Индивидуальный оздоровительный маршрут развития ребенка
Елена Тюкова
Индивидуально-оздоровительный маршрут
Уважаемые коллеги, предлагаю Вашему вниманию индивидуально-оздоровительный маршрут, разработанный инструктором по физической культуре для конкретного ребенка.
ИОМ воспитанника группы: «Семицветик» (старшая группа)
Ф. И.ребенка: ….
Инструктор по физической культуре: Тюкова Елена Николаевна
Состояние здоровья: нарушение осанки
Результаты психологического обследования: психолог в детском саду отсутствует
Результаты логопедического обследования: логопед в детском саду отсутствует
Образовательная область: Физическое развитие
Индивидуальные особенности: Малоподвижна, часто болеет,необщительна: плохо идет на контакт с детьми и с взрослыми
Коррекционно-развивающая работа (в течение года)
Использование на занятиях по физической культуре:
Специальные коррекционные упражнения:
— строевые упражнения,
— упражнения на равновесие,
— упражнения на координацию движений,
— упражнения на гимнастической скамейке, гимнастической стенке,
— упражнения на самовытяжение позвоночника,
— упражнения с предметами (гимнастические палки, мешочки с песком, мячи- фитболы, массажные мячи, обручи, гантели, кубики,
— упражнения ритмической гимнастики
-самомассаж,
-упражнения на релаксацию
Нетрадиционное оборудование:
Кочки, лабиринт №1, лабиринт №2, воздушные счеты, канатная дорожка, дорожки здоровья
Подвижные игры:
«Канатоходцы», «Веселая ходьба»
«Послушный мяч», «У ребят порядок строгий», «Цепочка», «Регулировщик»,
«День и ночь», «Речка, кочка, гора» и др.
Работа с родителями:
Консультации для родителей:
1.«Осанка и ее значение для укрепления здоровья детей»
2.«Создание гигиенических условий в семье, способствующих формированию правильной осанки у детей»
3.«Нарушение осанки и способы ее коррекции» 4.«Физические упражнения с детьми в семье для формирования правильной осанки»
и др.
Семинар-практикум для родителей:
«Упражнения выполняем, сколиоз предотвращаем»
«Влияние занятий корригирующей гимнастики на организм»
«Формирование правильной осанки и профилактика ее нарушений средствами музыки»
Оформление стенда,папки-передвижки:
1.«Красивая осанка. Как ее проверить, исправить, сохранить?»
2.«Формирование правильной осанки у дошкольников»
3. «Правильная осанка»
Подбор литературы для родителей на тему
«Профилактика нарушения осанки»:
1. С. И. Красикова «Осанка – воспитание правильной осанки» – М., 2008.
2. Т. Т. Анисимова, С. А. Ульянова «Формирование правильной осанки и коррекции плоскостопия у дошкольников»
3. О. Н. Моргунова «Профилактика плоскостопия и нарушений осанки в ДОУ»
4. Бабенкова Е. А. Федоровская О. М. «Игры, которые лечат». -М.: Сфера, 2009
Рекомендации по данной проблеме на летний период:
Информационный стенд:
«Следим за осанкой ребенка»
Вывод: Нарушение осанки является одной из основных патологий физического развития дошкольников, причиной снижения общей работоспособности и нарастания психофизической нагрузки.
В результате реализации индивидуально-оздоровительного маршрута на конец года у ребенка была отмечена положительная динамика. Анализ полученных результатов показал, что использование в работе с ребенком комплексов коррегирующих упражнений, способствовали формированию правильной осанки, коррекции выявленных нарушений у ребенка.
Т. о. практическая значимость данного индивидуального маршрута сопровождения дошкольника обусловлена доказанной эффективностью применения предложенной в ней системы мероприятий, направленных на коррекцию нарушений осанки у ребенка.
Большое значение для формирования правильной осанки ребенка имело так же применение специально созданного для этих целей инструктором по физической культуре нетрадиционного физкультурного оборудования. Использование в работе с детьми здоровьесберегающих технологий, а так же проведение с родителями консультаций по данной теме с демонстрацией в ходе консультаций различных комплексов упражнений, которые они могут выполнять с ребенком дома.
Источник
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение центр развития
ребёнка детский сад первой категории «Колокольчик»
Индивидуальный маршрут оздоровительной работы
с часто болеющими детьми (ПРОСТУДНЫЕ ЗАБОЛЕВАНИЯ)
на 2018-2019 учебный год
разновозрастная группа №1 «Ромашка»
Воспитатель Терновенко Н.А.
