Индивидуальный маршрут развития ребенка в дополнительном образовании

Индивидуальный маршрут развития ребенка в дополнительном образовании thumbnail

Характеристики основного вида ИОМ

Характеристики основного вида ИОМ
Индивидуальный образовательный маршрут ученика 1-2 ступени общего образования. Этапы эволюции. Часть 2. Субботина И.Н., заместитель директора по УВР Работа педагогов с индивидуальной картой развития завершена.

Подробнее

4. Организация работы элективных курсов

4. Организация работы элективных курсов
практически важных задач (учебная практика, проектная технология, исследовательская деятельность); — поддержание мотивации ученика; — повышение уровня индивидуализации обучения и социализации личности;

Подробнее

ПРОЕКТИРОВАНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ

ПРОЕКТИРОВАНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ
Н. А. Савинова (Санкт Петербург) ПРОЕКТИРОВАНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ МАРШРУТОВ УЧАЩИХСЯ НА ОСНОВЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПОТРЕБНОСТЕЙ Автор рассматривает вопросы формирования образовательных потребностей

Подробнее

Электронный архив УГЛТУ

Электронный архив УГЛТУ
84 Ю.В. Тайцай, С.Н. Дорофеев (ПГУ, Пенза) ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ТРАЕКТОРИЯ ОБУЧЕНИЯ МАТЕМАТИКЕ КАК ФОРМА РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТНЫХ КАЧЕСТВ ОБУЧАЮЩИХСЯ В современном образовательном пространстве вопрос о переходе к

Подробнее

II. Анализ исходного состояния проблем

II. Анализ исходного состояния проблем
II. Анализ исходного состояния проблем Основания для разработки программы Противоречие Проблемы В условиях проведенного в образовательной организации анализа действующих подходов к организации и управлению

Подробнее

2. Основные цели и задачи мониторинга

2. Основные цели и задачи мониторинга
Система оценки многофункциональная система, включающая текущую и итоговую оценку результатов освоения школьниками основной образовательной программы основного общего образования; оценку деятельности педагогов

Подробнее

Базовые компетентности педагога

Базовые компетентности педагога
п/п Базовые компетентности педагога Базовые компетентности педагога (требования профессионального стандарта) Характеристики компетентностей Показатели оценки компетентности 1 2 3 4 1. Социально-личностные

Подробнее

1-2-е классы. Профессии наших родителей

1-2-е классы. Профессии наших родителей
План работы по предпрофильной подготовке и профильному обучению обучающихся МКОУ «СОШ 30» на 2014-2015 учебный год Главная цель ПП и ПО: формирование готовности к выбору профиля и сознательному выбору

Подробнее

Пояснительная записка.

Пояснительная записка.
Пояснительная записка. Первая серьѐзная жизненная проблема, с которой сталкиваются старшеклассники, выбор будущей профессии. Вопрос профессионального самоопределения начинает осознаваться учащимися уже

Подробнее

ПОЛОЖЕНИЕ ОБ ЭЛЕКТИВНЫХ КУРСАХ

ПОЛОЖЕНИЕ ОБ ЭЛЕКТИВНЫХ КУРСАХ
ПРИНЯТО: Педагогическим советом муниципального казенного общеобразовательного учреждения Сучковская средняя общеобразовательная школа УТВЕРЖДАЮ: Директор муниципального казенного общеобразовательного учреждения

Подробнее

Пояснительная записка

Пояснительная записка
1 Пояснительная записка Программа разработана для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) 8-9 классов. Актуальность данной программы в том, что она позволяет детям задуматься

Подробнее

Пояснительная записка

Пояснительная записка
Пояснительная записка Индивидуальный образовательный маршрут (траектория) это система изучения, закрепления или повторения какой-либо темы, разработанная для конкретного ученика с учетом его психологических

Подробнее

«Твой жизненный успех»

«Твой жизненный успех»
Приложение 15 к основной образовательной программе основного общего образования (ФК) ПРОГРАММА УЧЕБНОГО КУРСА ПО ВЫБОРУ «Твой жизненный успех» 9 класс основное общее образование 2015 1.Пояснительная записка

Подробнее

Источник

Лысова Оксана
Индивидуальный образовательный маршрут одарённого обучающегося

Муниципальная бюджетная образовательная организация

дополнительного образования

«Детский образовательно — оздоровительный Центр «Кристалл»

Индивидуальный образовательный маршрут

одаренного обучающегося объединения

«Современное вязание спицами и крючком»

Агуреевой Елизаветы Алексеевны

на 2016-2017 учебный год

Разработала: Лысова Оксана Александровна

педагог дополнительного образования

г Уварово, 2017 год

Пояснительная записка

Создание условий, обеспечивающих выявление и развитие одаренных детей, реализацию их потенциальных возможностей, является одной из приоритетных задач современного общества.

