Индивидуальный маршрут развития ребенка с нарушением речи

Индивидуальный маршрут развития ребенка с нарушением речи thumbnail

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение города Новосибирска «Детский сад № 428 компенсирующего вида с приоритетным осуществлением квалифицированной коррекции отклонений в физическом и психическом развитии воспитанников» Дзержинского района

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МАРШРУТ

на 2018 – 2021 учебный год

Группа № «»

Фамилия, имя, отчество ребенка, дата рождения.

Коллегиальное заключение ТПМПК:

Общее недоразвитие речи, 2-3 уровень речевого развития. Дизартрия.

hello_html_m53ca7e27.jpg

Подпись родителей:

______________/__________________/

Новосибирск -2018

  1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ ИНДИВИДУАЛЬНОГО

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО МАРШРУТА (ИОМ)

Пояснительная записка

ИОМ составлен на основании АООП МКДОУ д/с №428 для создания специальных образовательных условий обучающегося с ОВЗ ребенка дошкольного возраста с ТНР.

Цель: проектирование коррекционно-развивающей психолого-педагогической работы, максимально обеспечивающей создание условий для коррекционно-развивающей работы по преодолению речевых нарушений у ребенка.

Задачи:

-развивать произвольность мыслительной деятельности ребенка и формировать ее основные компоненты;

-способствовать развитию у ребенка заинтересованности в деятельности, накоплению знаний, формированию навыка самоконтроля, поддерживать положительное эмоциональное состояние ребенка в течение всего занятия;

— совершенствовать кинестетическую и кинетическую основу движений ребенка в процессе развития общей, ручной и артикуляторной моторики;

— расширять возможности понимания ребенком речи параллельно с расширением и его представлений об окружающей действительности и формированием познавательной деятельности;

— обогащать предметный (существительные), предикативный (глаголы) и адъективный (прилагательные) словарь импрессивной и экспрессивной речи;

— формировать грамматические стереотипы словоизменения и словообразования в импрессивной и экспрессивной речи;

— формировать синтаксические стереотипы и работать над усвоением синтаксических связей в составе предложения;

— расширять возможности диалогической и монологической речи и совершенствовать навыки связной речи;

— учить ребенка пересказыванию, соблюдая последовательность;

— осуществлять коррекцию нарушений дыхательной и голосовой функций;

— осуществлять коррекцию нарушений фонематической стороны речи, развивать фонематические процессы;

— работать над совершенствованием когнитивных функций: внимания, памяти, восприятия (слухового и зрительного), анализа, синтеза, обобщения, классификация;

— формировать мотивацию у ребенка к школьному обучению, учить основам грамоты.

Заключение ТМПК

hello_html_m53ca7e27.jpg

2 СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ ИОМ

Рекомендации по созданию специальных образовательных условий

обучающегося с ОВЗ:

  1. С 2018 – 2019 учебного года обучение и воспитание в ДОО по адаптированной образовательной программе для детей с ТНР дошкольного возраста.

  2. Сопровождение процесса обучения и воспитания ПМП(к) ДОО (разработка АООП, направленности коррекционно-развивающих занятий, отслеживание динамики развития ребенка).

  3. Взаимодействие учителя-логопеда и специалистов ДОО для эффективной реализации системы коррекционно-педагогической работы.

  4. Создание полноценной речевой среды.

  5. Учет особенностей психофизического развития и состояния здоровья в процессе обучения: щадящий педагогический режим (учет темпа деятельности, динамики работоспособности; снижение доли механической нагрузки; минимизация ситуации дефицита времени).

  6. Занятия с логопедом. Комплексная логопедическая коррекция. Развитие понимания обращенной речи. Работа над фразой. Расширение и уточнение словаря. Коррекция звукопроизношения. Развитие фонематического восприятия, ЛГСР, связной устной речи, слоговой структуры слова, артикуляционной моторики, мелкой моторики. Развитие понимания и использования различных грамматических форм и словообразовательных моделей. Развитие речевого дыхания и просодической стороны речи. Развитие коммуникативных навыков. Помощь в освоении АООП.

  7. Занятия с педагогом-психологом по развитию пространственных представлений как основы когнитивного компонента деятельности, игровой деятельности, навыков общения, эмоциональное, личностное развитие ребенка.

  8. Активное включение в занятия коммуникативно-творческой направленности совместно со сверстниками.

  9. Заключение ПМПК действительно на уровне дошкольного образования.

Читайте также:  Укол для развития речи ребенка

Рекомендации профильных специалистов

Учитель-

логопед

Психолог

Музыкальный руководитель

Инструктор по физической культуре

Воспитатели

Родители

Содержание индивидуальной работы ОНР (II ур. р. р.)

