Индивидуальный оздоровительный маршрут развития ребенка

Елена Тюкова
Индивидуально-оздоровительный маршрут

Уважаемые коллеги, предлагаю Вашему вниманию индивидуально-оздоровительный маршрут, разработанный инструктором по физической культуре для конкретного ребенка.

ИОМ воспитанника группы: «Семицветик» (старшая группа)

Ф. И.ребенка: ….

Инструктор по физической культуре: Тюкова Елена Николаевна

Состояние здоровья: нарушение осанки

Результаты психологического обследования: психолог в детском саду отсутствует

Результаты логопедического обследования: логопед в детском саду отсутствует

Образовательная область: Физическое развитие

Индивидуальные особенности: Малоподвижна, часто болеет,необщительна: плохо идет на контакт с детьми и с взрослыми

Коррекционно-развивающая работа (в течение года)

Использование на занятиях по физической культуре:

Специальные коррекционные упражнения:

— строевые упражнения,

— упражнения на равновесие,

— упражнения на координацию движений,

— упражнения на гимнастической скамейке, гимнастической стенке,

— упражнения на самовытяжение позвоночника,

— упражнения с предметами (гимнастические палки, мешочки с песком, мячи- фитболы, массажные мячи, обручи, гантели, кубики,

— упражнения ритмической гимнастики

-самомассаж,

-упражнения на релаксацию

Нетрадиционное оборудование:

Кочки, лабиринт №1, лабиринт №2, воздушные счеты, канатная дорожка, дорожки здоровья

Подвижные игры:

«Канатоходцы», «Веселая ходьба»

«Послушный мяч», «У ребят порядок строгий», «Цепочка», «Регулировщик»,

«День и ночь», «Речка, кочка, гора» и др.

Работа с родителями:

Консультации для родителей:

1.«Осанка и ее значение для укрепления здоровья детей»

2.«Создание гигиенических условий в семье, способствующих формированию правильной осанки у детей»

3.«Нарушение осанки и способы ее коррекции» 4.«Физические упражнения с детьми в семье для формирования правильной осанки»

и др.

Семинар-практикум для родителей:

«Упражнения выполняем, сколиоз предотвращаем»

«Влияние занятий корригирующей гимнастики на организм»

«Формирование правильной осанки и профилактика ее нарушений средствами музыки»

Оформление стенда,папки-передвижки:

1.«Красивая осанка. Как ее проверить, исправить, сохранить?»

2.«Формирование правильной осанки у дошкольников»

3. «Правильная осанка»

Подбор литературы для родителей на тему

«Профилактика нарушения осанки»:

1. С. И. Красикова «Осанка – воспитание правильной осанки» – М., 2008.

2. Т. Т. Анисимова, С. А. Ульянова «Формирование правильной осанки и коррекции плоскостопия у дошкольников»

3. О. Н. Моргунова «Профилактика плоскостопия и нарушений осанки в ДОУ»

4. Бабенкова Е. А. Федоровская О. М. «Игры, которые лечат». -М.: Сфера, 2009

Рекомендации по данной проблеме на летний период:

Информационный стенд:

«Следим за осанкой ребенка»

Вывод: Нарушение осанки является одной из основных патологий физического развития дошкольников, причиной снижения общей работоспособности и нарастания психофизической нагрузки.

В результате реализации индивидуально-оздоровительного маршрута на конец года у ребенка была отмечена положительная динамика. Анализ полученных результатов показал, что использование в работе с ребенком комплексов коррегирующих упражнений, способствовали формированию правильной осанки, коррекции выявленных нарушений у ребенка.

Т. о. практическая значимость данного индивидуального маршрута сопровождения дошкольника обусловлена доказанной эффективностью применения предложенной в ней системы мероприятий, направленных на коррекцию нарушений осанки у ребенка.

