Индивидуальные особенности психического развития ребенка

Индивидуальные особенности психического развития ребенка thumbnail

Темппсихическогоразвития.
В
психическом
развитии
детей
наблюдаются
существенные
индивидуальные
различия.
Эти
разли­чия
касаются
прежде
всего
темпапсихического
развития.
Хотя
у
детей,
воспитывающихся
в
условиях
одной
и
той
же
культуры,
и
имеются
известные
средние
сроки
возникновения
возрастных
кризисов
развития,
перехода
с
одного
этапа
развития
на
другой,
что
именно
средниесроки.
У
отдельных
детей
они
могу
наступать
И
значительно
раньше
и
значительно
позднее.
Еще
большие
различия
наблюдаются
в
темпах
овладения
отдельными
видами
деятельности,
развития
психических
процессов
и
качеств.
Иной
ребенок
в
четыре
года
еще
рисует
непонятные
«каляки»,
а
другой
изображает
человечка,
стоящего
около
домика.
Один
обнаружива­ет
неустойчивость
внимания,
отвлекаемость,
а
другой
уже
может
часами
заниматься
любимым
делом.

Индивидуально-психологические
качества.
Наряду
с
различия­ми
в
темпе
развития
у
детей
обнаруживаются
и
увеличиваются
С
возрастом
различиявиндивидуальнопсихологическихкаче­ствах:
интересах,
чертах
характера,
способностях.
Есть
дети
любознательные,
умственно
активные,
задающие
бесчисленное
количество
разнообразных
вопросов,
а
есть
пассивные,
мало
чем
интересующиеся.
Капризные,
раздражительные
дети
резко
контра­стируют
со
спокойными,
доброжелательными.
У
некоторых
дошкольников
проявляются
музыкальные
способности
(слух,
чувство
ритма),
у
других

математические:
в
пять-шесть
лет
они
уже
решают
довольно
сложные
арифметические
задачи,
И
т.
п.

Дети,
бесспорно,
различаются
между
собой
по
природным
особенностям.
Так,
даже
безусловные
рефлексы
выражены
у
ново­рожденных
в
разной
степени.
У
разных
младенцев
с
разной
скоростью
образуются
условные
рефлексы.
Есть
младенцы,
V
которых
ярко
выступает
преобладание
ориентировочных
реакций
назрительные
раздражители,
другие
более
активно
реагируют
на
прикосновение
к
коже.
Некоторые
природные
особенности
опреде­ляются,
по-видимому,
наследственностью,
другие
возникают
В
результате
тех
или
иных
условий
развития
во
внутриутробном
периоде.

Хорошо
известно,
что
различного
рода
дефекты
мозга

наследственные
заболевания,
недоразвитие,
травмы
во
время
родов

ведут
к
задержке
психического
развития,
а
в
особо
тяжелых
случаях
делают
его
вообще
невозможным.
Исходя
из
•того,
иногда
предполагают,
что
случаи
особенно
быстрого
или
особенно
яркого
психического
развития,
проявление
необычных
способностей
тоже
связаны
с
какими-то
врожденными
особенно­стями
мозга.
Ученые
затратили
немало
усилий
на
то,
чтобы
выяснить,
могут
ли
индивидуально-психологические
качества,
и
прежде
всего
способности,
передаваться
по
наследству.
С
этой

48

49

целью
изучали
родословные
выдающихся
людей.
Было
установле­но,
что
во
многих
семьях
родители,
дети
и
более
отдаленные
потомки
проявляли
определенные
способности
в
какой-либо
области.
Особенно
известным
примером
такого
рода
является]
семья
знаменитого
композитора
Иоганна
Себастьяна
Баха.

1750 году
на
семейный
праздник
собралось
128 представителей
этой
семьи,
57 из
них
оказались
музыкантами.)
Но
известно
не
меньшее
количество
случаев,
когда
у
выдающихся
людей
не
было
|ни
одного
родственника,
отличающегося
заметными
способностя­ми.
По-видимому,
появление
целых
«династий»
художников,
музыкантов
вполне
объяснимо
семейными
традициями.

