Индивидуальный маршрут развития одаренного ребенка по вокалу

1. Пояснительная записка

Цель программы – воспитание осознанного, творческого отношения к музыке и вокальному искусству, приобретение устойчивых вокальных навыков в сочетании с элементами исполнительского мастерства, освоение разнообразного жанрового репертуара.

Основные задачи:

  • воспитать у учащегося интерес к вокальному  искусству;
  • научить учащегося самостоятельно разучивать и грамотно, выразительно исполнять голосом  вокальные произведения из репертуарного списка;
  • обучить  различным видам вокальной техники;
  • развить вокально-интонационные возможности певческого аппарата;
  • дать основы вокально-теоретических знаний;
  • развить основные музыкальные способности (гармонический и мелодический слух, чувство ритма, музыкальную память, мышление, воображение, восприятие и т. д.);
  • научить читать с листа вокальные произведения.

Отличительной особенностью данной программы от уже существующих является личностно-ориентированный подход к обучающимся и включение в занятия упражнений дыхательной гимнастики по методике А.Н. Стрельниковой, а также

применение речевых игр и упражнений, которые разработаны по принципу педагогической концепции Карла Орфа (развивают у детей чувство ритма, формируют хорошую дикцию, артикуляцию, помогают ввести их в мир динамических оттенков познакомить с музыкальными формами) и  использование игровых заданий, что повышает мотивацию детей к занятиям, развивает их познавательную активность.

Преподаватель и обучающийся на уроке — равноправные участники учебно — творческого процесса, что не исключает ведущей роли преподавателя, который умело направляет его к самостоятельному открытию необходимого знания, тем самым, определяя для себя перспективу творческого роста.

Формы и методы работы

В основу программы положен комплексный метод преподавания. Педагог совмещает обучение вокальному исполнительству  с разъяснением основ вокальной методики и теории обучения.

Возрастной состав влечёт за собой определённую специфику в подборе педагогом репертуара с учетом возрастных и индивидуальных особенностей каждого ребёнка.

Для достижения поставленных задач используются следующие группы методов:

1. наглядно-слуховые;

2. наглядно-зрительные;

3. практические.

Дополнительными формами обучения являются:

— посещение концертных залов;

— прослушивание аудиозаписей с выступлениями профессиональных вокалистов и просмотр видеозаписей;

— самостоятельные концертные выступления.

 Формы и режим занятий:

  • индивидуальные занятия – урок 45 минут;
  • репетиции в период подготовки к публичным выступлениям;
  • прослушивание к концертам, конкурсам.

 Занятия проходят в соответствии с учебно-тематическим планом.

    Воспитательные задачи, стоящие перед преподавателем, также как и методы его работы с обучающимися, реализуются в основном на уроке, проводимом в форме индивидуального занятия с учеником 2 раза в неделю по 45 минут.

  Важно при осуществлении программы руководствоваться требованиями к организации учебного процесса:

  • чётко определять объём знаний и навыков, обязательных для овладения репертуаром;
  • наиболее продуктивно использовать время уроков;
  • в развитии обучающегося ставить дальнюю цель, которая и будет определять стратегию и тактику развития, учитывать репертуарный план.

Ожидаемые результаты.

 В результате занятий по предмету «вокал» дети должны: 

  • понимать выразительность, изобразительность и музыкальность интонации;
  • понимать конкретные художественные задачи при изучении и при исполнении вокального произведения;
  • знать нужные приёмы правильного дыхания и фразировки  для реализации поставленных технических и вокально-исполнительских задач;
  • уметь передавать настроение музыки и его изменение посредством различных штрихов и звуковедения (звукоизвлечения);
  • уметь исполнять различные по жанру и по форме вокальные  произведения;
  • использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и в повседневной жизни.

В основе учебно-педагогической работы данной программы лежит система воспитания детского и подросткового певческого голоса и слуха в благоприятной среде, способствующей правильному функционированию, развитию и сохранению здорового голосового аппарата учащихся.

