Индивидуальный маршрут развития ребенка в доу по фгос математика

наталья глушко
Индивидуальный образовательный маршрут по ФЭМП

Индивидуальный образовательный маршрут для воспитанника Андрей К. МБДОУ №3 ст. Калниболотской

Возраст ребенка: 4лет 6 месяца

Пол: мужской

Проблема: слабые вычислительные навыки

Цель индивидуального маршрута: развитие и закрепление вычислительных навыков в пределах первого десятка

Задача: развивать внимание, память, логическое мышление.

Периодичность занятий:1раз в неделю

Длительность: 20 минут

Перспективный план маршрута

Сентябрь

1. «Цифры заблудились». Цель:Расставить цифры по порядку. Учить называть цифры по порядку

2. «Что изменилось? Какой цифры не стало?» Цель:Назвать последующую и предыдущую цифру натурального ряда. Провести игру «Назови соседа»

3.«Веселый паровозик» Цель:Прицепить, присоединить вагончики с цифрами к паровозику. Решать примеры путем прибавления цифры 1

4. «Поставь машины в гараж». Цель: Решение примеров путем присчитывания единицы. Учить называть следующую и предыдущую цифру

Октябрь

1. «Почтальон» Цель: Разнести письма – примеры по домам (решение примеров путем прибавления и вычитания цифр 1 и 2) .Провести игру «Принеси письмо бабушке, брату»

2. «Десантники» Цель: Каждого «десантника»— цифру приземлить на свой пример. Игры дома на счет предметов, которые окружают ребенка.

3. «Помоги Незнайке решить примеры». Цель:Решение примеров первого десятка с использованием перфокарт.

4. «Поможем ежику собрать грибы». Цель:Закрепление вычислительных навыков в пределах первого десятка. Решение примеров в домашних условиях.

Ноябрь

1. «Украсим коврик»Цель: формировать умение группировать предметы по заданным признакам, определять количество предметов.

2. «Правильный счет»Цель: помочь усвоению порядка следования чисел натурального ряда; закреплять навыки прямого и обратного счета.

3. «Отгадай число»Цель: способствовать подготовке к элементарным математическим действиям сложения и вычитания; помочь закрепить навыки определения предыдущего и последующего числа в пределах первого десятка.

4. «Счетная мозаика»Цель: познакомить с цифрами; учить устанавливать соответствие количества с цифрой

Декабрь

1. «Точка – путешественница»Цель: познакомить с основами написания цифр; развивать навыки тонкой моторики.

2. «Читаем и считаем»Цель: помочь усвоить понятия «мног», «мало», «один», «несколько», «больше», «меньше», «поровну», «столько», «сколько»; умение сравнивать предметы по величине.

3. «Что изменилось»Цель: Упражнять в порядковом счёте. «Не смотри»

Цель: Упражнять детей в счёте предметов на ощупь.

4. Кто больше»Цель: Закрепить умение отсчитывать в определённое

количество предметов.

Январь

1. «Поручение»Цель: Упражнять в умении отсчитывать предметы по

названному числу, называть числительное, согласуя

с существительным.

2. «Аквариум»Цель: Развивать внимание. Учить считать до 5; 10

3. «Удивительное дерево»Цель: Учить детей считать до 10 в прямом счёте,

обратном, через 1.

Февраль

1. «Вершки и корешки» Цель: Развивать у детей внимание. Учить

Считать в пределах 5; объяснить значение слов «больше», «меньше».

2.«Сосчитай пятнышки»

Цель: Помочь понять, что число предметов не меняется, как бы ни размещали их.

3. «Вишнёвый пирог»Цель: Познакомить с числами, введение понятия «вычитание» т. к. поочерёдно снимаются части крышки и подсчитываются оставшиеся.

4. Положи столько же»Цель: Закреплять умение отсчитывать определённое

количество предметов.

Март

1.«Сосчитай, сколько»Цель: Упражнять в счёте звуков. Работа в тетради (ориентировка на листе бумаги.)

2. «Молчанка»Цель: Закреплять у детей умение считать и отсчитывать предметы в соответствии с тем количеством, которое предложено.

3. «Отгадай моё число»Цель: Упражнять в усвоении отношений порядка между числами.

4. «Сосчитай»Цель: Развивать навык в счёте, в уме.

