Искаженное и дисгармоническое развитие аутичный ребенок

Аутизм — это искаженное психическое развитие человека. Как симптом аутизм встречается при довольно большом количестве психических расстройств. В некоторых случаях аутизм проявляется в раннем детском возрасте — до 1 года — и оказывает очень тяжелые негативные последствия на все последующее развитие ребенка.

Появление аутистических черт в раннем возрасте называют синдромом детского аутизма (РДА) (синоним: синдром Лео Каннера). Этот синдром по сути является особым отклонением в нормальном психологическом развитии личности.

При раннем детском аутизме отдельные психические функции формируются быстрее нормы, а другие — медленнее. Кроме того, в этом случае наблюдаются заметные качественные нарушения при социальной адаптации и ограниченные повторяющиеся стереотипные модели поведения, интересов и видов деятельности. Дети, страдающие этим тяжелым заболеванием, отличаются медлительностью, сконцентрированнностью на деталях, заторможенностью психических и эмоциональных процессов.

Аутизм как врожденный недостаток человека встречается в несколько раз чаще, чем слепота и глухота вместе взятые. Статистические данные приводят следующие цифры распространения аутизма за последние годы: около 20 случаев на тыс. новорожденных. У мальчиков аутизм встречается в 4 раза чаще, чем у девочек.

Наблюдения специалистов показали, что частота аутизма с течением времени имеет явную тенденцию к росту и не зависит от национального, расового, социального и других факторов. Следовательно, нельзя говорить о каком-то местном распространении этого психического синдрома, а скорее о его общечеловеческом характере.

Наиболее ярко аутизм проявляется после трех лет, когда становятся особенно заметны его отличительные черты:

1) отсутствие фиксированного взгляда;

2) отсутствие ярких эмоций;

3) особенности моторики и т.д.

При аутизме значительно нарушается речевая сфера, встречается как полное отсутствие речи (мутизм), так и различные серьезные отклонения из-за неправильного развития психики и отсутствия общения со сверстниками.

Описание критериев ранней диагностики РДА

Аутизм

Встречается в 100% наблюдений за детьми, страдающими РДА. Нарушения зрительного контакта. Типично отсутствие фиксации взгляда на лице человека, активное избегание взгляда в глаза, взгляд «мимо», «сквозь», неподвижный, застывший, испуганный взгляд. 
Нарушение комплекса оживления. Отставленность, слабость реакции на свет, звук (погремушку). Выпадение двигательного, голосового компонентов. Слабость, редкость улыбки, ее отнесенность не к лицу, а к его части (например, бороде, усам), очкам, детали одежды. Отсутствие заражаемости от улыбки, смеха взрослого. 
В 41% наблюдений встречается измененное отношение к близким. Задержка узнавания матери (отсутствия движения навстречу, улыбки). Малая потребность в ней, слабость реакции на ее уход, отсутствие позы готовности при взятии на руки. Иногда происходит гиперусиление симбиотической связи с матерью: непереносимость ее отсутствия (возникновение вегетативных, невротических расстройств, негативизма, регресса навыков, психотических явлений). Иногда наблюдаются спонтанные эпизоды немотивированной враждебности, страха в отношении матери. Также иногда отмечается боязнь, немотивированная враждебность в отношении других членов семьи. 
В 21% наблюдений имеется измененная реакция на нового человека. Возникновение тревоги, страха, агрессии в отношении нового человека. Или наоборот — полное игнорирование нового человека. Иногда наблюдается «сверхобщительность»: механическое стремление к физическому контакту, стереотипные вопросы без ожидания ответа. 
В 72% случаев происходит нарушение общения с другими детьми. Игнорирование (пассивное, активное). Негативные импульсивные действия в отношении других детей, спонтанные страхи. Сопротивление, убегание от других детей при попытке вовлечь в игру. Ограниченность контактов узким кругом детей, родственников. 
В 19% наблюдений имеется измененное отношение к физическому контакту. Неприязнь контактов. Гиперсензитивность. Переносимость лишь «малых доз» физического контакта. Избирательное стремление к взаимодействию стимулирует вестибулярные ощущения (кружение, подбрасывание и т.п.). 
В 21% наблюдений выделяется измененное отношение к словесному обращению. Отсутствие отклика на имя и другие виды обращения (псевдоглухота). Слабость, избирательность реакции на словесные обращения. Отсутствие жестов утверждения, отрицания, приветствия, прощания и т.п. 
В 17% случаев — измененные особенности поведения в одиночестве. Непереносимость одиночества или — наоборот — его предпочтение со стремлением к территориальному уединению. Часто встречается и отсутствие всяческих реакций на одиночество. 
В 21% случаев изменяются особенности отношения к неодушевленному. Необычность излюбленного объекта внимания (яркое пятно, деталь одежды, орнамент ковра, обоев и т.п.). Нарушение дифференциации одушевленного и неодушевленного: боязнь меха, изображений человека или животных. Одушевление бытовых приборов: пылесосов, телевизоров и пр. Механическое использование руки или туловища другого человека. Обследование другого человека как неодушевленного предмета.

