Индивидуальный коррекционный маршрут развития для ребенка

екатерина перова
Индивидуальный коррекционно-развивающий маршрут для ребёнка старшей группы

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ КОРРЕКЦИОННО – РАЗВИВАЮЩИЙ МАРШРУТ на ребёнка старшей группы

Дата составления: октябрь, 2017

1. Общие сведения о ребенке

Ребенок: Ф. И.,дата рождения: В, 09.11.2012

Домашний адрес,телефон:

Адаптация в группе удовлетворительная

2.Характеристика семьи:

Состав семьи:полная: брат 2001, лицей №8; сестра 2014,д. сад №

Тип семьи: благополучная (родители морально устойчивы, владеют культурой воспитания);

занимается воспитанием ребенка: мать, отец

Характер взаимоотношений родителей с ребенком: сотрудничество (отношение взаимного уважения, совместное переживание радости и горя).

Мать:

Ф. И. О.,дата рождения: Д. Ю.

Образование, специальность, место работы,телефон: средне-техническое, медсестра

Отец:

Ф. И. О.,дата рождения: В. А.

Образование, специальность, место работы,телефон: высшее. АЭС

3. Соматическое здоровье II группа здоровья; часто болеет (ОРВИ, аппетит хороший, днем спит, хотя засыпает с трудом;

4. Особенности моторной сферы

Общая моторика: повышенная двигательная активность, моторно неловок.

Ручная моторика: объем движений полный, темп норма, переключаемость неточная, координация незначительно нарушена

Ведущая рука: правша.

5.Характеристика познавательной сферы ребенка:

Характеристика внимания: во время занятий не может быть внимательным и длительно на чем-то сосредоточиться; постоянно отвлекается;

Характеристика памяти: память хорошая

Характеристика мышления: суть пространственных отношений понимает хорошо; знание обобщающих слов недостаточное- не знает насекомые, инструменты, головные уборы; умеет устанавливать простейшие причинно-следственные связи, понимает содержание сюжетных рядов и картин,

сформированность временных представлений в рамках программного материала (знание частей суток, времен года, их последовательности, явлений природы)

6. Состояние знаний ребенка по разделам программы

•Запас общих сведений об окружающем: называет свое имя, возраст, имена родителей, домашний адрес, времена года обозначает словом; признаки времен года называет; знания о животном и растительном мире соответствуют программным требованиям,

•Сформированность навыков рисования:слабо владеет навыком лепки: лучше рисует карандашом, красками получается хуже

•Сформированность элементарных математических представлений:

•Количество и счет: дифференцирует понятия «один-много», владеет количественным счетом в пределах 10, знает цифры от 1 до5, соотносит цифру с соответствующим количеством предметов, сравнивает множества опосредованно (через счет,

•Восприятие цвета: узнает и называет основные цвета, группирует предметы по цвету.

•Восприятие формы: имеет представления о форме, группирует геометрические фигуры, различает и называет геометрические фигуры, соотносит форму предмета с геометрической формой

•Временные представления: ориентируется во времени суток, последовательно называет определяет и называет время года.

•Пространственные представления: путается в положение в пространстве по отношению к себе (слева, справа, впереди, сзади, не использует в речи слова, обозначающие положение предмета и себя в пространстве

7.Отношение к занятиям: способен контролировать свою деятельность, но быстро истощаем, темп деятельности быстрый, старается самостоятельно преодолеть затруднения, возникающие в процессе деятельности;

8.Характеристика речи ребенка:

Звуковая сторона речи:фонетический строй речи сформирован недостаточно: полиморфное нарушение свистящих, шипящих звуков, соноров.

особенности фонематического слуха: развит недостаточно, не дифференцирует звуки близкие по звучанию, не может выделить гласный звук в начале слова, не может назвать последовательность звуков в словах из трех букв.

Словарь: ограничен за счет прилагательных; слоговая структура слова не нарушена

Грамматический строй речи: особенности словоизменения,словообразования: в стадии формирования.