Апрель

1. Нарисуй и сосчитай»Цель: Учим считать клетки и нарисованные предметы. Готовим руку к письму.

2. Сколько? Какой?»Цель: Счёт в пределах 10. Знакомство с порядковыми числительными. Знакомство с понятиями «первый», «последний», «сложение» и «вычитание».

3 «Какая цифра пропущена?».Цель: закреплять цифры от 0 до 10; порядковый счет.

4. «Обратный счет».Цель: упражнять в обратном счёте. Посчитай от 10до 8; от 6 до 2 и т. Д

Май

1. «Назови соседей».Цель: учить называть числа «соседей».

2. «Кто в теремочке живет?»Учить отвечать на вопрос «Сколько?». Счет в пределах 10. Количественный состав чисел из двух меньших в пределах 5.

3. «Веселый счет»Формировать количественные отношения в натуральном ряду чисел в прямом и обратном счете до 10.

4. «Накорми белочек и зайчиков»: Учить сравнивать две группы предметов, определяя их равенство или не равенство приемом приложения. Развивать речь, память, внимание. Воспитывать интерес к игре.

Структура индивидуального занятия:

1. Организационный момент: минутка радости.

2. Сюрпризный момент: приход сказочного персонажа.

3. Основная работа: помоги, угадай, подскажи

— работа у магнитной доски;

— упражнения с раздаточным материалом;

— работа в тетради.

4. Итог занятия: минутка общения, что понравилось, что вызвало трудности, и было сложным.

Оценка деятельности:

В результате планомерной и систематической работы с ребенком, имеющим слабые вычислительные навыки, к концу годичного цикла занятий:закрепятся вычислительные навыки; повысится познавательный интерес к математике; активизируется мыслительная деятельность ребенка.

Ребенок свободно будет выполнять вычислительные упражнения в пределах первого десятка. Эти достижения помогут в дальнейшем преодолеть проблемы по математическому развитию дошкольника.

Источник

Тема занятий

Режимные моменты

Самостоятельная деятельность

Взаимодействие с родителями

ноябрь

1. «Цифры заблудились» Расставить цифры по порядку Учить называть цифры по порядку Штриховка.

2. «Что изменилось? Какой цифры не стало? » Назвать последующую и предыдущую цифру натурального ряда  Провести игру «Назови соседа»

3.«Веселый паровозик» Прицепить, присоединить вагончики с цифрами к паровозику. Решать примеры путем прибавления цифры 1

4. Поставь машины в гараж Решение примеров путем присчитывания единицы Учить называть следующую и предыдущую цифру

Читайте также:  Тест вопросы развитие ребенка до года

Декабрь                                                                                                                                                             1. «Почтальон» Разнести письма – примеры по домам (решение примеров путем прибавления и вычитания цифр 1 и 2) Провести игру «Принеси письмо бабушке, брату»

2. «Десантники» Каждого «десантника»- цифру приземлить на свой пример. Игры дома на счет предметов, которые окружают ребенка.

3. Помоги Незнайке решить примеры Решение примеров первого десятка с использованием перефокарт  Решать примеры с использованием сказочных героев: Хрюши, Степашки, Чебурашки и т. д

4. Поможем ежику собрать грибы Закрепление вычислительных навыков в пределах первого десятка Решение примеров в домашних условиях

Январь

Тема раздела: «Количество и счет от 1 до 10»

Содержание занятия 1: название и  последовательность, обозначение чисел в пределах 10.

Содержание занятия 2: счет, формирование представления о следующем и предыдущем числе относительно заданного на основе сравнения предметных множеств (следующее число больше данного на один, предыдущее число меньше данного на один).

Содержание занятия 4: различение количественного и порядкового счета. Счет в обратном порядке. Действие «сложение» и «вычитание».

Планируемый результат: читать, записывать числа в пределах 10 и сравнивать их; находить сумму и разность в пределах 10.

Февраль

Тема раздела: «Величина, сравнение предметов по размеру и форме»

Содержание занятия 1:сравнение предметов по величине путем наложения, приложения, с помощью ощущений.

Содержание занятия 2: знакомство с формой предметов: круглая, квадратная, треугольная.

Содержание занятия 3: развивать умение  объединять и выделять предметы по заданным свойствам.