Перспективный план оздоровительной работы
Сентябрь
№ Заня тия | Пособия, инвентарь. | Тема занятий. | Дозировка, темп. | Задачи | |
1 — 2 | коврик, мяч Аудиозаписи звуки природы | Дыхательная гимнастика комплекс №1 Игра « Съедобное – несъедобное» | Каждое упражнение выполнять по 4 раза; медленный | Развитие и укрепление органов дыхания | |
3 — 4 | стул, мяч | Дыхательно- звуковая гимнастика – комплекс №2 Игра с мячом «У кого какой дом» | По 8 раз; медленный | Создать эффект вибрации органов дыхания | |
1 — 2 | Слайды картинки природы коврик, мяч | Дыхательная гимнастика – комплекс №3 Упражнение « Сбей кеглю» Игры на поддувание «Загони мяч в ворота», «Свеча» | Не менее 4 раз; чередовать средний темп с медленным | Развитие и укрепление органов дыхания Учить правильному дыханию | |
3- 4 | мяч | Дыхательная гимнастика – комплекс №4 Упражнение «Попади в кольцо» | Каждое упражнение выполнять не менее 4 раз; темп произвольный | Укрепление мышечного корсета |
Ноябрь
коврик, мяч | Дыхательно-звуковая гимнастика– комплекс №5 Упражнение «Прокати мяч в ворота» | Повторять не менее 4 раз; медленный; упражнение с мячом выполнить 8-10 р | Создать эффект вибрации органов дыхания | |
коврик, мяч | Дыхательная гимнастика – комплекс №6 Самомассаж лица Упражнение « Подбрось и поймай мяч» | Повторять не менее 4 раз; темп умеренный. | Развитие и укрепление органов дыхания |
Декабрь
1 — 2 | Слайды «Картинки природы» коврик, мяч | Дыхательная гимнастика – комплекс №7 Ору с мячом Игры и упражнения на поддувание «Снежинки летят», «Северный и южный ветер» | Повтор 8 – 10 раз; темп умеренный; упражнение с мячом повторить 6 – 8 раз. | Укрепление мышечного корсета Развитие и укрепление органов дыхания |
3 — 4 | коврик, мяч | Дыхательно-звуковая гимнастика комплекс №8 Отбивание мяча от пола правой и левой руками. | Повтор 8 – 10 раз; темп умеренный; упражнение с мячом – 3-5 мин. | Создать эффект вибрации органов дыхания Развитие ловкости, координации движения |
Январь
1 — 2 | коврик, мяч | Дыхательная гимнастика – комплекс №9 Самомассаж используя перчатки масса жоры Отбивание мяча от пола под речетатив. | Повтор по рекомендациям к упражнениям; Упражнения с мячом повторить 5-6 раз. | Развитие и укрепление органов дыхания |
3 — 4 | мяч | Дыхательно- звуковая гимнастика – комплекс №10 Полоскание горла водно-солевым раствором Ведение мяча ногой (правой и левой поочередно) | Соблюдать рекомендации к упражнениям; упражнение с мячом выполнять в течение 5-6 мин.. | Создать эффект вибрации органов дыхания |
Февраль
1 -2 | мяч, лабиринт, коврик | Дыхательная гимнастика – комплекс №11 Полоскание горла водно-солевым раствором Прокатить мяч по лабиринту. Упражнения на снятие психо-эмоционального напряжения «Макароны», «Мороженое» | Выполнять рекомендации к упражнениям; темп умеренный; упражнения с мячом повторить 5-6 раз. | Развитие и укрепление органов дыхания |
3 -4 | Перчатки массаж ёры | Дыхательно-звуковая гимнастика – комплекс №12 Самомассаж используя перчатки массажоры Игра « Кто это?» | Упражнения повторять 6-8 раз; темп медленный. | Создать эффект вибрации органов дыхания |
Март
1 — 2 | Упражнения для укрепления иммунитета: «Паровоз», «Аист», «Мельница», «Конькобежец». Релаксационные этюды «В саду» Игра «Беги, беги, стоп!» | Повторять 8-10 раз; темп умеренный. Игра повторяется по желанию играющих. | Развитие умения расслабиться , контролировать свои эмоции | |
3 — 4 | Аудиозаписи звуки природы бубен | Упражнения для укрепления иммунитета: «Сердитый ежик», «Лягушонок», «В лесу», «Великан и карлик». Упражнения в подражании «Голоса природы,животных» Игра с бубном на фонематический слух. | Повторять 8-10 раз; темп умеренный. Продолжительность- по желанию играющих | Создать эффект вибрации органов дыхания |
Апрель
