Индивидуальный подход к ребенку в контексте его возрастного развития

Индивидуальный подход к ребенку в контексте его возрастного развития thumbnail

В данной статье дано определение понятию «психолого-педагогическая коррекция», выделены основные принципы психокоррекционной работы, рассмотрены направления, формы и методы коррекционной работы а также критерии эффективности коррекционных мероприятий.

Расширение сферы психолого-педагогической коррекции обусловлено новыми целями и задачами образования, связанными с усилением инновационных педагогических процессов, стремлением к максимальному развитию интеллектуального творческого потенциала у детей.

Д.Б. Эльконин говорил: «процесс развития есть, в известном смысле, необратимый процесс, здесь невозможны рекламации – нельзя возвратить юношу в школу для доделки, доразвития. Поэтому так важно заметить начальные формы отступления от хода нормального развития ребенка. Контроль динамики психического развития детей, обучающихся и воспитывающихся в учебно-воспитательных учреждениях, позволяет своевременно прибегнуть к коррекции развития с целью создания оптимальных возможностей и условий для подтягивания слабых и средних учащихся до уровня сильных, наиболее развитых, а также для дальнейшего развития учащихся, обнаруживающих особые способности».

Существуют различные трактовки понятия психологическая коррекция, но большинство ученых склоняются к данному: «Психологическая коррекция — это психологическое воздействие на структуру психической деятельности с целью исправления или ослабления дефектов в развитии». По данному нами определению психологической коррекции можно понять, что главной задачей коррекционно-педагогической деятельности является преодоление, исправление определенного недостатка который присущ ребенку а также успешная адаптация данного ребенка в социум. [3,с.144]

В современном обществе основные принципы психокоррекционной работы, строятся на изученных в отечественной психологии положениях о том, что личность – это — полная психологическая структура, которая сформирована в ходе человеческой жизни, на основе ассимиляции им общественных форм сознания и поведения (Б.Г. Ананьев, Л.И. Божович, Л.С. Выготский, П.Я. Гальперин, В.В. Давыдов, А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Д.Б. Эльконин и др.).

Данных принципов 6,ознакомимся с ними лучше:

Принцип первый — единство исправления и развития. Это означает, что решение о потребности коррекционной работы принято только на основе психологического и педагогического анализа внутренних и внешних условий развития ребенка.

Принцип второй – возрастное единство в развитии. Это означает индивидуальный подход к ребенку в контексте его развития возраста.

Принцип третий — единство диагностики и коррекции развития. Проблемы исправительной работы могут быть поняты и помещены только на основе всей диагностики и оценки следующего вероятностного прогноза развития, которое является определенным происхождением зоны следующего развития ребенка. Исправление и развитие взаимосвязаны.

Принцип четвертый — принцип деятельностного внедрения коррекции. Этот принцип определяет выбор средств, путей и способов достижения цели. Этот принцип признает, что энергичная деятельность ребенка — движущая сила развития, принимает выполнение психологии и педагогической исправительной работы через организацию соответствующих видов деятельности ребенка в сотрудничестве со взрослым.

Принцип пятый — подход в исправительной работе каждому ребенку относительно его одаренности. Этот принцип означает, что дети, с которыми выполнена психоисправительная работа, не должны быть восприняты как дети «второго» класса. Они требуют не снисходительность, не жалеют, не уменьшаются в общем уровне обучения и исправлении развития к оптимальной норме.

Принцип шестой — исправление «сверху вниз» (Л.С. Выгоцкого). В центре внимания учителя — психолога — «завтрешнее развитие» ребенка и основным содержанием исправительной деятельности является создание «зоны следующего развития учеников», если цель исправления «снизу» является осуществлением и фиксацией уже достигнутым ребенком, то исправление принципом «сверху вниз» имеет продвигающийся характер и базируется как психологическая и педагогическая деятельность, нацеленная на своевременное формирование психологического нового роста. [1,с.324]

В психокоррекционном процессе существуют следующие направления работы:

  • корректирующее воздействие на ребенка средовыми факторами (природными, социальными), т.е. «терапия средой»;
  • организация учебного процесса (его коррекционная направленность);
  • специальный подбор культурно-массовых и оздоровительных мероприятий;
  • психогигиена семейного воспитания.

Данные направления ученые рассматривают виде следующих тактических шагов:

  1. улучшение достижений сенсомоторного развития;
  2. исправление отдельных сторон умственной деятельности;
  3. развитие главных мыслительных процессов;
  4. развитие различных типов взглядов;
  5. исправление нарушений в развитии эмоциональной и личной сферы;
  6. разработка речи, справляясь с оборудованием речи;
  7. расширение идей мира вокруг и обогащения словаря;
  8. исправление отдельных промежутков в знании.

Рассматривая психокоррекциооный процесс, не стоит забывать и о методах данной деятельности, которые играют очень важную роль. Их разделяют на группы:

Экспериментальные методы.

