Индивидуальный маршрут развития ребенка с нарушениями слуха
Индивидуальный образовательный маршрут ребенка с ЗПР (для детей с нарушением слуха (слабослышащий ребенок) разработан в соответствии образовательной программы МБДОУ «Инжавинский детский сад «Березка» с учетом общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой.
Рекомендациями ЦПМПК (центральной психолого –медико –педагогической комиссии).
Возрастная группа: подготовительная (6-7 лет)
Срок реализации: 2018-2019 учебный год
Цель: – создание условий для развития ребенка с нарушением слуха, открывающими возможности для его позитивной социализации, личностного и творческого развития на основе сотрудничества со взрослыми и
сверстниками и, соответствующими возрасту, видами деятельности.
Задачи:
• оказание коррекционной помощи в овладении ребенком программного материала;
• психолого-педагогическое изучение ребенка с целью уточнения состояния слуха и интеллекта;
• обогащение общего развития ребенка с проблемами слуха;
• разработка ИОМ с учётом образовательных потребностей и способностей ребенка;
• формирование социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям ребенка;
• охрана и укрепление физического и психического здоровья ребенка в том числе его эмоционального благополучия;
• обеспечение преемственности основных образовательных программ дошкольного и начального общего образования;
• обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья ребенка.
Основные направления коррекционной работы
Направления | Содержание работы |
Развитие мелкой моторики | Мозаика, конструирование, ручной труд, дидактические игры |
Развитие артикуляционного аппарата | Артикуляционная гимнастика, упражнения с зеркалом, упражнения – подражания. |
Слухо – зрительное восприятие | Сюжетно –ролевые игры, чтение по табличкам, фонетическая ритмика, дидактическое упражнение «Звук и буква» |
Обучение произношению | Голосовые упражнения, дыхательные упражнения, пополнение активного и пассивного словаря. |
Развитие мышления, памяти, восприятия, внимания. | Дидактические игры «Чудесный мешочек», «Найди пару», «Геометрические фигуры». Рассматривание иллюстраций с последовательно развивающим сюжетом (например, «Репка» |
Организованная образовательная деятельность (в соответствии с планированием, по расписанию ООД), включение коррекционных задач во время проведения ООД по продуктивной и конструктивной деятельности. |
Календарно – тематическое планирование коррекционной работы
Период | Формы работы | Цель |
Сентябрь, октябрь, ноябрь | Настольно — печатная игра Мозаика | Развитие мелкой моторики пальцев рук, умение подбирать цвета по подражанию педагога |
Игровое упражнение Кто скорее свернет ленту | Развивать мелкую моторику пальцев рук, формировать точность движений | |
Упражнения «Шнуровки» | Развивать мелкую моторику пальцев рук, развития восприятия | |
Конструирование. Мебель (диван) | Учить ребенка делать постройку – предмет мебели. Уточнить представление об этом предмете, его назначении. | |
Ручной труд «Ежик» | Развивать желание заниматься ручным трудом, обучать ребенка действовать с различным природным материалом. | |
Дидактическая игра Переложи игрушки | Развивать движения кистей рук, развивать зрительное восприятие. | |
Декабрь, январь, февраль | Дидактическая игра Один и много | Учить отличать на слух однократные и многократные звучания |
Игровое упражнения на классификацию «Что желтое, зеленое, синее, красное? | Учить различать цвета | |
Игровое упражнение «Палочки» | Учить схематически изображать различные предметы с помощью палочек разной величины | |
Дидактические игры Обведи контур фигуры, Раскрась фигуру | Уточнить знания ребенка о различных геометрических формах. | |
Дыхательные упражнение «Буря в стакане» В стакан налить воды. Взять трубочку для сока и через нее, следить, чтоб, не надувались щеки. | ||
Дидактическая игра Найди маме деток | Учить подбирать детенышей животных к взрослым животным по описанию или методом подбора. | |
Работа в рабочей тетради (прописи) | Развитие мелкой моторики пальцев рук. | |
Игровое упражнение Сложи квадрат | Учить составлять целое из разных геометрических фигур | |
Конструирование по замыслу | Развивать желание строить для кого – либо, украшая постройку, используя различные цветовые решения. | |
Март, апрель, май | Фонетическая ритмика |
Гласные звуки.
