Индивидуальный маршрут развития ребенка с овз в дополнительном образовании
к дополнительной общеобразовательной общеразвивающей (адаптированной) программе художественной направленности
«Мастерство без границ» (для детей с ОВЗ) (базовый уровень), срок реализации 1 год.
В последнее время растет уровень слабоуспевающих и неуспевающих учеников, что является одной из главных проблем современной школы. Слабоуспевающими принято считать учащихся с невысокими умственными способностями, плохо развитыми учебными умениями и навыками, низким уровнем памяти или тех, у кого отсутствуют действенные мотивы учения. Ученик может отставать по разным зависящим и не зависящим от него причинам: пропуски занятий по болезни, слабое общее физическое развитие, задержка психического развития.
Данный образовательный маршрут ориентирован на поддержку и развитие учащейся Д., направлен на личностное развитие и успешность (и т.д.), составлен с учетом уровня развития ребенка с ОВЗ. Рассчитан на 2018/19 учебный год.
У Д. поставлен диагноз — эпилепсия. Ребёнок контактен, доброжелателен, настроение в целом позитивное. Объём устойчивой работоспособности хаотичен, зависим от настроения. Инструкцию взрослого не всегда понимает с первого раза. Темп работы неустойчивый, процессы возбуждения и торможения разбалансированы, работоспособность низкая. Мелкая моторика развита слабо. Преобладает кратковременная, зрительная память (соответствует возрастной норме), вербальный материал запоминается с трудом. Память имеет неустойчивый характер. Уровень учебной мотивации средний.
1.создание условий для успешного индивидуального развития ребенка.
2. получение первоначальных знаний.
3. приобретение практических навыков в области декоративно-прикладного творчества
4.овладение навыками самостоятельной работы.
5.развитие навыков самоконтроля и самооценки.
Успешное освоение содержания дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Мастерство без границ», участие в творческих конкурсах. Овладение навыками самостоятельной работы. Владение навыками самоконтроля и самооценки.
№
Наименование раздела/темы
Содержание работы
Количество часов
Дата/время
Планируемые результаты
Форма аттестации/
контроля
Теория
Практика
I.
Вводное занятие
Вводный инструктаж по ТБ. Знакомство с материалами и инструментами.
2
Освоил правила техники безопасности. Правильно организовал рабочее место.
Собеседование
II.
Работа с бумагой и картоном.
12
40
2.1
Техника «Бумагопластика»
2
6
Освоил простейшие приемы в технике «бумагопластика».
Умеет уверенно пользоваться инструментарием.
1.
Изготовление открытки «Цветок».
1
1
Практическая работа;
Беседа-диалог
2.
Панно из бумажных элементов, сложенных «гармошкой»
«На цветочной полянке».
2
Наблюдение
3.
Композиционное решение.
1
1
Викторина;
Анализ работы
4.
Открытка «Радужные цветы» из бумаги, сложенной «гармошкой».
2
Творческая работа
2.2
Техника «Обрывная аппликация»
1
5
Освоил технологии обрывной аппликации.
Владеет способом комбинирования (рисование, обрывная аппликация)
1.
Изготовление открытки в технике обрывной аппликации «Деревья поздней осенью».
1
1
Наблюдение
2.
«Снегири» комбинированная техника (рисование, обрывная аппликация).
1
1
Практическая работа
3.
Изготовление аппликации. Заполнение эскиза обрывными фрагментами. Прорисовка контура работы.
2
Творческая работа
Экскурсия в парк
Сбор природного материала.
1
1
Беседа-диалог
2.3
Техника «Торцевание»
3
5
Знает правила создания композиции. Владеет технологическим приемом торцевания.
1.
Панно «Дюймовочка».
Перевод рисунка на основу для объемной аппликации. Подготовка материала к работе.
1
1
Практическая работа
2.
Торцевание креповой бумагой (контурное и плоскостное).
1
1
Викторина;
Наблюдение;
Практическая работа
3.
Заполнение рисунка.
1
1
Беседа-диалог
4.
Оформление панно в рамку. Декорирование дополнительными элементами.
2
Творческая работа
2.4
Техника «Оригами». Изготовление модулей.
3
11
Умеет изготавливать базовые модули оригами.
Наблюдение
1.
Общие правила при изучении техники «оригами» базовые модули.
1
1
Опрос
2.
Изготовление фоторамки из базового модуля «треугольник».
2
Практическая работа
3.
Изготовление базового модуля «треугольник».
1
1
Самоконтроль
4.
Соединение модулей.
2
Практическая работа
5.
«Кленовый лист»- модуль трехлистника.
2
Практическая работа
6.
Магнит на холодильник «Подсолнух». Изготовление основы.
1
1
Игра
7.
Изготовление подсолнуха, листьев. Сборка сувенира.