Связная речь: в стадии формирования, может составить рассказ по серии сюжетных картинок с небольшой помощью взрослых; с небольшими ошибками может описать предмет по картинке, рассказать стихотворение; вести диалог

9.Характеристика деятельности:

Навыки самообслуживания: может самостоятельно пользоваться туалетными принадлежностями, умываться, мыть руки, расчесывать волосы; может самостоятельно одеться, раздеться, обуться, застегнуться, может самостоятельно есть, пить, пользоваться ложкой, вилкой; умет убирать свои вещи

Игровая деятельность: умеет поддержать игру, придумать новый сюжет, любимые игрушки – машинки и конструкторы; в конфликтной ситуации обращается за помощью взрослых ;

Конструктивная и графическая деятельность: умеет правильно собрать матрешку, пирамидку, сложить по образцу простые фигуры из счетных палочек, выполнить постройки из кубиков

10. Основные трудности,отмечаемые в общении: трудностей нет;

11.Личностные особенности: адекватность эмоциональных реакций, активность в различных видах деятельности, поведение беспокойное;нравственные качества: очень любит своих родных, особенно сестренку; адекватность эмоциональной реакции на одобрение и порицание.

12.Особенности эмоционально-волевой сферы: преобладающее настроение –жизнерадостность, двигательно — расторможен, двигательное оживление при выполнении задания, успокаивается по просьбе взрослого или при переключении на другой вид деятельности

Срок пребывания в группе: 1месяц

Вид программы обучения : общеобразовательная программа Н. Е. Вераксы «От рождения до школы» с учетом Примерной адаптированной основной образовательной программы для дошкольников с тяжелыми нарушениями речи, под редакцией профессора Л. В. Лопатиной

Проблема №1 развитие звуковой культуры речи

Периодичность занятий: 2раза в неделю

Продолжительность: 10 минут

Ежедневно: работать над чёткостью, координированностью движений органов артикуляции (общий комплекс артикуляционной моторики)

Октябрь

— формировать правильное речевое дыхание (целенаправленный длительный ротовой выдох, направленная воздушная струя, умение сочетать произнесение звука с началом выдоха, на одном выдохе произносить 3 – 4 слога, выработка дифференцированного дыхания – вдох ртом, выдох носом «Чей пароход лучше гудит?», «Фокус», «Футбол», «Подуй на листочки» «Тучки», «Шторм в стакане», «Подуй на карандаш»)

Ноябрь

-формировать интонационную выразительность речи (вырабатывать умение говорить громким голосом, повышать и понижать тон голоса, изменять силу голоса «Громко – тихо», «Шагаем по ступенькам», «Тише, жабы, ни гу – гу…», «Вот под ёлочкой зелёной», «Кто как кричит»

Декабрь

— развивать слуховое внимание, слуховую память, фонематическое восприятие (умение переключать слуховое внимание «Солнышко и дождик»; умение сосредотачивать слуховое внимание «Угадай, кто кричит», «Барашек»; «Где звенит?», «Будь внимательным», «Поймай звук», «Назови слово с заданным звуком», «Найди место звуку», «Посчитай звуки»; умение определять темп звучания «Угадай, кто идёт»)

— упражнения, способствующие выработке движений и положений органов артикуляционного аппарата, необходимые для постановки и правильного произношения свистящих звуков

Проблема№2: недостаточно развиты пространственные представления.

Читайте также:  Развитие ребенка по методике железновых

Цель: развитие и закрепление пространственных представлений.

Задачи: учить ориентироваться в пространстве и на листе бумаги, развивать умение определять направление относительно себя; отрабатывать навыки сравнения предметов.

Периодичность занятий: 2 раза в неделю.

Длительность: 15 минут

Структура индивидуального занятия:

1.Организационный момент: минутка радости.

2.Сюрпризный момент: приход сказочного персонажа.

3.Основная работа: помоги, угадай,подскажи:

— работа у магнитной доски;

— упражнения с раздаточным материалом;

— работа в тетради.

4.Итог занятия: минутка общения, что понравилось, что вызвало трудности, и было сложным.

Октябрь.

Упражнения на занятиях Рекомендации родителям.

1. «Ближе, дальше» — определить и назвать расстояние до определённого предмета.

2. «Выше, ниже» — сравнить предметы по высоте. Работа в тетради «Игралочка».

3.«На, над, под, за» — определить местонахождение предмета, используя предлоги.Работа в тетради: «Обведи по клеточкам».

4. Игра «Солдаты» — учить следовать в заданном направлении.

5. «Поставь машины в гараж» — определить направление движения.

6. «Десантники» — каждого «десантника» приземлить в заданное место. Игры дома на определение местонахождения предметов, которые окружают ребенка.

7. «Помоги Незнайке дойти к другу» — пройти по лабиринту, определяя направление.

