Индивидуальный план развития по нарушениям ребенка

Индивидуальный план развития по нарушениям ребенка thumbnail

Государственное бюджетное учреждение

для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей,

Бирский детский дом Республики Башкортостан

Доклад на тему:

«Ведение индивидуального плана развития воспитанника».

Выступила: социальный педагог

Муллагалимова А.А.

Бирск

2017

Одной из основных технологий, применяемых в ходе реализации постинтернатного сопровождения выпускников детского дома, является технология составления и реализации индивидуального плана развития и жизнеустройства воспитанника. В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 24.05.2014 № 481 «О деятельности организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и об устройстве в них детей, оставшихся без попечения родителей» организация для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, составляет, а орган опеки и попечительства утверждает индивидуальный план развития и жизнеустройства ребенка (далее ИПРиЖ).

ИПРиЖ – это персональный путь развития, жизнеустройства ребенка, оставшегося без попечения родителей, целью его является обеспечение и защита прав и законных интересов, в том числе право жить и воспитываться в семье, социальная адаптация в обществе.Психолог, педиатр, социальный педагог, логопед, воспитатель работают одновременно, они выявляют личные ресурсы, проблемы и потребности ребенка, составляют план коррекционной развивающей работы и рекомендаций.

Структура ИПРиЖ состоит из базовой, плановой, результативной и рекомендательной частей. Логика работы по составлению индивидуального плана развития и жизнеустройства ребенка состоит из 4-х этапов (см. Рис.1):

Рис.1 Этапы работы по ИПРиЖ воспитанника

На этапе диагностики выявляются личные ресурсы ребенка, его интересы, определяется сфера успешности, возможные причины травм и проблем. После диагностики проводится педконсилиум, на котором выносится заключение и определяется, каких специалистов нужно привлечь для работы с ребенком. С опорой на ресурсы специалисты ставят цели, которые выполняются на этапе реализации. Осуществляется психолого-медико-педагогическая работа с ребенком, которая включает в себя комплексную реабилитацию, работу по преодолению последствий психологической травмы, формированию позитивного образа семьи, представлений о семейных ценностях, желания воспитываться в семье. С учетом промежуточных результатов при необходимости корректируютсязадачи и подводится общий итог работы.

На данный момент структура ИПРиЖ воспитанников детского дома состоит из базовой, плановой, результативной и рекомендательной частей.

Базовая часть плана включает в себя информацию, в которой содержится основные сведения о ребенке (Рис.2).

Рис.2. Базовая часть ИПРиЖ воспитанника

Информацию, необходимую для заполнения базовой части, специалисты заполняют по документам, с которыми ребенок прибыл в учреждение. В случае, когда ребенок прибывает без документов (например, без паспорта или медицинской карты, ИНН и т.п.), тогда восстановление документов, оформление запросов в различные инстанции – это уже задачи деятельности конкретного специалиста (соцпедагога) в плановой части.

Затем фиксируется состояние здоровья ребенка и выносится коллегиальное заключение ПМПк, даются рекомендации по сопровождению, определяется наставник (либо сотрудник учреждения, либо привлеченный). Наиболее важно определить и зафиксировать в плане потребности и ожидания ребенка. Ведь без самого ребенка трудно за него простроить план его жизнеустройства, а ИПРиЖ по своей сути является социально-педагогической технологией и направлен на активное включение выпускника в процесс разрешения своих проблем (удовлетворения своих потребностей). На период выпуска из детского дома ИПРиЖ должен быть фактически договором между ребенком и специалистами, в котором четко указывается роль и ответственность каждого участника и, соответственно, он является открытым документом для выпускника, в котором фиксируется его согласие на реализацию плана.

