Индивидуальный маршрут развития для ребенка с овз

Марина Медведева
Индивидуальный образовательный маршрут ребёнка с ОВЗ

За основу маршрута я взяла образец из интернета и добавила свои изменения и рекомендации специалистов.

Индивидуальный образовательный маршрут ребёнка с ОВЗ на период с сентября 2015 г по май 2016 г.

Дата заполнения: сентябрь 2015г.

Общие данные

Ф. И. О. ребёнка: Даша Б.

Дата рождения: 2011г.

Дата поступления в ДО: 2014г.

Сведения о семье: мать- одиночка, семья малообеспеченная.

Мать: ФИО, образование, место работы.

Отец: —

Домашний адрес: ул. д.

Телефон:

Воспитатели: Медведева Марина Валерьевна.

Специалисты:

Учитель- логопед: ФИО

Психолог: ФИО

Музыкальный руководитель: ФИО

Инструктор по физ воспитанию: ФИО

Медицинская сестра- ортоптистка: ФИО

Группа здоровья III

Группа физических занятий- подготовительная

Режим пребывания ребёнка в ДОУ: пятидневная рабочая неделя с 7.00- 19.00

Заключение ПМПК: нуждается в создании условий для получения образования, коррекции нарушения зрения, развития и социальной адаптации на основе специальных педагогических подходов.

Рекомендации ПМПК: создать оптимальные условия для получения образования и коррекции нарушений зрения с учётом индивидуальных особенностей данного ребёнка.

Образовательная программа: адаптированная основная образовательная программа для детей с нарушением зрения дошкольного возраста, Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений 4 вида под редакцией Л. И. Плаксиной.

Разработка индивидуального образовательного маршрута.

По заключению врача офтальмолога у девочки ОН- гиперметропия

Рекомендации:

— постоянное ношение очков

— соблюдение режима зрительных нагрузок

— выполнение коррекционных мероприятий для снятия общего и зрительного утомления: релаксация, коррекционные зрительные упражнения

— выполнение специальных упражнений для глаз (зажмуривание, моргание, попеременное фокусирование взгляда на отдалённых и близких предметах, просмотр специальных гимнастик для глаз)

— посадка на занятиях: 1 ряд, 4 место

— проводить пропедевтику основных видов движений

Противопоказания:

— недопустима работа в помещении с низкой освещённостью

— нельзя работать на слишком близком расстоянии

— соревновательный бег, ускорения

— прыжки в длину и высоту с приземлением на всю стопу.

Цели на текущий период (учебный год):

Разностороннее развитие детей с учётом их возрастных и индивидуальных особенностей по образовательным областям: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно эстетическое развитие и физическое развитие.Задачи:

Социально-коммуникативное развитие

-усвоение моральных и нравственных норм и ценностей, принятых в обществе;

-развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками;

-становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий;

-развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости;

-формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в детском саду;

-формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества;

-формирование предметно- практических действий

— формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.

Познавательное развитие

— развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации

— формирование способов чувственного познания с помощью зрения и сохранных анализаторов

— развитие воображения и творческой активности

— формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира, о малой Родине и Отечестве, о социокультурых ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля, об особенностях её природы, многообразии стран и народов.

Речевое развитие

— развитие зрительно- пространственных представлений

— овладение речью как средством общения и культуры

— обогащение активного словаря

— развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи

— развитие речевого творчества

— развитие фонематического слуха, звуковой и интонационной культуры речи

— знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух различных жанров детской литературы

— формирование звуковой аналитико- синтаксической активности как предпосылке обучения грамоте.

Художественно- эстетическое развитие

— развитие предпосылок целостно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства и мира природы

— формирование элементарных представлений о видах искусства

— формирование реальных образов предметов окружающего мира и овладение сенсорными эталонами

— становление эстетического отношения к окружающему миру

— восприятие музыки, художественной литературы, фольклора

— стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений

— реализация самостоятельной творческой деятельности детей.

