Индивидуальный маршрут развития ребенка с нарушением зрения
Цель: выстраивание системы работы с ребенком, имеющим ограниченные возможности здоровья в соответствии с его
I. Общие сведения
II. Специальные условия организации педагогического процесса _____________________ группа, _____ год обучения
Направления деятельности
Потребности ребенка
Построение образовательного процесса
— построение работы зрительного анализатора с чередованием работы других анализаторов
— соблюдение режима зрительных нагрузок
— дозировка работы со зрительной нагрузкой
— выполнение мероприятий для снятия общего и зрительного утомления (физминутка и, динамические паузы для проведения гимнастики для глаз, пальчиковые игры, артикуляционная гимнастика…)
— проведение гимнастики для пальцев и кистей рук в процессе деятельности художественно-эстетического цикла
Спец. организация рабочего поля и рабочего места ребенка
— посадка ребенка:
— рабочая поверхность:
— размер мебели в соответствии с ростом
Спец. организация рабочей позы ребенка
— рабочая поза свободная, удобная, без постоянных наклонов туловища
— постоянный контроль за осанкой
Индивидуальные ритм и темп
деятельности
— щадящая зрительная нагрузка
— максимальная зрительная нагрузка
— зрительная гимнастика:
* упражнения для снятия зрительного напряжения (накрывание глаз ладонями; покачивание; моргание),
* упражнения для моторного аппарата глаза (на расстоянии 0,5 м от глаз ребенка держим игрушку на высоте глаз, затем игрушку передвигают справа налево и слева направо, предлагая ребенку делать максимальные движения глазами при неподвижной голове 2-3 мин),
* метка на стекле,
Специальные дозировки различных видов нагрузки
Зрительной
— зрительная нагрузка №
— характеристика учебно-наглядных пособий:
* цвет –
* размер –
* форма –
— время –
Физической
Формы работы с родителями
Консультирование, дни открытых дверей, тематические родительские собрания, проведение совместных праздников, оформление информационных папок, общение (вопрос-ответ, консультация, полезная информация)
Формы работы с ребенком
Групповые, подгрупповые, индивидуальные
Методы и прием
работы с ребенком
Основные методы — игровой и метод практических действий.
Коррекционные приемы: глазные, дыхательные, пальчиковые, артикуляционные гимнастики, динамические паузы, физкультминутки.
III. Индивидуальный образовательный маршрут: учебный план ______________________ группа, ______ год обучения
IV. Педагогическое сопровождение: ______________________ группа, ____ год обучения
Образовательные области
Проблемы
Основные задачи
Социально-коммуникативное развитие
— не сформированы (не усвоены) нормы и ценности, принятые в обществе;
— не сформированы моральные и нравственные ценности;
— имеет трудности в общении со взрослыми и сверстниками;
— не сформированы: самостоятельность, целенаправленность, саморегуляция собственных действий;
— не имеет представления и социальном и эмоциональном интеллекте: отзывчивость, сопереживание;
— отсутствует готовность к совместной деятельности со сверстниками;
— не сформировано уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье, к сообществу детей, взрослых;
— не сформированы (имеются трудности, находятся в стадии становления) навыки самообслуживания;
— не сформированы (имеются трудности, находятся в стадии становления) культурно-гигиенические навыки;
— отсутствуют установки к различным видам труда и творчества;
— не сформированы основы безопасного поведения в быту, социуме, природе.
— формирование (развитие, закрепление, обогащение) норм и ценностей, принятых в обществе;
— формирование (развитие, закрепление, обогащение) общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками;
— формирование (развитие, закрепление, обогащение) готовности ребенка к совместной деятельности;
— формирование (развитие, закрепление, обогащение) образа Я, принадлежности к семье к сообществу;
— формирование (развитие, закрепление) навыков самообслуживания;
— формирование (развитие, закрепление) культурно-гигиенических навыков;
— формирование (развитие, закрепление, обогащение) позитивных установок к труду и творчеству;
— формирование (развитие, закрепление, обогащение) первичных представлений о труде взрослых;
— формирование (развитие, закрепление, обогащение) первичных представлений о безопасном поведении в быту, социуме, природе.
