Индивидуальный маршрут развития ребенка с овз в дополнительном образовании

к дополнительной общеобразовательной общеразвивающей (адаптированной) программе художественной направленности

«Мастерство без границ»  (для детей с ОВЗ) (базовый уровень), срок реализации 1 год.

В последнее время растет уровень слабоуспевающих и неуспевающих учеников, что является одной из главных проблем современной школы. Слабоуспевающими принято считать учащихся с невысокими умственными способностями, плохо развитыми учебными умениями и навыками, низким уровнем памяти или тех, у кого отсутствуют действенные мотивы учения. Ученик может отставать по разным зависящим и не зависящим от него причинам: пропуски занятий по болезни, слабое общее физическое развитие, задержка психического развития.

Данный образовательный маршрут ориентирован на поддержку и развитие учащейся Д., направлен на личностное развитие и успешность (и т.д.), составлен с учетом уровня развития ребенка с ОВЗ. Рассчитан на 2018/19 учебный год.

У Д. поставлен диагноз — эпилепсия. Ребёнок контактен, доброжелателен, настроение в целом позитивное. Объём устойчивой работоспособности хаотичен, зависим от настроения. Инструкцию взрослого не всегда понимает с первого раза. Темп работы неустойчивый, процессы возбуждения и торможения разбалансированы, работоспособность низкая. Мелкая моторика развита слабо. Преобладает кратковременная, зрительная память (соответствует возрастной норме), вербальный материал запоминается с трудом.  Память имеет неустойчивый характер. Уровень учебной мотивации средний.

1.создание условий для успешного индивидуального развития ребенка.

2. получение первоначальных знаний.

3. приобретение практических навыков в области декоративно-прикладного творчества

4.овладение навыками самостоятельной работы.

5.развитие навыков самоконтроля и самооценки.

Успешное освоение содержания дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Мастерство без границ», участие в творческих конкурсах. Овладение навыками самостоятельной работы. Владение навыками самоконтроля и самооценки.

Наименование раздела/темы

Содержание работы

Количество часов

Дата/время

Планируемые результаты

Форма аттестации/

контроля

Теория

Практика

I.

Вводное занятие

Вводный инструктаж по ТБ. Знакомство с материалами и инструментами.

2

Освоил правила техники безопасности. Правильно организовал  рабочее место.

Собеседование

II.

Работа с бумагой и картоном.

12

40

2.1

Техника «Бумагопластика»

2

6

Освоил простейшие приемы в технике «бумагопластика».

Умеет уверенно пользоваться инструментарием.

1.

Изготовление открытки «Цветок».

1

1

Практическая работа;

Беседа-диалог

2.

Панно из бумажных элементов, сложенных «гармошкой»  

«На цветочной полянке».

2

Наблюдение

3.

Композиционное решение.

1

1

Викторина;

Анализ работы

4.

Открытка  «Радужные цветы» из бумаги, сложенной «гармошкой».

2

Творческая работа

2.2

Техника «Обрывная аппликация»

1

5

Освоил технологии обрывной аппликации.

Владеет способом комбинирования (рисование, обрывная аппликация)

1.

Изготовление открытки в технике обрывной аппликации «Деревья поздней осенью».

1

1

Наблюдение

2.

«Снегири» комбинированная техника (рисование, обрывная аппликация).

1

1

Практическая работа

3.

Изготовление аппликации. Заполнение эскиза обрывными фрагментами. Прорисовка контура работы.

2

Творческая работа

Экскурсия в парк

Сбор природного материала.

1

1

Беседа-диалог

2.3

Техника «Торцевание»

3

5

Знает правила создания композиции. Владеет технологическим приемом торцевания.

1.

Панно «Дюймовочка».

Перевод рисунка на основу для объемной аппликации. Подготовка материала к работе.

1

1

Практическая работа

2.

Торцевание креповой бумагой (контурное и плоскостное).

1

1

Викторина;

Наблюдение;

Практическая работа

3.

Заполнение рисунка.

1

1

Беседа-диалог

4.

Оформление панно в рамку. Декорирование дополнительными элементами.

2

Творческая работа

2.4

Техника «Оригами». Изготовление модулей.

3

11

Умеет изготавливать базовые модули оригами.  

Наблюдение

1.

Общие правила при изучении техники «оригами»  базовые модули.

1

1

Опрос

2.

Изготовление фоторамки из базового модуля «треугольник».

2

Практическая работа

3.

Изготовление базового модуля «треугольник».

1

1

Самоконтроль

4.

Соединение модулей.

2

Практическая работа

5.

«Кленовый лист»- модуль трехлистника.

2

Практическая работа

6.

Магнит на холодильник «Подсолнух». Изготовление основы.

1

1

Игра

7.

