Диагноз ребенка в развитие речи

 Речь — тонкий психологический процесс,
который формируется в первые годы жизни. Процесс становления речи очень
индивидуален и зависит от многих факторов: социальная среда, пол ребенка
(принято считать, что мальчики начинают говорить гораздо позже
девочек), психологический контакт с матерью, физиологическое развитие,
функционирование головного мозга и так далее. Необходимо следить за
формированием речи, провоцировать ребенка на произношение звуков и
слогов, именно в процессе общения с взрослыми формируется потребность в
речевом развитии.

Задержка речевого развития (ЗРР) у ребенка — это отставание от
возрастной нормы речевого развития в возрасте до четырех лет. Дети с
задержкой речевого развития овладевают навыками речи также как и другие
дети, однако возрастные рамки значительно сдвинуты.

Логопеды, дефектологи, психологи и неврологи бьют тревогу по поводу
недоразвития речи, ориентируясь на то, что от нее зависит общее
психологическое развитие ребенка и формирование сферы межличностного
взаимодействия. Также от развития речи зависит и развитие познавательных
процессов у ребенка: память, мышление, воображение, внимание.

Причины возникновения задержки развития речи:

  • Невостребованность речи. Если с ребенком никто не разговаривает
    или наоборот, угадывает все его желания, и говорит с ним, не
    формируя потребность ребенка выражать свои требования и эмоции словами
  • Замедленный темп созревания нервных клеток, отвечающих за речь (чаще всего обусловлено генетически)
  • Заболевания и поражения головного мозга (гипоксия, травмы и
    инфекционные заболевания, перенесенные внутриутробно, в период родов и в
    первый год жизни)
  • Нарушения слуха. Речь формируется на основе услышанного, если у
    ребенка есть проблемы со слухом, то возникают проблемы с
    воспроизведением слов, то есть с речью.

На что необходимо обращать пристальное внимание?

  • Произношение звуков ребенком в первые восемь месяцев жизни (малыши
    произносят различные звуки «а-а-а», «м-м-м»). Если малыш упорно молчит,
    есть повод задуматься и своевременно обратиться к невропатологу.
  • Понимание слов обращение к ребенку в возрасте 10-14 месяцев. Если
    малыш не оборачивается, когда к нему обращаются, и для привлечения
    внимания к себе использует плач.
  • Узнавание предметов на слух. В возрасте 14-18меясцев дети различают
    на слух предметы и могут показать на картинке предметы («Где мишка?»,
    «Где ушки?», «Где кукла?»)
  • Выполнение простейших команд. В возрасте 18-24 месяцев малыш
    способен удовлетворить просьбу взрослого («Возьми мяч и дай его мне»,
    «подними кубик и да его мне»).
  • Произнесение слов и фраз. В возрасте 2-3 лет дети произносят отдельные слова и формируют фразы («мама дай, пойдем гулять»).
  • Произношение звуков и слов. В возрасте 3-4 лет дети могут
    произносить предложения, состоящие из подлежащего, сказуемого и
    дополнения («папа пошел на работу», «я иду гулять»). Особенно необходимо
    обратить внимание, если большинство звуков произносится неправильно и в
    возрасте 4 лет ребенок неспособен формировать предложения.

Диагностика и лечение задержки развития речи

Диагностика задержки развития речи происходит в тот период, когда
речь должна быть уже развита, то есть в три — четыре года, чаще всего
такой диагноз ставится в тот период, когда упущено время для
наверстывания и коррекции этого состояния. Поэтому родителям не стоит
ждать, когда ребенок сам заговорит, внимание к становлению речи надо
уделять уже с самого раннего возраста, особенно если для этого есть ряд
показаний (проблемы внутриутробного развития плода, тяжелое течение родов, неврологические показания).

Диагноз задержка речевого развития (ЗРР) у ребенка ставится только на
основании комплексного заключения врачей специалистов: психолога,
невропатолога, логопеда.

Прежде чем назначать лечение в такой ситуации выясняется причина, по которой произошла задержка развития.

Если проблема психологическая (недостаток внимания взрослых,
отсутствие потребности в разговоре) то лучшим методом исправления
ситуации будет дополнительная стимуляция речи. Родители должны уделять
максимум внимания и вносить эмоциональный аспект в отношения с ребенком.
Также должны проводиться занятия с логопедами и
логопедами-дефектологами.

