Интегративные показатели развития ребенка по возрасту

Интегративные показатели развития ребенка по возрасту thumbnail

В настоящее время в нашей стране идет
обновление системы образования. Отличительной
чертой развития образовательной системы на
современном этапе является активный процесс
создания системы непрерывного образования.

Изменения, происходящие в жизни общества и
государства безусловно влияют и на
представления о том, каким общество и
государство «видят» ребенка дошкольного
возраста, получившего гарантированное
Конституцией Российской Федерации дошкольное
образование.

Федеральные государственные требования,
утвержденныеприказом № 655 от 23 ноября 2010
года Министерства образования и науки
Российской Федерации, определяют, какое
содержание должно реализовывать любое
дошкольное учреждение для достижения каждым
ребенком оптимального для его возраста уровня
развития с учетом егоиндивидуальных,
возрастных особенностей. В словаре указано
понятие интеграция — это процесс с помощью
которого части соединяются в целое. На
личностном уровне — это состояние организма
когда все составляющие элементы индивида, его
черты или качества действуют согласованно как
единое целое.

Из этого следует, что сформированные
интегративные качества ребенка -является
итоговым результатом освоения основной
общеобразовательной программы дошкольного
образования. К 7-ми годам при успешном освоении
Программы ребенком достигается следующий
уровень развития интегративных качеств ребенка

Федеральными государственными требованиями
определены следующие личностные качества
выпускника:

Интегративное качество «Физически развитый,
овладевший основными культурно-гигиеническими
навыками»

  • Сформированы основные физические качества и
    потребности в двигательной активности.
  • Самостоятельно выполняет доступные возрасту
    гигиенические процедуры, соблюдает элементарные
    правила здорового образа жизни.

Интегративное качество «Любознательный,
активный»

  • Интересуется новым, неизвестным в окружающем
    мире (мире предметов и вещей, мире отношений и
    своем внутреннем мире).
  • Задает вопросы взрослому, любит
    экспериментировать.
  • Способен самостоятельно действовать (в
    повседневной жизни, различных видах детской
    деятельности).
  • В случаях затруднений обращается за помощью к
    взрослому.
  • Принимает живое, заинтересованное участие в
    образовательном процессе.

Интегративное качество «Эмоционально
отзывчивый»

  • Откликается на эмоции близких людей и друзей.
  • Сопереживет персонажам сказок, историй,
    рассказов.
  • Эмоционально реагирует на произведения
    изобразительного искусства, музыкальные и
    художественные произведения, мир природы.

Интегративное качество «Способный управлять
своим поведением и планировать свои действия на
основе первичных ценностных представлений,
соблюдающий элементарные общепринятые нормы и
правила поведения»

  • Поведение преимущественно определяется на
    сиюминутными желаниями и потребностями, а
    требованиями со стороны взрослых и первичными
    ценностными представлениями о том, «что такое
    хорошо и что такое плохо».
  • Способен планировать свои действия,
    направленные на достижение конкретной цели.
  • Соблюдает правила поведения на улице (дорожные
    правила), в общественных местах (транспорте,
    магазине, поликлинике, театре и др.).

Интегративное качество «Способный решать
интеллектуальные и личностные задачи (проблемы),
адекватные возрасту»

  • Может применять самостоятельно усвоенные
    знания и способы деятельности для решения новых
    задач, поставленных как взрослым, так и им самим;
    в зависимости от ситуации может преобразовывать
    способы решения задач.
  • Способен предложить собственный замысел и
    воплотить его в рисунке, постройке, рассказе.

Интегративное качество «Имеющий первичные
представления о себе, семье, обществе,
государстве, мире и природе»

Имеет представления

  • о себе, собственной принадлежности и
    принадлежности других людей к определенному
    полу;
  • о составе семьи, родственных отношениях и
    взаимосвязях, распределении семейных
    обязанностей, семейных традициях;
  • об обществе, его культурных ценностях; о
    государстве и принадлежности к нему;
  • о мире.

Интегративное качество «Овладевший
универсальными предпосылками учебной
деятельности»

  • Умеет работать по правилу и по образцу, слушать
    взрослого и выполнять его инструкции.

Интегративное качество «Овладевший
необходимыми умениями и навыками»

У ребенка сформированы умения и навыки,
необходимые для осуществления различных видов
детской деятельности.