2
Творческая работа
2.5
Техника «Бумагокручение» (квилинг)
3
13
Овладел техникой «квилинг» и навыками декорирования.
1.
Цветы «Маргаритки».
Нарезка полос; мелкая нарезка полос поперек.
1
1
Кроссворд
2.
Скручивание и формирование головки цветка.
2
Практическая работа
3.
Сборка цветка. Составление композиции.
2
Наблюдение
4.
Картина «Веточка рябины».
Изготовление спиралей – ягодки.
2
Практическая работа
5.
Изготовление листиков.
2
Практическая работа
6.
Изготовление веточек, расположение композиции на основе.
1
1
Игра
7.
Сборка картины «Веточка рябины».
2
Творческая работа
8.
Подведение итогов по теме «квилинг»
1
1
Конкурс ребусов
III.
Изготовление сувениров
8
34
Умеет изготавливать изделия декоративно-прикладного творчества
3.1
Изготовление сувениров из ниток
2
10
Владеет простыми приемами нитеграффии.
1.
Сувенир — подвеска сердечко из ниток.
1
1
Беседа
2.
«Берлингот» — сувенир из ниток.
1
1
Беседа-диалог
3.
Панно «Первоцветы». Нанесение рисунка на основу. Выкладывание контура.
2
Практическая работа
4.
Заполнение внутреннего пространства рисунка нитью.
2
Опрос
5.
Заполнение внутреннего пространства рисунка нитью.
2
Практическая работа
6.
Заполнение внутреннего пространства рисунка нитью.
2
Анализ работы
3.2
Сувениры из бросового и флористического материала
3
11
Владеет основными приемами и техникой изготовления несложных изделий
1.
Изготовление веера. Подготовка основы. Наклеивание вилок на основу.
1
1
Наблюдение;
Практическая работа
2.
Оформление веера атласной лентой снизу.
2
Беседа-диалог
3.
Оформление веера атласной лентой сверху.
2
Практическая работа
4.
Декорирование веера.
2
Опрос
5.
Панно из крупы и салфеток «Щенок». Перенос трафарета на основу. Заполнение отдельных деталей картинки крупами.
1
1
Практическая работа
6.
Работа салфетками в технике «торцевание» (уши, нос, лапки, хвост)
1
1
Анализ работы
7.
Выкладывание рамки тыквенными зернами и крупой
2
Практическая работа
3.3
Изготовление сувениров и изделий в смешанной технике
3
13
Знает основы декупажа. Умеет осуществлять декоративную работу при изготовлении изделия.
1.
Декупаж по яичной скорлупе. Подготовка скорлупы к работе. Выкладывание яичной скорлупы на основу.
1
1
Собеседование
2.
Выкладывание яичной скорлупы на основу.
2
Практическая работа
3.
Покрытие основы белым акрилом. Оформление рамочки декоративными элементами.
2
Опрос
4.
Накладывание мотивов салфетки на основу. Создание композиционного решения. Фиксация мотивов к основе.
2
Кроссворд
5.
Объемная аппликация из ракушек «Водное царство». Подбор ракушек для краба. Выкладывание краба на столе. Перенос на картон, приклеивание ракушек к картону.
1
1
Практическая работа
6.
Подбор ракушек для рыбок на столе. Перенос на основу, приклеивание ракушек к картону.
2
Наблюдение
7.
Декорирование рамочки дополнительными элементами.
2
Анализ работы
8.
Итоговое занятие по теме.
Подведение итогов по теме.
1
1
Мини-выставка
Экскурсия в Дом природы.
Тематическая экскурсия по плану Дома Природы.
2
Наблюдение
IV.
Изготовление поделок из пластилина и соленого теста
8
34
Знает технологию замеса соленого теста. Умеет выполнять базовые формы лепки.
4.1
Изготовление поделок из солёного теста
3
13
Умеет изготавливать изделия из соленого теста. Соблюдает технику безопасности.
1.
Технология обработки соленого теста. Материалы и инструменты.
1
1
Наблюдение
2.
Основные базовые формы. Лепка фруктов, овощей.
2
Собеседование
3.
Изготовление сказочных персонажей по сказке «Репка».
Изготовление репки.
2
Практическая работа
4.
Изготовление сувенира «Дед».
1
1
Опрос
5.
Изготовления сувенира «Бабка».
2
Практическая работа
6.
Составление композиции по сказке «Репка».
1
1
Практическая работа;
Анализ работы
7.
Изготовление фоторамки в морском стиле.
2
Практическая работа
8.
Оформление и декорирование фоторамки в морском стиле.
2
Творческая работа
4.2
Изготовление поделок в технике пластилинографии
1
11
Умеет лепить базовые элементы, необходимые для изготовления панно в технике пластилинографии, наносить пластилиновые элементы на эскиз рисунка.
