленького ситечка, ложечки или пальцами.

Игра «Юный фасовщик» Пересыпать крупу из одной ёмкости в другую. Просим ребенка с помощью ложечки пересыпать крупу из одной чашки в другую.

Игра «Юный сортировщик» Сортировать горох и фасоль. Для этого насыпаем в большую ёмкость горох и фасоль, а затем просим ребенка их отсортировать и разложить в отдельные коробки.

Игра «Что это звучит?» Вам понадобятся несколько непрозрачных пустых баночек и разные виды круп. Баночки можно украсить яркой самоклеящейся бумагой. Насыпьте по банкам по паре столовых ложек разных круп: сухой горох, фасоль, манку, гречку. Потрясите с малышом поочередно баночки и на слух определяйте что в какой баночке находится. Для маленьких деток начинать можно с двух баночек, а вот деткам постарше уже можно будет дать четыре баночки и больше.

Игра «Чудо-мешочки» Для такой игрушки понадобятся небольшие яркие мешочки 5-6 шт. В каждый мешочек нужно положить различные виды круп, отличающихся друг от друга размером, формой,текстурой: мелкие (пшено, средние (гречка) и крупные (фасоль, горох). Попросить ребёнка выбрать мелкие крупинки, крупные, ощупывая каждый

мешочек. Эти мешочки можно также кидать в цель — ведерко, миску, обруч, лежащий на полу.

Игра «Рисование» Возьмите поднос и манную крупу, на которой будите рисовать, равномерным слоем рассыпьте крупу по подносу. Можно рисовать дорожки, а потом пальчиками по этой дорожке пройти. Предложите поэкспериментировать с кисточкой или палочкой, отпечатки ладошкой или самыми разнообразными предметами (формочками, вилками, мячиком с шипами, машинками). Дети могут придумать свой рисунок или просто повторять за вами. Чтобы «стереть» рисунок, немного потрясите поднос легкими движениями, и у вас снова «чистый холст».

Игра «Покормим собачку» Собачка в виде коробки с отверстием во рту. Предложить ребенку покормить собачку. Опускать крупу в узкое отверстие.

Игра «Узнай по форме» Для этой игры нужен небольшой поддон в него засыпаем фасоль, закопаем шарики и кубики. Просим малыша выбрать сначала шарики, затем кубики. Игра «Соберем бусы» Нанизать макароны с широким просветом на шнурок так, чтобы получились бусы или браслет.

Можно также выкладывать из крупы дорожки – короткую и длинную, различные рисунки, геометрические фигуры, буквы и т. д. Выкладывать из фасоли дорожки разной длины, считать и сравнивать фасоль — на сколько в одной дорожке больше, чем в другой. Заполнить крупой формочки для печенья или пластилина. Можно сыпать мелкую крупу или соль щепоткой. Когда ребенок научится сыпать щепоткой, предложите ему рисовать таким образом дорожки от одного предмета к другому. Крупами можно рисовать. Проведите клеем-карандашом невидимые линии или рисунок, а сверху насыпьте манку, потом лишнее сдуйте. Можно нанести на бумагу клей ПВА, насыпать хаотично разные виды круп — получится абстрактная интересная аппликация. Используйте крупу в аппликациях в сочетании с цветной бумагой и другими материалами. Можно макать макароны, фасоль в краску и оставлять отпечатки на бумаге. Рекомендуем Вам сделать тактильное домино, наклеив на картон не картинки, а разную крупу. Самое ценное, что мы можем дать нашим детям – это внимание! Поэтому играйте, занимайтесь, фантазируйте и проводите время с вашими детьми с пользой.

Источник