Планируемый результат: уметь сравнивать предметы по величине и форме, пользоваться понятиями: больше — меньше, шире — уже, длиннее — короче и так  далее. Отличать формы круга, квадрата, треугольника.

Март

Тема раздела: «Ознакомление с пространственными и временными отношениями»

Содержание занятия 1: формирование представлений о пространстве и времени.

Содержание занятия 2: изучение взаимного расположения предметов: наверху, внизу  (выше, ниже), слева, справа (левее, правее), перед,  за, над, под, рядом, между.

Содержание занятия 3: уточнение представлений о времени суток: утро – вечер, день – ночь.

Содержание занятия 4: знакомство с понятиями: вчера, сегодня, завтра, сначала, потом, раньше, позже.

Планируемый результат: уметь рассуждать, находить причинно-следственные связи, вести диалог.

Апрель

Тема раздела:  «Геометрические фигуры»

Содержание занятия 1: различение геометрических фигур: треугольник, квадрат, круг.  

Содержание занятия 2: нахождение геометрических фигур  в знакомых предметах.

Содержание занятия 3:   моделирование реальных и абстрактных объектов из геометрических фигур в виде аппликаций или рисунка: елочка, домик и т. д. (2-3 детали).

Содержание занятия 4: группировка фигур по форме, цвету, размеру.

Планируемый результат: иметь представление о различении геометрических фигур, знать последовательность практических действий.

Май

Тема раздела: «Закрепление знаний»

Содержание занятия 1: организация рабочего места; чтение и запись чисел в пределах 10.

Содержание занятия 2:  сравнение чисел.

 Содержание занятия 3: нахождение суммы и разности в пределах 10.

Содержание занятия 4: сравнивать предметов по ширине, высоте, длине, массе; развивать умение различать геометрические фигуры.

Прогулка               «Счет по ступенькам: прямой и обратный»

Вечер                                 «С карандашом   по контору»

Обед                     «Расставь посуду и посчитай»

Сон                           Чтение математической сказки

Вечер Разгадывание загадок математического содержания 

Прогулка

Пересчет шагов до разных предметов

Расчесывание волос после сна: сравнение волос по длине, цвету.

Прием пищи: «Тарелка стоит на столе, суп налит в тарелку, ложку держим правой рукой, хлеб – левой»

Строительная игра «Чья башня выше?

Прогулка Занимательные математические вопросы 

Прогулка

Посчитай кусты, игрушки.

Прогулка

Определи геометрические формы транспортных средств, зданий.

Дежурство: раскладывание приборов и материалов для занятий точно по количеству сидящих за одним столом детей.

Прогулка

Сравни деревья по высоте

Д/и

«Расставь недостающие номера»

«Игра

Какое число между»

Д/и

«Цепочка примеров»

«Задачи – смекалки»

Д/и

«Правильный счет»

Д/и

«Веселый зоопарк»

Д/и

«Часть и целое»

Настольная игра

«Блоки Дьенеша»

Д/и

«Арифметический тир»

Настольная игра

«Палочки              Кюизенера»

Д/и

«Развиваем внимание»

Д/и

«Поиграем, посчитаем»

Настольная игра

«Складываем и вычитаем»

Д/и

«Числовые домики»

Д/и

«Геометрические формы»

Д/и

«Конфетки и монетки»

Д/и

«Математический планшет»

Д/и

«Числовые цепочки»

Д/и

«Математические весы»

Настольная игра

«Вставь пропущенное число»

Информировать родителей о задачах и содержании работы по математическому развитию      ребенка.

Участие родителей в работе по математическому развитию ребенка (математические ярмарки, праздники, конкурсы).

Создание обогащенной математической предметно-развивающей среды в детском саду и дома.

Организация семейного клуба в целях обеспечения сотрудничества детского сада с семьей.

Консультация

«Счет в дороге»

Беседа «Интеллектуаль-ные игры для развития ребенка»

Консультация «Учиться можно только весело»

Консультация «Геометрия для дошкольника»

Беседа                    «Веселые  занятия дома по ФЭМП»

Читайте также:  Массаж для моторного развития ребенка

Фотовыставка «Изучаем математику в детском саду»

Выставки,

дни открытых дверей,

совместный с детьми КВН, 

Источник

Елена Кузнецова
Индивидуальный образовательный маршрут по формированию элементарных математических представлений

Индивидуальный маршрут

развития ребенка

по формированию

математических представлений

1. Фамилия, имя ребенка

___

2. Дата рождения

3. № группы 71

4. Направление одаренности математика

5. Воспитатели Комлева О. А. Лобачева Н. Л.