1 — 2 | Мат Аудиозаписи звуков природы | Упражнения на матах: «Свеча», «Горка», «Корзиночка», Комплекс стрейчинга «Кошечка » Релаксационные игры Игра «Море волнуется» | Продолжительность по необходимости усвоения материала и результату; повтор игры по желанию играющих | Развитие и укрепление органов дыхания |
3 — 4 | гимнастическая скамейка | ОРУ, сидя на гимнастической скамейке Дыхательно-звуковая гимнастика | Время не ограничено, темп умеренный по способности ребенка | Укрепление мышечного корсета Контролировать дыхание |
Май
1 — 2 | мяч | Дыхательная гимнастика Игры: « Беги, беги, стоп!», «Съедобное-несъедобное»; Упражнения на восстановление дыхания по выбору из ранее изученных. | Продолжительность игр произвольная; упражнения на дыхание выполняются в медленном темпе. | Развитие и укрепление органов дыхания | |
3 — 4 | Игровые упражнения чередования бега с ходьбой квест- игра; упражнения на восстановление дыхания из р анее изученных. | Чередовать бег с ходьбой через каждые:
Кол-во раз выбираются по самочувствию ребенка. | Контролировть дыхание во время бега |
Источник
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«ЦРР-детский сад № 102»
Индивидуальный образовательный маршрут ребенка
г.Новокузнецк
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«ЦРР-детский сад № 102»
Индивидуальный образовательный маршрут
ФИО ребенка______________________________________________________________________________________________
Дата рождения_____________________________________________________________________________________________
Фамилия имя отчество мамы, возраст, образование_______________________________________________________________
Фамилия имя отчество папы, возраст, образование_______________________________________________________________
Дата начала ИОМ___________________________________________________________________________________________
Причина постановки на учет: стойкое неусвоение ООП ДОУ в связи с болезнью______________________________________
Возраст на начало коррекционно-развивающей работы: 4 года______________________________________________________
Цель (ИОМ): открытие новых перспектив в усвоении ОПП ДОУ, обогащение ребенка как личности; помощь в адаптации к коллективу детей, развитие в ребенке удивлений от своих возможностей; поощрение и стимулирование индивидуальных_____ возможностей ребенка; вовлечение родителей в творческий процесс.___________________________________________________
Задачи: выявить особые образовательные потребности ребенка; осуществлять индивидуальную педагогическую помощь ребенку; способствовать усвоению ребенком образовательной программы дошкольного образования; обеспечить позитивные сдвиги в развитии ребенка, его целенаправленное продвижение относительно собственных возможностей, стимулирование индивидуальных возможностей; оказать методическую помощь родителям детей, имеющих ограниченные возможности здоровья._____________________________________________________________________________________________________
Количество занятий в неделю: 5 занятий_________________________________________________________________________
Форма проведения: занятие, игровая деятельность, совместная деятельность, беседы, наблюдения, индивидуальная работа.____
Ожидаемый результат:________________________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Форма работы с родителями: консультации, практикум, собеседование, обмен опытом._________________________________
Родитель ______________________________________________________________________________________________
Диагностика развития ребенка
Цель педагогического мониторинга – обобщение и анализ информации о состоянии общего развития для осуществления оценки, планирования коррекционно – развивающего процесса (разработка ИОМ) и прогнозирования конечного результата.