Контроль и учет успеваемости.

Разностороннее музыкальное развитие учащихся может быть достигнуто лишь в том случае, если важнейшим аспектам учебно-воспитательной работы будет уделено должное внимание не только в процессе повседневных занятий, но и при оценке успеваемости учащегося.

Успеваемость учащегося в вокальном исполнительстве учитывается на  контрольных уроках, академических концертах, переводных экзаменах, а также на открытых занятиях, конкурсах, фестивалях.

Способы определения результативности ожидаемого совпадают с основными формами отчёта, которые могут быть разнообразными:

  • контрольный урок;
  • зачёт;
  • контрольное прослушивание;
  • академический концерт;
  • итоговая аттестация;
  • сольные выступления обучающихся, в рамках шефских концертов, концертов для родителей, на музыкальных фестивалях, конкурсах, праздниках, классных вечерах и собраниях;
  • урок в присутствии родителей, преподавателей, администрации;
  • музыкально — творческие уроки;
  • тематические уроки.

Для внутреннего пользования в студии разработана пятибалльная система оценок успеваемости учащихся. Без оценки невозможно корректировать развитие деятельности как процесса. Учебная деятельность нуждается в оценке её субъектов — преподавателя и обучающегося. Критерии оценки зависят от целей, стоящих перед участниками деятельности. При оценке важно выделять то положительное, что показано обучающимся в процессе учебной деятельности, в содержании его работы. Во всех случаях основным критерием оценки является грамотное и осмысленное исполнение произведения.

5 баллов:

  • самостоятельный слуховой контроль певческого дыхания и звуковедения;
  • умение осмыслить и донести форму, образное содержание произведения;
  • художественное воспроизведение музыкального материала.

4 балла:

  • стабильное исполнение;
  • выполнение вокальных, интонационных и ритмических задач в произведениях программы, но с небольшими помарками — не совсем чистое интонирование сложных скачков, недостаточно правильное использование дыхания.

3 балла:

  • неуверенное вокальное исполнение, ритмически и  интонационно  неустойчивое;
  • интонационно невыразительное, без динамических оттенков;
  • с текстовыми помарками.

2 балла:

  • неспособность исполнить текст от начала до конца без ошибок;
  • неумение справиться с основными требованиями прочтения и исполнения нотного текста;
  • не владение вокальными приёмами исполнения.

Условия реализации программы

  • Основная форма обучения — индивидуальные занятия, проводятся два раза в неделю по 45 минут. Программа будет реализована при совместном сотрудничестве педагога, родителей и обучающегося.

Материально-технические условия

Для успешной реализации учебного процесса необходимы следующие условия:

  • Наличие репетиционного зала (кабинет, сцена);
  • Фортепиано, музыкальный центр, компьютер;
  • Электроаппаратура.

Методический материал.

Для успешной реализации учебного процесса необходимы следующие условия:

  • Нотный материал;
  • Дидактические материалы;
  • Записи фонограмм в режиме «+» и «-» ;
  • Записи аудио, видео формат CD, MP3.

2. Учебно – тематический план

Занятия по данной программе дополнительного образования детей по предмету «вокал» в вокально-театральной студии «Пять плюс» проводятся в тесном сочетании с занятиями по вокальному ансамблю, сольфеджио, музыкальной литературе, а также по предметам «Орф-оркестр», «Мастерство актера», «Ритмика», а также как   синтез теоретических знаний и сольной исполнительской практики с учётом индивидуальных особенностей обучающихся. Все темы учебно-тематического плана, связанные с вокальным исполнительством, отрабатываются на практике на каждом уроке.                                                                                                                      

                                                                      II ступень

2-й год обучения.

НАЗВАНИЕ РАЗДЕЛА, МОДУЛЯ

ЧАСЫ

ФОРМА ОТЧЕТА/

ДЕМОНСТРАЦИИ РЕЗУЛЬТАТОВ

СРОКИ

1.

Введение, владение своим голосовым аппаратом, использование певческих навыков:

  • певческая установка;
  • атака звука;
  • артикуляция и дикция.

