Индивидуальный маршрут развития ребенка фгос

Индивидуальный маршрут развития ребенка фгос thumbnail

Богатый личностный потенциал, безусловно, имеется у каждого ребёнка. Если же его раскрытию мешают такие факторы, как неумение или нежелание учиться; отсутствие интереса к учёбе или неуверенность в своих силах, реальной помощью может стать ИОМ. Индивидуальный маршрут даст опору на значимые для ребёнка стимулы, ориентируясь на его внутренние силы.

В этом разделе мы собрали для Вас полезные материалы педагогов об организации успешного продвижения маленького человека по своей траектории развития; эффективные способы нейтрализации причин, мешающих раскрытию его потенциала.

Всё о том, как зажечь в детских глазах пытливый огонёк.

Содержится в разделах:

  • Методические рекомендации и разработки

Показаны публикации 1-10 из 338.
Все разделы
| Индивидуальный образовательный маршрут ребенка. ИОМ

Новое

Индивидуальный образовательный маршрут детей подготовительной группы
Индивидуальный образовательный маршрут — персональный путь реализации интеллектуального, эмоционального, духовного потенциала личности воспитанника дошкольного учреждения. Цель ИОМ: создание таких условий, которые будут стимулировать активность ребёнка, раскрывать его…

Индивидуальный образовательный маршрут воспитанника второй группы раннего возраста
Индивидуальный образовательный маршрут воспитанника второй группы раннего возраста Диагностика развития ребенка по данным областям является основой выстраивания ИОМ 1. Социально-коммуникативное развитие — узнает и называет членов своей семьи — ориентируется в отношении гендерных…

Индивидуальный образовательный маршрут ребенка. ИОМ — Индивидуальный образовательный маршрут по речевому развитию воспитанника ДОУ

Публикация «Индивидуальный образовательный маршрут по речевому развитию…»
2018–2019 учебный год Индивидуальный образовательный маршрут воспитанника ДОУ 2018-2019 учебный год Ф.И.О. воспитанника _ Группа № 2 Дата рождения 27.12.2011 г. Возраст 6 лет. Дата составления маршрутного листа Сентябрь 2018 Воспитатели: Шифер Н.Н. Лопатина Е.А. Результаты…

Библиотека изображений «МААМ-картинки»

Индивидуальный образовательный маршрут развития
Индивидуальный образовательный маршрут развития Богдан Я. Трудности : слабо развит словарный запас, не владеет нормами речи Месяц неделя Режимные моменты Непосредственная Образовательная Деятельность Самостоятельная деятельность Взаимодействие с родителями Ноябрь 1 неделя Д/и…

Индивидуальный образовательный маршрут на ребёнка старшей группы
Индивидуальный образовательный маршрут на ребёнка старшей группы Михайлова Ивана с признаками одаренности в художественно-эстетическом развитии. Составила воспитатель: Бормакова С.С. Сажина И.А. Фамилия, имя ребенка – Михайлов Иван. Возраст – 5лет Вид одарённости – художественно…

Индивидуальный маршрут на основе проблемы
Индивидуальный маршрут на основе проблемы составила воспитатель ГБДОУ Красногвардейского района детский сад №15 города Санкт-Петербург Проблема: мальчик — возраст 6 лет, имеет трудности с запоминанием 1-ая неделя: упражнение на расслабление «Мягкие облака», теория и методика…

Индивидуальный образовательный маршрут ребенка. ИОМ — Индивидуальный образовательный маршрут для ребенка с РАС в ДОУ на год

Статья «Индивидуальный образовательный маршрут для ребенка с РАС в ДОУ на…»
Индивидуальный образовательный маршрут для ребенка с РАС_ на 2019-2020 учебный год Цель : развитие понимания обращенной речи, формирование социально- коммуникативных умений и навыков, формирование навыков самообслуживания, стимулировать речевую активность, коррекция…

Индивидуальные образовательные маршруты детей младшей группы (3–4 года)
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад №10 «Белочка» Индивидуальные образовательные маршруты детей младшей группы (3-4 года) Воспитатели: Габибуллаева Ф.П Алдерханова Н.Ш Нижневартовск,2018 Пояснительная записка Разработка и реализация…

