Индивидуальный план развития ребенка с проблемами
Галина Соловьева
Индивидуальный план коррекционной работы
Индивидуальный план
коррекционной работы с ребенком на учебный год.
Общие сведения о ребенке.
Миша К родился 21 июня 2010 года в п. Коноша.
Мать воспитывает ребенка одна. Отец живет отдельно и не воспитывает мальчика, хотя изредка видится с ним. У Миши есть старший брат, который учится в техникуме. Мальчик часто предоставлен сам себе. Не интересуется книгами. Мама читает редко. Любит новые игрушки, играет в конструктор. Не аккуратен, не бережет свою одежду. У мальчика бедный кругозор, низкий уровень познавательной активности. На занятиях невнимателен, часто мешает детям. Не любит игры с правилами, не доводит до конца начатое дело. Делает только то, что ему нравится. Задания на занятиях воспринимает не сразу. Требуется повторения. Охотно поливает цветы, хотя не желает трудиться в коллективе. Не со всеми детьми налажен контакт. Часто ссорится, бывает агрессивным.
Пояснительная записка
План коррекционной работы направлен на разрешение ряда проблем обучения.
В числе этих проблем:
• низкая познавательная и учебная мотивации;
• негативные тенденции личностного развития;
• коммуникативные проблемы;
• эмоциональные нарушения поведения;
Цель : создание благоприятных условий для развития ребенка и достижения планируемых результатов.
Задачи:
Формировать интерес к занятиям.
Развивать слуховое внимание, память, зрительное восприятие,логическое мышление с помощью игр и специальных упражнений.
Совершенствовать развитие мелкой моторики
Развивать усидчивость,навыки самоконтроля.
Развивать коммуникативные навыки
Тема:Развитие словесно-логического мышления –
Задачи:
Формирование умений понимать и задавать вопрос
— Развитие способности обобщать
— Развитие способности группировать предметы по определенным признакам
— Умение устанавливать закономерности и логические связи
— Развитие логических операций: анализ, синтез, обобщение
— Умение логически выстраивать высказывания
— Уметь понимать причинно-следственные связи
— Развитие логического запоминания
1. Дидактические
игры:
«Назови одним ловом»,
«Чего не хватает?»,
«4й лишний»,
«Что сначала, что потом?»,
«Назови части?»,
«Что это?»
2. Использование загадок, логических задач
3. Чтение произведений
4. Работа в логических тетрадях
5. Экспериментальная деятельность
Тема:Совершенствование моторного развития и графических навыков руки.
Задачи:
1. Развитие мелкой моторики кисти и пальцев руки:
2. Развитие зрительно-моторных координаций:
1. Упражнения для свободных движений руки
2. Работа с карандашом, кисточкой, с ножницами, пластилином
3. Работа с конструктором
-шнуровки, мозаики, обведение по контуру
4. Работа по зрительно-двигательным траекториям
5. Игры с малым мячом
Тема:Развитие слухового внимания и памяти
Задачи:
1. Развитие умения слушать,запоминать, высказываться делать выводы
1.Игры:
«Что звучит?»
«Угадай кто ушел?»,
«Что ты слышишь?»,
«Что изменилось?»,
«Телефон»
2. Слушание аудиокассет
3. Заучивание стихов,песен.
Тема:. Развитие зрительного восприятия и узнавания
Задачи:
1. Формирование целостности зрительного восприятия: узнавание хорошо знакомых предметов, изображений в непривычном ракурсе.
Нахождение сходства и различия в предметах, изображениях. 2. Развитие способности концентрировать и распределять внимание:
1. Дидактические игры
«Подбери предмет по цвету»,
«Подбери предмет по форме»,
«Разложи,как я скажу»,
«Что пропало?»
2. Аппликация,рисование,конструирование
3. Развитие речи, ознакомление с окружающим
4. Лабиринты, зрительные диктанты, воспроизведение элементов по образцу.