Звук «А». «Девочка плачет»
Ребенок вытягивает руки вперед, соединив ладони. Произносится гласный «а-а-а..», он плавно разводит руки в стороны ладошками вверх.
Звук «О». «Зуб болит»
Ребенок соединяет опущенные руки перед собой так, чтобы кончики пальцев касались друг друга. Произнося гласный «о-о-о…», он плавно поднимает руки через стороны вверх и соединяет их в кольцо над головой.
Звук «У». «Паровозик гудит»
И.п.: руки согнуты на уровне груди, ладошки повернуты от себя. Произнося гласный «у-у-у…», ребенок давящим движением выпрямляет руки вперед и вниз.
Звук «Э». «Мальчик кричит»
И.п.: руки опущены. Произнося гласный «э-э-э…», ребенок плавно сгибает руки в локтях, поднимая кисти до уровня плеч.
Звук «И». «Иголочка»
И.п.: руки согнуты в локтях, произнося «и-и-и» в улыбке, от уголков губ «тянем улыбку» указательными пальцами, разводя руки.
Звук «Ы». «Медвежонок рычит»
И.п.: руки согнуты на уровне груди, пальцы сжаты в кулачки, локти направлены в стороны. Произнося гласный «ы-ы-ы…», ребенок с усилением отводит в стороны согнутые в локтях руки («растягивают пружину»).
Звук «Ы». произносится сердито.
Согласные звуки:
Звук «С». «Чайник свистит»
Губы растянуты в улыбке. Ребенок тянет «с-с-с-с», руки согнуты в локтях, попеременно поднимает вверх и опускаем вниз.
Звук «З». «Комарики летят»
Губы растянуты в улыбке. Произнося звук «з-з-з…», ребенок имитирует полёт комаров.
Звук «Ц». «Мальчик просит не шуметь»
Губы растянуты в улыбке. Произнося звук «Ц», ребенок подносит указательный палец к губам, как бы призывая к тишине.
Звук «Х». «Греем ручки»
Подносим обе ладошки ко рту и дышим на звук «х-х-х» .
Звук «Ш». «Змейка ползёт»
Губы вытягиваем вперёд. Произнося «ш-ш-ш…», быстро трут ладошки друг о друга.
Звук «Ж». «Жучок летит»
И.п.: руки, сжатые в кулачки, перекрещены перед грудью. Произнося «Ж-ж-ж…», ребенок совершает быстрые, мелкие, дрожащие движения руками. Повторяет движение с разжатыми пальцами.
Звук «Щ». «Мячик спускает воздух»
И.п.: руки согнуты на уровне груди, локти внизу, ладони от себя. Коротко и многократно произнося звук «Щ», ребенок ритмично двигает руками вперёд – назад.
Звук «Ч». «Девочка просит не шуметь»
На звук «ч-ч-ч» подносим указательный палец к губам, имитируя тишину.
Звук «Л». «Пароход гудит»
Закусив кончик языка ребенок гудит как пароход «л-л-л», при этом покачиваясь вправо – влево.
Звук «Р». «Собачка рычит»
И.п.: произнося «р-р-р-…», ребенок делает вибрирующие движения кулачками. Движения быстрые, мелкие, напряженные.
Звук «Д». «Пулемёт»
Губы растянуты в улыбке. Ребенок быстро произносит «д-д-д», при этом руки сжаты в кулачки и быстро, поочерёдно отталкиваем каждый кулачок от себя.
Звук «Т». «Молоточек»
Губы растянуты в улыбке. Ребенок произносит «т-т-т», при этом ударяя кулак о кулак, как будто забивают гвозди.
Звук «М». «Коровка»
Ребенок произносит «м-м м-муу», при этом изображая коровку (рога)
Звук «Н». «Лошадки»
Погоняем лошадку «н- н- ноо» и поскакали «щёлкаем язычком»
Звук «Б». «Барабан»
Ребенок произносит «б-б-б» при этом указательные пальцы работают как «барабанные палочки»
Звук «П». «Лопнул шарик»
Ребенок произносит «п-п-п», при этом работают кисти рук ( из кулачков выпрямляем пальчики)
Звук «В». «Вьюга»
Ребенок произносит «в-в-в», при этом выполняя волнообразные движения руками.