8. «Поможем ежику собрать грибы» — закрепление местоположения предметов.

Ноябрь-декабрь

1. «Больше, меньше» — сравнение предметов по величине. Работа в тетради «Игралочка».

2. «Кто где» — определить и назвать при помощи предлогов местонахождение предметов.

3. «Дорисуй домики» — дорисовывание недостающих элементов. Игры со счетными палочками.

4. «Что получилось?» — графический диктант в тетради.

5. «Что изменилось?» — игра на развитие зрительного внимания.

6. «Считай не ошибись» — счёт предметов разной величины и формы.

7. «Веселый водитель» — закрепление направления движения. Сформировать представление о направлениях движения, научить правильно следовать в заданном направлении.

2. Ориентироваться в пространстве и на листе бумаги.

8. «Назови соседей» — закрепление пространственных представлений.

Оценка деятельности в коррекции речевого развития: в результате планомерной и систематической работы у ребенка сформировалось умение дифференцировать свистящие звуки, он может выделить гласный в начале слова, сформировалась способность к звуковому анализу слов из 3 букв; формируется правильное речевое дыхание, развивается слуховое внимание, слуховая память, речевой аппарат готов к постановке свистящих звуков.

Оценка деятельности в коррекциипространственных представлений: в результате планомерной и систематической работы с ребёнком у него формируются пространственные представления, навыки сравнения, ориентации в пространстве и на листе бумаги; В. стал использовать в речи слова, определяющие положение себя и предметов в пространстве; повысился познавательный интерес к математике; систематизируется мыслительная деятельность ребенка.

Источник

Анна Гулак
Индивидуальный коррекционный маршрут. Вариант для детей с ЗПР

Индивидуальный коррекционный маршрут

сопровождения дошкольника с ОВЗ. МБДОУ МО № 19. г. Краснодар

ФИО___

Заключение ПМПК___

Дата составления___

Цель : создание благоприятных условий для развития ребенка и достижения планируемых результатов.

Задачи воспитания и обучения Приемы реализации Примечания

(результаты)

Развивать усидчивость, умение сосредотачиваться, доводить начатое дело до конца 1. Лепка из пластилина и глины, составление аппликаций, навыки вырезания фигурок из бумаги, искусство оригами.

2.Развивающие игрушки: мозаики, конструкторы, паззлы.

Восприятие

Развивать целенаправленное восприятие цвета, формы, величины, материала и качества объекта. Обогащать чувственный опыт детей.

Учить соотносить предметы по величине, форме, цвету, зрительно проверяя свой выбор.

Дифференцировать восприятие предметов по цвету, величине и форме.

Формирование целостности зрительного восприятия: узнавание хорошо знакомых предметов, изображений в непривычном ракурсе.

Нахождение сходства и различия в предметах, изображениях.

Развитие способности концентрировать и распределять внимание)

1.Дидактические игры:

«Подбери предмет по цвету»,

«Подбери предмет по форме»,

«Обведи по шаблону»

«Равномерное чередование двух цветов при раскладывании.»

«Разложи, как я скажу»

«Что пропало?»

2. Аппликация, рисование, конструирование

3. Развитие речи, ознакомление с окружающим

4. Лабиринты, зрительные диктанты, воспроизведение элементов по образцу.

Внимание

Развивать умение концентрировать внимание (степень сосредоточенности внимания на объекте).

Развивать устойчивость внимания (длительное сосредоточение внимания на объекте).

Развивать умение переключать внимание (намеренный, осознанный перенос внимания с одного объекта на другой).

Развивать произвольное внимание (требует волевых усилий). 1.Игры:

«Что звучит?»

«Угадай кто ушел?»,

«Что ты слышишь?»,

«Что изменилось?»,

«Телефон»

2. Слушание стихов, песен.

3. Повторение действий за взрослым с последующим усложнением заданий.

Память

Развивать двигательную, вербальную, образную, словесно – логическую память.

Работать над усвоением знаний при помощи произвольного, сознательного запоминания.

Развивать скорость, полноту, точность воспроизведения.

Развивать прочность запоминания.

Учить запоминать воспринятое, осуществлять выбор по образцу.

Упражнения:

1. Повтори несколько движений

2. Запомни ритм и повтори

Запомни последовательность, найди ошибки

Игры:

«Кто ушел из круга?»

«Какой слышал звук?»