Страхи

Разного рода страхи встречаются у детей с РДА в 80% наблюдений. 
В 72% случаев — сверхценные страхи. Страх одиночества. Страх высоты. Страх лестниц. Страх чужих. Страх животных. Страх темноты. 
В 35% случаев — страхи, вызванные сенсоаффективной гиперестезией. Страхи бытовых шумов (пылесоса, электробритвы, фена, звука лифта, шума воды в туалете, трубах). Страхи яркого света, блестящих предметов, резких тонов одежды окружающих. Страхи мокрого (воды, капель дождя, снежинок). Страх горшка. Страх мельканий света, резких перемен кадра на экране. 
В 11% случаев — неадекватные, бредоподобные страхи. Страхи предметов неопределенного цвета или формы (боязнь всего красного или боязнь всего круглого, например). Необъяснимый страх матери или иных определенных лиц. Стойкое ощущение чьего-то присутствия. Страх своей тени. Страх отверстий вентиляционных решеток. Страх определенной одежды.

«Феномен тождества»

В 79% наблюдений за детьми, страдающими РДА, был выявлен так называемый «феномен тождества». Ребенок привыкает к среде обитания, которая как бы становится частью его самого. Не умея, выделить себя из среды, ребенок очень остро реагирует на всяческие изменения. 
Отвергание новых видов еды, ритуальность в режиме еды и атрибутике еды наблюдается у 53% детей с РДА. У 69% — приверженность к привычным деталям окружающего: расположению мебели, игрушек, других предметов, негативизм к новой одежде. У 67% наблюдаются патологические реакции на перемену обстановки (помещение в ясли, больницу, переезд). Такие реакции происходят в виде нарушения вегетативных функций, невротических расстройств, негативизма, регресса навыков, психотических явлений.

Нарушения чувства самосохранения

В 21% наблюдений у детей с РДА встречаются нарушения чувства самосохранения. Для 19% детей характерно отсутствие «чувства края»: опасное свешивание за борт коляски, упорное стремление перелезть за стенку манежа, убежать в чащу леса, выскочить на проезжую часть улицы, спрыгнуть с высоты, войти в глубину воды. В 10% случаев — отсутствие закрепления отрицательного опыта ожогов, порезов, ушибов. В 19% случаев — неумение постоять за себя, отсутствие защитной агрессии.

Стереотипы

В 69% случаев наблюдаются разного рода стереотипии. 
В 51% случаев — двигательные стереотипы. Раскачивания в коляске или манеже. Однообразные повороты головы. Ритмические сгибания пальцев. Упорное, с характером одержимости, раскачивание на игрушечной лошадке, качалке. Машущие движения кистью, предплечьем. Продолжительная серия прыжков. Для всех двигательных стереотипов характерен вычурный их рисунок. 
В 32% наблюдений сенсорные стереотипы. Стереотипные зрительные, звуковые, тактильные, вкусовые, обонятельные и проприорецептивные ощущения вызываются разными способами. Верчение перед глазами пальцев. Верчение колес игрушки. Включение и выключение света. Пересыпание мозаики. Сминание и разрывание бумаги. Шуршание целлофановыми пакетами. Раскачивание скрипящих створок двери. Постоянное обнюхивание одних и тех же предметов. Расслоение тканей. Пересыпание круп. Манипуляции с водой. Упорное сосание тканей. Облизывание предметов. Произвольное напряжение и расслабление конечностей, всего тела. Зажимание ушей. Удары головой о бортик коляски, спинку кровати. 
У 31% детей, страдающих РДА, наблюдаются речевые стереотипы. Эхолалии. Стереотипные манипуляции со звуками, словами, фразами. Стереотипный счет. 
В 41% случаев — поведенческие стереотипы. Ритуальность в соблюдении режима. Ритуальность в выборе еды, одежды, маршрута прогулок, сюжета игры. 
В 34% случаев — влечение к ритму. Стремление к раскачиванию, верчению, трясению предметов под ритмичную музыку. Скандирование стихотворений. Выкладывании орнаментов из разнообразных рядов игрушек, мелких предметов. Одержимость листанием страниц книг, газет. Безудержное стремление качаться на качелях.