Изготовление подсолнуха, листьев. Сборка сувенира.

2

Творческая работа

2.5

Техника «Бумагокручение» (квилинг)

3

13

Овладел техникой «квилинг» и навыками декорирования.

1.

Цветы  «Маргаритки».

Нарезка полос; мелкая нарезка полос поперек.

1

1

Кроссворд

2.

Скручивание и формирование головки цветка.

2

Практическая работа

3.

Сборка цветка. Составление композиции.

2

Наблюдение

4.

Картина «Веточка рябины».

Изготовление спиралей – ягодки.

2

Практическая работа

5.

Изготовление листиков.

2

Практическая работа

6.

Изготовление веточек, расположение композиции на основе.

1

1

Игра

7.

Сборка картины «Веточка рябины».

2

Творческая работа

8.

Подведение итогов по теме «квилинг»

1

1

Конкурс ребусов

III.

Изготовление сувениров

8

34

Умеет изготавливать изделия декоративно-прикладного творчества

3.1

Изготовление сувениров из ниток

2

10

Владеет простыми приемами нитеграффии.

1.

 Сувенир — подвеска сердечко из ниток.

1

1

Беседа

2.

«Берлингот» — сувенир из ниток.

1

1

Беседа-диалог

3.

Панно «Первоцветы». Нанесение рисунка на основу. Выкладывание контура.

2

Практическая работа

4.

Заполнение внутреннего пространства рисунка нитью.

2

Опрос

5.

Заполнение внутреннего пространства рисунка нитью.

2

Практическая работа

6.

Заполнение внутреннего пространства рисунка нитью.

2

Анализ работы

3.2

Сувениры из бросового и флористического материала

3

11

Владеет основными приемами и техникой изготовления несложных изделий

1.

Изготовление веера. Подготовка основы. Наклеивание вилок на основу.

1

1

Наблюдение;

Практическая работа

2.

Оформление веера атласной лентой снизу.

2

Беседа-диалог

3.

Оформление веера атласной лентой сверху.

2

Практическая работа

4.

Декорирование веера.

2

Опрос

5.

Панно из крупы и салфеток «Щенок». Перенос трафарета на основу. Заполнение отдельных деталей картинки крупами.

1

1

Практическая работа

6.

Работа салфетками в технике «торцевание» (уши, нос, лапки, хвост)

1

1

Анализ работы

7.

Выкладывание рамки тыквенными зернами и крупой

2

Практическая работа

3.3

Изготовление сувениров и изделий  в смешанной технике

3

13

Знает основы декупажа. Умеет осуществлять декоративную работу при изготовлении изделия.

1.

Декупаж по  яичной скорлупе. Подготовка скорлупы к работе. Выкладывание яичной скорлупы на основу.

1

1

Собеседование

2.

Выкладывание яичной скорлупы на основу.

2

Практическая работа

3.

Покрытие основы белым акрилом. Оформление рамочки декоративными элементами.

2

Опрос

4.

Накладывание мотивов салфетки на основу. Создание композиционного решения. Фиксация мотивов к основе.

2

Кроссворд

5.

Объемная аппликация из ракушек «Водное царство». Подбор ракушек для краба. Выкладывание краба на столе. Перенос на картон, приклеивание ракушек к картону.

1

1

Практическая работа

6.

Подбор ракушек для рыбок на столе. Перенос на основу, приклеивание ракушек к  картону.

2

Наблюдение

7.

Декорирование рамочки дополнительными элементами.

2

Анализ работы

8.

Итоговое занятие по теме.

Подведение итогов по теме.

1

1

Мини-выставка

Экскурсия  в Дом природы.

Тематическая экскурсия по плану Дома Природы.

2

Наблюдение

IV.

Изготовление поделок из пластилина и соленого теста

8

34

Знает технологию замеса соленого теста. Умеет выполнять базовые формы лепки.

4.1

Изготовление поделок из солёного теста

3

13

Умеет изготавливать изделия из соленого теста. Соблюдает технику безопасности.

1.

Технология обработки соленого теста. Материалы и инструменты.

1

1

Наблюдение

2.

 Основные базовые формы. Лепка фруктов, овощей.

2

Собеседование

3.

Изготовление сказочных персонажей  по сказке «Репка».

Изготовление  репки.

2

Практическая работа

4.

Изготовление  сувенира «Дед».

1

1

Опрос

5.

Изготовления  сувенира «Бабка».

2

Практическая работа

6.

 Составление композиции по сказке «Репка».  

1

1

Практическая работа;

Анализ работы

7.

Изготовление фоторамки в морском стиле.

2

Практическая работа

8.

Оформление и декорирование фоторамки в морском стиле.

