Индивидуальный маршрут развития ребенка презентация
ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МАРШРУТ, КАК СРЕДСТВО РЕАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТНОГО ПОТЕНЦИАЛА РЕБЁНКА.
1 слайд – Тема.
Приоритетным направлением в организации образовательного процесса дошкольных учреждений должен стать индивидуальный подход к ребёнку, сохранение самоценности дошкольного детства и самой природы дошкольника. Важность индивидуального подхода подчеркивается в ФГОС ДО (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»). Поддержка индивидуальности признается одним из основополагающих моментов дошкольного воспитания: только на её основе могут осуществляться полноценное развитие личности дошкольника, раскрываться его особенности, уникальные способности.
2 слайд – Актуальность.
В практике, процесс обучения и воспитания в основном, ориентируется на средний уровень развития ребенка, поэтому не каждый воспитанник может в полной мере реализовать свои потенциальные возможности. Это ставит перед педагогами дошкольного образовательного учреждения задачу по созданию оптимальных условий для реализации потенциальных возможностей каждого воспитанника. Одним из решений в данной ситуации является составление и реализация индивидуального образовательного маршрута (ИОМ). Индивидуализация обучения, воспитания и коррекции направлена, прежде всего, на преодоление несоответствия между уровнем, который задают образовательные программы, и реальными возможностями каждого воспитанника.
Индивидуальный образовательный маршрут это целенаправленно проектируемая дифференцированная образовательная программа (СВ. Воробьева, Н.А. Лабунская, А.П. Тряпицына, Ю.Ф. Тимофеева и др.). Индивидуальный образовательный маршрут определяется образовательными потребностями, индивидуальными способностями и возможностями воспитанника (уровень готовности к освоению программы).
3 слайд – Принципы.
При составление ИОМ необходимо учитывать определённые принципы, которые будут соблюдать интересы ребёнка и ориентированы на образовательные потребности, индивидуальные способности и возможности воспитанника.
Принципы:
— принцип опоры на обучаемость ребенка;
— принцип соотнесения уровня актуального развития и зоны ближайшего развития;
— принцип соблюдения интересов ребенка;
— принцип тесного взаимодействия и согласованности работы «команды» специалистов, в ходе изучения уровня развития ребенка;
— принцип непрерывности, когда ребенку гарантировано непрерывное сопровождение на всех этапах помощи в решении проблемы;
— принцип отказа от усредненного нормирования;
— принцип опоры на детскую субкультуру.
4 слайд — Цели и задачи.
Роль педагога состоит в создании условий для свободной творческой деятельности детей и организации образовательного процесса методом реального сотворчества (с педагогом, родителями, другими детьми) в разных формах взаимодействия.
Педагогу отводится роль помощника, партнера по общему делу и консультанта. Он выполняет сложную задачу создания оптимальных условий для самореализации ребенка в образовательной среде как свободной личности.
Таким образом, деятельность педагога направляется, в первую очередь, на создание условий для осмысленного выбора детьми индивидуальной образовательной стратегии, на индивидуальную помощь каждому ребёнку в планировании своей деятельности, на консультирование по применению тех или иных информационных источников, дидактических пособий, художественных материалов и инструментов.
Цель (ИОМ) :
Создание в детском саду условий, способствующих позитивной социализации дошкольника, его социально – личностного развития, которое неразрывно связано с общими процессами интеллектуального, эмоционального, эстетического, физического и других видов развития личности ребенка.
Задачи:
• Создать благоприятную предметно-развивающую среду для развития ребенка;
• Организовать единую систему работы администрации, педагогических сотрудников, медицинского персонала ДОО и родителей по развитию ребенка;
• Совершенствовать стиль общения педагога с ребенком: придерживаться психологически-корректного стиля общения, добиваться уважения и доверия воспитанника;
• Создать условия для развития положительного отношения ребенка к себе, другим людям, окружающему миру, коммуникативной и социальной компетентности детей;
• Формировать у ребенка чувство собственного достоинства, осознания своих прав и свобод.
5 слайд – ИОМ разрабатывается.
Маршрут создается с целью максимальной реализации образовательных и социальных потребностей детей и рассчитан на определённые группы детей.
В индивидуальном образовательном маршруте определяется специфическое для данного ребенка соотношение форм и видов деятельности, индивидуализированный объем и глубина содержания, специфические психолого-педагогические технологии, учебно-методические материалы.
6 слайд –Участники составления ИОМ.
