Индивидуальный маршрут сопровождения развития ребенка
Дарья Сулаберидзе
Индивидуальный маршрут сопровождения детей с отставанием в речевом развитии
Индивидуальный образовательный маршрут воспитанника – Максима С. и Миши Б. на 2017-2018 учебный год
Проблемы: трудности в формировании коммуникативных навыков, отставание в речевом развитии, слабо развитая мелкая моторика
Задачи:
• обеспечение позитивных сдвигов во взаимодействии ребёнка со сверстниками и взрослыми,
• создание условий для развития речи и развития сенсорного восприятия окружающего мира;
• оказание методической помощи родителям.
Месяц: сентябрь
Направление работы: диагностика, анкетирование родителей, нервно-психического развития
Взаимодействие специалистов: воспитатели, учитель-логопед
Месяц: октябрь
Направление работы: формирование культурно-гигиенических навыков
Основное содержание: чтение произведения С. Капутикян «Маша обедает»,
Н. Пикулевой «Умывалочка», «Приглашение к завтраку», «Вот и ложку держим сами», «Приглашение к обед и Гайда Лагздынь «Умываемся», «Грязный носик», «Ладушки», чтение потешек и прибауток. Рассматривание иллюстраций.
Дидактические игры и игры-занятия «Угостим кукол чаем», «Оденем Аленку на прогулку», «Умоем куклу Таню», «Чудесный мешочек».
Взаимодействие специалистов: воспитатели, музыкальный руководитель
Ожидаемый результат:
• развитие навыков самообслуживания;
• умение есть аккуратно, кусать хлеб над тарелкой,
• правильно держать ложку,
• пользоваться салфеткой,
• благодарить.
Полученный результат:
• сформированы умения правильно мыть руки после прогулки и перед едой,
• во время приёма пищи правильно держать ложку,
• пользоваться салфеткой,
• умение складывать разбросанные игрушки по местам
Месяц: ноябрь
Направление работы: Формирование коммуникативно-социальных навыков
Основное содержание: игры и упражнения, направленные на формирование навыков общения со сверстниками и взрослыми: дидактические игры «Иди ко мне», «Кто пришел к нам в гости?», упражнение «Давай познакомимся».
Взаимодействие специалистов: воспитатели, музыкальный руководитель
Ожидаемый результат:
• установление доброжелательных отношений со сверстниками;
• возникновение потребности в совместных играх
Полученный результат:
• сформирована потребность в совместных играх с другими детьми,
• в ходе игр подражает игровым действиям другого ребёнка.
Месяц: январь
Направление работы: развитие речи
Основное содержание: игры на развитие фонематического слуха: «Узнай по голосу», «Кто говорит?», «Повторяй за мной». Пальчиковые игры: «Вышли пальчики гулять», «Встали пальчики»,игры — потешки, игры с сюжетными игрушками и др.
Взаимодействие специалистов: воспитатели, учитель-логопед
Ожидаемый результат:
• развитие речевого общения;
• обогащение, закрепление и активизация словаря.
Полученный результат:
• понимает обращенную к нему речь; реагирует на обращение, используя доступные речевые средства, отвечает на вопросы взрослого;
• вступает в контакт со сверстниками для достижения взаимопонимания;
• задаёт вопросы, сообщает об эмоционально значимых фактах, просит разрешения.
Месяц: февраль
Направление работы: формирование игровой и продуктивной деятельности
Основное содержание: сюжетно — отобразительные и обучающие игры: «Поможем кукле Кате одеться после сна (на прогулку и т. п., «Зайка заболел», «Белочка обедает » и т. п. ; дидактические игры на развитие интереса к продуктивной деятельности: игры с пластилином, крупным конструктором, мозаикой, шнуровкой.
Взаимодействие специалистов: воспитатели
Ожидаемый результат:
• развитие речевого общения;
• развитие пространственно-образного мышления;
• улучшение координации глаз-рука
Полученный результат:
• проявляется интерес к изобразительной деятельности;
• совершенствуется мелкая моторика руки.
Месяц: март
Направление работы: развитие мелкой и общей моторики
Основное содержание: игры на развитие мелкой моторики и навыков классификации:
» Волшебная шкатулка» (сложить различные предметы небольшого размера в шкатулку и предложить вместе разобрать вещи и разложить их по разным коробкам);
«Волшебные шнурки» (показать, как из цветных шнурков или тесемок можно выкладывать контуры различных фигур и предметов);
«Угости кукол» (сложить в коробку бусинки трех цветов, предложить разложить их по трем тарелочкам; учить перекладывать по одной бусинке; показать, как брать бусины тремя пальцами) и др., а также игры с бумагой, пластилином, песком, водой.
Для развития общей моторики разучивание физкультминуток «Налетел ветерок, закачался колосок», «В зоопарке мы гуляем и животным подражаем».