2

Творческая работа

4.2

Изготовление поделок в технике пластилинографии

1

11

Умеет  лепить базовые элементы, необходимые для изготовления панно в  технике пластилинографии,  наносить  пластилиновые элементы  на эскиз рисунка.

1.

Изготовление панно «Летний день» в технике пластилинографии.

1

1

Опрос

2.

Изготовление панно «Летний день».

2

Практическая работа

3.

 Картина «Жираф».

2

Анализ работы

4.

Изготовление  картины  «Жираф».

2

Практическая работа

5.

«Радужная рыбка».

2

Практическая работа

6.

Изготовление картины «Радужная рыбка».

2

Игра

Экскурсия на озеро Янтарное

Прогулка на озеро Янтарное. Знакомство с паропланами. Подвижные игры.

2

4.3

Творческий проект  из соленого теста «Моя мечта» 

4

8

Владеет навыками проектирования.

1.

 Творческий проект  из солёного теста «Моя мечта».  Подготовительный этап (выбор сюжета, персонажей  по теме  проекта).

1

1

Обсуждение

2.

Творческий проект  из солёного теста «Моя мечта».  Технологический этап проекта.

2

Практическая работа

3.

Творческий проект из солёного теста «Моя мечта».  Технологический этап (раскрашивание красками, дополнение различными материалами: тканью, пуговицами, семенами).

1

1

Практическая работа

4.

Творческий проект из солёного теста «Моя мечта».  Технологический этап (раскрашивание красками, дополнение различными материалами: тканью, пуговицами, семенами).

1

1

Тестирование;

Практическая работа

5.

Творческий проект из солёного теста «Моя мечта». Заключительный этап:

2

Анализ

6.

Итоговое занятие. Защита проекта.

1

1

Защита проекта

V.

Итоговое занятие

Итоги за год.

1

1

Представляет свои творческие работы

Выставка творческих работ

       Итого:         144часа

36

108

• Заполняются запланированные (уже известные, ежегодно проводимые) мероприятия на учебный го

Источник

Комплексный индивидуальный образовательный маршрут

 «Город мастеров» ребенка с ОВЗ

ФИО обучающегося Худи Мария Николаевна

Сроки реализации – 1 год

Возраст обучающегося — 15 лет

        Маршрут позволяет создать условия для освоения ребенком социальных ролей, расширить рамки свободы выбора при определении своего жизненного пути. 

Цель: педагогическое сопровождение комплексного развития  ребенка с ограниченными возможностями здоровья через изучение различных техник ДПИ, овладение элементами актерского мастерства, овладение простейшими приемами экспериментирования. 

Задачи:

Социально-коммуникативное развитие

— становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий;

-развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости;

-формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества;

-формирование предметно-практических действий;

-формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.

Познавательное развитие

-развитие интересов ребенка, любознательности и познавательной мотивации;

-развитие воображения и творческой активности;

-формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира, о малой Родине и Отечестве, о социокультурных ценностях нашего народа, об о традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира.

Речевое развитие

-овладение речью как средством общения и культуры;

-обогащение активного словаря;

-развитие речевого творчества;

-развитие звуковой и интонационной культуры речи;

-знакомство с книжной культурой, понимание на слух различных жанров.

Художественно-эстетическое развитие

-развитие предпосылок целостно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства и мира природы;

-становление эстетического отношения к окружающему миру;

-формирование элементарных представлений о видах искусства;

-восприятие музыки, художественной литературы, фольклора;

-стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений;

-реализация самостоятельной творческой деятельности ребенка.

Ожидаемые результаты

— имеет представление о разных видах искусства и творчества;

— формирование представлений об окружающем (предметном мире и социальных отношениях);

— владеет свободно карандашом, красками (правильно разводить и смешивать), кистью (правильно держать), бумагой (правильно располагать лист);

— создает авторские работы;

— умеет читать стихи и может передать эмоции и чувства;

— владеет свободно перчаточными куклами, и может участвовать в кукольном спектакле;

— может спеть песню;

— умеет ставить цель, планировать и осознавать собственные действия.

Тема занятий

Тема

Количество часов

теория

практика

итого

I.

Вводное занятие

1

1

II.

Рисование (выполнение простейших рисунков, правильное расположения листа, свободное владение карандашом, кистью, правила смешивание красок)

1

11

12

III.

Раскрашивание бутылок (освоение росписи бутылок)

1

14

15

IV.  

Декупаж (освоение техники декупажа, выполнение простейших работ)

1

14

15

V.

Аппликации (выполнение апликаций из ткани, крупы, зерен кофе)

3

14

17

VI.

Топиари (простейшее выполнения красочных деревьев с технике топиари из различных материалов)

2

13

15

VII.  

Плетение браслетов (разноцветные фенечки из ниток мулине)

2

10

12

VIII.

