Индивидуальный маршрут развития ребенка подготовительной группы онр

Ф.И. ребенка __Иванов Петр____

Логопед. заключение: ОНР III ур.

ГБДОУ №__8__на 2015 — 2016 учебный год.

Краткая характеристика уровня речевого развития

Направления работы

Задачи коррекционной работы по периодам

Нарушение звукопроизношения; дифференциации звуков. Нарушено произношение свистящих, шипящих, звуков: Л-Ль, Р-Рь.

Гипотония мышц артикуляционного аппарата.

Формировать навык четкой артикуляции звуков.

1период.

Логопедический (тонизирующий массаж). Артикуляционная гимнастика.

Автоматизация свистящих изолированно, в слогах, в словах, в словосочетаниях, дифференциация свистящих: С – З- Ц; подготовительные упражнения для постановки шипящих;

2 период.

Работа над четким произношением свистящих звуков в предложениях. Постановка шипящих; изолированная автоматизация. Автоматизация шипящих в слогах, словах, словосочетаниях. Дифференциация свистящих и шипящих изолированно, в слогах, словах;

3 период

Работа над четким произношением шипящих звуков в предложениях. Постановка Л, изолированная автоматизация; подготовительные упражнения к постановке Р.

Автоматизация Л в слогах, словах, словосочетаниях, простой фразе. Автоматизация Р изолированно, в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях. Дифференциация Л – Р изолированно, в слогах, словах, словосочетаниях.

Понимание речи. Ребенок понимает обращенную речь.

Развитие понимания речи.

1 – 2 — 3 период. Закреплять умение вслушиваться в речь взрослых, находить пропущенный элемент в автоматизированном речевом ряду;

Развивать умение внимательно вслушиваться в речь взрослого, распознавать правильное и неправильное употребление падежных окончаний существительных; различение на слух правильного  и неправильного употребления личных окончаний глаголов; правильное и неправильное употребление времен глаголов; родовых окончаний прилагательных; понимание лексико-грамматических конструкций; закреплять умение отвечать на вопросы;

Развивать внимание к слову, к более точному пониманию его значения, умение выбрать из двух слов наиболее подходящее к данной ситуации (Девочка сломала или разбила стекло?; мама приклеивает или заклеивает конверт?) Определять правильность смысла предложенных предложений.

Решение логических задач. Развитие слухового внимания и логического мышления;

Состояние фонематического восприятия, звукового анализа и синтеза, слоговой структуры. Трудности в повторении сочетания гласных звуков, при их четкой артикуляции; цепочки слогов.

Не выделяет заданную произносительную единицу, среди других.

Навыки элементарного звукового анализа отсутствуют.

Дифференциация звуков затруднена.

Отмечаются нарушения слоговой структуры слова.

Формировать фонематический слух, фонематическое восприятие.

1 период.

Закреплять умение различать неречевые звуки и их направление: постукивание, похлопывание, шуршание бумаги, скрип двери, звуки бубна, металлофона и т п.

Подготовка к усвоению звуко-слогового ряда путем уточнения пространственно временных представлений.

Дифференциация существительных, отличающихся несколькими звуками, сходных по звуко-слоговой структуре (аналогично) осел-козел; ослик — козлик; газон — вагон и т п.

Тренировать умение удерживать в памяти и воспроизводить звуко-слоговой ряд из 3-4 элементов.

Формировать умение выделять элементы ритмического рисунка ударением.

Развитие интонационной выразительности.

Формирование слоговой структуры слова: типы 1, 2, 3, 4.

2 период.

Дифференциация глаголов, сходных по звучанию (логопед задает вопросы к сюжетным картинкам): кто катает — кто купает; кто купает — кто покупает; кого пасут — кого несут и т п.

Тренировать умение дифференцировать правильное и неправильное произношение слов с опорой на наглядность.

Формировать умение находить в ряду слова отличающиеся от остальных по звуковому составу.

Развивать языковое чутье и чувство рифмы.

Формирование слоговой структуры слова: типы 5, 6, 7,8, 9,10.

3 период.

Совершенствовать навыки аналитико-синтетической деятельности.