Если проблема неврологического характера, и задержка развития речи
происходит в результате мозговых дисфункций, лечение назначает
врач-невропатолог. Назначаются лекарственные препараты ноотропного
действия (ноотропил, цинаризин, кортексин, энцефабол и др.), их действие направлено на улучшение кровообращения мозга, на улучшение интегративной функции мозга.

Также задержка речевого развития неврологического характера лечится
методом транскраниальной микрополяризации. Участки головного мозга,
отвечающие за развитие речи, подвергают воздействию постоянного
электрического тока слабой силы (в 10 раз меньше чем при электрофорезе),
это активизирует деятельность этих участков, нормализует развитие речи,
а также нормализует развитие познавательных процессов (памяти и
внимания).

Если у ребенка задержка развития речи вследствие нарушения слуха
(глухота), то ребенка определяют в специализированный детский сад.

Дислалия

Дислалия — нарушение звукопроизношения
при нормальном слухе и сохранной иннервации артикуляционного аппарата.
Практически может быть нарушено (дислалия) или затруднено (паралалия)
произношение любой из фонем родного языка.

Формы дислалии

  • Мономорфная (простая) —
    страдает один звук или несколько звуков из одной группы (С-З-Ц или Ш-Ж-Ч)
  • Полиморфная (сложная) —
    страдает несколько звуков из разных групп (С-Р-К-Ш)
  • Физиологическая
    (возрастная) — нарушение звукопроизношения до 5 лет, обусловленные
    недостаточным развитием органов артикуляции. После 5 лет проходит сама.
    Эта единственная форма дислалии, которая присутствует у всех людей, на
    определенном этапе развития.
  • Функциональная — нарушение
    звукопроизношения при отсутствии отклонений в артикуляционном аппарате и
    функционировании центральной нервной системы, слуховом и периферическом
    артикуляционном аппарате.
  • Органическая
    (механическая) — обусловлена наследственными, врожденными или
    приобретенными анатомическими дефектами периферического артикуляционного
    аппарата.

Причины функциональной дислалии

  • Соматические — физическая
    и неврологическая ослабленность из-за длительных хронических заболеваний
    организма (расстройство пищеварения, частые простудные заболевания)
  • Социальные:
  1. Педагогическая запущенность
    (родители не исправляют недостатки в речи детей и не демонстрируют
    образцов правильного звукопроизношения)
  2. Двуязычие в семье (Когда
    родители разговаривают на разных языках, ребенок вставляет в один язык
    другой. Например французский + русский = горловой звук «Р»)
  3. Образец неправильной речи в
    окружении ребенка (по подражанию)
  • Выбор неправильной артикуляции
  • Недоразвитие фонематического
    слуха. Физический слух может быть сохранен, а фонематический нарушен.
Читайте также:  Значение ппрс для развития ребенка

Причины органической (механической) дислалии

  • Органические — связанные
    со строением органа (языка, десны, зуба и др.)
  • Наследственные —
    передаются из поколения в поколение (редкие зубы, выдвинутая вперед нижняя
    челюсть и др.)
  • Врожденные — дефекты,
    сформировавшиеся в период внутриутробного развития
  • Приобретенные — дефекты,
    возникшие в момент родов или в течение последующей жизни

Проявления

Дислалия
может проявляться в форме:

  • Наиболее частыми являются
    нарушения произношения свистящих и шипящих звуков (сигматизмы) или их
    затрудненное произношение (парасигматизмы). Среди них чисто фонетические
    сигматизмы (межзубный, боковой, губно-зубной, щечный и т. п.) и
    парасигматизмы (призубный, свистящий, шипящий и т. п.).
  • нарушения произношения сонорных
    звуков
    р, рь,
    л, ль, представлены двумя группами имеющими самостоятельные
    терминологические оформления.
  • нарушения произношения сонорных
    звуков
    л,
    ль, — ламбдацизм
    и параламбдацизм.
  • нарушения произношения сонорного
    звука
    «Р»
    (рь) — ротацизм и
    параротацизм. Просторечное «картавость» — нарушения произношения
    звука [r]. Как правило, картавость в большинстве случаев не является врождённым
    дефектом речи. Реализация фонемы /r/ как [R] во многих языках (например, французском, немецком)
    является нормой или вариантом нормы.
  • нарушения произношения
    заднеязычных звуков
    г, гь, к, кь, х, хь — имеют самостоятельное
    название соответственно гаммацизм, каппацизм, хитизм.
  • нарушение звука «й» носит название йотацизм.