Образовательный процесс в ДОУ характеризуется
возрастанием объема интенсивности
учебно-познавательной деятельности, в учебный
план вводятся дополнительные предметы.
Возникает необходимость обеспечения
педагогических условий, позволяющих гибко
реализовать различные виды деятельности в
единый образовательный процесс.

Согласно принципу интеграции, физическое
развитие детей осуществляется не только в
процессе специфических физкультурных и
спортивных игр, упражнений и занятий, но и при
организации всех видов детской деятельности
через физкультминутки, дидактические игры с
элементами движения, подвижные игры с элементами
развития речи, математики, конструирования и пр.

С другой стороны, в процессе образовательной
деятельности по физическому развитию следует
обращать внимание на одновременное решение
задач других образовательных областей:

  • формирование навыков безопасного поведения в
    подвижных и спортивных играх, при пользовании
    спортивным инвентарем («Безопасность»);
  • создание на физкультурных занятиях
    педагогических ситуаций и ситуаций морального
    выбора, развитие нравственных качеств, поощрение
    проявлений смелости, находчивости,
    взаимовыручки, выдержки и пр., побуждение детей к
    самооценке и оценке действий и поведения
    сверстников («Социализация»);
  • участие детей в расстановке и уборке
    физкультурного инвентаря и оборудования
    («Труд»);
  • активизация мышления детей (через
    самостоятельный выбор игры, оборудования,
    пересчет мячей и пр.), специальные упражнения на
    ориентировку в пространстве, подвижные игры и
    упражнения, закрепляющие знания об окружающем
    (имитация движений животных, труда взрослых),
    построение конструкций для подвижных игр и
    упражнений (из мягких блоков, спортивного
    оборудования), просмотр и обсуждение
    познавательных книг, фильмов о спорте,
    спортсменах, здоровом образе жизни («Познание»);
  • проговаривание действий и называние
    упражнений, поощрение речевой активности детей в
    процессе двигательной деятельности, обсуждение
    пользы закаливания и занятий физической
    культурой («Коммуникация»);
  • игры и упражнения под тексты стихотворений,
    потешек, считалок; сюжетные физкультурные
    занятия на темы прочитанных сказок, потешек
    («Чтение художественной литературы»);
  • привлечение внимания дошкольников к
    эстетической стороне внешнего вида детей и
    воспитателя, оформления помещения;
    использование на занятиях физкультурой
    Изготовленных детьми элементарных
    физкультурных пособий (флажки, картинки, мишени
    для метания), рисование мелом разметки для
    подвижных игр («Художественное творчество»);
  • ритмическая гимнастика, игры и упражнения под
    музыку, пение; проведение спортивных игр и
    соревнований под музыкальное сопровождение;
    развитие артистических способностей в подвижных
    играх имитационного характера («Музыка»).
Читайте также:  Детский сад 231 центр развития ребенка

Физическое развитие детей дошкольного
возраста является основным в разностороннем
развитии. Ребенок познает мир в движении, и чем
многогранней эти движения, тем больше жизненный
опыт малыша.

Задачи по обучению плаванию решаются в
комплексе и направлены на воспитание гармонично
развитой личности.

Использование интегрированного подхода на
занятиях развивает потенциал самих
воспитанников, побуждает к активному познанию
окружающей действительности, осмыслению и
нахождению причинно-следственных связей,
развитию логики, мышления, коммуникативных
способностей. Форма проведения занятий
нестандартна, интересна. Использование
различных видов деятельности в течение занятия
поддерживает внимание воспитанников на высоком
уровне, что позволяет говорить о достаточной
эффективности занятий.

Интегрированные занятия позволяют ребенку
реализовать свои творческие способности, в
интересной, игровой форме обогащать словарь,
развивать коммуникативные умения,
познавательный интерес и активность.

В игре ребенок познает мир, малыш отвлекается
от процесса обучения, он включается в игру и
вместе с персонажами игр и игрушками осваивает
водное пространство, преодолевая
психологические проблемы и страхи. В коллективе
детей многие задачи решать проще: каждый ребенок
стремиться показать что-то свое; показать, чему
научился именно он. Игра, игровая ситуация
помогают обыграть каждую удачу или неудачу таким
образом, чтобы ребенок чувствовал себя все более
и более уверенно от занятия к занятию. В то же
время, программа детского сада — это комплексная
программа. Воспитательно-образовательный
процесс в дошкольном учреждении должен быть
построен таким образом, чтобы дошкольники
получили как можно больше навыков и знаний.