Особенности речи

В 69% наблюдений выявлены нарушения речи. 
21% случаев — нарушения импрессивной речи. Cлабость или отсутствие реакции на речь. Предпочтение тихой, шепотной речи. Игнорирование и «непонимание» словесных инструкций. 
49% случаев — нарушения экспрессивной речи. Отмечается отсутствие или запаздывание фаз гуления, лепета, их неинтонированность. Запаздывание или опережение появления первых слов. Эхолалический характер первых слов. Необращенность к человеку слов. Необычность слов. Малоупотребительность слов. «Плавающие» слова. Регресс речи на уровне отдельных слов. Запаздывание или опережение появления фраз. Преобладание эхолалических фраз. Обилие комментирующих фраз. Обилие аутокоманд. Частые эхолалии в виде цитат, эхолалий-обращений, эхолалий-формул. Игра фонетически сложной, аффективно насыщенной речью. Неологизмы. Монологи и аутодиалоги. Жонглирование словами-отрицаниями. Склонность к декламации, рифмованию, интонационной акцентуации ритма. Хорошая фразовая речь иногда сопровождается отсутствием употребления местоимения «я».

Особенности познавательной деятельности и интеллекта

В 72% наблюдений наблюдаются выраженные нарушения познавательной деятельности и интеллектуальной сферы. 
В 33% случаев — отставание. Интеллектуальная пассивность. Отсутствие или значительное отставание формирования речи. Трудности сосредоточения. Резкая пресыщаемость восприятия. Нарушения целенаправленности и произвольной деятельности. Одинаковая актуальность временных впечатлений настоящего и прошлого. 
В 30% случаев наблюдается сильное ускорение формирования отдельных сторон интеллекта. Например, раннее развитие речи, фантазии. Возникновение сверхценных интересов с накоплением знаний в отдельных, достаточно отвлеченных областях. Любовь к слушанию чтения. Интерес к сложным сюжетам игр. Интерес к знаку (букве, цифре, географической карте). Интерес к форме, цвету предмета при игнорировании его функциональных свойств. Преобладание интереса к изображаемому предмету при игнорировании реального. Часты случаи потрясающей слуховой и пространственной памяти (запоминание маршрутов, расположение знаков на листе, географической карте). 
В 9% случаев наблюдается распад интеллекта. Данному распаду обычно предшествует период ускоренного интеллектуального и речевого развития. В этот период многих поражает необычная выразительность лица, «осмысленный» взгляд. Распад интеллекта, речи чаще всего происходит на втором году жизни.

Особенности игры

В 29% наблюдений выявляются нарушения игры ребенка, страдающего РДА. 
В 19% случаев — отсутствие игры вообще. Игнорирование игрушки. Рассматривание игрушки без стремления к манипуляциям с ней. 
В 19% случаев — задержка на стадии элементарных манипуляций с игрушкой. Как правило, ребенок ограничивается одной игрушкой, с которой проводит однотипные простые манипуляции. Манипулирование неигровыми предметами. Одушевление неигровых предметов. 
В 21% случаев — объединение игрушек и неигровых предметов по признаку цвета, формы, размера, а не функциональным свойствам. Неиспользование в игре с неигровыми предметами их функциональных свойств. Преобладание игр в одиночку, часто в обособленном месте. 
В 19% случаев — игры-фантазии со стойким перевоплощением в животных, в неодушевленные предметы. Трудности расширения или изменения фабулы игры со стороны других людей.