Проявления
дислалии также называют дефектами звукопроизношения. Помимо дислалии к
дефектам звукопроизношения относят дизартрию, ринолалию.

Дислалия
сенсорная (сенсорное косноязычие) является следствием нарушений функций
слухового аппарата.

К возрастным
особенностям развития относится неправильное произношение некоторых звуков до
периода замены молочных зубов на постоянные — молочное косноязычие.

Дизартрия (из др.-греч. δυσ- — приставка, означающая затруднённость, расстройство + ἀρθρόω
— «сочленяю, соединяю») — нарушение произношения вследствие
недостаточной иннервации речевого аппарата, возникающее в результате
поражений заднелобных и подкорковых отделов мозга. При дизартрии в
отличие от афазии
ограничена подвижность органов речи (мягкого нёба, языка, губ), из-за
чего затруднена артикуляция. У взрослых дизартрия не сопровождается
распадом речевой системы: нарушения восприятия речи на слух, чтения,
письма. В детском же возрасте дизартрия нередко приводит к нарушению
произнесения слов и, как следствие, к нарушению чтения и письма, а
иногда к общему недоразвитию речи. Недостатки речи при дизартрии могут
быть исправлены с помощью логопедических занятий.

 Проявления

Нарушение звукопроизношения и речи легко распознаются, поскольку речь
смазанная, глухая, часто с носовым оттенком. Образный «диагностический
симптом» дизартрии: «Говорит, как с кашей во рту». В свою очередь
дизартрия является одним из признаков бульбарного или псевдобульбарного
паралича.

Формы дизартрий

 Формы дизартрии зависят от места поражения. Различают несколько форм дизартрии:

  • бульбарная (d. bulbaris от гр. — луковица, форму которой напоминает продолговатый мозг) обусловлена периферическим парезом или параличом мышц, принимающих участие в артикуляции, вследствие поражения языкоглоточного, блуждающего и подъязычного нервов и их ядер. Часто сочетается с расстройствами глотания. Является одним из симптомов бульбарного синдрома;
  • корковая (d. corticalis) обусловлена поражением отделов коры
    головного мозга, связанных с функцией мышц, принимающих участие в
    артикуляции; отличается расстройством произнесения слогов при сохранении
    правильной структуры слова;
  • мозжечковая (d. cerebellaris) обусловлена поражением мозжечка
    или его проводящих путей; характеризуется растянутой, скандированной
    речью с нарушением модуляции и меняющейся громкостью;
  • экстрапирамидная (гиперкинетическая, подкорковая) (d.
    extrapyramidalis) — дизартрия, возникающая при поражении подкорковых
    узлов и их нервных связей. Речь смазанная, невнятная с носовым оттенком,
    резко нарушена просодика, интонационно-мелодическая структура речи, её
    темп;
  • паркинсоническая (d. parkinsonika) — вид экстрапирамидной
    дизартрии, наблюдаемой при паркинсонизме, характеризующийся замедленной
    невыразительной речью, нарушениями модуляции голоса. Требует лечения
    основного заболевания;
  • псевдобульбарная (d. pseudobulbaris от др.-греч. ψευδής —
    ложный + бульбарный) обусловленна центральным параличом мышц,
    иннервируемых языкоглоточным, блуждающим и подъязычным нервами,
    вследствие двустороннего поражения двигательных корково-ядерных путей;
    проявляется монотонностью речи. Является одним из симптомов псевдобульбарного синдрома;
  • экстрапирамидная (d. extrapyramidalis) обусловлена поражением стриопаллидарной системы;
  • стёртая форма — нарушение произношения свистящих и шипящих
    звуков по типу бокового сигматизма, впервые выделена чешским врачом
    М.Зееманом; часто бывает единственным симптомом, свидетельствующим о
    наличии у ребенка недиагностированной. См. Дислалия;
  • холодовая — симптом при миастении
    и миастеническом синдроме, проявляющийся в затруднениях артикуляции при
    понижении температуры в помещении и говорении на холоде. Требует
    лечения основного заболевания. Часто служит единственным симптомом,
    свидетельствующим о скрытой или недиагностированной врожденной миопатии.