Разработку и реализацию индивидуального образовательного маршрута в дошкольном образовательном учреждении осуществляют педагоги, специалисты (учитель-дефектолог, педагог-психолог, учитель-логопед) в тесном сотрудничестве с семьей ребенка. При проектировании индивидуального образовательного маршрута специалисты и педагоги дошкольного учреждения ориентируются на образовательные потребности, индивидуальные способности и возможности воспитанника.
7 слайд — Методы
Для определения уровня развития ребёнка и при построение ИОМ воспитатель может применять различные методы.
Методы, используемые в работе:
• Беседы, наблюдения, игры, занятия, упражнения;
• Взаимодействие с родителями.
7 слайды – Этапы ИОМ. При составлении ИОМ существует определённая система, которая помогает педагогу правильно спланировать свою работу и составить индивидуальный путь развития каждого ребёнка. Сущность ИОМ состоят в том, что он отражает процесс изменения (динамики) в развитии и обучении ребенка, что позволяет вовремя корректировать компоненты педагогического процесса. Индивидуальный образовательный маршрут может реализовываться во всех видах деятельности, в любое время, всё зависит от желания ребёнка, от его выбора, самоопределения.
Этапы конструирования индивидуального образовательного маршрута
1. Этап наблюдения.
2. Диагностический этап.
3. Этап конструирования.
4. Этап реализации
5. Этап итоговой диагностики.
8 слайд — Структура ИОМ.
• -целевой (постановка целей, определение задач образовательной работы);
• -содержательный (отбор содержания программного материала на основе образовательных программ, реализуемой в ДОУ);
• -технологический (определение используемых педагогических технологий, методов, методик, систем обучения и воспитания с учетом индивидуальных особенностей ребенка);
• -диагностический (определение системы диагностического сопровождения);
• -результативный (формулируются ожидаемые результаты, сроки их достижения и критерии оценки эффективности реализуемых мероприятий)
10 слайд – Вывод. Индивидуальный образовательный маршрут — это персональный путь реализации личностного потенциала ребенка (воспитанника) в образовании и обучении.
ИОМ полной мере позволяет реализовать принцип индивидуализации, который состоит в том, дошкольник, способен идти своим путем, целенаправленно осваивая то, что именно для него является приоритетным, опираясь на его сильные стороны, природные склонности и способности.
Таким образом, благодаря выстраиванию индивидуальных образовательных траекторий развития детей, мы обеспечиваем нашим воспитанникам равные стартовые возможности.
Источник
Инфоурок
›
Другое
›Презентации›Презентация «Индивидуальный образовательный маршрут»
Описание презентации по отдельным слайдам:
1 слайд
Описание слайда:
Индивидуальный образовательный маршрут
2 слайд
Описание слайда:
Определение понятия Индивидуальный образовательный маршрут — это индивидуальная программа, рассчитанная на конкретного школьника и преследующая конкретные цели, которые необходимо реализовать в указанные сроки. Другими словами, ИОМ — это путь или способ реализации личностного потенциала ребенка, развитие его способностей по индивидуальному плану (маршруту).
3 слайд
Описание слайда:
Индивидуальные особенности обучающегося: образовательная база (знания, которыми ученик владеет); психическое и физическое состояние ученика; личностные качества, особенности характера ребенка (умение работать в команде и индивидуально, вид памяти, социальная активность, мотивированность и т.д.) возраст; социальный аспект (пожелания родителей).
4 слайд
Описание слайда:
Для чего нужны индивидуальные маршруты? Практика внедрения ИОМ предусмотрена ФГОС. И первоочередная задача таких маршрутов — профильная направленность.
5 слайд
Описание слайда:
Каждый ученик может составить индивидуальный план обучения. Обязательными являются 6 предметов: русский язык и литература, математика, иностранный язык, история, ОБЖ и физкультура. Остальные предметы выбираются в зависимости от выбранной будущей профессии. Предлагаются шесть направлений: естественнонаучное, технологическое, гуманитарное, социально-экономическое универсальное.
6 слайд
Описание слайда:
Какие виды маршрутов уже известны и успешно применяются в педагогической практике? для отстающих учеников; помочь в обучении детям с ослабленным здоровьем; для слабоуспевающих; для одаренных учащихся с индивидуальными особенностями характера; для детей, опережающих развитие.
