Интеллектуальное развитие ребенка на основе самовоспитания и саморазвития

Интеллектуальное развитие ребенка на основе самовоспитания и саморазвития thumbnail

« В каждом человеке заключается целый ряд способностей и наклонностей, которые стоит лишь пробудить и развить, чтобы они, при приложении к делу, произвели самые превосходные результаты. Лишь тогда человек становится настоящим человеком.»

Август Бебель (деятель германского и международного рабочего движения)

Общественная потребность в саморазвитии зафиксирована в Федеральном государственном образовательном стандарте (ФГОС) начального общего образования второго поколения. В нём отмечается, что на ступени начального общего образования в школе должно осуществляться формирование следующих основ: умение учиться, развивать способности школьника к самоорганизации и целеопределению своей деятельности, умение следовать ставящимся задачам, планировать свою учебную деятельность в соответствии с ними, осуществлять их контроль и оценку, взаимодействовать с педагогом и сверстниками в учебном процессе. Стандарт ориентирован на становление личностного развития выпускника начальных классов; помимо освоения основной образовательной программы начального общего образования. Он ориентирован на готовность и способность обучающихся к саморазвитию, на самомотивацию к обучению и познанию.

В качестве самой большой ценности признается свободная, развитая и образованная личность, способная жить и творить в условиях постоянно меняющегося мира. Перед современной школой стоят задачи, связанные с созданием условий для интеллектуального и духовно – нравственного развития учащихся, воспитания в каждом школьнике потребности в самообразовании, самовоспитании и саморазвитии

Младшие школьники только – только делают первые неуверенные шаги в большой мир социума, они только начинают познавать себя как личность и уже ищут ответ на вопрос: «А как же мне утвердиться? Как стать лучше?». Ребёнок младшего школьного возраста постоянно нам повторяет: «Вот он Я! Я – такой».

Я считаю,что формирование психоэмоционального состояния младшего школьника играют важную роль в процессе саморазвития и самообразования . Педагог обязан способство­вать повышению уверенност­и в своих силах у детей и развитию самооценки­ каждого ученика. Формирование адекватной­ самооценки обеспечива­ет положитель­ное психоэмоци­ональное состояние, доброжелательная обстановка­ уменьшает чувство беспокойст­ва и тревоги.

Для поддержания положительного психоэмоционального состояния школьника в своей работе я использую: заповеди школьника, которые принимаются обучающимися в 1 классе.

Заповеди школьника

1. Не отнимай чужого, но и не все свое отдавай.

2. Попросят – дай, пытаются отнять – защищай.

3. Не дерись без обиды. Не обижайся без дела.

4. Сам ни к кому не приставай.

5. Зовут играть – иди, не зовут – попроси, это не стыдно.

6. Играй честно, а если выпало водить, то отваживайся.

7. Не дразни, не выпрашивай ничего.

8. Из-за отметки не плачь, будь гордым.

9. Не ябедничай за спиной у товарища.

10. Не будь грязнулей: дети грязнуль не любят.

11. Почаще говори: давай дружить, давай играть, давай вместе домой пойдем.

12. Относись к людям так, как хочешь, чтобы относились к тебе.

Для определения эмоционального самочувствия маленького школьника, я провожу различные методики. Одна из них

«Отчего у меня легко на сердце

Назначение: выявление причин хорошего или плохого настроения, тревожности.

Заранее готовлю сердечки, размер каждого сердечка15х20 см., так чтобы ребёнок смог без труда записать туда несколько фраз и слов. Понадобятся также цветные карандаши или фломастеры.

Учащимся раздаю сердечки. «Ребята, иногда люди говорят, что у них «легко на сердце» или «тяжело на сердце». Давайте попробуем с вами разобраться ,отчего может быть тяжело на сердце, а отчего легко. Подумайте о себе и о своей жизни. На одной стороне сердечка перечислите то, отчего у вас на сердце тяжело, что доставляет вам огорчения. На другой стороне сердечка перечислите то, отчего у вас на сердце легко, что вас радует в жизни. После того, как напишете ,раскрасьте каждую сторону сердечка в свой цвет.