Содержание коррекционной работы

(игры и упражнения)

Вид занятий

1

Развитие мелкой и крупной моторики

  • Игры «Кольцо» «Коза» «Зайчик» «Волчки», «Мозаика», «Шнуровка» «Собери бусы» «Выкладывание из палочек»

  • Логоритмика

2

Формирование правильного речевого дыхания

  • Пропевание гласных, звукоподражание

  • Упражнения: «Сдуй пёрышко», «Мыльные пузыри», «Вертушка», «Дудочка»

  • Игры: «Водолаз», «Силачи», «У машины накачаем шины», «Задуй мяч в ворота»

Индивидуальные, подгрупповые

3

Развитие артикуляционной моторики:

  • Артикуляционные упражнения: «Улыбочка», «Заборчик», «Хоботок», «Любопытный язычок», «Обезьянка», «Бульдог», «Спрячь конфетку», «Толстячки-Худышки», «Вкусное варенье», «Часики», «Качелька», «Чистим зубки», «Иголочка», «Индюк», «Парус», «Чистим зубки», «Чашечка», «Лошадка»

Индивидуальные, подгрупповые

4

Формирование правильного звукопроизношения

.

  • Логопедический массаж

  • Постановка и коррекция звуков:

  • группа свистящих – С, СЬ, З, ЗЬ, Ц

  • группа шипящих – Ш, Ж, Ч, Щ

  • группа сонорных – Л, ЛЬ, Р, РЬ

  • губно-губные – П, Б, М + мягк.

  • губно-зубные – Т, Д, Н + мягк.

  • заднеязычные – К, Г, Х + мягк.

  • Автоматизация и дифференциация звуков в слогах, словах, предложениях, связном тексте

Индивидуальные

5

Формирование фонематического восприятия и слуха:

Упражнения и игры на определение направления звука, источника звука, на развитие темпа, ритма, интонации: «Кто кричит, что звучит?», «Тихо-громко», «Удочка-уточка», «Повтори за мной», «Чем отличаются слова», «Ходилочки»

Индивидуальные

6

Работа над слоговой структурой слова

  • Упражнения:

  • на дифференциацию: «Короткие и длинные слова»

  • на выделение интонацией и силой голоса слога

  • на воспроизведение слоговой цепочки (па-по-пу, та-са-ма)

  • Упражнения на воспроизведение темпо-ритмического рисунка слова

  • Проговаривание одно, двух, трёхсложных слов

Индивидуальные, подгрупповые

7

Развитие грамматического строя речи

  • Игры на словоизменение по числам, по родам, по падежам:

«Один-много», «Один, два, много», «Какого цвета», «Жадина», «Кто? Что? Кого? Чего? и т. д.»

  • Упражнения на согласование имен существительных с прилагательными, существительных с глаголами по признакам (повелительные, изъявительные)

  • Игры на словообразование: «Большой-маленький», «Грамматика в картинках»

  • Игры на употребление предлогов В, ИЗ, НА, ПОД, ЗА, У, С, ОТ, К, ПО

Читайте также:  Книга раннее развитие ребенка от 3 лет

Индивидуальные, подгрупповые

8

Развитие лексической стороны речи

Игры и упражнения на расширение предметного словаря:

«Слова-предметы», «Обобщающие слова»

Игры и упражнения на расширение глагольного словаря:

«Что делает?», «Противоположности»

Игры и упражнения на расширение словаря признаков (качественные, притяжательные): «Какой?», «Противоположности», «Это чьё?»

Индивидуальные, подгрупповые

9

Совершенствование психологической базы речи

Игры на развитие зрительной памяти: «Угадай чего не стало?», «Что изменилось».

Игры на развитие внимания и мышления: «Кто лишний?», «Найди по контуру», «На что похоже?», «Ассоциации», «Разрезные картинки», «Найди пару»

Индивидуальные, подгрупповые

Содержание индивидуальной работы ОНР (III ур. р. р.)

Содержание коррекционной работы

(игры и упражнения)

Вид занятий

1

Развитие мелкой и крупной моторики

  • Игры «Кольцо», «Коза», «Зайчик», «Волчки», «Мозаика», «Шнуровка», «Собери бусы», «Выкладывание из палочек», «Ножницы», «Оригами»

  • Игры: «Поймай мышку», «Сложи букву»

2

Формирование правильного речевого дыхания

  • Пропевание гласных, звукоподражание

  • Упражнения: «Сдуй пёрышко», «Мыльные пузыри», «Вертушка», «Дудочка»

  • Игры: «Водолаз», «Силачи», «У машины накачаем шины», «Буря в стакане», «Загоним мяч в ворота»

Индивидуальные, подгрупповые

3

Развитие артикуляционной моторики:

  • Артикуляционные упражнения: «Улыбочка», «Заборчик», «Хоботок», «Любопытный язычок», «Обезьянка», «Бульдог», «Спрячь конфетку», «Толстячки-Худышки», «Вкусное варенье», «Часики», «Качелька», «Иголочка», «Индюк», «Парус», «Чистим зубки», «Фокус», «Маляр», «Чашечка», «Грибок», «Лошадка»

Индивидуальные, подгрупповые

4

Формирование правильного звукопроизношения

.