Деятельность учреждения МБОО ДО «ДООЦ «Кристалл» имеет цель – создание условий для личностного и профессионального самоопределения обучающегося. Важно то, что дополнительное образование даёт возможности для развития детской одарённости. И чем раньше у ребёнка обнаружатся способности к той или иной деятельности, чем больше внимания уделить их развитию, тем легче ему будет найти своё призвание.

Индивидуальный образовательный маршрут — это образовательная программа одного конкретного обучающегося, направленная на развитие его способностей и преодоления трудностей в обучении.

Представленный индивидуальный образовательный маршрут ориентирован на выявление и развитие интеллектуально-творческого потенциала обучающейся объединения «Современное вязание спицами и крючком» Агуреевой Лизы.

Цель индивидуального образовательного маршрута — накопление фактических знаний и раскрытие творческого потенциала учащего посредством занятий художественным вязанием.

Задачи:

-раскрыть значимость народного искусства в сфере современного декоративно-прикладного искусства;

-изучить основные принципы построения декоративной композиции.

-развивать интерес к народному и декоративно-прикладному искусству;

-развивать творческие способности и стремление к творческому познанию и самовыражению;

-развивать у учащихся художественный образ мышления, в том числе внимания, памяти, фантазии, воображения;

-воспитывать уважение к культурному наследию своего народа; привитие интереса и любви к художественному вязанию, как виду художественного творчества;

-воспитывать терпение, волю, трудолюбие в достижении цели;

-воспитывать стремление к самостоятельному творчеству.

При составлении индивидуального образовательного маршрута учитывался следующий опыт работы:

Читайте также:  Родительское собрание развитие внимания ребенка

-Авторская образовательная программа «Развитие одарённости в учреждениях дополнительного образования детей” — автор- Тамашевская О. А.

— Дополнительная образовательная программа «Работа с одаренными детьми»

, автор – Сигора И. М.

— Авторская программа «Работа с одаренными детьми», автор Храмцова А. М.

В основе индивидуального образовательного маршрута лежит дополнительная общеразвивающая программа «Современное вязание спицами и крючком», которая была разработана мной и имеет художественную направленность.

Организационно-педагогические условия реализации программы

При реализации программы обучения по индивидуальному образовательному маршруту используются как традиционные методы обучения, так и инновационные технологии: словесные, наглядные, практические методы, методы проблемного обучения, метод запрещений (когда не разрешается использование в работе какого-либо цвета, способа обработки детали, что побуждает ребенка искать новое решение поставленной задачи, метод информационной поддержки, дизайн-анализ. Использование разнообразных форм обучения повышает продуктивность занятий, повышает интерес учащихся к учебному процессу.

Занятия предполагается вести один раз в неделю по 1 часу. Для занятий необходимо иметь специальное оборудование, методическое оснащение.

Требования к учебно-методическому и материально-техническому обеспечению образовательного процесса

Для реализации данного индивидуального образовательного маршрута должны быть привлечены следующие материально-технические ресурсы и средства обучения: учебный кабинет, компьютер, мультимедиа-проектор, доступ к сети интернет, инструменты (ножницы, крючки, линейка, игла, клеевой пистолет, материалы (картон, клей ПВА, клей «Титан», фанера, клеевые стержни, пряжа разного состава, схемы.).

Формы подведения итогов и контроля.

Для текущего и промежуточного контроля знаний обучающейся по итогам изучения каждой темы проводятся: тестирование, анкетирование. Контроль знаний, умений навыков также может проводиться и в занимательной форме: игры, загадки.

Итоговый контроль приобретённых практических умений и навыков осуществляется по качеству изготовления итоговых работ, по результатам участия в выставках, творческих конкурсах, фестивалях, соревнованиях.