Физическое развитие

— приобретение опыта двигательной деятельности, в том числе связанной с выполнением упражнений, направленных на развитие координации, гибкости, равновесия, крупной и мелкой моторики обеих рук, способствующих правильному формированию опорно-двигательной системы организма

— формирование начальных представлений о некоторых видах спорта

— формирование потребности в двигательной активности и физическом совершенствовании, а также преодоление недостатков, возникающих на фоне зрительной патологии (скованность, боязнь пространства)

— овладение подвижными играми с правилами

— становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере

— становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами.

Читайте также:  Пренатальное и постнатальное развитие ребенка

Методы

• Наглядности с учётом офтальмологических требований к оформлению дидактического материала

• Словесный

• Практический

• Игровой

Формы работы:

• НОД

• Утренняя гимнастика

Индивидуальная и подгрупповая работа

• Спортивные праздники, развлечения.

• Самостоятельная деятельность ребенка

Эти цели и задачи реализуются в разнообразныхвидах детской деятельности: игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкальной, двигательной и чтения.

Индивидуальнаяработа по коррекции зрения: проводить игры на лечение амблиопии, различие цвета, развитие остроты зрения, развитие зрительного внимания.Это игры: «Нанижи бусы», «Сложи картинку», «Цветная мозаика», «Обведи по контуру», «Выкладывание крупой по контуру», «Разложи по цвету», «Штриховка предметов» и др.

Рекомендации по психологической коррекции :на развитие внимания: «Три шарика», «Вежливое слово»

на развитие мышления: «Покажи, что назову», «Самое непохожее»

на развитие мозговых механизмов: «Двуручное рисование», «Мамины помощники» — упражнение на межполушарное взаимодействие.

Коррекция физического развития:

· коррекция и компенсация недостатков физического развития;

· формирование личностных качеств, воспитание положительной мотивации и самостоятельной двигательной деятельности, преодоление ложного стыда, неуверенности в своих силах, коммуникативных свойств личности.

Коррекция речи: работа по формированию словаря, на развитие мелкой моторики рук, употребление слов в единственном и множественном числе, чистоговорки на определённые звуки, например, игры «У меня и у тебя», «Он- она», «Какой- какая», «Сложи слова» и др.

Коррекционная работа в музыкальной деятельности:

-упражнение «Ловим бабочек» муз. А. Н. Генералова — развитие пространственной локализации и прослеживающих функций.

— упражнение «Качание рук с лентами» польская нар. мелодия, «Упражнение с мячами» Александрова — развитие зрительного анализатора, построено на совмещении зрительного и слухового образа.

-упражнение «Зеркало» — развитие глазодвигательных функций, совершенствование подражательных функций, помогает развитию пространственной локализации и пролеживающих функций глаза.

Источник

Альфия Дзюбан
Индивидуальный маршрут ребёнка с ОВЗ

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад «Росинка» с. Сокол Долинского района Сахалинской области

694060,Сахалинская область, Долинский район, с. Сокол, ул. Луговая 49а

tел/факс 95-3-42, е-mail: rosinka-2014@mail.ru

Совмещенные индивидуальный образовательный маршрут развития для ребенка с ОВЗ (индивидуальная АОП)

Выполнили :

Учитель-логопед Дзюбан А. Ф.

Педагог- психолог Уварова Е. Ю

Воспитатели ; Стаховская Е. А.

2019г

Ф. И. О. ребенка

• И. А

Дата рождения

• 1 января 2013 г.

Цель: выстраивание системы работы с ребенком, имеющим ОВЗ,в условиях:

• компенсирующей группы;

Целевой раздел АОП

I. Общие сведения

Дата поступления в образовательную организацию: 16 января 2017 г.

Дошкольная группа:

• подготовительная к школе группа;

Режим пребывания:

• группа полного дня;

Сопровождение тьютора:

• нет;

Заключение и рекомендации ПМПК Рекомендации для реализации права на образование:

• нуждается в создании условий для получения образования, коррекции нарушений, развития и социальной адаптации на основе специальных педагогических подходов;

Образовательная программа:

• адаптированная основная образовательная программа для детей с ОВЗ дошкольного возраста;

Конкретизация категории ОВЗ:

• ПрАООП ДО для детей с интеллектуальными нарушениями

Психолого-педагогическая характеристика • Внешний вид ребёнка: опрятеный, ухоженный

•Исследование движений и действий: Нарушение движений, парезов, навязчивый движений, тиков, нарушение координации замечено не было. Общая моторика- норма. Движения по словесной инструкции выполняет без затруднений. Мелкая моторика развита недостаточно. Умеет застегивать и расстегивать различные застежки. С трудом работает ножницами. Навыки рисования, лепки не сформированны. Ведущая рука -правая.

