Информация для родителей по развитию речи ребенка 6 лет

Информация для родителей по развитию речи ребенка 6 лет thumbnail

13.10.2015,

Categories  Нормы развития речи, Статьи Comments 

Речевое развитие ребенка в 6-7 лет

Подготовка ребенка к школе вышла на финишную прямую. Еще чуть-чуть и ваш дошкольник станет первоклассником. А, значит, все навыки и умения, необходимые для успешного освоения школьной программы, должны быть отточены до совершенства.

Естественно, развивать ребенка и потихоньку готовить к школе лучше всего с самого раннего возраста. Но если по каким-то причинам вы не находили времени и сил на упражнения с ребенком, то сейчас особенно важно уделить внимание занятиям, чтобы избежать проблем при обучении.

В каждом классе есть несколько детей, которые явно отстают от сверстников по школьной программе, читают медленнее всех, решают примеры неверно и, в целом, как будто не понимают, как и что делать на уроках правильно. Над такими учениками часто подтрунивают учителя и одноклассники. И даже если «неуспевающие» не показывают своих эмоций по поводу школьных неудач, в глубине души они очень переживают, что не могут справиться с уроками. Неуверенность в себе зарождается у ребенка очень быстро, особенно, в начальных классах школы.  Поэтому  обязательно готовьте своего дошкольника к предстоящим учебным нагрузкам!

Особое внимание обратите на развитие речи ребенка. Ведь учителя в школе при оценке знаний по «устным» предметам (чтение, окружающий мир, английский язык и почти все предметы, которые появляются в более старших классах) ориентируются прежде всего на то, как ребенок пересказывает материал, выступает с докладом и насколько полно и без стеснения отвечает на уроке.

Есть дети, которые всё понимают и знают ответ на вопрос учителя, но не могут или боятся сказать ответ. На вопрос преподавателя молчат или начинают что-то невнятно говорить. Педагоги воспринимают это как незнание, а ребенок думает, что учитель его не любит и занижает оценки. Поэтому задача родителей детей, которые через год пойдут в школу: целенаправленно развивать речь, умение пересказывать и выступать перед публикой.

Так же обратите внимание! Поступление в школу – сильный стресс для детей. Если ваш ребенок склонен к заиканию, заикается или раньше заикался, постарайтесь максимально подготовить своего дошкольника к предстоящим нагрузкам, создайте спокойную доброжелательную атмосферу дома и постарайтесь избавиться от заикания еще до школы.

Показатели речевого развития детей 6-7 лет

  1. В норме словарный запас ребенка 6-7 лет насчитывает от 3500 слов (в 7 лет словарный запас может достигать до 7 000 слов).
  2. Дошкольник активно использует образные выражения, метафоры («солнечная улыбка», к слову сказать и т.д.). Выстраивает грамматически верные предложения (склоняет все члены предложения по роду, числу и падежу).  Причем, несколько простых предложений ребенок может объединять в одно с помощью союзов «потому что», «когда», «если» и так далее.
  3. В этом возрасте дети любят рассказывать истории, отвечать на вопросы, придумывать сюжеты по картинкам. При этом часто при пересказе второстепенные детали сюжета опускаются, ведь все внимание ребенка сконцентрировано на основных персонажах.
  4.  Дошкольник 6-7 лет может не только объяснить значение знакомого слова, но и рассуждать о возможном значении незнакомых выражений.
  5. Ребенок способен в беседе озвучить свое эмоциональное состояние и мнение по поводу определенной ситуации. Дети 6-7 лет очень любят рассуждать о явлениях жизни, наблюдать за происходящим и делиться с близкими впечатлениями.

6-7 лет – один из самых благодатных периодов, когда ребенок уже говорит хорошо и много, ему есть что сказать, а взрослым интересно его слушать. В семьях, где папам было сложно выстроить общение с маленьким ребенком, потому что «ну о чем мне с ним говорить?», именно в этот период большинство отцов начинают с удовольствием разговаривать и играть с детьми.

Как развивать речь ребенка в 6-7 лет?

