Индивидуальный подход в развитии творчества у ребенка

Индивидуальный подход в развитии творчества у ребенка thumbnail

Обучение на НОД осуществляется в условиях одновременной работы воспитателя со своей группой детей. Но одновременное обучение всех детей группы обязательно предполагает индивидуальный подход, т.к. именно при одинаковом содержании обучения и выполнение одинаковых заданий становятся ясными индивидуальные особенности, которые отличают одного ребенка от другого, и открываются возможности для развития ценных индивидуальных черт личности.

Индивидуальный подход к детям, конечно, нельзя превращать в индивидуальное обучение, когда воспитатель работает с несколькими детьми, оставляя других пассивными наблюдателями. Обучение в коллективе основано на том, что воспитатель ставит общие для всех задачи, заинтересовывает детей работой друг друга, направляет их общую работу, использует замечания, предложения отдельных детей для достижения успехов всех.

Индивидуальный подход используется в целях создания условий для максимального развития каждого из детей и предупреждения влияния неблагоприятных обстоятельств. Так дети с ослабленным зрением, слухом размещаются ближе к воспитателю, ближе к наглядным пособиям, чтобы они лучше слушали объяснения воспитателя и видели показ образца. Дети застенчивые, робкие обычно себя не проявляют, а пассивная роль на занятии является неблагоприятным условием для развития таких детей. Детей импульсивных воспитатель сдерживает, чтобы они не внесли дезорганизацию в ход занятия, не «заслоняли» других детей. Дети, только что пришедшие в д/сад, часто отличаются замедленной речью, недостаточным запасом слов. Их нельзя торопить при ответах на вопросы, при рассказывании. Нужно воспитывать благожелательное отношение и со стороны товарищей. В д/саду встречаются так же дети, у которых нет привычки к умственному труду: они любят играть, но занимаются неохотно. Таких детей следует постепенно привлекать к умственному труду, воспитывать интерес к содержанию занятий.

В осуществлении обучения на НОД огромное значение имеет применение всех дидактических принципов в их взаимосвязи. Применение отдельных принципов вне их связи с другими не дает положительных результатов. Индивидуальные особенности проявляется очень рано. Дети по-разному овладевают движениями, направленными на изображение простых предметов: одним достаточно общего показа, другим не только зрительный показ, но и неоднократное движение с их рукой. Формирование движения рук у таких детей требует пристального внимания воспитателя. Сказанное об индивидуальных различиях в усвоении движений относится и к овладению инструментом. Одни дети воспроизводят движения быстро, другие несколько замедленно, у третьих детей точность движений не выходит. Индивидуальный подход в обучении техники рисования, заключается в том, что все дети получают равные возможности изображения окружающих предметов и явлений, при этом овладение одними и теми же техническими приемами не ведет к однообразию рисунков. Развитие техники изображения индивидуально. Индивидуальные различия в выполнение рисунка свидетельствует о том, что обучение всей группы детей основным навыкам рисования, одинаковому способу держать карандаш, кисть и пользоваться ими, одним способам ведения линий, способам закрашивания рисунка и пр., не приводит к однообразию рисунков.

Источник

Авинова Елена
Консультация «Индивидуальный и дифференцированный подход к развитию художественно-творческих способностей дошкольников»

«Способность»— одно из наиболее общих психологических понятий. В отечественной психологии многие авторы давали ему развернутые определения. В частности, С. Л. Рубинштейн понимал под способностями «… сложное синтетическое образование, которое включает в себя целый ряд данных, без которых человек не был бы способен к какой-либо конкретной деятельности, и свойств, которые лишь в процессе определенным образом организованной деятельности вырабатываются». Аналогичные по содержанию высказывания можно найти и у других авторов.

В педагогическом словаре (Г. М. Коджаспирова, А. Ю. Коджаспиров, 2000г.)указывается: «Способности- индивидуально- психологические особенности личности, являющиеся условием успешного выполнения той или иной продуктивной деятельности. Они тесно связаны с общей направленностью личности, с тем, насколько устойчивы склонности человека к той или иной деятельности. Уровень и степень развития способностей выражают понятия таланта и гениальности».