Большое значение для формирования правильной осанки ребенка имело так же применение специально созданного для этих целей инструктором по физической культуре нетрадиционного физкультурного оборудования. Использование в работе с детьми здоровьесберегающих технологий, а так же проведение с родителями консультаций по данной теме с демонстрацией в ходе консультаций различных комплексов упражнений, которые они могут выполнять с ребенком дома.

Источник

      Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение центр развития  
                                     ребёнка  детский  сад   первой категории  «Колокольчик»

                             Индивидуальный маршрут оздоровительной  работы

                      с часто болеющими детьми (ПРОСТУДНЫЕ ЗАБОЛЕВАНИЯ) 

                                               на 2018-2019 учебный год
                                          разновозрастная группа №1 «Ромашка»
                                                     

                                                                                             Воспитатель Терновенко Н.А.

                                                               Перспективный план оздоровительной работы

                                                                                     Сентябрь

№ 

Заня

тия

Пособия, инвентарь.

            Тема     занятий. 

      Дозировка,

           темп.                                              

            Задачи

1 — 2

    коврик,

       мяч

Аудиозаписи звуки природы

 Дыхательная   гимнастика

 комплекс №1

Игра « Съедобное – несъедобное»

Каждое упражнение 

выполнять по 4 раза; 

медленный

Развитие и укрепление органов дыхания

3 — 4

    стул,     

     мяч

 Дыхательно- звуковая  гимнастика –

 комплекс №2
ОРУ с гимнастической палкой

Игра с мячом «У кого какой дом»

По 8 раз; медленный

Создать эффект вибрации органов дыхания

1 — 2

 Слайды картинки природы

 коврик,

    мяч

Дыхательная гимнастика – комплекс №3

Упражнение « Сбей кеглю»

Игры на поддувание  «Загони мяч в ворота», «Свеча»

Не менее 4 раз; чередовать средний темп с медленным

Развитие и укрепление органов дыхания

Учить правильному дыханию

 3- 4

     мяч

Дыхательная гимнастика – комплекс №4
Ору с гимнастической палкой

Упражнение «Попади в кольцо»

Каждое упражнение выполнять не менее 4 раз; 

темп произвольный

Укрепление мышечного корсета

Читайте также:  Развитие ребенка в 4 месяца что должен уметь какие навыки прикорм

                                                                                                      Ноябрь

коврик,

   мяч

Дыхательно-звуковая гимнастика– комплекс №5 

Упражнение «Прокати мяч в ворота»

Повторять не менее 4 раз; 

медленный; 

упражнение

 с мячом выполнить 8-10 р

Создать эффект вибрации органов дыхания

коврик,     

    мяч

Дыхательная гимнастика – комплекс №6

Самомассаж лица

Упражнение « Подбрось и поймай мяч»

Повторять не менее 4 раз;

темп умеренный.

Развитие и укрепление органов дыхания

                                                                             Декабрь

1 — 2

Слайды «Картинки природы»

коврик,   

   мяч
Аудиозаписи классическая музыка

 Дыхательная гимнастика – комплекс №7

Ору с мячом

Игры и упражнения на поддувание «Снежинки летят», «Северный и южный ветер»

Повтор 8 – 10 раз; 

темп умеренный; 

упражнение с мячом 

повторить 6 – 8 раз.

Укрепление мышечного корсета

Развитие и укрепление органов дыхания

3 — 4

коврик,

  мяч

Дыхательно-звуковая гимнастика

комплекс №8

Отбивание мяча от пола 

правой и левой руками.

Повтор 8 – 10 раз; 

темп умеренный; 

упражнение с мячом – 3-5 мин.

Создать эффект вибрации органов дыхания

Развитие ловкости, координации движения

                                                                             Январь

1 — 2

коврик,

 мяч

Дыхательная гимнастика –

комплекс №9

Самомассаж используя перчатки масса жоры

Отбивание мяча от пола

под речетатив.

Повтор по

рекомендациям к 

упражнениям;

Упражнения с мячом 

повторить 5-6 раз.