Чтение книг как способ развития речи

  1. Основным источником развития речи ребенка 6 лет, как и в более младшие периоды, остается общение со взрослыми.
    Разговаривайте с дошкольником как можно чаще, спрашивайте, как он провел свой день, обсуждайте прочитанные вместе книги, просмотренные мультфильмы. Темой для разговоров могут быть совместные посещения театра, цирка, выставок. Такие мероприятия не только разовьют речь, но и расширят кругозор ребенка.
  2. Рекомендуем пересмотреть домашнюю библиотеку и дополнить книгами, соответствующими возрасту. Как правило, дети 6 лет предпочитают книги о жизни животных (особенно манят динозавры), приключенческие повести (например, Николай Носов «Незнайка на луне») и детские детективы. Посетите вместе книжный магазин или интернет-магазин (ссылка на лабиринт?)-здесь возможно целесообразнее было бы обзор написать по нескольким книгам для старших дошкольников и выберете, что понравится дошкольнику.
  3. Посетите детскую библиотеку. Конечно, они сейчас не так популярны, как во времена нашего детства, но именно атмосфера библиотеки может заинтересовать ребенка в самостоятельном чтении. К тому же сейчас во многих детских библиотеках созданы все условия, чтобы увлечь детей книгами (удобные читальные залы, новые красочные книги и даже игрушки).
  4.  Разнообразьте совместное времяпрепровождение играми на развитие речи. Особенно полезными будут упражнения на увеличение словарного запаса.
  5. Научите ребенка пересказывать и без стеснения говорить на публике.Ораторское искусство – навык, который пригодится и сослужит верную службу на протяжении всей жизни.Освоить выступление на публике вам поможет игра «в школу».
    Попросите ребенка выучить стихотворение или подготовить небольшой пересказ. И предложите поиграть: «Давай мы потренируемся. Представь, что я учительница, а папа – ученик, ты вышел рассказывать к доске стихотворение».  Папа для пущей убедительности может вести себя как типичный ученик, а вы сделать голос, как у учительницы и вызвать ребенка к доске.
Читайте также:  Уровень развития ребенка 7 уровень

Вот несколько игр, которые будут интересны вам и вашему ребенку:

Дети 6-7 лет

  • Придумываем сказку.

Предложите ребенку придумать вместе сказку. Сначала вы говорите одно предложение, затем ребенок говорит свое предложение, продолжая ваш сюжет. И так по очереди, по одному предложению вы придумываете сказку.

  • Сказка по пословице.

Выберете с ребенком пословицу, обсудите ее смысл. Затем и вы, и ребенок по отдельности придумываете сказку, чтобы основная мысль соответствовала значению пословицы.

  • Откуда пошло выражение?

В русском языке есть очень много ярких и интересных высказываний-метафор (например, конь не валялся, выше крыши, гол как сокол).  Во многих случаях происхождение таких высказываний не известно – а, значит, есть повод придумать вместе с ребенком возможные варианты событий, которые привели к появлению таких высказываний. Выберите с ребенком одно высказывание (можете посмотреть в сборнике русских пословиц Даля), объясните его значение. И по отдельности придумайте и расскажите историю, в которой могло зародиться это высказывание.

  • Игра в слова.

Игроки по очереди называют слово на последнюю букву предыдущего слова. Или можно изменить правила и говорить все слова только на определенную букву.

  • Настольные игры.

Используйте готовые настольные игры, направленные на развитие речи. Например, Эрудит, Тик-Так Бум, Диксит, Имаджинариум и другие.

Будьте уверены, все ваши усилия, направленные на развитие дошкольника, принесут результат в виде отличной учебы в школе и хорошего эмоционального состояния ребенка.

Источник

                        Консультация для родителей

« Развитие речи детей 6-7 лет»

   Правильно говорить в наше время могут не многие. Своей речью мы пользуемся для того, что бы передать свои мысли. Речь различают двух видов: внутренняя и внешняя. Внутренняя речь — то, что мы произносим в своих мыслях. Внешняя речь делится на диалогическую, эгоцентрическую, письменную и монологическую.