Физическое развитие
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Соматическое развитие
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Речевое развитие
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Особенности развития познавательных процессов
Память_______________________________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Внимание____________________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Восприятие___________________________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Мышление___________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Виды, причины трудностей (педагогическая симптоматика)
Виды трудностей (педагогическая симптоматика) | Причины трудностей | Содержание коррекционной работы (деятельность воспитателя) |
Личностные: Неадекватное отношение к себе: самооценка, самопринятие | Несформированность представлений о себе, образе Я. | Воспитатель. Беседы на тему: «Что мы умеем, чему мы научимся». Выставки достижений детей. Оформление группового уголка «Звезда недели». Игры: «Люблю — не люблю»; «Кем я стану»; «Ласковое имя» Беседы о реальных и возможных достижениях детей. Игры: «Я умею»; «Отгадай, кто какой»; «Мое будущее»; «Если бы я был звездой». Рисование на темы: «Рисуем имя»; «Мой смешной портрет»; «Ладошка достижений»; «Цветок качеств» Ролевые игры. Использование пословиц и поговорок (чтение и беседы, заучивание). Игры: «Договори предложение»; «На кого я похож». Игровой массаж «Что? Где? |
Тревожность, неуверенность в своих возможностях, способностях или отсутствие самокритичности | Предварительное знакомство с предстоящей деятельностью, трудным заданием. Похвала, поддержка. Исключение соревновательных моментов (для тревожного ребенка). Психогимнастика. Ролевые игры. Игры (при отсутствии самокритичности): «Угадай, что нравится маме (друзьям)» Упражнение «Я не могу — я могу — я сумею». Психогимнастика. Игры: «Давай поговорим»; «Волшебные очки»; «Путешествие по картине».Тематическое рисование с учетом трудности ребенка. Мимическая зарядка (выражение эмоциональных состояний). Использование междометий с различной интонацией («ай», «ой», «ух»). Интонационное выделение. Игра «Попроси игрушку». | |
Нарушение нравственных норм и правил поведения. | Несформированность представлений о моральных качествах и этических требованиях. Отсутствие внешних норм, ограничений | Оформление уголка «Наши добрые дела». Чтение литературных произведений, беседы на этические темы. Игра «Приглашение в гости». Решение проблемных ситуаций: «В вежливом автобусе»; «Как поступить». Игры: «Круг добра»; «Кто подарил добрые слова»; «Колечко дружелюбия». Упражнение «Мусорное ведро». Азбука вежливых фраз (составление предложений). Игры: «Поздоровайся по-разному»; «Поблагодари по-разному» |
Коммуникативные: Трудности во взаимодействии со взрослыми | Неадекватная самооценка | Создание ситуации успеха. Привлечение детей в качестве помощника взрослого, роль консультантов. Разработка системы пошагового поощрения детей (фишки, баллы и др.) Использование невербальных рефлексивных методик. Проигрывание проблемных ситуаций. Игры: «Ласковые лапки»; «Повтори за мной»; «Волшебные очки». С. Черный «Храбрецы». |
Снижен уровень владения самостоятельными коммуникативными действиями организационными, перцептивными, оперативными | Обучение умению работать по алгоритму. Введение правила-схемы по коммуникативной деятельности (словесной, наглядной). Игры: «Повтори задание»; «Скажи по-другому». Работа с инструментами (символами) Игры и театрализация сказок (с диалогами). Упражнения: «Угадай, что чувствует взрослый»; «Угадай, что понравится взрослому». Совместное творчество (в паре со взрослым договориться и нарисовать картинку). Работа в паре со взрослым. Игры: «Я — слово, ты мне — слово»; «Исправь ошибку»; «Составь предложение или перевертыши». Включение ребенка в деятельность. | |
Слабо развиты навыки владения речевыми средствами коммуникации | Беседы на темы: «Мы здороваемся»; «Как обратиться с просьбой»; «Что делать, если ты потерялся?» . Создание проблемных ситуаций с тремя вариантами ответов (ребенок должен выбрать один). Игры: «Интервью»;. Игры по методу телефонного разговора: «Позвони маме»; «Позвони в магазин». Диалоги по лексическим темам. Усвоение речевых образцов во взаимодействии со взрослым, смена ролей. | |
Трудности во взаимодействии со сверстниками | Неадекватная самооценка | Трудовые поручения в парах (тройках, команде). Разработка системы поощрений «Самая дружная пара». Ролевые игры. «Комплименты другу». Игры и хороводы с диалогами Игры на формирование адекватной самооценки: «Горячий стул»; «Я сильный, умный, смелый»; «Я могу, хочу, умею». «Скульпторы»; Организация взаимопроверки выполнения заданий. Упражнение «Похвали за…». «Нарисуйте в паре с …», «Сложи слово вместе с …» Игры на обогащение словаря |
