Индивидуальный маршрут развития ребенка старшей группы

Ольга Маршевицкая
Индивидуальный образовательный маршрут на ребенка старшей группы

Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»

Социализация, развитие общения, нравственное воспитание

Актуальность проблемы:

Не выдерживает ролевое поведение в игре; не может обогатить сюжет. В игре не всегда считается с мнением своих товарищей. Не умеет договариваться, уступать, может создать конфликтную ситуацию.

Дает не всегда правильную нравственную оценку своим поступкам.

В играх с правилами не всегда правильно оценивает свои возможности, преодолевает трудности, выполняет правила.

Не всегда соблюдает правила поведения в общественных местах.

Задачи:

Формировать умение согласовывать свои действия с действиями партнеров, соблюдать в игре ролевые взаимодействия и взаимоотношения. Учить согласовывать тему игры, распределять роли; подготавливать необходимые условия, договариваться о последовательности совместных действий. Учить самостоятельно разрешать конфликты, возникающие в ходе игры: договариваться, уступать, мириться.

Формировать умение правильно оценивать свои поступки.

Учить ребенка правильно оценивать свои возможности, преодолевать трудности, действовать согласно правилам.

Расширять представления о правилах поведения в общественных местах. Побуждать ребенка соблюдать их.

Ребенок в семье и обществе

Актуальность проблемы:

Не всегда уважительно относится к сверстникам противоположного пола.

Не достаточно развиты представления о семье и ее истории.

Не поддерживает порядок в группе.

Не проявляет активного участия в оформлении помещений группы.

Задачи:

Расширять традиционные гендерные представления. Воспитывать уважительное отношение к сверстникам противоположного пола.

Углублять представления о семье и ее истории.

Привлекать к оформлению группового помещения к различным праздникам.

Самообслуживание, самостоятельность, трудовое воспитание

Актуальность проблемы:

Нарушение осанки за столом.

Не соблюдает порядок в своем шкафу, неопрятно заправляет постель.

Не может без напоминания взрослого убрать за собой рабочее место.

Трудовые поручения выполняет, но самостоятельно инициативу не проявляет. Не всегда доводит начатое дело до конца.

Задачи:

Учить сохранять правильную осанку за столом (во время еды, занятий).

Учить соблюдать порядок в своем шкафу: раскладывать одежду в определенные места.

Воспитывать умение самостоятельно и своевременно убирать свое рабочее место (убирать материалы для занятий, мыть кисточки, палитры, протирать стол).

Воспитывать положительное отношение к труду, желание выполнять поручения.

Воспитывать самостоятельность ответственность, умение доводить начатое до конца.

Учить самостоятельно выполнять обязанности дежурного по столовой, в уголке природы.

Формирование основ безопасности

Актуальность проблемы:

Не всегда соблюдает правила поведения в природе.

Знает не все правила безопасности на дороге.

Не знает телефоны экстренных служб.

Называет свои имя и фамилию, домашний адрес назвать не может.

Задачи:

Формировать понятие о том, что в природе все взаимосвязано, что человек не должен нарушать эту взаимосвязь, чтобы не навредить животному и растительному миру. Учить бережно относится к природе.

Знакомить с элементами дороги, работай светофора, с правилами дорожного движения, с дорожными знаками. Рассказать о работе инспектора ГИБДД.

Расширять знания о том, что в случае необходимости взрослые звонят по телефонам «01», «02», «03».

Учить называть свой домашний адрес.

Образовательная область «Познавательное развитие»

Формирование элементарных математических представлений

Актуальность проблемы:

Не умеет сравнивать рядом стоящие числа в пределах 10.

Цифры знает от 0 до 5.

Не знает порядковые числительные.

Не правильно называет части, полученные от деления.

Знает геометрические фигуры, но не умеет соотносить объемные и плоскостные фигуры.

Плохо ориентируется в пространстве.

Не называет дни недели в правильной последовательности.

Задачи:

Учить сравнивать рядом стоящие числа в пределах 10 на основе сравнения конкретных множеств.

Знакомить с цифрами от 5 до 9. Учить обозначать количество нужной цифрой.

Формировать понятие о том, что предмет можно разделить на несколько равных частей. Учить правильно называть части, полученные от деления.

Развивать геометрическую зоркость: умение анализировать и сравнивать предметы по форме; находить в ближайшем окружении предметы одинаковой и разной формы.

