Индивидуальные программы развития ребенка в семье

Галина Кущенко
Методические средства по созданию и реализации индивидуальных программ развития ребенка

Одним из условий эффективности обучения детей дошкольного возраста и их интеграции в общеобразовательную среду является учет особых образовательных потребностей каждого ребенка, который может быть осуществлен лишь при индивидуально-дифференцированном обучении.

В практике процесс обучения и воспитания в основном ориентируется на средний уровень развития ребенка, поэтому не каждый воспитанник может в полной мере реализовать свои потенциальные возможности. А тем более ребенок, имеющий определенные трудности в обучении, общении и т. п. Это ставит перед педагогом образовательного учреждения задачу по созданию оптимальных условий для реализации потенциальных возможностей каждого воспитанника. Педагоги МБДОУ «Д/с № 3 «Сказка» одним из решений в данной ситуации составили и реализуют индивидуальный образовательный маршрута (далее – ИОМ). Индивидуализация обучения, воспитания и коррекции направлена, прежде всего, на преодоление несоответствия между уровнем который задает образовательная программа данной ступени, и реальными возможностями каждого воспитанника исходя из его особенностей.

На детей, требующих особого внимания специалистов и воспитателей составляем индивидуальные коррекционно- развивающие планы и программы работы, в тех направлениях, где ребёнок испытывает трудности.

Совместные комплексные коррекционно-развивающие занятия специалистов проводятся с детьми всех возрастов:

1. с 1 года до 5 лет – один раз в неделю;

2. с 5 лет до 7 лет – один раз в месяц (по итогам индивидуальных или подгрупповых занятий специалистов).

Занятия проводятся несколькими специалистами сразу, что позволяет добиваться более высоких результатов, осуществлять индивидуальный подход.

Создаётся группа от 3 до 5 детей, нуждающихся в комплексной помощи всех специалистов. Динамика развития ребёнка наблюдается в течение всего учебного года специалистами и воспитателями, анализируется на заседаниях ПМПк.

Профилактические мероприятия включают в себя проведение тренингов с детьми старшего возраста:

1.«Сказкотерапия». Цель: развитие познавательной, эмоционально-волевой и коммуникативной сфер; развитие сенсомоторных и творческих способностей детей. Основная задача – развитие познавательных процессов: произвольного внимания, способности к запоминанию, установление причинно-следственных связей, способностей к рассмотрению одного явления с нескольких сторон, исследование объектов окружающего мира; знакомство с чувствами, осознание их назначения, важность чувства меры; формирование позитивных коммуникативных моделей, переживание опыта коллективного решения проблем и преодоление трудностей, опыт совместного творчества; развитие творческих возможностей личности с использованием различных видов деятельности.

1 «Учим общению».

Цель: развитие коммуникативных способностей детей. Воспитание доброжелательного и дружеского отношения к окружающим.

Задачи: помочь ребёнку научиться принимать себя, свои достоинства, видеть свою индивидуальность, а также принимать других, осознавая уникальность каждого. Развивать навыки совместной деятельности, умение договариваться. Развивать неречевые средства общения, закреплять эмоциональные состояния. Учить находить выход из ситуации.

Данные занятия-тренинги проводит педагог-психолог во второй половине дня один раз в неделю.

Работа с одарёнными детьми или с детьми с опережением в развитии строится по следующей схеме:

• выявление таких детей;

• обсуждение на ПМПк;

• собеседование с родителями, при необходимости рекомендации по посещению учреждений дополнительного образования (музыкальная, художественная школы, СДЮШ и др.);

• составление индивидуального плана работы с одарённым или опережающим развитие ребёнком по тому направлению, в котором выявлены способности ребёнка. Работа по плану. Занятия в кружках ДОУ.

Данная работа проводится воспитателями и специалистами ДОУ не один год и помогает развить способности воспитанников.

Совместная работа специалистов ДОУ строится по перспективному плану работы, который включает в себя работу с детьми, с педагогическим коллективом и родителями.

Для правильного построения работы с детьми, имеющими особенности в развитии, огромную роль играет подготовка педагогического коллектива. В этой работе большое внимание уделяется просвещению и консультированию по интересующим вопросам и проблемам, возникающим в процессе деятельности воспитателей. Тематика консультаций отражается в годовом плане учреждения и составляется с учётом интересов воспитателей, актуальных проблем и годовых задач ДОУ.