Индивидуальный образовательный маршрут на детей группы раннего возраста с признаками одаренности в познавательном развитии
Сфера одаренности: познавательное развитие. Срок реализации: сентябрь 2019 — май 2020 г. Личностный портрет: Богдан и Юля – дети с высокими познавательными способностями и неординарным мышлением. Имеют представления о сезонных явлениях, смене дня и ночи, группируют однородные…

Индивидуальный образовательный маршрут группы раннего возраста
Индивидуальный образовательный маршрут Ф.И.О. воспитанника Группа раннего возраста «Аленушка» Дата рождения _ Дата составления маршрутного листа Сентябрь 2019 Воспитатели Диброва Д.С. Результаты педагогической диагностики: Имеет низкий уровень в образовательных областях:…

Страницы:
2 3 4 … 34

Источник

Светлана Пархоменко
Индивидуальный образовательный маршрут дошкольника

Индивидуальный образовательный маршрут дошкольника (ИОМ) является обязательным элементом эффективности работы каждого современного воспитателя.

Суть ИОМ дошкольника ФГОС определяет новый подход к дошкольному образованию. Одним из основных требований по нему является эффективное применение всех педагогических ресурсов для достижения максимального результата в воспитании и развитии будущих школьников. Учитывая то, что программа ориентирована на среднего ученика, возможно, что более слабые могут недостаточно хорошо ее усвоить, а наиболее способные потерять мотивацию к обучению. Именно поэтому индивидуальный подход ко всем детям с учетом всех их особенностей обеспечивает ИОМ дошкольника. Под ним понимается образовательная программа, которая направлена на обучение конкретного ребенка и учитывает все его личностные качества.

Читайте также:  Развитие ребенка на уроках физической

Цель и направления ИОМ Индивидуальный образовательный маршрут дошкольника по ФГОС, пример которого встречается на сегодняшний день во всех образовательных учреждениях, направлен на решение конкретных задач.

Цель разработки и внедрения в программу обучения образовательного маршрута — это формирование в детском саду факторов, которые будут направлены на позитивную социализацию и социально-личностное развитие воспитанников. Последнее включает в себя основные процессы интеллектуального, эмоционального, физического, эстетического и других видов развития.

Главная задача, которую решает индивидуальный образовательный маршрут дошкольника — развитие познания, пример которого демонстрируется на открытых занятиях. Направления работы образовательного маршрута следующие:

— формирование движения, куда включается совершенствование навыков моторики;

— возможность занятия разными сферами деятельности;

— совершенствование речевых навыков;

— развитие представлений об окружающем мире предметов и социальных отношений;

— развитие представления о времени, пространстве.

При этом, реализация индивидуального маршрута предполагает проведение регулярного мониторинга с целью отслеживания степени освоения образовательной программы каждым воспитанником дошкольного учреждения. Структура ИОМ В процессе введения в систему образования новых стандартов, все воспитатели были обязаны пройти курсы по повышению квалификации. На них им демонстрировался пример индивидуального образовательного маршрута дошкольника, образец которого рассматривался достаточно подробно. Однако этот вид мониторинга развития ребенка важен не только для работников образования, но также и для родителей, которые зачастую не знаю о назначении этого педагогического инструмента. В структуру образовательного маршрута должны входить такие компоненты, как: — целевой, который предполагает постановку конкретных целей, соответствующих новым стандартам; — содержательный — систематизация и группировка учебных предметов; — технологический, обуславливающий использование определенных педагогических технологий, методов и приемов; — диагностический, определяющий комплекс диагностического инструментария; — организационно — педагогический, определяющий условия и способы достижения поставленных целей; — результативный, содержащий конечные результаты развития ребенка на момент перехода на школьное обучение. Необходимые предварительные действия перед составлением образовательного маршрута Так как основная цель образовательного маршрута — это выявление трудностей в процессе обучения и социального развития каждого ребенка, необходимо тщательное изучение его особенностей.

Пример индивидуального образовательного маршрута дошкольника предполагает предварительную исследовательскую деятельность перед фиксированием результатов ребенка и является обязательной, включая в себя следующие действия:

1. Составление характеристики ребенка. В этом документе должно быть указано посещение воспитанником иных дошкольных учреждений и перерыв между их сменами. Также необходимо отметить скорость и уровень адаптации к группе.