Вся эта работа служит отправной точкой для позитивных перемен в развитии личности, для формирования потребности в самовоспитании и саморазвитии младшего школьника.

Составной частью самовоспитания является самообразование — умение самостоятельно работать в соответствии с личными интересами и запросами. Не секрет, что одни школьники ограничиваются только программным материалом, а другие стремятся получить обширную дополнительную информацию, проявляя при этом инициативу и глубокую заинтересованность.

Мы знаем, что школьника нельзя успешно учить, если он относится к обучению и знаниям равнодушно, без интереса и не осознавая потребности к ним. Поэтому перед школой стоит задача по формированию и развитию у ребёнка положительной мотивации к учебной деятельности с целью повышения эффективности учебного процесса.

ОСНОВНОЕ УСЛОВИЕ УСПЕШНОГО ОБУЧЕНИЯ — МОТИВАЦИЯ УЧЕНИЯ

  1. Смысл учения (внутреннее отношение ученика к учению

  2. Мотив учении я(побудительная причина к действию)

  3. Постановка целей (направленность ученика ан выполнение действий)

  4. Эмоции (реакция ребенка на воздействие внешних и внутренних раздражителей)

  5. Интересы (познавательно-эмоциональное отношение школьника к учению)

Формирование мотивации – это не «перекладывание» учителем в голову ученика готовых, извне задаваемых мотивов и целей учения. На практике формирование мотивов учения — это создание таких условий, при которых появятся внутренние побуждения (мотивы, цели, эмоции) к учению; осознание их учеником и дальнейшего саморазвития им своей мотивационной сферы. Учитель при этом выступает не в роли простого наблюдателя за тем, как развивается мотивационная сфера учащихся, он стимулирует ее развитие системой психологически продуманных приемов.

Важную роль в формировании самообразования и саморазвития имеет необходимость включения каждого ученика в творческую деятельность, обеспечивающую формирование и развитие его познавательных потребностей.

Развитие творческого потенциала дает возможность ребенку проявить свою индивидуальность, почувствовать себя умелым, талантливым, смелым, тем самым повышает его мотивацию к учению.

Во-первых, задача учителя заключается в том, чтобы повысить уровень детского восприятия окружающей действительности: в предметах, явлениях, поступках. Научить детей понимать истинную красоту, которая не всегда может быть яркой, громкой, а может быть тихой и спокойной, скромной и неброской. А, во-вторых, нужно учить не только воспринимать доброе и прекрасное, но и подводить их к тому, чтобы они были деятельными в своей жизни. Вместе с тем, одна из важнейших задач педагога – научить ребенка творческому видению. Ведь, именно, это умение отличает человека-творца, человека-созидателя.

Для привлечения к творчеству педагог должен учитывать:

Читайте также:  Развитие ребенка скачать материал бесплатно

1. Интересы ученика, личные качества, навыки, склонности. Ведь ребенок не пустой сосуд, который мы наполняем. Он субъект творчества.

2. Нужно учитывать то, что никто кроме него не даст «верного» решения стоящей перед ним творческой задачи. Например, если ребенок ищет, выбирает материалы для работы он решает истинно творческую задачу.

3. При выборе форм уроков, нужно учитывать то, что лучше всего может увлечь детей, а именно выбирать те занятия, где можно пофантазировать, и насколько возможно окружить ребенка такой средой и такой системой отношений, которая бы стимулировала бы самую разнообразную его творческую деятельность.

4. Как в игровых уроках, так и в обычных, нужно учитывать то, что ребенок начинает самовыражаться, начиная с первого класса. И поэтому, ему нельзя слишком сильно навязывать свое видение, а только подсказать, намекнуть, направить на правильный путь, поощрить нестандартный подход.