3

2.

Опорное дыхание, артикуляция, певческая позиция. Обработка полученных вокальных навыков.

6

3.

Вокальные навыки:

  • воспитание внутреннего слуха;
  • чистота интонирования;
  • фразировка;
  • пение a cappella;
  • расширение диапазона голоса;
  • выявление индивидуальных красок голоса.

9

4.

Вокально – хоровая работа:

  • формирование гласных;
  • четкое произнесение согласных;
  • развитие и укрепление певческого дыхания.

 10

5.

Знакомство с произведениями различных жанров, манерой исполнения:

  • народная песня;
  • классика;
  • современные произведения;
  • эстрадная песня.

5

6.

Развитие и закрепление навыка двухголосного пения.

5

7.

Работа над собственной манерой вокального исполнения.

7

8.

Нотная грамота.

4

9.

Сценическое искусство.

3

10.

Сценическая хореография:

  • использование элементов ритмики, сценической культуры;
  • движения под музыку;
  • постановка танцевальных движений, театральные постановки.

7

11.

Вокально- хоровые навыки в сочетании с хореографическими постановками:

  • сочетание вокала и сценической хореографии (постановка номера);
  • работа с микрофоном в движении.

7

12.

Концертная деятельность

6

  • Участие в концертно-конкурсных мероприятиях.

В результате прохождения программы учащийся должен знать:

  • правильное применение певческой установки;
  • правильное формирование гласных, а затем выравнивание их звучности, четко произнося согласные;
  • использование активной артикуляции;
  • работу над организацией дыхания, связанного с ощущением опоры;
  • элементарное представление о строении голосового аппарата, о работе резонаторов и  гигиене голоса;
  • знать, что певческий голос надо беречь.

В результате прохождения программы учащийся должен уметь:

  • пользоваться мягкой атакой как постоянным приемом звукообразования;
  • выработать ощущения округленности, близости звука, его высокой вокальной позиции;
  • чувствовать движение мелодии и кульминацию в исполняемых произведениях;
  • без напряжения, легким, звонким, напевным звуков исполнять песни разного характера и содержания;
  • стремиться выполнить простейшие исполнительские задачи.

Примерный репертуарный список

Методы вокального воспитания школьников опираются лишь частично на практику обучения взрослых, так как имеют свою специфику, и, прежде всего, возрастную.

 У детей младшего школьного возраста сила голоса невелика, индивидуальные тембры почти не проявляются. Ограничен и диапазон голоса, редко выходящий за пределы октавы. Это обстоятельство привносит значительные трудности в подборе репертуара, и в то же время подчеркивает ту ответственность и то внимание, с которыми нужно подходить к работе по постепенному расширению диапазона звучания.

II ступень

Сольные произведения

Русские нар. песни “В низенькой светелке”, “По небу, по синему”, “Я на камушке сижу”, “Меж крутых бережков”

Латышская нар. песня “Ярче розы я девчонка”, “Куда летишь, ястреб?”

Эстонская нар. песня “Синичку ветер убаюкал”

Грузинская нар. песня “Родина наша”

Финские нар. песни “Финский лес”, “Веселый пастушок”

Шведская нар. песня “К ручью пошла девчонка”

Датская нар. песня “Жаворонок”

Английская нар. песня “Старый король”

Американская нар. песня “Домик над рекой”

Семенов В. “Птичий концерт”

Глинка М. “Жаворонок”, “Что красотка молодая”, “Венецианская ночь”

Гурилев А. “Домик-крошечка”, “Вьется ласточка сизокрылая”, “Улетела пташечка”, “Сарафанчик”

Варламов А. “Звездочка ясная”, “Красный сарафан”, “Белеет парус одинокий”, “Ты не пой, соловей”, “Вдоль по улице метелица метет”

Верстовский А. “Два ворона”

Даргомыжский А. “Лезгинская песня”

Булахов П. “Колокольчики мои”

Кюи Ц.   Детские песни: “Майский день”, “Зима”

Чайковский П. “Весна”, “Осень”, “Детская песенка”

Бах И. С. “Нам день приносит свет зари”, “Жизнь хороша!”