2. Для определения ключевых трудностей у ребенка необходимо тщательное изучение его семьи с последующим составлением ее характеристики. В данном случае стоит обратить внимание на отношения между ребенком и родителями, так как чрезмерная опека может стать причиной подавления воспитанника.

3. Далее нужно изучить физические особенности ребенка, такие как походка, осанка, мимика и указать группу здоровья. Здесь необходимо отметить состояние здоровья, а также характеристику сна и аппетита.

4. Определение степени развития внимания, памяти, мышления, а также речевого развития является обязательным для дальнейшего наблюдения за его успехами;

5. Также необходимо выявить склонность ребенка к конкретным видам деятельности, чтобы помогать в развитии при помощи таких игр. Оформление образовательной программы Пример индивидуального образовательного маршрута дошкольника доказывает степень необходимости тщательного изучения всех сфер жизни каждого конкретного ребенка. Изучив все необходимые данные, воспитатель приступает к составлению индивидуального маршрута, куда входят следующие разделы:

— общие сведения о дошкольнике;

— характеристика семьи;

— особенности внешнего вида дошкольника;

— здоровье;

— особенности моторики;

— познавательная сфера дошкольника;

— уровень знаний по разделам программы;

— уровень развития речи;

— отношение к занятиям;

— характеристика деятельности;

— наличие трудностей в общении;

индивидуальные особенности;

— дополнительные сведения о дошкольнике.

Этот глубокий анализ позволяет построить индивидуальную работу с дошкольником достаточно эффективно.

Источник

Персональное внимание каждому ученику, приоритет интересов ребенка – таковы принципы государственного стандарта образования и задачи, которые призван решать индивидуальный образовательный маршрут дошкольника по ФГОС.

Программа дошкольного обучения, ориентированная на среднестатистического ученика, может оказаться для некоторых детей слишком сложной, а для других, более способных – недостаточным мотиватором к дальнейшему развитию. Индивидуально образовательный маршрут ребенка с ОВЗ в ДОУ (ИОМ) – образец новой методики, предполагающей организацию процесса обучения в ДОУ с учетом персональных качеств каждого из воспитанников.

Читайте также:  Скачать программу для развития ребенка

ИОМ определяет факторы интеллектуального и социально-личностного развития ребенка. Составляется специалистами ДОУ в виде поэтапного плана с указанием целей, задач, используемых педагогических ресурсов, методических приемов и результатов обучения по индивидуальной образовательной программе.

индивидуализация

СОХРАНИТЕ ЭТО СЕБЕ, ЧТОБЫ НЕ ПОТЕРЯТЬ:

Наряду с составлением ИОМ, в ДОО зачастую возникает вопрос об открытии инклюзивной группы. В журнале «Справочник руководителя дошкольного учреждения» вы найдете все необходимое

Скачайте пакет документов

Цели и принципы индивидуального образовательного маршрута дошкольника по ФГОС

Индивидуализация обучения сглаживает несоответствие между уровнем, установленным общеобразовательной программой, и объективными возможностями ребенка. ИОМ – это управление всесторонним развитием малыша и реализация его личностного потенциала, основанная на подробном изучении внутреннего мира дошколенка и его социального окружения. Это демонстрация эффективности партнерства педагога, воспитанника и родителей.

Принцип действия ИОМ – в адаптации педагогических технологий и методик к персональным качествам ребенка. Образовательный процесс будет успешным при условии, что учитываются трудности, которые может испытывать дошкольник, темпы овладения знаниями и навыками.

Цель индивидуального образовательного маршрута дошкольника по ФГОС – создание мотивации и благоприятных условий для активности ребенка, раскрытия его интеллекта, эмоций, физического и творческого потенциала.

Задача педагогов ДОУ – квалифицированная разработка ИОМ при содействии профильных специалистов, с подбором методов обучения, соответствующих индивидуальным потребностям дошкольника, и составлением адекватных нагрузок – учебных, физических, психологических.

Основные критерии, определяющие стратегические направления ИОМ:

  • объективно установленный уровень развития дошкольника;
  • степень готовности ребенка к образовательному процессу;
  • цели и задачи индивидуальной деятельности на ближайшую перспективу.