•Состояние эмоционально-волевой сферы: Быстрое психическое утомление, ребенку сложно сосредоточиться. Неготовность и нежелание преодолевать трудности. Отсутствие эмпатии. Низкая мотивация к успеху.

•Состояние психических процессов и познавательной деятельности: Познавательные процессы ниже нормы. Представления о цвете и форме сформированны. Представления о пространстве и времени не сформированы.

• Изучение представлений о ближайшем окружении,об окружающем мире: Знает свое имя и фамилию.

•Особенности речевой деятельности: Полиморфное нарушени звукопроизношения

•Состояние игровой деятельности: .

•Состояние продуктивной деятельности: .

Основная цель на текущий период в направлении развития и социализации ребенка (полугодие) Освоение ребенком примерной ООП дошкольного образования, вариативной ООП Образовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» / Под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой, а также Примерной адаптированной основной образовательной программы дошкольного образования ПрАООП ДО для детей с интеллектуальными нарушениями

Общие задачи на период реализации ИОМ и ИОП Создание коррекционно-педагогических условий для обучения и воспитания с целью уменьшения и устранения недостатков речевой деятельности, речемыслительной деятельности, познавательной деятельности, коммуникативной деятельности, двигательной деятельности, организации эмоционально-волевой сферы и компенсации нарушений в развитии.

Организационный раздел АОП

II. Специфика индивидуального образовательного маршрута

Читайте также:  Ведущая деятельность в развитии ребенка по гальперину

Модуль 2.1. Создание «безбарьерной»среды: специфика условий представлена в АООП ДО для детей с ОВЗ.

Специальное оборудование

• Для ребенка с нарушением интеллекта необходимы предметы для развития перцептивных действий, предметы для развития сенсорной сферы, реальные предметы для рассматривания и обследования различной формы, цвета, величины, подборки простого иллюстративного материала по ознакомлению с природой, окружающим, действиями людей.

•Набор предметов-орудий:палочки с различными рабочими концами: сачок, удочка, палочка с колечком, палочка с крючком, палочкой с концом типа вилки и др. ; коробки-вкладыши разных размеров; бочки-вкладыши; матрешки трех-пятиместные; столики с втулками; коляски с рукоятками; тележки, машины; лоточки для скатывания шариков; лотки для прокатывания автомобилей; тележки со стержневыми и сюжетными съемными фигурками, палочка с кольцом на конце и без него; вкладыши по типу досок Сегена; игрушки с крепящимися деталями; пластмассовые и деревянные прищепки различной величины и основа для них (контур елки, круг-солнце, основа туловища для бабочки, корзинка) и др. интерактивное оборудование для развития внимания, восприятия, памяти и мышления.

• Набор сюжетных и дидактических игрушек; картинки с изображением различных предметов, игрушек, сказочных ситуаций и т. п. ; иллюстративный материал, отражающий эмоциональный, бытовой, социальный, игровой опыт детей; настольные театры из дерева или картона по народным и авторским сказкам.

Модуль 2.2. Общие и специальные условия организации коррекционно-педагогического процесса представлены в АООП детского сада; в соответствии с особыми образовательными потребностями и ограниченными возможностями здоровья.

Режим пребывания ребенка в ОУ • Пять дней в неделю, полный день

Соматическое состояние • Вторая группа здоровья

Рекомендации специалистов медицинского профиля • Отсутствуют

Противопоказания • Отсутствуют

Взаимодействие специалистов ОУ • Рекомендованы занятия с учителем-логопедом

• Рекомендованы занятия с педагогом-психологом

Модуль 2.3. Интеграция с медицинским направлением индивидуальной программы абилитации (ИПРА)

ИПРА разработана впервые,на срок до: 1 декабря 2020 г.