Познавательное развитие
— отсутствует интерес, любознательность и познавательная мотивация;
— не сформированы познавательные действия;
— не развито воображение, творческая активность;
— отсутствуют (испытывает трудности) первичные представления о себе, других людях;
— отсутствуют (не до конца сформированы) представления об объектах окружающего мира,
— отсутствуют (не до конца сформированы) представления о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форма, цвет, размер, материал, звучание, количество, число, части и целое, пространство и время, причины и следствия);
— не умеет (присутствуют ошибки) считать до 5 (10);
— не знает (присутствуют ошибки) геометрические фигуры;
— не знает (путает) цвета;
— не умеет составлять и (или) решать задачи в одно действие;
— отсутствуют представления (испытывает трудности) о частях суток, о временах года, днях недели;
— испытывает трудности (присутствуют ошибки, путает) пространственные направления от себя, относительно себя, от предмета;
— отсутствуют (не до конца сформированы) представления о малой родине и Отчизне;
— отсутствуют (не до конца сформированы) представления о планете Земля как общем доме людей;
— отсутствуют (не до конца сформированы) представления о природных особенностях и явлениях;
— не умеет выделять характерные признаки и изменения природы по временам года.
— формирование (закрепление, обогащение) элементарных математических представлений в соответствии с возрастом;
— формирование (закрепление, обогащение) представлений о свойствах и отношениях объектов окружающего мира;
— развитие познавательных интересов;
— формирование (расширение) опыта ориентировки в окружающем;
— развитие любознательности, познавательной мотивации;
— формирование (расширение) представлений о свойствах объектов (форма, цвет, размер, материал, звучание, причины, следствия);
— учить считать до 5 (10);
— учить составлять и решать задачи;
— развивать (закреплять) представления о частях суток, временах года, днях недели;
— развивать (корректировать, закреплять) навыки пространственного ориентирования от себя, относительно себя и от предмета;
— развитие восприятия, внимания, памяти, наблюдательности, способность анализировать, сравнивать, выделять признаки и связи, делать обобщение;
-знакомство (закрепление, обогащение знаний) с предметным миром;
— знакомство (закрепление, обогащение знаний) с социальным миром, формирование целостной картины мира;
— формирование гражданской принадлежности;
— формирование представление о планете как общем доме людей;
— ознакомление (формирование, обогащение знаний) с природой и природными явлениями;
— учить (обогащать опыт) замечать изменения, наблюдать за природой в разные времена года;
— воспитание любви к природе и умение правильно вести себя в природе.
Речевое развитие
— не владеет (на стадии формирования) речью как средством общения и культуры;
— словарный запас ребенка не соответствует возрасту;
— нарушения компонентов устной речи: грамматический строй;
— не употребляет в речи синонимы, антонимы;
— не различает понятия «звук, слог, слово, предложение»;
— не сформированы диалогическая и монологическая формы речи;
— не умеет связно, последовательно пересказывать небольшие рассказы, сказки;
— отсутствует интерес к слушанию произведения и (или) чтению;
— не может прочесть стихотворение наизусть;
— не сформированы (испытывает трудности) исполнительские навыки при чтении и драматизации.
— развивать понимание речи, инструкций;
— совершенствовать речь как средство общения;
— расширять (обогащать, активизировать) словарь ребенка;
— помогать (учить) ребенку посредством речи взаимодействовать и налаживать контакты друг с другом;
— развивать (обогащать, уточнять) представления о предметах, признаках и действиях;
— приучать ребенка слушать литературные произведения;
— уточнить (закрепить) артикуляцию звуков;
— развивать (уточнять, совершенствовать, упражнять) грамматический строй речи;
— обучить умению вести диалог;
— развивать (совершенствовать) связную речь;
— воспитывать умение слушать литературные произведения;
— учить читать наизусть потешки и стихи по возрасту;
— учить (совершенствовать умение) пересказывать отрывки, небольшие рассказы, сказки;
— формировать интерес к книгам;
— формировать (совершенствовать) исполнительские навыки при чтении, в драматизациях;
— учить различать (совершенствовать навыки) различать жанры произведений в соответствии с возрастом.
Художественно-эстетическое развитие
— отсутствует интерес к художественному творчеству и (или) к самостоятельной творческой деятельности;
— не сформированы (недостаточно сформированы) приемы правильного удержания в руке карандаша, кисточки;
— не сформированы умения (присутствуют трудности) изображать отдельные предметы, композиции;
— не умеет закрашивать (присутствует неаккуратность) рисунки карандашом, кистью;
— отсутствуют (недостаточно сформированы) представления о декоративном рисовании;
— отсутствуют (плохо развиты) приемы лепки;
— не сформированы (находятся на стадии формирования, испытывает трудности) умения правильно держать ножницы и пользоваться ими;
— отсутствуют (испытывает трудности) умение складывать бумагу в разных направлениях, создавать игрушки;
— не умеет (испытывает трудности) создавать фигуры людей, животных, птиц из природного материала;
— не имеет (путает) представления о деталях строительного материала;
— не сформированы (испытывает трудности) умения сооружать постройки по образцу и (или) по замыслу.