Неумение выражать свои мысли в общении с педагогами. Неумение выражать свои мысли в общении со сверстниками | Недостаточное развитие мыслительных операций | Воспитатель. Игры и упражнения на развитие мышления: «Летает — не летает»; «Я знаю пять…»; «Хитрые вопросы». Психолог. «Четвертый лишний»; «Доскажи словечко»; «Скажи наоборот».Игра «Назови сходство и различие двух предметов». Логопед. «Придумай загадку»; «Закончи предложение». «Расшифруй карту» Примечание. Задания, направленные на поиск элементов рисунков, сравнение предметов, анализ картин |
Несформированность звукопроизношения, лексического запаса, грамматического строя речи | Работа по автоматизации звуков. Психогимнастика, эмоциональный настрой, повышение уверенности, снятие тревожности. Игра «Сочиняем историю по кругу» в паре с ребенком или педагогом. Логоритмика. Игра «Закончи предложение». Игра «Скажи по-другому». | |
Несформированность процессов произвольного внимания | Игры с правилами типа «Да и нет не говори, черное с белым не дари» — для всех, но на разном материале. Игры на внимание (см. раздел «Произвольное внимание»). Игры: «Дай задание взрослому» (продолжи узор; графический диктант; поиск с ориентированием — найти игрушку). Задания, направленные на поиск, выделение информации, сравнение объектов по заданным основаниям. игры на развитие пространственнной ориентации | |
Слабо развиты навыки владения паралингвистическими средствами — мимикой, жестами, интонацией | «Расскажи» стихи руками. Игра «Попугай». Театрализация, этюды. Психогимнастика на выражение эмоционального состояния. Игры с зеркалом. Игра «Скажи по-разному». Игры на интонацию. Игры на выделение одного слова голосом | |
Неумение находить способы разрешения конфликтов | Несформированность социальной ответственности, способности чувствовать, понимать себя и другого человека | Чтение художественной литературы. Просмотр мультфильмов с последующим обсуждением. Обыгрывание проблемных ситуаций. Игры: «Встань на его место»; «Волшебные очки»; «Ты похож на…»; «Спина к спине». Тренинг эмоций с использованием фраз: «Иди сюда»; «Не мешай мне» (учить произносить фразы с разной интонацией: грубо, ласково, обидно и т. д.) Упражнение на установление причинноследственных связей — закончить фразу: «С ребенком никто не хотел играть, потому что…». Упражнение «Два друга». Примечание. Оказание помощи героям интриги. |
Неадекватная самооценка | Разбор конфликтных ситуаций. Игра «Хорошо-плохо». Обучение детей конструктивным способам разрешения конфликтов. Разбор проблемных ситуаций по серии сюжетных картинок. | |
Деятельность хаотична, непродуманная, неконтролируемая | Несформированность умения осознать конкретные познавательные цели | Рефлексия деятельности. Игры с конструктором, мозаикой. Все виды лото, домино. Упражнение «Чем похожи и непохожи?» «Пары картинок», «Пары слов» Игровой прием «Вспомни и назови», «Узнай, что мы загадали?». |
Неумение находить средства и способы для достижения целей в процессе деятельности. | Игра «Из каких мы сказок?», Игра «Времена года», Игры со строительным материалом (по образцу, схеме). Игровой прием «Поручения». | |
Неумение осуществлять контроль и оценивать результаты деятельности | Игра «Квартет», Игра «Найди дорожку», «Лото», игра с пальцами. Игра «Собери пирамидку», «Выкладывание узоров из мозаики». Упражнение «найди и обведи», Игра «Укрась салфетку так, как я скажу». Игра «Как их зовут?», Упражнение «Послушай, ответь и расскажи». |
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Сетка занятости ребенка:
№ п/п | Дата | Тема занятия, количество часов | Деятельность воспитателя (используемые технологии, формы и методы) | Возможность работы с другими специалистами |
Реализация индивидуального маршрута
№ п/п | Дата, время | Тема занятия | Содержание занятия (краткое) | Результат занятия |
Цель (на что направлено): | (что удалось, а что необходимо доработать) | |||
Динамический лист наблюдения
ФИО ребенка
Дата рождения:
Результаты диагностики
2015-2016 (за 3 месяца) | 2015-2016 (за 3 месяца) | 2015-2016 (за 3 месяца) | 2015-2016 (за 3 месяца) | |||||
Н.г | К.г. | Н.г | К.г. | Н.г | К.г. | Н.г | К.г. | |
1.Физическое развитие | ||||||||
2.Познавательное развитие | ||||||||
3.Художественно-эстетическое развитие | ||||||||
4.Речевое развитие | ||||||||
5.Социально-коммуникативное развитие | ||||||||
Способы оценки успехов воспитанника: (Рекомендовано проводить оценку успехов освоения маршрута каждые три месяца или по окончании какого-либо образовательного блока или этапа)
___________________________________________________________________________________________________________________________________________