Диагноз

Диагноз дизартрии выставляется врачом с учётом заключения логопеда.
Логопед, в свою очередь, исследует не только особенности и
характеристики нарушения звукопроизношения, но и всех других сторон речи
и отражает состояние речи в речевой карте. Немаловажная роль отводится
исследованию общего интеллектуального развития ребенка, проводимого практическим психологом).

Лечение и коррекция

При дизартрии требуется комплексное лечебно-педагогическое
воздействие. Логопедическая коррекция производится в сочетании с
медикаментозным лечением и ЛФК. Особое значение приобретает
использование при коррекции произносительной стороны речи логопедических
инструментов. В детской логопедической практике важная роль отводится
общему развитию всех сторон речи: словаря, грамматического строя,
фонематического слуха, поскольку дети, страдающие дизартрией, испытывают
в школьные годы трудности в усвоении письменной речи. Наиболее
целесообразно обучение таких детей в дошкольном периоде в логопедических
группах детского сада, в школьные годы — в специальных речевых школах.

Читайте также:  Речь взрослых для развития речи ребенка

Прогноз

Прогноз неопределённый. Целью работы логопеда является достижение понятной окружающим речи.

Источник

Задержка речевого развития диагностируется в среднем у 40% детей в возрасте от 4 до 6 лет. Надо ли родителям бить тревогу, если ребенок не способен с пелёнок вести полноценный диалог?

Содержание статьи:

  • Речевая среда;
  • Внутренние факторы;
  • Ранняя диагностика;
  • Полезные упражнения;
  • Развитие головного мозга;
  • Развитие фонематического слуха;
  • Структура слова и моторика;
  • Словарный запас;
  • Связная речь;
  • Развитие артикуляции.

Речевая среда

Логопедические занятия, игры — всего лишь часть коррекционного процесса. Куда важнее постоянно общаться с малышом, озвучивать свои действия и при этом следить за правильностью речи. Не будет адекватной речевой среды — не будет и результата.

Сразу обозначим: речь не является врожденной способностью человека. У новорожденного её нет, зато есть потребность в заботе взрослых и, как следствие, потребность в общении. Речь — это лишь способ её удовлетворить. Уже с двух месяцев малыш начинает упражняться в произнесении гласных, привлекая к себе внимание взрослых, сообщая о своих ощущениях и эмоциях. Если родители игнорируют эти призывы, речевая активность снижается, развитие замедляется. Навыки речи формируются, но в более поздние сроки, что негативно сказывается на общем психологическом развитии малыша. Он не может полноценно общаться, познавать мир, учиться, его отвергают другие дети. Хуже всего, что из-за отставания в речи замедляется и умственное развитие, иногда этот процесс необратим.

Диагноз «задержка речевого развития» обычно ставится детям в возрасте трёх лет в случае, если отсутствует фразовая речь, однако распознать отставание можно и в первые два года жизни.

Ребёнок может молчать по многим причинам. Бывает, что у него просто-напросто нет необходимости говорить. Так случается, если родители исполняют желания малыша ещё до того, как он их озвучит, или задают ему вопросы и сами на них отвечают. Но чаще всего дело в неблагоприятном домашнем климате: взрослые редко разговаривают с маленьким человеком (ведь он «всё равно ничего не понимает»), не озвучивают свои действия. Или говорят, но у них самих скудный словарный запас, а в речи преобладают короткие фразы, много грамматических и речевых ошибок.

Внутренние факторы

Существуют и внутренние факторы. Ключевой — замедленный темп созревания нервных клеток в речевых зонах головного мозга, обусловленный патологией беременности, родов, заболеваниями малыша на первом году жизни. Повлиять на формирование речи могут и черепно-мозговые травмы или оставленные без внимания частые падения. Нередко причина кроется в сниженном слухе, о чём родители узнают, только занявшись проблемами с речью.

В ряде случаев малыш не говорит в силу действия генетического фактора (в таких семьях отставание наблюдается практически во всех поколениях) или же общей задержки развития.

