Индивидуальный маршрут развития ребенка инвалида по зрению в доу

Цель:  выстраивание системы работы с ребенком, имеющим ограниченные возможности здоровья в соответствии с его

I. Общие сведения

II. Специальные условия организации педагогического процесса   _____________________ группа, _____ год обучения

Направления деятельности

Потребности ребенка

Построение образовательного процесса

— построение работы зрительного анализатора  с чередованием  работы других анализаторов

— соблюдение режима зрительных нагрузок

— дозировка работы со зрительной нагрузкой

— выполнение мероприятий для снятия общего и зрительного утомления (физминутка и, динамические паузы для проведения гимнастики для глаз, пальчиковые игры, артикуляционная гимнастика…)

— проведение гимнастики для пальцев и кистей рук в процессе деятельности художественно-эстетического цикла

Спец.  организация рабочего поля и рабочего места ребенка

— посадка ребенка:

— рабочая поверхность:

— размер мебели в соответствии с ростом

Спец. организация рабочей позы ребенка

— рабочая поза свободная, удобная, без постоянных наклонов туловища

— постоянный контроль за осанкой

Индивидуальные ритм и темп

деятельности

—  щадящая зрительная нагрузка

—  максимальная зрительная нагрузка

— зрительная гимнастика:

* упражнения для снятия зрительного напряжения (накрывание глаз ладонями; покачивание; моргание),

* упражнения для моторного аппарата глаза (на расстоянии 0,5 м от глаз ребенка держим игрушку на высоте глаз, затем игрушку передвигают справа налево и слева направо, предлагая ребенку делать максимальные движения глазами при неподвижной голове 2-3 мин),

* метка на стекле,

Специальные дозировки различных видов нагрузки 

Зрительной

— зрительная нагрузка №

— характеристика учебно-наглядных пособий:

* цвет –

* размер –

* форма –

— время –

Физической

Формы работы с родителями

Консультирование, дни открытых дверей, тематические родительские собрания, проведение совместных праздников, оформление информационных папок,  общение (вопрос-ответ, консультация, полезная информация)

Формы работы с ребенком

Групповые, подгрупповые, индивидуальные

Методы и прием

работы с ребенком

Основные методы — игровой и метод практических действий.

Коррекционные приемы: глазные, дыхательные, пальчиковые, артикуляционные гимнастики, динамические паузы, физкультминутки.

III. Индивидуальный образовательный маршрут: учебный план   ______________________ группа, ______ год обучения

IV. Педагогическое сопровождение: ______________________ группа, ____ год обучения

Образовательные области

Проблемы

Основные задачи

Социально-коммуникативное развитие

— не сформированы (не усвоены) нормы и ценности, принятые в обществе;

— не сформированы моральные и нравственные ценности;

— имеет трудности в общении со взрослыми и сверстниками;

— не сформированы: самостоятельность, целенаправленность, саморегуляция собственных действий;

— не имеет представления и социальном и эмоциональном интеллекте: отзывчивость, сопереживание;

— отсутствует готовность к совместной деятельности со сверстниками;

— не сформировано уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье, к сообществу детей, взрослых;

— не сформированы (имеются трудности, находятся в стадии становления) навыки самообслуживания;

— не сформированы (имеются трудности, находятся в стадии становления) культурно-гигиенические навыки;

— отсутствуют установки к различным видам труда и творчества;

— не сформированы основы безопасного поведения в быту, социуме, природе.

— формирование (развитие, закрепление, обогащение) норм и ценностей, принятых в обществе;

— формирование (развитие, закрепление, обогащение) общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками;

— формирование (развитие, закрепление, обогащение) готовности ребенка к совместной деятельности;

— формирование (развитие, закрепление, обогащение) образа Я, принадлежности к семье к сообществу;

— формирование (развитие, закрепление) навыков самообслуживания;

— формирование (развитие, закрепление) культурно-гигиенических навыков;

— формирование (развитие, закрепление, обогащение) позитивных установок к труду и творчеству;

— формирование (развитие, закрепление, обогащение) первичных представлений о труде взрослых;

— формирование (развитие, закрепление, обогащение) первичных представлений о безопасном поведении в быту, социуме, природе.