  1. естественный — наиболее продуктивный и распространенный эксперимент в детской психологии. Используется при исследовании всех психических процессов и свойств личности дошкольника и школьника.
  2. формирующий эксперимент приводит к возникновению у ребенка новых психических качеств или к изменению ранее существовавших.

Беседа и другие методы опроса. Никогда не применяется к изучению ребенка только один какой-либо метод. Опрос методов, которые дают шанс установить, как ребенок понимает это или ту ситуацию, что он думает о ней, как он рассматривает определенные события, окружающих людей, и т.д. часто используется. Среди такого — разговор. Он может быть выполнен в индивидуальной либо групповой форме.

Изучение продуктов деятельности. Анализ продуктов деятельности детей дает ценную информацию о внутреннем мире ребенка, его отношения к окружающей среде, на особенностях его восприятия и других сторонах менталитета. Детские рисунки, в которых существенных информативных процессах, творческих способностях ребенка его личность в целом изучены, особенно продуктивно используются. [4,с.123]

В зависимости от характера диагностики и направленности коррекции выделяют такие ее формы:

как симптоматическая и каузальная (Д.Б.Эльконин).

  • Первая направлена непосредственно на устранение симптомов отклонения в развитии,
  • вторая — на ликвидацию причин и источников этих отклонений
  • лекционно-просветительная,
  • консультативно-рекомендационная.

Также в коррекционной деятельности выделяют критерии эффективности проведенных мероприятий:

  1. выраженная информативная деятельность ребенка;
  2. участие в жизни класса;
  3. интерес родителей в специальной литературе;
  4. способность ребенка применить соответствующие способы психологической защиты;
  5. адекватный уровень притязаний (адекватная реакция ребенка на неуспех или похвалу, быстрая адаптация к новым ситуациям, самостоятельность) [2,с.64]

Таким образом, на основе проанализированного материала, можно сделать вывод о том, что психологическая коррекция – это устранение какого-либо дефекта у ребенка, реабилитация данного ребенка и успешная адаптация его в социуме. Также, психокоррекционную работу применяют в ситуациях преодоления различного рода затруднений, которая обеспечивает, в конечном итоге полноценное функционирование индивида.

Источник

Бугулиева Зарина Витальевна

Основные подходы и принципы организации индивидуальной коррекционно-развивающей работы с детьми дошкольного возраста в контексте ФГОС ДО.

В настоящее время в соответствии с новыми утвержденными Федеральными Государственными Образовательными Стандартами дошкольного образования, которые учитывают образовательные потребности и особенности детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), происходит переосмысление и продуманность содержания коррекционной работы [6].

Содержание коррекционно-развивающей работы в соответствие с ФГОС ДО направлено на создание системы комплексной помощи детям в освоении основной образовательной программы, необходимой коррекции недостатков в развитии детей, их социальную адаптацию и комплексную подготовку воспитанников к школе.

Проблемы организации индивидуальной коррекционно-развивающей работы с детьми старшего дошкольного возраста с ОНР изучались такими отечественными учеными как Г.А. Волкова [1], Н.С. Жукова [2], Е.М. Мастюкова [5], Л.Н. Ефименкова [3], А.В. Ястребова [10], Г.В. Чиркина [9], Т.Б. Флерина [8] и др.

Система коррекционно-развивающей работы в ДОО складывается из:

1. Коррекционно-психологической работы, осуществляемой педагогом-психологом.

2. Коррекционно-логопедической работы, осуществляемой учителем-логопедом.

Коррекционно-развивающая работа включает в себя взаимосвязанные направления. Данные направления отражают её основное содержание:

1. Диагностическая работа обеспечивает своевременное выявление детей с отклонениями, проведение их комплексного обследования и подготовку рекомендаций по оказанию им коррекционной помощи в условиях детского сада.

2. Коррекционно-развивающая работа обеспечивает своевременную специализированную помощь в освоении содержания образования и коррекцию недостатков в условиях ДОО.

3. Консультативная работа обеспечивает непрерывность психологического сопровождения детей и их семей по вопросам реализации дифференцированных психолого-педагогических условий воспитания, обучения, коррекции, развития и социализации воспитанников;

4. Информационно-просветительская работа направлена на разъяснительную деятельность по вопросам, связанным с особенностями образовательного процесса для данной категории детей со всеми участниками образовательного процесса – воспитанниками, их родителями, педагогическими работниками [7].

Более подробно необходимо рассмотреть коррекционную работу с детьми с нарушениями речи.

В дошкольном учреждении должен функционировать логопедический кабинет, целью работы которого является оказание необходимой коррекционной помощи детям в возрасте от 5 до 7 лет с фонетическими, фонематическими, фонетико-фонематическими и общими нарушениями речи.

В логопедическом кабинете должна осуществляться квалифицированная профилактическая, коррекционно-воспитательная работа с детьми, имеющими нарушения и дефекты речи, а также страдающими различными формами патологии речи, с учетом особенностей психофизического развития и возможностей детей.