Ожидаемые результаты

-применение глубоких знаний, умений и навыков в области вязания крючком, краеведении, истории родного края;

-интерес обучающейся к освоению новых техник и видов декоративно-прикладного и изобразительного искусства;

-разработка авторских схем по вязанию для своих работ и создание собственных проектов;

-развитие образного мышления посредством создания художественных образов.

Учебно-тематический план

№ п/п Тема занятий Количество часов

теория практика итого

1 Вводное занятие. 2 2

2 Вязаные поделки и украшения.

Вязаные панно и прихватки. 2 15 17

Прихватка божья коровка 1 1 2

Прихватка вишенка 2 2

Прихватка барашек 2 2

Прихватка рукавичка 2 2

Панно с цветами 1 2 3

Панно зимний лес 3 3

Панно любимая сказка 3 3

Декорирование изделия- авторские разработки. 3 12 15

Украшение шарфика. 1 2 3

Брошки крючком 1 2 3

Украшаем варежки 2 2

Декорирование ободков 2 2

Цветочная композиция. 1 2 3

Украшение сумочки. 2 2

3 Итоговое занятие 2 2

Итого: 9 27 36

Индивидуальный образовательный маршрут одарённого обучающегосяИндивидуальный маршрут развития ребенка в дополнительном образовании

Источник

Муниципальное автономное учреждениеhello_html_m33391597.png

дополнительного образования

«Детско-юношеский центр»

Методические рекомендации по составлению и использованию индивидуальных образовательных маршрутов для одарённых детей

Составитель:

Кассис Светлана Николаевна,

Заместитель директора

по учебно-воспитательной работы

Андреева Светлана Анатольевна,

методист

Тимофеев Михаил Андреевич,

педагог дополнительного образования

Салехард, 2016

Актуальность

Целью деятельности Дома детского творчества и дополнительного образования в целом является — создание условий для жизненного личностного и профессионального самоопределения воспитанников. Дом детского творчества имеет огромный потенциал для работы в этом направлении. Оно предоставляет широкий спектр видов творческой деятельности, среди которых каждый воспитанник может найти себе дело по душе, которое, возможно, в будущем станет его профессией.

Очень важно, что Дом детского творчества дает большие возможности для развития детской одаренности. Ведь, чем раньше у ребенка обнаружатся способности к той или иной деятельности, чем больше внимания будет уделено их развитию, тем легче ему будет найти свое призвание.

Любому обществу нужны одаренные люди и задача общества состоит в том, чтобы рассмотреть и развить способности всех его представителей. К большому сожалению, далеко не каждый человек способен реализовать свои способности.

Если воспитанник, занимающийся в детском объединении, сможет самореализовать свои творческие способности, то это и будет являться одним из решающих факторов, способствующих его личностному, жизненному и профессиональному самоопределению.

Для развития одаренности воспитаннику необходимы как групповые, так и индивидуальные формы обучения. Поиски в направлении разработки индивидуальных форм организации обучения ведутся многими специалистами в разных странах. Большинство зарубежных исследователей склоняются к тому, что предельно индивидуализировать образовательную деятельность ребенка можно только одним способом — разработать индивидуальные образовательные маршруты для каждого воспитанника, исходя из его индивидуальных возможностей и особенностей.

Читайте также:  Интелектуальные отклонения в развитии ребенка

Индивидуальный образовательный маршрут — это образовательная программа, предназначенная для обучения одного конкретного воспитанника, направленная на развитие его индивидуальных способностей.

Индивидуальный образовательный маршрут поможет одаренному ребенку раскрыть все свои таланты и определиться в мире профессий. Приходим к выводу, что использование индивидуальных образовательных маршрутов в системе дополнительного образования является одной из форм педагогической поддержки личностного, жизненного и профессионального самоопределения воспитанников.

Методика построения индивидуального образовательного маршрута мало разработана, в особенности для использования в системе дополнительного образования. В многочисленных книгах и статьях о развитии детской одаренности много разных интересных задач, заданий, методик. Но как известно, серьезный педагогический эффект не могут гарантировать отдельные задания и методики, его можно добиться только имея целостную систему -программу, или индивидуальный образовательный маршрут.

Цель:

Внедрение методики разработки и использования индивидуальных образовательных маршрутов в образовательной деятельности с одаренными детьми.

Целевая аудитория: педагоги дополнительного образования.

Методика построения

индивидуального образовательного маршрута.