Наследственностьисреда.
Чтобы
выяснить
влияние
наследственности
на
индивидуальные
особенности
психического
разви­тия,
изучали
и
близнецов.
Существуют
однояйцовые
и
разнояйцовые
близнецы.
У
однояйцовых
близнецов
все
наследственные
качества
одинаковы,
так
как
они
развиваются
из
одной
зародыше­вой
клетки,
у
разнояйцовых
наследственность
разная.
Изучение.’
близнецов
производят
при
помощи
метода
тестов:
выясняют
степень
внутрипарного
сходства
в
решении
тестовых
задач:
однояйцовыми
и
разнояйцовыми
близнецами.
Как
правило
(хотя
ине
всегда),.это
сходство
у
однояйцовых
близнецов
оказывается!
большим,
чем
у
разнояйцовых,
причем
даже
когда
однояйцовые
близнецы
с
младенчества
воспитывались
в
разных
семьях.
Эти-данные
говорят
о
том,
что
наследственность
влияет
на
индивиду­альные
особенности
психического
развития,
хотя
большее
сходство

в
развитии
однояйцовых
близнецов
по
сравнению
с
разнояйцовыми
может
объясняться
и
другими
причинами.
Такой
причиной
является,
например,
полное
внешнее
сходство
однояйцовых
близнецов,
которое
способствует
одинаковому
отношению
к
ним
со
стороны
окружающих
людей,
а
значит,
и
одинаковым
условиям
воспитания.
А
ведь
положение
среди
взрослых
и
сверстников
чуть
ли
не
самое
важное
в
жизни
растущего
человека.
От
положения
ребенка
в
системе
общественных
отношений
зависят
складываю-
щиеся
привычки,
черты
характера,
интересы
и
умственные
качества.
Сходству
в
психическом
развитии
однояйцовых
близне­цов
способствует
и
равенство
их
физических
сил
и
возможностей.

Гораздо
большее
влияние,
чем
наследственные
особенности,
на
различия
в
психическом
развитии
детей,
формировании
изн
способностей
оказывают
различия
условий
жизни,
воспитания
и
обучения.
Об
этом
убедительно
говорят
результаты
исследова­ния,
также
проводившегося
с
однояцовыми
близнецами,
т.
е.
деть­ми,
имеющими
одинаковую
наследственность.
Было
отобрано
пять!
пар
таких
близнецов
в
возрасте
от
пяти
с
половиной
до
шести
лет.
Они
воспитывались
в
специальном
детском
саду.
Все
дети
б
разделены
на
две
группы
таким
образом,
что
один
близнец
из
каждой
пары
вошел
в
одну
группу,
другой

в
другую.
Групп
жили
в
разных
помещениях,
имели
разные
комнаты
для
изанятий
и
общались
только
на
прогулке.

50

При
обучении
детей
использовали
различные
приемы.
В
одной
группе
проводили
конструктивные
игры,
в
которых
ребенок
должен
был
построить
из
кубиков
сооружение
по
образцу,
сделанному
из
такихже
кубиков.
В
другой
группе
дети
должны
были
строить
из
кубиков
по
образцу,
не
расчлененному
на
составные
части,
т
е.
ребенок
должен
был
каждый
раз
самостоятельно
искать
нужные
способы
конструктивного
решения,
анализировать,
из
какихэлементов
может
быть
составлена
та
или
иная
часть
постройки,
подбирать
и
комбинировать
эти
элементы,
постоянно
сравнивая
достигаемые
результаты
с
образцом.

После
того
как
с
каждой
группой
было
проведено
по
пять

десять
конструктивных
занятий,
всем
детям
были
даны
контроль­ные
задачи.
Они
включали
стройку
по
расчлененным
и
нерасчлененным
образцам,
стройку
по
расчлененным
образцам
при
отсутствиинужных
деталей
(но
которые
могли
быть
заменены
сочетанием
других
деталей),
свободную
постройку
по
замыслу
м
большое
количество
специальных
заданий,
выполнение
которых
требовало
детального
зрительного
анализа
различных
фигур
И
оперирования
в
уме
пространственными
представлениями
(например,
нужно
было
нарисовать
построенный
из
кубиков
домик,
мысленно
перевернув
его).

При
выполнении
всех
контрольных
заданий
группа
детей,
занимавшихся
стройкой
по
целостным
образцам,
обнаружила
поразительные
преимущества.
Любопытно,
что
эти
преимущества
проявились
даже
при
стройке
по
расчлененным
образцам,
г.
е.
в
том
виде
деятельности,
в
котором
другая
группа
все
время
упражнялась.
Дети,
входившие
в
группу,
где
конструктивные
игры
носили
более
творческий
характер,
научились
наглядному
анализу
элементов,
составляющих
постройку,
приобрели
большую
точность
В
восприятии
соотношений
этих
элементов,
их
формы
и
т.
д.
Строй­ка
носила
плановый
характер.
Прежде
чем
строить,
дети
внимательно
рассматривали
образец,
примеривались
к
нему,
/клали
пробные
конструкции
и
только
после
этого
планомерно
решали
задачу.