Тема:Развитие навыков самоконтроля и самооценки
Задачи:
1. Развитие доверительных отношений с ребёнком, преодоление речевого негативизма.
2. Развитие умения работать по словесной инструкции
3. Развитие умений действовать по правилам, работать по инструкции
4. Развивать умения контролировать себя
1. Тест «Лесенка»
2. Беседы с ребенком
3. Чтение произведений Н. Носова, В Осеевой,Е. ПермякаЛ. Пантелеева. Л. Толстого
4. Графические диктанты.
5. дидактические игры «Сделай так»,
«Запомни и исполни»,
»Запрещенное Движение»,
«Запрещенное слово»,
6. Подвижные игры с правилами.
Тема:Развитие усидчивости
Задачи:
Развивать усидчивость,умение сосредотачиваться,доводить начатое дело до конца 1. Лепка из пластилина и глины, составление аппликаций, навыки вырезания фигурок из бумаги, искусство оригами.
2. Развивающие игрушки: мозаики, конструкторы, пазлы.
Тема:Развитие коммуникативности
1. Умение строить межличностные отношения с окружающими
Коммуникативные игры:
1. «Сиамские близнецы»
2.» Комплименты»
3. «Менялки»
Приложение
Дидактические игры:
Игры на развитие внимания и мышления
1. «Чего не хватает?»
Цель: Развитие внимания, мышления, учит делать умозаключения.
Материал: Карточки 4х3 с изображением разных предметов в определенном порядке.
Ход игры:Взрослый по очереди показывает карточки, а ребенок должен догадаться и сказать какого предмета не хватает.
2.«4й лишний»
Цель: Развитие внимания, мышления.
Материал: Карточки на которых изображены 3 предмета одного класса,а четвертый другого.
Взрослый показывает картинку, а ребенок находит неподходящий предмет и говорит почему он не подходит.
3.«Что сначала, что потом?»
Цель. Развивать понимание простых причинно-следственных отношений. Учить строить предложения при помощи слов потому что, из-за того что, поэтому
Материал: Набор включает серию парных картинок с изображением простых бытовых сюжетов. Ребёнок должен понять, что является причиной, а что – следствием изображенного на картинках.
4. «Назови части»
Цель: обогащение словаря, развитие умения соотносить предмет и его части. Материал: Картинки с изображением предметов.
Ход игры: Воспитатель показывает картинки с изображением дома, грузовика, дерева, птицы и т. д.
I вариант: ребенок называет части предметов.
II вариант: ребёнок получает рисунок и сам называет все части. ,
5.«Что это?»
Цель: Развивать внимание, умение делать умозаключения.
Материал: Картинки с изображением предметов и лист бумаги с круглым отверстием в середине.
Воспитатель накрывает картинку листом бумаги и перемещает его в разные стороны. Ребенок должен угадать что нарисовано на картинке.
6. «Что изменилось?»
Цель игры: Развивать память,внимание
Материал: Разные картинки по темам.
Ход игры: Воспитатель раскладывает перед ребенком 5 картинок. Ребенок закрывает глаза, а воспитатель убирает одну из них. Ребенок должен угадать какая картинка пропала.
Игры на развитие слухового внимания:
1. «Игра «Скажи, что ты слышишь?»
Цель: развитие слухового восприятия, дифференциация неречевых звуков.
Оборудование: стаканы (с водой и пустой, баночки с крупами, фольга, деревянные и металлические ложки, ширма.
Описание игры: логопед показывает и называет предметы, демонстрирует их звучание. Логопед за ширмой выполняет различные действия с предметами (переливает воду, пересыпает крупу.) . Ребёнок должен определить, что он слышит (шуршание бумаги, звук льющейся воды и т. д.)
2.«Узнай по звуку».
Ребенок становится спиной к ведущему, который производит разные шумы: перелистывает книгу, рвет или мнет лист бумаги, ударяет предметом о предмет, подметает, режет. Нужно на слух определить природу звука.