Особенности витальных функций и аффективной сферы

В 98% всех наблюдений за детьми, страдающими РДА наблюдаются изменения витальных функций и аффективной сферы. 
В 42% случаев — гиповозбудимость. Мышечный гипотонус. Малоподвижность. Неадекватное внешнее спокойствие. Отсутствие реакций на физический дискомфорт (мокрые пеленки, холод, голод, запоры). Вялость сосания. Слабость пищевого рефлекса. Невыраженность реакции на прикосновение. «Спокойная бессонница». Индифферентность при взятии на руки («поза мешочка»). Слабость комплекса оживления и эмоциональной реакции на игрушку. Склонность к дистимическим колебаниям настроения. 
В 56% случаев — гипервозбудимость. Мышечный гипертонус. Неврозоподобные проявления: пониженный тревожный фон настроения с ухудшением по утрам. Крик, плач при пробуждении. Вегетативные расстройства (срыгивания, желудочно-кишечные дискинезии, инверсия сна). Избирательность в еде. Типично усиление этих явлений в период первого возрастного криза (1 год). Неожиданное для возраста тонкое улавливание эмоционального состояния близких.

Типы раннего детского аутизма

Симптоматика РДА обладает большим полиморфизмом. С. С. Никольская (1985) предложила классификацию РДА, дифференцирующая 4 основные группы: 1) с отрешенностью от окружающего, полным отсутствием потребности в контакте, полевым поведением, мутизмом, отсутствием навыков самообслуживания; 2) с преобладанием многочисленных стереотипий, нередким симбиозом с матерью; 3) с преобладанием сверхценных интересов, фантазий, повышением влечений; 4) с чрезвычайной ранимостью окружающим: тормозимостью в контактах, робостью, поисками защиты у близких, стремлением к выработке социально положительных стереотипов поведения.

I группа

Первая группа охватывает примерно 8% детей, страдающих РДА. 
Преобладает отрешенность от окружающего. Полевое поведение: дрейф от одного объекта к другому, длительное пассивное созерцание объектов, случайные непроизвольные действия. Ритмическая вокализация. 
На первом году жизни отмечается гиперсензитивность к сенсорному и аффективному дискомфорту, перемене обстановки. Часто опережающее развитие речи. На втором году чаще после соматического заболевания, психогении возникает резкий, нередко катастрофический распад речи, навыков, нарастание аспонтанности, потеря визуального контакта, реакции на обращение, физический дискомфорт. 
Эти проявления позволили квалифицировать данный вариант аутического дизонтогенеза как регрессивный. Нозологически здесь речь идет о злокачественно текущей шизофрении.

II группа

Вторая группа охватывает примерно 62% детей, страдающих РДА. 
Преобладаниее аутического отвержения окружающего. Одержимость двигательными, сенсорными, речевыми стереотипиями. Импульсивные движения. Однообразие игры с привлечением неигровых предметов. Выраженность нарушений чувства самосохранения. «Феномен тождества». Многочисленные страхи гиперсензитивного характера. Часто — отставание в психическом развитии. Симбиотическая связь с матерью. В первые месяцы жизни выраженные нарушения витальных функций, чаще по типу гипервозбудимости. 
Этот вариант РДА может быть обусловлен как шизофренией, так и органическим поражением ЦНС (фрагильная х-хромосома, врожденные энзимопатии и др.).

III группа

Третья группа охватывает примерно 10% детей, страдающих РДА. 
Образование сверхценных пристрастий. Особые, отвлеченного характера интересы и фантазии. Расторможенность влечений. Бредоподобные страхи. Агрессивность в играх и отношении с окружающими. Слабость эмоциональных привязанностей. На первом году жизни типичен мышечный гипертонус, напряженность или сопротивление при взятии на руки. 
Нозологическая квалификация этой группы представляет определенные трудности. Речь может идти как о вялотекущей шизофрении, так и об аутистической психопатии (вариант синдрома Аспергера).

IV группа

Четвертая группа охватывает примерно 21% детей, страдающих РДА. 
Преобладание сверхтормозимости окружающим миром. Ранимость. Пугливость. Пониженный фон настроения. Сверхценные страхи. Тихие малоподвижные игры. Нарастание боязливости и скованности при малейшем изменении привычного стереотипа. Интересы и сюжеты фантазий содержат стремление к уходу от непосильных нагрузок, предъявляемых реальностью. Заторможенность и неуверенность движений. 
На первом году жизни отмечался мышечный гипотонус, слабость реакций на физический дискомфорт. Неустойчивость настроения по дистимическому типу. Метео- и вегетативная лабильность. Физическая и психическая истощаемость. Сверхпривязанность к матери. Дети стремятся к аффективному освоению положительных социальных стереотипов. 
Данный вариант РДА с нозологических позиций может представлять собой особую форму конституциональной аномалии развития (истинный «синдром Каннера»). При легкой выраженности — вариант аутистической психопатии Аспергера.