7 слайд
Описание слайда:
Примерный алгоритм введения ИОМ 1. Информационный этап Учитель организует беседу с детьми и родителями, в ходе которой объясняет суть, цели и возможности индивидуальных маршрутов. На данном этапе ученик фиксирует, что он должен знать и уметь к концу прохождения маршрута. 2. Диагностика и выбор методов Учитель (совместно с психологом и классным руководителем) проводит ряд тестов с целью определить личностные качества каждого ученика. То есть, на данном этапе фиксируется, что ученик может и хочет узнать в рамках данного предмета и что ему может помочь/помешать в этом.
8 слайд
Описание слайда:
3. Определение целей и задач ИОМ 4. Составление ИОМ. Теперь важен вопрос: «Как я буду двигаться к выполнению цели?». В маршруте указываются цели, которые нужно достичь, способы реализации, источники получения знаний, сроки для каждой задачи в отдельности, способ контроля и итоговые результаты.
9 слайд
Описание слайда:
5. Итоговый этап. После завершения прохождения учеником ИОМ обязательно проводится итоговая аттестация. Здесь важно не только оценить знания ребенка и уровень его умений и навыков, но и определить, насколько успешным было прохождение ИОМ, уложился ли он в срок, с какими трудностями ребенок столкнулся, что ему необходимо доработать.
10 слайд
Описание слайда:
Индивидуальные образовательные маршруты — примеры и образцы 1. Индивидуальный образовательный маршрут ученика младших классов Цель: устранение пробелов по теме «Имя существительное». Подпись родителей: Подпись учителя:
11 слайд
Описание слайда:
2. Пример индивидуального образовательного маршрута одарённого ребенка ИОМ ученика 5 класса (ФИО). Цель: развитие творческих и аналитических способностей Подпись родителей: Подпись учителя: Такой маршрут удобнее составлять на четверть, полугодие, год. В процессе реализации можно вносить корректировки.
12 слайд
Описание слайда:
Обеспечение в школе реализации индивидуально-образовательных маршрутов учащихся – это попытка увидеть учебный процесс с позиции ученика.
13 слайд
Описание слайда:
Мы ничему не можем научить человека. Мы можем только помочь ему открыть это в себе. Галилео Галилей
14 слайд
Описание слайда:
Источники https://pedsovet.su/iom https://pedsovet.su/load/385-1-0-49957 https://jmedic.ru/wp-content/uploads/2016/02/bronhialnaya_astma_u_detej_11.jpg
Курс повышения квалификации
Курс профессиональной переподготовки
Педагог-библиотекарь
Курс профессиональной переподготовки
Библиотекарь
Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
также Вы можете выбрать тип материала:
Общая информация
Номер материала:
ДБ-273735
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Источник
Описание презентации по отдельным слайдам:
1 слайд
Описание слайда:
МДОУ «ЦРР » Алые паруса «- детский сад №26». подготовила педагог -психолог Шведова Валентина Алексеевна Индивидуальный образовательный маршрут.
2 слайд
Описание слайда:
Индивидуальный образовательный маршрут- персональный путь компенсации трудностей ребенка, а затем и реализации его личностного потенциала: интеллектуального, художественно-эстетического и др.
3 слайд
Описание слайда:
ПЛАН Психолого-педагогические основания разработки и реализации индивидуальных образовательных маршрутов Диагностика индивидуальных особенностей детей и составление психолого-педагогического представления на дошкольника Особенности разработки и реализации индивидуального образовательного маршрута для ребенка с трудностями в развитии
4 слайд
Описание слайда:
ИОМ определяется: государственным заказом ; потребностями и запросами родителей; индивидуальными возможностями и уровнем развития воспитанников; возможностями ДОО.
5 слайд
Описание слайда:
ИОМ разрабатывается: для детей, не усваивающих основную образовательную программу дошкольного образования;
6 слайд
Описание слайда:
ЭТАПЫ ИОМ: Этап наблюдения 2. Диагностический этап 3. Этап разработки 4. Этап реализации 5. Этап итоговой диагностики
7 слайд
Описание слайда:
В ИОМ дошкольника должно быть отражено: анамнез, медицинский диагноз; особенности недоразвития психических процессов и трудностей (нарушений) личностного развития дошкольника (психологическое, логопедическое или ПМПК заключения); содержание работы; ожидаемый результат индивидуальной работы; взаимодействие со специалистами; работу с родителями воспитанника.