Для своевременного выявления проблем, возникающих в процессе деятельности, вопросов, интересующих воспитателей, психолого-педагогическая служба ДОУ регулярно проводит анкетирование. Оно может являться:

— одним из этапов подготовки к педсовету;

— завершающим этапом семинара-практикума и т. д.

Анкета для воспитателей

Цель: выявить трудности в работе воспитателей и организовать методическую работу так, чтобы помочь в решении проблемных ситуаций.

1. В чём заключаются ваши трудности?

а) в общении с детьми;

б) в общении с родителями;

в) в общении с коллегами;

г) в организации педагогического процесса;

д) другое…;

2. В планировании какого раздела работы с детьми вы затрудняетесь?

3. По какой причине возникают затруднения в планирование?

а) из-за недостатка литературы по этому вопросу?

б) из-за недостатка имеющихся базовых знаний?

— по педагогике;

— по психологии;

— по другим наукам (указать каким) (раздел).

4. Каких пособий для эффективной работы с детьми Вам не хватает?

Укажите, какие именно пособия хотели бы Вы иметь?

5. Консультации по каким вопросам и темам хотели бы получить?

Работа с детьми, имеющими особенности в развитии, психолого-педагогической службой ДОУ строится с учётом личностных особенностей ребёнка и родителей, стиля семейного воспитания, а также личности педагога, это позволяет добиваться положительной динамики.

Психолого-педагогическая служба ДОУ осуществляет профилактическую, реабилитационную, коррекционно-развивающую, реабилитационную работу необходимую для полноценного развития детей с участием всех специалистов дошкольного учреждения и семье. Невозможно представить, что у педагога будет время заниматься развитием внимания, памяти, речи, координации слуха, чувства ритма по отдельности. На занятиях с детьми любого возраста используются те упражнения, где в комплексе содержится материал для развития способностей детей.

Разработанные конспекты совместных занятий специалистов ДОУ содержат элементы музыкально-ритмических упражнений, специально подобранные вокально-артикуляционные и дыхательные упражнения, способствующие коррекции движений, развитию дыхания и речи. При построении занятий соблюдаются основные требования:

— последовательность;

— повторяемость;

— доступность;

создание единых игровых ситуаций.

Содержание совместных коррекционно-развивающих занятий изменяется по мере поэтапного усложнения материала. Музыкальный материал используется как организующий момент. Он лежит в основе метода эмоциональной насыщенности.

Темп, ритм и высота музыки используется для упорядочения характера и темпа движений ребенка. Это очень важно для детей, имеющих особенности в развитии, т. к. они часто совершают характерные беспорядочные движения, испытывают беспокойство.

Обязательным направлением нашего сопровождения является работа с родителями. Первое знакомство с родителями происходит еще до поступления ребенка в детский сад на собрании «Клуба молодой семьи», где даются характеристики возрастных способностей детей, рекомендации по созданию домашней детской фонотеки, приобретению музыкальных игр, лото, звучащих игрушек и самодельных музыкальных инструментов.

В дальнейшем родители привлекаются к совместной работе, участвуют в музыкальных занятиях и праздничных развлечениях. С ними проводятся индивидуальные консультации и анкетирование. Родителям одаренных детей советуем посещать вокальные или танцевальные студии, музыкальную школу.

Практика совместной работы специалистов, воспитателей и родителей ДОУ доказала, что она имеет несколько положительных сторон:

позволяет грамотно применять нужные технологии, что повышает эффективность коррекционно-развивающей и индивидуальной работы;

повышается заинтересованность родителей, они становятся компетентны в эстетическом воспитании ребенка;

приближает результаты детей к возрастным показателям развития;

такая работа благотворно сказывается на развитии музыкальных способностей детей.

Индивидуальная коррекционно- развивающая программа, составленная педагогами ДОУ содержит задачи, решение которых доступно ребенку в ближайшее время, а также указание на методы и приемы, которые позволят ему добиться успеха.

Содержание каждой программы является предметом обсуждения специалистов ПМПк ДОУ, и воспитателей группы. При этом решаем следующие вопросы: какие задачи программы будут реализованы на занятиях логопеда, психолога, а какие во время НОД с воспитателями группы, как будут осуществляться закрепление и перенос усвоенных умений в иную ситуацию.