Взаимодействие специалистов: воспитатели
Ожидаемый результат:
развитие всех двигательных качеств.
Полученный результат:
• наблюдается положительная динамика в развитии мелкой моторики рук;
• исчезла скованность движений.
Месяц: апрель
Направление работы: формирование представлений об окружающем мире
Основное содержание: рассматривание подборки картин: «Дикие звери», «Домашние животные», «Домашние животные и птицы», «Животный мир весной», «Животный мир летом», «Животный мир зимой»;
чтение рассказов Е. Чарушина «Курочка»,«Кошка», «Собака», «Корова», «Петушок с семьёй» и т. д. ;
чтение загадок, потешек, песенок «Как у нашего кота», «На улице три курицы», «Курочка – Рябушечка», «Кисонька – мурысенька»;
дидактические игры «Парные картинки», «Дикие животные», «Найди маму», «Кто живёт в лесу?», «Домашние питомцы», «Мамы и их детки», «Домашние животные и птицы» и другие.
Взаимодействие специалистов: воспитатели
Ожидаемый результат:
• формирование представлений о диких и домашних животных,
• об их строении,
• среде обитания.
Полученный результат:
• узнаёт и называет игрушку, изображающую домашнее, дикое животное;
• называет и показывает части туловища животного игрушки,
• подражает взрослому, который произносит и выполняет действия и звуки животного; называет место проживания (живёт в лесу, дома, чем питается (кошка любит молоко, корова ест траву, белка живет в лесу).
• проявляет интерес к игрушкам, играет с ними самостоятельно.
Месяц: май
Направление работы:
• формирование первичных сенсорных представлений об эталонах цвета,
• формы, величины
Основное содержание: игры по формированию представлений о цвете предметов:
«Сделаем куклам бусы» «Подбери чашку к блюдцам» «Спрячь мышку», «Цветное лото», «Подбери цвет» и другие.
Игры по формированию представлений о форме предметов: «Где круг, а где квадрат?», «Подбери фигуру»
Игры по формированию представлений о величине предметов: «Бусы», «Самая длинная, самая короткая», «В какую коробочку»(разложить маленькие листочки в маленькую коробочку, большие в большую).
Взаимодействие специалистов: воспитатели
Источник
Индивидуальный маршрут
сопровождения ребенка старшей группы «Радуга»
старшего дошкольного возраста
Фамилия __________________________
Имя _____________________________
Отчество__________________________
Дата рождения_____________________
Дата заполнения __________________________
ОУ________________________________________________
Рекомендации по ведению ИОМ
ИОМ заполняется на основе интегрированной психолого-педагогической оценки, полученной по итогам анализа данных психолога, логопеда, педагогов, а также изучения учебной документации. ИОМ заполняется в течение учебного года, итоги работы с ребёнком анализируются 3 раза в год.
На первой странице четко и разборчиво заполняются педагогом данные о ребёнке, прописывается дата заполнения дневника, учреждение.
Затем специалисты, необходимые ребёнку, на основе рекомендаций ПМПК и ПМПк заполняют маршруты сопровождения.
Далее педагогом заполняется карта трудностей, имеющихся у ребёнка (педагогическая диагностика). При необходимости педагог обращается к другим специалистам. Карта заполняется на основе наблюдения за деятельностью ребёнка и изучения его работ. Учителем-логопедом отслеживается динамика речевого развития ребёнка на основе данных работы с ребёнком. Педагогом-психологом заполняется карта данных психологической диагностики, определяются причины трудностей, возникающих у ребёнка при освоении образовательной программы.
Индивидуальный образовательный маршрут психолого-педагогического сопровождения ребёнка с ОВЗ: даёт представление о видах трудностей, возникающих у ребёнка при освоении образовательной программы; раскрывает причину, лежащую в основе трудностей; содержит примерные виды деятельности, осуществляемые субъектами сопровождения, задания для коррекции.
Специалисты, осуществляющие сопровождение ребёнка, реализуют следующие профессиональные функции: диагностическую (заполняют диагностические карты трудностей, возникающих у ребёнка; определяют причину той или иной трудности с помощью комплексной диагностики); проектную (разрабатывают на основе реализации принципа единства диагностики и коррекции индивидуальный маршрут сопровождения); сопровождающую (реализуют индивидуальный маршрут сопровождения); аналитическую (анализируют результаты реализации индивидуальных образовательных маршрутов).
Итоговые и промежуточные результаты коррекционной работы ориентируются на освоение ребёнком образовательной программы. Динамика развития ребёнка отслеживается по мере реализации индивидуального образовательного маршрута, успешное продвижение по которому свидетельствует о снижении количества трудностей при освоении общеобразовательной программы.