Таким
образом,
без
особого
преувеличения
можно
сказать,
что
дети
приобрели
известные
способности
к
конструктивной
деятель­ности,
которых
не
оказалось
у
‘их
близнецов,
обучавшихся
по
другому
методу.
Эти
способности
позволили
успешно
решить
ряд
других,
неконструктивных
контрольных
задач,
где
требовалось
расчлененное
восприятие
и
оперирование
пространственными
представлениями.
Способности
проявились
и
в
творческих
зада­чах

при
свободной
стройке
по
замыслу.

Конечно,
не
следует
думать,
что
за
два
с
половиной
месяца
у
пятилетних
детей
удалось
воспитать
конструктивные
способности
которые
останутся
на
всю
жизнь.
Речь
может
идти
только
и
некоторых
зачатках
таких
способностей,
но
и
это
уже
немало.

Способности.
Советская
детская
психология
считает,
что
природные
особенности,
передающиеся
по
наследству,
могут

51

целью
изучали
родословные
выдающихся
людей.
Было
установле­но,
что
во
многих
семьях
родители,
дети
и
более
отдаленные
потомки
проявляли
определенные
способности
в
какой-либо
области.
Особенно
известным
примером
такого
рода
является
семья
знаменитого
композитора
Иоганна
Себастьяна
Баха.

1750 году
на
семейный
праздник
собралось
128 представителей
этой
семьи,
57 из
них
оказались
музыкантами.)
Но
известно
не
меньшее
количество
случаев,
когда
у
выдающихся
людей
не
было
ни
одного
родственника,
отличающегося
заметными
способностя­ми.
По-видимому,
появление
целых
«династий»
художников,
музыкантов
вполне
объяснимо
семейными
традициями.

Наследственностьисреда.
Чтобы
выяснить
влияние
наслед­ственности
на
индивидуальные
особенности
психического
разви-тия,
изучали
и
близнецов.
Существуют
однояйцовые
и
разнояйцо-вые
близнецы.
У
однояйцовых
близнецов
все
наследственные
качества
одинаковы,
так
как
они
развиваются
из
одной
зародыше­вой
клетки,
у
разнояйцовых
наследственность
разная.
Изучение
близнецов
производят
при
помощи
метода
тестов:
выясняют
степень
внутрипарного
сходства
в
решении
тестовых
задач
однояйцовыми
и
разнояйцовыми
близнецами.
Как
правило
(хотя
и
не
всегда),
это
сходство
у
однояйцовых
близнецов
оказывается
большим,
чем
у
разнояйцовых,
причем
даже
когда
однояйцовые
близнецы
с
младенчества
воспитывались
в
разных
семьях.
Эти
данные
говорят
о
том,
что
наследственность
влияет
на
индивиду­альные
особенности
психического
развития,
хотя
большее
сходство
в
развитии
однояйцовых
близнецов
по
сравнению
с
разнояйцовыми
может
объясняться
и
другими
причинами.
Такой
причиной
является,
например,
полное
внешнее
сходство
однояйцовых
близнецов,
которое
способствует
одинаковому
отношению
к
ним
со
стороны
окружающих
людей,
а
значит,
и
одинаковым
условиям
воспитания.
А
ведь
положение
среди
взрослых
и
сверстников
чуть
ли
не
самое
важное
в
жизни
растущего
человека.
От
положения
ребенка
в
системе
общественных
отношений
зависят
складывающиеся
привычки,
черты
характера*
интересы
и
умственные
качества.
Сходству
в
психическом
развитии
однояйцовых
близне-

цов
способствует
и
равенство
их
физических
сил
и
возможностей.

Гораздо
большее
влияние,
чем
наследственные
особенности,
на
различия
в
психическом
развитии
детей,
формировании
их
способностей
оказывают
различия
условий
жизни,
воспитания
и
обучения.
Об
этом
убедительно
говорят
результаты
исследова­ния,
также
проводившегося
с
однояцовыми
близнецами,
т.
е.
деть­ми,
имеющими
одинаковую
наследственность.
Было
отобрано
пять
пар
таких
близнецов
в
возрасте
от
пяти
с
половиной
до
шести
лет.
Они
воспитывались
в
специальном
детском
саду.
Все
дети
были
разделены
на
две
группы
таким
образом,
что
один
близнец
из
каждой
пары
вошел
в
одну
группу,
другой

в
другую.
Группы
, жили
в
разных
помещениях,
имели
разные
комнаты
для
игр

занятий
и
общались
только
на
прогулке.