Звук «Ф». «Задуваем свечку»
Ребенок дует на ладошки на звук «ф-ф-ф».
Звук «К». «Пистолет»
Ребенок произносит «к-к-к», при этом руками показывает пистолет.
Звук «Г». «Гусята»
Ходьба на месте, гогочем как гусята «га-га-га».
Регулярное проведение речевых занятий с использованием игровых упражнений показывает что:
• У ребенка активнее развивается общая, мелкая, артикуляционная моторика и координация движений;
• Улучшается фонематический слух;
• Нормализуется речевое дыхание;
• Формируется умение изменять силу и высоту голоса;
• Улучшается ритмико-интонационная сторона речи;
• Уточняется артикуляция имеющихся звуков, вызывается по подражанию некоторые из отсутствующих звуков, создается база для успешной постановки звуков, быстрее и успешнее протекает процесс автоматизации звуков;
ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ НА РАЗВИТИЕ ФИЗИОЛОГИЧЕСКОГО СЛУХА И СЛУХОВОГО ВНИМАНИЯ.
УЗНАВАНИЕ НЕРЕЧЕВЫХ ЗВУКОВ
Предложите ребенку закрыть глаза и послушать тишину. Конечно, полной тишины вокруг вас не будет, а будут разные звуки: тиканье часов, хлопанье двери, разговоры, сигнал машины с улицы и крики ребятишек на площадке. Когда ребенок откроет глаза, спросить его, что за звуки он услышал в тишине. Расскажите о тех звуках, которые удалось услышать вам. Можно играть в эту игру в группе, на детской площадке, — каждый раз вы услышите разные звуки.
«Слушаем тишину»
«Скажи, что ты слышишь? »
Оборудование: стаканы (с водой и пустой, баночки с крупами, фольга, деревянные и металлические ложки, ширма.
Взрослый показывает и называет предметы, демонстрирует их звучание. Затем за ширмой выполняет различные действия с предметами (переливает воду, пересыпает крупу.). Ребёнок должен определить, что он слышит (шуршание бумаги, звук льющейся воды и т. д.)
«Узнай по звуку».
Играющие становятся спиной к ведущему, который производит разные шумы: перелистывает книгу, рвет или мнет лист бумаги, ударяет предметом о предмет, подметает, режет. Играющие на слух определяют природу звука.
«Поставь по порядку»
Показать ребенку музыкальные инструменты, которые в ходе игры он
должен будет узнать по звучанию. Поиграйте на каждом из них на глазах у ребенка. Скажите: «Дудочка гудит. Барабан гремит. Колокольчик звенит». Предложите ребенку поиграть на игрушечных музыкальных инструментах. Расскажите ему о правилах игры: «Я буду играть, а ты внимательно слушай, какая музыкальная игрушка звучала. Какая игрушка звучала первой, какая последней».
«Коробочка гремит»
Предложите ребенку послушать звучание каждой коробочки. После прослушивания обобщите услышанное: «Коробочки гремят». Поставьте все коробочки на стол в один ряд.
Предложите ребенку потрясти каждую из коробочек и послушать, как они гремят.
Попросите найти две одинаково звучащие коробочки.
«Найди звук»
Вам понадобится самостоятельно звучащий предмет – игрушка, будильник или, в крайнем случае, телефон. Спрячьте его в укромном месте, и попросите его найти. Ребенку постарше можно завязать глаза и звенеть колокольчиком или бубном.
«Найди игрушку».
Ребенок отворачивается, взрослый прячет игрушку. Малыш должен найти ее, ориентируясь на громкость хлопков взрослого: чем ближе к игрушке, тем сильнее хлопки. Соответственно, чем дальше от игрушки, тем тише хлопки взрослого.
«Извлекаем звуки из всего»
Покажите ребенку, что ложкой, карандашом или палкой можно извлекать звуки изо всех окружающих предметов: стены, стола, шкафа, тарелки и так далее. Разные предметы будут давать разные звуки: громкий и тихий, звонкий и глухой. Если взять металлическую, деревянную и пластиковую ложки, то из одного и того же предмета получатся разные звуки.