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ДОШКОЛЬНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
Детский сад № 4 «ТЕРЕМОК»
Дата составления: _________
Дата окончания: __________
Ответственный (ФИО)
_________________________
_________________________
(подпись)
Индивидуальный маршрут
психолого-педагогического сопровождения
воспитанника
Ф.И. (воспитанника)_____________________________Дата рождения ____________Группа_______________________________
Воспитатели_____________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________________________________________
Актуальные проблемы воспитанника ______________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________________________________________
Цель сопровождения ____________________________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________________________________________
Задачи по решению проблемы ребенка:
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Предполагаемый результат:
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Результат реализации индивидуального маршрута сопровождения _____________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________________________________________
Характеристика на воспитанника
МКДОУ д/с № 4 «Теремок» г. Семилуки Воронежской области
ФИ ребенка_______________________________________________________________
Группа (возрастная) ________________________________________
Домашний адрес_________________________________________________________
Дата рождения___________________
С какого времени посещает ДОУ________________ данную группу________________
Характеристика семьи:
Ф.И.О. родителей, год рождения, место работы:
Мать:______________________________________________________________________
Отец:__________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Состав семьи: полная, неполная, многодетная.
Наличие братьев и сестер:____________________________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________.
Кто занимается воспитанием ребенка (мать, отец, бабушка, другие)
Уделяется ли достаточное внимание воспитанию и обучению ребенка?
_______________________________________________________________________
Успехами ребенка родители — интересуются/ не интересуются, родительские собрания посещают/ не посещают, участие в жизни группы принимают/ не принимают (подчеркнуть).
Контакт воспитателей с родителями (родственниками) установлен/ не установлен (избегают общения, конфликт), другое (указать)__________________________________ ___________________________________________________________________________
Взаимоотношения со сверстниками – общительный/ замкнутый/ агрессивный/ плаксивый/ предпочитает одиночество/ другое (указать)___________________________ ___________________________________________________________________________
Взаимоотношения с педагогами – доверительные, идет на контакт/ избегает общения/ агрессивно настроен/ другое (указать)___________________________________________ ___________________________________________________________________________
Соматическое здоровье – редко болеет/ часто болеет простудными заболеваниями/ имеются хронические заболевания/ плохо ест/ трудно засыпает и беспокойно спит/ иное (указать)_______________________________________________________________________________________________________________________________________________
Характеристика деятельности:
навыки самообслуживания: может ли самостоятельно пользоваться туалетными принадлежностями, умываться, мыть руки, расчесывать волосы, может ли самостоятельно одеться, раздеться, обуться, завязывать и развязывать шнурки, пользоваться ложкой, вилкой, умеет ли убирать свои вещи и постель.
Игровая деятельность: безразличие или интерес к игрушкам, любимые игры, понимает ли правила игры, выполняет ли их, вносит ли изменение в содержание игры, доступность воображаемой ситуации, роль в коллективной игре, поведение в конфликтной ситуации, отражает ли свой опыт в игре, (не) умеет поддерживать игру.
Конструктивная и графическая деятельность: умеет ли правильно собирать матрешку, пирамидку, складывать простые фигуры по образцу из счетных палочек, выполнять постройки из кубиков; навыки рисования (дом, дерево, человек и др.),
лепки (скатать шарик, брусок из пластилина и др.); изображение вертикальных линий, горизонтальных линий, вогнутость линий, изображение фигурок по образцу.
Отношение к занятиям: не способен контролировать свою деятельность, не доводит дело до конца, мешает педагогу, детям, быстро истощаем, работает медленно и неравномерно, темп деятельности быстрый, но деятельность «хаотична и бестолкова».
Принимает ли помощь и какую: словесную, практическую, стимулирующую, направляющую, организующую, обучающую.
Как преодолевает затруднения, возникающие в процессе деятельности: (не) стремится преодолеть, бросает работу, поднимает за другими, плачет, переживает и нервничает, обращается к воспитателю, к детям за помощью, самостоятельно ищет выход.
Личностные особенности: адекватность эмоциональных реакций, активность или пассивность в различных видах деятельности, наличие или отсутствие инициативы, уступчивость, раздражительность, пассивность в процессе общения с детьми и взрослыми; застенчивость, капризность, плаксивость, апатия, навязчивость, робость. Преобладающее настроение; поведение: спокойное адекватное ситуации, беспокойное.
Нравственные качества: адекватность отношений к родным, сверстникам, другим людям, чувство привязанности, добра, склонность прийти на помощь или вредить, обижать других, агрессивность, живость и т.д., умение подчиняться требованиям взрослых, аккуратность, чистоплотность, адекватность эмоциональных реакций на одобрение и порицание.
Основная сложность при взаимодействии с ребенком и его семьей_______________
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Дата ____.____.201___ г.