Таким образом, процесс обучения задаёт
содержание и характеристики учебной
деятельности ребёнка и тем самым определяет зону
ближайшего развития универсальных учебных
действий и их свойства. Универсальные учебные
действия представляют собой целостную систему, в
которой происхождение и развитие каждого вида
учебного действия определяется его отношением с
другими видами учебных действий и общей логикой
возрастного развития.

Задача формирования УУД предполагает, что
при поступлении в школу ребенок достигает
определенного уровняразвития общения. В
состав базовых (т.е. абсолютно необходимых для
начала обучения ребенка в школе) предпосылок
входят следующие компоненты:

  • потребность ребенка в общении со взрослыми и
    сверстниками;
  • владение определенными вербальными и
    невербальными средствами общения;
  • приемлемое (т.е. не негативное, а желательно
    эмоционально позитивное) отношение к процессу
    сотрудничества;
  • ориентация на партнера по общению,
  • умение слушать собеседника.

Источник

Содержание:

  • Познавательное развитие
  • Социально-эмоциональное развитие
  • Речевое развитие (до 1500 произносимых слов)
  • Бытовые навыки
  • Физическое развитие

Предлагаем вам познакомиться с основными показателями развития ребенка. Они помогут заинтересованным лицам (родителям, воспитателям, педагогам) определить степень развития конкретного малыша и в случае необходимости принять соответствующие меры коррекции.

При составлении этих показателей использованы собственные научно-методические исследования автора книги Елены Волосовой, многолетние наблюдения за детьми раннего возраста, а также материалы из работы «Диагностика нервно-психического развития детей первых трех лет жизни» (ЦОЛИУ врачей, М., 1979) и Базисной программы развития ребенка-дошкольника «Истоки» (Центр «Дошкольное детство» им. А. В. Запорожца, М., 1997).

Познавательное развитие

Отличие предметов по признакам:

Называет правильно четыре основных цвета и некоторые оттенки цветов.

Ориентируется в семи цветах спектра (знает черный и белый цвета), находит по образцу, по просьбе взрослого.

Читайте также:  Особенности психического развития ребенка в раннем возрасте курсовая работа

Собирает последовательно (вкладывает меньшую в большую) матрешки, мисочки, формочки, колпачки из четырех-шести составляющих (по показу, просьбе взрослого, в самостоятельной игре).

Легко подбирает плоские геометрические фигуры к образцу (круг, прямоугольник, треугольник, трапеция, овал, квадрат).

Наглядно ориентируется в конфигурации объемных геометрических фигур (подбирает к соответствующим по форме отверстиям). Некоторые из них называет: шар, куб, призма («крыша»), цилиндр («столбик»), кирпичик, конус.

Определяет на ощупь (в игре) и называет знакомые геометрические или другие фигуры.

Собирает пирамидку из восьми-десяти колец по образцу или по рисунку (по убыванию размера, по размеру и цвету, по форме и размеру).

Находит и может назвать большой, маленький предмет, средний — между ними.

Определяет предмет по фактуре (мягкий, твердый).

Составляет картинку из двух частей (на занятии).

Подбирает мозаику к несложному рисунку.

Запоминает и указывает место, где стояла убранная взрослым игрушка (в совместной игре).

Подражает письму взрослого (имитирует).

К рисунку взрослого может дорисовать недостающие детали (стебелек к цветку, листик к ветке).

Рисует кружочки, овалы, проводит линии, изображает прямоугольные предметы; закрашивает; подражает образцу.

Рисует по собственному замыслу. Объясняет, что рисует (солнышко, дорожку, дождик и др.).

Раскатывает комочки глины, пластилина в ладонях; соединяет части.

Лепит несложные формы (шарик, столбик, колбаску, бублик).

Выполняет несложную аппликацию из готовых форм.

Игровые действия (начало ролевой игры):

Проявляет инициативу в игре (творческое начало). Может «брать роль» (называет себя в игре «мама», «врач» и т. п.). Осознает свою роль в игре.

Фантазирует в игре (введение сказочного персонажа).

Спокойно играет вместе с другими детьми, используя предметы-заместители.

Подражает другим детям (в любых играх).

Выполняет правила в подвижных играх.