3 «Кто ушел?» Ход игры: Дети стоят по кругу или полукругом. Воспитатель предлагает одному из играющих запомнить стоящих с ним рядом детей (5-6, а затем выйти из комнаты или отвернуться и закрыть глаза. Один из детей прячется. Потом воспитатель говорит: «Отгадай, кто ушел?». Если ребенок угадает, то выбирает кого-нибудь вместо себя. Если не отгадает, то снова отворачивается и закрывает глаза, а тот, кто прятался, становится на свое место. Отгадывающий должен его назвать.
4., «Что изменилось?»
Цель игры: Развивать память,внимание
Материал: Разные картинки по темам.
Ход игры: Воспитатель раскладывает перед ребенком 5 картинок. Ребенок закрывает глаза, а воспитатель убирает одну из них. Ребенок должен угадать какая картинка пропала.
5.»Японская печатная машинка»,
Игра направлена на воспроизведение ритмического рисунка (ритма) при отхлопывании, отстукивании или подаче звука на любом инструменте (бубен, погремушка, ксилофон)
6.»Испорченый телефон»
Цель: развивать у детей слуховое внимание.
Ход игры. Все садятся на стулья, поставленные в ряд. Ведущий тихо (на ухо) говорит какое-либо слово рядом сидящему, тот передает его следующему и т. д. Слово должно дойти до последнего ребёнка. Ведущий спрашивает у последнего: «Какое ты услышал слово?» Если тот скажет слово, предложенное ведущим, значит, телефон исправен. Если же слово не то, водящий спрашивает всех по очереди (начиная с последнего) какое они услышали слово. Так узнают, кто напутал, «испортил телефон». Провинившийся занимает место последнего в ряду.
Игры на развитие самоконтроляя:
1.«Запрещенное движение»
Описание игры
Дети, идя по кругу, повторяют все движения за воспитателем, кроме одного, например: «Руки вверх!». Тот, кто выполняет «запрещенное» движение, становится в конец колонны.
2., «Запомни и исполни».
Цель: Учить контролировать себя.
Ход игры: Воспитатель дает инструкцию, а ребенок выполняет.
3.«Запрещенное слово»
Цель: развитие внимания.
Выбираем запрещенное слово, это может быть какой-либо цвет (желтый) или качество (маленький). Бросаем ребенку мяч, одновременно задавая вопросы. (Море синее, а солнце? Какого цвета роза? А ромашка? Слон большой, а мышка) Ребенок должен давать точный ответ, не забывая вместо запрещенных слов говорить «нет».
Коммуникативные игры:
1.Сиамские близнецы
Цель: развитие коммуникативных навыков, умения согласовывать свои действия, развитие графических навыков.
Возраст: 6-7 лет.
Количество играющих: кратное двум.
Необходимые приспособления: перевязочный бинт (платок, большой лист бумаги, восковые мелки.
Описание игры: дети разбиваются на пары, садятся за стол очень близко друг к другу, затем связывают правую руку одного ребенка и левую — другого от локтя до кисти. Каждому в руку дают мелок. Мелки должны быть разного цвета. До начала рисования дети могут договориться между собой, что они будут рисовать.
2. «КОМПЛИМЕНТ»
Дети садятся в круг. Каждый участник говорит соседу справа (или слева) фразу, которая начинается со слов: «Мне нравится в тебе…». Упражнение помогает ребенку увидеть свои положительные стороны и почувствовать, что он принимаем другими детьми
3. «МЕНЯЛКИ»
Цель. Развивать коммуникативные навыки, активизировать детей.
Игра проводится в кругу. Участники выбирают водящего – тот выносит свой стул за круг. Получается, что стульев на один меньше, чем играющих. Далее ведущий говорит: «Меняются местами те, у кого… (светлые волосы, часы и т. п.)». После этого имеющие названный признак быстро встают и меняются местами, а водящий старается занять свободное место. Участник игры, оставшийся без стула, становится водящим.