Составление индивидуальной программы развития ребенка – процесс всегда творческий, довольно сложный, но, уже начиная разрабатывать программу, мы открываем перед ребенком новые возможности его развития.

Индивидуальная программа развития ребенка

На 200_ – 200_ учебный год

Фамилия, имя ребенка___

Дата рождения___ дата заполнения

ИПР (название)_или направление развития ___

Состояние здоровья___

___

Выписка из заключения ПМПК ___

Организационно-педагогические условия реализации ИПР:

• Образовательная программа ___

• Инновационные методы и средства ___

• Здоровьесберегающие технологии ___

• Формы контроля и учета достижений ребенка ___

Источник

МБОУ «Мишуковская ООШ» Порецкий Район

Чувашская Республика

Программа

индивидуального развития ребёнка

«Ребёнок из неполной семьи»

Разработала: классный руководитель

8 класса,

Март 2012 года

Участник программы

Учащийся 8 класса МБОУ «Мишуковской ООШ» 26.01.1998 года рождения. Живёт в селе Мишуково с отцом — Галочкиным Олегом Валерьевичем. В основном учится на «хорошо» . Желает стать ударником. Умеет выражать свои мысли. Всегда сосредотачивает своё внимание на объяснение учителя, быстро схватывает суть материала у него хорошая память. Здоров.

В начальной школе учился на хорошо и отлично. Семья была полная мальчик отличался способностями по математике, развито умение логически мыслить. После того как в семье начались проблемы, отношение к учёбе у Сергея стало меняться в худшую сторону. В 2007 году мама выехала на заработки в Москву, а дети остались с отцом. Сережа очень тосковал по матери, между родителями разрастался конфликт, который отражался на детях. В 2008 году без документов, в тайне от отца мать, вывезла его в город Москву, где он пробыл учебный год. Обучался в ГОУ СОШ № 000 ЮАО г. Москвы. По его рассказам он часто пропускал занятия, любил кататься в метро.

Летом 2009 года он вернулся в Мишуково к отцу. Ребёнок очень сильно переживал ему хотелось жить с матерью, но не хотел ехать в Москву. В этот момент семья окончательно распалась. Отец подал на развод и их развели без присутствия матери, но родительских прав мать не была лишена.

В 2009 года Галочкин Сергей вновь начал обучаться в 6 классе Мишуковской школы. Сложно начал проходить процесс слияния с классом. С одной стороны учащиеся помнили его с начальной школы, они были рады его возвращению, ведь в течение 5 класса они поддерживали с ним связь переживали о его судьбе, ждали его возвращения, но с другой стороны они часто не понимали его поведение ведь он целый год прожил в городе, изменился, отдалился от них. Изменилось в худшую сторону отношение Сергея к учёбе.

Пояснительная записка

. Каждый человек является неповторимой индивидуальностью, в которой заложены присущие ей, и только ей, те или иные качества. Главнейшей задачей школы является забота о всестороннем развитии каждого школьника, учитывая его индивидуальность. Передо мной как перед классным руководителем встала сложная задача: урегулировать конфликты в коллективе, помочь Серёже влиться второй раз в классный коллектив. Помочь привыкнуть к новому коллективу учителей предметников. Наладить отношения с отцом и свою жизнь вдали от матери.

При всех жизненных трудностях нужно было подтянуться в учебе и определиться с жизненными целями. Мной был разработан индивидуальный план развития учащегося, который явился не только современной эффективной формой оценивания, но и помог решать важные педагогические задачи:

v  выявлять те или иные проблемы в развитии ребенка, в воспитании, и устранить их;

v  поддерживать высокую учебную мотивацию школьников;

v  поощрять их активность и самостоятельность, расширять возможности обучения и самообучения;

v  формировать умение учиться — ставить цели, планировать и организовывать собственную деятельность;

v  содействовать индивидуализации воспитания и образования школьников;

v  формировать коммуникативные, познавательные навыки;

v  защищать права и интересы обучающихся;

v  формировать здоровый образ жизни;

Обоснование

Программа индивидуального развития разработана по следующим причинам:

Ученик оказался в трудной жизненной ситуации. Помочь слиться с коллективом класса и школы. Ученик способен на более высокие показатели в развитии своей личности и в учебе. Способность ребенка ставить приемлемые цели.