Творчество представляет собой деятельность, порождающую новое, никогда ранее не бывшее. Творчество- это проявление личного начала человека, в какой- либо деятельности.

В 60-70-х годах и по настоящее время проблемой целенаправленного и активного воздействия на развитие художественно- творческих способностей занимались Н. П. Сакулина, Н. Б. Халезова (лепка, ряд исследователей под руководством Н. А. Ветлугиной, Т. Г. Казакова, В. А. Езикеева- в области рисунка. Исследовались детское творчество в целом, его своеобразие, особенности развития, пути и методы воздействия на детей. Термин «художественно- творческие способности» используется авторами в контексте раскрытия этих вопросов. Специально ни содержание, ни структура художественно-творческих способностей ими не определяются. Но на основе анализа проводимых исследований можно выделить ряд свойств, качеств, без которых невозможно создание художественно- выразительного образа и которые, следовательно, можно отнести к категории «способности к изобразительной деятельности», а именно к художественно- творческим способностям.

Эти способности могут быть представлены и как специальные задачи обучения деятельности. Нестандартное, оригинальное образное восприятие окружающего мира- высший уровень развития этой способности.

1. Способность образного видения окружающего (умения наблюдать, замечать характерные признаки, детали, анализировать форму, цвет наблюдаемого объекта и в то же время способность сохранять целостное эмоциональное впечатление от объекта, воспринимая его через призму наиболее выразительного признака (важный гусь, сердитый котенок, могучая сосна и т. п.). Полагаем, что нестандартное, оригинальное образное восприятие окружающего мира- высший уровень развития этой способности.

2. Способность создавать разнообразные, относительно неповторимые по содержанию и форме (оригинальные) замыслы, используя и активно перерабатывая индивидуальный опыт.

3. Способность проявлять активность, самостоятельность, инициативу в поиске содержания и наиболее выразительных средств создания образа.

4. Способность «вхождения» в изображаемые обстоятельства, искренне, правдиво непосредственно переживая изображаемое, увлекаться, быть захваченным действительностью.

Выделенные выше художественно- творческие способности представляют собой или своеобразие психических процессов, участвующих в творчестве, или качество способов действий. При всех различиях в подходе к определению содержания, структуры способностей к изобразительной деятельности.Среди них отчетливо можно выделить две группы: способность к изображению и способность к художественно- творческому выражению (художественно- творческие способности).

Художественно- творческие способности- это способности к отражению объектов и явлений окружающего мира, собственных впечатлений, эмоций, переживаний в художественно- образной форме.

Показатели художественно- творческих способностей в детском рисунке (выделены Лепской):

1)самостоятельность, оригинальность замысла (Личные качества: склонность к продуктивной или репродуктивной деятельности, стереотипное или свободное мышление, наблюдательность, память);

2)эмоциональность (эмоциональная отзывчивость на жизненные явления, отношение к изображаемому);

3)динамичность (уровень развития фантазии и воображения. Статика говорит об отсутствии плана работы, о несформированной способности находить и создавать замыслы своих рисунков);

4)выразительность (использование средств художественной выразительности для создания художественного образа)

5)графичность (осознанное использование графических приемов).

Условия: ребенку предлагается придумать и нарисовать пять рисунков карандашом на отдельных листах бумаги одинакового размера (1/2 альбомного листа).

На обратной стороне дети по мере выполнения рисунков пишут номер рисунка, свое имя и отвечают на вопрос «о чем этот рисунок» (содержание).

Инструкция для детей:

«Сегодня я предлагаю вам придумать и нарисовать пять рисунков. Рисовать можно все, что захотите, что умеете рисовать, или что хотели бы нарисовать и никогда еще не рисовали. Вот сейчас у вас такая возможность есть». В инструкции ничего изменять или дополнять ее нельзя. Можно только повторять.