Педагог, составляющий индивидуальную программу для того или иного ребенка, должен опираться в первую очередь на содержание базовой программы своего объединения.

Главный вопрос всякой образовательной программы или маршрута -как структурировать материал? Приступая к созданию индивидуального образовательного маршрута, педагогу необходимо определить, по какому типу структурирован материал в его программе.

Различные структуры образовательных программ могут быть представлены простыми геометрическими линиями.

hello_html_m254e47da.png

Большая часть традиционных программ строится по аналогии с прямой линией, идущей вверх (Рис.1). Это позволяет реализовать систематичность и последовательность: от простого к сложному.

Построить программу, ориентированную на развитие одаренности, таким образом, очень сложно, потому что одаренные дети, зачастую, имеют склонность к задачам дивергентного типа (творческие задания). Особенность этих заданий в том, что они допускают множество правильных ответов. Решение этих задач в рамках программы, основные требования которых систематичность и последовательность, довольно затруднительно.

Другой способ решения — структурирование учебного материала по типу нескольких концентрических кругов (Рис.2). В структуру такой программы обычно входят несколько более мелких подпрограмм. Пройдя первый круг, ребенок осваивает второй, затем третий.

Второй принцип при разработке индивидуального образовательного маршрута возможен, но наиболее продуктивен — третий (Рис.3) — логарифмическая спираль.

Благодаря такой структуре, один и тот же вид деятельности отрабатывается на занятиях периодически, многократно, причем содержание постепенно усложняется и расширяется за счет обогащения компонентами углубленной проработки каждого действия. При этом способе структурирования материала открываются большие возможности для исследовательской деятельности воспитанников, которая, как раз, направлена на развитие их одаренности.

Определив тип структуры образовательной программы можно приступить к разработке индивидуального образовательного маршрута.

Известный специалист в области одаренных детей Джон Рензулли считает, что педагог, разрабатывающий индивидуальный образовательный маршрут должен действовать примерно по такой схеме:

  1. Определить уровень развития ребенка (в т.ч. его качества и
    способности);

  2. Очертить долгосрочные и краткосрочные цели и пути к их
    достижению;

  3. Определить время, которое должен затратить ребенок на освоение стандартной и специальной программы;

  4. Предусмотреть участие родителей;

  5. Определить способы оценки успехов воспитанника.

Используя данную методику, быларазработана схема построения индивидуального образовательного маршрута для одаренных детей в Доме детского творчества.

Итак, на основе базовой программы и данной схемы педагог может разрабатывать индивидуальный маршрут.

Рассмотрим подробнее этапы:

— Диагностикауровня развития способностей воспитанника и его индивидуальных особенностей. Очень важен и примечателен тот факт, что педагогические работники в своей практической деятельности, чтобы не проглядеть, не потерять одаренность проявляют большое внимание к установлению уровня способностей и их разнообразия у детей. И, наоборот, теряя дарование, талант и просто заметные способности, педагоги образовательных учреждений теряют и всех остальных.

Существует множество методик диагностики уровня развития способностей и одаренности. Назовем несколько из них:

  • Методика использования личной карточки одаренного ребенка;

  • Методика «Карта одаренности»;

  • Характеристика воспитанника;

  • Анкета для родителей;

  • Пожелания воспитанника.

— Определение цели и задачимаршрута. Исходя из результатов диагностики, педагог совместно с воспитанником и его родителями.

Определение времени. Этот этап не должен вызвать у педагога затруднение. В индивидуальном порядке по согласованию с родителями и самим воспитанником срок действия маршрута определяется в соответствии с поставленными целями и задачами.

Читайте также:  Методика развития умственного развития ребенка

— Определение роли родителей воспитанника в реализации маршрута. Он предусматривает участие родителей в разработке маршрута, определении целей в совместной творческой деятельности со своим ребенком (Например, изготовление костюма для выступления на концерте и др.)

-Разработка учебно-тематического плана. Педагогу необходимо совместно с воспитанником и родителями подобрать темы занятий дополнительно к темам из базовой программы, опираясь на интересы воспитанника, его возможности и поставленные цели.

Определение содержания учебно-тематического плана, формы занятий, приемов и методов, формы определения итогов. Рассмотрим его подробнее. Каждый одаренный ребенок неповторим, но существует много черт характерных для большинства одаренных детей. Учитывая эти особенности, можно очертить круг методов и технологий образовательной деятельности, которая проходит в рамках индивидуального образовательного маршрута.