50

При
обучении
детей
использовали
различные
приемы.
В
одной
группе
проводили
конструктивные
игры,
в
которых
ребенок
должен
был
построить
из
кубиков
сооружение
по
образцу,
сделанному
из
таких
же
кубиков.
В
другой
группе
дети
должны
были
строить
из
кубиков
по
образцу,
не
расчлененному
на
составные
части,
т.
е.
ребенок
должен
был
каждый
раз
самостоятельно
искать
нужные
способы
конструктивного
решения,
анализировать,
из
каких
элементов
может
быть
составлена
та
или
иная
часть
постройки,
подбирать
и
комбинировать
эти
элементы,
постоянно
сравнивая
достигаемые
результаты
с
образцом.

После
того
как
с
каждой
группой
было
проведено
по
пять

десять
конструктивных
занятий,
всем
детям
были
даны
контроль­ные
задачи.
Они
включал
стройку
по
расчлененным
и
нерасчле-иенным
образцам,
стройку
по
расчлененным
образцам
при
отсутствии
нужных
деталей
(но
которые
могли
быть
заменены
сочетанием
других
деталей),
свободную
постройку
по
заЛыслу
и
большое
количество
специальных
заданий,
выполнение
которых
требовало
детального
зрительного
анализа
различных
фигур
и
оперирования
в
уме
пространственными
представлениями
(например,
нужно
было
нарисовать
построенный
из
кубиков
домик,
мысленно
перевернув
его).

При
выполнении
всех
контрольных
заданий
группа
детей,
занимавшихся
стройкой
по
целостным
образцам,
обнаружила
поразительные
преимущества.
Любопытно,
что
эти
преимущества
проявились
даже
при
стройке
по
расчлененным
образцам,
т.
е.
в
том
виде
деятельности,
в
котором
другая
группа
все
время
упражнялась.
Дети,
входившие
в
группу,
где
конструктивные
игры
носили
более
творческий
характер,
научились
наглядному
анализу
элементов,
составляющих
постройку,
приобрели
большую
точность
и
восприятии
соотношений
этих
элементов,
их
формы
и
т.
д.
Строй­ка
носила
плановый
характер.
Прежде
чем
строить,
дети
внимательно
рассматривали
образец,
примеривались
к
нему,
делали
пробные
конструкции
и
только
после
этого
планомерно
решали
задачу.

Таким
образом,
без
особого
преувеличения
можно
сказать,
что
дети
приобрели
известные
способности
к
конструктивной
деятель­ности,
которых
не
оказалось
у
их
близнецов,
обучавшихся
по
другому
методу.
Эти
способности
позволили
успешно
решить
ряд
других,
неконструктивных
контрольных
задач,
где
требовалось
расчлененное
восприятие
и
оперирование
пространственными
представлениями.
Способности
проявились
и
в
творческих
зада­чах

при
свободной
стройке
по
замыслу.

Конечно,
не
следует
думать,
что
за
два
с
половиной
месяца
у
пятилетних
детей
удалось
воспитать
конструктивные
способно­сти,
которые
останутся
на
всю
жизнь.
Речь
может
идти
только
о
некоторых
зачатках
таких
способностей,
но
и
это
уже
немало.

Способности.
Советская
детская
психология
считает,
что
природные
особенности,
передающиеся
по
наследству,
могут

51

служить
задатками
тех
или
иных
способностей,
создавать
предпосылки
для
их
развития.
Способности,
как
и
другие
психиче­ские
качества,
складываются
в
процессе
жизни,
под
влиянием
воспитания
и
обучения.
Кроме
того,
развитие
способностей
зависит
от
внутренней
позиции
самого
ребенка
к
той
или
иной
деятельности.
Интерес
и
трудоспособность
определяют
успех
в
развитии
способностей.

В
зависимости
от
массы
неучитываемых,
часто
случайных
обстоятельств
то,
что
привлекает
внимание
и
оставляет
глубокий
след
в
психике
одного
ребенка,
проходит
просто
незамеченным
для
другого.
Уже
у
младенцев
намечается
избирательностьотношения
к
миру,
к
воздействиям
окружающей
среды,
и
в
зависимости
от
этого
одни
и
те
же
воздействия
приобретают
для
разных
детей
разное
значение.
По
мере
того
как
ребенок
становится
старше,
эта
избирательность
возрастает.
Кроме
того,
не
может
быть
вполне
одинаковым
отношение
окружающих
к
разным
детям,
даже
отношение
родителей
к
близнецам.