«Капельки»
Оборудование: картинки с изображением ритмов в виде капель: капля – хлопок в ладоши, тире (черточка) – пауза.
Взрослый объясняет ребенку, что капельки поют свои песни по этим картинкам. Взрослый показывает картинку и отхлопывает соответствующий ритм. Потом он просит ребенка послушать ритм и показать картинку, которая подходит к этому ритму: /-/, //, /-/-/, /-//.
Перспективное планирование работы с родителями
Сентябрь
Тема | Формы работы |
«Научите меня говорить» «Мастерская добрых дел, ручная умелость» «Наглядность» | Консультация: «Роль родителей в развитии речи детей» ( знакомство с упражнениями, обучение выполнению упражнений по развитию мелкой моторики Консультация: «Значение мелкой моторики рук для всестороннего развития детей ( поделки из природного материала «Дары осени») Уголок для родителей. Оформление папки «Мелкая моторика» . |
Октябрь
Тема | Формы работы |
«Мастерская добрых дел» «Наглядность» | Консультация – практикум «Использование пальчиковой гимнастики в работе с детьми с ОВЗ» с показом упражнений, выставкой литературой. Дополнение в папку «Мелкая моторика» |
Ноябрь
Тема | Формы работы |
«Школа здоровья» «Наглядность» | Беседа: «Гигиенические требования к одежде и обуви» Папка – передвижка «Комплекс упражнений для глаз» |
Декабрь
Тема | Формы работы |
«Игра – это серьезно» | Консультация «Семейный Новый год» |
«Наглядность» | «Создание папки «НЕ Болей –ка» |
Январь
Тема | Формы работы |
Мастерская добрых дел; ручная умелость | Практическая работа «Кормушка своими руками» (дома с папой) |
«Наглядность» | Дополнение в папку «Не – Болейка» |
Февраль
Тема | Формы работы |
«Игра – это серьезно» | «Играем с папой» (консультация) Папка – передвижка «Игры для здоровья» |
Март
Тема | Формы работы |
«Научите меня говорить правильно» «Мастерская добрых дел» | Беседа «Речевое развитие в общении со сверстниками» Практическая работа «Коврик для мамы» (изготовление коврика с использованием пластилина) |
Апрель
Тема | Формы работы |
«Родительский университет» «Наглядность» | Беседа: «Наказание – в чем его смысл?» (о методах воспитания) Выставка детских книг, дидактических пособий |
Май
Тема | Формы работы |
«Игра – это серьезно» «Наглядность» | Консультация: «Движение это – жизнь» (подвижные игры) Папка – передвижка «Все о здоровье» (подвижные игры). |
Литература
ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014.
Гербова В.В., ФГОС Развитие речи в детском саду. (6 -7 лет). Подготовительная к школегруппа. — М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2015.
Головчиц Л. А. «Дидактические игры для детей с нарушением слуха». –М.: ООО УМУЦ ГРАФ ПРЕСС, 2003
Пфафенродт А, Н. «Фонетическая ритмика» -М.: Владос, 1996
.
Источник
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Ручеек»
Индивидуальный образовательный маршрут ребенка с ОВЗ
(нарушение слуха)
Дата рождения:
Дата поступления в ДОУ:
Домашний адрес:
Возраст на момент составления ИОМ:
С индивидуальным образовательным маршрутом ознакомлен(а)________________________________ /___________________________/
(дата, подпись) (расшифровка подписи)
Согласна (не согласна) _______________________________ /___________________________/
(подпись) (расшифровка подписи)
СОДЕРЖАНИЕ
Общие данные Психолого-педагогическая характеристика Результаты наблюдения воспитателя Результаты обследования педагога-дефектолога Результаты обследования учителя-логопеда Результаты обследования педагога психолога Результаты обследования социального педагога
3. Содержание работы 3.1. Содержание работы раздел «Формирование деятельности» (обучение игре, изобразительная деятельность, конструирование, трудовое обучение), «Ознакомление с художественной литературой» 3.2. Содержание работы раздел «Ознакомление с окружающим», «Формирование мышления», «Формирование элементарных количественных представлений» 3.3. Содержание работы разделы «Развитие речи и формирование коммуникативных способностей», «Обучение грамоте». 3.4. Содержание работы раздел «Сенсорное развитие» 4. Работа с родителями |
5. Планируемые результаты 6. Календарно-тематическое планирование |
Пояснительная записка
Дети с нарушением слуха имеют ряд особенностей в психофизическом развитии, общении, порожденных первичным недостатком — нарушением слуха. Эти особенности не позволяют слабослышащим эффективно развиваться, овладевать знаниями, приобретать жизненно-необходимые умения и навыки.
