Индивидуальный маршрут развития ребенка в доу по фгос рисование

Ирина Градова
Индивидуальный образовательный маршрут для одаренного ребенка (художественно-эстетическое развитие)
Индивидуальный маршрут педагогического сопровождения воспитанника
ФИО ребенка Анастасия Ш.
Дата рождения 05.02.201.
Дата начала индивидуального маршрута «»»»
Вид одаренности художественно-эстетическая
Характеристика ребёнка: Девочка хорошо развита всесторонне, активна, очень подвижна, самостоятельна, любит и умеет рисовать, придумывает свои интересные темы, выбирает разнообразные способы изображения, имеет внутренние предпосылки для высоких достижений в художественно-эстетическом развитии. Любимые темы в изобразительной деятельности: «Человек», «Растения», «Животные». Изображает различные сюжеты, хорошо прорисовывает человека, людей в движении. Старается передавать пропорции в изображении, рисунок размещает по всему листу. Адекватно реагирует на замечания взрослого, старается исправить ошибки. Наблюдая за ней, можно сделать вывод, что она не только рисует, но и экспериментирует, ищет что- то новое. Для неё характерна высокая чувствительность к новизне ситуации, проявляющаяся в более ярко выраженной и стойкой реакции на новый предмет, звук, изображение и т. д. Часто проявляется познавательная потребность – потребность в новых впечатлениях. Девочка во время разговора с воспитателем и взрослыми задает много вопросов, её вопросы более глубоки по содержанию и шире по тематике. В данное время начала заниматься в художественном кружке при Центре внешкольной работы и в танцевальном кружке.
Цель (ИОМ):
— способствовать развитию художественных навыков
— формировать у ребёнка успешность, креативность в разных видах поисково-продуктивной деятельности
Задачи:
— развивать способности ребенка в области художественного творчества;
— постоянно стимулировать и мотивировать положительное отношение к саморазвитию и самореализации через работу в зоне ближайшего развития, создание ситуаций успеха.
— повышение самооценки, уверенности в своих силах.
Реализация индивидуального маршрута: методы и приемы
1.Игровые: игры и упражнения на развитие воображения, фантазии, творческого мышления.
2.Практические: задания, с применением нетрадиционных техник изображения (в рисовании, лепке, аппликации).
3.Словесные: беседы с ребенком о жанрах, видах изобразительного искусства.
4. Технология сотрудничества с педагогом, со сверстником.
5. На занятиях используется метод творческих ситуаций, пробуждающих интерес к художественной деятельности.
Ожидаемый результат: сформированность художественных навыков ребенка, самореализация ребенка (активное участие в конкурсах детского художественного творчества, участие в кружках по изобразительной деятельности, оформление выставок творческих работ.
Форма работы с родителями: консультации, практикум, беседы.
Форма работы: цикл индивидуальных занятий по развитию познавательных, творческих способностей, работа с родителями, оформление индивидуального портфолио.
Реализация индивидуального маршрута
Технологии, методы и приемы
— беседа;
— наблюдение;
— рассматривание;
— игровые ситуации;
— нетрадиционная изобразительная деятельность;
— организация выставок;
— моделирование;
— дополнительные занятия в совместной деятельности;
Система работы
Дата Тема Задачи Работа с родителями
Сентябрь
«Незаконченные рисунки»
Выявить невербальные творческие способности, уровень изобразительных
способностей, активность процесса воображения.
Провести анкетирование
«Нарисуй картинку» методика П. Торренса
Выявить оригинальность мышления, уровень изобразительных
способностей.
Ознакомить с результатами мониторинга
Диагностическое задание «Повторяющиеся фигуры»
Проверить способность к продуцированию множества разнообразных ассоциаций,
оригинальность мышления.
Ознакомить с результатами мониторинга
«Радуга-дуга» — рисование по сырому.
Познакомить с возможностями акварельных красок. Учить рисовать по сырому. (Только что прошел дождь, по небу еще несутся тучи, но уже выглянуло солнце, и показалась радуга.)
Консультация для родителей «Талант требует заботы»
Октябрь
Тема «Наш добрый друг — художник круг».
Привить навыки «быстрого рисования» с использованием шаблона-заготовки развить зрительную наблюдательность и изобразительную фантазию. Чтение познавательной литературы.
Предложить дома использовать другой шаблон,например: квадрат
Тема «Говорящие рисунки»
Развитие восприятия, воображения, формирование умения представлять реальные предметы по их схематическому изображению, учить выделять в предмете главные
отличительные черты
Предложить превращать в знакомые предметы, поиск познавательного материала в
информационно-коммуникационной сети.