— развивать интерес к художественному творчеству и (или) к самостоятельной творческой деятельности;
— формировать (продолжать развивать) приемы правильно держать карандаш, кисточку;
— учить аккуратно закрашивать рисунки;
— формировать (обогащать) представления о декоративном рисовании;
— знакомить ребенка с различными изделиями народного творчества;
— развивать (закреплять) приемы лепки и использование стеки при работе с пластилином;
— учить правильно держать ножницы и пользоваться ими: резать по прямой, круглые и овальные формы путем скругления углов;
— учить составлять композиции;
— учить складывать бумагу в разных направлениях и создавать из нее игрушки;
— учить создавать игрушки из природного материала;
— формировать (закреплять) представления о деталях строительного материала;
— учить сооружать постройки по образцу, по замыслу, по схеме;
— обогащать опыт ребенка в конструкторско-модельной деятельности: строить самостоятельно, проявлять творчество, обыгрывать постройки.
Физическое развитие
— не сформированы (на стадии формирования) начальные представления о здоровом образе жизни;
— не различает и (или) не называет (испытывает трудности) органы чувств, части тела;
— отсутствует потребность (находится на стадии формирования) в соблюдении навыков гигиены, опрятности;
— не знаком(а) с понятиями «здоровье, болезнь, витамины, микробы, зарядка»
— не сформированы (на стадии формирования) начальные представления о закаливании, о роли света, воздуха и воды на человека и влияние на здоровье;
— присутствуют нескоординированные движения, двигательная неловкость.
— формировать (развивать) представления о здоровом образе жизни;
— учить называть, различать органы чувств и части тела;
— развивать (закреплять) потребность в соблюдении навыков гигиены и опрятности;
— познакомить (закрепить) с понятиями «здоровье, болезнь, витамины, микробы, зарядка»;
— формировать (развивать, закреплять) представления о закаливании, о роли света, воздуха и воды на здоровье человека;
— развивать основные виды движения: ходьба, бег, подскоки, прыжки, бросание мяча, ловля и отбивание мяча.
V. МОНИТОРИНГ ДОСТИЖЕНИЙ
Источник
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 14 «Золотая рыбка» комбинированного вида
г.Кувандык Оренбургская область
Индивидуальный образовательный маршрут для ребенка с нарушением зрения.
Разработала
педагог-психолог
Южакова Е.В.
2017
Пояснительная записка
В настоящее время требования к образовательному процессу основываются на федеральных государственных образовательных стандартах дошкольного образования (ФГОС ДО) и требуют учета потребностей каждого ребенка и максимальной индивидуализации. Многие проблемы трудностей в обучении кроются в раннем и дошкольном возрасте, и очень часто могут быть обусловлены нарушением психофизического развития, низким уровнем сформированности познавательных интересов, незрелостью эмоционально-личностной сферы, неблагоприятным социальным окружением или сочетанием тех и других факторов.
Известно, что чем раньше начинается целенаправленная работа с ребёнком, тем более полными могут оказаться коррекция и компенсация дефекта, а также, возможно предупреждение вторичных нарушений развития. Современный этап развития системы ранней помощи детям с ограниченными возможностями здоровья в условиях дошкольного образовательного учреждения характеризуется повышением требований к организации и осуществлению коррекционно-образовательного процесса и направлено на социальную адаптацию и интеграцию детей в общество.
У детей с нарушениями зрения нарушение носит сенсорный характер — нарушено зрительное восприятие, вследствие поражения зрительного анализатора;
Дети данной категории имеют специфические психолого-педагогические особенности, которые необходимо учитывать при определении стратегии и тактики психолого-педагогического изучения ребенка, его обучения и воспитания.
С учетом вышесказанного составляется индивидуальный образовательный маршрут на ребенка с ограниченными возможностями здоровья.
Индивидуальный образовательный маршрут – это институциональный документ, регламентирующий и определяющий содержание коррекционно-развивающей деятельности с ребенком, имеющим проблемы в психическом и физическом развитии и семьей, воспитывающей такого ребенка.
Индивидуальный образовательный маршрут определяется с учетом индивидуальных особенностей личности дошкольника (состояние здоровья, уровень физического развития, особенности развития психических процессов, интересов, склонностей, способностей, темперамента, характера личности, уровень усвоения программы)
ФИО ребенка: К.К.