Для того чтобы у учеников развивался творческий потенциал, необходимо формировать у них уверенность в своих силах, веру в способность решать творческие задачи. Тот, кто не верит в себя, уже обречен на неуспех. Разумеется, эта вера должна быть обоснованной.

Необходимо также всемерно стимулировать стремление учащихся к самостоятельному выбору целей, задач и средств их решения. Человек, не привыкший действовать самостоятельно, брать на себя ответственность за принятое решение, теряет способность к творческой деятельности.

Существует огромное разнообразие приемов и методов развития творческого потенциала учащихся в педагогических технологиях:

1Личностно-ориентированные технологии

Личностно-ориентированный подход в образовании предполагает поворот школы к ребенку, уважение его личности, доверие к нему, принятие его личностных целей, запросов и интересов. Поэтому учебный процесс строится так, чтобы создать максимально благоприятные условия для раскрытия и развития творческого потенциала ученика, для его самоопределения и самореализации.

2.Здоровьесберегающие технологии.

Овладевать знаниями и усваивать новый материал способен только здоровый человек. Любое болезненное состояние снижает эффективность обучения. Для всех участников образовательного процесса сохранение физического и психического здоровья должно стать важнейшим условием для получения новых знаний. Учителю необходимо научить ребёнка сохранять и укреплять своё здоровье, привить навыки безопасного поведения, предотвратить излишние психологические и физические нагрузки на детский организм.

Виды физкульминуток.

  • Упражнения для снятия общего или локального утомления.

  • Упражнения для кистей рук.

  • Гимнастика для глаз.

  • Гимнастика для слуха.

  • Упражнения корректирующие осанку.

  • Дыхательная гимнастика

3.Технология индивидуализации (метод проектов)

Одним из наиболее распространенных видов исследовательского труда школьников в процессе учения сегодня является метод проектов. Проект — это буквально “брошенный вперед”, то есть прототип, прообраз какого-либо объекта, вида деятельности. Современный проект учащегося — это дидактическое средство активизации познавательной деятельности, развития креативности и одновременно формирования определенных личностных качеств.

4.Игровые технологии.

Подводя итог, хочу обратить внимание на следующее. Если мы хотим действительно формировать потребность у учащихся в самообразовании и саморазвитии, хотим видеть на уроках неравнодушных творческих учеников, мы должны проводить уроки, формирующие творчество, а тем самым формирующим потребность в обучении, в системе. Это позволит учащимся привыкнуть к творческим заданиям, поможет не стесняться представлять свои творения на суд одноклассников и учителя, облегчит понимание ими предмета, сделает уроки интересными и разнообразными. И, конечно же, самим постоянно развивать свой творческий потенциал.

Только постоянный поиск, педагогическое мастерство и самостоятельность, объединение усилий ученика и учителя, взаимное уважение помогут в современном мире возродить интерес к обучению.

В заключение хочется сказать, что в нашей школе формированием потребности в обучении у учащихся занимаются не только учителя. 

Все мы, в той или иной степени, участвуем в процессе обучения, т.к. являемся для них семьёй. Психологи утверждают, что в семье, в которой доброжелательная, комфортная обстановка, в которой родители действуют сообща, а возникающие разногласия в воспитании и обучении решают не в присутствии детей, дети намного успешнее в обучении, нежели в противоположной семье.

Источник

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

Поиск учебного материала на сайте

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение оригинальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения оригинальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, РУКОНТЕКСТ, etxt.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии так, что на внешний вид, файл с повышенной оригинальностью не отличается от исходного.


Наименование:


реферат Самовоспитание и саморазвитие личности школьника

Информация:

Тип работы: реферат.