«Макеевская специальная школа-интернат №35»

Искаженное психологическое развитие, понятие синдрома раннего аутизма.

Подготовила:

учитель-дефектолог

Сырокваша Р.Я.

2017-2018 уч. год

Источник

1. Ранний детский аутизм (РДА) рассматривается как один из наиболее тяжелых видов эмоциональной патологии. Общепринятыми клиническими критериями этого синдрома являются нарушения эмоциональных связей ребенка с близкими взрослыми, стереотипность поведения, боязнь изменчивости среды, а также своеобразное речевое и интеллектуальное недоразвитие, не связанное, как правило, с первичной недостаточностью этих функций (В. В. Лебединский, О. С. Никольская, 1981; В. В. Лебединский и др., 1990; К. С. Лебединская, О. С. Никольская, 1991).

Первое описание РДА принадлежит Л. Каннеру (1943), который обобщил данные своих многолетних наблюдений за группой детей, психическое развитие которых существенно отличалось от развития детей с известными формами психического дизонтогенеза. Для них были характерны «экстремальное одиночество» со стремлением к стереотипным формам поведения, нарушения или полное отсутствие речи, манерность движений, неадекватные реакции на сенсорные стимулы.

История последующего изучения данной проблемы содержит многочисленные попытки разных авторов выделить основные причины, определяющие развертывание данной картины дисгармонического развития. Прежде всего необходимо упомянуть так называемые психогенные теории, которые в качестве основной причины аутизма рассматривали определенные психологические особенности родителей (M.Klein, L.Kanner и др.). Наиболее разработанная психогенная психоаналитическая концепция принадлежит B. Bettelheim (1967). По его мнению, аутизм как дисгармония развития личности ребенка происходит в условиях подавления его психической активности и эмоционального поведения «холодной или авторитарной» матерью.

В настоящее время является общепризнанным, что это нарушение развития не психогенно, а обусловлено особой биологической дефицитарностью ребенка. Большинство специалистов, работающих с такими детьми, утверждают, что потребность в общении у них исходно не нарушена. В одной из последних работ, обобщающих особенности подхода к диагностике и коррекции развития детей с РДА, О. С. Никольская пишет: «Проблема не в

том, что они не хотят, а в том, что не могут взаимодействовать с людьми. Но если для клиницистов центральное место среди феноменов синдрома традиционно занимает врожденная неспособность к установлению аффективного контакта с другими людьми, то опыт психологических исследований и практики психокоррекции говорит скорее о более широкой неспособности таких детей к развитию взаимодействия с окружающим миром» (М., 2000. — С. 7).

2. В психологической структуре этого клинического синдрома в качестве первичного (обусловленного биологической дефицитарностью) нарушения рассматривается стойкое сочетание двух факторов: нарушение активности и снижение порога аффективного дискомфорта во взаимодействии со средой. Нарушение активности проявляется у аутичных детей в многообразных формах: как явная недостаточность психического тонуса (общая вялость, пассивность), или как нарушение распределения активности, как неспособность активно воспринимать и перерабатывать информацию, как неспособность выстраивать адаптивное поведение, особенно в ситуациях новизны. Снижение порога аффективного дискомфорта в контактах со средой проявляется у таких детей не только в простых формах сенсорного восприятия (сверхсильные реакции на звуки, запахи, свет, прикосновения и пр.). Для аутичного ребенка характерны также длительные фиксации на неприятных впечатлениях, множественные ограничения, страхи, тенденция к быстрому пресыщению даже приятными впечатлениями и резкой смене настроения.

В качестве вторичных проявлений данного нарушения развития рассматриваются аутизм как отгороженность от мира, как постоянное приближение и ускользание от контакта (в отдельных случаях вплоть до активного негативизма) и выраженная стереотипность как стремление к сохранению привычного постоянства в окружающем мире, к усвоенному и понятному однообразию. Существенные изменения в окружающей среде, как правило, вызывают у ребенка панику и неминуемо ведут к дезадаптации.