Развивать звуко-слоговые представления ребенка.

Формирование слоговой структуры слова: типы 11, 12, 13.

Состояние мелкой моторики; ведущая рука. Левая рука ведущая.

Развитие мелкой моторики рук и совершенствование графических навыков.

1-2-3 периоды. Освоение различных движений пальцев рук. Сопровождать пальчиковые упражнения стихотворными текстами.

Активно использовать тренажеры для пальчиковой гимнастики.

Уровень зрительного восприятия.

Работа по предупреждению дисграфии.

1-2-3 периоды. Работа с графическими заданиями. Развитие пространственной ориентировки: в частях собственного тела, на листе бумаги. Закрепление в речи названия цвета, формы, величины.

Состояние словарного запаса. Словарный запас ограничен пониманием обиходно-бытовой тематики.

Уточнение и расширение словарного запаса; усвоение первоначальных навыков словообразования (домик — лобик).

1 период.  Опора на тематические циклы:  «Фрукты»; «Овощи»; «Сад – огород»; «Деревья»; «Ягоды»; «Грибы»; «Времена года. Осень»; «Человек»; «Игрушки»; « Посуда»; «Продукты питания»; «Одежда»; «Обувь»; «Головные уборы»; «Времена года. Зима. Новый год».

2 период

Опора на тематические циклы: «Зимующие птицы»; «Дикие животные»; «Домашние животные»; «Домашние птицы»; «Перелетные птицы»; «Наше отечество. 23 февраля»; «Профессии»; «Времена года. Весна. Праздник мам»; «Мебель»; «Транспорт»; «Инструменты».

Формировать умение произносить имена друзей, кукол (двусложные слова с ударением на первом слоге Катя, Толя, Нина и т п); односложные слова, типа кот, нос, мяч и т п.

3 период

Опора на тематические циклы: «Зоопарк»; «Рыбы»; «Цветы»; «Насекомые»; «День Победы»; «Времена года. Лето»; «Школьные принадлежности»;.

Формировать умение произносить двусложные слова с ударением на первом слоге: санки, шуба, муха, ухо, каша и т п. Трехсложные слова с ударением на втором слоге (собака, панама, ворона. Машина, лопата), на последнем (голова, пароход, молоко, самолет, телефон). Различение на слух и самостоятельное употребление в речи   хорошо знакомых слов с уменьшительным значением (домик, лобик, ручка, ножка).

Состояние грамматического строя речи. Грамматический строй сформирован на нижней границе нормы. Допускает  ошибки в предложениях простых синтаксических конструкций; встречаются несогласования слов во фразе, аграмматизмы; не всегда правильно употребляет предлоги; падежи; имеются ошибки при преобразовании им сущ. во мн. ч.; ошибки в согласовании прилагат. и сущ. в косвенных падежах.

Читайте также:  Развитие ребенка от начала зачатия

Формирование грамматических категорий.

1 – 2 – 3 период. Учить дифференцировать действия, выраженные глаголами ед. и мн. числа (плывет-плывут); действия, выраженные глаголами прошедшего времени ед. числа муж и жен рода (Валя пел — Валя пела, Валя мыл — Валя мыла) и т п.

Падежные формы (где малыш надевает шубу, где малышу надевают шубу); притяжательные местоимения (дай маме карандаш; дай мамин карандаш);

Глаголы, обозначающие голосовые реакции животных;

Усвоение уменьшительно-ласкательной формы слова.

Активизация использования простых форм предлогов ( в, на, под, за, над).

Продолжать работу по обучению изменению слов по падежам, согласование существительных и прилагательных в роде, числе. Активизация использования простых предлогов, подведение к употреблению падежных форм. Обучение разным способам словообразования (названия животных, посуды: заяц — зайчата; сахар — сахарница). Упражнять в назывании предмета, его признаков, подводить к его описанию. Учить отвечать на вопросы, не повторяя структуры вопроса. Обучение последовательному рассказу (игры-драматизации). Развивать умение строить разные типы предложений, используя картинки.

Состояние связной речи.