Результаты анализа детских работ заносятся в таблицу, где отражаются оригинальность, динамичность, эмоциональность, выразительность, графичность.

Основанием дифференциации и индивидуализации развития художественных способностей, являются также два вида воображения- «познавательное» и «эмоциональное», которые начинают дифференцироваться к трем годам.

Дети с «эмоциональным» воображением цветом выражают свое отношение к рисунку, не задумываясь о реалистичной цветовой характеристике образа (корова может быть красной, действуют более беспорядочно и нуждаются в эмоциональной поддержке взрослого, чаще обращаются за помощью, более зависимы от взрослых в регуляции и оценке их собственной деятельности.

Дети с «познавательным» воображением более успешно планируют свою деятельность и более самостоятельны при выполнении задания. — работа по формированию творческих замыслов у дошкольников;

-индивидуальную работу с детьми в момент реализации ими замысла;

-стимулирование смелости, чувства уверенности в себе, сосредоточенных на своих переживаниях;

-стимулировать поиск своеобразия, оригинальности содержания и способов воплощения образа, направлять на более четкое планирование содержания способов, последовательности воплощения.

Источник

Индивидуальный подход в обучении дошкольников

Прогрессивные педагоги во все времена уделяли повышенное внимание вопросу об индивидуальном подходе к детям. В высказываниях по этому поводу подчеркивается значение индивидуального подхода для всестороннего развития личности ребенка, ориентировка педагога на гуманное отношение к ребенку, уважение его неповторимости, стремление понять его сложный духовный мир. В процессе обучения и воспитания необходимо ориентироваться на положительные качества малыша — это главная точка опоры в общей системе воспитания. С самого раннего возраста воспитание должно быть таким, чтобы оно развивало творческую деятельность, активность.

Индивидуальный подход — осуществление педагогического процесса с учетом индивидуальных особенностей ребенка, в значительной степени влияющих на его поведение в различных жизненных ситуациях. Сущность индивидуального подхода выражается в том, что общие задачи воспитания, которые стоят перед педагогом, решаются им посредством педагогического воздействия на каждого ребенка, исходя из знания его психологических особенностей и условий жизни.

Следует различать индивидуальный и дифференцированный подход в обучении.

Дифференциация обучения — это создание условий для обучения детей, имеющих различные способности и проблемы, путем организации учащихся в однородные группы.

Не стоит путать также индивидуальное обучение и индивидуальный подход к обучению. Если первый предполагает систему «Педагог — ученик», то во втором случае педагог занимается с группой учащихся, но при этом учитывает особенности каждого ребенка в отдельности.

Индивидуальный подход к дошкольникам оказывает положительное влияние на формирование личности каждого ребенка, если он осуществляется в определенной системе: изучение проявлений ребенка, установление причины формирования особенностей его характера и поведения, определение соответствующих средств и методов, четких организационных форм осуществления индивидуального подхода к каждому ребенку в общей педагогической работе со всеми детьми.

Занятия по изобразительной деятельности предоставляют широкие возможности для изучения особенностей детей и осуществления индивидуального подхода к каждому ребенку, что способствует развитию у них не только художественных способностей, но и внимания, наблюдательности, настойчивости и воли. Формирование этих качеств является существенным условием для подготовки ребенка к обучению в школе и полноценного развития личности.

В процессе обучения и воспитания необходимо ориентироваться на положительные качества малыша — это главная точка опоры в общей системе воспитания. С самого раннего возраста воспитание должно быть таким, чтобы оно развивало творческую деятельность, активность, инициативу.

Индивидуальный подход — осуществление педагогического процесса с учетом индивидуальных особенностей ребенка, в значительной степени влияющих на его поведение в различных жизненных ситуациях. Сущность индивидуального подхода выражается в том, что общие задачи воспитания, которые стоят перед педагогом, решаются им посредством педагогического воздействия на каждого ребенка, исходя из знания его психологических особенностей и условий жизни.