Дата рождения
ФИО мамы, образование:
ФИО папы, образование —
Причина постановки на учет: .
Цель: коррекция и развитие психических процессов, сохранение и укрепление психологического здоровья ребенка, содействие его гармоничному развитию в условиях детского сада.
Задачи:
1.Развитие личности ребенка (с учетом его индивидуальных физических и умственных возможностей);
2. Осуществление полноценной адаптации в группе сверстников;
3.Проведение коррекционно-развивающей работы с ребенком;
4.Оказание помощи и поддержки родителям, консультирование по вопросам воспитания и развития ребенка.
Количество занятий : 36 занятий, 1 раз в неделю с октября по май.
Форма проведения: индивидуальные занятия
Методы проведения: игротерапия, релаксация, психогимнастика, пальчиковая гимнастика, тактильный метод и дидактические игры.
Ожидаемый результат:
-усиление познавательной мотивации, способность работать в коллективе, развитие психических процессов, повышение авторитета у сверстников, создание условий для дальнейшего обучения и развития ребенка;
— оптимальная ориентация педагогов и родителей в проблемах воспитания и обучения ребенка с нарушением зрения.
Форма работы с родителями: консультации, практикумы, собеседование, обмен опытом.
Реализация программы осуществляется с помощью различных блоков:
1 блок программы: — диагностический:
На этом этапе проводится комплексная диагностика ребенка.
2 блок программы связан с определением содержательного компонента, то есть подбором упражнений, психотерапевтических и психогимнастических методов, соответствующих задачам ИОМ и индивидуальным особенностям ребенка.
3 блок программы связан с проверкой эффективности коррекционно-развивающей программы.
Все упражнения и игры, используемые в программе можно подразделить на 6 групп:
К первой группе относятся упражнения направленные на развитие восприятия, которое является базой для развития мышления.
Вторая группа «Внимание» и третья группа «Память» идут друг за другом, поскольку не умея сосредоточиться, невозможно научиться хорошо запоминать.
К четвертой группе отнесла «Мышление», к пятой – «Воображение», т.к. его развитие идет только после того, как ребенок приобретает опыт реального взаимодействия с действительностью. «Развитие мелкой моторики» отнесла к последней шестой группе. Сюда вошли пальчиковая гимнастика (инсценировка пальцами историй, сказок, изображение пальцами животных), рисование, лепка, собирание бус, песочная терапия, работа с бумагой.
Работа с родителями:
В ИОМ предусмотрены совместные детско – родительские консультации, домашние задания, обсуждения с целью:
1. Повышения общей сензитивности к ребенку, его проблемам;
2. Расширение возможностей понимания родителями своего ребенка, улучшение рефлексии, родительских взаимоотношений с ребенком;
3. Активизации коммуникаций в семье.
4.Эмоциональная поддержка ребенка.
Работа с педагогами:
1.Повышение компетентности при работе со слабовидящим ребенком..
2.Методические рекомендации.
3.Умение пользоваться простыми диагностическими методиками и применение развивающих игр и упражнений.
Материально-техническая база:
помещение для проведения занятий;
наличие специализированных методических материалов, пособий;
диагностический инструментарий.
1 блок
Протокол №1 обследования К.К., 02.10.17.
Восприятие
1.Цветные кубики: 1б
2. Включение в ряд: 2б.
3. Почтовый ящик: 2б.
4.Сложи разрезную картинку: 1б.
5.Определи правую и левую стороны: 0б.
6.Положи верно: 0б.
Итоговый уровень процессов восприятия: ниже среднего (6б).
Находит и называет меньшую часть свойств предметов и их пространственных координат. При сборе целого из частей действует хаотично, после обучения не переходит к самостоятельному способу действий. Мало осознает то, что делает.
Внимание.
1.Кто спрятался в лесу?:0б.
2. Найди отличия:0б.
3. Найди и вычеркни: 0б.
Итоговый уровень развития внимания: низкий уровень (0б).
Ребенок задание не понимает. Внимание неустойчивое, непроизвольное. Объем внимания резко снижен.
Память.
1. Пять слов: 0б
2. Построй из палочек: 1б.
3. повтори предложение: 0б.
4. Чтение стихов: 0б
Итоговый уровень развития памяти: низкий уровень (1б)Объем памяти резко снижен (не воспроизвел ни одного слова, ни одного предложения).Процесс запоминания не выражен. Смысловое содержание практически недоступно.