Далее заполняется история жизни ребенка, с самого рождения до поступления в учреждение. Данные о ребенке изложены в хронологическом порядке в виде таблицы. Это очень важный момент. Если к нему подойти формально, то и организация реабилитационной, коррекционной работы будет организована формально. История жизни – это не просто констатация фактов, это пусковой механизм процесса. Он дает нам информацию о том, был ли у ребенка опыт проживания в семье или продолжительного общения с близкими взрослыми; сколько раз приходилось переживатьрасставание/утратуотношений; по каким причинам ребенок покидал ту или иную семью, учреждение и возможность поддержания связи со значимыми взрослыми. Этот опыт влияет на развитие ребенка и способность устанавливать эмоциональные связи с другими людьми. Знание особенностей ребенка поможет в установлении и поддержании связей воспитанника с братьями, сестрами, биологическими родителями и другими родственниками, а так же даст возможность предоставить данную информацию замещающим родителям.Поэтому, если такой информации нет, то необходимо, сделать запросы: где был, где и с кем жил и т.п.Исходя из этих данных в дальнейшем ведется работа по установлению и поддержанию связи между ребенком и его родственниками.Поэтому нужно указывать всех родственников, с которыми возможно общение подопечного. Так же это делается для того, чтобы замещающая семья могла получить полную информацию о родственниках ребенка. Если же возможно восстановление родителей в правах в ближайшее время – важно также указать данную информацию в примечании.

Не менее важной является заключительный параметр базовой части: особенности травматического опыта ребенка.Указывается,известныли факты того, что ребенок подвергался любому виду насилия или был свидетелем жестокого обращения с окружающими его людьми. Здесь необходимо учесть владеет ли специалист, воспитатель знаниями в данной области. Ведь нередко под этим понимается только физическое или сексуальное насилие. При этом пренебрежение основными нуждами ребенка, эмоциональное (психическое) угрозы, оскорбления, унижение и т.п. также является насилием и имеет серьезные последствия для человека.Данная информация позволяет понять причины психологического и физического состояния воспитанника, какие реакции мы можем ожидать от ребенка и учесть это при планировании работы по его реабилитации и жизнеустройству.

Считаем, что чем тщательнее будет проработана базовая часть, тем более конкретной будет плановая часть.

Рис.3

II. ПЛАНОВАЯ ЧАСТЬ

Комплексное сопровождение воспитанника

на первое полугодие

План социального сопровождения

п/п

Направление

Содержание

Ответственный

Сроки

«Результат/Изменения»

Планпедагогического сопровождения

п/п

Направление

Содержание

Ответственный

Сроки

«Результат/Изменения»

План воспитательного сопровождения

п/п

Направление

Содержание

Ответственный

Сроки

«Результат/Изменения»

План медицинского сопровождения

п/п

Направление

Содержание

Ответственный

Сроки

«Результат/Изменения»

Следующая часть ИПРиЖ- плановая (Рис.3).Планирование деятельности логично вытекает из базовой части. Каждый специалист заполняет свой раздел, где указывает направления работы, содержание и результаты (например, раздел социального сопровождения, педагогического сопровождения, медицинского сопровождения и др.). Отражаются только те направления, по которым нужно работать с конкретным ребёнком. Они должны вытекать из потребностей, возможностей и ресурсов ребёнка, а также из его травмирующего опыта, тех проблем, которые были обозначены.В содержании пошагово прописываются те мероприятия, которые планируем проводить с воспитанником. Ключевая цель индивидуального плана — найти ребенку замещающую семью (помочь кровной семье в реабилитации и воссоединении с ребенком) либо организовать социализацию ребенка в других формах (например, гостевой режим, в т.ч. в семью кровных родственников). Поэтому помимо лечения ребенка или правовых мероприятий план должен описывать конкретные шаги по налаживанию контактов с родственниками либо по поиску замещающей/гостевой семьи. Указываем ответственных и сроки проведения каждого мероприятия.В графе «Результат/Изменения» подробно указываем, какие результаты достигнуты или не достигнуты, как изменился ребёнок по каждому направлению и почему. Результат не должен дублировать содержание.

Анализ опыта специалистов по процессу заполнения плановой части выявил ряд проблем. В частности, это формальное заполнение документа. При заполнении первых планов шло перечисление одних и тех же мероприятий для всех воспитанников, без учета индивидуальности. Конкретизация просматривалась лишь частично у специалистов. Например, социальный педагог в мероприятиях чётко прописывает: взыскание алиментов с родителей или оформление пенсии по потере кормильца, постановка на учёт по жилью или сохранение жилья и т.п. Но и здесь есть недочеты, особенно у психологов, логопедов, дефектологов– это употребление специфических формулировок, не понятных другим. При планировании работы ощущаетсянехватка и знаний и умений в области грамотного анализа личностного развития ребёнка с ОВЗ, инвалидов, детей с серьёзными травмами.