6. Специалист Кузнецова Е. М.

7. Цель разработки индивидуального маршрута

Создание условий для математического развития ребенка, проявляющего интерес к математическим операциям, цифрам. На математическом материале повысить качество выполняемых заданий по инструкции, освоить выполнение упражнений с опорой на алгоритм.

8. Личностный портрет.

Алену отличает высокий уровень развития произвольных психических процессов — отличная память, богатое воспроизводящее воображение, высокий уровень произвольного внимания. Ребенок умеет в соответствии с возрастными требованиями анализировать и классифицировать объекты. Алена отличается высоким стремлением к лидерству. У ребенка достаточно ярко выражена пластичность, что проявляется в умении быстро переключаться с одного вида деятельности на другой. Алена очень ответственно подходит к выполнению всех задачи заданий. Очень любит работать с цифрами, решать примеры на время, создавать и придумывать свои задания. Из предложенных почти всегда выбирает самое трудное.

9. Результаты мониторинга.

По результатам мониторинга на начало учебного года Алена продемонстрировала очень высокий уровень математических представлений в соответствии с возрастными требованиями для детей 5-6 лет. Она опережает программу по всем разделам: «Геометрические фигуры», «Количество и счет», «Логика, мышление». «Ориентировка в пространстве, на листе бумаги».

Алена считает в пределах 100. Сравнивает числа в пределах 100, используя знаки сравнения. Складывает и вычитает числа в пределах 10. Хорошо считает устно и быстро решает примеры.

Алена проявляет высокие навыки в работе по ориентированию в пространстве, на листе бумаги. Очень уверенно чувствует себя в работе с геометрическими фигурами. Высокая способность к анализу и синтезу, что помогает ей в работе с заданиями на логику.

10. Проблемные области развития.

Недостаточная активность ребенка во время коллективной работы с детьми.

11. Задачи

Создать условия для поддержания устойчивого интереса к работе с числами. Освоить математические операции в пределах 20. Научиться определять четные — нечетные числа в пределах 1000. Формировать навык счета 2-ми, 5-ми, 10-ми, 3-ми. На математическом материале повысить качество выполняемых заданий по инструкции. Совершенствовать умение выполнять задания, опираясь на алгоритм.

12. Карта деятельности по индивидуальному маршруту.

Характеристика уровня знаний по результатам беседы В ходе беседы Алена показала заинтересованность в работе с числами. Она с удовольствием выполняла задания на поиск лишнего числа, на нахождение недостающей цифры в примере, на состав числа. Она оперирует понятиями: число – цифра, части – целое.

Выявление интереса к определенным видам математической деятельности Наблюдение за работой Алены на занятиях математики. Беседы с ребенком о его познавательных интересах. Предложить Алене ряд заданий: на счет, на логику, на пространственную и временную ориентацию. Организовать посещение девочкой кружка «Эрудит».

Формы работы Познакомить Алену с различными цифровыми системами, попытаться совместно воспроизвести их.

Выполнение тренинговых упражнений на счет, устный счет, решение примеров на время, счет 2-ми, 5-ми, 10-ми,3-ми.

Придумывание заданий – шифровок с использованием навыков счета в пределах 20.

Освоение интерактивной доски с целью последующей работы по выбранному направлению на ней.

Разгадывание и составление кроссвордов с использованием математических терминов по теме «Счет».

Создать копилку пословиц и поговорок, где есть цифры.

Исследовательская деятельность

Наметить план работы по дальнейшему освоению раздела математики «Счет».

Творческая продуктивная деятельность Презентация полученных работ (портфолио по выбранному направлению).

Фото – выставка (этапы работы).

Дополнительные образовательные услуги Посещение кружка «Эрудит» с целью расширения знаний в в интересующей Аленой области.