Совершенствовать умение ориентироваться в окружающем пространстве; понимать смысл пространственных отношений; двигаться в заданном направлении; определять свое местонахождение среди окружающих людей и предметов. Учить ориентироваться на листе бумаги.

Учить называть дни недели в правильной последовательности.

Ознакомление с предметным окружением

Актуальность проблемы:

Самостоятельно определяет не все материалы, из которых изготавливают предметы.

Задачи:

Учить самостоятельно определять материал, из которого изготовлен предмет, характеризовать свойства и качества предметов.

Знакомить с историей возникновения предметов («Как получилась книжка», «Откуда пришел стол?» и др.).

Ознакомление с социальным миром

Актуальность проблемы:

Знания о своей стране на низком уровне.

Недостаточно сформированы представления о людях различных профессий.

Задачи:

Познакомить со столицей России, ее гербом, флагом и мелодией гимна. Расширять представления о Российской армии. Знакомить с государственными праздниками.

Читайте также:  Нарушения в речевом развитии ребенка их систематика и статистика

Обогащать представления о профессиях; о важности и значимости их труда; о том, что для облегчения труда используется разнообразная техника. Знакомить с трудом людей творческих профессий.

Ознакомление с миром природы

Актуальность проблемы:

Не знает названия комнатных растений.

Различает не все деревья.

Знания о грибах, ягодах сформированы на низком уровне.

Не может назвать зимующих и перелетных птиц.

Называет домашних, диких животных и их детенышей. Не знает, как дикие животные готовятся к зиме.

Признаки каждого времени года называет, но путает последовательность времен года.

Не знает о значении солнца и воздуха в жизни человека, животных и растений.

Задачи:

Знакомить с комнатными растениями, правилами ухода за ними.

Учить различать деревья по строению, листьям, плодам.

Дать представления о грибах; учить отличать съедобные от несъедобных.

Познакомить с ягодами (садовыми и лесными).

Знакомить с зимующими птицами и перелетными.

Расширять представления о том, как животные готовятся к зиме.

Формировать представление о чередовании времен года.

Расширять и обогащать представления о влиянии тепла, солнечного света на жизнь людей, животных и растений.

Образовательная область «Речевое развитие»

Актуальность проблемы:

Затрудняется в прилагательных к существительному, подборе слов со сходным значением.

Не называет слова с заданным звуком, не умеет определять место звука в слове.

Неправильно согласовывает существительные с числительными.

Испытывает затруднения в образовании однокоренных слов.

Не умеет составлять по образцу простые и сложные предложения.

Плохо развита как диалогическая форма речи, так и монологическая.

Не умеет пересказывать сказки, рассказы, рассказывать о предмете, составлять рассказ по картине.

Не может составить рассказ из личного опыта.

Не внимательно слушает сказки, рассказы, стихотворения.

Не всегда понимает скрытые мотивы героев произведения.

Задачи:

Упражнять в подборе прилагательных к существительному, в подборе слов со сходным значением.

Развивать фонематический слух.

Учить правильно согласовывать существительные с числительными, образовывать однокоренные слова.

Упражнять в составлении предложений.

Развивать умение поддерживать беседу. Поощрять попытки ребенка делиться впечатлениями с педагогом и детьми, высказывать свою точку зрения.

Учить связно и последовательно пересказывать небольшие сказки и рассказы. Учить по плану или образцу составлять описательный рассказ о предмете. Учить составлять рассказ по картинкам с последовательно развивающимся действием.

Развивать интерес к художественной литературе.

Побуждать рассказывать о своем восприятии конкретного поступка литературного персонажа. Помогать понять скрытые мотивы поведения героев.

Образовательная область «Физическое развитие»

Актуальность проблемы:

Знает не все важные компоненты здорового образа жизни и факторы, разрушающие его.

Не проявляет интерес к физической культуре и спорту.

Участвует в подвижных играх со сверстниками, но самостоятельно не может организовать знакомую игру.

Задачи:

Расширять представления о полезных факторах для здоровья человека: правильное питание, закаливание, режим дня, занятия физической культурой.

Формировать потребность в здоровом образе жизни. Прививать интерес к физической культуре и спорту.

Учить самостоятельно организовывать подвижные игры, проявляя инициативу и творчество.

Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»

Предметное рисование

Актуальность проблемы:

Передает в рисунке образы предметов, объектов, персонажей сказок. Не правильно передает форму, величину, пропорции частей. Не умеет передавать движение фигуры.

Не умеет самостоятельно смешивать краски для получения новых цветов и оттенков.

В рисовании карандашом рисует с одной постоянной силой нажима.

Задачи:

В предметном рисовании обращать внимание на передачу в рисунке форму, величину предметов, пропорции частей. Учить передавать движения фигур.

Знакомить с новыми цветами и оттенками. Учить смешивать краски для получения новых цветов и оттенков, высветлять цвет, добавляя в краску воду.

Вырабатывать навыки рисования контура предмета простым карандашом с легким нажимом на него, чтобы при последующем закрашивании на изображении не оставалось грубых линий, пачкающих рисунок.

При рисовании карандашом учить предавать оттенки цвета, регулируя нажим на карандаш.

Сюжетное рисование

Актуальность проблемы:

Не умеет правильно располагать изображение на листе, соотносить предметы по величине.

Задачи:

Развивать композиционные умения, учить располагать изображение на полосе внизу листа, по всему листу. Обращать внимание на соотношение по величине разных предметов в сюжете (дома большие, деревья высокие и низкие, люди меньше домов и т. д.).

i]Декоративное рисование[/i]

Актуальность проблемы:

Не знает народные декоративные росписи.

Задачи:

Знакомить с народными декоративными росписями: цветовым строем, элементами композиции. Учить создавать узоры на листах в форме народного изделия (поднос, солонка, чашка и др.).

Лепка

Актуальность проблемы:

Не умеет лепить предметы из целого куска глины, пластилина.

Затрудняется лепить фигуру человека в движении.

Читайте также:  Игрушка пирамидка и ее значение в развитии ребенка

Лепка мелких деталей, использование стеки вызывает у ребенка затруднения.

Задачи:

Учить лепить предметы из целого куска глины, пластилина.

Учить передавать в лепке выразительность образа, лепить фигуры человека в движении.

Формировать умение лепить мелкие детали; пользуясь стекой, наносить дополнительный рисунок на поделку (чешуйки на рыбке, шерсть животного и др.).

Развивать творчество, инициативу. Побуждать ребенка использовать в лепке дополнительные материалы: косточки, зернышки, бусинки и т. д.

Декоративная лепка

Актуальность проблемы:

Испытывает затруднения при лепке из глины.

Не знает виды декоративной росписи.

Задачи:

Знакомить с особенностями декоративной лепки. Учить лепить птиц, животных, людей по типу народных игрушек. Учить обмакивать пальцы в воду, чтобы сгладить неровности вылепленного изображения. Формировать умение украшать узорами декоративной росписи.

Аппликация

Актуальность проблемы:

Не умеет преобразовывать одни геометрические фигуры в другие.

Не умеет вырезать одинаковые фигуры из бумаги, сложенной гармошкой.

Испытывает затруднения в создании сюжетной композиции.

Нерационально использует материал.

Задачи:

Учить вырезать круги из квадратов, овалы из прямоугольников; из квадрата получать 2,4 треугольника. Создавать из этих фигур изображения.

Учить вырезать одинаковые фигуры из бумаги, сложенной гармошкой, симметричные фигуры – из бумаги, сложенной пополам.

Учить создавать сюжетные композиции, дополнять изображение деталями, обогащающими изображение.

Формировать аккуратно и бережное отношение к материалу.

Прикладное творчество

Актуальность проблемы:

Навыки работы с бумагой плохо развиты: не умеет сгибать лист вчетверо в разных направлениях; создавать объемные фигуры.

Задачи:

Совершенствовать умение работать с бумагой: сгибать лист вчетверо в разных направлениях; работать по готовой выкройке. Учить создавать объемные фигуры.

Учить экономно и рационально расходовать материал.

Конструктивно-модельная деятельность

Актуальность проблемы:

При сооружении построек из строительного материала не умеет следовать образцу (схеме).

Задачи

Учить сооружать постройки из различного строительного материала по образцу (схеме).

Продолжать учить по окончанию игр убирать все на место.