Участие в выставке детского рисунка «Осенние фантазии»
Создание условий для формирования интереса к миру природы.
Содействие выявлению и развитию творческих способностей посредством
формирования эстетического вкуса, умения видеть красоту окружающего мира.
Предложить создать совместно с ребенком поделку на выставку.
«Осенний парк» — техникой монотипия
Познакомить с техникой монотипия: Дорогу и небо нарисуем в технике монотипии, сложив лист по горизонтали. А потом по небу поплывут облака разной формы, а на дороге мы увидим лужи и опавшие листья.
Предложить родителям закрепить дома рисование с помощью техники монотипия
Ноябрь
«Нарисуй музыку» — задание — упражнение.
Развитие психических процессов, развитие мелкой моторики рук.
Консультация «Организация условий для совместной творческой деятельности»
Тема «Семейный альбом».
Подготовка к созданию семейного альбома о профессиях своих родных.
Развивать словесное творчество, учить передавать его в изображении; развивать воображение.
Беседа на тему «Реализация совместных познавательно-творческих проектов».
Участие в конкурсе рисунков «Моя мама».
Способствовать созданию ситуации успеха, развитие творческих навыков
Совместные проекты исследовательской деятельности.
Буклет «Как развивать одаренность детей».Способствовать развитию творческого потенциала, сохранить веру в свои силы Просвещение родителей
Декабрь
«Заиндевелое дерево» — рисование восковыми мелками
Развитие фантазии, воображение: Стоит в зимнем лесу дерево — не шелохнется. (Рисуем дерево восковым мелком.) В утренние часы дерево окутано голубой дымкой (красим рисунок нежно-голубой краской, солнечным днем залито светом (красим рисунок желтой краской, а ночью погружено в таинственный полумрак (работаем фиолетовой краской).
Чтение познавательной литературы
Выставка рисунков,поделок «Зимняя сказка»
Развивать творческое воображение детей в процессе поиска и придумывания различных нетрадиционных техник при изготовлении поделок.
Предложить принять участие в выставке совместно с ребенком
Тема: «Композиция»
Развитие восприятия, воображения, формирование умения представлять
реальные предметы по их схематическому изображению, учить выделять в предмете главные отличительные черты.
Чтение познавательной литературы
«Жанры изобразительного искусства» — рассматривание альбома
Продолжать знакомить с жанрами изобразительного искусства.
Экскурсия в школу искусств
Январь
Тема: «По мотивам любимых сказок».
Развитие восприятия, воображения.
Рассматривание работ известных художников-иллюстраторов
Диагностическое задание «Нарисуй какой хочешь узор»
Проверить умение детей задумывать и выполнять узор в геометрической фигуре определённой формы.
Ознакомить с результатами мониторинга
Творческое задание «Зимушка-Зима»
Учить создавать аллегорическое изображение зимы, передавать сказочный образ через ее наряд; закрепить умение изображать силуэт женщины в длинной шубе; учить изображать мех и хвою елки штрихами.
Консультация для родителей «Рисование и оттиск на стекле»— предложить родителям познакомить ребёнка с новой техникой рисования.
Игра: «Морозные узоры». Цветные ниточки
Развивать интерес к рисованию. (Возьмем нитки длиной 25-30 см, окрасим их в белый цвет, выложим, как захочется, на одной стороне сложенного пополам листа. Концы ниток выведем наружу. Сложим половинки листа, прижмем их друг к другу, разгладим. Затем, не снимая ладони с бумаги, правой рукой осторожно выдернем одну нитку за другой. Развернем лист — получили интересный узор.
Оформить выставку: «Морозные узоры» в группе
Февраль
Игра «Несуществующее животное» — ТРИЗ
Развитие фантазии, воображение.
Чтение познавательной литературы о ТРИЗ
Открытки к праздникам: 23 февраля, 8 марта-творческое задание.
Развивать склонность к экспериментированию с художественными материалами и инструментами.
Открытка – поздравление.
Творческое задание «Нарисуем портрет папы»
Способствовать созданию ситуации успеха, развитие творческих навыков
Участие в конкурсе д/с
Март
Творческое задание «Нарисуем портрет мамы»
Способствовать созданию ситуации успеха, развитие творческих навыков
Участие в конкурсе д/с
Творческое рассказывание по картине И. Левитана «Март»
Обучение умению чувствовать, понимать настроение картины подбирать эпитеты, сравнения и метафоры
Рассматривание репродукций картин известных художников
Участие в конкурсе рисунков «Моя мама»
Способствовать созданию ситуации успеха, развитие творческих навыков
Совместные проекты исследовательской деятельности.