Содержательный раздел АОП

III. Индивидуальная образовательная программа

Модуль 3.1 Комплексирование программ

3.1.1. Выбор среди вариативных (примерных) ООП дошкольного образования (в Навигаторе ФИРО):

• Образовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» / Под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой

3.1.2.Выбор среди Примерных АООП для детей с ОВЗ:

• ПрАООП ДО для детей с интеллектуальными нарушениями

3.1.3.Выбор среди Вариативных адаптированных ООП для детей с ОВЗ:

• Образовательная программа дошкольного образования «Образовательная программа дошкольного образования для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет». Издание третье, переработанное и дополненное в соответствии с ФГОС ДО / Н. В. Нищева

3.1.4.Выбор среди комплексных программ и технологий воспитания и обучения детей с ОВЗ:

• Баряева, Л. Б. Программа воспитания и обучения дошкольников с интеллектуальной недостаточностью / Л. Б. Баряева, О. П. Гаврилушкина, А. Зарин, Н. Д. Соколова. – СПб.: СОЮЗ. –2001.

3.3. Содержание индивидуального психолого-педагогического сопровождения, в соответствии с ИОП

ИОП строится на основе комплексирования общеразвивающей и АООП дошкольного образования (групповые формы работы, соответствует организации режимных моментов и совместной образовательной деятельности в условиях подготовительной к школе группы.

Особые образовательные потребности ребенка по отношению к группе, в которой он находится Коррекционные разделы АОП, трансформируемые под ООП ребенка Задачи Методические приемы и используемые технологии

Нарушения мелкой моторики ОО «Физическое развитие»

ОО «Речевое развитие» • Развитие сенсомоторной и зрительно-двигательной координации. • Игры с мелкими предметами в условиях семейного воспитания и обучения.

• Включение заданий по развитию мелкой моторики в индивидуальные занятия с логопедом.

• Организация пальчиковой гимнастики вместе со сверстниками во время проведения индивидуальных и подгрупповых занятий воспитателем.

Индивидуальные занятия с воспитателем и логопедом по подготовке руки к письму.

Быстрая истощаемость Все образовательные области • Учет состояния работоспособности ребенка во время выполнения групповых и индивидуальных заданий.

• Формирование охранительного режима в режимных моментах и процессах группы.

• Создание условий для координации волевых усилий с другими детьми. • Охранительный режим.

• Введение дополнительной физкультурной минутки.

• Ступенчатый ввод ребенка в подгрупповые занятия с детьми.

• Частая смена видов деятельности.

• Снижение двигательной нагрузки по сравнению со сверстниками.

Нарушения внимания ОО «Познавательное развитие»

ОО «Физическое развитие» • Формирование познавательной активности и ориентировок «Что это? Что с ним можно делать?».

• Формирование установки на сосредоточение и переключение, распределение внимания.

• Освоения опыта совместно-последовательных и совместно-распределенных форм образовательной деятельности со сверстниками. • Дидактические игры и упражнения на развитие произвольного внимания.

• Физкультурные минутки, направленные на формирование произвольного внимания в группе сверстников.

Читайте также:  Ребенок в шесть месяцев развития ребенка

• Включение заданий на развитие произвольного внимания в индивидуальные занятия психолога.

• Включение заданий на развитие слухового внимания в занятия логопеда и музыкального руководителя.

• Включение заданий на развитие двигательного внимания в физкультурные занятия.

Нарушения памяти ОО «Речевое развитие»

ОО «Социально-коммуникативное развитие» • Расширение объема двигательной памяти.

• Формирование взаимосвязи между процессами запоминания и воспроизведения речевого материала на основе движений и приемов мнемотехники.

• Расширение объема слуховой, словесной, речевой памяти.

• Расширение объема зрительной памяти. • Разучивание стихотворений с использованием движений обеих рук с воспитателем и родителями.

• Включение заданий с использованием мнемотехники в индивидуальные занятия с логопедом.

Трудности в организации познавательной деятельности, развитии мышления ОО «Познавательное развитие» • Формирование познавательной мотивации и интересов, развитие любознательности.

• Развитие наглядно-действенного мышления.

• Развитие наглядно-образного мышления.

• Развитие элементов творческого мышления и воображения. • Моделирование проблемных ситуаций.

• Формирование поисковой активности и системы ориентировочных действий.

• Использование дидактических игр, направленных на развитие мышления.

