Индивидуальные занятия с ребенком на развития воображения

Индивидуальные занятия с ребенком на развития воображения thumbnail

Елена Сергеева
Игры и упражнения для развития воображения у дошкольников 5–7 лет

Воображение — это не что иное, как психический процесс, за счет которого человек получает возможность рисовать новые образы на основе имеющегося жизненного опыта. Воображение позволяет ребенку дошкольного возраста найти свое место в мире, реализовать имеющиеся способности, а также способствует пониманию школьной программы, то есть готовит малыша к обучению в школе.

Дидактическая игра уже достаточно давно используется как одно из эффективных средств, с помощью которого можно развивать воображение у ребенка в старшем дошкольном возрасте

Игры и упражнения для развития воображения у дошкольников 5 – 7 лет

1. Упражнение «На что похожи наши ладошки»

Цель: развитие воображения и внимания.

Предложить детям обвести красками или карандашами собственную ладошку (или две) и придумать, пофантазировать «Что это может быть?» (дерево, птицы, бабочка и т. д.). Предложить создать рисунок на основе обведенных ладошек.

2. Игра — упражнение «Три краски».

Цель: развитие художественного восприятия и воображения.

Предложить детям взять три краски, по их мнению, наиболее подходящие друг другу, и заполнить ими весь лист любым образом. На что похож рисунок?

3. Упражнение «Волшебные кляксы».

Цель: развитие творческого воображения; учить находить сходство изображения неясных очертаний с реальными образами и объектами.

Предложить капнуть любую краску на середину листа и сложить лист пополам. Получились различные кляксы, детям необходимо увидеть в своей кляксе, на что она похожа или на кого.

4. Упражнение «Волшебная ниточка».

Цель: развитие творческого воображения; учить находить сходство изображения неясных очертаний с реальными образами и объектами.

В присутствии детей ниточку длиной 30-40 см. обмакнуть в тушь и положить на лист бумаги, произвольно свернув. Сверху на нить положить другой лист и прижать его к нижнему. Вытаскивать нить, придерживая листы. На бумаге от нити останется след, детям предлагается определить и дать название полученному изображению.

5. Игра – «Неоконченный рисунок».

Цель: развитие творческого воображения.

Детям даются листы с изображением недорисованных предметов. Предлагается дорисовать предмет и рассказать о своем рисунке.

6. Упражнение «Волшебники».

Цель: развитие эмоциональности и творческого воображения.

Без предварительной беседы предложить детям с помощью карандашей превратить две совершенно одинаковые фигуры, изображенные на листе, в злого и доброго волшебника. Далее предложить придумать, что совершил плохого «злой» волшебник и как его победил «добрый».

7. Упражнение «Танец».

Цель: развитие эмоциональности и творческого воображения.

Предложить детям придумать свой образ и станцевать его под определенную музыку. Остальные дети должны угадать, какой образ задуман.

Варианты – образ задан, все дети танцуют одновременно («распустившийся цветок», «ласковую кошку», «снегопад», «веселую обезьянку» и т. д.).

Усложнение – передать в танце чувства («радость», «страх», «удивление» и т. д.)

8. Упражнение «О чем рассказала музыка».

Цель: развитие творческого воображения.

Звучит классическая музыка. Детям предлагается закрыть глаза и представить, о чем рассказывает музыка, а затем нарисовать свои представления и рассказать о них.

9. Игра «Что это такое?»

Цель: учить детей на основе восприятия заместителей предметов создавать в воображении новые образы.

Используются круги разных цветов, полоски разной длины. Дети встают в круг. Воспитатель показывает один из цветных кругов, кладет его в центр и предлагает рассказать, на что он похож. Ответы не должны повторять друг друга.

10. Игра «Камешки на берегу».

Цель: учить создавать новые образы на основе восприятия схематических изображений.

Используется большая картина, изображающая морской берег. Нарисовано 7-10 камешков разной формы. Каждый должен иметь сходство с каким – либо предметом, животным, человеком.

Воспитатель рассказывает: «По этому берегу прошел волшебник и все, что было на его пути, превратил в камешки. Вы должны угадать, что было на берегу, сказать про каждый камешек, на кого или на что он похож.» Желательно, чтобы несколько камешков имели практически одинаковый контур.Далее предложить детям придумать историю про свой камешек: как он оказался на берегу? Что с ним произошло? И т. д.