Источник

Ольга Логачева
Индивидуальный образовательный маршрут развития ребенка в старшей группе

2019–2020 учебный год

ОБЩИЕ ДАННЫЕ

Ф. И. О. ребенка

Дата рождения

Сведения о семье:

Мать (ФИО, образование, место работы)

Отец (ФИО, образование, место работы)

Социальный статус семьи

Группа здоровья

Режим пребывания ребёнка в ДОУ

Заключение ПМПК

Рекомендации специалистов:

Учитель-логопед:

На всех занятиях и в совместной деятельности повторять полное предложение вместе с ней. Развитиефонематического восприятия: различение одинаковых слов, фраз, слов близких по звуковому составу дифференциация фонем. Развитие навыков звукового анализа и синтеза. Формирование и развитие интонационной выразительности речи. Автоматизация навыков правильного звукопроизношения, закрепление произношения многосложных слов.

Педагог-психолог:

Развитиеосновных психических процессов: восприятия, внимания, памяти, мышления, воображения.

Музыкальный руководитель:

Даны дидактические игры для совместной деятельности.

Инструктор по ФК

Развивать и совершенствовать двигательные умения и навыки.

Медицинская сестра

Выполнение режима дня детского сада

Цель индивидуального маршрута: Создание условий для ребенка для успешного усвоения адаптированной программы для группы старшего возраста.

Задачи:

1. Социально-коммуникативное развитие:

Учить называть свое имя, фамилию, возраст, домашний адрес.

Воспитывать дружеские взаимоотношения: привычку сообща играть, трудиться, заниматься; умение самостоятельно находить общие интересные занятия. Воспитывать уважительное отношение к окружающим. Продолжать формировать интерес к ближайшей окружающей среде.

Расширять представления о правилах поведения в общественных местах; об обязанностях в группе детского сада, дома.

Обогащать словарь детей вежливыми словами (здравствуйте, до свидания, пожалуйста, извините, спасибо и т. д.).

Беседовать с ребенком о членах его семьи (как зовут, чем занимаются, как играют с ребенком и пр.).

Закреплять умение замечать и самостоятельно устранять непорядок в своем внешнем вид

Формировать представления о простейших взаимосвязях в живой и неживой природе, правилах дорожного движения, развивать навыки безопасного поведения.

Продолжать знакомить с правилами безопасного поведения во время игр в разное время года.

2. Познавательное развитие

Учить создавать множества (группы предметов) из разных по качеству элементов (предметов разного цвета, размера, формы, назначения; звуков, движений); разбивать множества на части и воссоединять их;

Учить замечать изменения в природе. Закреплять осенние и зимние признаки

Учить ориентироваться в контрастных частях суток: день — ночь, утро — вечер

Закреплять счет. Познакомить с цифрами от 0 до 9.

Развивать умение различать правую и левую руки.

Расширять представления о свойствах (прочность, твердость, мягкость); материала (дерево, бумага, ткань, глина). Классифицировать (посуда — одежда) хорошо знакомые предметы.

Напоминать название села, в котором живет.

Расширять представления о растениях и животных. Продолжать знакомить с домашними и дикими животными и их детенышами, особенностями их поведения и питания.

Читайте также:  Развитие мышления ребенка дошкольного возраста

С помощью взрослого составлять модели и использовать их в познавательно-исследовательской деятельности.

3. Речевое развитие:

Учить использовать в речи наиболее употребительные прилагательные,

глаголы, наречия, предлоги.

Учить составлять по образцу простые и сложные предложения.

Учить определять место звука в слове (начало, середина, конец).

Поощрять попытки ребенка делиться с педагогом и другими детьми разнообразными впечатлениями.

Продолжать помогать общаться со знакомыми взрослыми и сверстниками посредством поручений (спроси, выясни, предложи помощь, поблагодари и т. п.).

Продолжать развивать интерес детей к художественной литературе

Продолжать приучать слушать сказки, рассказы, стихотворения; запоминать небольшие и простые по содержанию считалки. Учить связно, последовательно и выразительно пересказывать небольшие сказки, рассказы.

4. Художественно-эстетическое развитие:

Учить в рисовании, лепке, аппликации изображать простые предметы и явления, передавая их образную выразительность.

Учить передавать в изображении не только основные свойства предметов (форма, величина, цвет, но и характерные детали, соотношение предметов и их частей по величине, высоте, расположению относительно друг друга и свойства. Продолжать совершенствовать умение передавать в рисунке образы предметов, объектов, персонажей сказок, литературных произведений.