.
Источник
Программа индивидуального развития обучающегося
Индивидуальный план развития учащегося является не только современной эффективной формой оценивания, но и помогает решать важные педагогические задачи:
· поддерживать высокую учебную мотивацию школьников;
· поощрять их активность и самостоятельность, расширять возможности обучения и самообучения;
· развивать навыки рефлексивной и оценочной деятельности учащихся;
· формировать умение учиться — ставить цели, планировать и организовывать собственную деятельность;
· содействовать индивидуализации воспитания и образования школьников;
· закладывать дополнительные предпосылки и возможности для успешной социализации.
Работа проводится в четыре этапа:
1 этап – информационно-аналитический
2 этап – организационно-деятельностны
3 этап – контрольно-диагностическ
4 этап — результативно-коррекционный
1 этап — информационно – аналитический
Цель этого этапа – выявление зоны ближайшего риска и благополучия.
На данном этапе для сбора и анализа как можно большего объёма фактической информации используются различные методы:
— наблюдение
-анкетирование (самого подростка, его родителей)
-собеседование
— изучение документации (характеристики с бывшего места учебы и учреждений дополнительного образования, личного дела, медицинской карты и т.д.)
По результатам работы составляется «Характеристика обучающегося»
1.Дата рождения
2.Место жительства
3.Родители
4. Состояние здоровья
5.Дополнительное образование
6. Итоги прошлого учебного года
7.Особенности личности
Подпись ученика
Подпись родителей
Подпись классного руководителя
2 этап — организационно-деятельностный
Цель – составление и реализация индивидуального плана развития обучающегося.
Проводится встреча с учеником и его родителями, обсуждается проанализированная информация и составляется индивидуальный план на год, в котором предполагается:
-постановка цели на каждую четверть или на полугодие
-выявление проблем
-выявление имеющихся ресурсов
-планирование деятельности по достижению цели
-определение степени риска
( В данном плане отводится место для анализа учеником собственной деятельности и выводов по итогам года. Эта работа проводится также при совместной встрече родителей, ребенка и классного руководителя в конце года)
Индивидуальный план развития
обучающегося 6 класса МБОУ Скородумовской СОШ
Миличкина Дениса
1.Какие цели ты ставишь в этом учебном году?
Закончить 6 класс как можно лучше, без двоек.
2. Что нужно тебе сделать, чтобы цель была достигнута?
1четверть.
Очень хочется всюду поучаствовать, чтобы проверить свой возможности
2 четверть
Основательно заняться математикой, русским языком. Думаю, что помощь может потребоваться со стороны родителей, хотя постараюсь справиться сам. Обязательно буду участвовать в школьных олимпиадах
3 четверть
Думаю, что мне необходимо выйти на дополнительные занятия по математике и русскому языку. Нужна помощь педагогов.
4 четверть
Основательно подготовиться к выполнению тестов и контрольных работ .
3.Проанализируй результаты по четвертям. Сделай выводы. Наметь пути собственного самосовершенствования.
Не ожидал такого успеха. С контрольными работами по русскому языку и математике справился. Спасибо родителям и педагогам. Переоценил свои возможности и не справился с английским языком не потому, что его не понимаю, а просто все внимание уделял другим предметам. Активно участвовал в проектах и различных мероприятиях.
Я сам собой очень доволен!
Подпись ученика
Подпись родителей
Подпись классного руководителя
3 этап – контрольно-диагностический
Цель данного этапа – углубленное психолого-педагогическое изучение ребенка.
Задачи:
1. Проведение психологического обследования ребенка с целью определения хода его психологического развития, соответствия развития возрастным нормативам. Приоритетные направления:
— диагностика познавательной деятельности учащихся;
— исследования эмоционально-личностной сферы;
— диагностика межличностных отношений;
— диагностика психологического здоровья;
— исследование в области профориентации.