Развитие и укрепление органов дыхания

3 — 4

        мяч

Дыхательно- звуковая гимнастика – 

комплекс №10

Полоскание горла водно-солевым раствором

Ведение мяча ногой

(правой и левой поочередно)

Соблюдать 

рекомендации к 

упражнениям; 

упражнение с 

мячом выполнять 

в течение 5-6 мин..

Создать эффект вибрации органов дыхания

                                                                              Февраль

1 -2

мяч,

лабиринт,

коврик      

Дыхательная гимнастика – комплекс №11

Полоскание горла водно-солевым раствором

Прокатить мяч по 

лабиринту.

Упражнения на снятие психо-эмоционального напряжения «Макароны», «Мороженое»

Выполнять рекомендации к упражнениям; темп умеренный;

упражнения с мячом 

повторить 5-6 раз.

Развитие и укрепление органов дыхания

3 -4

Перчатки массаж ёры

Дыхательно-звуковая гимнастика – комплекс №12

Самомассаж используя перчатки массажоры

Игра « Кто это?»            

Упражнения повторять

 6-8 раз; 

темп медленный.

Создать эффект вибрации органов дыхания

                                                                                Март  

1 — 2

Упражнения для укрепления 

иммунитета: «Паровоз», 

«Аист», «Мельница», 

«Конькобежец».

 Релаксационные этюды «В саду»

Игра «Беги, беги, стоп!»

Повторять 8-10 раз;

 темп умеренный. 

Игра повторяется по 

желанию играющих.

Развитие умения расслабиться , контролировать свои эмоции

3 — 4

    Аудиозаписи звуки природы  

       бубен

Упражнения для укрепления 

иммунитета: 

«Сердитый ежик», 

 «Лягушонок», «В лесу»,

«Великан и карлик». Упражнения в подражании «Голоса природы,животных»

Игра с бубном на фонематический 

слух.

Повторять 8-10 раз; 

темп умеренный.

Продолжительность-

по желанию

играющих

Создать эффект вибрации органов дыхания

                                                                            Апрель

Читайте также:  Роль музыкальных занятий в развитии ребенка

1 — 2

         Мат

Аудиозаписи звуков природы

Упражнения на матах: 

«Свеча»,  «Горка», «Корзиночка», Комплекс стрейчинга «Кошечка »
Игры на поддувание

Релаксационные игры

Игра «Море волнуется»

Продолжительность

по необходимости 

усвоения материала 

и результату; 

повтор игры по 

желанию играющих

Развитие и укрепление органов дыхания
Дыхание в движении

3 — 4

гимнастическая скамейка

ОРУ, сидя на гимнастической скамейке

Дыхательно-звуковая гимнастика
Самомассаж лица

Время не ограничено, 

темп умеренный 

по способности

 ребенка

Укрепление мышечного корсета

Контролировать дыхание

                                                                              Май

1 — 2

       мяч

Дыхательная гимнастика   Игры: « Беги, беги, стоп!»,

«Съедобное-несъедобное»;

Упражнения на восстановление

 дыхания по выбору

 из ранее изученных.

Продолжительность игр

 произвольная; 

упражнения на дыхание выполняются в медленном темпе.

Развитие и укрепление органов дыхания

3 — 4

Игровые упражнения чередования бега  с ходьбой квест- игра; 

упражнения на восстановление

дыхания из р анее изученных.

Чередовать бег с ходьбой 

через каждые:

  1. 30 секунд;
  2. 45 секунд.

Кол-во раз выбираются 

по самочувствию ребенка.