11. Упражнение «Волшебная мозаика».

Цель: учить детей создавать в воображении предметы, основываясь на схематическом изображении деталей этих предметов.

Используются наборы вырезанных из плотного картона геометрических фигур (одинаковые для каждого ребенка): несколько кругов, квадратов, треугольников, прямоугольников разных величин.

Воспитатель раздает наборы и говорит, что это волшебная мозаика, из которой можно сложить много интересного. Для этого надо разные фигурки, кто как хочет, приложить друг другу так, чтобы получилось какое-то изображение.Предложить соревнование: кто сможет сложить из своей мозаики больше разных предметов и придумать какую-нибудь историю про один или несколько предметов.

12. Игра «Поможем художнику».

Цель: учить детей воображать предметы на основе заданной им схемы.

Материал: большой лист бумаги, прикрепленный к доске, с нарисованным на нем схематическим изображением человека. Цветные карандаши или краски.

Воспитатель рассказывает, что один художник не успел дорисовать картину и попросил ребят ему помочь закончить картину. Вместе с педагогом дети обсуждают, что и какого цвета лучше нарисовать. Самые интересные предложения воплощаются в картине. Постепенно схема дорисовывается, превращаясь в рисунок.

После предложить детям придумать историю про нарисованного человека.

13. Игра «Волшебные картинки».

Цель: учить воображать предметы и ситуации на основе схематических изображений отдельных деталей предметов.

Детям раздаются карточки. На каждой карточке схематическое изображение некоторых деталей объектов и геометрические фигуры. Каждое изображение расположено на карточке так, чтобы оставалось свободное место для дорисовывания картинки. Дети используют цветные карандаши.

Каждую фигурку, изображенную на карточке, дети могут превратить в картинку какую они захотят. Для этого надо пририсовать к фигурке все, что угодно. По окончании рисования дети сочиняют рассказы по своим картинам.

14. Игра «Чудесные превращения».

Цель: учить детей создавать в воображении предметы и ситуации на основе наглядных моделей.

Воспитатель раздает детям картинки с изображениями заместителей предметов, на каждой нарисованы три полоски разной длины, три круга разного цвета. Детям предлагается рассмотреть картинки, придумать, что они обозначают, нарисовать на своем листе цветными карандашами соответствующую картинку (можно несколько).Законченные рисунки педагог анализирует вместе с детьми: отмечает их соответствие изображенным предметам-заместителям (по форме, цвету, величине, количеству, оригинальность содержания и композиции.

15. Игра «Чудесный лес».

Цель: учить создавать в воображении ситуации на основе их схематического изображения.

Детям раздаются одинаковые листы, на них нарисовано несколько деревьев, и в разных местах расположены незаконченные, неоформленные изображения. Воспитатель предлагает нарисовать цветными карандашами лес, полный чудес, и рассказать про него сказочную историю. Незаконченные изображения можно превратить в реальные или выдуманные предметы.

Для задания можно использовать материал на другие темы: «Чудесное море», «Чудесная поляна», «Чудесный парк» и другие.

16. Игра «Перевертыши».

Цель: учить создавать в воображении образы предметов на основе восприятия схематических изображений отдельных деталей этих предметов.

Детям раздаются наборы из 4 одинаковых карточек, на карточках абстрактные схематичные изображения.Задание детям: каждую карточку можно превратить в любую картинку. Наклейте карточку на лист бумаги и дорисуйте цветными карандашами все, что хотите, так, чтобы получилась картинка. Затем возьмите еще одну карточку, наклейте на следующий лист, опять дорисуйте, но с другой стороны карточки, то есть превратите фигурку в другую картинку. Можно переворачивать при рисовании карточку и лист бумаги так, как хочется! Таким образом, можно карточку с одной и той же фигуркой превратить в разные картинки. Игра длится до тех пор, пока все дети не закончат дорисовывать фигурки. Затем дети рассказывают о своих рисунках.

17. Игра «Разные сказки».

Цель: учить детей воображать различные ситуации, используя в качестве плана наглядную модель.

Воспитатель выстраивает на демонстрационной доске любую последовательность изображений (два стоящих человечка, два бегущих человечка, три дерева, домик, медведь, лиса, принцесса и т. д.) Детям предлагается придумать сказку по картинкам, соблюдая их последовательность.