2. Анализ результатов исследований с целью получения банка психологической информации.
Эта работа проводится совместно с психологами нашей школы. Данным видом информации обладает сам испытуемый, а также его родители, так как дальнейшая работа планируется также совместно, после консультации психолога, если таковая необходима.
Данные диагностики преобразуются в график компетентности, согласно которому реализуется последний (четвертый) этап программы
График компетентности
обучающегося 6 класса МБОУ Скородумовской СОШ
Миличкина Дениса
4 этап – коррекционно-развивающий
Цель – реализация индивидуальных программ развития ребенка.
На основе диагностических данных (с помощью психолога, классного руководителя и родителей) ребенком определяются те мероприятия и занятия, которые способствуют достижению поставленных ранее целей собственного развития на предстоящий период времени.
Включение подростка во внеклассные и внеурочные мероприятия происходит также самостоятельно, согласно интересам и желанию. Но где-то все же допускается ненавязчивое вмешательство классного руководителя, родителей и учителей-предметников.
Воспитанник, самостоятельно ставя перед собой цели, становятся объектом деятельности, посредством которой осуществляется его самореализация.
Учитывая диагностические данные и целевые установки самого ребенка, классный руководитель составляет индивидуальную программу развития ребенка. Работа, которая сопровождает создание индивидуальных программ развития ребенка, включает в себя:
Планирование воспитательных традиционных мероприятий и коллективных дел.
Составление и заполнение индивидуального плана
Планирование деятельности каждого ребенка в процессе подготовки и проведения коллективных дел. .
Создание коллективных дел, где фиксируется уровень участия каждого ребенка
Составление и заполнение «Карты успешности ученика»
Результаты своей успешной деятельности ученики фиксируют в личных «Портфолио», куда они помещают грамоты, дипломы, сертификаты, результаты учебной деятельности и участия в коллективных делах.
По итогам полугодия и года (2 раза в год) проводится анализ успешности каждого ученика и составляется рейтинг, где каждый видит свой фактический результат
Технологическая цепочка
классного часа по целеполаганию
1. Школьники выбирают из предложенных конкретных целей жизни 3-4 близких ему лично (если же нет таких вариантов, то формулируют свои).
2. Выстраивают цели по приоритетам.
3. Анализируют свой « график компетентности», на основе которого определяют свои слабые и сильные стороны, самостоятельно намечают « зону ближайшего развития». Это учит их рациональному целеполаганию, проектированию собственного жизненного пути, адекватной оценке личностных ресурсов.
4. Записывают в план индивидуального развития «Хочу быть успешным» свои долгосрочные и краткосрочные цели на предстоящий год и ближайший месяц.
5. Получают список дел. Здесь задействуются все компоненты жизнедеятельности школы: общешкольные ключевые дела, классные дела, дополнительное образование, детское самоуправление, ролевые игры, ток-шоу и т.д.
6. Выбирают дела, и затем, на индивидуальной консультации с классным руководителем, определяются те поручения, выполнение которых повлияет на изменение ««западающего» качества.
7. Записываются поручения в индивидуальный план успешности
8. Результаты фиксируются в личном «Портфолио» каждого ученика и оцениваются по итогам полугодия.
9. Составляется рейтинг учащихся, по которому можно судить об успешности проекта
КАРТА УСПЕШНОСТИ
обучающегося 6 класса МБОУ Скородумовской СОШ
Миличкина Дениса
Данные
Источник
Анна Копылова
Карта индивидуального развития. Программа реализации личностного потенциала ребенка в образовании и обучении
Актуальность.
Не каждый воспитанник может в полной мере реализовать свои потенциальные возможности в условиях образовательного учреждения. Это ставит перед воспитателями задачу по созданию оптимальных условий для реализации потенциальных возможностей каждого воспитанника. Одним из решений в данной ситуации является составление программы индивидуального развития ребенка. Построение данной программы существует для реализации индивидуальных потребностей ребенка и оптимального развития его личностных качеств.