В основе индивидуального подхода лежит выявление особенностей ребенка. У детей одного возраста много общих, типичных для данного периода особенностей физического и психического развития, которые определяются как возрастные. Различны интенсивность протекания процессов физического развития: рост, изменение пропорций тела, окостенение скелета, нарастание мышечной массы, увеличение массы мозга. Быстрое развитие и большая пластичность нервной системы создает благоприятные условия для воспитания и обучения.

В изучении индивидуальности каждого ребенка, по мнению Е.А. Аркина, важен «интимный контакт». Под «интимным контактом» нужно понимать установление таких отношений, при которых ребенок видел бы во взрослом лицо, которое глубоко интересуется им, у которого его переживания находят искренний, живой отклик [2, 52].

Индивидуальный подход к дошкольникам оказывает положительное влияние на формирование личности каждого ребенка, если он осуществляется в определенной системе: изучение проявлений ребенка, установление причины формирования особенностей его характера и поведения, определение соответствующих средств и методов, четких организационных форм осуществления индивидуального подхода к каждому ребенку в общей педагогической работе со всеми детьми.

На занятиях между всеми видами изобразительной деятельности — рисованием, лепкой, аппликацией, а также декоративно-прикладной работой — устанавливаются тесные связи.

Обучение детей строится как увлекательная проблемно-игровая деятельность, обеспечивающая субъективную позицию ребенка и постоянный рост его самостоятельности и творчества.

Деятельность в условиях обогащенной развивающей педагогической среды позволяет ребенку проявить пытливость, любознательность, познать окружающее без принуждения, стремиться к творческому отображению познанного. Так, на занятиях дети попадают в интересные ситуации, в которых нужно придумать выход самим. Например, на занятиях «В гостях у короля Палитры» дети решают немало проблем, чтобы попасть в волшебную страну: складывают портрет короля (моделируют), сообща строят мост из радуги, решают ребусы и т.д.

Во время занятия детям задаются вопросы: а как ты думаешь? А как ты бы поступил? А как ты представляешь, опиши и т.д.

Готовясь к своим занятиям, мы постоянно думаем, как поступить, чтобы обучение изображению не порождало штампов и не мешало детей возможности самостоятельно изобразить что-либо?

Очевидно, что детей можно и нужно учить. Но не художественной технике взрослых, а новому видению, новому пластическому пониманию пространства. Но обязательно с учетом их возрастных особенностей. Мы хотим, чтобы каждый рисунок или выполненная работа были наполнены не учебным, а детским содержанием, чтобы в них нашли отражение впечатления ребенка, его отношение к тому, что он изображает. Поэтому на занятиях по изодеятельности мы стараемся отвести большую роль источникам фантазии, творчества, самостоятельности.

Для того, чтобы у детей возникло желание выполнить учебное задание, проводится работа по формированию игровой мотивации. Например, кратко, но убедительно рассказывается вымышленная история о проблемах какого-либо игрового персонажа (зайчика, клоуна и т.д.) и побуждаем им помочь.

Главное — вызвать доброе отношение к игровым персонажам, желание помогать им, создать мотивацию. Важно обязательно узнать хотят ли дети помочь сказочному герою, только после утвердительного ответа продолжаем занятие. Например, на коллективном занятии по аппликации «Царство грибов» дети помогают старичку Лесовичку собрать полную корзину грибов (вырезать и наклеить).

Условия жизни ребенка, его окружение, особенности внутрисемейного воспитания — все это накладывает отпечаток на характер ребенка, его привычки, а значит, обуславливает необходимость индивидуального подхода.

По мнению Ковальчук Я.И. осуществление индивидуального подхода возможно при определенных условиях [13, 6].

Органическое сочетание индивидуального подхода к каждому ребенку с воспитанием и формированием сплоченного и жизнерадостного коллектива. Зная особенности коллектива в целом и всех его членов в отдельности, педагог может правильно направлять деятельность и поведение каждого ребенка, воспитать у него умение подчинить свои личные интересы общим.