Различия
между
детьми
в
области
их
психического
развития
многообразны.
Все
они
возникают
и
развиваются
в
процессе
жизни
и
воспитания.
Но
от
природных
особенностей
могут
зависеть
особенности
формирования
у
ребенка
тех
или
других
психических
качеств
и
в
известной
мере

конечный
результат
этого
формиро­вания.
Для
одних
качеств
(например,
темперамента)
эта
зависимость
более
значительна,
для
других
(черт
характера,
способностей)—менее,
для
третьих
(знаний)—не
существенна.

Учитывать
индивидуально-психологические
особенности
в
про­цессе
воспитания

значит
не
только
приспосабливать
к
ним
воспитательные
воздействия,
добиваясь,
чтобы
каждый
ребенок
достиг
достаточно
высокого
уровня
психического
развития,
но
и
активно
вмешиваться
в
развитие
детей:
поддерживать
намечаю­щиеся
положительные
качества
и
перестраивать
отрицательные.
Вопросыдляповторенияпервогораздела

1
Что
изучает
детская
психология? »

  1. В
    чем
    состоит
    теоретическое
    и
    практическое
    значение
    детской
    психологии!

  2. Какими
    методами
    пользуется
    детская
    психология?

  3. Какие
    виды
    наблюдения
    вы
    знаете?

  4. Какова
    разница
    между
    наблюдением
    и
    экспериментом?

  5. Какова
    суть
    формирующего
    эксперимента?

  6. Какие
    вспомогательные
    методы
    психологии
    вы
    знаете?

  7. Какова
    специфика
    тестов?

  8. Какими
    методами
    изучения
    детей
    может
    пользоваться
    воспитатель?

  1. В
    чем
    состоят
    основные
    условия
    психического
    развития
    ребенка?

  2. Что
    является
    источником
    психического
    развития
    ребенка?

  3. Какова
    роль
    деятельности
    в
    психическом
    развитии
    ребенка?

  4. От
    чего
    зависит
    переход
    к
    новой
    ведущей
    деятельности?

  5. Какова
    роль
    обучения
    в
    психическом
    развитии
    ребенка?

  6. Чем
    обусловлены
    возрастные
    этапы
    психического
    развития?

  7. Почему
    воспитатель
    должен
    иметь
    в
    виду
    индивидуальные
    особенности
    психического
    развития
    детей?

  8. Каково
    содержание
    Декларации
    прав
    ребенка
    и
    как
    реализуются
    эти
    права
    в
    разных
    общественных
    системах?

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ
ОСОБЕННОСТИРАЗВИТИЯ
ВМЛАДЕНЧЕСТВЕ
И
РАННЕМДЕТСТВЕ

Разделвторой

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Источник

Категории:

Темп психического развития.В психическом развитии детей наблюдаются существенные индивидуальные различия. Эти разли­чия касаются прежде всего темпа психического развития. Хотя у детей, воспитывающихся в условиях одной и той же культуры, и имеются известные средние сроки возникновения возрастных кризисов развития, перехода с одного этапа развития на другой, что именно средние сроки. У отдельных детей они могу наступать И значительно раньше и значительно позднее. Еще большие различия наблюдаются в темпах овладения отдельными видами деятельности, развития психических процессов и качеств. Иной ребенок в четыре года еще рисует непонятные «каляки», а другой изображает человечка, стоящего около домика. Один обнаружива­ет неустойчивость внимания, отвлекаемость, а другой уже может часами заниматься любимым делом.

Индивидуально-психологические качества. Наряду с различия­ми в темпе развития у детей обнаруживаются и увеличиваются С возрастом различия в индивидуально-психологических каче­ствах: интересах, чертах характера, способностях. Есть дети любознательные, умственно активные, задающие бесчисленное количество разнообразных вопросов, а есть пассивные, мало чем интересующиеся. Капризные, раздражительные дети резко контра­стируют со спокойными, доброжелательными. У некоторых дошкольников проявляются музыкальные способности (слух, чувство ритма), у других — математические: в пять-шесть лет они уже решают довольно сложные арифметические задачи, И т. п.

Дети, бесспорно, различаются между собой по природным особенностям. Так, даже безусловные рефлексы выражены у ново­рожденных в разной степени. У разных младенцев с разной скоростью образуются условные рефлексы. Есть младенцы, V которых ярко выступает преобладание ориентировочных реакций назрительные раздражители, другие более активно реагируют на прикосновение к коже. Некоторые природные особенности опреде­ляются, по-видимому, наследственностью, другие возникают В результате тех или иных условий развития во внутриутробном периоде.