Участие в конкурсе рисунков «Мир глазами детей»
Способствовать созданию ситуации успеха, развитие творческих навыков
Участие в муниципальном конкурсе
Апрель
«Полет в космос». — техника граттаж
Познакомить с техникой граттаж (процарапывание воскового слоя, покрытого сверху краской.) Развитие представления о композиции
Оформление гравюры к выставке «Космические зарисовки».
Проектная деятельность «Корабли будущего»
Способствовать созданию ситуации успеха, развитие творческих навыков
Совместные проекты исследовательской деятельности.
Участие в выставке детского рисунка в Центре внешкольной работы
Способствовать созданию ситуации успеха, развитие творческих навыков
Посещение выставки
«Зоопарк» — рисование с использованием разнообразных нетрадиционных техник
Познакомить с техниками рисования гофркартоном, ватными дисками, набрызгом, по клейстеру Развитие представления о композиции.
Оформление выставки «Эти забавные животные».
Май
«И плывут по небу облака» — рисование на сырой бумаге
Формирование представлений об образно-выразительных средствах. (Рисуем облака по сырой бумаге. Затем обсуждаем, на что же похожи облака на рисунках).
Прогулки, наблюдения
Творческое задание «Скоро лето»
Самостоятельность при выборе темы, сюжета, композиции, художественных материалов и средств художественно-образной выразительности.
Рассматривание картин известных художников, прогулки, наблюдения
«Нарисуй картинку» методика П. Торренса
Выявить оригинальность мышления, уровень изобразительных способностей.
Ознакомить с результатами мониторинга
«Незаконченные рисунки»
Выявить невербальные творческие способности, уровень изобразительных
способностей, активность процесса воображения.
Ознакомить с результатами мониторинга
Диагностическое задание «Повторяющиеся фигуры»
Проверить способность к продуцированию множества разнообразных ассоциаций,
оригинальность мышления.
Ознакомить с результатами мониторинга
Целевые ориентиры:
по итогам работы — запланированные практические задачи привели к ожидаемому результату:
1. Участие в творческих конкурсах;
2. Использование ребенком нетрадиционных техник изображения в рисовании, лепке, аппликации;
3. Повышение познавательного интереса к рисованию, лепке, аппликации;
4. Желание к самостоятельной работе.
Рекомендации:
родителям рекомендуется в будущем записать ребенка в художественную школу. В дальнейшем предполагается продолжить индивидуальную работу по развитию художественных способностей ребенка.
Источник
Персональное внимание каждому ученику, приоритет интересов ребенка – таковы принципы государственного стандарта образования и задачи, которые призван решать индивидуальный образовательный маршрут дошкольника по ФГОС.
Программа дошкольного обучения, ориентированная на среднестатистического ученика, может оказаться для некоторых детей слишком сложной, а для других, более способных – недостаточным мотиватором к дальнейшему развитию. Индивидуально образовательный маршрут ребенка с ОВЗ в ДОУ (ИОМ) – образец новой методики, предполагающей организацию процесса обучения в ДОУ с учетом персональных качеств каждого из воспитанников.
ИОМ определяет факторы интеллектуального и социально-личностного развития ребенка. Составляется специалистами ДОУ в виде поэтапного плана с указанием целей, задач, используемых педагогических ресурсов, методических приемов и результатов обучения по индивидуальной образовательной программе.
СОХРАНИТЕ ЭТО СЕБЕ, ЧТОБЫ НЕ ПОТЕРЯТЬ:
Наряду с составлением ИОМ, в ДОО зачастую возникает вопрос об открытии инклюзивной группы. В журнале «Справочник руководителя дошкольного учреждения» вы найдете все необходимое
Скачайте пакет документов
Цели и принципы индивидуального образовательного маршрута дошкольника по ФГОС
Индивидуализация обучения сглаживает несоответствие между уровнем, установленным общеобразовательной программой, и объективными возможностями ребенка. ИОМ – это управление всесторонним развитием малыша и реализация его личностного потенциала, основанная на подробном изучении внутреннего мира дошколенка и его социального окружения. Это демонстрация эффективности партнерства педагога, воспитанника и родителей.