Вышивка крупным бисером (развитие мелкой моторики рук и пальцев)

2

10

12

IX.

Весёлые эксперименты и опыты (эксперименты из простейших материалов, безопасные для жизни ребёнка (цветное молоко, вулкан, волшебная лампа, оживший бумажный цветок, вулкан и др.))

3

5

8

X.

Актёрское мастерство

(Беседы, игры, занятия, чтение художественной литературы, этюды, направленные на знакомство с различными эмоциями и чувствами)

3

9

12

XI.

Кукольный театр (Приемы арт — терапии (куклотерапия, изотерапия, сказкотерапия), свободное владение перчаточными куклами, участие в спектакле)

1

7

8

XII.

Вокал (понятие о вокале, постановка голоса, изучение песни)

1

10

11

XIII

 Диагностика

3

3

6

Итого:

24

120

144

Приложение 1.

Карта индивидуального сопровождения ребёнка

Наименование учреждения

1. Сведения о ребёнке

  • ____________________________________________
  • Дата рождения _________________________________________________
  • Адрес _ ________________________________
  • Краткая характеристика ребёнка, сильные стороны ребёнка

___Трудолюбивая, внимательная, аккуратная. ___________________

2. Информация для контакта с родителями

  • Мать (Ф.И.О., контактный телефон, e-mail)

 ____________________________________

  • Отец (Ф.И.О., контактный телефон, e-mail)

_____________________________________

  • Другое лицо, участвующее в воспитании (степень родства,

Ф.И.О., контактный телефон, e-mail)

__ _____________

Запрос родителей ______________________________________________________

 3. Цель сопровождения ___ ____________________________________________

4. Возможные риски___нет__________________________________________________

5. Мероприятия (примерный перечень мероприятий с указанием конкретных сроков и распределением обязанностей)

  • Получение образования _____________________________________
  • Психолого – педагогическая коррекционная работа:

Наимено

вание мероприятия

Сроки

Ответствен

ные

Проме

жуточные результаты

Оценка результа

тивности

Перспек-

Тивные задачи развития/рекомен

дации

Инструктаж по технике безопасности и пожарной безопасности

Сентябрь, январь

Педагог д/о

Знания техники безопасности на рабочем месте и пожарной безопасности  

Беседа с родителями

1 раз в месяц

Педагог д/о

Наши достижения, чему научились, что освоили по ИОМ. Пожелания родителей и их оценка.

Педагогическое

просвещение

родителей: Ин-

формирование

о результатах

диагностиче-

ских исследо-

ваний

Декабрь, апрель

Педагог д/о

Динамика ЗУН, результаты работы с ребенком (выставки творческих  работ)

Оформление

выставки твор-

ческих работ

Раз в

квар-

тал (декабрь, апрель)

Педагог д/о

Отбор и оформление творческих работ для выставки.

Организация

участия в кон-

курсах различ-

ного уровня

В течение года

Педагог д/о

Изготовление  и оформление  работ  для участия в конкурсах

Приложение 2

Маршрутный лист обучающегося

ФИО______ __________________________________

Объединение_____ _____________________________________________

Руководитель____Рыжикова Екатерина Анатольевна____________________

Ожидаемые результаты:__ иметь представление о разных видах искусства и творчества; формирование представлений об окружающем (предметном мире и социальных отношениях); владеет свободно карандашом, красками (правильно разводить и смешивать), кистью (правильно держать), бумагой (правильно располагать лист); создает авторские работы; умеет читать стихи и может передать эмоции и чувства;  владеет свободно перчаточными куклами, и может участвовать в кукольном спектакле; может спеть песню; умеет ставить цель, планировать и осознавать собственные действия.

Источник

PPTX / 2.33 Мб

Проектирование и особенности реализация индивидуального

образовательного маршрута ребенка с ограниченными возможностями здоровья в творческом объединении «У истоков мастерства»

Улитина Лариса Евгеньевна, педагог дополнительного

образования МБУ ДО Велижский ДДТ

В МБУ ДО Велижский ДДТ в рамках освоения общеобразовательной общеразвивающей программы художественной направленности «У истоков мастерства» был разработан и реализуется индивидуальный образовательный маршрут для ребенка с ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ). Мы готовы поделиться опытом работы в данном направлении.

Для погружения в тему разговора предлагаю рассмотреть понятие «индивидуальный образовательный маршрут».

Индивидуальный образовательный маршрут – это персональный путь реализации личностного потенциала ребенка (воспитанника) в образовании и обучении.

Индивидуальный образовательный маршрут определяется образовательными потребностями, индивидуальными способностями и возможностями учащегося (уровень готовности к освоению программы), а также существующими стандартами содержания образования.

Индиви