В условиях нарушения активности и высокого дискомфорта у всех аутичных детей развивается тенденция дополнительной аутостимуляции приятными впечатлениями. Они заглушают дискомфорт и страхи ребенка и поддерживают минимум психического тонуса и активности. Особые усилия в 80-90-е годы XX в. были направлены на изучение специфики психического дизонтогенеза детей с аутизмом (L. Wing, E. Ornitz и др.). Поиск первопричин и логики дизонтогенеза позволил выявить множественные трудности развития такого ребенка — их «первазивный» (всепроникающий) характер. Как основные в разное время рассматривались и сенсомоторные, и речевые проблемы, сложности кодирования информации, трудности символизации и понимания подтекста, переноса навыков. В последнее время когнитивные проблемы переработки информации, организации взаимодействия с миром

начинают рассматриваться в тесной связи с трудностями аффективного развития (В. В. Лебединский, 1990; О. С. Никольская, 1985, 2000). Выдвигается предположение, что когнитивные трудности у детей с РДА могут определяться не столько недостаточностью отдельных психических функций, сколько дисбалансом, асинхронией их развития (В. В. Лебединский, 1985).

3. Вместе с тем при общем типе искаженного развития аутичные дети могут значительно различаться между собой. Существуют различные типичные паттерны поведения таких детей. В рамках этих паттернов складывается характерное для каждого типа единство доступных ребенку средств активного контакта со средой, взаимодействия с людьми и развиваемых ребенком способов защиты и аутостимуляции.

Дети 1-й группы с аутистической отрешенностью от окружающего характеризуются наиболее тяжелыми нарушениями психического тонуса и произвольного поведения. Их поведение носит полевой характер и проявляется в постоянной миграции от одного предмета к другому («лицо принца»). Кажется, что их главной целью является сохранение покоя, и поведение их полностью определяется задачами самосохранения. Они имеют наихудший прогноз развития, нуждаются в постоянном уходе и надзоре.

Дети 2-й группы осуществляют «самый первый шаг» в построении активных отношений со средой, хотя они активно отвергают окружающий мир («тираны семьи»). Этим детям доступно активное взаимодействие со средой лишь в рамках немногих освоенных ими стереотипов (и в форме стереотипных действий и высказываний). Среди других детей они кажутся наиболее страдающими, часто проявляют физический дискомфорт, весьма отягощены страхами. Прогноз на будущее для детей данной группы лучше. При адекватной длительной коррекции они могут быть подготовлены к обучению в школе.

У детей 3-й группы аутизм проявляется как захваченность собственными переживаниями («захваченные энтузиасты»). Характерной формой аутостимуляции этих детей является воспроизведение ситуаций пережитого и отчасти преодоленного страха (или дискомфорта). Взаимодействие такого ребенка с миром строится как развертывание собственной программы (моторной и речевой), организуемой только в форме монолога, без адресованности ее другим людям. Реальная адаптация таких детей в жизни значительно более успешна, чем в случае двух предыдущих групп.

Дети 4-й группы характеризуются сверхтормозимостью. В их статусе на первом плане — неврозоподобные расстройства: чрезвычайная тормозимость, робость, пугливость, чувство собственной несостоятельности, усиливающее социальную дезадаптацию. У этих детей имеется большая зависимость от матери по типу эмоционального симбиоза, с постоянным аффективным «заражением»

от нее («висящие на матери дети»). Эти дети могут быть подготовлены к обучению в массовой школе, а в ряде случаев — обучаться в ней и без предварительной специальной подготовки.

4. Накопленный опыт работы с данным типом нарушенного развития свидетельствует о том, что подобного ребенка нельзя просто вылечить с помощью медикаментозной терапии; надежды родителей и специалистов начинают все более связываться с коррекционной работой психолога и педагога, с выявлением особых образовательных потребностей таких детей и с поиском обходных путей для реализации их психического развития. Накапливается опыт коррекционной работы, показывающий, что продвижение в активизации и усложнении взаимодействия с миром зависит от развития аффективных механизмов — характерных типов переживаний, определяющих мироощущение ребенка, его способы взаимодействия с окружающим и стабилизации внутренних аффективных процессов.

Основные понятия: аутизм и стереотипии, психогенные теории, отрешенные дети («лицо принца»), отверженные дети («тираны»), «захваченные энтузиасты», тревожные («висящие на матери»), синдром растерянности матери, холдинг-терапия.