Контролировть дыхание во время бега
Учить восстанавливать дыхание

Источник

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«ЦРР-детский сад № 102»

Индивидуальный образовательный маршрут ребенка

г.Новокузнецк

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«ЦРР-детский сад № 102»

Индивидуальный образовательный маршрут

ФИО ребенка______________________________________________________________________________________________

Дата рождения_____________________________________________________________________________________________

    Фамилия имя отчество мамы, возраст, образование_______________________________________________________________

    Фамилия имя отчество папы, возраст, образование_______________________________________________________________

    Дата начала ИОМ___________________________________________________________________________________________

    Причина постановки на учет: стойкое неусвоение ООП ДОУ в связи с болезнью______________________________________

    Возраст на начало коррекционно-развивающей работы: 4 года______________________________________________________

    Цель (ИОМ): открытие новых перспектив в усвоении ОПП ДОУ, обогащение ребенка как личности; помощь в адаптации к  коллективу детей, развитие в ребенке удивлений от своих возможностей; поощрение и стимулирование индивидуальных_____ возможностей ребенка; вовлечение родителей в творческий процесс.___________________________________________________

   Задачи: выявить особые образовательные потребности ребенка; осуществлять индивидуальную педагогическую помощь ребенку; способствовать усвоению ребенком образовательной программы дошкольного образования; обеспечить позитивные сдвиги в развитии ребенка, его целенаправленное продвижение относительно собственных возможностей, стимулирование индивидуальных возможностей; оказать методическую помощь родителям детей, имеющих ограниченные возможности здоровья._____________________________________________________________________________________________________

Количество занятий в неделю: 5 занятий_________________________________________________________________________

Форма проведения: занятие, игровая деятельность, совместная деятельность, беседы, наблюдения,  индивидуальная работа.____

Ожидаемый результат:________________________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Форма работы с родителями:  консультации, практикум, собеседование, обмен опытом._________________________________

Родитель ______________________________________________________________________________________________

Диагностика развития ребенка

Цель педагогического мониторинга – обобщение и анализ информации о состоянии общего развития для осуществления оценки, планирования коррекционно – развивающего процесса (разработка ИОМ) и прогнозирования конечного результата.

Физическое развитие                    

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Соматическое развитие

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Речевое развитие

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Особенности развития познавательных процессов

Память_______________________________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Внимание____________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Восприятие___________________________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Мышление___________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Виды, причины трудностей (педагогическая симптоматика)

Виды трудностей (педагогическая симптоматика)

Причины трудностей

Содержание коррекционной работы

(деятельность воспитателя)

Личностные:

Неадекватное отношение к себе: самооценка, самопринятие

Несформированность представлений о себе, образе Я.

Воспитатель. Беседы на тему: «Что мы умеем, чему мы научимся». Выставки достижений детей. Оформление группового уголка «Звезда недели». Игры: «Люблю — не люблю»; «Кем я стану»; «Ласковое имя»

 Беседы о реальных и возможных достижениях детей. Игры: «Я умею»; «Отгадай, кто какой»; «Мое будущее»; «Если бы я был звездой». Рисование на темы: «Рисуем имя»; «Мой смешной портрет»; «Ладошка достижений»; «Цветок качеств»

 Ролевые игры. Использование пословиц и поговорок (чтение и беседы, заучивание). Игры: «Договори предложение»; «На кого я похож». Игровой массаж «Что? Где?

Тревожность, неуверенность в своих возможностях, способностях или отсутствие самокритичности

Предварительное знакомство с предстоящей деятельностью, трудным заданием. Похвала, поддержка. Исключение соревновательных моментов (для тревожного ребенка). Психогимнастика. Ролевые игры. Игры (при отсутствии самокритичности): «Угадай, что нравится маме (друзьям)»  Упражнение «Я не могу — я могу — я сумею». Психогимнастика. Игры: «Давай поговорим»; «Волшебные очки»; «Путешествие по картине».Тематическое рисование с учетом трудности ребенка. Мимическая зарядка (выражение эмоциональных состояний). Использование междометий с различной интонацией («ай», «ой», «ух»). Интонационное выделение. Игра «Попроси игрушку».

Нарушение нравственных норм и правил поведения.