Процесс развития речи начинается с первых дней жизни и продолжается несколько лет:

  • В 1,5 месяца ребенок начинает прислушиваться к голосам и радоваться, когда слышит знакомые, постепенно осваивает гласные. Приблизительно в полгода уже вовсю лепечет. Параллельно малыш накапливает пассивный словарный запас, в возрасте до года он способен понимать от 50 до 100 слов.
  • В год-полтора малыш учится понимать речь окружающих, говорит первые слова. Он начинает осознавать, что комбинации звуков обозначают определённые предметы и что с помощью слова можно достичь своей цели.
  • В период с двух до шести лет речь становится всё более совершенной и похожей на речь взрослых.
  • В два-три года она приобретает связный характер, появляются простые фразы, которые постепенно усложняются. Поначалу ребёнок допускает грамматические ошибки, искажает звуки, но со временем ситуация выравнивается.
  • В норме к пяти годам человек пользуется всеми формами предложений, его речь полностью понятна всем взрослым, а не только близкому окружению.
  • К шести он уже может самостоятельно пересказывать тексты и описывать события. Словарный запас составляет не менее 2000 слов.

Задержка речевого развития

Ранняя диагностика

Чем раньше будет диагностирована задержка речевого развития, тем эффективнее будет лечение. Существуют признаки, позволяющие заподозрить неладное на начальных этапах. О посещении специалиста следует задуматься, если ребёнок:

  • Старше 3 месяцев. Не оживляется, услышав речь взрослого, не проявляет эмоциональную реакцию на голос;
  • Старше 8 месяцев. Не лепечет;
  • Старше 1,5 года. Не произносит простых слов вроде «мама» или «дай», не может показать предметы на картинке в ответ на вопрос родителей;
  • Старше 2 лет. Обладает словарным запасом всего в несколько слов и не пополняет его, а также не способен выполнять инструкции взрослых («Подними куклу и дай ее мне»);
  • Старше 2,5 лет. Не составляет фразы из двух слов;
  • Старше 3 лет. Говорит так, что понять его могут только самые близкие люди.

Как только появились сомнения, развивается ли речь правильно, нужно обратиться к врачу. Лучше убедиться, что причин для беспокойства нет, чем опоздать с помощью.

Провести первичное обследование могут детский невролог, психиатр или логопед, но, как правило, одной консультации недостаточно — придётся посетить всех трёх специалистов. Перед тем как поставить диагноз и назначить лечение, они должны выяснить причину задержки. Будьте готовы к обстоятельной беседе о том, как протекала беременность и роды, как развивался малыш в первые месяцы.

Только после разговора с родителями начнётся диагностика: с ребенком проведут несколько тестов, чтобы установить соответствие речевого развития возрастным нормативам. Сначала проверят навыки понимания малыша, а уж затем — говорения. Это и звукопроизношение, и объём словарного запаса, и умение грамматически оформлять речь. Список разнится в зависимости от возраста ребенка. Так, у детей старшего дошкольного возраста будут оценивать еще и содержательность и связность речи, способность вести диалог, пересказывать услышанное.

Читайте также:  Календарь развития пять месяцев ребенку

Если основная причина задержки неврологическая и виной всему мозговые дисфункции, упор будет сделан на медикаментозное лечение и процедуры. Малышу назначат лекарственные препараты для улучшения работы.

Задержка речевого развития: Полезные упражнения

Даже если ваш ребёнок еще слишком мал, чтобы произнести своё первое слово, имеет смысл выполнить с ним несколько простых игровых заданий.

Развитие головного мозга

На консультации со специалистами вам порекомендуют пройти курс транскраниальной микрополяризации, чтобы активизировать деятельность речевых мозговых зон. Если же дело в недостатке общения со взрослыми, родителям придётся в первую очередь поработать над собой и пересмотреть свои подходы к воспитанию малыша. И в том и в другом случае ребенок должен посещать занятия с логопедом. Специалист поможет развить не только речь, но и внимание, память, мышление, воображение. Без этого задержка речевого развития так и может остаться, ведь преодолеть в подобных условиях будет крайне сложно. В ход идут артикуляционные гимнастики и всевозможные упражнения на развитие мелкой моторики. В коре головного мозга отделы, отвечающие за развитие артикуляционной и мелкой моторики, находятся близко друг к другу и функционально взаимосвязаны. Стимуляция одного приводит к активизации другого.