8 слайд
Описание слайда:
ВОЗМОЖНЫЕ ТРУДНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ Двигательная сфера (общая моторная неловкость, недоразвитие мелкой моторики и др.). Недоразвитие познавательной сферы (недостаточное сенсорное развитие, низкая концентрация внимания, непроизвольность памяти, трудности запоминания, недостаточное развитие мыслительных операций, словесно-логического мышления, нарушения звукопроизношения, нарушения грамматического строя речи, связной устной речи, несформированность представлений об окружающем мире, о пространстве, времени и количестве.) Эмоциональная сфера (психоэмоциональные нарушения- тревожность, агрессивность) Личностные трудности (тревожность, неуверенность в своих возможностях, способностях или отсутствие самокритичности, нарушение нравственных норм и правил поведения). Коммуникативные трудности (снижение потребности в общении и взаимодействии со взрослым, сверстниками, недоразвитие и конфликтность в игровой деятельности, неумение осуществлять контроль и оценивать результаты деятельности, неадекватная самооценка).
9 слайд
Описание слайда:
Образовательный маршрут включает основные направления: развитие общей и мелкой моторики; развитие культурно-гигиенических и социально-коммуникативных навыков; формирование деятельности ребенка; развитие речи; формирование представлений об окружающем мире; формирование представлений о пространстве, времени и количестве.
10 слайд
Описание слайда:
Принципы реализации ИОМ принцип опоры на обучаемость ребенка; принцип соотнесения уровня актуального развития и зоны ближайшего развития; — принцип соблюдения интересов ребенка; принцип тесного взаимодействия; принцип непрерывности; принцип отказа от усредненного нормирования; принцип опоры на детскую субкультуру.
11 слайд
Описание слайда:
Методы коррекционно-развивающей работы беседы, игры, занятия, чтение художественной литературы, этюды, направленные на знакомство с различными эмоциями и чувствами; игры, упражнения и тренинги; занятия, игры и упражнения на развитие психических процессов; приемы арт – терапии; релаксационные психогимнастические упражнения.
12 слайд
Описание слайда:
Индивидуальный образовательный маршрут (ИОМ) ФИО ребенка______________________________________________________ Дата рождения_____________________________________________________ ФИО мамы, возраст, профессия_______________________________________ ФИО папы, возраст, профессия_______________________________________ Дата начала ИОМ__________________________________________________ Количество занятий в неделю: 2 занятия Диагностика развития ребенка Физическое развитие Соматическое развитие Речевое развитие
13 слайд
Описание слайда:
Особенности развития познавательных процессов Память__________________________________________________________________________________________________________________________________ Внимание_______________________________________________________________ Восприятие__________________________________________________________________________________________________________________________ Мышление______________________________________________________________________________________________________________________________ Особенности коммуникативно-личностной сферы ребенка ________________________________________________________________________________________________________________________________________ Начальные проявления одаренности (для ИОМ одаренного ребенка) ________________________________________________________________________________________________________________________________________
14 слайд
Описание слайда:
Цель (пример): коррекция познавательного и личностного развития ребенка, помощь в адаптации его в группе сверстников, вовлечение родителей в процесс индивидуального развития ребенка. (Создание условий, способствующих развитию художественно-изобразительных способностей…)
15 слайд
Описание слайда:
Задачи (пример): 1. Развивать основные свойства внимания (устойчивость, продуктивность, распределение). 2. Расширять объем слуховой и зрительной памяти. 3. Развивать наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, основные логические операции (анализ, синтез, классификация и обобщение). 4. Развивать восприятие, мелкую моторику 5. Развивать звуковую и грамматическую сторону речи, связную устную речь. 6. Формировать познавательный интерес и учебную мотивацию. 7. Осуществлять сотрудничество с родителями ребенка Реализация ИОМ (см. таблицу-основу)
16 слайд
Описание слайда:
Месяц, периодичность занятий Направление работы Основное содержание Взаимодействие специалистов Ожидаемый результат Отметка о продвижении в развитии Октябрь, 2 раза в неделю по25 мин Развитие устойчивости, концентрации внимания,произвольнойпамяти, формирование звуковой культурыиграмматическогострояречи.Развитиесоциально-коммуникативныхнавыков Конкретные игры с названиями, совместная деятельность со взрослым, продуктивная деятельность, драматизации, тренинги, конструирование, беседы, наблюдения, арт-терапия, песочная терапия, чтение художественных произведений, индивидуальная работа. Логопед, психолог,дефектолог, педагоги дополнительного образования, инструктор по физической культуре, старшая медицинская сестра Повышение концентрации внимания в отдельныхвидах деятельности, умение согласовывать слова в предложениях из 3-4 слов,развитие навыковсотрудничества, развитие адекватной самооценки;Практическоеиспользование полученных знаний в повседневнойжизни +, +-, — Ноябрь Декабрь Полугодовая диагностика
17 слайд
Описание слайда:
Работа с родителями Месяц Вид деятельности Тема Сентябрь Анкетирование, консультация «Разработка и реализация ИОМ» Октябрь Разработка памяток «Как взаимодействовать с тревожным ребенком» Ноябрь Мастер-класс «Техники работы с нетрадиционными материалами» Декабрь Реализация совместного проекта
18 слайд
Описание слайда:
Индивидуальный образовательный маршрут (ИОМ) ФИО ребенка И.Иван Дата рождения 06.09.2011г., возраст 5 лет ФИО мамы, возраст, профессия И.М.П.., 32г., повар ФИО мамы, возраст, профессия И.П.П., 38л., водитель Дата начала ИОМ 01. 10. 2016г. Количество занятий в неделю: 2 занятия Диагностика развития ребенка Физическое развитие соответствует возрастной норме Соматическое развитие II группа здоровья, болеет редко, перенёс заболевания: ветряная оспа, бронхит, аппетит хороший, быстро засыпает, спокойно спит
19 слайд
Описание слайда:
Речевое развитие Словарь: словарный запас достаточный, в пределах обихода, слоговая структура слова не нарушена Грамматический строй речи: сформирован, особенности словообразования соответствуют возрастной норме. Образует множественное и единственное число существительных и глаголов с небольшими ошибками, уменьшительно-ласкательные формы существительных образует с помощью педагога, умеет согласовывать прилагательные с существительными, числительные с существительными согласует с ошибками) Звуковая сторона речи: в пределах возрастной нормы, фонетический строй речи сформирован, особенности фонематического слуха: развит недостаточно Связная речь: требует дальнейшего развития; характер предложений: простые, малораспространенные, умеет отвечать на вопросы взрослых
20 слайд
Описание слайда:
Особенности развития познавательных процессов Память: преобладающий вид памяти: зрительная, медленно запоминает и быстро забывает, уровень развития памяти низкий, сложно дается заучивание стихотворений, пересказ содержания сказки, рассказа Внимание: недостаточно устойчивое, преобладает непроизвольное внимание Восприятие: ориентируется в сенсорных эталонах, выполняет задания путем проб, ассоциаций не дает, уровень развития воображения средний Мышление: осуществляет простейшие классификации по образцу по разным основаниям, подбирает обобщающее слово к ряду предметов, умеет устанавливать простейшие причинно-следственные, временные представления сформированы не полностью, понимает содержание сюжетных рядов и картин, выполняет счетные операции Особенности коммуникативно-личностной сферы ребенка Коммуникативные нарушения: эмоционально пассивен, снижена потребность в общении, несформированны способы коммуникации, недоразвитие игровой деятельности, снижены активность и самостоятельность в процессе общения, стеснительность, замкнутость, тревожность, неуверенность в своих возможностях, способностях. Несформирована эмоциональная сфера
21 слайд
Описание слайда:
Цель: коррекция личностного развития ребенка, помощь в адаптации его в группе сверстников; поощрение и стимулирование индивидуальных возможностей ребенка; вовлечение родителей в процесс индивидуального развития ребенка (создание условий, способствующих позитивной социализации ребенка, его социально – личностному развитию, связанному с общими процессами интеллектуального, эмоционального, эстетического, физического и других видов развития личности ребенка) Задачи: создание благоприятной предметно — развивающей среды для социального развития ребенка; создание условий для развития положительного отношения ребенка к себе, другим людям, окружающему миру, коммуникативной и социальной компетентности; формирование у ребенка чувства собственного достоинства, осознания своих прав и свобод (право иметь собственное мнение, выбирать друзей, игрушки, виды деятельности, иметь личные вещи, по собственному усмотрению использовать личное время); обеспечение позитивных сдвигов в развитии ребенка, целенаправленного продвижения относительно собственных возможностей; развитие коммуникативных способностей: -мотивационных «Хочу общаться», — когнитивных «Я знаю, как общаться», — поведенческих «Я умею общаться»; проведение профилактики и коррекции имеющихся у ребенка социально — личностных проблем