Добавлен: 05.12.2012.
Год: 2012.
Страниц: 18.
Уникальность по antiplagiat.ru:

Описание (план):

?ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
             
    «БЕЛГОРОДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ
                       ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
                                           ( НИУ « Б е л Г У »)
 
 
 
                             
                                    ФАКУЛЬТЕТ ПСИХОЛОГИИ
                           
                                         КАФЕДРА ПЕДАГОГИКИ
 
 
     
 
                           САМОВОСПИТАНИЕ И 
             САМОРАЗВИТИЕ ШКОЛЬНИКА
 
 
                                                       Реферат
              
 
 
 
 
 
                                                                         Студента дневного отделения 
                                                          I курса группы 071101
                                                                           Чаплыгина Олега
                                                                          Научный руководитель:
                                                                         Кандидат педагогических наук,
                                                                           Доцент Мусина В.Е.
      
 
 
                                      
 
 
                                       БЕЛГОРОД 2011
                                 
                                    ОГЛАВЛЕНИЕ
 
 
 
 
 
Введение………………………………………………………………………….3
 
Глава I. Роль самовоспитания в формировании личности школьника……..4-8
 
§ 1. Определение понятия «самовоспитания» в психолого-педагогической
литературе………………………………………………………………………4-6
 
§ 2. Движущие силы и механизмы самовоспитания…………………………6-8
 
§ 3. Формы и методы самовоспитания………………………………………….8
 
Глава II. Психолого-педагогические аспекты саморазвития личности школьника……………………………………………………………………..9-14
 
§ 1. Характеристики саморазвития личности школьника………………….9-11
 
§ 2. Формы саморазвития…………………………………………………….11-12
 
§ 3. Стадии саморазвития……………………………………………………12-14
 
Заключение……………………………………………………………………….15
 
Библиографический список……………………………………………………..16
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
                                                 ВВЕДЕНИЕ
 
 
 
Актуальность проблемы – последнее десятилетие ознаменовано кардинальным реформированием традиционной во многом  системы образования. Идеи реформирования  в обществе никогда не являются случайными. Стабилизация социальной ситуации в нашей стране определила в качестве  критериев оценки  роли человека в обществе его активность в деятельности по преобразованию общества. Следствие видения «нового» человека проявилось в изменении цели образования, принципах государственной политики в области образования, в создании модели личности выпускника средней школы, который. Современное общество нуждается в воспитании ответственного, думающего и самостоятельного человека. Для достижения этой цели необходимо расширение прав ребенка, уважение к его личности, обеспечение полноценного физического и психического развития, охрана здоровья детей.
      В силу этого в учебно-воспитательном процессе необходимо создать условия не только для развития способности ребенка сотрудничать с другими людьми, но и для становления самостоятельности каждого ученика. Поэтому актуальной проблемой современного образования является обеспечение необходимых условий для самореализации и саморазвития учащихся.
 
 
Цель работы – изучить психолого-педагогические аспекты проблемы самовоспитания и саморазвития личности.
 
 
Исходя из поставленной цели необходимо решить, следующие задачи:
 
1.      Провести анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования.
2.      Определить сущность понятия «самовоспитание».
3.      Исследовать движущие силы и факторы самовоспитания.
4.      Охарактеризовать формы и методы данной проблемы.
5.      Выявить сущность характеристики саморазвития личности школьника.
 
 
 
 
 
ГЛАВА I. РОЛЬ САМОВОСПИТАНИЯ В ФОРМИРОВАНИИ ЛИЧНОСТИ ШКОЛЬНИКА
 
 
I. § 1. Определение понятия «самовоспитание» в психолого-педагогической литературе
 
        
    