Мышление
1. Сравни предметы:0б.
2. Классификация картинок: 0б.
3. Группировка картинок по способу действий: 0б.
4. Серия сюжетных картинок: 0б
5. Нелепицы: 0б.
Итоговый уровень развития мышления: низкий уровень (0б)
Общая осведомленность
Общий запас знаний и представлений в быту и социуме, природе.
1. Беседа о предметах, растениях, животных, погоде : 0б.
2. Беседа о растениях: 0б.
3. Беседа о семье: 0б.
Итоговый уровень осведомленности: низкий уровень (0б)
Изобразительные навыки
Итоговый уровень: низкий уровень (0б).
Не умеет держать карандаш. Мелкая моторика не развита.Цвета знает не все, путает.
Заключение
по результатам психодиагностического обследования воспитанника логопедической группы К.К.
Дата обследования: 2.10.17.- 4.10.17.
Возраст на момент обследования: 4года 5мес.
1. Восприятие.
Находит и называет меньшую часть свойств предметов и их пространственных координат. При сборе целого из частей действует хаотично, после обучения не переходит к самостоятельному способу деятельности. Мало осознает то, что воспринимает.
2. Внимание.
Низкий уровень. Задание не понимает, требуется неоднократное повторение, объяснение. Внимание неустойчивое, непроизвольное. Объем внимания резко снижен , рассеян. Неспособен концентрировать внимание. Выполняет простейшую инструкцию после многократного повторения и показа.
3. Мышление.
Мыслительные операции не сформированы. При исключении, группировке пользуется случайным выбором. Обобщающие понятия отсутствуют. Не понимает простейших причинно-следственных связей, закономерностей.
4. Память
Объем памяти резко снижен (не запомнил ни одного слова, изображения). Смысловое содержание мало доступно. Память непроизвольная.
5. Общая осведомленность
Знания об окружающем ограничены, отрывочны, бессистемны. Отличительные особенности животных и предметов не может назвать.
Смог назвать свое имя.. О городе, стране сведения отсутствуют. Все полученные данные не соответствуют возрасту.
6. Изобразительные навыки.
Цвета основные знает. Мелкая моторика не развита, рука к письму не готова, штрихи хаотичные. Элементарные навыки письма не сформированы.
Вывод: ребенок нуждается в коррекционно-развивающей работе.
2 блок.
План реализации индивидуального образовательного маршрута
№ | Месяц | Направление работы |
1 | Сентябрь | Диагностическое обследование ребенка на общее психофизическое развитие Подбор психокоррекционных методик, составление ИОМ. |
2 | Октябрь | Обсуждение рекомендаций ПМПк, ознакомление с содержанием ИОМ педагогов и родителей ребенка с ОВЗ Реализация коррекционно-развивающих занятий. |
3 | Ноябрь | Собеседование с педагогами и родителями об эмоциональном состоянии ребенка с ОВЗ Коррекционно-развивающие занятия. |
4 | Декабрь | Психолого-педагогическое консультирование родителей по вопросам воспитания и обучения ребенка с ОВЗ Коррекционно-развивающие занятия. |
5 | Январь | 1.Психолого-педагогическое консультирование родителей по вопросам воспитания и обучения ребенка с ОВЗ 2.Коррекционно-развивающие занятия. |
6 | Февраль | 1.Промежуточная диагностика ребенка. 2. Консультирование педагогов и родителей по динамике развития ребенка. 3. Коррекционно-развивающие занятия. |
7 | Март | 1.Психолого-педагогическое консультирование родителей по вопросам воспитания и обучения ребенка с ОВЗ 2.Коррекционно-развивающие занятия. |
8 | Апрель | 1.Психолого-педагогическое консультирование родителей по вопросам воспитания и обучения ребенка с ОВЗ. 2.Коррекционно-развивающие занятия. |
9 | Май | Итоговая диагностика ребенка и определение целей и задач на следующий учебный год. Консультирование педагогов и родителей. |
Тематическое планирование
№ п/п | Направление занятия | Задачи | Содержание коррекционно-развивающей работы |
Первая группа игр и упражнений | |||