Можно использовать различные варианты: ребенок самостоятельно сочиняет сказку целиком, следующий малыш не должен повторять его сюжет. Если детям это сложно,можно сочинять сказку всем одновременно: первый начинает, следующий продолжает. Далее изображения меняются местами и сочиняется новая сказка.

18. Упражнение «Придумай и свой конец сказки».

Цель: развитие творческого воображения.

Предложить детям изменить и сочинить свой конец знакомых сказок.

«Колобок не сел лисе на язычок, а покатился дальше и встретил …».

«Волку не удалось съесть козлят потому что…» и т. д.

19. Игра «Хорошо-плохо» или «Цепочка противоречий».

Цель: развитие творческого воображения при помощи поисков противоречий.

Воспитатель начинает — «А» хорошо, потому что «Б». Ребенок продолжает — «Б» плохо, потому что «В». Следующий говорит — «В» хорошо, потому что «Г» и т. д.

Пример: гулять — хорошо, потому что светит солнце. Светит солнце — плохо, потому что жарко. Жарко – хорошо, потому что лето и т. д.

20. Игра «Сказочное животное (растение)».

Цель: развитие творческого воображения.

Предложить детям придумать и нарисовать фантастическое животное или растение, не похожее на настоящее. Нарисовав рисунок, каждый ребенок рассказывает о том, что он нарисовал, придумывает название нарисованному. Другие дети ищут в его рисунке черты настоящих животных (растений).

21. Упражнение «Сказка – рассказ».

Цель: развитие творческого воображения, умение отличать реальность от фантазии.

После прочтения сказки дети с помощью воспитателя отделяют в ней то, что может произойти реально, от того, что является фантастическим. Получаются две истории. Одна полностью фантастична, другая полностью реальна.

Подобных игр и упражнений можно сочинить бесконечное множество, все зависит лишь от творческого воображения взрослых, поставивших перед собой цель помочь каждому ребенку вырасти творчески одаренной, нестандартно мыслящей, успешной

личностью.

Источник

Комплекс игр и упражнений по развитию творческого воображения с детьми старшего дошкольного возраста.

Основу развивающей работы по развитию творческого воображения с детьми дошкольного возраста составляют творческие сюжетные игры. В своей совокупности они представляют собой блок занятий, направленных на развитие творческого воображения. Занятия построены в доступной и интересной форме с применением метода сказкотерапии.

Развивающие занятия строятся на основе игровых ситуаций. Сюжеты историй и сказок объединяют игровые персонажи – сказочные герои, придуманные детьми. Они «преодолевают возникающие проблемы и «усваивают» приемы саморегуляции и развития творческих способностей вместе со своими героями, путешествуя по «волшебной стране». Сюжеты сказок придумывают сами дети в ходе занятий. Сказки сочиняются, обыгрываются детьми совместно с ведущим.

Каждая тема сказки прорабатывается на 1-3 занятиях с использованием разных методов. Предложенные ниже задания, игры и упражнения можно включать в сюжет каждого занятия. Способ подачи материала может меняться в зависимости от особенностей конкретной группы детей и от темы занятия.

Структура творческих сюжетных игр предполагает использование каждого развивающего занятия 3-5 комбинированных творческих приемов и разных методов, включающих:

  • фантазирование (на основе технологий, предложенных Дж. Родари);

  • изодеятельность (работа с цветом, формой, абстракцией – элементы теории решения изобретательских задач);

  • психогимнастику (развитие невербальных способов общения, широты эмоциональной выразительности), техники и приемы саморегуляции;

  • сказкотерапию (по методике Т.Д. Зинкевич и А.М. Михайлова);

  • элементы групповой дискуссии.

Для проведения занятий можно использовать: рисунки, выполненные детьми; магнитофон и аудиокассеты с музыкой для релаксации; ковер на полу; игрушки; материал для творческой деятельности (краски, карандаши, восковые мелки, бумага, пластилин и т.п.).

Цель занятий – развитие воображения и творческого потенциала дошкольников; осознание собственных творческих возможностей; преодоление барьеров, препятствующих актуализации творческих ресурсов.

Занятие 1. ПОФАНТАЗИРУЕМ?

Цель: развитие воображения.