Несформированность представлений о моральных качествах и этических требованиях. Отсутствие внешних норм, ограничений

Оформление уголка «Наши добрые дела». Чтение литературных произведений, беседы на этические темы. Игра «Приглашение в гости».  Решение проблемных ситуаций: «В вежливом автобусе»; «Как поступить». Игры: «Круг добра»; «Кто подарил добрые слова»; «Колечко дружелюбия». Упражнение «Мусорное ведро».   Азбука вежливых фраз (составление предложений). Игры: «Поздоровайся по-разному»; «Поблагодари по-разному»

Коммуникативные:

Трудности во взаимодействии со взрослыми  

Неадекватная самооценка

 Создание ситуации успеха. Привлечение детей в качестве помощника взрослого, роль консультантов. Разработка системы пошагового поощрения детей (фишки, баллы и др.)  Использование невербальных рефлексивных методик. Проигрывание проблемных ситуаций. Игры: «Ласковые лапки»; «Повтори за мной»; «Волшебные очки». С. Черный «Храбрецы». 

Снижен уровень владения самостоятельными коммуникативными действиями организационными, перцептивными, оперативными

 Обучение умению работать по алгоритму. Введение правила-схемы по коммуникативной деятельности (словесной, наглядной). Игры: «Повтори задание»; «Скажи по-другому». Работа с инструментами (символами)  

Игры и театрализация сказок (с диалогами). Упражнения: «Угадай, что чувствует взрослый»; «Угадай, что понравится взрослому». Совместное творчество (в паре со взрослым договориться и нарисовать картинку).  

 Работа в паре со взрослым. Игры: «Я — слово, ты мне — слово»; «Исправь ошибку»; «Составь предложение или перевертыши». Включение ребенка в деятельность.

Слабо развиты навыки владения речевыми средствами коммуникации

 Беседы на темы: «Мы здороваемся»; «Как обратиться с просьбой»; «Что делать, если ты потерялся?» . Создание проблемных ситуаций с тремя вариантами ответов (ребенок должен выбрать один). Игры: «Интервью»;. Игры по методу телефонного разговора: «Позвони маме»; «Позвони в магазин».

 Диалоги по лексическим темам. Усвоение речевых образцов во взаимодействии со взрослым, смена ролей.

Трудности во взаимодействии со сверстниками

Неадекватная самооценка

 Трудовые поручения в парах (тройках, команде). Разработка системы поощрений «Самая дружная пара». Ролевые игры. «Комплименты другу». Игры и хороводы с диалогами

 Игры на формирование адекватной самооценки: «Горячий стул»; «Я сильный, умный, смелый»; «Я могу, хочу, умею». «Скульпторы»;

Организация взаимопроверки выполнения заданий. Упражнение «Похвали за…».  «Нарисуйте в паре с …», «Сложи слово вместе с …» Игры на обогащение словаря

Неумение выражать свои мысли в общении с педагогами. Неумение выражать свои мысли в общении со сверстниками  

Недостаточное развитие мыслительных операций

Воспитатель. Игры и упражнения на развитие мышления: «Летает — не летает»; «Я знаю пять…»; «Хитрые вопросы». Психолог. «Четвертый лишний»; «Доскажи словечко»; «Скажи наоборот».Игра «Назови сходство и различие двух предметов». Логопед. «Придумай загадку»; «Закончи предложение». «Расшифруй карту»   Примечание. Задания, направленные на поиск элементов рисунков, сравнение предметов, анализ картин

Несформированность звукопроизношения, лексического запаса, грамматического строя речи

Работа по автоматизации звуков. Психогимнастика, эмоциональный настрой, повышение уверенности, снятие тревожности. Игра «Сочиняем историю по кругу» в паре с ребенком или педагогом. Логоритмика. Игра «Закончи предложение». Игра «Скажи по-другому».