Познавательное развитие

— отсутствует интерес, любознательность и познавательная мотивация;

— не сформированы познавательные действия;

— не развито воображение, творческая активность;

— отсутствуют (испытывает трудности) первичные представления о себе, других людях;

— отсутствуют (не до конца сформированы) представления об объектах окружающего мира,

— отсутствуют (не до конца сформированы) представления о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форма, цвет, размер, материал, звучание, количество, число, части и целое, пространство и время, причины и следствия);

— не умеет (присутствуют ошибки) считать до 5 (10);

— не знает (присутствуют ошибки) геометрические фигуры;

— не знает (путает) цвета;

— не умеет составлять и (или) решать задачи в одно действие;

— отсутствуют представления (испытывает трудности) о частях суток, о временах года, днях недели;

— испытывает трудности (присутствуют ошибки, путает) пространственные направления от себя, относительно себя, от предмета;

— отсутствуют (не до конца сформированы) представления о малой родине и Отчизне;

— отсутствуют (не до конца сформированы) представления о планете Земля как общем доме людей;

— отсутствуют (не до конца сформированы) представления о природных особенностях и явлениях;

Читайте также:  Динамика психического развития ребенка в младшем школьном возрасте

— не умеет выделять характерные признаки и изменения природы по временам года.

— формирование (закрепление, обогащение) элементарных математических представлений в соответствии с возрастом;

 — формирование (закрепление, обогащение) представлений о свойствах и отношениях объектов окружающего мира;

— развитие познавательных интересов;

— формирование (расширение) опыта ориентировки в окружающем;

— развитие любознательности, познавательной мотивации;

— формирование (расширение) представлений о свойствах объектов (форма, цвет, размер, материал, звучание, причины, следствия);

— учить считать до 5 (10);

— учить составлять и решать задачи;

— развивать (закреплять) представления о частях суток, временах года, днях недели;

— развивать (корректировать, закреплять) навыки пространственного ориентирования от себя, относительно себя и от предмета;

— развитие восприятия, внимания, памяти, наблюдательности, способность анализировать, сравнивать, выделять признаки и связи, делать обобщение;

-знакомство (закрепление, обогащение знаний) с предметным миром;

— знакомство (закрепление, обогащение знаний) с социальным миром, формирование целостной картины мира;

— формирование гражданской принадлежности;

— формирование представление о планете как общем доме людей;

— ознакомление (формирование, обогащение знаний) с природой и природными явлениями;

— учить (обогащать опыт) замечать изменения, наблюдать за природой в разные времена года;

— воспитание любви к природе и умение правильно вести себя в природе.

Речевое развитие

— не владеет (на стадии формирования) речью как средством общения и культуры;

— словарный запас ребенка не соответствует возрасту;

— нарушения компонентов устной речи: грамматический строй;

— не употребляет в речи синонимы, антонимы;

— не различает понятия «звук, слог, слово, предложение»;

— не сформированы диалогическая и монологическая  формы речи;

— не умеет связно, последовательно пересказывать небольшие рассказы, сказки;

— отсутствует интерес к слушанию произведения и (или) чтению;

— не может прочесть стихотворение наизусть;

— не сформированы (испытывает трудности) исполнительские навыки при чтении и драматизации.

— развивать понимание речи, инструкций;

— совершенствовать речь как средство общения;

— расширять (обогащать, активизировать) словарь ребенка;

— помогать (учить) ребенку посредством речи взаимодействовать и налаживать контакты друг с другом;

— развивать (обогащать, уточнять) представления о предметах, признаках и действиях;

— приучать ребенка слушать литературные произведения;

— уточнить (закрепить) артикуляцию звуков;

— развивать (уточнять, совершенствовать, упражнять) грамматический строй речи;

— обучить умению вести диалог;

— развивать (совершенствовать) связную речь;

— воспитывать умение слушать литературные произведения;

— учить читать наизусть потешки и стихи по возрасту;

— учить (совершенствовать умение) пересказывать отрывки, небольшие рассказы, сказки;

— формировать интерес к книгам;

— формировать (совершенствовать) исполнительские навыки при чтении, в драматизациях;

— учить различать (совершенствовать навыки) различать жанры произведений в соответствии  с возрастом.

Художественно-эстетическое развитие

— отсутствует интерес к художественному творчеству и (или) к самостоятельной творческой деятельности;

— не сформированы (недостаточно сформированы) приемы правильного удержания в руке карандаша, кисточки;

— не сформированы умения (присутствуют трудности) изображать отдельные предметы, композиции;

— не умеет закрашивать (присутствует неаккуратность) рисунки карандашом, кистью;

— отсутствуют (недостаточно сформированы) представления о декоративном рисовании;

— отсутствуют (плохо развиты) приемы лепки;

— не сформированы (находятся на стадии формирования, испытывает трудности) умения правильно держать ножницы и пользоваться ими;

— отсутствуют (испытывает трудности) умение складывать бумагу в разных направлениях, создавать игрушки;

— не умеет (испытывает трудности) создавать фигуры людей, животных, птиц из природного материала;

— не имеет (путает) представления о деталях строительного материала;

— не сформированы (испытывает трудности) умения сооружать постройки по образцу и (или) по замыслу.