Детям предлагается выполнить ряд упражнений в игровой форме.

  • «Кляксы»

Материалы: большой лист бумаги, краски, стакан с водой.

В Волшебной стране есть необычный город. Дракон Бойся-Бой превратил всех жителей в разноцветные облака. Время от времени в городе идет дождь, и капельки разных цветов падают на землю. Надо «оживить» эти капельки.

Детям предлагается набрать на кисточку побольше краски и капнуть на лист.

Бесформенное пятно нужно дорисовать, чтобы было понятно, на что оно похоже.

Играющие по очереди говорят, какие предметные изображения они видят в кляксах или в отдельных ее частях.

  • Упражнение «Составление рассказа с использованием отдельных слов»

Материал: набор слов.

Детям предлагаются отдельные слова, например: солнце, река, ветер, дождь. Нужно составить связанный рассказ, используя эти слова. Вначале число слов ограничивается до 3-4, затем постепенно увеличивается до 7-10.

Упражнение можно проводить с ограничениями, например, придумать рассказ со словами, начинающимися только с буквы А или Б и т.д.

  • Игра «Цветные сказки».

Детям предлагается придумать, например, «розовую» или «зеленую сказку. В качестве иллюстрации читается сказка латышского писателя Иманта Зиедониса «Желтая сказка».

Желтая сказка

Солнце, как яичный желток, висело над землей. А по лучам на землю шли цыплята, и все они были, конечно, желтые.

Желтая пчела подлетела к цыпленку, стала приглашать его в свой желтый улей. Но цыпленку в улей никак не залезть: дырочка маленькая.

«Ладно, — подумал он, — вот желтые бабочки летают, полетаю с ними». Цыпленок подпрыгнул, но тут же вспомнил, то у него крыльев нет, полоски какие-то вместо крыльев. «Стану курицей, – мечтал он, –буду летать высоко».

А солнце сияло на небе, как желтый блин с такими вкусными хрустящими краешками. Пчелы летели от одуванчика к одуванчику и возвращались в свой желтый улей. Он выглядел, как огромная желтая библиотека. Рамки, будто полки до потолка, и все наполнены сотами. А соты похожи на желтые шестиугольные телевизоры, только вместо экранов блестит желтый мед.

До самого горизонта желтели луга – это цвели желтые ветреницы и примулы, но больше всего было одуванчиков. Все холмы как золотом сияли от пушистых нежно-желтых шапочек этих солнечных цветов.

Тут и сам я не удержался, взял да и повалился в одуванчики. Опылился желтой пыльцой.

Подошла желтая корова, подумала, что я одуванчик, да и съела меня, желтого. Так что писать дальше нет возможности.

  • Игра «Если бы…»

Детям предлагается пофантазировать на самые разнообразные темы: «Если бы я стал невидимым» (для чего использовал бы это свойство?»); «Если вдруг игрушки оживут и заговорят» (о чем они могут рассказать?). В качестве примера детям читается стихотворение Бориса Заходера «Песня игрушек».

Дети любят игрушки. Мы ребятам прощаем

Так все говорят! Любую обиду…

Ну а разве игрушки Оттого-то, наверно,

Не любят ребят? Не все замечают,

Очень любят! Как игрушки страдают,

Души в них не чают! Тоскуют,

Жаль, Скучают…

Что это НЕ ВСЕ замечают! Оттого-то не знают

Мы молчим, мы не плачем, (И знать не хотят!),

Когда нас бросают – Как мы верно и преданно

Мы ведь знаем, Любим ребят!..

Что слезы Ах, не так нам обидно,

От беды не спасают… Когда нас ломают,

Не заметишь обиды. Как обидно,

По нашему виду – Что нас не всегда понимают.

  • Игра «Изобретатели»

В основу этой игры положен метод фокальных объектов, суть которого заключается в перенесении качеств различных объектов на исходно выбранный предмет. Например, нужно придумать необычный стул. Детям предлагают назвать два-три слова, совершенно не имеющих никакого отношения к стулу, допустим, «кошка» и «книга», к которым необходимо подобрать по 3-5 качественных характеристик. Кошка – ласковая, пушистая, разноцветная; книга – интересная, приключенческая, толстая.

После этого приступают к основной части игры – придумыванию нового стула: все вышеперечисленные качества переносят на исходный предмет и выясняют: что это за стул? Чем он интересен? Где его можно использовать?