  • Логопедический массаж

  • Постановка и коррекция звуков:

  • группа свистящих – С, СЬ, З, ЗЬ, Ц

  • группа шипящих – Ш, Ж, Ч, Щ

  • группа сонорных – Л, ЛЬ, Р, РЬ

  • губно-губные – П, Б, М + мягк.

  • губно-зубные – Т, Д, Н + мягк.

  • заднеязычные – К, Г, Х + мягк.

  • Автоматизация и дифференциация звуков в слогах, словах, предложениях, тексте

Индивидуальные

5

Формирование фонетико-фонематического строя речи

  • Игры: «Сигнальщики», «Звуковые пульты», «Картинки, слова, схемы», «Звуковой паровозик», «Где спрятался звук?» «Мягкие и твёрдые», «Звонкие и глухие», фонематический анализ и синтез

Индивидуальные

6

Подготовка к обучению грамоте

  • Упражнения:

  • на развитие слоговой структуры слова (составление схем, чистоговорки, скороговорки)

  • на выделение интонацией и силой голоса слога (ударение)

  • игры на образование слов со сложной слоговой структурой

  • игры на образование многозначных слов

  • Игры: «Превращаем звук в букву», «Читаем и составляем слова», «Расшифруй слова», «Продолжи слова», «Волшебный карандаш» (штриховки, обводки)

  • Составление, печатание и чтение слогов и слов.

Индивидуальные, подгрупповые

7

Развитие грамматического строя речи

  • Игры на словоизменение по числам, по родам, по падежам:

«Один, два, пять», «Какого цвета», «Жадина», «Кто? Что? Кого? Чего? и т. д.»

  • Упражнения на согласование имен существительных с прилагательными, существительных с глаголами по признакам (повелительные, изъявительные), на образование глаголов прошедшего, настоящего и будущего времени

  • Игры на словообразование относительных прилагательных, наречий

  • Игры на употребление предлогов

  • Образование глаголов с помощью приставок, суффиксальный способ образования, образование однокоренных слов

Читайте также:  Как определить развитие ребенка без узи

Индивидуальные, подгрупповые

8

Развитие лексической стороны речи

Игры и упражнения на расширение предметного словаря:

«Слова-предметы», «Обобщающие слова»

Игры и упражнения на расширение глагольного словаря:

образование глаголов- антонимов,

Игры и упражнения на расширение словаря признаков (качественные, притяжательные): «Какой?», «Противоположности», «Это чьё?»

Индивидуальные, подгрупповые

9

Совершенствование психологической базы речи

Игры на развитие зрительной памяти: «Угадай чего не стало?», «Что изменилось».

Игры на развитие внимания и мышления: «Четвёртый лишний?», «Найди по контуру», «Ассоциации», «Разрезные картинки», на понимание логико-грамматических конструкций

Индивидуальные, подгрупповые

  1. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ ИОМ

Расписание образовательной деятельности

2018-2019 год

Специалисты

Дни недели

Воспитатели

Музыкальный руководитель

Инструктор по физической культуре

Учитель-

логопед

понедельник

вторник

среда

четверг

пятница

2019-2020 год

Специалисты

Дни недели

Воспитатели

Музыкальный руководитель

Инструктор по физической культуре

Учитель-

логопед

понедельник

вторник

среда

четверг

пятница

2020-2021 год

Специалисты

Дни недели

Воспитатели

Музыкальный руководитель

Инструктор по физической культуре

Учитель-

логопед

понедельник

вторник

среда

четверг

пятница

Создание развивающей предметно-пространственной среды

Пособия для развития воздушной струи: шарики, пушинки, из бумаги, колпачки и т.д.

Высота, темп, ритм – визуальные карточки.

Музыкальные инструменты, звучащие игрушки и т.д.

Развитие мелкой и крупной моторики

Мячи, массажные мячи разных размеров, ребристые палочки, мозаика, бусы, шнуровки

Совершенствование психологической базы речи

Картинный материал по лексическим темам, зашумленные картинки, наложенные рисунки, недорисованные (недописанные) изображения, игрушки и предметы для игр: «Запомни и назови», «Что изменилось», «Чего не стало», «Волшебный мешочек», «Бассейн», «Сундучок», разрезные картинки, звучащие предметы, палочки, геометрические фигуры и т.д.

Формирование фонематического восприятия и слуха:

Картинный материал по звукам, схемы звуков: демонстрационные, раздаточные для пальчиков, шапочки, настольно-печатные игры и др. Магнитная азбука, азбука настольная, буквы, обводки, слоговые лесенки, кроссворды, ребусы, игровой материал «Составь слог, слово, предложение» и др.

Развитие лексической стороны речи

Картинный материал по лексическим темам, муляжи овощей, фруктов, ягод, грибов.

Наборы животных домашних, диких, жарких и холодных стран, морские обитатели и др.

Развитие грамматического строя речи и связной речи

Картинный материал, дидактические игры, схемы, домино, игрушки, муляжи и др.

Сюжетные картинки, серии картинок, игрушки, схемы предложений: демонстрационный и раздаточный материал

Приложение

Динамика речевого развития

2018-2019

2019-2020

2020-2021

Источник