  Главной потребностью и функцией – является для нас речь. Этим мы отличаемся от животных. Через общение человека с другими людьми мы реализуем себя, как личность.

   Невозможно, без оценки речевого развития, судить о начале развития личности ребёнка дошкольного возраста.

      Речь имеет большое значение в психологическом развитии ребёнка. Формирование как личности связано с развитием речи ребёнка.

     Следует помнить, чтобы развивать речь детей необходимо развивать эмоциональное общение с ребёнком, развивать мелкую моторику детей, проводить совместные игры, знакомить с художественной литературой и разучивать стихи, а речь педагога должна быть примером для подражания детям.

       В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования выделена как основная образовательная область «Речевое развитие».     Речь является основанием для развития всех остальных видов детской деятельности: общения, познания, познавательно-исследовательской. В этой связи развитие речи ребенка раннего возраста становится одной из актуальных проблем в деятельности педагога ДОУ.

     Речь представляет собой очень сложную психическую деятельность, подразделяющуюся на различные формы и виды. Формируясь у ребенка по мере овладения языком, речь проходит несколько этапов развития, превращаясь в развернутую систему средств общения и опосредования различных психических процессов.

     Речь ребенка формируется под влиянием речи взрослых и в огромной степени зависит от достаточной речевой практики, нормального речевого окружения и от воспитания и обучения, которые начинаются с первых дней его жизни. Речь не является врожденной способностью, а развивается в процессе параллельно с физическим и умственным развитием ребенка и служит показателем его общего развития.

     В целях развития речи детей раннего возраста используются игры и занятия, которые включают:

— потешки, хороводы, игры сюжетными игрушками, игры – инсценировки звукоподражательные и др. ;

Читайте также:  Проблемы в речевом развитии ребенка дошкольника

— чтение и рассказывание сказок, стихов, историй;

— рассматривание и обсуждение иллюстраций к произведениям детской литературы;

— игры – занятия с предметными и сюжетными картинками;

— разгадывание простых загадок;

— игры направленные на развитие мелкой моторики.

    21 век — век компьютерных технологий. У детей, казалось бы, есть все для их развития: компьютеры, телефоны, телевизоры, но почему-то все больше и больше встречается детей с речевыми нарушениями.

В чем же дело? Что влияет на развитие речи детей? Экология? Вредные привычки родителей? Родовые травмы или болезнь матери во время беременности? Или просто педагогическая запущенность? А может и то и другое и третье. Но опыт работы показал, что в наш век, когда родители постоянно заняты, им некогда общаться с детьми. А ведь формирование речи ребенка происходит, прежде всего, в постоянном общении с взрослыми. Своевременное и полноценное формирование речи в дошкольном возрасте – одно из основных условий нормального развития ребенка и в дальнейшем его успешное обучение в школе. Опыт работы показал, что самым трудным на занятиях по развитию речи для ребенка – это описать картину, составить рассказ по серии картин, составить творческий рассказ, это следствие того, что у ребенка недостаточный словарный запас.

      Родители должны помнить, что чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем лучше его взаимоотношения с взрослыми и сверстниками. При этом необходимо учитывать, что плохая речь может сильно отразиться на грамотности, т. к. письменная речь формируется на основе устной. Помните, что взаимодействие детского сада и семьи может решить проблему развития речи детей.

    Образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей — явление очень редкое. Дети усваивают родной язык, подражая речи окружающих. К сожалению, многие родители в наше время частенько забывают об этом и пускают процесс развития речи на самотек.

    Вспомните то время, когда ваш ребенок был совсем маленький (около 1 года). Как вы переживали за речь? Ждали, когда произнесет первое слово? Когда начнет активно говорить, как быстро пополнится словарный запас? Да?

И сейчас, часто ли вы задумываетесь о том, как развита речь ребенка? Как плавно, логично выражает он свои мысли, рассуждает? Беспокоит ли нас это сейчас?