Индивидуализация обучения и воспитания направлена, прежде всего, на преодоление несоответствия между уровнем, который задают образовательные программы и реальными возможностями каждого воспитанника.
Карта индивидуального развития — это персональный путь реализации личностного потенциала ребенка в образовании и обучении: интеллектуального, эмоционально-волевого, деятельностного, нравственно-духовного.
Психолого-педагогический портрет ребенка.
ФИО ребенка___
Дата рождения___
Дата поступления ребенка в ДОУ___
Индивидуальные особенности (тип темперамента)___
___
Группа здоровья___
Уровень адаптации___
Состав семьи, ее социальный статус___
• Мать___
• Отец ___
• ___
• ___
• ___
Характер воспитания в семье___
___
Контакт со сверстниками___
___
Контакт со взрослыми___
___
Интерес к занятиям, поведение на занятиях, усидчивость___
___
___
Ребенок занимается по программе___
___
___
Показатели развития.
1. Внимание:
a) Устойчивое
b) Недостаточно устойчивое
c) Неустойчивое
2. Память:
a) Зрительная
b) Слуховая
c) Моторная
d) Смешанная
e) Без выраженных особенностей
f) Медленно запоминает и быстро забывает
g) Быстро запоминает и забывает
h) Иное___
3. Мышление:
a) Соответствует возрасту
b) Не соответствует возрасту
4. Восприятие:
a) Соответствует возрасту
b) Имеются нарушения зрительного восприятия
c) Имеются нарушения слухового восприятия
d) Комплексные нарушения восприятия
e) Иное___
5. Уровень усвоения программы по разным видам деятельности:
Игра___
Развитие речи:
a) Соответствует возрасту
b) Речь невнятна
c) Скудный словарный запас
d) Речь грамматически неправильная
e) Запинки в речи
f) Речи нет
Ознакомление с окружающим:
a) Соответствует возрасту
b) Частично соответствует
c) Не соответствует возрасту
d) Иное___
ФЭМП
a) Соответствует возрасту
b) Частично соответствует
c) Не соответствует возрасту
d) Иное___
Художественная литература ___
___
___
___
Развитие движения:
a) Мелкая моторика___
b) Общая моторика___
c) Устойчивость интереса к ДА___
Изобразительная деятельность лепка___
рисование___
конструирование___
Культурно-гигиенические навыки:
e) Соответствуют возрасту
f) Недостаточно сформированы
g) Практически не сформированы
Навыки культурного поведения___
___
6. Основные трудности в общение
a) Трудностей нет
b) Не умеет поддерживать игру
c) Предпочитает быть в одиночестве
d) Плачет, не идет а контакт
e) Конфликтен
f) Иное___
7. Темп деятельности:
a) Соответствуют возрасту
b) Сонлив и вял в течении дня
c) Темп работы на занятиях неравномерный
d) Работает медленно с невниманием
e) Темп деятельности быстрый, но деятельность «хаотичная» и «бестолковая»
f) Иное___
8. Соматическое здоровье:
a) Болеет редко
b) Часто болеет простудными заболеваниями
c) Имеет хронические заболевания
d) Плохой аппетит
e) Долго засыпает и беспокойно спит
f) Иное___
Рекомендации по развивающему обучению ребенка:
___
Цель программы:
Создание условий для общения и способов взаимодействия ребенка младшего дошкольного возраста со взрослыми и сверстниками в условиях развивающего обучения.
Задачи программы:
___
Формулировка проблемы:
___
Основные этапы деятельности.
___
Сроки реализации программы.
___
Содержание деятельности.
Мониторинг
___
Развивающая часть.
___
План мероприятий по программе.
___
Ожидаемые результаты.
___
Материально-техническая база.
___
Список литературы.
___
Источник