Наше занятие окончено. Всем спасибо!

Занятие 2. ДУМАЙ, УЧИСЬ, РАЗВИВАЙСЯ

Цель: развитие основных мыслительных операций, прогностического, практического, дивергентного видов мышления.

  • Игра «На что похоже?»

Материал: на начальном этапе игры необходим образный материал –разнообразные предметы (сосновая шишка, ракушка, лист дерева, кусочек меха и т.п.). В дальнейшем игра может проводиться только в словесном варианте, то есть без опоры на наглядность.

Детям предлагается ответить на вопрос: «На что похож тот или иной предмет?» и аргументировать свой ответ («Почему?», «Чем?»).

Игра может проводиться в форме соревнования.

Командам ставится условие – кто назовет больше число вариантов ответа, тот побеждает.

  • Игра «Что общего?»

Эта игра представляет собой логическое продолжение предыдущей.

Материал: реальные предметы или картинки.

Детям предъявляются (или называются) два объекта, между которыми нужно провести сравнение по нескольким признакам. Например, что общего между муравьем и автомобилем? Оба могут двигаться, переносить тяжелые предметы и т.п. Или что общего между самолетом и карандашом? Оба оставляют след (карандаш – на бумаге, самолет – на небе), оба сделаны руками человека, корпус самолета напоминает форму карандаша и т.д.

  • Синектическая вопросно-ответная игра «Волшебный башмачок»

В качестве синектических методов можно использовать обычную игру в мяч, эвристические беседы с поэтапным усложнением вопросно-ответной игры, мозговые атаки и элементы проблемно-модельного диалога. Детям предстоит ««делать изобретение»» Оно должно быть не столько важным и полезным для взрослых, сколько стоять в простых и понятных всем примерах нового использования самых обычных вещей, например, ботинка, карандаша и т.п. «Изобретения» детей должны быть связаны с повседневной жизнью, с предметами быта и разного рода приспособлениями, которые называют маленькими хитростями и полезными мелочами нашей жизни.

Вводя эту игру в процесс занятий, детям предварительно рассказывают историю: «В стародавние времена народных умельцев и мастеров благодарный люд уважительно называл розмыслами. Правда, красиво звучит, поэтично? Розмысел обязан был размыслить задачу со всех сторон, опираясь не только на весь накопленный опыт предшественников, но и на свой ум, смекалку, изобретательность, на мечту и фантазию.

Да, старые люди знали, что именно в практической деятельности мастеров каждая вещь всегда делалась немного по-новому, не совсем так, как раньше. В таком процессе небольшой переделке получалось что-то новое, что в одно прекрасное утро становилось самостоятельным открытием. Даже звездное небо изменила рука человека: сотни искусственных спутников Земли вертятся на орбитах».

Задания могут придумываться по ходу игры. Например, злой волшебник заморозил все дороги в Волшебной Стране, и чтобы ее жителям было удобно ходить, необходимо придумать волшебные башмачки, которые не скользят по льду.

  • Игра «Ресурсный анализ»

Поиск нескольких «похожих» предметов осуществляется ребенком в словесной форме на основе выявления соответствия выполняемым функциям. Один и тот же предмет таит в себе множество ресурсов, использование которых будет зависеть от обстоятельств, где именно тот иной потенциал сыграет решающую роль. Например, кирпичик имеет следующие свойства: он твердый, коричневый, пористый, тяжелый. Значит, его можно использовать как строительный материал, вместо пресса, фильтра, им можно рисовать, его можно разделить на части. Но в то же время этими свойствами обладают и другие объекты: рисовать можно углем; фильтром может служить ткань, вата; делить можно яблоко, лист бумаги и пр.

Многочисленные ресурсы содержатся не только в предметном, но и социальном мире. Поиск потенциала в любой жизненной ситуации не менее значим в жизни детей, чем ресурсный анализ. В этой игре участвуют все мыслительные операции: дифференциация, анализ, синтез, понимание, узнавание, оценка, то есть происходит оптимальное развитие прогностического и операционного мышления.

