Индивидуальный подход к ребенку в контексте его возрастного развития
В данной статье дано определение понятию «психолого-педагогическая коррекция», выделены основные принципы психокоррекционной работы, рассмотрены направления, формы и методы коррекционной работы а также критерии эффективности коррекционных мероприятий.
Расширение сферы психолого-педагогической коррекции обусловлено новыми целями и задачами образования, связанными с усилением инновационных педагогических процессов, стремлением к максимальному развитию интеллектуального творческого потенциала у детей.
Д.Б. Эльконин говорил: «процесс развития есть, в известном смысле, необратимый процесс, здесь невозможны рекламации – нельзя возвратить юношу в школу для доделки, доразвития. Поэтому так важно заметить начальные формы отступления от хода нормального развития ребенка. Контроль динамики психического развития детей, обучающихся и воспитывающихся в учебно-воспитательных учреждениях, позволяет своевременно прибегнуть к коррекции развития с целью создания оптимальных возможностей и условий для подтягивания слабых и средних учащихся до уровня сильных, наиболее развитых, а также для дальнейшего развития учащихся, обнаруживающих особые способности».
Существуют различные трактовки понятия психологическая коррекция, но большинство ученых склоняются к данному: «Психологическая коррекция — это психологическое воздействие на структуру психической деятельности с целью исправления или ослабления дефектов в развитии». По данному нами определению психологической коррекции можно понять, что главной задачей коррекционно-педагогической деятельности является преодоление, исправление определенного недостатка который присущ ребенку а также успешная адаптация данного ребенка в социум. [3,с.144]
В современном обществе основные принципы психокоррекционной работы, строятся на изученных в отечественной психологии положениях о том, что личность – это — полная психологическая структура, которая сформирована в ходе человеческой жизни, на основе ассимиляции им общественных форм сознания и поведения (Б.Г. Ананьев, Л.И. Божович, Л.С. Выготский, П.Я. Гальперин, В.В. Давыдов, А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Д.Б. Эльконин и др.).
Данных принципов 6,ознакомимся с ними лучше:
Принцип первый — единство исправления и развития. Это означает, что решение о потребности коррекционной работы принято только на основе психологического и педагогического анализа внутренних и внешних условий развития ребенка.
Принцип второй – возрастное единство в развитии. Это означает индивидуальный подход к ребенку в контексте его развития возраста.
Принцип третий — единство диагностики и коррекции развития. Проблемы исправительной работы могут быть поняты и помещены только на основе всей диагностики и оценки следующего вероятностного прогноза развития, которое является определенным происхождением зоны следующего развития ребенка. Исправление и развитие взаимосвязаны.
Принцип четвертый — принцип деятельностного внедрения коррекции. Этот принцип определяет выбор средств, путей и способов достижения цели. Этот принцип признает, что энергичная деятельность ребенка — движущая сила развития, принимает выполнение психологии и педагогической исправительной работы через организацию соответствующих видов деятельности ребенка в сотрудничестве со взрослым.
Принцип пятый — подход в исправительной работе каждому ребенку относительно его одаренности. Этот принцип означает, что дети, с которыми выполнена психоисправительная работа, не должны быть восприняты как дети «второго» класса. Они требуют не снисходительность, не жалеют, не уменьшаются в общем уровне обучения и исправлении развития к оптимальной норме.
Принцип шестой — исправление «сверху вниз» (Л.С. Выгоцкого). В центре внимания учителя — психолога — «завтрешнее развитие» ребенка и основным содержанием исправительной деятельности является создание «зоны следующего развития учеников», если цель исправления «снизу» является осуществлением и фиксацией уже достигнутым ребенком, то исправление принципом «сверху вниз» имеет продвигающийся характер и базируется как психологическая и педагогическая деятельность, нацеленная на своевременное формирование психологического нового роста. [1,с.324]
В психокоррекционном процессе существуют следующие направления работы:
- корректирующее воздействие на ребенка средовыми факторами (природными, социальными), т.е. «терапия средой»;
- организация учебного процесса (его коррекционная направленность);
- специальный подбор культурно-массовых и оздоровительных мероприятий;
- психогигиена семейного воспитания.
Данные направления ученые рассматривают виде следующих тактических шагов:
- улучшение достижений сенсомоторного развития;
- исправление отдельных сторон умственной деятельности;
- развитие главных мыслительных процессов;
- развитие различных типов взглядов;
- исправление нарушений в развитии эмоциональной и личной сферы;
- разработка речи, справляясь с оборудованием речи;
- расширение идей мира вокруг и обогащения словаря;
- исправление отдельных промежутков в знании.
Рассматривая психокоррекциооный процесс, не стоит забывать и о методах данной деятельности, которые играют очень важную роль. Их разделяют на группы:
Экспериментальные методы.