Воспитатели
_________________ (________________)
_________________(_______________)
Зам. заведующего по МВР
_________________(__________________.)
СОСТОЯНИЕ ЗДОРОВЬЯ
Ф.И.О. ребенка_______________________________________________________
Дата рождения____.____.20_____ года рождения,
Группа _______ МКДОУ д/с № 4 «Теремок»
Посещает детский сад № 4 с ____.____.20__ года.
Перенесенные заболевания:
- __________________________________________________________________
- __________________________________________________________________
- __________________________________________________________________
- __________________________________________________________________
- _________________________________________________________________
Сопутствующие заболевания:
- __________________________________________________________________
- __________________________________________________________________
- __________________________________________________________________
- __________________________________________________________________
- __________________________________________________________________
- __________________________________________________________________
Профилактические прививки (не) сделаны по возрасту.
Физическое развитие ____________________________
Группа здоровья ________________________.
Медсестра ___________________________
Содержание
Участники сопровождения | Направления деятельности | Задачи | Содержание деятельности | Форма занятий, периодичность | Ожидаемый результат |
Воспитатели (ФИО) ______________ ______________ ______________ _____________ | |||||
Педагог-психолог (ФИО) ______________ _______________ _______________ | |||||
Логопед (ФИО) _______________ _______________ _______________ |
Педагогическая диагностика (заполняет педагог)
№ п/п | Виды трудностей | Год сопровождения | |||||||||||
2017___- 2018__ | 20___- 20___ | 20___- 20___ | 20___- 20___ | ||||||||||
н.г. | с.г. | к.г | н.г. | с.г. | к.г | н.г. | с.г. | к.г | н.г. | с.г. | к.г | ||
ЛИЧНОСТНЫЕ | |||||||||||||
1 | Неадекватное отношение к себе: самооценка, самопринятие. | ||||||||||||
2 | Нарушение нравственных норм и правил поведения. | ||||||||||||
3 | Неосознанность важности и необходимости учения. | ||||||||||||
РЕГУЛЯТИВНЫЕ | |||||||||||||
1 | Трудности в осуществлении действий по образцу и заданному правилу. | ||||||||||||
2 | Неумение организовать свою деятельность в соответствии с целью. | ||||||||||||
3 | Неумение сопоставлять результат действий с поставленной целью. | ||||||||||||
4 | Неумение видеть ошибку и исправлять ее по указанию взрослого. | ||||||||||||
5 | Неумение адекватно понимать оценку взрослого и сверстника. | ||||||||||||
КОММУНИКАТИВНЫЕ | |||||||||||||
1 | Трудности во взаимодействии со взрослыми | ||||||||||||
2 | Трудности во взаимодействии со сверстниками. | ||||||||||||
3 | Неумение выражать свои мысли в общении с педагогами. | ||||||||||||
4 | Неумение выражать свои мысли в общении со сверстниками | ||||||||||||
5 | Неумение находить способы разрешения конфликтов | ||||||||||||
ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ | |||||||||||||
1 | Кругозор ограничен, знания об окружающем мире бессистемны, отрывочны. | ||||||||||||
2 | Деятельность хаотична, непродуманна, неконтролируема | ||||||||||||
1 | Знаково-символические Неумение использовать знаково-символические средства для решения задач. | ||||||||||||
2 | Трудности в запоминании конфигурации знаков и символов. | ||||||||||||
1 | Информационные Неумение находить и выделять необходимую информацию. | ||||||||||||
2 | Неумение обрабатывать, анализировать и оценивать информацию. | ||||||||||||
3 | Неумение передавать информацию. | ||||||||||||
ПРЕДМЕТНЫЕ ТРУДНОСТИ | |||||||||||||
1 | Подготовка к обучению грамоте Трудности формирования способа вычленения звука из слова и умения называть выделенный звук. | ||||||||||||
2 | Трудности в различении звуков по сенсорным признакам: гласные – согласные, глухие – звонкие, твердые – мягкие. И их условных обозначений. | ||||||||||||
3 | Трудности в работе с условно – графической схемой слова и предложения. | ||||||||||||
4 | Трудность в воспроизведении слов разной слоговой структуры и звуконаполняемости. | ||||||||||||
5 | Трудности в упражнениях на преобразование слов путем замены, перестановки, добавления звуков. | ||||||||||||
1 | Ознакомление с окружающим миром и развитие речи Трудность в обогащении и активизации словаря. Овладение качественным и количественным словарем по разным лексическим темам. | ||||||||||||
2 | Трудность в правильном согласовании существительных с прилагательными и числительными в роде, числе, и падеже. | ||||||||||||
3 | Трудности в овладении некоторыми способами словообразования: использование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами, слов с разными приставками; родственных слов. | ||||||||||||
4 | Трудности в понимании значения предлогов и слов, выражающих пространственные отношения предметов. | ||||||||||||
5 | Трудности в составлении различных видов рассказов. | ||||||||||||
6 | Трудности в составлении всех типов предложений. |