Строит из кубиков дом, забор, машину, мостик и др. (по образцу, по рисунку, по речевой инструкции, по замыслу)

Использует различные объемные геометрические фигуры в строительных играх и конструировании, обыгрывает постройки с игрушками.

Социально-эмоциональное развитие

Хочет быть хорошим, ждет похвалы, одобрения, эмоционально-положительного подкрепления со стороны взрослого.

Проявляет инициативу, независимость.

Испытывает эмоциональное удовлетворение, если смог что-то выполнить. Доволен, когда хвалят.

Проявляет чувство гордости за себя («лучше всех бегаю»), за родителей («папа самый сильный», «мама самая красивая»).

Любознателен, любопытен.

Долговременная память опирается на прежние эмоциональные переживания, могут возникать воспоминания за последний год.

Проявляет эмоциональную сдержанность: не кричит в общественных местах, переходит спокойно улицу со взрослым, не бегает по тротуару, спокойно слушает просьбу взрослого и выполняет ее, перестает плакать при обоснованном запрете.

Непослушен, эмоционально напряжен при ограничении движений, при непонимании взрослым его просьб и желаний. Может быть настойчивым в своих требованиях.

Переживает, если ругают. Длительно может обижаться за наказание.

Испытывает чувство огорчения, стыда. Понимает, что сделал что-то плохо (не успел в туалет, разлил воду);ожидает от взрослого отрицательной оценки.

Понимает, если плохо делает кто-то другой. Дает эмоционально отрицательную оценку («Нельзя: обижать, ломать, рвать, отнимать, драться»).

Может ревновать, обижаться, заступаться, сердиться, лукавить, озорничать.

Владеет неречевыми способами эмоционального общения. Свои чувства выражает взглядом, мимикой, тоном, жестами, выразительными движениями, позами.

Эмоционально выражает воображаемые ситуации (в игре).

Речь насыщает эмоционально-выразительными оттенками (часто по подражанию).

Обозначает словом свои эмоциональные состояния: смеюсь, боюсь, замерз.

Могут возникать страхи, боязнь темноты.

Начинает понимать юмор (смеется, недоумевает).

Эмоционально сопереживает персонажам при слушании сказок, при просмотре детских спектаклей, мультфильмов (радуется, печалится, сердится, морщится от «боли» и т. д.).

Эмоционально отзывчив (испытывает удовольствие) на музыку, пение, художественное слово. Подпевает, танцует (передает ритм). Реагирует на изменение музыки — различно двигается (кружится, приседает, машет руками, хлопает, топает).

Эмоционально по-разному реагирует на знакомые и незнакомые музыкальные или художественные произведения, при рассматривании иллюстраций.

Предпочитает веселую музыку и песни, яркие рисунки.

Проявляет интерес к рисованию, лепке.

Испытывает эмоциональное удовлетворение от подвижных игр.

Эмоционально по-разному реагирует на красивое, некрасивое (замечает, различает, оценивает).

Эмоционально предвосхищает результат некоторых действий (собственных или других людей).

Огорчается при неумении что-то сделать.

Радуется своим умелым действиям, когда получается.

Приветливо, эмоционально открыто, доверительно относится к людям. Интересуется их действиями (делами), отвечает, если о чем-то спрашивают.

Помнит добрых и суровых людей (эмоционально отзывчив и эмоционально сдержан).

Проявляет застенчивость характерной мимикой, особенно при обращении к нему незнакомого человека.

Понимает состояние других на основе своего эмоционального опыта.

Читайте также:  Манипулирование получает главную роль в развитии деятельности ребенка

Эмоционально оценивает ситуацию: сопереживает (если кому-то больно), помогает (если надо помочь), сочувствует, тихо ведет себя (если кто-то спит, устал).

Замечает огорчение, недовольство, радость взрослых или детей.

Подражает мимике, голосовым интонациям, эмоционально-выразительным движениям близких взрослых.

Подражает эмоциональному поведению сверстников (может копировать более шумного, крикливого).

Доброжелательно относится к детям: не выхватывает игрушки, не берет без спроса, делится своими игрушками.

Получает удовольствие от общения со сверстниками. Возникает интерес к совместным играм.

Выражает симпатию к некоторым детям.

Настороженно относится к незнакомым животным, отдельным людям, новым ситуациям.

Речевое развитие (до 1500 произносимых слов)

Произносит сложные предложения при общении. Пользуется словами, выражая желания, чувства, впечатления.