«Оркестр»

«Запомни и назови картинки»

Мышление

Развивать умение анализировать, сравнивать, обобщать, классифицировать, систематизировать на наглядной или вербальной основе.

Учить выделять главное, существенное.

Учить сравнивать, находить сходство и отличие признаков предметов и понятий.

1. Дидактические

игры:

«Назови одним ловом»,

«Чего не хватает?»,

«4й лишний»,

«Что сначала, что потом?»,

«Назови части?»,

«Что это?»

2. Использование загадок, логических задач

3. Чтение произведений

4. Работа в логических тетрадях

5. Экспериментальная деятельность

Формирование элементарных математических представлений

Упражнять в сравнении групп предметов: много, мало, несколько, больше, меньше, столько же, один, пара.

Развивать умение дифференцировать геометрические формы, основные цвета.

Учить составлять группы предметов по цвету, величине, форме.

Учить сравнивать предметы,используя слова: больше, меньше, длиннее, короче, выше, ниже, шире, уже, толще, тоньше, одинаковые по длине, высоте, ширине, толщине;

Упражнять в соотнесении формы предметов с геометрическими фигурами.

Количество и счет. Учить количественному счету в пределах 5 в различном направлении и пространственном расположении; называть итоговое число

Учить порядковому счету в пределах 3;правильно отвечать на вопрос: какой по счету?.

Читайте также:  Развитие речи мультики ребенку 3 года

Учить соотносить цифру, число и количество. Учить ориентироваться в пространстве и на листе бумаги. 1. Использование методического пособия Блоки Дьенеша (Игры: домино, подбери по форме, цвету, не повторись, сложение рисунка по образцу)

2.Дидактические игры:

«Подбери по форме»

«Подбери по цвету»

«Что лишнее?»

«Продолжи цепочку»

«Собери картинки в одну команду»

«Подбери полоску по образцу»

«Найди самую длинную змйку (короткую, узкую и т. п.)»

3.Работа в тетради:

«Графический диктант»

«Нарисуй по образцу по клеткам».

Обводим по шаблону.

Раскрашивание картинок.

4. Просмотр обучающих мультфильмов.

5. Разучивание считалочек.

6. Пальчиковые игры

Ознакомление с окружающим миром

Продолжать знакомить с предметами ближайшего окружения: игрушки, одежда, обувь и т. д.

Учить правильно использовать в речи сенсорные эталоны, сравнивать знакомые предметы.

Закреплять представления о себе, своей семье, членах семьи, их обязанностях.

Учить определять степень родства.

Продолжать знакомить с детским садом, трудом взрослых,его содержанием:воспитатель,повар медсестра и др.

Расширять представления о праздниках: Новый год, о зимних развлечениях.

Расширять представления о временах года, о природных явлениях.

Расширять представления о растительном мире: овощи, фрукты, деревья, грибы, ягоды.

Продолжать знакомить с животным миром: Отмечать их характерные признаки. Расширять представления об их особенностях.

Обогащать и активизировать словарь существительных, прилагательных, глаголов, наречий по лексическим темам.

Развивать грамматический строй речи. Упражнять в употреблении существительных в форме единственного и множественного числа, существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

.Развивать связную речь. 1.Работа с наглядным материалом:

Рассматривание картинок, анализ изображения.

Устное описание наглядности

2.Дидактические игры:

«Чей дормик?»

«Чей детеныш

«Чего не хватает?»

«Угадай, какое время года?» ит. д.

3.Чтение художественной литературы:

Рассказы, сказки, басни, загадки, пословицы.

4. Просмотр мультимедийных презентаций (по лесическим темам).

5. Рисование, лепка, аппликации.

6. Пальчиковые игры.

7. Динамические паузы.

8. Беседы.

Графические навыки

1.Развитие мелкой моторики кисти и пальцев руки:

2. Развитие зрительно-моторных координаций) 1. Упражнения для свободных движений руки

2. Работа с карандашом, кисточкой, с ножницами, пластилином

3. Работа с конструктором

-шнуровки, мозаики, обведение по контуру

4. Работа по зрительно-двигательным траекториям

5. Игры с малым мячом

Дефектолог___

Рекомендации___

___

___

___

Источник

Дефициты и ресурсы ребенка с ЗПР

Задержкой психического развития считается замедленный темп развития психики ребенка. Причины ЗПР кроются в нейродинамической недостаточности, особенностях конституции, хронических соматических заболеваниях, неблагополучии семьи. Следствием становятся следующие дефициты развития:

  • незрелость ЦНС: слабость процессов торможения и возбуждения, отставание в формировании систем межанализаторных связей;

  • истощаемость психических функций;

  • отставание в развитии психомоторных функций;

  • низкая интеллектуальная продуктивность;

  • недостаточный объем, обобщенность, предметность и целостность восприятия;

  • низкая прочность запоминания;

  • неумение применять дополнительные средства запоминания;

  • эмоциональная неустойчивость;

  • низкий уровень произвольности познавательных процессов и поведения;

  • недоразвите речи: задержка формирования, ограниченность словарного запаса, аграмматизмы, затруднения в построении связных высказываний, трудность понимания значения слов;

  • инертность мыслительной деятельности;

  • длительный период приема и переработки информации;

  • нарушения пространственной ориентировки;

  • стремление избегать трудности;

  • отсутствие самоконтроля.

Наряду с перечисленными недостатками эти дети обладают хорошей базой внутренних ресурсов, которую способен реализовать индивидуальный маршрут развития ребенка с ЗПР:

  • способность пользоваться оказанной помощью;
  • способность осмысленно воспринимать сюжет услышанного литературного произведения;

  • способность понимать условие простой задачи;

  • способность группировать объекты и устанавливать причинно-следственные закономерности;

  • способность разбираться в учебном материале и выполнять задание, руководствуясь его образцом и целью;

  • активность в поисках средств, облегчающих выполнение заданий;

  • заинтересованность в чтении книг и умение логично и скрупулезно пересказывать прочитанное;

  • способность проявлять глубокие эмоции по поводу прочитанного;

  • интерес театральному и изобразительному искусству;

  • стремление к творческому самовыражению;

  • любовь к фантазиями и вытеснение ими неприятных жизненных ситуаций.

Индивидуальный коррекционно-развивающий маршрут ребенка с ЗПР

Поступившего в ДОУ ребенка с ЗПР всесторонне изучают все специалисты, а затем составляется «Индивидуальная карта сопровождения развития и обучения». Для этого используются «Диагностические карты индивидуального развития ребенка».

Диагностические карты индивидуального развития ребенка. Вторая младшая группа

Опираясь на данные карты, коллектив ДОУ составляет «Индивидуальный коррекционный развивающий маршрут» воспитанника на весь период его пребывания в детском саду. Цель индивидуального маршрута ребенка-дошкольника с ЗПР — обеспечить преемственность дошкольного и начального общего образования, развивая у воспитанника функциональный базис для формирования универсальных учебных действий

Индивидуальный маршрут развития ребенка с ЗПР определяет:

1. Стратегическую цель развития: заложить основы знаний об окружающем мире, сформировать речь, дать самые простые базовые представления о математике, всесторонне развить психические процессы.

2. Принципы прохождения маршрута. Наиболее важные из них

● принцип комплексного подхода к диагностике и коррекции нарушений.

В его основе лежат взаимосвязанные действия всех специалистов ДОУ и родителей. Психолог формирует у ребенка навыки анализа и синтеза, сравнения и классификации, логопед использует их при постановке речи, воспитатель и родители закрепляют в «социальных» ситуациях.

● принцип коррекционно-компенсирующей направленности образования

Все действия педагогов предупреждают и корректируют нарушения с использованием сохранных анализаторов, функций и систем организма, используя современные специальные ТСО, ИКТ, особую организацию обучения.

Свой «Индивидуальный коррекционный маршрут дошкольника с ЗПР» составляет каждый специалист ДОУ. Познакомимся с ним на примере работы логопеда.

Индивидуальный логопедический маршрут дошкольника с ЗПР

Индивидуальный маршрут для ребенка с ЗПР в ДОУ по развитию речи ставит цель: совершенствовать его речевые возможности, учитывая все специфические особенности. Рассмотрим раздел логопедического маршрута «Связная речь (монологическая и диалогическая речь)» для ребенка ЗПР старшей группы (5-6 лет).

Задачи Методы Содержание работы
Развить диалогическую речь Свободная беседа о самом себе, семье, друзьях, играх

Попросить ребенка нарисовать то, что любит рисовать и затем ответить на вопросы по рисунку: «Что ты нарисовал?» «Почему ты это нарисовал?» «Как бы ты назвал свой рисунок?»