1.
Изготовление панно «Летний день» в технике пластилинографии.
1
1
Опрос
2.
Изготовление панно «Летний день».
2
Практическая работа
3.
Картина «Жираф».
2
Анализ работы
4.
Изготовление картины «Жираф».
2
Практическая работа
5.
«Радужная рыбка».
2
Практическая работа
6.
Изготовление картины «Радужная рыбка».
2
Игра
Экскурсия на озеро Янтарное
Прогулка на озеро Янтарное. Знакомство с паропланами. Подвижные игры.
2
4.3
Творческий проект из соленого теста «Моя мечта»
4
8
Владеет навыками проектирования.
1.
Творческий проект из солёного теста «Моя мечта». Подготовительный этап (выбор сюжета, персонажей по теме проекта).
1
1
Обсуждение
2.
Творческий проект из солёного теста «Моя мечта». Технологический этап проекта.
2
Практическая работа
3.
Творческий проект из солёного теста «Моя мечта». Технологический этап (раскрашивание красками, дополнение различными материалами: тканью, пуговицами, семенами).
1
1
Практическая работа
4.
Творческий проект из солёного теста «Моя мечта». Технологический этап (раскрашивание красками, дополнение различными материалами: тканью, пуговицами, семенами).
1
1
Тестирование;
Практическая работа
5.
Творческий проект из солёного теста «Моя мечта». Заключительный этап:
2
Анализ
6.
Итоговое занятие. Защита проекта.
1
1
Защита проекта
V.
Итоговое занятие
Итоги за год.
1
1
Представляет свои творческие работы
Выставка творческих работ
Итого: 144часа
36
108
• Заполняются запланированные (уже известные, ежегодно проводимые) мероприятия на учебный го
Источник
Комплексный индивидуальный образовательный маршрут
«Город мастеров» ребенка с ОВЗ
ФИО обучающегося Худи Мария Николаевна
Сроки реализации – 1 год
Возраст обучающегося — 15 лет
Маршрут позволяет создать условия для освоения ребенком социальных ролей, расширить рамки свободы выбора при определении своего жизненного пути.
Цель: педагогическое сопровождение комплексного развития ребенка с ограниченными возможностями здоровья через изучение различных техник ДПИ, овладение элементами актерского мастерства, овладение простейшими приемами экспериментирования.
Задачи:
Социально-коммуникативное развитие
— становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий;
-развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости;
-формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества;
-формирование предметно-практических действий;
-формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.
Познавательное развитие
-развитие интересов ребенка, любознательности и познавательной мотивации;
-развитие воображения и творческой активности;
-формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира, о малой Родине и Отечестве, о социокультурных ценностях нашего народа, об о традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира.
Речевое развитие
-овладение речью как средством общения и культуры;
-обогащение активного словаря;
-развитие речевого творчества;
-развитие звуковой и интонационной культуры речи;
-знакомство с книжной культурой, понимание на слух различных жанров.
Художественно-эстетическое развитие
-развитие предпосылок целостно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства и мира природы;
-становление эстетического отношения к окружающему миру;
-формирование элементарных представлений о видах искусства;
-восприятие музыки, художественной литературы, фольклора;
-стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений;
-реализация самостоятельной творческой деятельности ребенка.
Ожидаемые результаты
— имеет представление о разных видах искусства и творчества;
— формирование представлений об окружающем (предметном мире и социальных отношениях);
— владеет свободно карандашом, красками (правильно разводить и смешивать), кистью (правильно держать), бумагой (правильно располагать лист);
— создает авторские работы;
— умеет читать стихи и может передать эмоции и чувства;
— владеет свободно перчаточными куклами, и может участвовать в кукольном спектакле;
— может спеть песню;
— умеет ставить цель, планировать и осознавать собственные действия.