- естественный — наиболее продуктивный и распространенный эксперимент в детской психологии. Используется при исследовании всех психических процессов и свойств личности дошкольника и школьника.
- формирующий эксперимент приводит к возникновению у ребенка новых психических качеств или к изменению ранее существовавших.
Беседа и другие методы опроса. Никогда не применяется к изучению ребенка только один какой-либо метод. Опрос методов, которые дают шанс установить, как ребенок понимает это или ту ситуацию, что он думает о ней, как он рассматривает определенные события, окружающих людей, и т.д. часто используется. Среди такого — разговор. Он может быть выполнен в индивидуальной либо групповой форме.
Изучение продуктов деятельности. Анализ продуктов деятельности детей дает ценную информацию о внутреннем мире ребенка, его отношения к окружающей среде, на особенностях его восприятия и других сторонах менталитета. Детские рисунки, в которых существенных информативных процессах, творческих способностях ребенка его личность в целом изучены, особенно продуктивно используются. [4,с.123]
В зависимости от характера диагностики и направленности коррекции выделяют такие ее формы:
как симптоматическая и каузальная (Д.Б.Эльконин).
- Первая направлена непосредственно на устранение симптомов отклонения в развитии,
- вторая — на ликвидацию причин и источников этих отклонений
- лекционно-просветительная,
- консультативно-рекомендационная.
Также в коррекционной деятельности выделяют критерии эффективности проведенных мероприятий:
- выраженная информативная деятельность ребенка;
- участие в жизни класса;
- интерес родителей в специальной литературе;
- способность ребенка применить соответствующие способы психологической защиты;
- адекватный уровень притязаний (адекватная реакция ребенка на неуспех или похвалу, быстрая адаптация к новым ситуациям, самостоятельность) [2,с.64]
Таким образом, на основе проанализированного материала, можно сделать вывод о том, что психологическая коррекция – это устранение какого-либо дефекта у ребенка, реабилитация данного ребенка и успешная адаптация его в социуме. Также, психокоррекционную работу применяют в ситуациях преодоления различного рода затруднений, которая обеспечивает, в конечном итоге полноценное функционирование индивида.
Источник
Бугулиева Зарина Витальевна
Основные подходы и принципы организации индивидуальной коррекционно-развивающей работы с детьми дошкольного возраста в контексте ФГОС ДО.
В настоящее время в соответствии с новыми утвержденными Федеральными Государственными Образовательными Стандартами дошкольного образования, которые учитывают образовательные потребности и особенности детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), происходит переосмысление и продуманность содержания коррекционной работы [6].
Содержание коррекционно-развивающей работы в соответствие с ФГОС ДО направлено на создание системы комплексной помощи детям в освоении основной образовательной программы, необходимой коррекции недостатков в развитии детей, их социальную адаптацию и комплексную подготовку воспитанников к школе.
Проблемы организации индивидуальной коррекционно-развивающей работы с детьми старшего дошкольного возраста с ОНР изучались такими отечественными учеными как Г.А. Волкова [1], Н.С. Жукова [2], Е.М. Мастюкова [5], Л.Н. Ефименкова [3], А.В. Ястребова [10], Г.В. Чиркина [9], Т.Б. Флерина [8] и др.
Система коррекционно-развивающей работы в ДОО складывается из:
1. Коррекционно-психологической работы, осуществляемой педагогом-психологом.
2. Коррекционно-логопедической работы, осуществляемой учителем-логопедом.
Коррекционно-развивающая работа включает в себя взаимосвязанные направления. Данные направления отражают её основное содержание:
1. Диагностическая работа обеспечивает своевременное выявление детей с отклонениями, проведение их комплексного обследования и подготовку рекомендаций по оказанию им коррекционной помощи в условиях детского сада.
2. Коррекционно-развивающая работа обеспечивает своевременную специализированную помощь в освоении содержания образования и коррекцию недостатков в условиях ДОО.
3. Консультативная работа обеспечивает непрерывность психологического сопровождения детей и их семей по вопросам реализации дифференцированных психолого-педагогических условий воспитания, обучения, коррекции, развития и социализации воспитанников;
4. Информационно-просветительская работа направлена на разъяснительную деятельность по вопросам, связанным с особенностями образовательного процесса для данной категории детей со всеми участниками образовательного процесса – воспитанниками, их родителями, педагогическими работниками [7].
Более подробно необходимо рассмотреть коррекционную работу с детьми с нарушениями речи.
В дошкольном учреждении должен функционировать логопедический кабинет, целью работы которого является оказание необходимой коррекционной помощи детям в возрасте от 5 до 7 лет с фонетическими, фонематическими, фонетико-фонематическими и общими нарушениями речи.
В логопедическом кабинете должна осуществляться квалифицированная профилактическая, коррекционно-воспитательная работа с детьми, имеющими нарушения и дефекты речи, а также страдающими различными формами патологии речи, с учетом особенностей психофизического развития и возможностей детей.