Рис.4

III. РЕЗУЛЬТАТИВНАЯ ЧАСТЬ

Динамика развития и жизнеустройства ребенка за 1 полугодие

Воспитатель:

Психолог:

Социальный педагог:

Учитель – логопед:

Воспитатель__________________________________

Психолог____________________________________

Социальный педагог___________________________

Учитель-логопед______________________________

Врач-педиатр ________________________________

Все итоги проделанной работы фиксируются в результативной части (Рис.4).Каждый специалист прописывает результат своей работы с ребёнком за полугодие. Указывается,как развивается ребёнок, какие особенности, интересы, склонности или трудности у него были выявлены, какие результаты достигнуты. В этой части мы также столкнулись с трудностями правильной оценки изменений в воспитаннике. Оценивать ли личностные изменения воспитанника с точки зрения развития, формирования метапредметных компетентностей или фиксировать в форме отметки действий, включенности ребёнка и т.п.? Вопрос пока открытый.

Рис.5

IV. РЕКОМЕНДАТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ. Рекомендации по развитию и жизнеустройству ребенка

Активы и пассивы ребенка:

Сильные стороны ребенка

(способности, качества, таланты, умения)

Слабые стороны ребенка

(особые потребности, трудности, проблемы)

Рекомендации для работы с ребёнком: _________

Рекомендуемая семья:

Критерии

Рекомендации

Наличие опыта воспитания приемных детей

Желаемый возраст приёмных родителей

Особенности семейной структуры

(Состав семьи, количество членов семьи)

Готовность принять на воспитание братьев/сестер

Наличие кровных и приемных детей, их возраст

Жилищные особенности и возможности

Трудовая занятость

Возможность обеспечить учебные потребности ребенка

Доступ к медицинской помощи

Доступ к учреждениям дополнительного образования, спортивных секций

Возможность оказывать долгосрочную родительскую поддержку после 18 -летия ребенка

Прочее

Рекомендации специалистов для семьи: __________

Хотелось бы заметить, что рекомендательная часть (Рис.5) – этосвязующее звено между детским домом и семьёй или учреждением, куда пойдёт выпускник учиться и получать профессию. Здесь мы указываем активы и пассивы ребёнка, т.е. сильные и слабые стороны. Заполняем в первый месяц пребывания ребёнка в учреждении, затем дополняем по мере наблюдений, диагностики, изменений.В рекомендациях для работы с ребёнком специалисты указывают, каким образом корректировать слабые стороны и развивать сильные.

В рекомендательной части составляем примерный портрет семьи, которая подходит именно этому ребёнку. Он составляется по критериям, которые важно учитывать при подборе семьи. Специалисты дают рекомендации для семьи, в которых указывают конкретные и точные действия, которые необходимо или недопустимо совершать по отношению к ребёнку для его развития.

В работе с ИПРиЖ важно учитывать некоторые риски, которые могут помешать получить желаемый положительный результат. Если это оставить без внимания, тогда ИПРиЖ может стать планом не развития воспитанника, а документом для отчёта в опеке.

Индивидуальный план разрабатывается в отношении каждого ребенка, поступившего в детский дом в течение 1 месяца. При разработке необходимо учитывать ряд обязательных условий. В разработке ИПРиЖ принимают участие все специалисты организации. Мы прекрасно понимаем, что если за процесс отвечают все, это равнозначно тому, что никто, поэтому нужно чётко определить держателя, главного в этом процессе, у нас это воспитатель. Так как он наиболее значимое лицо для ребенка в детском доме, именно воспитатель проводит больше всего времени с ребенком: он будет обсуждать план с ребёнком, он и будет курировать план.

Следующее не менее важное условие: места согласования. В первую очередь это встречи воспитателя со специалистами для выбора места, времени, формы взаимодействия адекватной конкретному ребенку, с учетом всех его особенностей. Во-вторых, это педконсилиум, он проводится после комплексной диагностики и прохождения ребенком периода адаптации. На нём составляется заключение междисциплинарной группой специалистов и планируется дальнейшая работа. Затем план передается на согласование и утверждение в ООиП. По окончанию полугодового периода реализации ИПРиЖ, процедура повторяется для оценки эффективности, корректировки и планирования дальнейшей деятельности.

ИПРиЖ в детском доме ведётся в электронном варианте, в сетевом режиме, это очень удобно, т.к. так как все участники могут отслеживать всю картину в целом. В отдел опеки план передается на согласование в печатном варианте.

Источник

ПРИНЯТО:

На ПМПк от «__» ________ 201__ г.