В ДОО для работы с детьми должна быть составлена адаптированная основная образовательная программа дошкольного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья.

Программа должна быть спроектирована с учетом ФГОС дошкольного образования, особенностей образовательного учреждения, образовательных потребностей и запросов воспитанников, определять цель, задачи, принципы и подходы, планируемые результаты, содержание и организацию образовательного процесса дошкольного образования.

Программа должна определять содержание и организацию воспитательно-образовательного процесса для детей с ограниченными возможностями здоровья и направлена на создание в учреждении специальных условий воспитания, обучения, позволяющих учитывать особые образовательные потребности детей с ограниченными возможностями здоровья посредством индивидуализации и дифференциации образовательного процесса [6].

Основными направлениями и задачами коррекционно-развивающей работы для детей с ограниченными возможностями здоровья являются:

1) формирование положительного отношения к педагогу;

2) формирование первичных представлений о себе, других людях;

3) формирование первичных представлений об объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.);

4) стимуляция самостоятельных движений;

5) развитие двигательных действий в онтогенезе;

6) развитие мелкой моторики рук;

7) развитие коммуникативной функции (вербальная и/или невербальная коммуникация).

Принципы организации коррекционно-развивающей работы с дошкольниками:

-единства диагностики и коррекции. Наблюдение за динамикой развития ребенка с ОНР в условиях целенаправленной коррекционной работы имеет важное значение для определения путей, методов и конкретного содержания на различных этапах обучения и воспитания;

-этиопатогенетического подхода, с помощью которого определяется этиология, механизмы и структура дефекта при том или ином уровне ОНР, что является основой для выбора оптимальной коррекционно-развивающей программы;

-комплексного подхода. Диагностическая часть программы включает медицинское, психологическое, педагогическое, логопедическое исследования ребенка с ОНР, что позволяет прогнозировать его дальнейшее развитие в условиях адекватной педагогической коррекции;

-динамичного изучения (характер совместной деятельности ребенка со взрослым при усвоении новых способов, действий позволяет определить зону ближайшего развития, а значит и обучаемость);

-качественного анализа результатов обследования. Применение критериально-ориентированных методик позволяет определить уровень речевого развития детей с ОНР;

-единства коррекции и развития. Это значит, что решение о необходимости коррекционной работы принимается только на основе психолого-педагогического анализа внутренних и внешних условий развития ребенка. В качестве основных условий развития можно назвать следующие:

а) максимальная реализация возрастных возможностей ребенка,

б) развитие индивидуальных особенностей ребенка,

в) создание благоприятного, эмоционального положительного фона, который определяется, прежде всего, продуктивным общением;

-единства возрастного и индивидуального в развитии ребенка. Это означает индивидуальный подход к ребенку в контексте его возрастного развития;

-деятельностный принцип осуществления коррекции. Этот принцип определяет выбор средств, путей и способов достижения поставленной цели. Деятельностный принцип основан на признании того, что именно активная деятельность ребенка является движущей силой развития, что ведущая деятельность в наибольшей степени способствует развитию ребенка [4].

Таким образом, можно судить о том, что программа должна определять содержание и организацию воспитательно-образовательного процесса для детей с ограниченными возможностями здоровья и направлена на создание в учреждении специальных условий воспитания, обучения, позволяющих учитывать особые образовательные потребности детей с ограниченными возможностями здоровья посредством индивидуализации и дифференциации образовательного процесса.

Список использованных источников:

  1. Волкова Г.А. Методика психолого-логопедического обследования детей с нарушениями речи / Г.А. Волкова. СПб.: Детство-пресс, 2007. 144 с.

  2. Жукова Н.С. Отклонения в развитии детской речи / Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева. Екатеринбург, 2006. 316 с.

  3. Ефименкова Л.Н. Формирование речи у дошкольников (Дети с общим недоразвитием речи). — М., 2005.

  4. Левина Р.Е. Характеристика ОНР у детей / Р.Е. Левина, Н.А. Никашина. М.: Просвещение, 2009. 159 с.

  5. Мастюкова Е.М. Этиология нарушений речи. Логопедия / Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. – М., 2004.

  6. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования № 1155 от 17.10.2013 г.

  7. Филичева Т.Б. Дети с ОНР. Воспитание и обучение / Т.Б. Филичева, Т.В. Туманова. М.: Изд.-во ГНОМ и Д, 2000. 128 с.

  8. Флерина Е.А. Эстетическое воспитание дошкольника. — М., 2001. — с. 27.

  9. Чиркина Г.В. Обследование звуковой стороны речи //Методы обследования нарушений речи у детей. — М: АРКТИ, 2002. — С. 42-77.

  10. Ястребова А.В. Преодоление общего недоразвития речи у учащихся начальных классов общеобразовательных учреждений. — М.: Аркти, 2000.

Источник