Источник

Муниципальное автономное  дошкольное образовательное учреждение города Нижневартовска детский сад № 90 «Айболит»

В практике, процесс обучения и воспитания в основном, ориентируется на средний уровень развития ребенка, поэтому не каждый воспитанник может в полной мере реализовать свои потенциальные возможности. Это ставит перед воспитателями, логопедами, психологами дошкольного образовательного учреждения задачу по созданию оптимальных условий для реализации потенциальных возможностей каждого воспитанника. Одним из решений в данной ситуации является составление и реализация индивидуального образовательного маршрута (далее – ИОМ).

Индивидуальный образовательный маршрут — это персональный путь реализации личностного потенциала ребенка (воспитанника) в образовании и обучении.

Это создание в детском саду условий, способствующих позитивной социализации дошкольников, их социально – личностного развития.

• Создать благоприятную предметно-развивающую среду для социального развития ребенка;

• Организовать единую систему работы администрации, педагогических сотрудников, медицинского персонала ДОУ и родителей по социально-личностному развитию ребенка;

• Совершенствовать стиль общения педагога с ребенком: придерживаться психологически-корректного стиля общения, добиваться уважения и доверия воспитанника;

• Создать условия для развития положительного отношения ребенка к себе, другим людям, окружающему миру, коммуникативной и социальной компетентности детей;

• Формировать у ребенка чувство собственного достоинства, осознания своих прав и свобод (право иметь собственное мнение, выбирать друзей, игрушки, виды деятельности, иметь личные вещи, по собственному усмотрению использовать личное время)

— для детей, не усваивающих основную общеобразовательную программу дошкольного образования;

— для детей, с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов.

-для детей с высоким интеллектуальным развитием.

Введение Федерального Государственного  Образовательного Стандарта говорит сегодня о становлении новой системы дошкольного  образования, где одним из ключевых моментов является необходимость использования всех педагогических ресурсов для эффективного  развития ребёнка. Данный  индивидуальный образовательный маршрут  — это персональный путь реализации личностного потенциала ребенка  в образовании и обучении, создание условий для математического развития ребенка, формирование  устойчивого интереса ребенка к  познавательной мыслительной деятельности, ориентированной на мотивацию к процессу обучения. Индивидуальный образовательный маршрут направлен на преодоление несоответствия между процессом обучения по программе и реальными возможностями ребенка,  его познавательными потребностями  в целях своевременной коррекции организуемой образовательной деятельности.

Читайте также:  Калькулятор развития ребенка в утробе матери

Создание в группе условий, способствующих позитивной социализации ребенка, его математического развития и ориентирована на достижение воспитанником государственного стандарта, на результаты освоения программы в соответствии с индивидуальными возможностями и образовательными потребностями ребенка.

1. Организовать дифференцированную и целенаправленную математическую работу с ребенком по его развитию;                                             2. Наладить более успешное педагогическое сотрудничество с родителями ребенка;    

  3. Создать условия для успешной адаптации к школьному обучению .

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение                      города Нижневартовска детский сад № 90 «Айболит»

Трудности: Недостаточная активность ребенка в непосредственно образовательной деятельности по ФЭМП, испытывает трудности при выполнении заданий математического характера

Месяц

Неделя

Сентябрь

«счет в пределах 10»

Режимные

моменты

Непосредственно-

Образовательная

деятельность

Самостоятельная

деятельность

Взаимодействие

С родителями

1 неделя

Обед.Проверить сервировку стола.

Цель:формировать умение определять количество ложек,

Тарелок,чашек и т.д.при помощи счета в пределах 10

Игровое упражнение «Отсчитай столько же»

Рассматривание

Картинок:

«Найди отличия»

«Курочка и цыплята»

Цель: формировать навыки счета до 10

Предложить родителям поиграть с ребенком в игру

«Составим поезд»

Цель: закреплять навык счета.

2 неделя

Прогулка: «Счет по ступенькам прямой и обратный»

Упражнение «учись считать»

Упражнение «Раскрась вторую половинку»

Информировать родителей о задачах и содержании работы по развитию математических

Способностей ребенка

3 неделя

Прогулка: «Пересчет шагов до разных предметов»

Упражнение «Считаем дальше»

Дид. Игра

«Вставь пропущенное число»

Беседа «Интеллектуальные игры для развития

Ребенка»

Октябрь

Геометрические

Фигуры»

1 неделя

Прогулка «Определи геометрические

Формы транспортных

Средств, зданий

Игра «Найди предмет такой же

Формы»

Упражнение «Закрась геометрические

Фигуры»

Консультация «Геометрия для дошкол3

*52/

ьника»

2 неделя

Дежурство «Расставь подносы круглой формы»

Игровое упражнение «Не

Ошибись»

Дид. Игра «Украсим коврик»

Задание «Нарисуй вместе с мамой»

3 неделя

Прогулка «Нарисуй на земле палочкой

Геометрический замок»

Игровое упражнение «Найди четырехугольники»

Упражнение «Выложи орнамент»

Беседа с ребенком «Какой формы предметы , которые нас окружают»

4 неделя

Прогулка: подвижная игра

«Найди свой домик!