Рассказ-описание:

Смысловые звенья воспроизведены с незначительными сокращениями;

Рассказ не содержит аграмматизмов, но наблюдается стереотипность оформления высказываний, поиск слов, отдельные близкие смысловые замены. Рассказ производится после минимальной помощи.

Сюжетная серия:

Допущено незначительное искажение ситуации, неправильное воспроизведение причинно-следственных связей или отсутствие связующих звеньев. Рассказ составлен без аграмматизмов, но наблюдается стереотипность грамматического оформления, единичные случаи поиска слов или неточное словоупотребление. Картинки разложены со стимулирующей

помощью, рассказ составлен самостоятельно.

Пересказ:

Смысловые звенья воспроизведены с незначительными сокращениями. Пересказ не содержит аграмматизмов, но наблюдается стереотипность оформления высказываний, поиск слов, отдельные близкие словесные замены.

Пересказ после минимальной помощи или после повторного прочтения.

Формирование связной речи.

1 период. Составление предложений с заданным количеством слов с опорой на наглядность.

Составление предложений  по картинке.

Составление рассказа-описания по схеме, плану.

2 период.

Составление рассказа-описания по наглядному образцу. Составление рассказа по сюжетной картинке.

3 период

Составление рассказов по простой и сложной сериям сюжетных картинок. Пересказ простых текстов.

Источник

Цель: коррекция и развитие познавательно-речевых навыков.

Развитие  общих речевых навыков

  1. Развивать дыхание:

— плавность выдоха;

— длительность выдоха;

— произвольность  выдоха через рот.

2. Работа  над выразительностью мимики, укрепление мышц артикуляционного аппарата.

3. Работа над модуляцией голоса (понижение и повышение голоса).

— Подуй на шарик, бабочку, снежинку и т.д. (в зависимости от лексической темы).

— Комплекс мимических упражнений (авт. Нищева)

— Комплекс артикуляционной гимнастики (авт. Нищева)

— Паровозик едет  близко/далеко и т.п.

Развитие фонетико-фонематической сторону речи.

  1. Закреплять умение различать неречевые звуки и определять направление.
  1. Формирование умения дифференцировать на слух слова, отличающиеся один  звуком (миска-мишка), отличающимися несколькими звуками (змея-земля; миска —  мышка).
  2. Формирование умения выделять заданный звук из ряда звуков.

— Покажи, что звенело.

—  Что звучит?

— Подними сигнал, когда услышишь…?!

— Откуда звук? и др.

— Покажи, кого я назову.

— и т.п.

— Подними сигнал, когда услышишь звук (гласные звуки).

Формирование звукопроизношения и слоговой структуры слова.

  1. Уточнение правильного произношения звуков, имеющихся в экспрессивной речи (гласные  звуки и согласные звуки раннего онтогенеза).
  2. Выполнение   артикуляционной  гимнастики для тренировки подвижности органов артикуляционного аппарата,  отработки определенных положений губ и языка, необходимых для правильного произнесения звуков.
  1. Формирование навыков правильного  воспроизведения слов, относящихся к 1 классу (вата, папа), 2 классу (малина,кубики) и 3 классу (мак, лак) слов.

— Делай как я (учить подражать действиям губ: по-по-по; по-пу-пы; мо-мы» и т.п.

-Статические подготовительные упражнения: улыбка-трубочка; змейка, горка;

— Динамические подготовительные упражнения: качели,  вкусное варенье, часики, катушка, почисти зубки, лошадка, футбол и т.п

-Тренировка мышц глотки и мягкого неба: зевни с открытым ртом; покашляй, помычи и т.д.

— Кто как голос подает?

— Д/И «Дубль»

— Найди картинку и т.п

Формирование лексико-грамматических категорий.

  1. Грамматический строй  речи:
  • Формирование умения согласовывать существительные с глаголами.
  • Формирование умения согласовывать существительные с местоимениями.
  1. Лексический строй речи
  • Уточнение и расширение словарного  запаса по лексическим темам, за счет слов, обозначающих предметы, признаки и действия.
  • Обучение выполнению различных поручений с использованием предметов и без них.
  • Продолжать формировать умение называть окружающие предметы и людей.

— На материале 1 класса слов слоговой структуры (лежу, несу, везу).