Хорошо известно, что различного рода дефекты мозга — наследственные заболевания, недоразвитие, травмы во время родов — ведут к задержке психического развития, а в особо тяжелых случаях делают его вообще невозможным. Исходя из •того, иногда предполагают, что случаи особенно быстрого или особенно яркого психического развития, проявление необычных способностей тоже связаны с какими-то врожденными особенно­стями мозга. Ученые затратили немало усилий на то, чтобы выяснить, могут ли индивидуально-психологические качества, и прежде всего способности, передаваться по наследству. С этой

целью изучали родословные выдающихся людей. Было установле­но, что во многих семьях родители, дети и более отдаленные потомки проявляли определенные способности в какой-либо области. Особенно известным примером такого рода является] семья знаменитого композитора Иоганна Себастьяна Баха. (В 1750 году на семейный праздник собралось 128 представителей этой семьи, 57 из них оказались музыкантами.) Но известно не меньшее количество случаев, когда у выдающихся людей не было |ни одного родственника, отличающегося заметными способностя­ми. По-видимому, появление целых «династий» художников, музыкантов вполне объяснимо семейными традициями.

Наследственность и среда.Чтобы выяснить влияние наследственности на индивидуальные особенности психического разви­тия, изучали и близнецов. Существуют однояйцовые и разнояйцовые близнецы. У однояйцовых близнецов все наследственные качества одинаковы, так как они развиваются из одной зародыше­вой клетки, у разнояйцовых наследственность разная. Изучение.’ близнецов производят при помощи метода тестов: выясняют степень внутрипарного сходства в решении тестовых задач: однояйцовыми и разнояйцовыми близнецами. Как правило (хотя ине всегда),.это сходство у однояйцовых близнецов оказывается! большим, чем у разнояйцовых, причем даже когда однояйцовые близнецы с младенчества воспитывались в разных семьях. Эти-данные говорят о том, что наследственность влияет на индивиду­альные особенности психического развития, хотя большее сходство в развитии однояйцовых близнецов по сравнению с разнояйцовыми может объясняться и другими причинами. Такой причиной является, например, полное внешнее сходство однояйцовых близнецов, которое способствует одинаковому отношению к ним со стороны окружающих людей, а значит, и одинаковым условиям воспитания. А ведь положение среди взрослых и сверстников чуть ли не самое важное в жизни растущего человека. От положения ребенка в системе общественных отношений зависят складываю- щиеся привычки, черты характера, интересы и умственные качества. Сходству в психическом развитии однояйцовых близне­цов способствует и равенство их физических сил и возможностей.

Гораздо большее влияние, чем наследственные особенности, на различия в психическом развитии детей, формировании изнспособностей оказывают различия условий жизни, воспитания и обучения. Об этом убедительно говорят результаты исследова­ния, также проводившегося с однояцовыми близнецами, т. е. деть­ми, имеющими одинаковую наследственность. Было отобрано пять! пар таких близнецов в возрасте от пяти с половиной до шести лет. Они воспитывались в специальном детском саду. Все дети б разделены на две группы таким образом, что один близнец из каждой пары вошел в одну группу, другой — в другую. Групп жили в разных помещениях, имели разные комнаты для изанятий и общались только на прогулке.

При обучении детей использовали различные приемы. В одной группе проводили конструктивные игры, в которых ребенок должен был построить из кубиков сооружение по образцу, сделанному из такихже кубиков. В другой группе дети должны были строить из кубиков по образцу, не расчлененному на составные части, т е. ребенок должен был каждый раз самостоятельно искать нужные способы конструктивного решения, анализировать, из какихэлементов может быть составлена та или иная часть постройки, подбирать и комбинировать эти элементы, постоянно сравнивая достигаемые результаты с образцом.

После того как с каждой группой было проведено по пять — десять конструктивных занятий, всем детям были даны контроль­ные задачи. Они включали стройку по расчлененным и нерасчлененным образцам, стройку по расчлененным образцам при отсутствиинужных деталей (но которые могли быть заменены сочетанием других деталей), свободную постройку по замыслу м большое количество специальных заданий, выполнение которых требовало детального зрительного анализа различных фигур И оперирования в уме пространственными представлениями (например, нужно было нарисовать построенный из кубиков домик, мысленно перевернув его).