Учить вырезать фигуры и их детали из бумаги.

Продолжать формировать интерес к музыке, живописи, литературе, народному искусству.

Рассматривать иллюстрации к произведениям детской литературы. Развивать умение отвечать на вопросы по содержанию картинок.

Формировать умение создавать различные по величине и конструкции постройки одного и того же объекта.

Формировать бережное отношение к произведениям искусства.

Воспитывать желание слушать музыку, подпевать, выполнять простейшие танцевальные движения

5. Физическое развитие:

Учить строиться в колонну по одному, шеренгу, круг, находить свое место при построениях

Учить сочетать замах с броском при метании, подбрасывать и ловить мяч одной рукой, отбивать его правой и левой рукой на месте.

Учить играм-эстафетам. Приучать помогать взрослым готовить физкультурный инвентарь к занятиям, убирать его на место.

Приучать действовать совместно.

Закреплять умение легко ходить и бегать, энергично отталкиваясь от опоры. Учить бегать наперегонки, с преодолением препятствий.

Воспитывать стремление участвовать в играх с элементами соревнования, играх-эстафетах.

Реализация индивидуального маршрута на первое полугодие

2019-2020 учебного года.

Образовательные области Формы работы Периодичность

работы

Социально-коммуникативное развитие:

Д/и «Назови друга?», «Назови ласково»,

«Комплименты», «Зеркало»,

«Ждем гостей», «Что лишнее?»,

«Назови, одним словом»

С. р. / и. «День рождения мишутки»; «Семья»

Игры на интонацию, мимику

Игра- ситуация «Оденем куклу на прогулку».

Рассматривание наглядно дидактического пособия по ПДД

Игра – поручение «Поставим все на свои места», «Кому это нужно?»

Д/упр. «Переходим дорогу»

Через день

Познавательное развитие

Игровое упр. «Живые цифры», «Давай посчитаем», «Подбери фигуру».

Игровая ситуация «Построим дом для куклы»

Игровые упражнения с матрешкой, геометрическими фигурами.

Д/ и «Времена года», «У кого что?», «Что потом», «Назови и сосчитай», «Найди такой цвет», «Покажи такую же фигуру», «Разрезные картинки», «Третий лишний», «Повтори так же», «Угадай, что получится».

Два- три раза в неделю

Речевое развитие

Игровое упр. «Попроси у друга», «Играем вместе», «Расскажи, что ты видишь».

Д/ и «Третий лишний», «Назови слова со звуком…», «Услышишь, хлопни», «Мой любимый овощ, фрукт.

Игра в настольный театр «Колобок», «Теремок», «Лиса и заяц».

Чтение произведение – учить отвечать на вопросы по тексту, сопровождать наглядностью.

Рассказывание по иллюстрациям и картинкам.

Ежедневно

Художественно- эстетическое развитие

Д/и «Назови предметы квадратной, круглой….формы»,

«Кто нарисует больше предметов овальной формы?», «Определи инструмент», «Весело — грустно», «Чудесный мешочек»,

«Волшебные картинки».

Игровое упр: «Сделай подарок сам», «Нарисуй кукле подарок»,

«Вылепи Мишке подарок», «Возьми так же».

Игра в настольный театр «Репка», «Теремок», «Лиса и заяц»

Привлекать к прослушиванию произведений, сопровождать наглядностью.

Через день

Физическое развитие

Ди: «Сложи картинку», «Найди пару», «Хорошо — плохо»,

«Четвертый лишний»

«На право — лево», на ориентировку в пространстве.

Игровое упр. с мячом, «Займи место в колонне».

П/и «Один — двое», «Достань до мяча», «Сбей кеглю», «Точно в цель»

Выполнение упр. на шаг переменный с бегом.

Через день

Психическое развитие Восприятие: «Фигуры из палочек»

Внимание: «Слушай хлопки»

Память: д/и «Выполни движения»

Мышление: «Чем похожи, чем отличается», «Разложи картинки по группам

Воображение: «Продолжи рисунок»

Ежедневно по одной игре.

Формы работы с родителями

Тема

Консультация «Совместные поделки дома».

Консультация: «Роль, родителей в развитии речи в старшей группе», «Игры на развитие воображения»

Беседа «Труд ребенка дома»,

Памятка для родителей: «Правильно отвечайте на детские вопросы»

Источник