— Используя местоимения «Я, ты, мы».

— Лото, домино (по лексическим темам).

— Д/И «Магазин», «Кто, что делает?», «Кому что нужно», «Найди и назови»,  «Подбери по форме» и т.д.

— И/упр «Поручения, Внимательные ушки»,  «Слушай и показывай» и т.д.

— Назоваи, как зовут? (называть имена друзей, окружающих взрослых ( в первую очередь слова, относящиеся к 1 и 2 классу слов.

Развитие общей и мелкой моторики, неречевых психических функций

  1. Развитие   координации движений.
  1. Развитие точности движений пальцев рук.
  2. Развитие силы пальцев рук.
  3. Формирование  графомоторных навыков.
  1. Формирование умения ориентироваться в пространстве, на листе бумаги и схеме собственного тела.
Читайте также:  Четверостишья для развития памяти у ребенка

— Самомассаж ушных раковин, пальцев рук.

— Самомассаж карандашами, палочками, шишками.

— Речь с движением (выполнение движений соответственно тексту).

— Пальчиковые игры.

— Закрути/раскрути гайку.

— Веселые прищепки.

— Рисуем на манке.

— Собери бусы.

— Надень ежам иголки.

— Порви салфетку/скатай  шарик.

— Шнуровки.

— Штриховки.

—  Раскраски.

— и т.п.

— Пристегни фигуры по заданию.

— Нарисуй фигуры на листе бумаги по заданию.

— Покажи где?! (левая рука/нога).

— Дотронься до… (левой рукой до правой ноги) и т.д.

— Разрезные картинки, пазлы.

Развивать связную  речь:

  1. Учить выражать свои потребности простой фразой (2-3 слова) в конкретной ситуации.

— Тетя, дай!

— Мама, идем/иди.

— Коля на мяч.

— «Идем спать/гулять» и т.д.

Ребенок сразу вступает в контакт. Эмоциональные реакции адекватны.

При дифференциации контрастного звучания нескольких игрушек не допускает ошибок, не ошибается при определении направления звука и воспроизведении ритма.

Ребенок не допускает ошибок при различении и соотнесении цветов, при показе заданных геометрических фигур и форм.

Ребенок не допускает ошибок при ориентировке в пространстве и схеме собственного тела, с легкостью может сложить картинку из 2 частей, фигуры из 3-4-5 палочек.

Ручная моторика развита достаточно, темп выполнения движений несколько замедлен. Ребенок умеет правильно держать карандаш, но испытывает некоторые затруднения в рисовании заданных линий, умеет застегивать и расстегивать пуговицы, перекладывать мелкие предметы из одной руки в другую.

Объем пассивного словаря соответствует норме. Ребенок понимает различные формы словоизменения и не допускает ошибок при выполнении тестовых заданий. Понимание обращенной речи в норме.

В речи активно используются слова 1,2,3 класса слов слоговой структуры, обозначающие предметы, действия. При согласовании существительных с местоимениями допускает некоторые ошибки.

Ребенок может выражать свои потребности простой фразой (2-3 слова) в конкретной ситуации.

Источник

Направление коррекционной работы

Содержание

Общая моторика

— Совершенствование статической организации движений (точно воспроизводить и удерживать позы, преодоление напряженности и скованности движений).

— Совершенствование динамической организации движений (точно и плавно воспроизводить серию движений).

— Совершенствовать ритмическое чувство.

— Совершенствовать пространственную организацию (гнозис)

— Объединение отдельных двигательных актов в единый двигательный комплекс, добиваясь плавности переключения движений.

— Статические упражнения с функциональными нагрузками.

— Совершенствование пространственной организации движений.

— Нормализация мышечного тонуса.

Мелкая моторика

— Совершенствование статической организации движений (точно воспроизводить и удерживать позы, преодоление напряженности и скованности движений).

— Совершенствование динамической организации движений.

— Динамические упражнения с функциональными нагрузками в движениях, выполняемых последовательно.

— Совершенствовать динамическую и статическую организацию движений (пальчиковый игротренинг, массаж и самомассаж, шнуровка, работа с мозаикой и конструктором, обводка и штриховка фигур и т.д.)