При выполнении всех контрольных заданий группа детей, занимавшихся стройкой по целостным образцам, обнаружила поразительные преимущества. Любопытно, что эти преимущества проявились даже при стройке по расчлененным образцам, г. е. в том виде деятельности, в котором другая группа все время упражнялась. Дети, входившие в группу, где конструктивные игры носили более творческий характер, научились наглядному анализу элементов, составляющих постройку, приобрели большую точность В восприятии соотношений этих элементов, их формы и т. д. Строй­ка носила плановый характер. Прежде чем строить, дети внимательно рассматривали образец, примеривались к нему, /клали пробные конструкции и только после этого планомерно решали задачу.

Таким образом, без особого преувеличения можно сказать, что дети приобрели известные способности к конструктивной деятель­ности, которых не оказалось у ‘их близнецов, обучавшихся по другому методу. Эти способности позволили успешно решить ряд других, неконструктивных контрольных задач, где требовалось расчлененное восприятие и оперирование пространственными представлениями. Способности проявились и в творческих зада­чах — при свободной стройке по замыслу.

Конечно, не следует думать, что за два с половиной месяца у пятилетних детей удалось воспитать конструктивные способности которые останутся на всю жизнь. Речь может идти только и некоторых зачатках таких способностей, но и это уже немало.

Способности.Советская детская психология считает, что природные особенности, передающиеся по наследству, могут

целью изучали родословные выдающихся людей. Было установле­но, что во многих семьях родители, дети и более отдаленные потомки проявляли определенные способности в какой-либо области. Особенно известным примером такого рода является семья знаменитого композитора Иоганна Себастьяна Баха. (В 1750 году на семейный праздник собралось 128 представителей этой семьи, 57 из них оказались музыкантами.) Но известно не меньшее количество случаев, когда у выдающихся людей не было ни одного родственника, отличающегося заметными способностя­ми. По-видимому, появление целых «династий» художников, музыкантов вполне объяснимо семейными традициями.

Наследственность и среда.Чтобы выяснить влияние наслед­ственности на индивидуальные особенности психического разви-тия, изучали и близнецов. Существуют однояйцовые и разнояйцо-вые близнецы. У однояйцовых близнецов все наследственные качества одинаковы, так как они развиваются из одной зародыше­вой клетки, у разнояйцовых наследственность разная. Изучение близнецов производят при помощи метода тестов: выясняют степень внутрипарного сходства в решении тестовых задач однояйцовыми и разнояйцовыми близнецами. Как правило (хотя и не всегда), это сходство у однояйцовых близнецов оказывается большим, чем у разнояйцовых, причем даже когда однояйцовые близнецы с младенчества воспитывались в разных семьях. Эти данные говорят о том, что наследственность влияет на индивиду­альные особенности психического развития, хотя большее сходство в развитии однояйцовых близнецов по сравнению с разнояйцовыми может объясняться и другими причинами. Такой причиной является, например, полное внешнее сходство однояйцовых близнецов, которое способствует одинаковому отношению к ним со стороны окружающих людей, а значит, и одинаковым условиям воспитания. А ведь положение среди взрослых и сверстников чуть ли не самое важное в жизни растущего человека. От положения ребенка в системе общественных отношений зависят складывающиеся привычки, черты характера* интересы и умственные качества. Сходству в психическом развитии однояйцовых близне- цов способствует и равенство их физических сил и возможностей.

Гораздо большее влияние, чем наследственные особенности, на различия в психическом развитии детей, формировании их способностей оказывают различия условий жизни, воспитания и обучения. Об этом убедительно говорят результаты исследова­ния, также проводившегося с однояцовыми близнецами, т. е. деть­ми, имеющими одинаковую наследственность. Было отобрано пять пар таких близнецов в возрасте от пяти с половиной до шести лет. Они воспитывались в специальном детском саду. Все дети были разделены на две группы таким образом, что один близнец из каждой пары вошел в одну группу, другой — в другую. Группы , жили в разных помещениях, имели разные комнаты для игр |и занятий и общались только на прогулке.

При обучении детей использовали различные приемы. В одной группе проводили конструктивные игры, в которых ребенок должен был построить из кубиков сооружение по образцу, сделанному из таких же кубиков. В другой группе дети должны были строить из кубиков по образцу, не расчлененному на составные части, т. е. ребенок должен был каждый раз самостоятельно искать нужные способы конструктивного решения, анализировать, из каких элементов может быть составлена та или иная часть постройки, подбирать и комбинировать эти элементы, постоянно сравнивая достигаемые результаты с образцом.