Основой классификации являются следующие критерии: степень потери слуха, время потери слуха, уровень развития речи (). В соответствии с этими критериями выделяют следующие группы детей.
1. Глухие (неслышащие). К ним относят детей со степенью потери слуха, которая лишает их возможности естественного восприятия речи и самостоятельного овладения ею. Среди них выделяют:
2. Рано оглохших. В эту группу входят дети, родившиеся с нарушенным слухом либо потерявшие слух до начала речевого развития или на ранних его этапах. Обычно сохраняются остатки слуха, позволяющие воспринимать сильные резкие звуки;
3. Позднооглохших. Это дети, сохранившие в той или иной мере речь, потерявшие слух в том возрасте, когда она уже была сформирована. Главной задачей в работе с ними является закрепление уже имеющихся речевых навыков, предохранение речи от распада и обучение чтению с губ.
4. Слабослышащие (тугоухие). Это дети с частичной слуховой недостаточностью, затрудняющей речевое развитие, но с сохранной способностью к самостоятельному накоплению речевого запаса при помощи остаточного слуха.
Речь слабослышащего ребенка обычно имеет ряд существенных недостатков, которые подлежат коррекции при легкой степени тугоухости шепотная речь воспринимается на расстоянии 3 — 6 м от уха, разговорная — на расстоянии 6 — 8 м;
— при умеренной степени тугоухости шепотная речь воспринимается на расстоянии 1- 3 м, разговорная — на расстоянии 4 — 6 м;
— при значительной степени тугоухости шепотная речь воспринимается на расстоянии не далее 1 м, разговорная средней громкости — на расстоянии 2 -4 м;
— при тяжелой степени тугоухости — шепот воспринимается на расстоянии 0,5 м, разговорная речь — на расстоянии не более чем 2 м.
«Группа слабослышащих детей также неоднородна. В зависимости от степени понижения слуха и от других факторов она весьма разнообразна по уровню речевого развития детей. Для педагогических целей слабослышащие дети школьного возраста делятся на две категории:
— слабослышащие дети, обладающие развитой речью с небольшими ее недостатками;
— слабослышащие дети с глубоким речевым недоразвитием.
В психическом развитии детей с нарушенным слухом выделяют две характерные закономерности.
Первая из них состоит в том, что из-за поражения слуха объем внешних воздействий на глухого ребенка ограничен, взаимодействие со средой обеднено, общение с окружающими людьми затруднено, в то время как необходимым условием успешного психического развития всякого ребенка является значительное возрастание количества, разнообразия и сложности внешних воздействий.
Вследствие этого ограничения психическая деятельность такого ребенка упрощается, реакции на внешние воздействия становятся менее сложными и разнообразными, формирующаяся система межфункциональных взаимодействий изменена. Компоненты психики у ребенка с нарушенным слухом развиваются в иных по сравнению со слышащими детьми пропорциях: наблюдается несоразмерность в развитии наглядно-образного и словесно-логического мышления (превалирует первое); письменная речь в обеих формах — импрессивной (чтение) и экспрессивной (письмо) — приобретает большую роль по сравнению с устной.
Вторая закономерность — отличия в темпе психического развития у детей с нарушениями слуха по сравнению с нормально слышащими детьми.
Различия в психической деятельности между слышащим и глухим ребенком, незначительные на начальных этапах онтогенеза, возрастают в течение последующего времени. Так происходит до определенного этапа, когда вследствие систематического сурдопедагогического воздействия различия перестают нарастать и даже уменьшаются. Чем благоприятнее условия, тем быстрее и значительнее сближается развитие ребенка с нарушенным слухом с развитием нормально слышащего ребенка.