Индивидуальный подход на занятиях способствует раскрытию индивидуальности ребенка, которая находит свое выражение в характере мыслительных процессов, запоминания, внимания, в проявлении инициативы, творчества, в том, что при усвоении нового материала каждый обнаруживает различные интересы и по-разному использует свои знания. Технология индивидуального подхода, по мнению Я.И. Ковальчук [13, 58] включает в себя несколько взаимосвязанных этапов:

Установление «интимного контакта», педагог должен быть чутким, понимающим, ребенок должен ему доверять. Изучение особенностей ребенка — очень важный этап индивидуализации образования. Необходимо выяснить тип темперамента, особенности здоровья и физической сферы, интересы и склонности ребенка, условия внутрисемейной среды и домашнего воспитания. Все это изучается посредством наблюдения, специальных опросников, тестов, методик, результаты заносятся в дневник.

Полученная информация тщательно анализируется, далее педагог делает определенные выводы, «прощупывает» слабые места и акцентирует свое внимание на самом важном.

Пролонгировав все условия, воспитатель намечает задачи, методы и формы работы с каждым ребенком в отдельности.

После глубокого анализа можно приступать к реализации намеченных целей. Самый важный этап — осуществление запланированной работы на занятиях, в общении, в игре, в повседневной жизни.

Но важно помнить, что такая работа должна вестись постоянно, с течением времени могут меняться факторы, воздействующие на ребенка и развитие личности, поэтому данная технология не догма, а динамичная система.

Как видно, индивидуальный подход к детям должен пронизывать всю образовательную и воспитательную систему: в общении, на занятиях, в играх — ни на минуту не следует забывать, что ребенок неповторимая личность. Воспитывая интерес к рисованию, следует быть особенно внимательным к каждому ребенку, уметь помочь ему, дать нужные указания, поддержать стремление хорошо выполнить работу и объективно оценить его старания. Уместно здесь будет привести в пример слова Е. А. Флериной о содержании и форме замечаний воспитателя в зависимости от индивидуальных особенностей ребенка, о тоне этих замечаний. «Для одних детей достаточно намека, небольшого напоминания, наводящего вопроса; другие требуют обстоятельного объяснения; в отношении детей, не уверенных в себе, требуется особенно уверенный, поощряющий тон; для детей излишне уверенных в качестве своей работы, в содержании и в тоне замечаний воспитателя должна сквозить большая требовательность и критичность. При невнимательной работе, при дурном поведении ребенка тон воспитателя должен быть категорическим и требовательным» [25, 95].

На практике, к сожалению, педагоги замечают чаще всего тех детей, которые обращают на себя внимание своими успехами, или же тех, которые плохо справляются с выполнением заданий. Остальные же дети остаются, как правило, в стороне.

Учитывать индивидуальное развитие ребёнка особенно важно в старшем дошкольном возрасте, когда закладывается фундамент успешного обучения в школе. Организация на занятиях индивидуальных форм взаимодействия педагога с детьми способствует обеспечению высокого уровня самостоятельности детей, формированию у них учебных умений и навыков. Позволяет педагогу осуществлять контроль за усвоением учебного материала, представляет широкие просторы для реализации потенциальных возможностей, как одарённых детей, так и обычных, и тем более детей, в силу разных причин отставших в развитии. Занятия, дидактические игры и упражнения должны быть разработаны с учётом психологических и возрастных особенностей детей.

Таким образом, индивидуальный подход к детям дошкольного возраста в изобразительной деятельности в рамках ФГОС ДО реализуется, оказывая положительное влияние на формирование личности каждого ребенка. И осуществляется в определенной системе: изучение проявлений ребенка, установление причины формирования особенностей его характера и поведения, определение соответствующих средств и методов, четких организационных форм осуществления индивидуального подхода к каждому ребенку в общей педагогической работе со всеми детьми.

Источник