Принцип действия ИОМ – в адаптации педагогических технологий и методик к персональным качествам ребенка. Образовательный процесс будет успешным при условии, что учитываются трудности, которые может испытывать дошкольник, темпы овладения знаниями и навыками.
Цель индивидуального образовательного маршрута дошкольника по ФГОС – создание мотивации и благоприятных условий для активности ребенка, раскрытия его интеллекта, эмоций, физического и творческого потенциала.
Задача педагогов ДОУ – квалифицированная разработка ИОМ при содействии профильных специалистов, с подбором методов обучения, соответствующих индивидуальным потребностям дошкольника, и составлением адекватных нагрузок – учебных, физических, психологических.
Основные критерии, определяющие стратегические направления ИОМ:
- объективно установленный уровень развития дошкольника;
- степень готовности ребенка к образовательному процессу;
- цели и задачи индивидуальной деятельности на ближайшую перспективу.
Программу координируют с возможностями конкретного ДОУ, положениями государственного заказа, пожеланиями родителей.
Основополагающие принципы разработки образовательного маршрута – неукоснительное соблюдение интересов детей, отказ от усредненных нормативов, непрерывности квалифицированного педагогического сопровождения на всех запланированных этапах.
Основные задачи индивидуального образовательного маршрута дошкольника по ФГОС:
- поддержка саморазвития ребенка и освоения им образовательной программы ДОУ;
- формирование умения учиться – понимания учебной задачи, планирования деятельности, концентрации внимания, развития самодисциплины;
- разработка и совершенствование координации движений и моторики;
- формирование и закрепление основ поведения – бытовых, коммуникативных, общекультурных;
- приучение дошкольника к различным видам деятельности – сенсорной, предметно-манипулятивной, игровой, практической;
- развитие речи – речевых конструкций и механизмов;
- формирование понятий и представлений о естественной среде и сфере общественно-социальных отношений, о категориях времени, количества, пространства.
Реализация ИОМ предусматривает регулярный мониторинг уровня освоения материала каждым воспитанником.
В качестве методического инструментария для прохождения индивидуального маршрута используются:
- подвижные и ролевые игры, этюды-импровизации, занятия-диалоги и беседы, литературные чтения и обсуждение произведений;
- игровые упражнения и психологические тренинги для релаксации, снижения тревожности, страхов, агрессии, для совершенствования поведенческих и социально-коммуникативных навыков;
- упражнения на воображение, мышление, память;
- различные направления арт-терапии – лечения искусством и рукоделием.
Индивидуальный образовательный маршрут дошкольника по ФГОС систематически корректируется по результатам промежуточного и итогового контроля. Это позволяет определить ключевые направления последующих занятий в целях реализации индивидуальных потребностей ребенка и успешного развития его личностных качеств.
Виды и направления образовательных маршрутов в ДОУ
Программы ИОМ разрабатывают для детей:
- с ограничениями по здоровью – ОВЗ;
- одаренных, с уровнем интеллектуального развития выше средних нормативных стандартов;
- испытывающих трудности при усвоении общеобразовательной программы и нуждающихся в коррекционной поддержке специалистов.
Актуальность индивидуальных образовательных маршрутов для дошкольников с ОВЗ оправдана в формате инклюзивного обучения по ФГОС. Поскольку в процессе совместного обучения позволяет снять барьеры между воспитанниками, отнесенными к разным группам здоровья.
Индивидуальный коррекционный маршрут дошкольника с ОВЗ
ИОМ дошкольника с ограничениями по здоровью составляют по результатам диагностических исследований, с учетом квалифицированных рекомендаций ПМПК (психолого-медико-педагогического консилиума). Принцип разработки образовательного маршрута при ОВЗ – поддержание сильных сторон ребенка и аргументированная компенсация дефектов развития.
При составлении учитывают:
- пределы допустимых для ребенка нагрузок;
- наличие в ДОУ специальных коррекционных и развивающих программ;
- особенности индивидуально психолого-педагогической коррекции;
- возможность корректирования действующего образовательного маршрута.
Одаренные дети также нуждается в дифференциальном обучении и личностном подходе к каждому из них. Если обучать таких дошколят по стандартной программе, они быстро теряют интерес к образовательному процессу и, соответственно – мотивацию. Избежать этого можно только при условии, что педагог своевременно выявляет в группе одаренных малышей и разрабатывает образовательную стратегию с учетом их особенностей.