— Как вы считаете, какой бы вы хотели видеть речь ребенка к моменту поступления в школу?

  • Грамотной
  • Понятной
  • Выразительной
  • Осмысленной
  • Богатой

В наше современное время наши дети мало проводят времени в обществе родителей(всё больше за компьютером, у телевизора или со своими игрушками) и редко слушают рассказы и сказки из уст мамы или папы, а уж дома развивающие речевые занятия — это вообще редкость.

Вот и получается, что с речью ребенка к моменту поступления в школу возникает множество проблем.

Что мы интересного делаем в детском саду, чтобы речь наших детей развивалась в норме?

  1. В первую очередь большое внимание уделяем рассказыванию:
  • Составлению творческих рассказов
  • Составлению рассказов по картине, по серии картин
  • Пересказам
  1. Очень важно с детьми разучивать стихи — это способствует развитию выразительности, тренирует память. Выступая друг перед другом («Конкурс чтецов») дети в школе уже не будут комплексовать на уроках. Вот скоро будем разучивать стихотворение «Апрель» (продемонстрировать схему для запоминания стиха)
  2. Что способствует улучшению звукопроизношения — это скороговорки, чистоговорки.
  3. Очень любят дети отгадывать и загадывать загадки — это занятие учит детей делать выводы, анализировать, развивает мышление. Обязательно при этом надо спросить ребенка «как догадался?», «почему?»
  4. И еще учеными доказано, что через игру ребенок усваивает знания быстрее.

Что необходимо делать дома:

  1. В первую очередь, разговаривая с ребенком, постоянно обращайте внимание на собственную речь: она должна быть четкой и внятной. Разговаривайте всегда спокойным тоном. Не забывайте, что ребенок в первую очередь учится говорить у вас, поэтому следите за своей речью, за её правильностью
  2. Во — вторых, как можно чаще общайтесь с ребенком. И если вы заметили, что у ребенка возникают проблемы с речью, не бойтесь обратиться к специалистам(логопеду, психологу, дефектологу)
  1. Чаще читайте ребенку. Чтение на ночь играет важную роль в развитии речи ребенка, он усваивает новые слова, обороты, развивает слух. И помните, что ваше произношение должно быть четким и ясным, выразительным и обязательно обсуждайте прочитанное
  2. Задумайтесь, как часто вы говорите ребенку эти фразы:
  • Ты самый любимый!
  • Ты очень многое можешь!
  • Что бы мы без тебя делали?!
  • Иди ко мне!
  • Садись с нами!
  • Я помогу тебе.
  • Я радуюсь твоим успехам
  • Расскажи мне, что с тобой
Читайте также:  Инд маршрут развития ребенка с зпр

Рекомендации для родителей по развитию речи детей старшего  дошкольного возраста.

Важным условием для развития речи является повседневное позитивное общение ребёнка с взрослым! Предлагаю несколько упражнений, игр, заданий по развитию речевых навыков и умений.

Развитие коммуникативных навыков.

— Чтение (пересказывание) сказок, рассказов;

— разучивание стихов, чистоговорок, скороговорок;

— беседы о различных явлениях окружающего мира  (животных, насекомых, растениях и т.д.);

— наблюдения за погодными изменениями;

— совместное придумывание рассказов, сказок.

Не оставляйте без внимания вопросы детей, отвечайте в доступной для ребёнка форме и чаще сами задавайте вопросы, добиваясь ответов.

Развитие речевой моторики.

Для чёткой артикуляции звуков (звукопроизношения) нужны сильные, подвижные органы речи – язык, губы, нижняя челюсть, мягкое нёбо.

Цель артикуляционной гимнастики – выработка полноценных движений и определённых положений органов речевого аппарата, необходимых для правильного произношения звуков.

Статические подготовительные упражнения.

  1. «Блинчик».

 Широкий язык высунуть, расслабить, положить на нижнюю губу, следить, чтобы язык не дрожал, держать 10-15 сек. (рот широко открыт).

  1. «Иголочка».

Рот открыть. Язык высунуть далеко вперёд, напрячь, и сделать его узким, удерживать 15 сек.