      В  книге  А.И.Кочетова   “Организация   самовоспитания   школьников”
говорится,  что  в  младшем  школьном  возрасте  границы   самовоспитания
определяются появлением нового вида деятельности — учения. Оно направленона развитие волевых  качеств, ответственности, коллективизма и связано  с приучением ребенка к регулярному  и  добросовестному  выполнению  учебных заданий.
       Также в своей книге А.И.Кочетов  говорит, что как всякое развивающееся явление, личность противоречива,  в ее внутреннем мире неизбежны столкновения,  конфликты,  периоды  спада  и усиления развития. Понятия личность невозможно вне вычленения ее движущих сил. Ученые единодушны в  том,  что  движущими  силами  в  самовоспитании
личности являются  определенные противоречия.
      В настоящее время в науке накоплен достаточный фактический  материал, позволяющий  проникнуть  в   суть   процесса   самовоспитания.   Механизм самовоспитания имеет следующие  особенности:  воспитанник  выбирает  цели жизни, идеалы в соответствии с общественными критериями, готовит  себя  к жизни  в  обществе,  совершенствуется  в  коллективной  деятельности   по улучшению окружающего мира.  Между  указанными  факторами  самовоспитания существуют сложные взаимосвязи и  противоречия:  цель  жизни  может  быть одной, а увлеченность — в другой сфере, в результате чего между  желанием совершенствовать себя и реальным самовоспитанием возникает несоответствие и т.д. и не всегда противоречия  могут  быть  разрешены  усилиями  самого
воспитанника.
      Главная   воспитательная   задача   в   руководстве   самовоспитания
заключается в том, что надо сформировать те  положительные  качества, от
которых зависит разрешение указанных противоречий, и привести в  действие такие факторы как:  самосознание,  увлеченность,  направленность,  умение управлять собой и т.д.[1].
      
     Самовоспитание — это процесс усвоения человеком опыта предшествующих поколений посредством внутренних душевных факторов, обеспечивающих развитие. Воспитание, если оно не насилие, без самовоспитания невозможно. Их следует рассматривать как две стороны одного и того же процесса. Осуществляя самовоспитание, человек может самообразовываться, что естественно не может не отражаться на творческой деятельности человека.
      С развитием  теории управления в педагогическую теорию вошли ее основные понятия:  субъект и объект управления. В авторитарных педагогических  системах  свойством субъектности однозначно наделялся педагог,  а воспитаннику отводилась роль (позиция) объекта, т.е. испытывающего педагогические влияния и пассивно перестраивающего свою деятельность в соответствии с  требованиями  извне.  В традициях гуманистической педагогики, как уже отмечалось, в педагогическом процессе функционируют равно заинтересованные  субъекты — педагоги и воспитанники.
     Субъект — это личность,  для деятельности которой характерны четыре качественные характеристики:  самостоятельная, предметная, совместная и творческая.  А.Н.Леонтьев отмечал,  что формирование личности представляет собой процесс, состоящий из непрерывно сменяющихся стадий,  качественные  особенности  которых  зависят  от конкретных условий и обстоятельств. Если на первых порах формирование личности обусловлено ее связями с  окружающей  действительностью, широтой ее практической деятельности, ее знаниями и усвоенными нормами поведения, то дальнейшее развитие личности определяется тем, что она становится не только объектом, но и субъектом воспитания.
Решая ту или иную педагогическую задачу,  воспитатель побуждает воспитанников к определенной деятельности или  предотвращает нежелательные действия. Для того чтобы воспитанники начали проявлять соответствующую активность,  это  влияние  (внешний  стимул) должно быть ими осознано,  превратиться во внутренний побудитель, в мотив деятельности (убеждение,  желание, осознание необходимости,  интерес и др.). В процессе воспитания большое место занимает внутренняя переработка личностью внешних воздействий. Опосредование внешних воздействий через внутренние условия происходит в процессе непосредственных или опосредованных взаимоотношений с различными людьми в системе общественных отношений.
     Человек с момента рождения становится социальным  существом.
Формирование его характера, поведения, личности в целом определяется всей совокупностью социальных факторов (отношением  окружающих людей,  их примером,  их идеологией,  опытом собственной деятельности) и закономерностями физического развития. Именно поэтому  важно  знать совокупное действие всех факторов,  определяющих развитие личности на разных возрастных  этапах.  Не  менее  важно проникнуть  в глубинные механизмы этого процесса и понять,  каким образом производственный, моральный и научный опыт, накопленный в обществе,  становится достоянием отдельного человека и определяет его развитие как личности.  Здесь речь должна идти  о  специально организованной встречной активности личности, получившей название самовоспитания.
    При воспитании младенца и дошкольника едва ли возникает вопрос о самовоспитании,  хотя дошкольник сам задумывает свою игру и сам играет,  отражая в ней свое понимание воспринятой им действительности.
В младшем школьном возрасте происходят значительные сдвиги в деятельности ребенка в сторону внутренней мотивации. Она является основой  для перестройки деятельности на основе постановки им задач преодоления своих слабостей и формирования у себя лучших  человеческих качеств.
     Работа над собой — самовоспитание — начинается с осознания и принятия объективной цели как субъективного,  желательного мотива своей деятельности. Субъективная постановка ребенком определенной цели поведения или своей деятельности порождает сознательное напряжение воли, определение плана деятельности на завтрашний день. Осуществление  этой  цели  неизбежно  сопровождается возникающими препятствиями как объективного, так и субъективного характера.
    Таким образом,  на определенной стадии развития личности, ее интеллектуальных способностей и общественного самосознания  человек  начинает понимать не только внешние для него цели,  но также цели своего собственного воспитания. Он начинает относиться к самому себе как к субъекту воспитания. С возникновением этого нового,  весьма своеобразного в формировании личности фактора человек сам становится воспитателем.
    Итак, самовоспитание — систематическая и  сознательная  деятельность  человека,  направленная на саморазвитие и формирование базовой культуры личности.  Самовоспитание призвано  укреплять  и развивать  способность  к  добровольному выполнению обязательств, как личных,  так и основанных на требованиях коллектива, формировать моральные чувства,  необходимые привычки поведения,  волевые качества. Самовоспитание — составная часть и результат воспитания и всего процесса развития личности. Оно зависит от конкретных условий, в которых живет человек.[2]
 