Детям предлагаются разные ситуации, в которых необходимо выявить как можно больше ресурсов: «Маша пролила на пол варенье. Что ей теперь делать? Как поступить лучше всего?», «Ваня пошел гулять и заблудился. Что ему делать? Как найти дорогу домой?», «Аня разбила любимую мамину вазу. Как ей поступить?», «На занятиях в детском саду воспитатель ругает Катю за то, что она не слушала объяснений и не правильно выполнила задание. Что будет делать Катя? О чем она подумает?».

Наше занятие окончено. Всем спасибо!

Занятие 3. ТВОРИ, ВЫДУМЫВАЙ, ПРОБУЙ!

Цель: развитие творческого воображения.

Достижению этой цели способствуют не только индивидуальные, но и групповые формы работы детей на занятии.

  • «Волшебные картинки».

Материал: картинки со схематическими или стилизованными изображениями.

Детям предлагается рассмотреть картинки и придумать названия для них. С каждым разом предъявляемые детям изображения все более абстрагируются, чем собственно, и обеспечивается усложнение заданий. При этом дети могут не только давать названия рисунка, но и сами делать небольшие зарисовки и предлагать их партнерам по игре.

В программу по изодеятельности включаются и другие приемы: отражение своего настроения в цвете, изображение своих цветовых ощущений от прослушанной музыки, конструирование из газет и мокрой бумаги, нетрадиционные приемы живописи (пальцевая живопись, рисунок поролоном и жесткой кистью).

Для развития воображения и умения передавать свой творческий замысел детям зачитываются характеристики необычных сказочных персонажей («Рамбол», «Велень», «Милея», «Звугр» и др.) и предлагается представить и изобразить их. На следующем занятии дети обыгрывают действия нарисованных героев, вырезают их, придумывают сюжетные сценки.

В рамках работы по обучению творческому рассказыванию дети учатся придумывать сказки по предложенному взрослым началу, изменять заимствованные из сказок ситуации, придумывать новое окончание сказке, сочинять сказки «наоборот».

  • Сочинение групповой сказки.

Начинать придумывать лучше всего с известной сказки, изменив ее конец. Постепенно для сказки добавляется по 3-4 дополнительных персонажа и так до тех пор, пока не будет задействован необходимый набор действующих лиц. Когда дети освоили придумывание сказок, можно приступать к сочинению вслепую. Это могут быть:

  • Сказки «наизнанку».

Берется любая знакомая сказка, и ее героям приписываются прямо противоположные свойства. Например, сказка звучит совершенно по-другому, если волк в ней будет добрый, а Красная Шапочка – злая («Красная Шапочка»); Колобок будет сделан не из теста, а из смолы («Колобок») и т.п.

  • Сказки «задом наперед».

Рассказывание сказки начинается не сначала, а с конца. Это уже более сложная задача, но дети справляются с ней достаточно быстро. Первоначальное использование приема предполагает опору на картинки-иллюстрации. Постепенно можно переходить к рассказыванию без наглядного материала.

  • Сказки «из собственного опыта».

Детям предлагается пофантазировать на эту тему, используя «историю» своего сказочного героя.

  • Сказка со «сменой места действия».

Сюжет знакомой сказки перемещается в другое время и пространство. Например, Колобок в космосе, козлята и волк на необитаемом острове.

  • «Перевирание сказки».

Взрослый начинает рассказывать сказку, несколько изменяя ее повествование. Ребенок же в процессе восприятия включается в игру и уже самостоятельно начинает изменять течение событий, вводить новых героев и т.п. Например, сказка «Красная шапочка».

Взрослый (начинает): Жила-была Желтая шапочка.

Ребенок: Не желтая, а Красная.

Взрослый: Да, Красная, ее так папа назвал.

Ребенок: Не папа, а мама… и т.д.

  • «Салат» из сказок.

Рождение новой сказки происходит за счет объединения двух или нескольких знакомых сказок.

  • Сказочная путаница.

Сначала детям предлагают распутать клубок из сказок: «Жили-были дед да баба. Была у них курочка-репка. Дед ел, ел, не съел. Баба ела, ела, не съела. Покатилась репка дальше. Катится, а на встречу ей избушка на курьих ножках. «Избушка, избушка, кто в тереме живет? Выгляни в окошко – дам тебе корытце…» и т.д. После того, как дети справятся с заданием, им предлагают придумать сказку-путанку собственного сочинения.