Сформировать речевую инициативу и самостоятельность Игра «Зоологический музей»

Предложить ребенку самостоятельно рассмотреть картинки с животными, самостоятельно придумать и задать познавательные вопросы; затем ответить на вопросы взрослого, чем бы он мог помочь животным

Сформировать умение говорить от лица другого персонажа «Игровой диалог» Попросить ребенка самостоятельно придумать диалог между одушевленными и неодушевленными предметами
Сформировать умение вести диалог и соблюдать принятые нормы поведения Игра «Телефонный разговор» Озвучить ребенку список правил этикета телефонного разговора и попросить от лица двух игрушек озвучить их телефонный разговор
Читайте также:  Ребенок первая неделя жизни развитие

Индивидуальный образовательный маршрут для ребенка с ЗПР в ДОУ

Используя стратегический «Индивидуальный маршрут развития дошкольника с ЗПР», педагоги ДОУ ежегодно составляют подробную программу обучения ребенка, или «Индивидуальный образовательный маршрут ребенка с ЗПР». Его тактические шаги соответствуют рекомендациям ФГОС дошкольного образования для детей раннего и дошкольного образования с ЗПР и включают:

●социально-коммуникативное развитие

●познавательное развитие

●речевое развитие

●художественно-эстетическое развитие

●физическое развитие

●сенсорное развитие

●познание окружающего мира.

Педагоги ДОУ определяют задачи и содержание работы с ребенком по «Индивидуальному образовательному маршруту» в соответствии с АООП ДО для детей раннего и дошкольного возраста с ЗПР

Рассмотрим раздел «Физическое развитие», направление «Коррекция и развитие психомоторных функций» для воспитанника с ЗПР средней группы

Задачи Метод Содержание
Развить мелкую моторику Упражнение «Катание карандаша» Ребенок катает в руке круглые карандаши и карандаши с гранями

Игра «Сосулька». Самостоятельный контроль за мышцами на основе контрастных ощущений.

Попросить ребенка представить, что он держит зимой в руках холодную сосульку: — мышцы напряжены; попросить ребенка представить , что он держит весной в руках сосульку -мышцы расслаблены.
Оптимизировать речевую моторику

Различные виды массажа рук.

Самомассаж рук с использованием массажных мячиков.

Попросить ребенка представить, что в руках у него ниточка.

Дыхательное упражнение «Растягивание ниточки».

Произносить по очереди гласные и согласные звуки. Просить ребенка их повторять с условием. На гласный звук он раздвигает руки и растягивает «ниточку», на согласный звук он сводит руки и сжимает «ниточку».
Восстановить вестибулярно-моторный аппарат Упражнения «Прыжки»

Попросить ребенка выполнить 5 раз группу прыжков: прыжок назад — пальцы рук сжать, прыжок вперед — пальцы рук разжать.

Попросить ребенка выполнить 3 прыжка с одновременным продвижением вперед на одной ноге и хлопком рук.

Индивидуальный маршрут ребенка с ЗПР в школе

Выпускники ДОУ, имеющие диагноз ЗПР, перед поступлением в школу проходят ППМК. При подтверждении нарушений инклюзивные школы организуют специальное комплексное сопровождение, цель которого — возместить дефициты развития познавательной сферы, откорректировать личностные специфические особенности, обучить самостоятельной деятельности, контролируя этот процесс, наладить тесное сотрудничество с семьей ребенка. В системе сопровождения важное место отводится работе школьного психолога. Он работает со школьником ЗПР по «Индивидуальному маршруту психологической коррекции». Цель маршрута — в первую очередь обеспечить ребенку адаптивность, обучить самостоятельно сознательно удерживать равновесие в отношениях с самим собой и новым школьным окружением, а затем, регулируя происходящие в головном мозге процессы активности и торможения, развить произвольность поведения и осознанность каждого учебного шага своего подопечного.

Индивидуальный образовательный маршрут школьника с ЗПР

Индивидуальный образовательный маршрут школьника с ЗПР — это его собственный поход за знаниями, «путь героя», преодолевающего на своем пути множество трудностей, к заслуженной награде, которой в перспективе станет аттестат зрелости и возможность получить интересную, востребованную, высокооплачиваемую профессию. Школьный консилиумом, учитывая предложения ППМК и запросы семьи ребенка, на основании ФОГС и АООП НОО 7.1 или 7.2 разрабатывают индивидуальный образовательный маршрут для детей с ЗПР с учетом всех особых образовательных потребностей. Этим потребностям соответствуют базовые учебники для здоровых школьников и специальные приложения, иллюстративные наглядные дидактические материалы, рабочие тетради, как печатные, так и электронные, для варианта обучения в течение 4-х лет по программе 7.1.