Любопытство характерно для каждого ребенка и одаренного и обычного. Любознательность – признак одаренности. Ребенок испытывает удовольствие от умственного напряжения. Одаренным детям в большей степени, чем их нормальным сверстникам, свойственно стремление к познанию, исследованию окружающего мира.

Исследовательская деятельность. (Например: исследование по экологии; по полезным ископаемым Урала; исследование природы родного края).

  1. Сверхчувствительность к проблеме.

Способность видеть проблему там, где другие не видят никаких сложностей, где все представляется как будто ясным одно из важнейших качеств, отличающих истинного творца от посредственного человека.

Проблемные, ориентированные на самостоятельную творческую работу задания.

  1. Склонность к задачам дивергентного типа.

Творческие задания, которые допускают множество правильных ответов.

  1. Оригинальность мышления.

Способность выдвигать новые неожиданные идеи, отличающиеся от широко известных, а также способность разрабатывать существующие идеи, что особенно ценится в художественном творчестве.

Работа по разработке новых идей или уже существующих. (Например: в мультипликации на создание определенного образа).

  1. Высокая концентрация внимания.

Сложные и сравнительно долговременные задания.

  1. Отличная память.

Синтез памяти и способности классифицировать, структурировать, систематизировать не редко выражается в склонности к коллекционированию.

Задание по собиранию материала для мини музея по мультипликационной педагогике.

  1. Способность к оценке.

Производное критического мышления.

Задание по анализу собственной или чужой деятельности. (Например: педагог вместе с воспитанником посещает выставку и анализирует его творчество).

  1. Широта интересов.

Одаренные дети могут если не все, то многое.

Развивать и поддерживать широту интересов (Например: добавить занятие с другими специалистами).

Используя данную таблицу, педагог может подобрать методы работы с одаренным ребенком по индивидуальному образовательному маршруту и добавить их к традиционным методам из базовой программы.

Что касается рекомендуемых форм занятий, они разнообразны (приложение 1).

Форма подведения итогов используемых в индивидуально-образовательном маршруте для одаренных детей также могут быть необычны (приложение 2).

-Интеграция с другими специалистами. Разработчик маршрута, проанализировав результаты диагностики и исходя из содержания учебно-тематического плана, решает, нужно ли для достижения поставленной цели привлечь к работе с данным воспитанником других специалистов. (Например: Если воспитанник занимается вокалом, то ему возможно необходимо занятие и с хореографом, или если по результатам диагностики выяснилось, что у воспитанника есть психические особенности, то ему необходимы занятия с психологом).

-Определение способов оценки и самооценки успехов воспитанника.Способ оценки и самооценки успехов выбирает педагог совместно с воспитанником.

Предлагается проводить оценку успехов на каждом этапе освоения маршрута по карте одаренности, которую уже использовали на этапе диагностики.

Самооценку воспитанник может провести по схеме самоанализа (приложение 3).

Приложение №1

Возможные формы занятий для одаренных воспитанников, занимающихся по индивидуальному образовательному маршруту.

  1. Игра.

  2. Беседа.

  3. Экскурсия.

  4. Бенефис.

  5. Наблюдение.

  6. Практическое занятие.

  7. Размышление.

  8. Тренинг.

9.Творческий отчет.

10. Творческая мастерская.

11. Эксперимент.

12.Беда эвристическая.

13.Круиз.

14.Мозговой штурм.

15. «Фабрика».

16.Урок погружение.

Приложение№2

Схема самоанализа воспитанника,

обучающегося по индивидуальному

образовательному маршруту.

  1. Какие цели я ставил перед собой в начале учебного года? (Что я хотел?)________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  2. Какие действия я спланировал для достижения цели? (Что я должен сделать?)__________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Удалось ли мне реализовать задуманное? (Что я сделал для достижения цели?) _________________________________________________

___________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________

  1. Какова эффективность моих действий? (Чему научился? Что необходимо еще сделать?) ___________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

Приложение №3

Возможные формы подведения итогов.

  1. Концерт.

  2. Открытое занятие.

  3. Показ достижений.

  4. Зачетная работа.

  5. Экзамен.

  6. Тест.

  7. Рефлексия.

  8. Персональная выставка.

Источник