Моцарт В. А. “Тоска по весне”, “Детские игры”, “Жил-был на свете мальчик”, “Приход весны”, “Довольство жизнью”

Векерлен Ж. Менуэт Экзоде, “Приди поскорее весна”

Шуберт Ф. “Дикая роза”, “Колыбельная”

Шуман Р. “Песочный человечек”, “Мотылек”, “Небывалая страна”, “Совенок”

Брамс И. “Колыбельная”, “Спящая царевна”, “Неаполитанская колыбельная” в обр. Мельо

Александров А. “Веселые чижи”

Кабалевский Д. “Мельник, мальчик и осел”

Дунаевский И. “Спой нам, ветер”, “Скворцы прилетели”, “Песенка про капитана”

Пахмутова А. “Беловежская пуща”

Брусиловский Е. “Две ласточки” 

Блантер М. “Колыбельная”

Гаврилин В. “Мама”

Левина 3. “Тик-так”, “Посмотри-ка, мама!”, “Куколка”, “Весна прискакала”, “Веселая песенка”

Хромушин О. “Что такое лужа?”, “Искры костра”

Струве Г. “Музыка”

Леви Н. “В Пушкинском парке”

Музыкальные спектакли

Абрамов А. “Ворона и канарейка”

Бертрам А. “Требуется волк”

Бодренков С. “Лиса и волк”

Дьяченко В. “Заячья избушка”

Екимовский В. “Сказка про Бабу-Ягу, ее сына Цыпу, Царевну-Матвевну и сундук с вениками”

Иорданский М. “Как попугай Лори стал разноцветным”

Калистратов В. “Репка”

Усович «Пряничный король»

Чайковский Б. “Кот в сапогах”

Источник

Татьяна Владимировна
Индивидуальный маршрут развития вокальных навыков у детей с ярко выраженными музыкально-творческими способностями

Пояснительная записка

Психологические особенности детей 5-7 лет таковы, что одновременно с интеллектуальным постижением окружающего их мира требуют так называемого «эмоционального насыщения». Подобный эмоциональный комфорт детям могут обеспечить занятия музыкальным искусством. Чаще всего одним из любимых видов музыкальной деятельности дошкольники называют пение.

Пение создает условие для музыкального, эмоционального общения дошкольника, освобождает накопившуюся негативную энергию, эффективно снимает напряжение, расслабляет, способствует развитию коммуникативных навыков.

Выразительное исполнение песен помогает наиболее ярко и углубленно переживать их содержание, вызывает эстетическое отношение к окружающей действительности. В пении успешно формируется весь комплекс музыкальных способностей: эмоциональная отзывчивость на музыку, ладовое чувство, музыкально-слуховые представления, чувство ритма. Кроме того, дети получают различные сведения о музыке. В пении реализуются музыкальные потребности ребенка, т. к. знакомые и любимые песни он может исполнить по своему желанию в любое время.

Ветлугина Н. А. считает, что «пение относится к числу тех видов музыкальной деятельности, в процессе которой успешно развивается эстетическое отношение к жизни, к музыке, обогащаются переживания ребенка, активно формируются музыкально-сенсорные и особенно, музыкально-слуховые представления звуковысотных отношений».

Пение тесно связано с общим развитием ребенка и формированием его личностных качеств. В процессе пения активизируются умственные способности детей. Восприятие музыки требует внимания, наблюдательности. Ребенок, слушая музыку, сравнивает звуки ее мелодии, аккомпанемента, постигает их выразительное значение, разбирается в структуре песни, сравнивает музыку с текстом.

Очевидно воздействие пения на физическое развитие детей. Пение влияет на общее состояние организма ребенка, вызывает реакции, связанные с изменением кровообращения, дыхания. Влияние музыки на организм установили физиологи В. М. Бехтерев, И. П. Павлов.