— Работа по развитию конструктивного праксиса, моделирование букв.

— Формирование графомоторных навыков.

Артикуляционная моторика

— отрабатывать движения языка вверх с одновременным выполнением более тонких движений;

— способствовать растяжке подъязычной связки;

— развивать произвольные движения языка. Укрепить мускулатуру языка и щек;

— способствовать расслаблению мышц языка, усилению кровоснабжения мышц языка. 

— активизировать и совершенствовать движения речевого аппарата.

Просодика: голосовые функции, темп речи, интонация, речевое дыхание

— Продолжить работу по развитию речевого дыхания, формированию правильной голосоподачи и плавности речи.

— Учить соблюдать голосовой режим, не допускать форсирования голоса, крика.

— Учить произвольно изменять силу голоса: говорить тише, громче, умеренно громко, тихо, шепотом.

— Развивать тембровую окраску голоса, совершенствовать умение изменять высоту тона в играх.

— Учить говорить в спокойном темпе.

— Продолжать работу над четкостью дикции, интонационной выразительностью речи.

— Совершенствование музыкально – ритмических способностей.

Мимика

Совершенствовать  умения произвольно принимать мимические позы

(удивление, радость, испуг, грусть, сердитое лицо)

Фонематические процессы

— Закрепить представления о гласных и согласных звуках, их отличительных признаках. Упражнять в различении гласных и согласных звуков, в подборе слов на заданные гласные и согласные звуки.

— Закрепить представления о твердости-мягкости, глухости-звонкости согласных звуков. Упражнять в дифференциации согласных звуков по акустическим признакам и по месту образования.

— Познакомить с новыми звуками [c], [c’], [з], [з’ ], [б], [б’], [г], [г’], [ш], [ж], [э], [j], [ц], [ч], [щ], [л], [р], [р’]. Сформировать умение выделять эти звуки на фоне слова, подбирать слова с этими звуками.

 — Совершенствовать навыки звукового анализа и синтеза слов из трех-пяти звуков.

Звукопроизношение

— Формирование артикуляционного уклада для автоматизации звуков.

— Постановка, автоматизация и дифференциация звуков:

Слоговая структура слова

— Продолжить работу над трехсложными словами со стечением согласных и закрытыми слогами (абрикос, апельсин) и введением их в предложения.

— Работать над односложными словами со стечением согласных в начале и конце слов (слон, мост) и над двусложными словами с двумя стечениями согласных (планка) и введением их в предложения.

Читайте также:  Карточки для развития ребенка инструменты

— Работать над трех-, четырех -, и пятисложными словами со сложной звукослоговой структурой (динозавр, градусник, перекресток, температура) и введением их в предложения.

— Закрепить навыки слогового анализа и синтеза слов, состоящих из одного, двух, трех слогов.

Словарь. Лексика

Развитие словарного запаса по темам:

 «Деревья осенью. Грибы, ягоды»,  «Насекомые. Подготовка насекомых к зиме», «Перелетные птицы. Подготовка птиц к отлету»,

«Домашние животные и их детеныши»,  «Дикие животные и их детеныши. Подготовка животных к зиме» , «Осенние одежда, обувь, головные уборы», «Мебель. Назначение мебели. Части мебели. Материалы, из которых сделана мебель» , «Посуда, виды посуды. Материалы, из которых сделана посуда», «Транспорт. Виды транспорта. Профессии на транспорте»,  «Профессии взрослых. Трудовые действия», «Зимняя одежда, обувь, головные уборы. Знакомство с тканью», «Птицы зимой. Орудия труда», «Животный мир морей и океанов. Пресноводные и аквариумные рыбы», «Комнатные растения, размножение, уход», «Животные жарких стран, повадки, детеныши»,   «Ранняя весна. Первоцветы», «Восьмое марта. Семья»,  «Наша Родина — Россия», «Труд людей весной. Профессии», «Поздняя весна. Растения и животные весной. Перелетные птицы весной»

— Учить практическому овладению существительными, образованными от глаголов.