Программу координируют с возможностями конкретного ДОУ, положениями государственного заказа, пожеланиями родителей.

Основополагающие принципы разработки образовательного маршрута – неукоснительное соблюдение интересов детей, отказ от усредненных нормативов, непрерывности квалифицированного педагогического сопровождения на всех запланированных этапах.

Основные задачи индивидуального образовательного маршрута дошкольника по ФГОС:

  • поддержка саморазвития ребенка и освоения им образовательной программы ДОУ;
  • формирование умения учиться – понимания учебной задачи, планирования деятельности, концентрации внимания, развития самодисциплины;
  • разработка и совершенствование координации движений и моторики;
  • формирование и закрепление основ поведения – бытовых, коммуникативных, общекультурных;
  • приучение дошкольника к различным видам деятельности – сенсорной, предметно-манипулятивной, игровой, практической;
  • развитие речи – речевых конструкций и механизмов;
  • формирование понятий и представлений о естественной среде и сфере общественно-социальных отношений, о категориях времени, количества, пространства.

Реализация ИОМ предусматривает регулярный мониторинг уровня освоения материала каждым воспитанником.

В качестве методического инструментария для прохождения индивидуального маршрута используются:

  • подвижные и ролевые игры, этюды-импровизации, занятия-диалоги и беседы, литературные чтения и обсуждение произведений;
  • игровые упражнения и психологические тренинги для релаксации, снижения тревожности, страхов, агрессии, для совершенствования поведенческих и социально-коммуникативных навыков;
  • упражнения на воображение, мышление, память;
  • различные направления арт-терапии – лечения искусством и рукоделием.

Индивидуальный образовательный маршрут дошкольника по ФГОС систематически корректируется по результатам промежуточного и итогового контроля. Это позволяет определить ключевые направления последующих занятий в целях реализации индивидуальных потребностей ребенка и успешного развития его личностных качеств.

Виды и направления образовательных маршрутов в ДОУ

Программы ИОМ разрабатывают для детей:

  • с ограничениями по здоровью – ОВЗ;
  • одаренных, с уровнем интеллектуального развития выше средних нормативных стандартов;
  • испытывающих трудности при усвоении общеобразовательной программы и нуждающихся в коррекционной поддержке специалистов.

Актуальность индивидуальных образовательных маршрутов для дошкольников с ОВЗ оправдана в формате инклюзивного обучения по ФГОС. Поскольку в процессе совместного обучения позволяет снять барьеры между воспитанниками, отнесенными к разным группам здоровья.

Индивидуальный коррекционный маршрут дошкольника с ОВЗ

ИОМ дошкольника с ограничениями по здоровью составляют по результатам диагностических исследований, с учетом квалифицированных рекомендаций ПМПК (психолого-медико-педагогического консилиума). Принцип разработки образовательного маршрута при  ОВЗ – поддержание сильных сторон ребенка и аргументированная компенсация дефектов развития.

При составлении учитывают:

  • пределы допустимых для ребенка нагрузок;
  • наличие в ДОУ специальных коррекционных и развивающих программ;
  • особенности индивидуально психолого-педагогической коррекции;
  • возможность корректирования действующего образовательного маршрута.
Читайте также:  Лошницкий дошкольный центр развития ребенка

Одаренные дети также нуждается в дифференциальном обучении и личностном подходе к каждому из них. Если обучать таких дошколят по стандартной программе, они быстро теряют интерес к образовательному процессу и, соответственно – мотивацию. Избежать этого можно только при условии, что педагог своевременно выявляет в группе одаренных малышей и разрабатывает образовательную стратегию с учетом их особенностей.

При составлении индивидуального образовательного маршрута для одаренных дошкольников учитывают:

  • особенности и интересы ребенка;
  • пожелания родителей;
  • имеющийся потенциал для достижения результата;
  • возможности и ресурсы ДОУ для удовлетворения потребностей одаренного ребенка.

Участие родителей в составлении и реализации маршрута очень важно, поскольку методика, применяемая в детском саду, должна продолжаться и дома.

Все дети рождаются с определенными способностями, которые требуют особого внимания и постоянного улучшения. Дошкольное учреждение, как первый социальный институт в жизни ребенка, призван сыграть главную роль в этом развитии.