 
 
I. § 2. Движущие силы и механизмы самовоспитания
 
 

     Движущие силы и механизмы самовоспитания. Когда появляется на свет новорожденный, мы говорим: “Родился человек”, т.е. говорим о биологическом его рождении. Однако дальнейший процесс биологического развития теснейшим образом сочетается с приобретением таких качеств и свойств, которые по своему происхождению не связаны с биологической природой человека (например: усвоение навыков, привычки, поведение и др.). Названные свойства и качества могут сформироваться лишь прижизненно и характеризуют социальное развитие человека. Таким образом, общее понятие “человек” включает в себя более узкое и специфическое понятие — “личность”.

О личности мы судим по следующим признакам:

1. Определенные сформированные социальные качества. Например: ответственность, достоинство, индивидуальность, общественная активность, твердость взглядов и убеждений.

2. Личность характеризуется таким уровнем психического развития, который позволяет ей управлять собственным поведением и деятельностью. Способность обдумывать свои поступки и отвечать за них — существенный и главный признак личности.
А.И.Кочетов в своей книге “Организация самовоспитания школьников” говорит, что как всякое развивающееся явление, личность противоречива, в ее внутреннем мире неизбежны столкновения, конфликты, периоды спада и усиления развития. Понятия личность невозможно вне вычленения ее движущих сил. Ученые единодушны в том, что движущими силами в самовоспитании личности являются определенные противоречия.
    В настоящее время в науке накоплен достаточный фактический материал, позволяющий проникнуть в суть процесса самовоспитания. Механизм самовоспитания имеет следующие особенности: воспитанник выбирает цели жизни, идеалы в соответствии с общественными критериями, готовит себя к жизни в обществе, совершенствуется в коллективной деятельности по улучшению окружающего мира. Между указанными факторами самовоспитания существуют сложные взаимосвязи и противоречия: цель жизни может быть одной, а увлеченность — в другой сфере, в результате чего между желанием совершенствовать себя и реальным самовоспитанием возникает несоответствие и т.д. и не всегда противоречия могут быть разрешены усилиями самого воспитанника.
      В своей работе А.И.Кочетов определяет параметры самовоспитания:
а) направленность, т.е. мотивы работы над собой.
б) содержание (умственное, физическое, нравственное, трудовое, эстетическое, волевое, профессиональное, комплексное).
в) устойчивость (случайное, эпизодическое, постоянное).
г) эффективность в формировании личности (выполняет функции главные и вспомогательные).
      Главная воспитательная задача в руководстве самовоспитания заключается в том, что надо сформировать те положительные качества, от которых зависит разрешение указанных противоречий, и привести в действие такие факторы как: самосознание, увлеченность, направленность, умение управлять собой и т.д.[3]
 