УТВЕРЖДАЮ:

Начальник отдела образования администрации

_____________________

от «___» _______ 201___г.

Индивидуальный план развития и жизнеустройства ребенка

Наименование организации

ФИО несовершеннолетнего

Дата рождения

Дата поступления

Период реализации плана

Сроки проведения

Ответственные

Исполнители

1

2

3

4

Блок 1: Диагностический

1.1. Изучение окружения ребенка

1.Изучение личного дела ребенка.

2. Беседа с ребенком:

Знакомство с Уставом, режимом дня, положениями Центра.

3. Беседа со специалистом органа опеки Первомайского, Мичуринского районов:

-изучение семейной истории, выявление особенностей семьи, личностного статуса родителей;

-установление местонахождения родителей, родственников.

4.Установление контакта с родителями, родственниками (беседа с бабушкой):

-выявление степени ресурсности и готовности родителей к выполнению родительских функций.

Соц. педагог

Воспитатели

Зам. по УВР

1.2. Изучение психолого-педагогических особенностей ребенка (эмоционально-волевая сфера, мотивация к устройству в семью, социально-психологическая адаптация, общий кругозор ребенка, интеллектуальная сфера, успеваемость, развитие речи, навыки самообслуживания и д.р.)

1.Изучение личного дела обучающегося.

2.Работа с администрацией МБОУ «Инжавинская СОШ» Караульский филиал — беседа с учителями, устройство в школу.

1.Комплексная диагностика физического, психического и социального здоровья. Изучение эмоционально волевой сферы.

2.Комплексная диагностика динамики развития ребёнка во время пребывания в Центре.

3.Изучение особенностей мотивации к устройству в семью.

Соц. педагог

Соц. педагог

Воспитатели

Психолог

Воспитатели, соц. педагог, психолог

Психолог

Соц. Педагог

1.3. Диагностика состояния здоровья

1.Ежегодный диспансерный осмотр.

Мед. персонал

Блок 2: Развитие ребенка

2.1.Социальная реабилитация

1. Отдых в лагере «Союз» (г. Москва).

2.Занятия в кружках: «Модница», спортивных секциях, «Маска».

3.Участие в общественной жизни Центра, мероприятиях.

4.Формирование представлений о ролевой семейной позиции «Я и мои права и обязанности»:

Беседа «Подростку о трудовом праве»

Беседа «Ваш правовой статус»

«Административная ответственность несовершеннолетних»

«Как выбрать профессию»

«Твое жилищное право»

Индивидуальные консультации по личному делу.

5.Беседы тет – а — тет.

6.Участие в районных, областных мероприятиях (экскурсии, соревнования, конкурсы).

Воспитатели

Воспитатели

Воспитатели

Соц. педагог

Соц. педагог

Соц. педагог

Инспектор ПДН

Соц. педагог

Воспитатели

2.2.Медицинская реабилитация

Здорова

Наблюдение за состоянием здоровья.

Мед. работники

Воспитатели

2.3.Педагогическая реабилитация

Посещение МБОУ «Инжавинская СОШ» Караульский филиал, участие в жизни класса и школы.

Воспитатели

Соц. педагог

2.4.Психологическая реабилитация

Диагностика:

1 .- воспитанника о себе («Я самоопределение», «Геометрические фигуры», тест темперамента.

2. — о своем месте в этом мире («Кто я? Какой я», тест самооценки личности Дэмо-Рубинштейна).

3. — о своем отношении к окружающему миру («Дерево с человечками», метод неоконченных предложений, уровень общительности).

4. — проективные рисуночные тесты («Несуществующее животное», «Кактус», «Человек под дождем».

5. – развитие внимания («Найди и вычеркни», «поставь точки»

6. – развитие памяти (определение преобладающего типа памяти).

7.- развитие образно-логического мышления, операции анализа и обобщения («4-лишний», («сравнение понятий»,).

8. – развитие уровня

процессов обобщения и отвлечения («Исключение понятий»).

9. – эмоционально-волевого развития (Цветовой тест Люшера, ЦТО,).

10. развития тревожности (диагностика уровня школьной тревожности Филлипса).

11. – развитие агрессивности (опросник Басса-Дарки).

12. – склонности к депрессивным состояниям (опросник Спилберга).