— развивать интерес к художественному творчеству и (или) к самостоятельной творческой деятельности;

— формировать (продолжать развивать) приемы правильно держать карандаш, кисточку;

— учить аккуратно закрашивать рисунки;

— формировать (обогащать) представления о декоративном рисовании;

— знакомить ребенка с различными изделиями народного творчества;

— развивать (закреплять) приемы лепки и использование стеки при работе с пластилином;

— учить правильно держать ножницы и пользоваться ими: резать по прямой, круглые и овальные формы путем скругления углов;

— учить составлять композиции;

— учить складывать бумагу в разных направлениях и создавать из нее игрушки;

— учить создавать игрушки из природного материала;

— формировать (закреплять) представления о деталях строительного материала;

— учить сооружать постройки по образцу, по замыслу, по схеме;

— обогащать опыт ребенка в конструкторско-модельной деятельности: строить самостоятельно, проявлять творчество, обыгрывать постройки.

Физическое развитие

— не сформированы (на стадии формирования) начальные представления о здоровом образе жизни;

— не различает и (или) не называет (испытывает трудности) органы чувств, части тела;

Читайте также:  Роль ведущей деятельности в психологическом развитии ребенка

— отсутствует потребность (находится на стадии формирования) в соблюдении навыков гигиены, опрятности;

— не знаком(а)  с понятиями «здоровье, болезнь, витамины, микробы, зарядка»

— не сформированы (на стадии формирования) начальные представления о закаливании, о роли света, воздуха и воды на человека и влияние на здоровье;

— присутствуют нескоординированные движения, двигательная неловкость.

— формировать (развивать) представления о здоровом образе жизни;

— учить называть, различать органы чувств и части тела;

— развивать (закреплять) потребность в соблюдении навыков гигиены и опрятности;

— познакомить (закрепить) с понятиями «здоровье, болезнь, витамины, микробы, зарядка»;

— формировать (развивать, закреплять) представления о закаливании, о роли света, воздуха и воды на здоровье человека;

— развивать основные виды движения: ходьба, бег, подскоки, прыжки, бросание мяча, ловля и отбивание мяча.

V. МОНИТОРИНГ ДОСТИЖЕНИЙ

Источник

ксения мартынова
Программа индивидуального сопровождения ребенка инвалида по зрению

Бюджетное дошкольное образовательное учреждение г. Омска

«Детский сад»

Согласовано:

Председатель ПМПк

БДОУ г. Омска «Детский сад ___ Согласовано:

Законный представитель ребенка

___/___/ Утверждена:

Заведующий БДОУ г. Омска «Детский сад

___

Программа

Индивидуального сопровождения

ребенка с ОВЗ/ инвалидностью

Срок реализации: 2017- 2018учебный год

Ответственные за реализацию программы: педагог-психолог

г. Омск

Адресат данной программы:, дата рождения -.

Ребенок имеет статус ребенка- инвалида.

Выписка из ИПР: Воспитание и обучение по адаптированным образовательным программам дошкольного образования для детей с нарушением зрения. В психологической помощи, оказываемой в образовательной организации не нуждается.

Выписка из заключения ПМПК: Рекомендуется обучение по адаптированной образовательной программе дошкольного образования для детей с нарушением зрения. Создание специальных условий для получения образования, коррекции нарушений развития и социальной адаптации. Занятия с учителем-логопедом, психологом.

Рекомендации по психологическому сопровождению: занятия с педагогом-психологом

Рекомендации по логопедическому сопровождению: занятия с учителем-логопедом

Характеристика данного ребенка (актуальный уровень психического развития): Сформированы навыки опрятности, самообслуживания, частично сформированы навыки ориентировки в окружающем пространстве. В большей степени страдает сенсомоторная сфера, в меньшей – интеллектуально-речевая. Особенности психического развития: познавательная активность соответствует возрастной норме, слабость ориентировочной деятельности, мелкой моторики.

Краткая характеристика семьи и семейно-бытовых условий проживания ребенка. Ребенок воспитывается родителями, в полной семье. Созданы все необходимые условия для проживания и воспитания ребенка, жилищно-бытовые условия семьи – хорошие.