  • Т. Н. Ситникова. Математика. 1 класс.
  • С. С. Минаева, Л.О. Рослова, Л. И. Федорова, В.А. Булычева Математика. 1 класс. Часть1.
  • Т. Н. Максимова. Литературное чтение.1 класс.
  • И. Ф. Яценко. Обучение грамоте. 1 класс.
  • Сборник интернативных тестов по русскому языку. Интерактивный тренжер

Маршрут ребенка с ЗПР по программ 5-летнего обучения 7.2. требует к базовым учебникам добавить специальные электронные программные приложения

Пример. Индивидуальный образовательный маршрут 1 класс, ЗПР

I Организационный компонент

1. Пояснительная записка с информацией о ЗПР по ФОГС.

2. Перечень использованных нормативных документов.

3. Цель «Индивидуального образовательного маршрута». Образовательный маршрут ребенка с ЗПР в 1-м классе должен обеспечить продвижение школьника в освоении учебных предметов и развить способность обучаться не только под прямым и непосредственным руководством и контролем учителя, но и с определенной долей самостоятельности во взаимодействии с педагогом и одноклассниками.

4. Цели учителя.

● Обеспечить ребенку освоение адаптированной основной образовательной программы начального общего образования, корректируя недостатки его физического и психического развития

● Своевременно выявлять трудности прохождения образовательного маршрута и гибко его редактировать.

5. Задачи, которые ставит перед учителем индивидуальный маршрут для ребенка с ЗПР, изложены в «АООП НОО для ЗПР» вариант 7.1

Самые важные из них:

● Создать темп учебной работы, соответствующий возможностям ученика и скорости формирование у него обобщенных знаний

● Создать охранительный педагогический режим

● Использовать здоровьесберегающие технологии

● Развить общеинтеллектуальные умения

● Сформировать основы социальных компетениций и умение ими целенаправленно и осознанно пользоваться

● Поощрять и стимулировать работу ребенка, используя только качественную оценку

6. Психолого-педагогическая характеристика на ученика 1 класса. Указывается диагноз, главные проблемы обучения и уровень знаний по основным учебным предметам.

II Недельный индивидуальный план с количеством часов на каждый предмет

Заполняется в соответствии с выбранным видом АООП НОО для ЗПР. 7.1 или 7.2

III Образовательный компонент индивидуального маршрута

1. Пояснительная записка с анализом соответствия выбранной программы индивидуальным особенностям ребенка

2. Планируемые результаты освоения учеником АООП НОО ЗПР, 1 класс.

● Описать по каждому учебному предмету (АООП НООО ЗПР 7.1) , например, по математике, результаты к концу учебного года:

— чему ребенок научится

Называть числа от 1 до 20 и проговаривать их последовательность. Оперировать словами «сложение», «вычитание». Определять разрядный состав чисел от 11 до 20. Сравнивать группы предметов , составляя из них пары. Определять длину отрезка.

— чему будет учиться:

Решать примеры, имеющие 1-2 действия. Решать простые задачи на сложение и вычитание в педелах 20-ти. Узнавать геометрические фигуры. Работать с математической таблицей из двух строк.

— механизм определения уровня знаний и умений:

Тесты, контрольные и проверочные работы.

IV Связи базовых учебных действий с содержанием учебных предметов

«Математика».

Универсальные познавательные действия.

● Развитие навыка работы с информацией: умение с помощью учителя отличать новое от известного; умение ориентироваться в учебнике.

● Развитие исследовательских способностей: умение находить ответы на вопросы, используя учебник, полученные на уроке знания и свой жизненный опыт; умение осознанно взаимодействовать с информацией, делая собственные выводы о работе класса

● Развитие способностей классифицировать и обобщать: умение сравнивать и группировать числа, числовые выражения, равенства и неравенства, плоские геометрические фигуры.

Т.Н. Максимова. Математика. 1 класс.

Начиная проходить свой индивидуальный маршрут в ДОУ и продолжая учебное «путешествие» в школе, ребенок с ЗПР имеет все шансы успешно освоить вариант АООП НОО. И тогда первым достижением «особого» школьника может стать решение ППМК считать его здоровым ребенком, не нуждающемся в особых образовательных условиях.

Источник