Что требуется для составления индивидуального образовательного маршрута дошкольника по ФГОС

Созданию ИОМ предшествует подробное и квалифицированное диагностическое исследование с целью выявить поведенческие особенности ребенка, уровень его развития – интеллектуального, психоэмоционального, социально-коммуникативного и физического.

Результаты исследований рассматриваются на педсовете ДОУ, который дает рекомендации для дальнейшего обследования детей специалистами психолого-медико-педагогический консилиума. Консилиум, в свою очередь, составляет список дошкольников, для которых индивидуальный образовательный план является объективной необходимостью.

Подготовительная исследовательская деятельность выполняется в следующих направлениях:

  1. Составляется характеристика ребенка с указанием скорости и степени адаптации в детском сообществе и перечислением дошкольных учреждений, воспитанником которых ранее он был.
  2. Составляется характеристика семьи по результатам внимательного изучения взаимоотношений между всеми членами и особенно – между ребенком и родителями.
  3. Изучаются физические особенности малыша – осанка, походка, мимика. Определяется уровень физического развития и группа здоровья. Отмечается аппетит и характеристика сна.
  4. Определяется уровень развития мышления, памяти, внимания и речи.
  5. Выявляются склонности к определенным видам деятельности, чтобы впоследствии использовать полученные данные в учебно-воспитательном процессе.

По данным, полученным в результате подготовительных исследований, педагоги в сотрудничестве с профильными специалистами продумывают диагностический и содержательный контент ИОМ. Составляется календарный план, в котором прописаны этапы организационно-педагогической работы и педагогические технологии.

Структура ИОМ дошкольника и образец заполнения по ФГОС

В структуре образовательного маршрута присутствуют следующие составляющие:

  • целевая – определение целей в соответствии с ФГОС;
  • содержательная – систематизированное представление учебных предметов и рекомендованных занятий;
  • технологическая – состав используемых педагогических методик, технологий и приемов;
  • диагностическая – применяемые методы диагностирования;
  • организационно-педагогическая – способы и условия достижения заданных целей;
  • результативная – итоговые результаты развития дошкольника к моменту поступления в первый класс.

Индивидуальный маршрут содержит вводную часть с общей информацией о воспитаннике и его семье, с указанием причин, целей и задач разработки ИОМ. Здесь же представлены график и форма занятий.

Регистрируются данные диагностических исследований, которые используются для глубокого анализа нарушений в развитии, составления объективной оценки уровня развития ребенка и планирования коррекционных занятий.

Образец индивидуального образовательного маршрута дошкольника по ФГОС 

Индивидуальный образовательный маршрут дошкольника по ФГОС

Индивидуальный образовательный маршрут дошкольника по ФГОС

Индивидуальный образовательный маршрут дошкольника по ФГОС

Прилагается график лечебно-оздоровительных мероприятий, предусматривающий корректное распределение физических нагрузок и систематику закаливающих процедур.

План индивидуальных занятий в составе ИОМ предусматривает обязательную интеграцию индивидуального маршрута с общеобразовательной деятельностью учреждения.

Обязательный компонент ИОМ – карта индивидуального маршрута развития ребенка в ДОУ по ФГОС и отчет о ее реализации с указанием темы, содержания мероприятий, результатов проведенных занятий, с итоговыми выводами и рекомендациями.

Образец карты индивидуального маршрута развития ребенка в ДОУ по ФГОС

Индивидуальный образовательный маршрут дошкольника по ФГОС

В листе наблюдения отображается динамика образовательного процесса. Это необходимо для внесения своевременных корректировок в образовательный план, для определения оптимальных форм работы в целях повышения эффективности образовательной деятельности дошкольника.

ИОМ представляет итоговую оценку достижений ребенка в освоении персонального образовательного плана и результаты контрольных промежуточных испытаний по окончании тематических блоков. Заключительное положение индивидуального маршрута – рекомендации и квалифицированные консультации в помощь родителям.

Совместная продуктивная работа воспитателя, дошкольника, родителей, направленная на полноценную реализацию ИОМ – залог положительной динамики в интеллектуальном, социально-психологическом, физическом становлении ребенка. Такая деятельность требует от педагога высокого квалификационного уровня и работоспособности, персональной заинтересованности в хороших результатах.

Источник