  1. «Чашечка».

Рот широко раскрыть. Широкий язык поднять кверху (передний широкий край языка, боковые части), приняв форму «чашечки» — «кружечки».

  1. «Грибок».

Рот открыт. Широкий язык всей плоскостью «присасывается» к нёбу, напоминая «шляпку» гриба, а подъязычная связка – «ножку» гриба, удерживать 15 сек.

Динамические подготовительные упражнения.

  1. «Часики».

Высунуть узкий язык, двигая им вправо – влево (из угла в угол) под счёт, проделать движения до 15 раз.

  1. «Качели».

Рот открыт. Широкий язык  поднимается (тянется к носу) опускается (к подбородку); следить, чтобы нижняя челюсть не двигалась. Повторять движения вверх – вниз до 10 раз.

  1. «Лошадка».

Рот открыт. Широкий язык «присасывается» к нёбу и со щелчком отрывается; проделать движения до 15 раз.

  1. «Гармошка».

Рот открыт. Широкий язык прижать (присосать) к нёбу, и не отпуская языка,  раскрывать и закрывать рот. Проделать движения до 10 раз.

Гимнастика проводится 3-4 раза в день по 10-15 минут.

Развитие мелкой моторики.

Учёные, которые изучают деятельность детского мозга и психику детей, не случайно называют руку – «вторым» органом речи. Поэтому необходимо стимулировать речевое развитие детей, путём тренировки движений кистей и пальцев рук.

— Массаж руки: растирание, разминание и т.п.

— Игры с игрушками и предметами:  перебирание мелких предметов (бусинки, пуговицы, крупа); застёгивание – расстегивание, нанизывание, завязывание, шнуровка; складывание (матрёшки, пирамидки), игры с мозаикой, конструктором и т.п.

— Изобразительная деятельность: раскрашивание, лепка, оригами, аппликация, поделки из природного материала.

— Графические упражнения: обведение трафаретов по контуру, по точкам; штрихование; дорисовка картинок и т. д.

Развитие фонематического слуха и восприятия.

— Повторить слоговой ряд (с чередованием согласных звуков па-ба-па,  ка-га-ка,  та-да-та,  ра-ла-ра,  са-ша-са  и т.д.

— Назвать предметы (игрушки) с заданным звуком: «с» — санки, самокат, сапоги и т.п.

— Повторить пары слов и сказать, чем отличаются: горка – корка, Мишка – миска, рожки – ложки, бочка – почка, коса – коза и т.д.

Развитие навыков словообразования, словоизменения. Развитие словарного запаса.

Игры, упражнения, задания.

«Один – много». Окно – окна, ухо – уши и т.п.

«Подбери к слову рифму»: кора – нора и т.п.

«Скажи одним словом»:  голубые  глаза – голубоглазый …

«Назови листья»: берёзы – берёзовые листья, клёна – кленовый лист и т. д.

«Назови деревья (овощи, фрукты  и т. д. все логические группы)»

Юбка, колготки, футболка – одежда и т.д.

 задания на подбор эпитетов, антонимов, синонимических рядов без наглядного материала, в словесных играх: «Кто больше слов скажет про куклу, мяч», «Назови ласково», «Скажи по-другому», «Я начну, а ты продолжи», «Добавь слово».

 В играх подобного рода развиваются внимание детей к слову, языковое чутье, умение выбирать подходящее по смыслу слово в определенном словосочетании, предложении. Большие возможности открываются в старшей и подготовительной к школе группах для работы над синонимами. Слова, близкие по значению, характеризуют разные стороны предметов. Мы выделяем такие приемы работы с синонимами:

  • подбор синонимов к изолированному слову;
  • объяснение выбора слов в синонимическом ряду.
  • замена синонима в предложении, обсуждение вариантов значений: «Растужился,    расплакался серенький зайка» (расхныкался, заливался слезами, проливал слезы».
  • составление предложений со словами синонимического ряда;
  • составление рассказа со словами синонимического ряда.

Источник