Говорит простыми, грамматически оформленными фразами.

Свои действия часто сопровождает речью. Начинает использовать придаточные предложения (не всегда).

Слова изменяет по числам и падежам. Задает вопросы познавательного характера: «Где?», «Куда?», «Почему?», «Когда?» и другие. Легко повторяет за взрослыми незнакомые слова, фразы. Быстро разучивает стихи, песенки, отрывки из сказок. Много звуков произносит правильно (гласные и простые согласные).

Появляется словотворчество и склонность к рифмовке. Вступает в речевые диалоги с детьми, взрослыми. Отвечает на вопросы взрослого по сюжетной картинке. Называет по картинке некоторых животных (их детенышей), предметы быта, одежду, посуду, технику, растения и другое.

Рассказывает связно по картинке знакомую сказку. Передает словами, жестом, интонацией содержание сказки, потешки, песенки, стихотворения. Высказывается о книжке, событии (после вопросов и по воспоминанию).

Может доказать, додумать предложение, сказанное взрослым.

Быстро отвечает на вопрос: «Как тебя зовут?». Знает свою фамилию.

Отвечает на вопрос: «Сколько тебе лет?». Показывает на пальчиках.

Отличает и называет людей по принадлежности к определенному полу, по возрасту (мальчик, дядя, дедушка, девочка, тетя, бабушка).

Знает свою половую принадлежность: мальчик или девочка; называет после вопроса взрослого.

Знает названия частей тела (голова, шея, спина, грудь, живот, руки, ноги, пальцы).

Знает назначение частей тела (отвечает на вопросы): «глаза смотрят», «уши слушают», «ноги ходят»).

Знает названия одинаковых частей тела у человека и животного: «глаза — у всех, ноги — у человека, лапы — у животного, руки — у человека, крылья — у птицы».

В игре называет себя каким-то персонажем. Отвечает на вопрос взрослого: «Кто ты в игре?».

Играя, свои действия сопровождает словами.

Пользуется ролевой речью в игре. Говорит за себя и за куклу.

По детали узнает и называет целое изображение (по хоботу — слона, по брюкам — мальчика).

Имеет представление о числе, показывает и говорит: «один, два, три, много, мало».

Предвидит результат (мыслительные возможности). Использует средства для достижения цели.

Способен длительно наблюдать, сосредоточивать внимание, увлекаться своей деятельностью.

Начинает различать правую и левую сторону (может ошибаться).

Обобщает предметы по их свойствам (кто (что) летает? кто (что) плавает?).

Переходит от называния себя в третьем лице к местоимению «Я».

Проявляет особый интерес к разговорам взрослых между собой.

Длительно слушает сказку, читаемую или рассказываемую взрослым или записанную на аудиокассетах.

Бытовые навыки

Одевается самостоятельно, с небольшой помощью взрослого.

Раздевается самостоятельно; складывает свою одежду перед сном.

Застегивает несколько пуговиц.

Завязывает (связывает) шнурки.

Знает назначение многих предметов, их местонахождение и предназначение.

Выполняет поручения из двух-трех действий (отнеси, поставь, принеси).

Может вымыть руки с мылом, умыться, вытереться полотенцем.

Замечает беспорядок в своей одежде.

Пользуется носовым платком.

Вытирает ноги при входе в квартиру.

Регулирует свои физиологические потребности.

Ест аккуратно.

Держит ложку за конец ручки.

Пользуется салфеткой.

Не выходит из-за стола до конца еды.

Не мешает за столом другим.

Говорит «спасибо», здоровается, прощается.

Физическое развитие

Выполняет по показу, по словесному указанию, самостоятельно:

Выполняет одновременно два действия: топает и хлопает. Качается на качелях. Скатывается на санках. Катается на трехколесном велосипеде. Учится ходить на лыжах.

Не боится плавать, поддерживаемый взрослым. Легко перешагивает через препятствия на полу (брусочки) чередующимся шагом. Быстро проходит по наклонной доске. Перепрыгивает через линию на полу. Прыгает в длину с места на двух ногах. Спрыгивает с небольшой высоты. Бегает, подпрыгивает. Бросает и ловит мяч. Подражает движениям сверстников: бегает, прыгает, бросает, подлезает, кружится.

Из книги Е. Волосовой «Развитие ребенка раннего возраста»
(основные показатели), М.: «Линка-Пресс», 1999 г.

Источник