После того как с каждой группой было проведено по пять — десять конструктивных занятий, всем детям были даны контроль­ные задачи. Они включал стройку по расчлененным и нерасчле-иенным образцам, стройку по расчлененным образцам при отсутствии нужных деталей (но которые могли быть заменены сочетанием других деталей), свободную постройку по заЛыслу и большое количество специальных заданий, выполнение которых требовало детального зрительного анализа различных фигур и оперирования в уме пространственными представлениями (например, нужно было нарисовать построенный из кубиков домик, мысленно перевернув его).

При выполнении всех контрольных заданий группа детей, занимавшихся стройкой по целостным образцам, обнаружила поразительные преимущества. Любопытно, что эти преимущества проявились даже при стройке по расчлененным образцам, т. е. в том виде деятельности, в котором другая группа все время упражнялась. Дети, входившие в группу, где конструктивные игры носили более творческий характер, научились наглядному анализу элементов, составляющих постройку, приобрели большую точность и восприятии соотношений этих элементов, их формы и т. д. Строй­ка носила плановый характер. Прежде чем строить, дети внимательно рассматривали образец, примеривались к нему, делали пробные конструкции и только после этого планомерно решали задачу.

Таким образом, без особого преувеличения можно сказать, что дети приобрели известные способности к конструктивной деятель­ности, которых не оказалось у их близнецов, обучавшихся по другому методу. Эти способности позволили успешно решить ряд других, неконструктивных контрольных задач, где требовалось расчлененное восприятие и оперирование пространственными представлениями. Способности проявились и в творческих зада­чах — при свободной стройке по замыслу.

Конечно, не следует думать, что за два с половиной месяца у пятилетних детей удалось воспитать конструктивные способно­сти, которые останутся на всю жизнь. Речь может идти только о некоторых зачатках таких способностей, но и это уже немало.

Способности.Советская детская психология считает, что природные особенности, передающиеся по наследству, могут

служить задатками тех или иных способностей, создавать предпосылки для их развития. Способности, как и другие психиче­ские качества, складываются в процессе жизни, под влиянием воспитания и обучения. Кроме того, развитие способностей зависит от внутренней позиции самого ребенка к той или иной деятельности. Интерес и трудоспособность определяют успех в развитии способностей.

В зависимости от массы неучитываемых, часто случайных обстоятельств то, что привлекает внимание и оставляет глубокий след в психике одного ребенка, проходит просто незамеченным для другого. Уже у младенцев намечается избирательность отношения к миру, к воздействиям окружающей среды, и в зависимости от этого одни и те же воздействия приобретают для разных детей разное значение. По мере того как ребенок становится старше, эта избирательность возрастает. Кроме того, не может быть вполне одинаковым отношение окружающих к разным детям, даже отношение родителей к близнецам.

Различия между детьми в области их психического развития многообразны. Все они возникают и развиваются в процессе жизни и воспитания. Но от природных особенностей могут зависеть особенности формирования у ребенка тех или других психических качеств и в известной мере — конечный результат этого формиро­вания. Для одних качеств (например, темперамента) эта зависимость более значительна, для других (черт характера, способностей)—менее, для третьих (знаний)—не существенна.

Учитывать индивидуально-психологические особенности в про­цессе воспитания — значит не только приспосабливать к ним воспитательные воздействия, добиваясь, чтобы каждый ребенок достиг достаточно высокого уровня психического развития, но и активно вмешиваться в развитие детей: поддерживать намечаю­щиеся положительные качества и перестраивать отрицательные. Вопросы для повторения первого раздела

1 Что изучает детская психология? »

2. В чем состоит теоретическое и практическое значение детской психологии!

3. Какими методами пользуется детская психология?

4. Какие виды наблюдения вы знаете?

5. Какова разница между наблюдением и экспериментом?

6. Какова суть формирующего эксперимента?

7. Какие вспомогательные методы психологии вы знаете?

8. Какова специфика тестов?

9. Какими методами изучения детей может пользоваться воспитатель?

10. В чем состоят основные условия психического развития ребенка?

11. Что является источником психического развития ребенка?

12. Какова роль деятельности в психическом развитии ребенка?

13. От чего зависит переход к новой ведущей деятельности?

14. Какова роль обучения в психическом развитии ребенка?

15. Чем обусловлены возрастные этапы психического развития?

16. Почему воспитатель должен иметь в виду индивидуальные особенности
психического развития детей?

17. Каково содержание Декларац