Упражнение «Сравни фигуры»

Игра «Построим домик»

Совместно с ребенком                           « Поделка из геометрических фигур»

Ноябрь

1 неделя

«Дни недели»

Вечер:

 игра с мячом «Какой день был вчера, если сегодня…»

Игровое упражнение «Дни недели»

Нарисуй дни недели

Консультация «Учиться можно весело»

2 неделя

Утро: Заучивание стихов о днях недели

Игровое упражнение с мячом « Назови соседей»(понедель- ника, и т. д.)

Раскрась дни недели

Участие родителей по математическому развитию ребенка (математические конкурсы, праздники)

3 неделя

Подвижная игра: «Дни недели, стройтесь в ряд»

Игра «Дни недели перепутались»

Составь меню

Для «Робина- Бобина»

 Игра на дом « Что изменилось»

4 неделя

Дежурство: «полей то растение, которое мы поливали в понедельник»

Игра « Какой день был вчера, если сегодня пятница?»

Составь радугу из дней недели

Повторение стихов о дях недели

ДекабрьЦифры

1 неделя

Выполнение заданий на индивидуальных листах

Игра «Какой цифры не стало»

Д.и. «Расставь недостающие номера»

Консультация «Счет в дороге»

2 неделя

Вечер: «С карандашом по контуру»

Игра Десантники»- цифру приземлить на свой пример

 Упражнение «Обведи цифру по контору»

Создание обогащенной математической предметно- развивающей среды

3 неделя

Игра «Цифры заблудились»- расставить цифры по порядку

 Игра «Назови соседа»

Игра «Какая цифра между»

Игры дома на счет предметов , которые окружают ребенка.

4 неделя

Сон:Чтение математической сказки

Дид. И. «Арифметический тир»

Настольная игра « Вставь пропущенную цифру»

Беседа «Веселые занятия дома»

Январь

Величина

1 неделя

Прогулка: Сравни деревья по высоте.

Игра «Построим домик»

«Определи размер на ощупь»

Совместный с детьми КВН

2 неделя

Вечер: Строительная игра «Чья башня выше?»

Игра «Исправь ошибку»

Д.и. «Математи-ческие весы»

Памятка «Развитие интеллектуальных способностей детей, через познавательно- математическую деятельность»

3 неделя

Дежурство: Найди такое же по величине

Игра «Наведи порядок»

Упражнение «Исправь ошибку»

Консультация «Учим математику дома»

4 неделя

Прогулка: Занимательные математические вопросы

Игра «Сломанная лестница»

Игра «Найди недостающие»

Памятка «Дидактические игры по математике рекомендуемые для проведения дома»

Февраль

Ориентировка во времени

1 неделя

Прогулка Занимательные математические вопросы

Упражнение: «Утро, день вечер, ночь- сутки прочь»

Игра «Наш день»

Выставка методической литературы Познавательно- математическое развитие дошкольников

2 неделя

Вечер Разгадывание загадок математического содержания

Игра «Наоборот»

Упражнение « Вчера, сегодня, завтра.»

Фотовыставка «Изучаем математику в детском саду»

 3 неделя

Прием пищи: «Тарелка стоит на столе, суп налит в тарелку, ложку держим правой рукой, хлеб-левой.

Игра «Наш день»

Упражнение «Составь день по картинкам»

Консультация «Как помочь ребенку в овладении временной ориентировки»

4 неделя

Прогулка Занимательные математические вопросы

Упражнение «Назови соседей»

Игра « Исправь ошибку»

Кроссворд в уголке для родителей «Математические понятия»

Незначительно повысился общий уровень развития.

Немного преодолел «барьер смущения».

 Улучшилось внимание и память.

Источник