 
 
I.                 § 3. Формы и методы самовоспитания
 
 
          Самовоспитание — это деятельность человека, направленная на изменение своей личности в соответствии с сознательно поставленными целями, сложившимися идеалами и убеждениями. Самовоспитание предполагает определенный уровень развития личности, ее самосознания, способности к ее анализу при сознательном сопоставлении своих поступков с поступками других людей. Отношение человека к своим потенциальным возможностям, правильность самооценки, умение видеть свои недостатки характеризуют зрелость человека и являются предпосылками организации самовоспитания.
Существует 3 метода самовоспитание:
1.Самопознание. Включает в себя: самонаблюдение, самоанализ, самооценивание, самосравнение.
Самообладание. Опирается на: самоубеждение, самоконтроль, самоприказ, самовнушение, самоподкрепление, самоисповедь, самопринуждение.
Самостимулирование. Предполагает: самоутверждение, самоободрение, самопоощрение, самонаказание, самоограничение.[4]
 
ГЛАВА II. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ САМОРАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ ШКОЛЬНИКА
 
I. § 1. Характеристики саморазвития личности школьника
 
 
 
        Саморазвитие – это процесс, и как всякий процесс, саморазвитие необходимо для достижения определённой цели. Особенность саморазвития в том, что цели всегда меняются, в зависимости от уровня осознанности, умения рисковать, самодисциплины, веры в себя. Все эти критерии определяют, какую цель мы ставим перед собой, и как скоро мы достигнем этой цели.[5]
Попытаемся определить, что такое саморазвитие. В отечественной
психологии одними их первых дали определение и обосновали его отличительные признаки В.И.Слободчиков и Е.И.Исаев. Понятие «саморазвитие» — это фундаментальная способность человека становиться
и быть подлинным субъектом своей жизни, превращать собственную жизнедеятельность в предмет практического преобразования.
      Каковы же характеристики и признаки саморазвития?
      Прежде всего необходимо отметить, что для анализа саморазвития
наиболее общим является понятие жизнедеятельность как непрерывный процесс целеполагания, деятельностей и поведения человека. В рамках жизнедеятельности осуществляется и процесс саморазвития. Поэтому человек уже с раннего, в пределах трехлетнего, возраста, с момента
выделения своего Я из окружающего мира (образование системы Я), становится субъектом своей жизнедеятельности, поскольку начинает ставить цели, подчиняться собственным желаниям и устремлениям с учетом требований других. Однако, как отмечают исследователи, в
частности Г. А. Цукерман, субъектом саморазвития ребенок становится только в подростковом возрасте, когда происходят кардинальные изменения в самосознании, возникает чувство взрослости, идет процесс переориентации с детских норм на взрослые.
      Но субъектом саморазвития человек становится только тогда, когда он более или менее осознанно начинает ставить цели по самоутверждению, самосовершенствованию, самореализации, т. е. определять
перспективы того, к чему он движется, чего добивается, что желает или, наоборот, не желает менять в себе.
       Другой характеристикой саморазвития является
и т.д……………..

* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.

Источник