• Организация экологических наблюдений.

• Освоение приемов творческого мышления и воображения.

Нарушения восприятия и несформированность навыков конструирования ОО «Художественно-эстетическое развитие» • Формирование предметно-изобразительных навыков.

• Формирование умений рисовать, делать аппликативные поделки, лепить по образцу, по аналогии, изменяя образец.

• Формирование конструктивных умений по образцу и по аналогии с действиями взрослого, умения ориентироваться на схему. • Совместное рисование в паре со взрослым, родителями.

• Совместная аппликация в паре со взрослым, родителями.

• Совместная лепка в паре со взрослым, с родителями.

• Конструирование в паре со взрослым и сверстником.

3.4. Адаптированный учебный план и формы индивидуального психолого-педагогического сопровождения (программа коррекционной работы в соответствии с особыми образовательными потребностями ребенка)

Направление работы Кол-во занятий в неделю Количество занятий (часов) в год Форма проведения Ф. И. О. специалиста

Педагогическая помощь • 3 занятия в неделю • 108 занятий (учебных часов) в год • Групповые занятия

• Подгрупповые занятия

Индивидуальные занятия

• Совместная образовательная деятельность с родителями

•Игровые досуги Воспитатели:

Стаховская Е. А.

Михайловская Л. Н.

Психологическая помощь • 2 занятия в неделю • 72 занятия (учебных часов) в год • Подгрупповые занятия

Индивидуальные занятия

• Совместная образовательная деятельность с родителями

• Тренинги

•Игровые сеансы Психолог:

Уварова Е. Ю

Логопедическая помощь • 2 занятия в неделю • 72 занятия (учебных часов) в год • Подгрупповые занятия

• Коммуникативно-речевые практикумы

Индивидуальные занятия

• Совместная образовательная деятельность с родителями

•Игровые сеансы Логопед:

Дзюбан А. Ф.

IV. Программа сотрудничества с семьей

Задачи Мероприятия Срок проведения и ответственный

Проведение консультаций по освоению ООП дошкольного образования и вовлечение в совместную образовательную деятельность с детьми • Тематические встречи

• Открытые занятия

• Родительские собрания

Индивидуальные консультации

• Совместная проектная деятельность В течение года

Воспитатели, педагог-психолог, воспитатель по физической культуре, музыкальный руководитель, методист

Создание условий для социализации детей в обществе, инклюзия в среду нормально развивающихся сверстников • Организация совместных праздников и досугов

• Совместная проектная деятельность

Проведение консультаций по освоению адаптированной ООП дошкольного образования и вовлечение в совместную коррекционно-развивающую деятельность с детьми • Тематические встречи

• Открытые занятия

• Родительские собрания

Индивидуальные консультации

• Вечер вопросов и ответов

• Совместная проектная деятельность

• Совместные поручения с детьми В течение года

Специалисты коррекционного профиля, педагог-психолог, методист, специалисты медицинского профиля

Обеспечение равных условий при подготовке детей к школе • Индивидуальные занятия со специалистами

• Тренинги по подготовке детей к общению и обучению в условиях школы

• Организация экскурсий в школу В середине и в конце учебного года в подготовительной к школе группе

Воспитатели, педагог-психолог, специалисты коррекционного профиля

V. Мониторинг индивидуального развития

5.1. Результаты мониторинга индивидуального развития ребенка на основе совместной экспертной оценки освоения ИОП родителями и специалистами

Освоение образовательных областей Оценка родителями Оценка воспитателями Оценка специалистами коррекционного профиля

ОО «Физическое развитие»

ОО «Познавательное развитие»

ОО «Речевое развитие»

ОО «Социально-коммуникативное развитие»

ОО «Художественно-эстетическое развитие»

Специфические коррекционные задачи, не входящие в ООП дошкольного образования

5.2. Итоговый контроль

«Согласовано»

Зам зав по ВМР:

___ Тарасевич Е. В.

Воспитатели:

___ Стаховская Е. А.

___ Михайловская Л. Н.

Педагог-психолог:

___ Уварова Е. Ю

Специалист коррекционного профиля (логопед):

___ Дзюбан А. Ф.

С результатами работы за год ознакомлен.

Родитель:

___ мама Е. Ю

Источник