Несформированность процессов произвольного внимания

Игры с правилами типа «Да и нет не говори, черное с белым не дари» — для всех, но на разном материале. Игры на внимание (см. раздел «Произвольное внимание»).  

Игры: «Дай задание взрослому» (продолжи узор; графический диктант; поиск с ориентированием — найти игрушку). Задания, направленные на поиск, выделение информации, сравнение объектов по заданным основаниям.

игры на развитие пространственнной ориентации

Слабо развиты навыки владения паралингвистическими средствами — мимикой, жестами, интонацией

«Расскажи» стихи руками. Игра «Попугай». Театрализация, этюды.  

Психогимнастика на выражение эмоционального состояния. Игры с зеркалом. Игра «Скажи по-разному».  

 Игры на интонацию. Игры на выделение одного слова голосом

Неумение находить способы разрешения конфликтов

Несформированность социальной ответственности, способности чувствовать, понимать себя и другого человека

Чтение художественной литературы. Просмотр мультфильмов с последующим обсуждением. Обыгрывание проблемных ситуаций.  

 Игры: «Встань на его место»; «Волшебные очки»; «Ты похож на…»; «Спина к спине». Тренинг эмоций с использованием фраз: «Иди сюда»; «Не мешай мне» (учить произносить фразы с разной интонацией: грубо, ласково, обидно и т. д.)

 Упражнение на установление причинноследственных связей — закончить фразу: «С ребенком никто не хотел играть, потому что…». Упражнение «Два друга». Примечание. Оказание помощи героям интриги.

Неадекватная самооценка

Разбор конфликтных ситуаций. Игра «Хорошо-плохо».   Обучение детей конструктивным способам разрешения конфликтов.   Разбор проблемных ситуаций по серии сюжетных картинок.

Деятельность хаотична, непродуманная, неконтролируемая

Несформированность умения осознать конкретные познавательные цели

Рефлексия деятельности. Игры с конструктором, мозаикой. Все виды лото, домино. Упражнение «Чем похожи и непохожи?» «Пары картинок», «Пары слов» Игровой прием «Вспомни и назови», «Узнай, что мы загадали?».

Неумение находить средства и способы для достижения целей в процессе деятельности.

Игра «Из каких мы сказок?», Игра «Времена года», Игры со строительным материалом (по образцу, схеме). Игровой прием «Поручения».

Неумение осуществлять контроль и оценивать результаты деятельности

Игра «Квартет», Игра «Найди дорожку», «Лото», игра с пальцами. Игра «Собери пирамидку», «Выкладывание узоров из мозаики». Упражнение «найди и обведи», Игра «Укрась салфетку так, как я скажу». Игра «Как их зовут?», Упражнение «Послушай, ответь и расскажи».

Читайте также:  Своевременная диагностика отклонений в развитии ребенка

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

                         Сетка занятости ребенка:

№ п/п

Дата

Тема занятия, количество часов

Деятельность воспитателя (используемые технологии, формы и методы)

Возможность работы с другими специалистами

Реализация индивидуального маршрута

№ п/п

Дата, время

Тема занятия

Содержание занятия (краткое)

Результат занятия

Цель (на что направлено):

(что удалось, а что необходимо доработать)

Динамический лист наблюдения

ФИО ребенка

Дата рождения:

Результаты диагностики

2015-2016 (за 3 месяца)

2015-2016 (за 3 месяца)

2015-2016 (за 3 месяца)

2015-2016 (за 3 месяца)

 Н.г

К.г.

 Н.г

К.г.

 Н.г

К.г.

 Н.г

К.г.

1.Физическое развитие

2.Познавательное развитие

3.Художественно-эстетическое развитие

4.Речевое развитие

5.Социально-коммуникативное развитие

Способы оценки успехов воспитанника: (Рекомендовано проводить оценку успехов освоения маршрута каждые три месяца или по окончании какого-либо образовательного блока или этапа)

___________________________________________________________________________________________________________________________________________