Задания для самостоятельной работы

  1. Подготовьте реферат книги К. С. Лебединской и О. С. Никольской «Диагностика раннего детского аутизма» (М., 1991). Внимательно изучите диагностическую карту, приведенную в конце книги. Прокомментируйте ее.
  2. Опираясь на литературные источники, посвященные изучению детей с РДА, ответьте на вопрос: «В чем специфика аффективных нарушений аутичных детей?»

Вопросы для обсуждения

  1. Специфические трудности сбора анамнеза развития ребенка с РДА.
  2. Проблемы дифференциальной диагностики РДА от детей с недоразвитием интеллекта и речи.
  3. Особенности построения взрослым эмоционального контакта с аутичным ребенком.

ЛИТЕРАТУРА

  • Лебединская К. С., Никольская О. С. Диагностика раннего детского аутизма. — М., 1991.
  • Лебединский В. В., Никольская О. С. и др. Эмоциональные расстройства в детском возрасте и их коррекция. — М., 1990.
  • Никольская О. С. Аффективная сфера человека: Взгляд сквозь призму детского аутизма. — М., 2000.
  • Никольская О. С., Баенская Е. Р., Либлинг М. М. Аутичный ребенок: Пути помощи. — М., 1997.

Тема5.Регрессия развития как вариант психического дизонтогенеза

1. Определение регрессии в парадигме психического дизонтогенеза состоит в следующем: «Регрессия — это дизонтогенез, связанный с механизмами высвобождения и фиксации более ранних онтогенетических форм нервно-психического реагирования, что затрудняет дальнейшее созревание незрелых структур и функций… Он представлен нарушением навыков опрятности (энурез, энкопрез), патологическими привычными действиями (сосание пальцев, грызение ногтей, раскачивание тела и головы, выдергивание волос, мастурбация), избирательной немотой (отказ от речи на уроках в школе), «заиканием развития», психомоторной гиперактивностью, патологическими страхами и фантазиями, навязчивыми и истерическими симптомами» (Психокоррекция: Теория и практика / Составители Ю. С. Шевченко, В. П. Добридень, О. Н. Усанова и др. — М., 1995). То есть регрессия — это снижение или возврат функции на более ранний возрастной уровень. Она может быть обнаружена, например, в случае соматического заболевания (ребенок перестает ходить, у него нарушаются навыки опрятности и т. п.). Регрессии могут быть подвергнуты и функции достаточно сформированные (ребенок, потерявшийся в магазине, начинает заикаться). В отличие от регрессии, когда речь идет о распаде психики (функции, личности), то имеют в виду не снижение на более ранний возрастной этап, а грубые нарушения, дезорганизацию или выпадение.

2. В отличие от медицинской парадигмы в психологической литературе в отношении понятия «регрессия»наиболее ярко выражена точка зрения А. Фрейд (Норма и патология детского развития, 1965). Говоря о трудностях адаптации ребенка к дошкольному учреждению, А. Фрейд подчеркивает, что «ни один ребенок не может постоянно и при любых обстоятельствах сохранять свое лучшее поведение или свои лучшие достижения» (А. Фрейд, 3. Фрейд. Детская сексуальность и психоанализ детских неврозов. — СПб., 1997. — С. 275). То есть спады, или регрессии, в поведении ребенка, понимаемые как возвратное движение в психике, она считает нормальным явлением. И добавляет: «При более близком рассмотрении легко убедиться, что ни одна область детской жизни не избегает случайной регрессии: ни функции Я, такие, как овладение двигательной сферой, проверка реальности, синтетическая функция и язык, ни овладение сжимающими мышцами — сфинктером, ни вторичные мыслительные процессы и фобическая защита, ни элементы социального приспособления, ни качества СВЕРХ-Я, такие, как честность, справедливость и т. д. В каждом отдельном из этих отношений детское поведение ненадежно; способность, которая до определенного времени существует или достигает некоторой высоты, может в следующее мгновение исчезнуть или значительно уменьшиться. Такие регрессивные проявления даже более нормальны, чем их противоположность»

(Там же. — С. 279). Нормальное детское развитие, в понимании А. Фрейд, «идет не скачками, а шаг за шагом, вперед и снова назад, с прогрессивными и регрессивными процессами в их постоянном чередовании» (Там же. — С. 280).