Цель программы

Выявить и устранить причины, подавляющие личность ребенка, и устранить их для дальнейшего максимального развития положительных качеств; формировать социально адаптированную личность, которая умеет реализовать свои способности в учебной, а в будущем в профессиональной деятельности. Направить ученика по пути здорового образа жизни, выявить его индивидуальные способности и помочь их развитию.

Задачи

    Выявить причины душевного дискомфорта учащегося для дальнейшего их устранения. Оказать психолого-педагогическую помощь в преодолении конфликта с учениками класса. Создать условия для развития творческих и интеллектуальных способностей ребенка с целью повысить его самооценку, помочь раскрыться внутренне. Помочь ребенку расширить круг интересов. Создать условия для поддержания стабильного здоровья.

Программа рассчитана на 4 года

Данная программа рассчитана на отрезок времени с 6 по 9 класс

Методы работы при реализации программы

Индивидуальные беседы (по принципу диалогизации — позиции взрослого и подростка считаются равноправными). Наблюдение (по принципу последовательности и систематичности). Тестирование (по принципу дифференцированности — учет возрастных особенностей и специфики работы с учащимися.). Психологические тренинги (личностно-ориентированный принцип).

5.  Анкетирование родителей и учащихся (по принципу гуманизации отношений в классном коллективе).

Анализ участия учащегося в мероприятиях (по принципу комплексности (психолог, учителя-предметники, администрация, классный руководитель)). Посещение семьи с целью контроля и оказания психологической помощи.

Этапы реализации программы

1 этапдиагностический (подготовительный)

Диагностика проводится 2 раза в год – сентябрь, май. После каждой диагностики возможна некоторая корректировка индивидуальных траекторий.

Цель данного этапа – углубленное психолого-педагогическое изучение ребенка, выявление его индивидуальных особенностей. На данном этапе ставится следующая задача:

Провести психолого-педагогическое обследование ребенка с целью определения положительной динамики положения ребенка в коллективе и ростом заинтересованности в результатах деятельности. Приоритетные направления:

диагностика познавательной деятельности учащихся / учение (мониторинг успеваемости по годам, Приложение ), способности (наблюдения), внимание (наблюдение)/

исследования эмоционально-личностной сферы / уровень воспитанности (наблюдение), самоанализ (анкета), Приложение /;

— диагностика межличностных отношений /тест «Конфликтная ли я личност»,

анкета «Анализ воспитанности детей в семье» (для родителей)/

диагностика психологического здоровья / наблюдение/;.

2 этап – разработка индивидуальной программы развития учащегося (основной)

Цель: разработка индивидуальной программы развития ребёнка.

Задачи: — способствовать определению целей развития на предстоящий период времени и план их реализации;

— составить индивидуальную программу развития.

На основе диагностических данных классным руководителем выявляются проблемы в развитии, психоэмоциональном состоянии ученика, определяются дальнейшие цели развития с учетом выявленных проблем и разрабатывается план их реализации.

Ребенок из неполной семьи переживающий распад семьи и оставшийся жить с отцом требует особого внимания, ему без психологической помощи очень трудно преодолеть эти свои качества, которые становятся тормозом его нормального развития. При общении с ним надо придерживаться определенных правил:

а)  Не давить ребенка своим авторитетом;

б)  Отмечать успехи, пусть даже незначительные:

в)  Подчеркивать его достоинства перед сверстниками;

г)  Стараться повысить его самооценку, учить его уважать себя;

д)  Хвалить его, делать комплименты, акцентировать внимание на его сильных сторонах;

е)  Не критиковать вслух, где бы ребенок стал объектом насмешек

ж)  Постоянно держать под контролем посещение школы.

з)  Привлекать к делам школы и класса.

и)  Показать преимущества здорового образа жизни.

Система программных мероприятий для реализации программы

№ п/п

Название мероприятий

Формы работы

Класс

1.

Самопознание – осознание своего «Я»

Упражнение «Мы похожи…»;

Упражнение «Кто я?

6

7

2.

«Мои главные достижения»

Упражнение «Мое хобби»;

7

3.

«Доверительная поддержка»

Упражнение «Пообщаемся руками»;

8

4.

«Я — положительный лидер»

Тренинг осознания лидерских качеств;

Групповое самотестирование;

8

9

5.