1 | Восприятие | Улучшение качества деятельности зрительного анализатора. Развитие цветоразличения, целостности восприятия. Изучение форм, пространственных представлений, ориентирования в пространстве. Развитие способности по ряду признаков определять предмет. | — «Форма»; — игра-вкладыш «Цвет». — мозаика. — Знакомство с линейкой-трафареткой; — «Что нарисовано»; — «Пуговицы»; — «Знание названий предметов»; — «Угадай игрушку»; — «Покажи мне левую руку и правую ногу»; — «Разрезная картинка (2, 4, 6, 8, 10, 12 частей)»; — «Разложи на «кучки»; — «Сравни предметы»; — «Почтовый ящик»; — «Подбери подходящий по форме» ; — «Разноцветная дорожка»; — «Пирамидка». |
Вторая группа игр и упражнений | |||
2 | Внимание | Развивать способность к переключению внимания; Развивать концентрацию внимания; Развивать произвольное внимание; Развивать объём внимания; Развивать произвольное внимание. | — — «Хлопни в ладоши, если услышишь слово, обозначающее животное» (растения, обувь и т.д.); — «Встань, если услышишь слово, обозначающее растение» (одежда, транспорт и т. д.); — «Найди пару»; — «Найди такой же»; — «Раскрась фрукты»; — «Найди такой же предмет»; — «Кому что принадлежит?»; — аппликация «Бусы для мамы»; — «Найди пару каждой рукавичке»; — «Большие предметы раскрась, а маленькие обведи в кружок»; — «Раскрась елочку, как у меня»; — «Ушки на макушке» ; — «Бубен и колокольчик»; — «Выложи кружочки»; — «Построение башни»; — «Построение заборчика». — «Слушай и выполняй». |
Третья группа игр и упражнений | |||
3 | Память | Развитие зрительной памяти, объема кратковременной слуховой и зрительной памяти. Обучение навыкам запоминания образа, ситуации. Развитие целенаправленного запоминания и припоминания, произвольного внимания. | – «Ощупай предмет и найди его». – «Каскад слов». – «Запомни картинки». – «Что изменилось?». – «Найди игрушку». – «Рассмотри внимательно». — «Подбери парную картинку». |
Четвертая группа игр и упражнений | |||
4 | Мышление | Развитие способности на основе зрительного и мыслительного анализа устанавливать закономерность в изображениях. Развитие мыслительных операций анализа и сравнения. Развитие способности выделять свойства предметов. | — мягкая мозаика «Вертолетик». — мягкая мозаика «Паровозик». — развивающие игры «Обобщение», «Мышление». — «Подбери картинку». – «Кто что любит?». – «Чередование бус». – «Угадай по описанию». — «Что забыл художник?» – «Найди двух одинаковых цыплят и раскрась их». – «Четвертый лишний». – «Круглые очки» — «Назови все круглые предметы в этой комнате. — «Подбери четвертую фигуру». |
Пятая группа игр и упражнений | |||
5 | Развитие мелкой моторики рук | Подражание движениям рук: научить подражать движениям рук взрослого; развитие движений кистей и пальцев рук: ребенок учится выполнять кистями и пальцами рук самые разнообразные движения, которые по мере тренировки становятся более тонкими и дифференцированными | Развивающая игра «Моторика». Пальчиковые упражнения: «Пароход», «Очки», «Стул», «Грабли», «Цепочка», «Шарик», «Коза», «Краб», «Собака», «Кошка», «Мышка», «Зайка», «Моя семья», «Наш малыш», «Шалун», «Пальчики», «Пальчики здороваются», «Здравствуй», «Комарик», «Зайчик -кольцо», «Бабочка», «Братцы». Комплекс № 1 (гимнастический) Комплекс № 2 (рисуночный) Комплекс № 3 (развитие тонкой моторики пальцев рук) Рисование каракулей. Рисование пальцами. Рисование крупой. Лепка. Собирание бус. Песочная терапия. Работа с бумагой (аппликация из сминаемой бумаги). Рисование геометрических фигур, рисование с помощью трафарета. |
Используемая литература:
1. Гаврина С.Е., Кутявина Н.Л. «Тетрадь с заданиями для развития детей. Упражнения на рзвитие внимания, памяти, мышления», Киров, ОАО «Дом печати — Вятка».
2. Гаврина С.Е., Кутявина Н.Л. «Тетрадь с заданиями для развития детей. Дошкольные прописи», Киров, ОАО «Дом печати – Вятка»
3. Катаева Л.И. «Коррекционно-развивающие занятия в подготовительной группе», М., Книголюб, 2004.
4. Сиротюк А.Л. «Коррекция развития интеллекта дошкольников», М.: ТЦ Сфера, 2007.
5. Севостьянова Е.О. «Занятия по развитию интеллекта детей 5-7 лет», М.: ТЦ Сфера, 2008.
Источник