— Обогащать экспрессивную речь сложными словами, неизменяемыми словами, словами-антонимами и словами-синонимами.

— Расширять представления о переносном значении и многозначности слов. Учить использовать слова в переносном значении, многозначные слова.

— Обогащать экспрессивную речь прилагательными с уменьшительными суффиксами, относительными и притяжательными прилагательными; прилагательными, обозначающими моральные качества людей.

— Способствовать дальнейшему овладению приставочными глаголами, глаголами с оттенками значений.

— Обогащать экспрессивную речь за счет имен числительных, местоименных форм, наречий, причастий.

Грамматический строй речи

— Образование существительных с уменьшительно – ласкательными суффиксами.

— Формировать умение образовывать и использовать имена существительные с увеличительными суффиксами и суффиксами единичности.

— Сформировать умение образовывать и использовать в активной речи сравнительную степень имен прилагательных.

— Закрепить умение образовывать и использовать возвратные глаголы, глаголы в разных временных формах, в том числе в форме будущего простого и будущего сложного времени.

— Практическое употребление в речи простых и сложных  предлогов: из- за, с, под, над, из – под, возле, между.

— Образование относительных и притяжательных прилагательных.

— Совершенствовать умение употреблять имена существительные единственного и множественного числа в именительном падеже и в косвенных падежах, как в беспредложных конструкциях, так и в конструкциях с предлогами.

— Закрепить умение согласовывать прилагательные и числительные с существительными в роде, числе и падеже; подбирать однородные определения к существительным.

— Совершенствовать навыки составления простых предложений по вопросам, по демонстрации действия, по картине; распространения простых предложений однородными членами.

— Совершенствовать навыки составления и использования сложносочиненных предложений с противопоставлением и сложноподчиненных предложений с придаточными времени, следствия, причины.

— Закрепить навыки анализа простых двусоставных распространенных предложений без предлогов. Сформировать навыки анализа предложений с простыми предлогами и навыки составления графических схем таких предложений.

— Закрепить знание некоторых правил правописания, с которыми дети были ознакомлены в предыдущей группе.

Связная речь и речевое общение

— Закрепление навыка построения предложений из 3-4 слов

— Развивать стремление обсуждать увиденное, рассказывать о переживаниях, впечатлениях.

— Стимулировать развитие и формирование не только познавательного интереса, но и познавательного общения.

— Совершенствовать навыки пересказа знакомых сказок и небольших рассказов.

— Сформировать навык пересказа небольших рассказов с изменением времени действия или лица рассказчика.

— Совершенствовать навыки ведения диалога, умение задавать вопросы, отвечать на них полно или кратко.

— Закреплять умение составлять описательные рассказы и загадки-описания о предметах и объектах по заданному плану и самостоятельно составленному плану.

— Совершенствовать навык составления рассказов по серии картин и по картине, в том числе с описанием событий, предшествующих изображенному или последующих за изображенным событием.

Развитие ВПФ

— Игры и упражнения на совершенствование словесно – логического мышления «4-й лишний» ( по лексическим темам)

— Игры и упражнения на развитие зрительного внимания «Что изменилось?»

— Игры и упражнения на совершенствование зрительного восприятия «На что похоже?», серия зашумленных картинок.

— Игры и упражнения для развития памяти («Запомни, повтори», «Найди отличия»)

Обучение элементам грамоты

— Познакомить с буквами C, З, Б, Д, Г, Э,Ш, Ж,  Й, Е, Ё, Ю, Я, Ц, Ч, Щ, Л, Р, Ь, Ъ.

— Сформировать умение правильно называть буквы русского алфавита.

— Развивать навыки выкладывания букв из палочек, кубиков, мозаики; «печатания»; лепки их из пластилина.

— Закрепить умение трансформировать буквы, различать правильно и неправильно напечатанные буквы, «допечатывать» незаконченные буквы.

— Совершенствовать навык осознанного чтения слов, предложений, небольших текстов.

— Закрепить знание уже известных правил правописания.

— Познакомить с некоторыми правилами правописания (написание ча-ща с буквой А, чу-щу с буквой У).

— Научить разгадывать ребусы, решать кроссворды, читать изографы.

Источник