Цель индивидуального образовательного маршрута (ИОМ): привить любовь к вокальному искусству и научить правильно исполнять вокальные произведения.

Основные задачи ИОМ:

1. воспитывать и прививать любовь к музыке. На основе изучения детских песен, вокальных произведений, современных эстрадных песен и прочего расширить знания ребенка о певческой культуре;

2. развивать музыкальные способности (эмоциональная отзывчивость на музыку, ладовое чувство, музыкально- слуховые представления, чувство ритма);

3. обучить основам сценической культуры, работе в коллективе;

4. развивать индивидуальные творческие способности ребенка на основе исполняемых произведений. Использовать различные приемы вокального исполнения. Способствовать формированию эмоциональной отзывчивости, любви к окружающему миру. Привить основы художественного вкуса;

5. сформировать потребности в общении с вокальной музыкой. Создать атмосферу радости, значимости, увлеченности, успешности ребенка.

Эти задачи решаются на основе определенного песенного репертуара, применения соответствующих методов и приемов обучения, различных форм организации музыкальной деятельности ребенка.

Основные принципы работы с детьми: активизация познавательной, коммуникативной, музыкально-художественной и практической деятельности детей на продуктивном творческом уровнях, основанная на использовании разнообразных форм работы с детьми; равноправный диалог педагога с ребенком; учет потребностей и интересов одаренных детей; создание ситуаций успешности детей, подкреплении достижений детей; учет индивидуальных темпов развития ребенка с ярко выраженными музыкально-творческими способностями. Организация музыкальной деятельности таких детей осуществляется с помощью индивидуального подхода с учетом возрастных особенностей дошкольников.

Формы и методы работы включают в себя: побуждения к сопереживанию, эмоциональной отзывчивости на прекрасное и осуждения безобразного в окружающем мире; убеждения в процессе формирования эстетического восприятия, первоначальных проявлений вкуса; приучения, упражнения в практических действиях, направленных на посильное преобразование детьми эстетических качеств окружающего, на совершенствование культуры своего поведения; поисковых ситуаций, побуждающих к творческим проявлениям и практическим действиям.

Средствами обучения являются: музыкально-дидактические игры; вокальные упражнения; чистоговорки; репертуар подобранный в соответствии с физическими и психическими особенностями детей; элементы костюмов; фортепиано; музыкальный синтезатор; музыкальный центр; шумовые инструменты; микрофоны; аудио кассеты; CD диски.

Отбор произведений осуществляется с учетом доступности, необходимости, художественной выразительности (частично репертуар зависит от дат, особых праздников и мероприятий).

Песенный репертуар подобран в соответствии с реальной возможностью его освоения в рамках индивидуальных занятий. Имеет место варьирование.

ИОМ рассчитан на два года.

Возраст ребенка: 5-7 лет.

Нагрузка: один раз в неделю, продолжительность 25-35 минут.

Форма работы: индивидуальные занятия.

Планируемый результат:

• наличие повышенного интереса к вокальному искусству; стремление к вокально-творческому самовыражению (пение соло, участие в концертах);

• владение некоторыми основами нотной грамоты, использование голосового аппарата;

• проявление навыков вокально-хоровой деятельности (вовремя начинать и заканчивать пение, правильно вступать, умение петь по фразам, слушать паузы, правильно выполнять музыкальные, вокальные ударения, четко и ясно произносить слова- артикулировать при исполнении);

• участие в конкурсах и концертах, уметь двигаться под музыку;

• умение исполнять длительности и ритмические рисунки (ноты с точкой, пунктирный ритм);

выразительно передавать эмоции через песни, попевки, инсценировки, музыкальные игры;

• самостоятельно давать оценку качеству пения;

• умение петь под фонограмму с различным аккомпанементом, умение владеть своим голосом и дыханием.

Привлекает ребенка к занятиям возможность музицирования для себя, выступать перед публикой, интересно проводить свободное от детского сада время, иметь возможность самовыражения.

Источник