Индивидуальная программа сопровождения направлена на развитие индивидуальных возможностей ребенка для получения полноценного образования, достижения максимальной адаптации, социальной реабилитации. Обучение ребенка происходит в массовой группе детского сада.

Цель программы: создание системы комплексной помощи ребенку с ограниченными возможностями здоровья (нарушение зрения) в развитии, обучении, воспитании, социальной адаптации.

Задачи определены с учетом этапов коррекционно-развивающей работы с ребенком и включенности участников психолого-педагогического сопровождения:

1. Создать единую психологически комфортную образовательную среду;

2. Преодоление негативных особенностей когнитивной, эмоционально-личностной сфер, через включение ребенка в успешную деятельность.

3. Повышение мотивации ребенка на основе его личной заинтересованности.

4. Развитие высших психических функций, формирование способов познавательной деятельности, развитие интеллектуальных и творческих способностей ребенка.

5. Развитие зрительного восприятия в единстве с развитием познавательной деятельности в целом.

6. Развитие самостоятельности и самоорганизации.

Направления работы в рамках реализации программы.

Данная Программа включает в себя взаимосвязанные направления, которые отражают её основное содержание:

• диагностическая работа обеспечивает своевременное выявление проблем в развитии ребенка с ограниченными возможностями здоровья, подготовку рекомендаций по оказанию ему психолого-педагогической помощи в условиях образовательного учреждения;

• коррекционно-развивающая работа обеспечивает своевременную помощь в освоении содержания образования и коррекцию недостатков в развитии личности ребенка с ограниченными возможностями здоровья в условиях общеобразовательного учреждения.

• консультативная работа обеспечивает непрерывность сопровождения ребенка с ограниченными возможностями здоровья и семьи по вопросам реализации дифференцированных психолого-педагогических условий обучения, воспитания, коррекции, развития и социализации.

• информационно-просветительская работа направлена на разъяснительную деятельность по вопросам, связанным с особенностями образовательного процесса для данного ребенка, со всеми участниками образовательного процесса их родителями, педагогическими работниками.

Данная программа реализуется посредством следующих методов и методик:

— Дискуссия, обсуждение, беседа;

— Наблюдение;

— Анкетирование, опрос;

— Консультирование;

— Методы групповой и индивидуальной работы;

-Тренинговые занятия с использованием здоровьесберегающих и инновационных технологий;

— Развивающие игры, упражнения с игровыми формами работы.

Особенности реализации программы: Обучение ребенка затруднено в связи с нарушением зрительного анализатора, повышенной утомляемостью и истощаемостью, нарушением функционирования крупной и мелкой моторики, нарушением внимания и восприятия.

Организационно-педагогические условия реализации Программы индивидуального психологического сопровождения:

— Использование здоровьесберегающих технологий: динамических пауз, пальчиковой гимнастики, кинезиологических упражнений; релаксационные методы;

Читайте также:  Взаимодействие семьи и доу в развитии речи ребенка

— Использование инновационных технологий, методов и средств: игровой терапии, музыкотерапии, арттерапии; игры с песком и водой

— Использование информационно-коммуникативных технологий, мультимедийных средств;

— Наличие контроля и учета достижений ребенка: входная диагностика (сентябрь 2017 г., итоговая диагностика (май 2018г., заседания ПМПк (установочное, итоговое).

Материально-технические и программно-методические условия реализации Программы: мебель для занятий (стол, стул, ПК, оргтехника, канцелярские принадлежности, психологические методики, дидактические материалы.

Кадровое обеспечение:

Таблица 1.

Нагрузка исполнителей в развитии ребенка в часах

1 Педагог-психолог

2 Учитель-логопед

3 Родители

Сопровождение семьи (ориентировочно в часах)

Режим занятий:

Психологическое сопровождение осуществляется с 18 сентября 2017г. по 15 мая 2018г., в течение 30 учебных недель. Периодичность занятий – 2 раза в неделю, длительностью 20 минут, в первой половине дня.

Логопедическое сопровождение___

___

___

___

Критерии оценки эффективности программы:

— повышение уровня теоретической и практической подготовки ребенка в соответствии с образовательной программой;

— повышение уровня произвольной регуляции эмоций;

— социализация ребенка с ОВЗ, повышение жизненной компетенции;

Прогнозируемый результат:

— Развитие функций общения, контроля своего поведения;

— развитие познавательной мотивации;

— развитие познавательных процессов;

— развитие самостоятельности и самоорганизации.

Циклограмма работы специалистов

Таблица 2.