Групповые занятия: ПОДСОЗНАНИЕ МОЖЕТ ВСЕ;

— БОМБЫ ИЛИ КРЫЛЬЯ (О СЛОВАХ);

— УВЕРЕННОСТЬ;

— ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ (о целях);

— КОЕ – ЧТО О ТАЛАНТЕ;

— О ВИДАХ ПРОФЕССИЙ;

— ЗДОРОВЬЕ И ПРОФЕССИЯ;

— ОШИБКИ ПРИ ВЫБОРЕ ПРОФЕССИЙ;

— ПУТИ ПОЛУЧЕНИЯ ПРОФЕССИЙ;

— СТРАТЕГИЯ ВЫБОРА ПРОФЕССИИ;

— ИНТЕРЕСЫ И СКЛОННОСТИ В ВЫБОРЕ ПРОФЕССИИ;

— НЕОБХОДИМЫЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КАЧЕСТВА;

— ТЕМПЕРАМЕНТ И ПРОФЕССИЯ. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ТЕМПЕРАМЕНТА;

— ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ЧЕЛОВЕКА;

— ОФИСНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ;

— АРТИСТИЧЕСКИЕ СПОСОБНОСТИ;

— Организация и проведение встреч с представителями различных профессий.

Психолог

Соц. педагог

Блок 3: Работа с кровной семьей ребенка

3.1.Взаимодействие со службой по устройству детей в семью и органом опеки и попечительства по месту выявления ребенка

1.Беседа с органом опеки и попечительства администрации Мичуринского и Петровского районов.

2.Выезд в семью

Соц. педагог

3.2.Установление контакта с семьей

1.Беседа родственниками.

2. Налаживание постоянной связи ребёнка с мамой и кровными родственниками посредством телефонной связи.

3. Встреча с кровными родственниками с целью обсуждения перспектив их дальнейшего взаимодействия.

Соц. педагог

Психолог

Блок 4: Подготовка ребенка к переходу в замещающую семью

(осуществляется по Программе подготовки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, к переходу на воспитание в замещающие семьи, утвержденной приказом управления образования и науки области от 29.01.2015г. №167 (далее – Программа))

4.1.Индивидуальная работа с травматическим опытом ребенка (реабилитационные занятия по отработке травматического опыта, стабилизация эмоционально-волевой сферы, формирование коммуникативных навыков и саморегуляции и др.)

1.Психологическое обследование уровня развития, интеллектуальной сферы, мотивации, эмоционально – волевой сферы, социально-педагогической адаптации.

По плану работы

Постоянно

Психолог

4.2.Групповые занятия по формированию готовности к переходу в замещающую семью

Занятия по теме: «Формирование понятия – семья. Функции семьи»

Занятия по теме: «Семейные роли. Распределение семейных ролей. Роль отца и матери в семье. Полоролевая идентификация»

Занятия по теме: «Мое прошлое, настоящее и будущее. Работа с прошлым ребенка. Проектирование будущего». Заполнение Дневника

Занятия по теме: «Психологический климат в семье, совместимость. Физическое и психическое здоровье членов семьи. Семейные традиции»

Занятия по теме: «Бюджет и хозяйство семьи»

Занятия по теме: «Домашние обязанности и их распределение. Создание красоты и уюта в доме»

Занятия по теме: «Конфликты и способы их решения»

Психолог

Соц. педагог

Блок 5: Устройство ребенка в замещающую семью

5.1.Работа с кандидатами в замещающие родители

1.Беседы с кандидатами в замещающие родители.

2.Информационно – просветительская работа Информация в региональном банке данных.

По мере направления кандидатов.

Размещена

Соц. педагог

Соц. педагог

5.2.Работа с ребенком

1.Подготовка ребенка к знакомству с кандидатами – беседа.

2.Организация знакомства ребенка с кандидатами.

3.Беседа с ребенком после знакомства, выяснения отношений к кандидатам.

По мере направления кандидатов.

Соц. педагог

Психолог

5.3.Организация совместной работы ребенка с кандидатами в замещающие родители (временное помещение ребенка на выходные и каникулярные дни в замещающую семью, беседа с ребенком и с семьей после визита в семью, консультирование семьи по организации жизнедеятельности ребенка, информирование замещающих родителей о других услугах сопровождения и поддержки, предоставляемых по месту жительства, и др.)

1.Организация общения ребенка с кандидатами по телефону.

2.Консультирование кандидатов.

3.Оформление документов для передачи ребенка в замещающую семью.

По мере направления кандидатов.

Соц. педагог

Источник