Заниматься с ребенком должны не только специалисты, но и родители. Даже если речь малыша развивается нормативно, нелишним будет регулярно делать с ним упражнения на развитие мелкой моторики, артикуляционную гимнастику. Подсмотрите у логопеда приёмы и регулярно тренируйтесь с малышом дома для закрепления результата. Занятия не должны быть продолжительными, чтобы малыш не переутомлялся.

Развитие фонематического слуха

Фонематический слух отвечает за восприятие звука человеческой речи. Если он не развит, дети нередко путают звуки, например «т» и «д», искажённо их произносят. В конечном результате писать и читать они будут тоже с ошибками.

В ходе игры малыш должен назвать как можно больше слов, которые начинаются на тот или иной звук, заканчиваются на него.

Структура слова и моторика

«Отхлопывание». Бывает, что малыш охотно говорит, оперирует целыми фразами, но при этом пропускает или переставляет слоги в словах. Вместо «остановка» у него получается «основка» или даже «оснотавка».

Для развития мелкой моторики играйте с ним в кубики, конструктор, собирайте мозаику и лепите из пластилина. Пусть малыш перед прогулкой самостоятельно застегивает пуговицы и завязывает шнурки.

Вспомните старые добрые пальчиковые игры («Сорока-белобока», «Ладушки») — они стимулируют разные точки и нервные окончания на ручках. Эффективен пальчиковый массаж, его можно делать с самого рождения. Не забывайте про считалочки и подвижные игры, в которых водящий или участники должны произносить стихотворный текст. Это развивает у детей умение ориентироваться в пространстве, изменять темп движений, ритмично двигаться, работать с интонацией голоса и правильно ставить ударения. Правила любой игры, задания, инструкции формулируйте как можно чётче, повторяя по несколько раз. Суть упражнения в том, чтобы проговаривать слова по слогам, при этом хлопая в ладони на каждом слоге. Сначала отхлопываются простые слова, состоящие из двух слогов, затем из трех и более.

Словарный запас

«Назови как можно больше слов, обозначающих…».

Направлено на пополнение активного словаря ребенка и расширение его кругозора.

Малышу дается задание подобрать слова, обозначающие мебель, овощи, деревья, цветы, игрушки, профессии. Есть и другой вариант упражнения: мама перечисляет три предмета, а ребенок отвечает, как их можно назвать одним словом.

Связная речь

«Кто что делает?».

Развивает способности к рассказу и связную речь. Задача малыша — соотнести предмет и его действие.

«Я назову слово, а ты расскажешь, что этот предмет может делать. Снег — падает, а гром -…».

«Игра в описания».

Формирует речевые навыки и наблюдательность.

Сначала мама берёт в руки предмет и описывает: «Яблоко — зелёное, хрустящее, вкусное». Затем передает малышу, и он описывает предмет своими словами.

Видео «Школа Доктора Комаровского: Почему ребенок не говорит?»:

Развитие артикуляции

С детьми, у которых нарушено звукопроизношение, необходимо делать артикуляционную гимнастику. Выполнять упражнения нужно не менее трех раз в день по 10 раз каждое.

«Улыбка-трубочка». Малыш попеременно улыбается и вытягивает губы в трубочку. Следите за тем, чтобы нижняя челюсть оставалась неподвижной.

«Лопата-иголочка». Исходное положение: губы в улыбке, зубы разомкнуты, резцы обнажены. Ребёнок должен положить расслабленный (как «лопата») плоский язык на нижнюю губу. Затем, не закрывая рта, как можно дальше высунуть язык, напрячь его и вытянуть в «иголочку». Лучше, если мама покажет ему пример.

«Часики». Начальное положение -как в предыдущем упражнении. Малыш высовывает язык и попеременно дотрагивается то до правого, то до левого уголка рта (имитируя маятник). Важно, чтобы челюсть не двигалась. Для наглядности можно предварительно показать картинку, на которой изображены часы с маятником.

«Открытое окно». Сначала ребёнок держит губы сомкнутыми, затем открывает рот таким образом, как будто собирается произнести очень чёткий гласный звук «о».

Желаю вам, чтобы задержка речевого развития у малыша (если таковая имеет место быть) осталась в прошлом. Будьте здоровы и счастливы!

Хотите что-то сказать? Пишите в комментарии в конце заметки. А еще буду признателен за ваш лайк и подписку. Давайте дружить! 🙂

Источник