Тема занятий
№ | Тема | Количество часов | ||
теория | практика | итого | ||
I. | Вводное занятие | 1 | 1 | |
II. | Рисование (выполнение простейших рисунков, правильное расположения листа, свободное владение карандашом, кистью, правила смешивание красок) | 1 | 11 | 12 |
III. | Раскрашивание бутылок (освоение росписи бутылок) | 1 | 14 | 15 |
IV. | Декупаж (освоение техники декупажа, выполнение простейших работ) | 1 | 14 | 15 |
V. | Аппликации (выполнение апликаций из ткани, крупы, зерен кофе) | 3 | 14 | 17 |
VI. | Топиари (простейшее выполнения красочных деревьев с технике топиари из различных материалов) | 2 | 13 | 15 |
VII. | Плетение браслетов (разноцветные фенечки из ниток мулине) | 2 | 10 | 12 |
VIII. | Вышивка крупным бисером (развитие мелкой моторики рук и пальцев) | 2 | 10 | 12 |
IX. | Весёлые эксперименты и опыты (эксперименты из простейших материалов, безопасные для жизни ребёнка (цветное молоко, вулкан, волшебная лампа, оживший бумажный цветок, вулкан и др.)) | 3 | 5 | 8 |
X. | Актёрское мастерство (Беседы, игры, занятия, чтение художественной литературы, этюды, направленные на знакомство с различными эмоциями и чувствами) | 3 | 9 | 12 |
XI. | Кукольный театр (Приемы арт — терапии (куклотерапия, изотерапия, сказкотерапия), свободное владение перчаточными куклами, участие в спектакле) | 1 | 7 | 8 |
XII. | Вокал (понятие о вокале, постановка голоса, изучение песни) | 1 | 10 | 11 |
XIII | Диагностика | 3 | 3 | 6 |
Итого: | 24 | 120 | 144 |
Приложение 1.
Карта индивидуального сопровождения ребёнка
Наименование учреждения
1. Сведения о ребёнке
- ____________________________________________
- Дата рождения _________________________________________________
- Адрес _ ________________________________
- Краткая характеристика ребёнка, сильные стороны ребёнка
___Трудолюбивая, внимательная, аккуратная. ___________________
2. Информация для контакта с родителями
- Мать (Ф.И.О., контактный телефон, e-mail)
____________________________________
- Отец (Ф.И.О., контактный телефон, e-mail)
_____________________________________
- Другое лицо, участвующее в воспитании (степень родства,
Ф.И.О., контактный телефон, e-mail)
__ _____________
Запрос родителей ______________________________________________________
3. Цель сопровождения ___ ____________________________________________
4. Возможные риски___нет__________________________________________________
5. Мероприятия (примерный перечень мероприятий с указанием конкретных сроков и распределением обязанностей)
- Получение образования _____________________________________
- Психолого – педагогическая коррекционная работа:
Наимено вание мероприятия | Сроки | Ответствен ные | Проме жуточные результаты | Оценка результа тивности | Перспек- Тивные задачи развития/рекомен дации |
Инструктаж по технике безопасности и пожарной безопасности | Сентябрь, январь | Педагог д/о | Знания техники безопасности на рабочем месте и пожарной безопасности | ||
Беседа с родителями | 1 раз в месяц | Педагог д/о | Наши достижения, чему научились, что освоили по ИОМ. Пожелания родителей и их оценка. | ||
Педагогическое просвещение родителей: Ин- формирование о результатах диагностиче- ских исследо- ваний | Декабрь, апрель | Педагог д/о | Динамика ЗУН, результаты работы с ребенком (выставки творческих работ) | ||
Оформление выставки твор- ческих работ | Раз в квар- тал (декабрь, апрель) | Педагог д/о | Отбор и оформление творческих работ для выставки. | ||
Организация участия в кон- курсах различ- ного уровня | В течение года | Педагог д/о | Изготовление и оформление работ для участия в конкурсах |
Приложение 2
Маршрутный лист обучающегося
ФИО______ __________________________________
Объединение_____ _____________________________________________
Руководитель____Рыжикова Екатерина Анатольевна____________________
Ожидаемые результаты:__ иметь представление о разных видах искусства и творчества; формирование представлений об окружающем (предметном мире и социальных отношениях); владеет свободно карандашом, красками (правильно разводить и смешивать), кистью (правильно держать), бумагой (правильно располагать лист); создает авторские работы; умеет читать стихи и может передать эмоции и чувства; владеет свободно перчаточными куклами, и может участвовать в кукольном спектакле; может спеть песню; умеет ставить цель, планировать и осознавать собственные действия.
Источник
PPTX / 2.33 Мб
Проектирование и особенности реализация индивидуального
образовательного маршрута ребенка с ограниченными возможностями здоровья в творческом объединении «У истоков мастерства»
Улитина Лариса Евгеньевна, педагог дополнительного
образования МБУ ДО Велижский ДДТ
В МБУ ДО Велижский ДДТ в рамках освоения общеобразовательной общеразвивающей программы художественной направленности «У истоков мастерства» был разработан и реализуется индивидуальный образовательный маршрут для ребенка с ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ). Мы готовы поделиться опытом работы в данном направлении.
Для погружения в тему разговора предлагаю рассмотреть понятие «индивидуальный образовательный маршрут».
Индивидуальный образовательный маршрут – это персональный путь реализации личностного потенциала ребенка (воспитанника) в образовании и обучении.
Индивидуальный образовательный маршрут определяется образовательными потребностями, индивидуальными способностями и возможностями учащегося (уровень готовности к освоению программы), а также существующими стандартами содержания образования.
Индиви