Можно задавать любую тему сказки. Содержание придуманной сказки дети при желании могут проиллюстрировать с помощью рисунков. Наиболее интересные сюжеты можно обыграть с помощью кукол или ролей.

В конце занятия педагог благодарит за активную работу.

Занятие 4. КТО БЫСТРЕЕ? КТО ИНТЕРЕСНЕЕ?

Цель: развитие беглости, гибкости и оригинальности мышления.

Включенные в это занятие игры и задания активизируют у детей их творческий потенциал и способствуют развитию их креативности в целом.

  • «Земля – воздух – вода».

«Сейчас мы будем бросать друг другу мяч. Тот, кто бросает мяч, говорит одно из трех слов: «воздух», «земля», «вода», а тот кто ловит мяч, говорит, если прозвучит слово «воздух» – название птицы, во втором случае («земля») – животного, если было сказано «вода» — название рыбы. Отвечать нужно как можно быстрее».

Задание можно усложнять, увеличив темп ответов или предлагать в качестве ответов не только названия животных, но, например, транспортных средств и т.д.

  • «За и против».

«Каждый из вас по очереди будет предлагать любую, самую невероятную ситуацию, например: представим себе, что утром вы вдруг обнаружили, что уменьшились в росте в два раза».

После того как ситуация предложена, все, в том числе и ребенок, ее предложивший, говорят, какие они видят плюсы и минусы и интересные моменты в этой ситуации.

  • «Оптимисты и скептики»

Один из играющих задает ситуацию, представляя ее как хорошую или плохую, а другой опровергает это утверждение, используя словосочетания «не очень».

Например:

  • Хорошо, что дома телевизор есть – смотреть можно.

  • Хорошо, да не очень. Глаза могут заболеть. Хорошо, если чайник большой – на всех чая хватит.

  • Хорошо, да не очень. Долго закипает. Плохо, что мороженое холодное – горло может заболеть.

  • Плохо, да не очень – летом холод приятен и т.д.

Используя опорное словосочетание «не очень», можно придумывать рассказы-рассуждения:

  • По улице мужчина шел. Хорошо!

  • Хорошо, да не очень. Он в грязь упал. Это плохо!

  • Плохо, да не очень – грязь-то была лечебная. Он свой радикулит вылечил. Это хорошо!

  • Хорошо, да не очень. Грязь не отмылась, и он стал, как негр. Это плохо!

Можно рассказывать таким образом знакомую сказку, например, «Три поросенка».

  • Жили-были три братца-поросенка Ниф-ниф, Наф-наф и Нуф-нуф. Это хорошо!

  • Это хорошо, да не очень. Осень наступила, а им жить негде. Это плохо!

  • Плохо, да не очень. Решили они себе домик построить. Это хорошо!

  • Хорошо, да не очень. Строить-то они не умели. Это плохо! И т.д.

Прием инверсии имеет, помимо развивающей, воспитательную и коррекционную цели. Несмотря на свою кажущуюся трудность, он очень понятен и близок детям в силу особенностей их психического развития – ведь они часто любят делать наоборот. Но в некоторых конфликтных ситуациях, в которых ребенок стремится проявить свою самостоятельность, победителем обычно выходит взрослый. Победа последнего нередко дорого обходится ребенку, ибо она достигается за счет подавления еще неокрепшей, незрелой личности. Подлинные воспитательные победы, имеющие решающее значение для будущего детей, возможны только на другом пути – укрепления самостоятельности и инициативности ребенка, его критичности к себе, ситуациям, другим людям.

  • «Что упало?»

Наверно, все знают такую шутливую примету: упал нож — придет мужчина, упала ложка – придет женщина. Сейчас мы будем развивать эту область примет. Сделаем это так: бросая мяч, надо будет сказать, что упало, например, монетка, барабан и т.д. То, кто ловит мяч, говорит о том, кто, по его мнению придет, и в случае возникновения вопросов у других, объясняет, почему это происходит. Делать все это нужно как можно быстрее.

В процессе выполнения игры поощряются неожиданные, оригинальные идеи, а также проявления гибкости мышления и нестандартные интерпретации.

Поскольку это занятие – последнее в программе, то по его завершении педагог вместе с детьми подводит общие итоги, дети делятся своими впечатлениями, говорят об успехах своих и товарищей по группе, отмечают то новое, что они подметили в собственном развитии.

Источник