При составлении индивидуального образовательного маршрута для одаренных дошкольников учитывают:
- особенности и интересы ребенка;
- пожелания родителей;
- имеющийся потенциал для достижения результата;
- возможности и ресурсы ДОУ для удовлетворения потребностей одаренного ребенка.
Участие родителей в составлении и реализации маршрута очень важно, поскольку методика, применяемая в детском саду, должна продолжаться и дома.
Все дети рождаются с определенными способностями, которые требуют особого внимания и постоянного улучшения. Дошкольное учреждение, как первый социальный институт в жизни ребенка, призван сыграть главную роль в этом развитии.
Что требуется для составления индивидуального образовательного маршрута дошкольника по ФГОС
Созданию ИОМ предшествует подробное и квалифицированное диагностическое исследование с целью выявить поведенческие особенности ребенка, уровень его развития – интеллектуального, психоэмоционального, социально-коммуникативного и физического.
Результаты исследований рассматриваются на педсовете ДОУ, который дает рекомендации для дальнейшего обследования детей специалистами психолого-медико-педагогический консилиума. Консилиум, в свою очередь, составляет список дошкольников, для которых индивидуальный образовательный план является объективной необходимостью.
Подготовительная исследовательская деятельность выполняется в следующих направлениях:
- Составляется характеристика ребенка с указанием скорости и степени адаптации в детском сообществе и перечислением дошкольных учреждений, воспитанником которых ранее он был.
- Составляется характеристика семьи по результатам внимательного изучения взаимоотношений между всеми членами и особенно – между ребенком и родителями.
- Изучаются физические особенности малыша – осанка, походка, мимика. Определяется уровень физического развития и группа здоровья. Отмечается аппетит и характеристика сна.
- Определяется уровень развития мышления, памяти, внимания и речи.
- Выявляются склонности к определенным видам деятельности, чтобы впоследствии использовать полученные данные в учебно-воспитательном процессе.
По данным, полученным в результате подготовительных исследований, педагоги в сотрудничестве с профильными специалистами продумывают диагностический и содержательный контент ИОМ. Составляется календарный план, в котором прописаны этапы организационно-педагогической работы и педагогические технологии.
Структура ИОМ дошкольника и образец заполнения по ФГОС
В структуре образовательного маршрута присутствуют следующие составляющие:
- целевая – определение целей в соответствии с ФГОС;
- содержательная – систематизированное представление учебных предметов и рекомендованных занятий;
- технологическая – состав используемых педагогических методик, технологий и приемов;
- диагностическая – применяемые методы диагностирования;
- организационно-педагогическая – способы и условия достижения заданных целей;
- результативная – итоговые результаты развития дошкольника к моменту поступления в первый класс.
Индивидуальный маршрут содержит вводную часть с общей информацией о воспитаннике и его семье, с указанием причин, целей и задач разработки ИОМ. Здесь же представлены график и форма занятий.
Регистрируются данные диагностических исследований, которые используются для глубокого анализа нарушений в развитии, составления объективной оценки уровня развития ребенка и планирования коррекционных занятий.
Образец индивидуального образовательного маршрута дошкольника по ФГОС
Прилагается график лечебно-оздоровительных мероприятий, предусматривающий корректное распределение физических нагрузок и систематику закаливающих процедур.
План индивидуальных занятий в составе ИОМ предусматривает обязательную интеграцию индивидуального маршрута с общеобразовательной деятельностью учреждения.
Обязательный компонент ИОМ – карта индивидуального маршрута развития ребенка в ДОУ по ФГОС и отчет о ее реализации с указанием темы, содержания мероприятий, результатов проведенных занятий, с итоговыми выводами и рекомендациями.
Образец карты индивидуального маршрута развития ребенка в ДОУ по ФГОС
В листе наблюдения отображается динамика образовательного процесса. Это необходимо для внесения своевременных корректировок в образовательный план, для определения оптимальных форм работы в целях повышения эффективности образовательной деятельности дошкольника.
ИОМ представляет итоговую оценку достижений ребенка в освоении персонального образовательного плана и результаты контрольных промежуточных испытаний по окончании тематических блоков. Заключительное положение индивидуального маршрута – рекомендации и квалифицированные консультации в помощь родителям.
Совместная продуктивная работа воспитателя, дошкольника, родителей, направленная на полноценную реализацию ИОМ – залог положительной динамики в интеллектуальном, социально-психологическом, физическом становлении ребенка. Такая деятельность требует от педагога высокого квалификационного уровня и работоспособности, персональной заинтересованности в хороших результатах.
Источник