«Быть успешным – это здорово»

Тест «Насколько вы уверены в себе»;

Упражнение «Помоги другу».

9

8

3 этапкоррекционно-развивающий (заключительный)

Его цель – реализация индивидуальной программы развития ребенка.

Реализация индивидуальной программы развития происходит прежде всего через включение ученика во внеклассные и внеурочные мероприятия, через коллективные дела, где он может выступать как инициатор, организатор, исполнитель и созерцатель. Но, учитывая психологические особенности трудного ребенка, чаще всего в коллективных делах он выступает как созерцатель и участник. Поэтому одной из задач этой программы является повышение уровня самооценки ребенка и повышение его статуса, чтобы он попробовал себя и в роли организатора и инициатора. В коллективных делах для таких детей надо создавать ситуацию успеха, чтобы помочь им самоутвердиться. На основе диагностических данных (с помощью классного руководителя и родителей) определяются те мероприятия и занятия, которые способствуют достижению поставленных ранее целей на предстоящий период времени. Воспитанник становится объектом деятельности, посредством которой осуществляется его самореализация.

Текущие результаты.

Процесс слияния с классным коллективом шёл медленно и трудно. Целых полгода возникали мелкие конфликты и недопонимание. Особенно часто возникали проблемы в отношениях Сергея с новыми учениками класса, которые поступили учиться в нашу школу в 5 класс из деревни Малое Кузьмино Ардатовкого района Мордовской Республики. К концу 6 класса проблемы в отношениях с одноклассниками были улажены. Это хорошо было видно во время летнего похода с классом на природу. Сергей вместе со всеми резвился, а с ребятами из д. Малое Кузьмино купался в озере, ловил рыбу, жарил шашлык как будто он всегда был с ними и был им другом. В течение 6 класса он привык к новому коллективу учителей. Сложно складывались отношения с отцом. Когда отец пытался требовать лучше учиться, он заявлял, что уедет в Москву к матери., но и эта проблема вскоре уладилась.

В 7 классе ситуация стала ещё лучше. Во-первых, Сергей окончательно решил, что он останется жить с отцом. Во-вторых, отношения в классе наладились и он стал активно участвовать во всех классных и школьных делах. Не проходило ни одного праздника без его участия. У него стал проявляться талант артиста. Он хорошо танцует, выступает в инсценировках, на сцене ведёт себя естественно, без комплексов.

В 8 классе продолжилась положительная динамика как в общественной жизни, так и в учёбе. В составе школьной команды Сергей стал участвовать в районных соревнованиях, и команда в состав которой входил Сергей Галочкин заняла 3 место в районных соревнования по шашкам, а затем и 3 место в соревнованиях по шахматам. В году он стал серьёзнее относится к таким предметам как физика, алгебра и геометрия. В этом году он представлял Мишуковскую школу на районной олимпиаде по физике. О занимается дополнительно по физике с учителе А недавно он мне сообщил, что у него появилась цель и он после окончания 9 класса решил продолжить учёбу в техникуме по специальности программиста.

Ожидаемые результаты по реализации Программы

Реализация Программы позволит:

Сформировать жизненную позицию подростка, помочь преодолеть излишнюю конфликтность, застенчивость, неуверенность, повысить самооценку учащегося и помочь ему органично вписаться в коллектив сверстников. Научить понимать жизнь такой, какая она есть, относиться к ней позитивно и уметь делать выбор. Воспитать законопослушного гражданина, обладающего правовой грамотностью.

Список литературы

1  . Справочник социального педагога. 5-11 классы. 2007 год.

2  Внеклассные мероприятия 9 класс Черных.-М.: 2009

3  Материалы из интернета.

4  Соловьева диагностика. Чебоксары. 2003 год.

Приложение

Анкета для учащихся «Самоанализ».

Ответь честно, что в тебе за этот год «выросло»( и тогда поставь рядом с представленным качеством знак «+»), а что стало хуже (поставь «-»);

Качества

1. Физическая сила и выносливость

2. Умственная работоспособность

3. Сила воли

4. Выдержка, терпение

5. Память

6. Объем знаний

7. Внимание

7. Умение планировать работу

8. Умение беречь время

9. Чуткость и отзывчивость к людям

10. Умение вести себя в обществе

Источник