Дата заполнения: ______________
1. ОБЩИЕ ДАННЫЕ
Ф. И.О. ребенка | Алмаз |
Дата рождения | |
Сведения о семье: Мать (ФИО, образование, место работы) | |
Отец (ФИО, образование, место работы) | |
Воспитатели (ФИО): | |
Специалисты (ФИО): Учитель-дефектолог: Учитель-логопед: Педагог-психолог: Социальный педагог: | |
Группа здоровья | |
Режим пребывания ребёнка в ДОУ | Пятидневная рабочая неделя, 12 часов пребывания с 7.00 до 19.00 |
Заключение ТПМПК | Специфические нарушения речи у ребенка с нарушением слуха ТПМПК |
Рекомендации ТПМПК | Зачислить в группу компенсирующей направленности на 2 года. Психолого-медико-педагогическое сопровождение. Индивидуальные занятия с учителем-дефектологом, учителем-логопедом. |
Долговременные цели | Достижение воспитанником образовательной программы в соответствии с индивидуальными возможностями здоровья и особыми образовательными потребностями. Социальная адаптация, приспособление к жизни и интеграция в общество. |
Цели на текущий период | развитие произвольной регуляции поведения; развитие эмоционально – волевой и личностной сферы; развитии познавательной сферы: внимания, восприятия, мышления, памяти и речи. развитие моторики; развитие всех видов детской деятельности; |
2. Психолого-педагогическая характеристика детей с нарушением слуха
Период дошкольного детства – очень важный этап в воспитании человека, когда закладываются основные черты его характера, начинается становление личности.
Речь – это не врожденная функция, она усваивается каждым человеком индивидуально в процессе речевого общения ребенка с окружающими людьми. Речевая деятельность формируется и функционирует в тесной связи со всеми психическими процессами, протекающими в сенсорной, интеллектуальной аффективно-волевой сферах. Речевая недостаточность у детей влияет на их общее развитие: тормозит формирование психических функций, ограничивает познавательные возможности, нарушает процесс социальной адаптации. И только комплексное воздействие на ребенка дает успешную динамику речевого развития.
Недостатки слуха у ребенка приводят к замедлению в овладении речью, к восприятию речи на слух в искаженном виде. Варианты развития речи у слабослышащих детей очень велики и зависят от индивидуальных психофизических особенностей ребенка и от тех социально-педагогических условий, в которых он находится, воспитывается и обучается. Слабослышащий ребенок даже с тугоухостью второй степени к моменту поступления в школу может иметь развитую, грамматически и лексически правильную речь с небольшими ошибками в произношении отдельных слов или отдельных речевых звуков. Психическое развитие такого ребенка приближается к нормальному. И в то же время слабослышащий ребенок с тугоухостью всего лишь первой степени при неблагоприятных социально-педагогических условиях развития к 7-летнему возрасту может пользоваться только простым предложением или только отдельными словами, при этом речь его может изобиловать неточностями произношения, смешениями слов по значению и разнообразными нарушениями грамматического строя. У таких детей наблюдаются особенности во всем психическом развитии, приближающиеся к тем, которые характерны для глухих детей.
Результаты наблюдений воспитателя
1. Как долго ребенок посещает данный детский сад, в том числе, сколько времени он обучается у последнего воспитателя, часто ли он болеет, охотно ли ходит в детский сад. |
2. Как ребенок ведет себя в дошкольном учреждении (контактирует ли со взрослыми, с воспитателем, со сверстниками). |
3. Достаточно ли он овладел навыками самообслуживания. |
4. Как относится к занятиям и как ведет себя на занятиях. Какие особенности поведения способствуют, а какие препятствуют усвоению и закреплению знаний, умений, навыков. |
5. Как ребенок относится к труду, какие виды труда предпочитает, в каком темпе работает, доводит ли дело до конца и проявляет ли заинтересованность в конечном результате. |
6. Особенности умственного развития ребенка. Справляется ли он с программой детского сада. |
7. Какое участие принимают родители в развитии и воспитании ребенка. |
8. Что вызывает воспитателя наибольшие трудности или беспокойство. |
Воспитанник
Из за большого объема этот материал размещен на нескольких страницах: 1 2 3 4 5 |
Источник