В ДОО для работы с детьми должна быть составлена адаптированная основная образовательная программа дошкольного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья.
Программа должна быть спроектирована с учетом ФГОС дошкольного образования, особенностей образовательного учреждения, образовательных потребностей и запросов воспитанников, определять цель, задачи, принципы и подходы, планируемые результаты, содержание и организацию образовательного процесса дошкольного образования.
Программа должна определять содержание и организацию воспитательно-образовательного процесса для детей с ограниченными возможностями здоровья и направлена на создание в учреждении специальных условий воспитания, обучения, позволяющих учитывать особые образовательные потребности детей с ограниченными возможностями здоровья посредством индивидуализации и дифференциации образовательного процесса [6].
Основными направлениями и задачами коррекционно-развивающей работы для детей с ограниченными возможностями здоровья являются:
1) формирование положительного отношения к педагогу;
2) формирование первичных представлений о себе, других людях;
3) формирование первичных представлений об объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.);
4) стимуляция самостоятельных движений;
5) развитие двигательных действий в онтогенезе;
6) развитие мелкой моторики рук;
7) развитие коммуникативной функции (вербальная и/или невербальная коммуникация).
Принципы организации коррекционно-развивающей работы с дошкольниками:
-единства диагностики и коррекции. Наблюдение за динамикой развития ребенка с ОНР в условиях целенаправленной коррекционной работы имеет важное значение для определения путей, методов и конкретного содержания на различных этапах обучения и воспитания;
-этиопатогенетического подхода, с помощью которого определяется этиология, механизмы и структура дефекта при том или ином уровне ОНР, что является основой для выбора оптимальной коррекционно-развивающей программы;
-комплексного подхода. Диагностическая часть программы включает медицинское, психологическое, педагогическое, логопедическое исследования ребенка с ОНР, что позволяет прогнозировать его дальнейшее развитие в условиях адекватной педагогической коррекции;
-динамичного изучения (характер совместной деятельности ребенка со взрослым при усвоении новых способов, действий позволяет определить зону ближайшего развития, а значит и обучаемость);
-качественного анализа результатов обследования. Применение критериально-ориентированных методик позволяет определить уровень речевого развития детей с ОНР;
-единства коррекции и развития. Это значит, что решение о необходимости коррекционной работы принимается только на основе психолого-педагогического анализа внутренних и внешних условий развития ребенка. В качестве основных условий развития можно назвать следующие:
а) максимальная реализация возрастных возможностей ребенка,
б) развитие индивидуальных особенностей ребенка,
в) создание благоприятного, эмоционального положительного фона, который определяется, прежде всего, продуктивным общением;
-единства возрастного и индивидуального в развитии ребенка. Это означает индивидуальный подход к ребенку в контексте его возрастного развития;
-деятельностный принцип осуществления коррекции. Этот принцип определяет выбор средств, путей и способов достижения поставленной цели. Деятельностный принцип основан на признании того, что именно активная деятельность ребенка является движущей силой развития, что ведущая деятельность в наибольшей степени способствует развитию ребенка [4].
Таким образом, можно судить о том, что программа должна определять содержание и организацию воспитательно-образовательного процесса для детей с ограниченными возможностями здоровья и направлена на создание в учреждении специальных условий воспитания, обучения, позволяющих учитывать особые образовательные потребности детей с ограниченными возможностями здоровья посредством индивидуализации и дифференциации образовательного процесса.
Список использованных источников:
Волкова Г.А. Методика психолого-логопедического обследования детей с нарушениями речи / Г.А. Волкова. СПб.: Детство-пресс, 2007. 144 с.
Жукова Н.С. Отклонения в развитии детской речи / Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева. Екатеринбург, 2006. 316 с.
Ефименкова Л.Н. Формирование речи у дошкольников (Дети с общим недоразвитием речи). — М., 2005.
Левина Р.Е. Характеристика ОНР у детей / Р.Е. Левина, Н.А. Никашина. М.: Просвещение, 2009. 159 с.
Мастюкова Е.М. Этиология нарушений речи. Логопедия / Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. – М., 2004.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования № 1155 от 17.10.2013 г.
Филичева Т.Б. Дети с ОНР. Воспитание и обучение / Т.Б. Филичева, Т.В. Туманова. М.: Изд.-во ГНОМ и Д, 2000. 128 с.
Флерина Е.А. Эстетическое воспитание дошкольника. — М., 2001. — с. 27.
Чиркина Г.В. Обследование звуковой стороны речи //Методы обследования нарушений речи у детей. — М: АРКТИ, 2002. — С. 42-77.
Ястребова А.В. Преодоление общего недоразвития речи у учащихся начальных классов общеобразовательных учреждений. — М.: Аркти, 2000.
Источник