п/п Мероприятие

(форма работы) Частота в месяц Итого часов

ПП УЛ В неделю В месяц

1 Коррекционно-развивающие занятия с ребенком 20’ 20’ 8 2 8

2 Консультирование родителей (сопровождение процесса занятия) 20’ 20’ 2 1 раз в две недели 2

Основные этапы процесса психолого-педагогического сопровождения

Таблица № 3.

Этап Содержание Сроки

Ответствен-ные

1этап

Диагнос-тический -диагностическое сопровождение ребенка и его семьи;

-установление контакта со всеми участниками сопровождения ребенка;

-психолого-педагогическая диагностика особенностей развития ребенка, профилактика отклонений психического развития;

-определение модели воспитания, используемой родителями, и диагностика их личностных характеристик (составление социально — психологической карты семьи);

— установочное заседание ПМПк сентябрь 2017г. – октябрь 2017 г. Педагог-психолог,

учитель-логопед, воспитатель

2 этап

Реализа-ции програм-мы -реализация индивидуальной программы психологического сопровождения;

-оказание необходимой помощи родителям ребенка с ОВЗ (консультирование, беседы, обсужде-ние);

-просвещение и консультирование педагогов, работающих с ребенком;

— коррекционно-развивающие занятия, включающие в себя комплексы на развитие внимания, памяти, мышления, эмоционально-волевой сферы;

-разработка рекомендаций, определение оптимальной индивидуальной нагрузки с учетом психофизических особенностей;

ноябрь 2017г. -апрель 2018г. Педагог-психолог,

, учитель-логопед, воспитатель

3 этап

Анализа и коррек-ции -проведение контрольной диагностики с целью оценки эффективности программы;

-анализ эффективности процесса и результатов сопровождения;

— мониторинг удовлетворенности результатами работы за учебный год (ребенок, родители, педагоги).

— итоговое заседание ПМПк май 2018 г. Педагог-психолог,

учитель-логопед, воспитатель.

Содержательное планирование курса коррекционно-развивающих занятий

Таблица 4

№/

№ Сроки Коли- чество

заня-

тий Содержание

деятельности Примеры используемых методик и упражнений

1. Сентябрь 3 Психолого-педагогическое обследование познавательного развития ребенка 4-5 лет по методике Е. А. Стребелевой «Поиграй», «Коробка форм», «Собери и сложи матрешку», «Сложи разрезную картинку» и др

2. Октябрь 3 Диагностика особенностей личностного развития Наблюдение за игровой деятельностью

4. Ноябрь 8 Развитие зрительного восприятия.

Развивать умение сличать контурные, силуэтные, реальные изображения; описывать предметы и находить их по описанию; составлять целое из частей. «Угадай животных», «Найди цветок для бабочки» «У кого большой мяч», «Найди такой же», «Сравни картинки», «Фигурные таблицы», «Составь целое» «Чья тень», «Собери картинку»и др.

5. Декабрь 8 Развитие осязания и мелкой моторики «Чудесный мешочек»,

«Прищепки», «Бусы», «Шнуровки», «Крышки», игры с песком и водой, и др.

6. Январь 4 Развитие познавательных процессов (памяти, образного мышления, воображения, внимания) «Кого не стало», «Кто лишний», «Что я назвала», «Назови одним словом», и др.

7. Февраль 8 Развитие познавательных процессов (памяти, образного мышления, воображения, внимания)

8. Март 6 Развитие познавательных процессов и эмоционально-волевой регуляции поведения Настольные и роевые игры на расширение кругозора, игры с правилами на развитие самоконтроля. Игры с элементами психогимнастики.

9. Апрель 8 Развитие ориентировки в пространстве. Игры на ориентировку на своем теле, затем в пространстве

10. Май 4 Итоговая диагностика уровня сформированности психических процессов (памяти, внимания, мышления) «Поиграй», «Коробка форм», «Собери и сложи матрешку», «Сложи разрезную картинку» и др

Содержательное планирование курса логопедического сопровождение

Таблица 6

№/

Сроки Коли- чество

заня-

тий Содержание

деятельности Примеры используемых методик и упражнений

Психолого-педагогическая коррекционно-развивающая работа с ребенком

Фамилия, имя: Литвинова Настя

месяц мероприятия дата выполнение

ноябрь

декабрь

январь

февраль

март

апрель

май

Педагог-психолог___

Воспитательно-образовательная коррекционная работа с ребенком

Фамилия, имя Литвинова Настя

месяц мероприятия дата выполнение

октябрь

ноябрь

декабрь

январь

февраль

Март

Апрель

Май

Воспитатель___ группы №___ ___ (___)

Воспитатель___ группы №___ ___ (___)

Источник