3. В книге «Психокоррекция: Теория и практика (М., 1995) (глава «Коррекция патологических привычных действий у детей») дается подробный разбор таких видов регрессивного поведения, как длительное сосание пальца ребенком, раскачивание головой и телом (яктация), кусание обгрызание и жевание ногтей (онихофагия), выдергивание волос (трихотилломания). Автор этой главы, Ю. С. Шевченко, собрал большой клинический материал по указанным видам регрессий и описал психологические механизмы чрезмерной фиксации и их преодоления при направленной коррекционной работе.

В качестве одной из причин фиксации автор рассматривает прежде всего внутрисемейную эмоциональную депривацию ребенка, т. е. ограничение или невозможность удовлетворения им жизненно важных потребностей (в первую очередь потребности в эмоциональном контакте ребенка с близкими взрослыми). Поэтому одной из первых задач психокоррекционной работы является вскрытие тех неблагоприятных ситуаций (условий) в окружении ребенка, которые вызывают, сохраняют и укрепляют такие проявления. Сюда относятся нормализация режима сна и кормления ребенка, формирование разнообразных форм взаимодействия взрослых с ребенком, активизация общения в периоды бодрствования и отдыха. Опираясь на значение ранних (тактильных) форм контакта, взрослые должны стимулировать и развивать более высокие уровни эмоциональной регуляции и соответствующие им формы активности ребенка. Особое значение автор отводит приемам ритмической стимуляции, подвижным играм, народным и ритуальным танцам, бихевиоральной терапии.

4. В качестве яркой иллюстрации одного из вариантов регрессии (трихотилломании) и ее последовательного преодоления в процессе игровой терапии можно привести пример из книги Г. Л. Лэндрета «Игровая терапия: Искусство отношений» (М., 1994). В главе 14 этой книги «Дети в игровой терапии» есть подраздел «Случай 1: Нэнси в игровой терапии», где речь идет о содержании игровых сеансов с четырехлетней девочкой Нэнси, которая по причине навязчивых действий с волосами была лысой, и о динамике изменения ее состояния по ходу игровых сеансов (С. 271 — 280).

5. С другими формами регрессий в развитии детей можно познакомиться в книге М. И. Буянова «Системные психоневрологические расстройства у детей и подростков» (М., 1995).

Основные понятия: регрессия развития, распад психики, патологические приобретенные действия, энурез, энкопрез, аутопсихотерапия.

Задания для самостоятельной работы

  1. По материалам предыдущих лекций и семинаров подготовьте ответ на вопрос, что такое эмоциональная депривация и какую роль она может играть в возникновении регрессивных вариантов развития.
  2. В книге А. Фрейд «Норма и патология детского развития» (любое издание) имеется большой раздел, посвященный регрессиям у детей (в главе 3 «Нормальное детское развитие (масштабы и оценка)». Законспектируйте эту часть главы. Подготовьте ответ на вопрос, как автор понимает «инстинктивные регрессии», «Я-регрессии», «функциональные регрессии». Чем они отличаются между собой?
  3. Как А. Фрейд определяет нормальное детское развитие? Сравните ее определение с определением Л.С.Выготского, В.И.Слободчикова, В. Т. Кудрявцева.

Вопросы для обсуждения

  1. Понятия «регрессия» и «распад» психики.
  2. Инстинктивно-врожденные предпосылки появления и закрепления ППД.
  3. Нарушения системы «мать — дитя» как основное условие возникновения ППД.
  4. Коррекционное значение игр с водой, песком и другими материалами.

ЛИТЕРАТУРА

  • Буянов М. И. Системные психоневрологические расстройства у детей и подростков. — М., 1995.
  • Зейгарник Б. В, Братусь Б. С. Очерки по психологии аномального развития личности. — М., 1980 (Очерк 111 «О соотношении распада и развития психики»).
  • Лосева В. К., Луньков А. И. Психосексуальное развитие ребенка. — М., 1995.
  • Шевченко Ю. С. Коррекция патологических привычных действий у детей // Психокоррекция: Теория и практика. — М., 1995.

Дата добавления: 2015-10-16; просмотров: 862; Опубликованный материал нарушает авторские права? | Защита персональных данных

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Сдача сессии и защита диплома — страшная бессонница, которая потом кажется страшным сном. 9235 — | 7438 — или читать все…

Читайте также:

Источник